*****
— Старик, дай мне упражнение.
— Молчи.
— Не понял.
— Упражнение такое. Молчи. Не говори ничего круглые сутки напролёт.
— Ну, молчать, это не трудно.
— А ты попробуй. Когда я попробовал, то через пол часа начал говорить, а потом вспоминал и закрывал руками рот. Так продолжалось всё время. И потом наступали моменты, когда хотелось говорить, возражать, отвечать, но я должен был молчать. Потом я понимал, что в большинстве случаев и говорить не нужно. И моё молчание даже приносило спокойствие. Меньше споров, ссор, конфликтов. Потом я уже начал привыкать. Молчание — это аскеза и она даёт свои плоды. Оно увеличивает волю. Попробуй.
#yogin_мотивация 🏻
Статистика ВК сообщества "Йога-магазин YOGIN МОСКВА"
ЗАКАЗ ОНЛАЙН на сайте 4yoga.ru товары для йоги оптом и в розницу. Гороховая 31
Количество постов 6 754
Частота постов 18 часов 26 минут
ER
10.70
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ
К всемирному дню шопинга мы дарим вам до 11.11 включительно скидку 25% на товары для йоги:
25% на любой коврик Salamander
25% на любой коврик Rishikesh или Rishikesh Travel
25% на все чехлы и сумки для йоги-ковриков
25% на все опорные блоки
25% на все ремни
Чтобы вы могли совершить покупки с максимальной выгодой, мы объявляем дополнительные 10% скидки для всех товаров, которые вы закажете и заберете в нашем магазине. Эта скидка суммируется с другими скидками и действует на все категории товаров и действует до конца локдауна до 7 ноября включительно.
Ждем Вас в нашем магазине на Гороховой,31.
К всемирному дню шопинга мы дарим вам до 11.11 включительно скидку 25% на товары для йоги:
25% на любой коврик Salamander
25% на любой коврик Rishikesh или Rishikesh Travel
25% на все чехлы и сумки для йоги-ковриков
25% на все опорные блоки
25% на все ремни
Чтобы вы могли совершить покупки с максимальной выгодой, мы объявляем дополнительные 10% скидки для всех товаров, которые вы закажете и заберете в нашем магазине. Эта скидка суммируется с другими скидками и действует на все категории товаров и действует до конца локдауна до 7 ноября включительно.
Ждем Вас в нашем магазине на Гороховой,31.
"Отсутствие желания практиковать - знак того, что практика особенно необходима".
Дагпо Ринпоче
Дагпо Ринпоче
«Не убивайте в себе тело ради асаны»
#yogin_therapy
Ванда Скаравелли, пианистка по образованию , большую часть своей жизни прожила во Флоренции и Риме. Именно в то время, когда у нее в Швейцарии гостил Кришнамурти, она узнала о йоге. Летом на протяжении нескольких лет двое учеников, рекомендованных Кришнамачарьей, обучали и Кришнамурти и Скаравелли.
Это были Десикачар и Б.К.С. Айенгар. Айенгар обладал необычайными знаниями в технике асан, а от Десикачара он научилась объединять дыхание и движение.
Несмотря на то, что это Десикачар и Айенгар были важными источниками информации, йога, которую разработала Скаравелли, пришла к ней от ее «внутреннего учителя», доверяя своему телу и учась у него. Таким образом, она развила более мягкий и женственный метод йоги. Ей казалось, что она открыла или выявила что-то, чем стоит поделиться в миром и передать свои знания через свои учения.
Ванда Скаравелли умерла в возрасте 91 года в Италии в 1999 году. Учения Скаравелли ведутся и по сей день благодаря Доне Холман, Диане Лонг, Эриху Шифман, Эстер Майерс, Мэри Стюарт, Софи Хоар, Сандре Сабатини.
«Хотя она пришла в йогу довольно поздно, в возрасте 50 лет, ее практика и преподавание оказали большое влияние на метод хатха йоги». Фил Каталфо
У Десикачара Ванда научилась осознанному дыханию. Позднее она сформулировала свой собственный метод (в котором «вы становитесь умнее и одновременно счастливее») и начала обучать других. Ее книга «Пробуждение Позвоночника» (Harper San Francisco, 1995) стала классикой. С момента ее смерти в 1999 году в возрасте 91 года несколько учителей продолжили ее учение. Одним из таких последователей является Эстер Майерс из Торонто. «Я практикую, потому что практиковать для меня естественно,» говорила она Майерс в своем интервью Yoga Journalв 1996 году. «Нет никакой другой причины».
