Отечественные фильмы и сказки
1. Вечера на хуторе близ Диканьки (1961)
2. Снегурочка (1968)
3. Снежная сказка (1959)
4. Ледяная внучка (1980)
5. Двенадцать месяцев (1972)
6. Новогодние приключения Маши и Вити (1975)
7. Телеграмма (1971)
8. Снежная Королева (1966)
9. Маленькая принцесса (1997)
10. По щучьему велению (1938)
Статистика ВК сообщества "СЛАВЯНСКИЕ УЗОРЫ: узорные ткани, лен, хлопок"
ВНИМАНИЕ‼‼Работаем ТОЛЬКО ОПТ
Количество постов 10 139
Частота постов 99 часов 7 минут
ER
59.46
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Вышивание
В русской деревне вышивание было только девичьим делом – «девичьим рукодельицем, мелким щепетеньицем». Замужние женщины, как правило, за пяльцы не садились: «Жених на двор – пяльцы на стол», – говорит русская пословица. Девушка, «красующаяся за пялыма точеныма», – типичная картина тех областей, где было хорошо развито искусство вышивки.
Наиболее подходящей для вышивания была весна – светлое время года, после Масленицы. Для этого девушки часто собирались вместе в избе или, когда становилось теплее, на лугу. Вышивание считалось «чистым делом», и им можно было заниматься не только по будням, но и по воскресным дням и далее в Святки, когда другие работы были запрещены. Кроме того, девушки вышивали на «гостибной неделе», то есть когда им полагалось гостить у родственников, живших в других деревнях.
Вышивкой девушки украшали подарки парням, с которыми они «играли»: кисеты, кошельки, платки, ремни для гармоней, а также все, что было принято включать в состав приданого и дарить на свадьбе: полотенца, скатерти, подзоры простыней, рубахи, платки, ширинки. Вышивка выполнялась обычно льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными, золотными и серебряными нитками по белому полотну домашней выделки, при помощи пялец – «пялышек точёных» – и короткой стальной иглы. В северных губерниях любимым цветом вышивки был красный и белый, в южнорусских предпочитали красный цвет в сочетании с синим, зеленым, желтым, фиолетовым, черным. Девушки знали много декоративных швов, которыми делали узоры по цельной и разреженной ткани. Узоры девичьей вышивки были довольно сложными и казались видевшим их людям «хитроручным изрядством», «шелковидным ухищрением». На ткани изображались различные ромбы, розетки, квадраты, кресты, объединенные в бордюры, стилизованные растения, птицы – лебеди, утки, тетерки, животные – лоси, олени, кони, львы, барсы, фантастические грифоны, единороги, сирины, алконосты.
Считалось, что эти узоры полны глубокого таинственного смысла, который был известен только самим рукодельницам:
Да что за этим за столом да красна девица сидит,
Да красна девица сидит Иринья Павловна.
Да она шила-вышивала тонко бело полотно,
Да тонко бело полотно да белобархатно.
Да во первый раз вышивала светел месяц со лунами,
Да светел месяц со лунами, со частыми со звездами;
Да во второй раз вышивала да красно солнце с маревами,
Да красно солнце с маревами, со теплыми облаками;
Да в третьей раз вышивала сыры боры со лесами,
Да сыры боры со лесами, со рыскучими зверями;
Да во четвертый вышивала сине море со волнами,
Да сине море со волнами, со черными кораблями,
Да со черными кораблями, с мачтовыми деревами,
Да с мачтовыми деревами, со белыми парусами,
Да со белыми парусами, с корабельщиками;
Да чтой во-пятых вышивала Божью церковь с образами,
Да Божью церковь с образами, со чудными со крестами.
По народным представлениям, и само вышивание – не простая «украса», а сакральный процесс. В народе говорили, что клубки ниток девушкам приносят канарейки, мотушки – кукушки, пяльцы и швейки – канарейки, а узоры вышиваются в «святые дни»:
Тонка-бела сорочечка
По три ноченьки вышивана,
В перву ноченьку христовьскую (пасхальную. – И. Ш.),
Во другу во иваньинскую (в ночь на Ивана Купала. – И. Ш.),
В третью ноченьку петровьскую (в ночь на Петров день. – И. Ш.).
