Статистика ВК сообщества "ПСИХОЛОГИЯ | Выготский +"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Модель порождения речи

Работа посвящена вопросам разработки и верификации модели порождения речи А.А. Леонтьева - Т.В. Ахутиной, исходящей из идей Л.С. Выготского. Кратко излагаются теоретические и экспериментальные предпосылки теории речемышления Л.С. Выготского. Идеи этой теории позволили осмыслить полемику в психолингвистике 60-70-х годов ХХ в. (работы А.А. Леонтьева), данные афазиологии А.Р. Лурии и результаты исследований Т.В. Ахутиной в области аграмматизма, что дало возможность построить общий каркас модели. В статье рассматриваются концепции психолингвистики 70-х годов ХХ в., в частности идеи Ч. Филлмора, Ч. Ли и С. Томпсон, Дж. Брунера и Э. Бейтс, позволившие интерпретировать синтаксические операции модели, а также подтверждение этих идей в исследованиях синтаксиса детской речи, языков «пиджин» и креольских языков и т. п. Приводятся данные современных исследований на стыке лингвистики, психологии и нейронаук, в частности обзора по «линейным» языкам Р. Джекендоффа и Е. Виттенберга и экспериментальных исследований (Р. Томлин, А. Мячиков; А. Конопка), которые могут быть интерпретированы в рамках модели порождения речи А.А. Леонтьева - Т.В. Ахутиной, что подтверждает высокий объяснительный потенциал идей Л.С. Выготского и модели, построенной на этих идеях.

427 1 ER 7.8129
Кризис трех лет

Рассматриваются кризис 3 лет в концепции Л.С. Выготского и симптомы, которые свидетельствуют о наступлении кризисного периода.

492 0 ER 8.3721
Вместе с памятью у пациента оказалась утрачена основополагающая способность к переживанию, и именно в этом смысле он лишился души. Лурия называет такое отмирание чувств "эмоциональным уплощением" и в некоторых случаях считает это необратимой патологией, главной причиной крушения личности и внутреннего мира человека.
__________
Оливер Сакс

301 2 ER 6.0020
Многие родители сами вынуждают своих детей к этому гнусному делу [лжи] жестокими побоями за любой мельчайший проступок; а это значит, что в следующий раз маленькое, охваченное ужасом существо непременно сорвется в пропасть лжи. Только для того, чтобы избежать палки.
__________
Пол Экман "Психология лжи"

345 0 ER 7.0824
Образ взрослого для ребенка это - не образ другого человека, пусть самого близкого, и тем более не репрезентация некоего элемента социальной среды, а образ себя самого в перспективе, заданный через другого.
__________
Д.Б. Эльконин

288 3 ER 5.5814
Попытаться свести психологию человека к физиологии высшей нервной деятельности, как это одно время предлагалось механистически мыслящими учеными, было бы аналогично той ошибке, которую допустил бы архитектор, если бы он попытался свести происхождение и анализ стилей готики и барокко или ампира к законам сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитектором, но которые ни в коей мере не могут объяснить происхождение архитектурных стилей.
__________
А.Р. Лурия "Лекции по общей психологии"

16 июля 1902 года родился Александр Романович Лурия

229 49 ER 5.5220
Психические патологии и теория Выготского

Культурно-историческая теория развития детской психики получила свое основание в работах Л.С. Выготского и была продолжена работами его учеников и соратников А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В качестве основного принципа рассмотрения развития Л.С. Выготский берёт принцип историзма, рассматривая психические реалии в происхождении, становлении, а также в контексте того или иного исторического периода. Сущность развития психики состоит в процессе овладения человеком своим поведением и психикой. Исследование психического развития возможно в русле изучения развития человеческого сознания и культурных орудий, присущих человеческому сообществу.

266 1 ER 5.2420
Игра для ребенка является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии.
__________
Д.Б. Эльконин

289 0 ER 6.2753
Какой должна быть «идеальная» детская книга?

Кто лучше всех знает, какой должна быть «идеальная» детская книга? Наверное, ее автор – детский писатель, детский поэт. Уже в момент написания своей книги, способный читать ее, как минимум, двумя парами глаз - ребенка и взрослого. А еще и слышать текст детскими ушами – ведь до маленького читателя, который уже умеет читать, вначале появляется слушатель книги. И даже дети, уже овладевшие чтением, иной раз просят маму или папу почитать – ведь это к тому же и общение. Через слуховой и зрительный канал книга проникает в детскую душу по-разному. Да и глаз может читать, а может просто созерцать: картинки в детской книжке – не иллюстрации слов, а полноправный «текст». И чем моложе «читатель», тем полноправнее.

Тут вспоминается не только В. Сутеев. Вы можете себе представить Буратино без полосатого колпачка и шортиков? А ведь его «приодел» в это художник Леонид Владимирский только в 1953 г. Между прочим, в некоторое противоречие с текстом Алексея Толстого, у которого сказано ясно: «За горизонтом мелькнул белый колпачок Буратино». Хотите Буратино – обратно, в белом колпаке? Ну, тогда уж и в шароварчиках, как его первоначально нарисовали… Наш образ разрушится.

А еще - уши, глаза, душа растут вместе со слушателем-созерцателем-читателем (в том числе, благодаря самим книгам!), и по мере этого роста как-то меняются взрослые. И времена, в которых, растут дети, в которых пишутся книги для них, тоже меняются, сейчас очень стремительно. «Как наше слово отзовется?» Не устареет ли, пока автор его ищет?

Словом, «идеальная книга» - понятие не только возрастное, но и историческое. Последнее напоминает нам и о том, что сегодня не существует однородного адресата книги. Современное детство и условия, в которых оно протекает, чрезвычайно разнообразны. И место книги в жизни детей и взрослых – уже не то, что было четверть века назад. С поправкой на все это и многое другое приходится искать новый образ детской книги.
В.Т. Кудрявцев

307 0 ER 5.6037
Психопатии личности

Патология личности, обозначаемая ранее как «психопатии», а в настоящее время – «расстройство личности», занимает центральное положение в структуре психической патологии, относимой к пограничным состояниям, соприкасаясь при этом тесным образом со спектром расстройств эндогенного круга. Тем не менее, эта клиническая форма во многих отношениях остается неясной в смысле этиологии, патогенеза и даже своих клинических границ. В этих случаях, как считал О.В. Кербиков, целесообразно обратиться к историческому аспекту проблемы, в котором, по мере ее развития, обнаруживаются определенные дискуссионные моменты. С исторической точки зрения рассматривается вопрос появления термина психопатия. Об отечественных приоритетах в истории учения о психопатиях. В России первое описание психопатии принадлежит В.Х. Кандинскому. Вместо одного имени (И.М. Балинского), с которым до определённого времени связывалось выделение психопатии, следует назвать, по мнению О.В. Кербикова, по меньшей мере три: В.Х. Кандинского, О.А. Чечотта и И.М. Балинского, причем вклад каждого из них в создание учения о психопатиях весьма различен. Так, О.А. Чечотт последовательно и настойчиво вводил новое понятие в судебно-психиатрическую практику, И.М. Балинский своим авторитетом способствовал признанию нового в то время понятия, широкой общественностью и, в частности, юристами наряду с обоснованием клинической самостоятельности «психопатии», В.Х. Кандинский с большим мастерством описал психопатологию.

260 4 ER 4.7348