Метод Скаравелли прежде всего концентрируется на вытяжении и выравнивании позвоночника посредством гравитации и дыхания. Таким образом, мы проникаем в свое тело и слушаем, что лучше для него – индивидуально. Как только естественный разум тела реализован, длительное напряжение и блоки отпускают тело, без усилий возвращая его в состояние комфорта и наполненности энергией. Практика принципов ахимсы и сатьи (ненасилия и правдивости) приводят к безопасной практике, подходящей всем.
☝🏻На что стоит обратить внимание при практике асан в рамках метода Скаравелли:
• Дайте себе время и отпустите амбиции. Асана получится, как только в теле исчезнут напряжение и дисбаланс. Нет необходимости применять силу.Найдите корни асаны относительно земли (стопы, седалищные кости, руки, колени, предплечье, плечи, позвоночник, таз и т.д. – часть тела, которая соприкасается с землей).
• Сохраняйте мягкость тела, как только вы соприкасаетесь с землей. Всегда обращайте внимание на отстройку тела в асане, начиная с самого основания.
• Во время выдоха сохраняйте пассивность (спокойствие) – при вдохе активизируйтесь
• При достижении баланса и стабильности в асане, наблюдайте за тем, как дыхание проходит вдоль позвоночника.
• При высвобождении крестца, поясницы и таза, выдохните воздух из области талии, направляя его вверх.
• Образовавшийся поток воздуха снимает напряжение и дисбаланс в верхней области позвоночника и шеи.
• Вас может удивить внезапное и динамичное движение. Но именно оно привносит жизнь в асану.
• Дождитесь момента, когда вы отработаете асану, прежде чем начать углублять свою практику и переходить к более сложной вариации асаны.
• При достижении совершенства асана эволюционируют через осознание ритма дыхания и вытяжение позвоночника.
• Когда вы стоите на ногах, втяните низ живота в себя – так вы почувствуете импульс высвобождения.
• Естественные вытянутые изгибы позвоночника желательны для поддержания баланса при распределении веса спереди и сзади.
• У практикующих с плоской спиной есть преимущество; как только глубокое напряжение уходит из области таза, начинает образовываться изгиб.
• Примите во внимание, что во время перехода от практики, развивающей мышечную массу, к менее напряженной, мышечный корсет начинает меняться, и вы временно подвержены травмам.
• Когда вы готовы, страх исчезает, и асана получается легко. Представьте, что у вас «в запасе бесконечно много времени, но при этом ни к чему нет стремления
Источник: yogalifestyleblog 🏻
#yogin_therapy
Ванда Скаравелли, пианистка по образованию , большую часть своей жизни прожила во Флоренции и Риме. Именно в то время, когда у нее в Швейцарии гостил Кришнамурти, она узнала о йоге. Летом на протяжении нескольких лет двое учеников, рекомендованных Кришнамачарьей, обучали и Кришнамурти и Скаравелли.
Это были Десикачар и Б.К.С. Айенгар. Айенгар обладал необычайными знаниями в технике асан, а от Десикачара он научилась объединять дыхание и движение.
Несмотря на то, что это Десикачар и Айенгар были важными источниками информации, йога, которую разработала Скаравелли, пришла к ней от ее «внутреннего учителя», доверяя своему телу и учась у него. Таким образом, она развила более мягкий и женственный метод йоги. Ей казалось, что она открыла или выявила что-то, чем стоит поделиться в миром и передать свои знания через свои учения.
Ванда Скаравелли умерла в возрасте 91 года в Италии в 1999 году. Учения Скаравелли ведутся и по сей день благодаря Доне Холман, Диане Лонг, Эриху Шифман, Эстер Майерс, Мэри Стюарт, Софи Хоар, Сандре Сабатини.
«Хотя она пришла в йогу довольно поздно, в возрасте 50 лет, ее практика и преподавание оказали большое влияние на метод хатха йоги». Фил Каталфо
У Десикачара Ванда научилась осознанному дыханию. Позднее она сформулировала свой собственный метод (в котором «вы становитесь умнее и одновременно счастливее») и начала обучать других. Ее книга «Пробуждение Позвоночника» (Harper San Francisco, 1995) стала классикой. С момента ее смерти в 1999 году в возрасте 91 года несколько учителей продолжили ее учение. Одним из таких последователей является Эстер Майерс из Торонто. «Я практикую, потому что практиковать для меня естественно,» говорила она Майерс в своем интервью Yoga Journalв 1996 году. «Нет никакой другой причины».
Метод Скаравелли прежде всего концентрируется на вытяжении и выравнивании позвоночника посредством гравитации и дыхания. Таким образом, мы проникаем в свое тело и слушаем, что лучше для него – индивидуально. Как только естественный разум тела реализован, длительное напряжение и блоки отпускают тело, без усилий возвращая его в состояние комфорта и наполненности энергией. Практика принципов ахимсы и сатьи (ненасилия и правдивости) приводят к безопасной практике, подходящей всем.