(с) И.Шангина "Русские девушки"
В русской деревне вышивание было только девичьим делом – «девичьим рукодельицем, мелким щепетеньицем». Замужние женщины, как правило, за пяльцы не садились: «Жених на двор – пяльцы на стол», – говорит русская пословица. Девушка, «красующаяся за пялыма точеныма», – типичная картина тех областей, где было хорошо развито искусство вышивки.
Наиболее подходящей для вышивания была весна – светлое время года, после Масленицы. Для этого девушки часто собирались вместе в избе или, когда становилось теплее, на лугу. Вышивание считалось «чистым делом», и им можно было заниматься не только по будням, но и по воскресным дням и далее в Святки, когда другие работы были запрещены. Кроме того, девушки вышивали на «гостибной неделе», то есть когда им полагалось гостить у родственников, живших в других деревнях.
Вышивкой девушки украшали подарки парням, с которыми они «играли»: кисеты, кошельки, платки, ремни для гармоней, а также все, что было принято включать в состав приданого и дарить на свадьбе: полотенца, скатерти, подзоры простыней, рубахи, платки, ширинки. Вышивка выполнялась обычно льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными, золотными и серебряными нитками по белому полотну домашней выделки, при помощи пялец – «пялышек точёных» – и короткой стальной иглы. В северных губерниях любимым цветом вышивки был красный и белый, в южнорусских предпочитали красный цвет в сочетании с синим, зеленым, желтым, фиолетовым, черным. Девушки знали много декоративных швов, которыми делали узоры по цельной и разреженной ткани. Узоры девичьей вышивки были довольно сложными и казались видевшим их людям «хитроручным изрядством», «шелковидным ухищрением». На ткани изображались различные ромбы, розетки, квадраты, кресты, объединенные в бордюры, стилизованные растения, птицы – лебеди, утки, тетерки, животные – лоси, олени, кони, львы, барсы, фантастические грифоны, единороги, сирины, алконосты.
Считалось, что эти узоры полны глубокого таинственного смысла, который был известен только самим рукодельницам:
Да что за этим за столом да красна девица сидит,
Да красна девица сидит Иринья Павловна.
Да она шила-вышивала тонко бело полотно,
Да тонко бело полотно да белобархатно.
Да во первый раз вышивала светел месяц со лунами,
Да светел месяц со лунами, со частыми со звездами;
Да во второй раз вышивала да красно солнце с маревами,
Да красно солнце с маревами, со теплыми облаками;
Да в третьей раз вышивала сыры боры со лесами,
Да сыры боры со лесами, со рыскучими зверями;
Да во четвертый вышивала сине море со волнами,
Да сине море со волнами, со черными кораблями,
Да со черными кораблями, с мачтовыми деревами,
Да с мачтовыми деревами, со белыми парусами,
Да со белыми парусами, с корабельщиками;
Да чтой во-пятых вышивала Божью церковь с образами,
Да Божью церковь с образами, со чудными со крестами.
По народным представлениям, и само вышивание – не простая «украса», а сакральный процесс. В народе говорили, что клубки ниток девушкам приносят канарейки, мотушки – кукушки, пяльцы и швейки – канарейки, а узоры вышиваются в «святые дни»:
Тонка-бела сорочечка
По три ноченьки вышивана,
В перву ноченьку христовьскую (пасхальную. – И. Ш.),
Во другу во иваньинскую (в ночь на Ивана Купала. – И. Ш.),
В третью ноченьку петровьскую (в ночь на Петров день. – И. Ш.).
(с) И.Шангина "Русские девушки"
ВОРОТЫ ЖЕНСКИХ РУБАХ ВЕРХОВЬЕВ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ
Фотографии сделаны в музеях Котласа, Сольвычегодска, Великого Устюга, сёл Черевково и Афанасьевское. Все эти поселения некогда входили в Вологодскую губернию, но найти статью, идеально подходящую к данному региону, мы не смогли и предлагаем вашему вниманию материал доктора филологических наук, профессора Вологодского государственного университета ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ ИЛЬИНОЙ о традиционной лексике Кирилловского района Вологодской области посвященной теме одежды.