☝🏻На что стоит обратить внимание при практике асан в рамках метода Скаравелли:
• Дайте себе время и отпустите амбиции. Асана получится, как только в теле исчезнут напряжение и дисбаланс. Нет необходимости применять силу.Найдите корни асаны относительно земли (стопы, седалищные кости, руки, колени, предплечье, плечи, позвоночник, таз и т.д. – часть тела, которая соприкасается с землей).
• Сохраняйте мягкость тела, как только вы соприкасаетесь с землей. Всегда обращайте внимание на отстройку тела в асане, начиная с самого основания.
• Во время выдоха сохраняйте пассивность (спокойствие) – при вдохе активизируйтесь
• При достижении баланса и стабильности в асане, наблюдайте за тем, как дыхание проходит вдоль позвоночника.
• При высвобождении крестца, поясницы и таза, выдохните воздух из области талии, направляя его вверх.
• Образовавшийся поток воздуха снимает напряжение и дисбаланс в верхней области позвоночника и шеи.
• Вас может удивить внезапное и динамичное движение. Но именно оно привносит жизнь в асану.
• Дождитесь момента, когда вы отработаете асану, прежде чем начать углублять свою практику и переходить к более сложной вариации асаны.
• При достижении совершенства асана эволюционируют через осознание ритма дыхания и вытяжение позвоночника.
• Когда вы стоите на ногах, втяните низ живота в себя – так вы почувствуете импульс высвобождения.
• Естественные вытянутые изгибы позвоночника желательны для поддержания баланса при распределении веса спереди и сзади.
• У практикующих с плоской спиной есть преимущество; как только глубокое напряжение уходит из области таза, начинает образовываться изгиб.
• Примите во внимание, что во время перехода от практики, развивающей мышечную массу, к менее напряженной, мышечный корсет начинает меняться, и вы временно подвержены травмам.
• Когда вы готовы, страх исчезает, и асана получается легко. Представьте, что у вас «в запасе бесконечно много времени, но при этом ни к чему нет стремления
Источник: yogalifestyleblog 🏻
Воскресенье! ♂
Отличное видео, чтобы грамотно проснуться-потянуться-улыбнуться миру!
🤾♀Несколько эффективных упражнений для разработки подвижности лопаток и плеч.
Отличное видео, чтобы грамотно проснуться-потянуться-улыбнуться миру!
🤾♀Несколько эффективных упражнений для разработки подвижности лопаток и плеч.
ШАВАСАНА (поза Мертвеца) — ВЕНЕЦ ПРАКТИКИ ЙОГИ!
В ней мы получаем наиболее яркий опыт полноценного существования, пополняем энергоресурсы, устанавливаем глубокую связь с самими собой и осознаем наконец неисчерпаемость своих возможностей.
Однажды в конце занятия по йоге, когда я убирал пропсы, ко мне неожиданно подошел преподаватель и, улыбаясь, сообщил, что Шавасана у меня стала получаться гораздо лучше. Я чуть было не уронил на ногу кирпич. Лучше? Шавасана? То есть моя способность имитировать труп улучшилась? «Раньше ты был более суетливым», — сказал он. «У меня стало лучше получаться лежать на полу?» — уточнил я. Преподаватель вздохнул и посмотрел на меня с укором.
🏻Философский подход
Шавасана — это больше чем просто сон на полу. После правильной последовательности упражнений вы должны ощущать себя одновременно расслабленными и полными сил, а ум должен быть спокойным и сфокусированным. Если оставаться внимательными и не позволять уму блуждать, то от практики позы Мертвеца вы получите колоссальную пользу. Шавасана может привести вас к удивительному переживанию того, что учителя называют состоянием присутствия. Это качество осознанности, которое не зависит от внешних обстоятельств вроде вашей фигуры, вашей личности или вашей деятельности. Оно просто есть — это та часть вас, которая присутствует, даже когда тело и ум временно «умерли» для дел и удовольствий повседневной жизни. В тихой неподвижности Шавасаны у вашего тела и ума есть возможность синтезировать все действия, инструкции и ощущения, которые вы получили во время занятия. Это дает возможность интегрировать полученный опыт, чтобы вы могли привнести спокойную осознанность в любую жизненную ситуацию. Многие учителя считают Шавасану самой важной позой, так как ее смиренное выполнение может привести к истинной цели йоги — осознанию того, что вы являетесь частью чего-то, что больше вашего индивидуального «я».
⚕Благотворный эффект Шавасаны включает в себя уменьшение мышечного напряжения во всем теле. Расслабляясь, вы отпускаете чувство тревоги. Тело, ум и дух вновь интегрируются, и тогда возникают приятные ментальные состояния. Это замечательный способ спокойно и расслабленно завершить практику.
Три элемента
Аадил Палхивала, основатель центров Пурна-йоги в штате Вашингтон, вспоминает, что в конце 1960-х его мать, адвокат из Бомбея, обратилась к Б. К. С. Айенгару с просьбой найти эффективную программу йоги, которая не занимала бы много времени. «Она сказала Айенгару: «У меня нет времени делать весь комплекс упражнений. Какие самые важные позы?» Айенгар ей ответил: «Две минуты Стойка на голове, пять минут Стойка на плечах и Шавасана как можно дольше». Палхивала поспешил добавить, что это не было универсальным советом Айенгара для оптимальной ежедневной практики среднестатистического садхаки. Этот укороченный комплекс из трех асан он рекомендовал конкретно его матери, чтобы она его практиковала «только когда была очень занята. По выходным она занималась два часа». И вместе с тем тот факт, что Айенгар включил в мини-комплекс из трех асан Шавасану, говорит об архиважности этой позы.
Билл Баун, профессор физиологии клиники при Техасском университете в Хьюстоне, рассматривает Шавасану как форму осознанной медитации. Он считает ее весьма ценной практикой и поэтому всячески советует выполнять позу Мертвеца не только пациентам клиники, но и своим товарищам по работе — врачам. «Шавасана работает, — говорит Баун. — В перерывах между работой релаксация позволяет нам отойти от того, что я называю птичьим гомоном, — от постоянной болтовни, которую мы ведем с самими собой, или от босса, который накричал на вас час назад, или от чего-то еще, что происходит в вашей жизни. Затем вы забираете этот «внимательный покой» с собой». «Поэтому важно, чтобы в конце практики преподаватель вернул вас в реальность, — считает Баун. — Тогда вы сможете жить, зарядившись энергией». И эффективнее справляться со стрессом.
Не спать
Очевидно, что ученики часто недооценивают позу Мертвеца. «Многие пытаются потихоньку уйти, как только начинается Шавасана, — возмущается Джон Френд, основатель Анусара-йоги. — Они чувствуют себя уязвимыми, если неподвижно лежат пять или десять минут». Другие студенты воспринимают Шавасану как сиесту.
Лечь в Шавасану не значит уснуть или отключиться. Эта на первый взгляд простая поза может привести, по словам Френда, к «переживанию наивысшей свободы». В лучшем случае Шавасана предоставляет возможность свободы, которая наступает, когда вы отпускаете путы, связывающие с внешним миром. В этот момент вы освобождаете себя для переживания «Я» за пределами ограничений вашей личной истории радостей и страданий. В Шавасане, цитируя Френда, «дух становится сутью нашего бытия. Здесь он не пленен физической сферой и не цепляется за нее».
Полный покой
В своей книге «Глубинное измерение йоги» знаменитый историк йоги Георг Ферштайн отмечает, что Шавасана описана еще в «Хатха-йога-прадипике» — основополагающем труде по йоге XIV века. И в этом трактате сказано, что «Шавасана предотвращает усталость и помогает достичь ментального покоя». По словам Ферштайна, поза Мертвеца «сочетает внутреннюю тишину с высоким уровнем энергии, таким образом символизируя суть йоги».
Название этой позы — одна из причин, по которой ее неверно понимают. «Труп — неудачная ассоциация, — смеется Ферштайн. — Для современных людей это слово означает мертвое тело. А просвещенные йоги древности трактуют и понимают Шавасану иначе. С их точки зрения, «труп» физически инертен, но очень наблюдателен».
«Безмятежная осознанность — вот как можно назвать состояние, которого Шавасана помогает достичь», — полагает Джон Френд. Невзирая на всю пользу Шавасаны для тела и ума, очень многие практикующие все еще рассматривают ее как нечто второстепенное. «Представьте себе, что у вас в руках сувенир в виде стеклянного шара с «падающим снегом» внутри. Вы ставите его на стол. И через какое-то время весь снег вновь оседает на дома и деревья». Шавасана, по словам Френда, играет эту же роль в йоге. «Во время практики все активизируется, и потом нужно это успокоить».
В некоторых современных школах йоги к этой позе подходят очень серьезно. Адепты Шивананда-йоги начинают с Шавасаны 90-минутное занятие. Это необходимо для того, чтобы расслабить тело и подготовить ум к предстоящей работе. Они также чередуют ею асаны (что позволяет дыханию циркулировать свободно и одновременно оживляет нервную систему и защищает ее от чрезмерной стимуляции), а затем опять дают в конце практики, чтобы привести учеников в состояние баланса.
🔮Идем глубже
Френд рассматривает позу Мертвеца как очень глубокий опыт. «Это время, когда вы можете позволить своему телу расслабиться. Нет никакого напряжения, и можно начинать заниматься настоящей йогой». А это не что иное как «акт соединения» между «вашим «я» с маленькой буквы, то есть эго, и вашим «Я» с большой буквы, то есть Духом». В этой позе вы отпускаете одержимость вашего ума повседневной жизнью, поэтому «Шавасана способствует установлению такой связи».
Конечно, просто принять позу Мертвеца недостаточно для установления связи между «я» с маленькой буквы и «Я» с большой буквы. Однако йога обещает, что, если жить с намерением наблюдать за собой как можно более честно, союз «я» и «Я» может действительно состояться. Шавасана создает пространство и для этого тихого задумчивого исследования, и для этого союза.
Правила умирания
Лягте на спину и примите как можно более нейтральное положение. В Шавасане ваш мозг воспринимает нецентрированность как помеху, так что чем больше вы сбалансируетесь, тем лучше ваш мозг успокоится. Когда это произойдет, то, что вы обычно воспринимаете как границы своего тела, смягчится и растворится. Вы будете ощущать себя вполне расслабленными. У вас появится больше личного пространства, которое не будет зависеть от других людей.
При этом коврика будет вполне достаточно.
Положите руки вдоль тела под углом в 45° по отношению к туловищу. Равномерно разверните ладони к потолку — каждая из них должна лежать на фаланге среднего пальца. Мысленно проведите линию через центр вашего туловища. Не уводите ноги в стороны, пятки должны быть на расстоянии 5 см друг от друга. Расположите голову так, чтобы глаза были направлены строго в потолок. Голова не повернута и не наклонена. Так вам лучше удастся привести тело в нейтральное положение, а это значит, что мозгу удастся лучше расслабиться.
Приняв нейтральное положение, убедитесь в том, что язык спокойно лежит во рту. У языка также есть средняя линия, так что равномерно распределите его по обеим сторонам от нее. Пусть глаза провалятся в глазницы. Расслабьте нос и слуховой канал — вы должны слушать свое дыхание из глубины затылка. И наконец, расслабьте кожу переносицы. Когда вы почувствуете, что укоренились в своем центре и что ваши органы восприятия расслабились, визуализируйте внутри черепа мозг. Представьте, что он сжимается, становится все меньше и меньше, отдаляется от внутренней стенки черепа. А затем представьте, что мозг расслабляется, стремясь к затылку. Пусть глаза будут как можно более расслабленными, покоясь в задней части глазниц. Дышите без всяких усилий. Почувствуйте, как на вдохе мозг отходит от лба и расслабляется к затылку. На выдохе плавно отпускайте дыхание. В течение следующих нескольких минут важно оставаться как можно более неподвижным и присутствующим. Позвольте мышцам сползти к задней части тела. Пусть ягодичные мышцы стекают к задним частям бедер, а икроножные — к пяткам. Почувствуйте связь с полом и продолжайте осознавать свое дыхание и те звуки, которые доносятся из зала, — они помогут вам оставаться в настоящем моменте на протяжении всей позы.
Как рассчитать, сколько минут нужно оставаться в Шавасане? Заранее планируйте время пребывания. Оставайтесь в позе Мертвеца не менее десяти минут, если вы занимались час, и пяти минут, если практика длилась полчаса.
Восемь секретов Шавасаны
Успех Шавасаны начинается не с инструкций, а с правильного расположения тела в пространстве. Найдите тихое, спокойное место, в которое не попадают прямые лучи солнца. Вам должно быть комфортно.
1. Для начала приготовьте все необходимые материалы для выполнения Шавасаны. Если вы практикуете в холодное время года, используйте три одеяла – одно под спину, другое под голову, а третье возьмите для того, чтобы укрыться. Не включайте музыку или запись со звуками природы – это создаст лишний шум. И без того звуки улицы, передвижение соседей по квартире, журчание воды в батареях – все эти звуки обострятся и навалятся на вас. Задача Шавасаны – не только максимальное расслабление, но и максимальное присутствие здесь и сейчас.
2. Наденьте носки и свитер – Шавасана не является активной практикой, и разогретое асанами тело может быстро остыть. Если вы активный эмоциональный человек, скорее всего, вам будет трудно расслабить мозг и глаза. Поэтому вы можете запастись повязкой для глаз – это могут быть специально сшитые мягкие тряпичные очки из магазина йогических товаров или же что-нибудь их заменяющее, например сложенный вчетверо хлопковый ремень или эластичный бинт.
3. Постелив одеяла, сядьте в середине коврика. Возьмитесь руками за его края и выровняйте спину. Растяните позвоночник. Лягте, расположив позвоночник строго по центральной линии коврика. При этом затылок должен быть на одной линии с позвоночником. Выпрямите тело в струну. Натяните ступни на себя, а затем развалите их.
4. Лежа на полу, поместите локти на пол рядом с ребрами. Оттолкнитесь локтями от пола, выравнивая трапеции. Положите ладони на затылок и уведите кожу головы от затылочных бугров к макушке – это поможет вам выровнять положение шеи и головы.
5. Затем расположите руки так, чтобы они лежали по сторонам под углом 45° к телу. Плечи расслаблены, дыхание течет свободно.
6. Если вы ляжете ровно, это будет означать, что энергия распределится правильно. Если вы ляжете криво, сместив таз в сторону или повернув голову, энергия замкнется. Еще раз просканируйте все тело от кончиков пальцев ног до макушки головы. Вам комфортно? Значит, можно приступать.
7. Закройте глаза и попытайтесь полностью отойти от своих мыслей. Если они вас одолевают, смотрите на них как бы со стороны. Первое время может напрягаться лицо, точка между бровями и верхние веки. Если вы будете смотреть внутрь себя, дискомфорт исчезнет.
8. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Старайтесь с выдохом отпускать напряжение из мышц, а на вдохе осознанно впускать энергию расслабления.
Автор: Джон Хэнк
В ней мы получаем наиболее яркий опыт полноценного существования, пополняем энергоресурсы, устанавливаем глубокую связь с самими собой и осознаем наконец неисчерпаемость своих возможностей.
Однажды в конце занятия по йоге, когда я убирал пропсы, ко мне неожиданно подошел преподаватель и, улыбаясь, сообщил, что Шавасана у меня стала получаться гораздо лучше. Я чуть было не уронил на ногу кирпич. Лучше? Шавасана? То есть моя способность имитировать труп улучшилась? «Раньше ты был более суетливым», — сказал он. «У меня стало лучше получаться лежать на полу?» — уточнил я. Преподаватель вздохнул и посмотрел на меня с укором.
🏻Философский подход
Шавасана — это больше чем просто сон на полу. После правильной последовательности упражнений вы должны ощущать себя одновременно расслабленными и полными сил, а ум должен быть спокойным и сфокусированным. Если оставаться внимательными и не позволять уму блуждать, то от практики позы Мертвеца вы получите колоссальную пользу. Шавасана может привести вас к удивительному переживанию того, что учителя называют состоянием присутствия. Это качество осознанности, которое не зависит от внешних обстоятельств вроде вашей фигуры, вашей личности или вашей деятельности. Оно просто есть — это та часть вас, которая присутствует, даже когда тело и ум временно «умерли» для дел и удовольствий повседневной жизни. В тихой неподвижности Шавасаны у вашего тела и ума есть возможность синтезировать все действия, инструкции и ощущения, которые вы получили во время занятия. Это дает возможность интегрировать полученный опыт, чтобы вы могли привнести спокойную осознанность в любую жизненную ситуацию. Многие учителя считают Шавасану самой важной позой, так как ее смиренное выполнение может привести к истинной цели йоги — осознанию того, что вы являетесь частью чего-то, что больше вашего индивидуального «я».
⚕Благотворный эффект Шавасаны включает в себя уменьшение мышечного напряжения во всем теле. Расслабляясь, вы отпускаете чувство тревоги. Тело, ум и дух вновь интегрируются, и тогда возникают приятные ментальные состояния. Это замечательный способ спокойно и расслабленно завершить практику.
Три элемента
Аадил Палхивала, основатель центров Пурна-йоги в штате Вашингтон, вспоминает, что в конце 1960-х его мать, адвокат из Бомбея, обратилась к Б. К. С. Айенгару с просьбой найти эффективную программу йоги, которая не занимала бы много времени. «Она сказала Айенгару: «У меня нет времени делать весь комплекс упражнений. Какие самые важные позы?» Айенгар ей ответил: «Две минуты Стойка на голове, пять минут Стойка на плечах и Шавасана как можно дольше». Палхивала поспешил добавить, что это не было универсальным советом Айенгара для оптимальной ежедневной практики среднестатистического садхаки. Этот укороченный комплекс из трех асан он рекомендовал конкретно его матери, чтобы она его практиковала «только когда была очень занята. По выходным она занималась два часа». И вместе с тем тот факт, что Айенгар включил в мини-комплекс из трех асан Шавасану, говорит об архиважности этой позы.
Билл Баун, профессор физиологии клиники при Техасском университете в Хьюстоне, рассматривает Шавасану как форму осознанной медитации. Он считает ее весьма ценной практикой и поэтому всячески советует выполнять позу Мертвеца не только пациентам клиники, но и своим товарищам по работе — врачам. «Шавасана работает, — говорит Баун. — В перерывах между работой релаксация позволяет нам отойти от того, что я называю птичьим гомоном, — от постоянной болтовни, которую мы ведем с самими собой, или от босса, который накричал на вас час назад, или от чего-то еще, что происходит в вашей жизни. Затем вы забираете этот «внимательный покой» с собой». «Поэтому важно, чтобы в конце практики преподаватель вернул вас в реальность, — считает Баун. — Тогда вы сможете жить, зарядившись энергией». И эффективнее справляться со стрессом.
Не спать
Очевидно, что ученики часто недооценивают позу Мертвеца. «Многие пытаются потихоньку уйти, как только начинается Шавасана, — возмущается Джон Френд, основатель Анусара-йоги. — Они чувствуют себя уязвимыми, если неподвижно лежат пять или десять минут». Другие студенты воспринимают Шавасану как сиесту.
Лечь в Шавасану не значит уснуть или отключиться. Эта на первый взгляд простая поза может привести, по словам Френда, к «переживанию наивысшей свободы». В лучшем случае Шавасана предоставляет возможность свободы, которая наступает, когда вы отпускаете путы, связывающие с внешним миром. В этот момент вы освобождаете себя для переживания «Я» за пределами ограничений вашей личной истории радостей и страданий. В Шавасане, цитируя Френда, «дух становится сутью нашего бытия. Здесь он не пленен физической сферой и не цепляется за нее».
Полный покой
В своей книге «Глубинное измерение йоги» знаменитый историк йоги Георг Ферштайн отмечает, что Шавасана описана еще в «Хатха-йога-прадипике» — основополагающем труде по йоге XIV века. И в этом трактате сказано, что «Шавасана предотвращает усталость и помогает достичь ментального покоя». По словам Ферштайна, поза Мертвеца «сочетает внутреннюю тишину с высоким уровнем энергии, таким образом символизируя суть йоги».
Название этой позы — одна из причин, по которой ее неверно понимают. «Труп — неудачная ассоциация, — смеется Ферштайн. — Для современных людей это слово означает мертвое тело. А просвещенные йоги древности трактуют и понимают Шавасану иначе. С их точки зрения, «труп» физически инертен, но очень наблюдателен».
«Безмятежная осознанность — вот как можно назвать состояние, которого Шавасана помогает достичь», — полагает Джон Френд. Невзирая на всю пользу Шавасаны для тела и ума, очень многие практикующие все еще рассматривают ее как нечто второстепенное. «Представьте себе, что у вас в руках сувенир в виде стеклянного шара с «падающим снегом» внутри. Вы ставите его на стол. И через какое-то время весь снег вновь оседает на дома и деревья». Шавасана, по словам Френда, играет эту же роль в йоге. «Во время практики все активизируется, и потом нужно это успокоить».
В некоторых современных школах йоги к этой позе подходят очень серьезно. Адепты Шивананда-йоги начинают с Шавасаны 90-минутное занятие. Это необходимо для того, чтобы расслабить тело и подготовить ум к предстоящей работе. Они также чередуют ею асаны (что позволяет дыханию циркулировать свободно и одновременно оживляет нервную систему и защищает ее от чрезмерной стимуляции), а затем опять дают в конце практики, чтобы привести учеников в состояние баланса.
🔮Идем глубже
Френд рассматривает позу Мертвеца как очень глубокий опыт. «Это время, когда вы можете позволить своему телу расслабиться. Нет никакого напряжения, и можно начинать заниматься настоящей йогой». А это не что иное как «акт соединения» между «вашим «я» с маленькой буквы, то есть эго, и вашим «Я» с большой буквы, то есть Духом». В этой позе вы отпускаете одержимость вашего ума повседневной жизнью, поэтому «Шавасана способствует установлению такой связи».
Конечно, просто принять позу Мертвеца недостаточно для установления связи между «я» с маленькой буквы и «Я» с большой буквы. Однако йога обещает, что, если жить с намерением наблюдать за собой как можно более честно, союз «я» и «Я» может действительно состояться. Шавасана создает пространство и для этого тихого задумчивого исследования, и для этого союза.
Правила умирания
Лягте на спину и примите как можно более нейтральное положение. В Шавасане ваш мозг воспринимает нецентрированность как помеху, так что чем больше вы сбалансируетесь, тем лучше ваш мозг успокоится. Когда это произойдет, то, что вы обычно воспринимаете как границы своего тела, смягчится и растворится. Вы будете ощущать себя вполне расслабленными. У вас появится больше личного пространства, которое не будет зависеть от других людей.
При этом коврика будет вполне достаточно.
Положите руки вдоль тела под углом в 45° по отношению к туловищу. Равномерно разверните ладони к потолку — каждая из них должна лежать на фаланге среднего пальца. Мысленно проведите линию через центр вашего туловища. Не уводите ноги в стороны, пятки должны быть на расстоянии 5 см друг от друга. Расположите голову так, чтобы глаза были направлены строго в потолок. Голова не повернута и не наклонена. Так вам лучше удастся привести тело в нейтральное положение, а это значит, что мозгу удастся лучше расслабиться.
Приняв нейтральное положение, убедитесь в том, что язык спокойно лежит во рту. У языка также есть средняя линия, так что равномерно распределите его по обеим сторонам от нее. Пусть глаза провалятся в глазницы. Расслабьте нос и слуховой канал — вы должны слушать свое дыхание из глубины затылка. И наконец, расслабьте кожу переносицы. Когда вы почувствуете, что укоренились в своем центре и что ваши органы восприятия расслабились, визуализируйте внутри черепа мозг. Представьте, что он сжимается, становится все меньше и меньше, отдаляется от внутренней стенки черепа. А затем представьте, что мозг расслабляется, стремясь к затылку. Пусть глаза будут как можно более расслабленными, покоясь в задней части глазниц. Дышите без всяких усилий. Почувствуйте, как на вдохе мозг отходит от лба и расслабляется к затылку. На выдохе плавно отпускайте дыхание. В течение следующих нескольких минут важно оставаться как можно более неподвижным и присутствующим. Позвольте мышцам сползти к задней части тела. Пусть ягодичные мышцы стекают к задним частям бедер, а икроножные — к пяткам. Почувствуйте связь с полом и продолжайте осознавать свое дыхание и те звуки, которые доносятся из зала, — они помогут вам оставаться в настоящем моменте на протяжении всей позы.
Как рассчитать, сколько минут нужно оставаться в Шавасане? Заранее планируйте время пребывания. Оставайтесь в позе Мертвеца не менее десяти минут, если вы занимались час, и пяти минут, если практика длилась полчаса.
Восемь секретов Шавасаны
Успех Шавасаны начинается не с инструкций, а с правильного расположения тела в пространстве. Найдите тихое, спокойное место, в которое не попадают прямые лучи солнца. Вам должно быть комфортно.
1. Для начала приготовьте все необходимые материалы для выполнения Шавасаны. Если вы практикуете в холодное время года, используйте три одеяла – одно под спину, другое под голову, а третье возьмите для того, чтобы укрыться. Не включайте музыку или запись со звуками природы – это создаст лишний шум. И без того звуки улицы, передвижение соседей по квартире, журчание воды в батареях – все эти звуки обострятся и навалятся на вас. Задача Шавасаны – не только максимальное расслабление, но и максимальное присутствие здесь и сейчас.
2. Наденьте носки и свитер – Шавасана не является активной практикой, и разогретое асанами тело может быстро остыть. Если вы активный эмоциональный человек, скорее всего, вам будет трудно расслабить мозг и глаза. Поэтому вы можете запастись повязкой для глаз – это могут быть специально сшитые мягкие тряпичные очки из магазина йогических товаров или же что-нибудь их заменяющее, например сложенный вчетверо хлопковый ремень или эластичный бинт.
3. Постелив одеяла, сядьте в середине коврика. Возьмитесь руками за его края и выровняйте спину. Растяните позвоночник. Лягте, расположив позвоночник строго по центральной линии коврика. При этом затылок должен быть на одной линии с позвоночником. Выпрямите тело в струну. Натяните ступни на себя, а затем развалите их.
4. Лежа на полу, поместите локти на пол рядом с ребрами. Оттолкнитесь локтями от пола, выравнивая трапеции. Положите ладони на затылок и уведите кожу головы от затылочных бугров к макушке – это поможет вам выровнять положение шеи и головы.
5. Затем расположите руки так, чтобы они лежали по сторонам под углом 45° к телу. Плечи расслаблены, дыхание течет свободно.
6. Если вы ляжете ровно, это будет означать, что энергия распределится правильно. Если вы ляжете криво, сместив таз в сторону или повернув голову, энергия замкнется. Еще раз просканируйте все тело от кончиков пальцев ног до макушки головы. Вам комфортно? Значит, можно приступать.
7. Закройте глаза и попытайтесь полностью отойти от своих мыслей. Если они вас одолевают, смотрите на них как бы со стороны. Первое время может напрягаться лицо, точка между бровями и верхние веки. Если вы будете смотреть внутрь себя, дискомфорт исчезнет.
8. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Старайтесь с выдохом отпускать напряжение из мышц, а на вдохе осознанно впускать энергию расслабления.
Автор: Джон Хэнк
Актуально в период, когда пылинки так и блестят в солнечных лучах!
#yoginhumour
____
А вы уже справились с летней генеральной уборкой?
#yoginhumour
____
А вы уже справились с летней генеральной уборкой?