Фотографии сделаны в музеях Котласа, Сольвычегодска, Великого Устюга, сёл Черевково и Афанасьевское. Все эти поселения некогда входили в Вологодскую губернию, но найти статью, идеально подходящую к данному региону, мы не смогли и предлагаем вашему вниманию материал доктора филологических наук, профессора Вологодского государственного университета ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ ИЛЬИНОЙ о традиционной лексике Кирилловского района Вологодской области посвященной теме одежды.
Рукодельницы, пост для вас! Большая подборка образцов вышивки в разных техниках ❣
Забирайте себе и делитесь с друзьями!
Творите и наполняйте мир красoтoй!
Забирайте себе и делитесь с друзьями!
Творите и наполняйте мир красoтoй!
Хорошие книги в нашей стране продолжают выходить, но вот найти им своего читателя ой как сложно - книготорговля приказала долго жить. Остаются интернет-магазины, да и тут есть сложность - нужно знать, что искать.
Совсем недавно вышла замечательная книга "РУССКАЯ ВЫШИВКА. Большая практическая энциклопедия" известного знатока женских рукоделий Анны Зайцевой
Данное издание представляет из себя 300-страничный фолиант, в котором на качественной бумаге приведены фотографии, рисунки и схемы основных видов вышивок: счетная вышивка, вышивка набором, росписью, гладью, крестом, строчевая вышивка, тамбурная, мережка, вышивка "по письму", золотное шитье, шитье жемчугом, городская вышивка.
Книга производит самое лучшее впечатление и её приятно держать в руках.
Тем не менее, хочется сделать оговорку: несмотря на то, что в "РУССКОЙ ВЫШИВКЕ" содержится достаточный исторический экскурс и приводятся фотографии костюмов и изделий, большую часть альбома занимают схемы орнаментов, техника стежков и приёмов. В первую очередь это руководство для практикующих мастериц, а не теоретиков.
Совсем недавно вышла замечательная книга "РУССКАЯ ВЫШИВКА. Большая практическая энциклопедия" известного знатока женских рукоделий Анны Зайцевой
Данное издание представляет из себя 300-страничный фолиант, в котором на качественной бумаге приведены фотографии, рисунки и схемы основных видов вышивок: счетная вышивка, вышивка набором, росписью, гладью, крестом, строчевая вышивка, тамбурная, мережка, вышивка "по письму", золотное шитье, шитье жемчугом, городская вышивка.
Книга производит самое лучшее впечатление и её приятно держать в руках.
Тем не менее, хочется сделать оговорку: несмотря на то, что в "РУССКОЙ ВЫШИВКЕ" содержится достаточный исторический экскурс и приводятся фотографии костюмов и изделий, большую часть альбома занимают схемы орнаментов, техника стежков и приёмов. В первую очередь это руководство для практикующих мастериц, а не теоретиков.
СИЛА СЛАВЯНСКОГО РУШНИКА
Любая девушка мечтает, выйдя замуж быть счастливой. Наши прабабушки «кодировали» свое будущее счастье с помощью вышивки. Теперь поговорим о существующих правилах создания и составления этих кодов счастья.
Как только девочка научалась шить и вышивать, она начинала готовить свое приданное. Помимо всего прочего в него обязательно входили рушники. На Руси будущей невесте нужно было вышить к свадьбе около сорока рушников. Ведь помимо тех, что используются непосредственно в обрядах, понадобится еще одарить будущую родню и украсить новый дом. Рушник вручали жениху в знак согласия при сватовстве. Рушниками одаривали родителей и родственников жениха. Рушниками украшали свадебный поезд. Но самые главные рушники, это рушники для самого свадебного обряда. О них и пойдет речь.
Рушник под ноги молодым.
Этот рушник самый главный рушник на свадьбе. На Кубани, в частности, до сих пор выражение «встать на рушник» равнозначно «обвенчаться». Именно этот рушник влияет на то, как сложится дальнейшая жизнь молодоженов. На нем нельзя вышивать пару птиц, символизирующую жениха и невесту, пожелание «на счастье», цветы или кольца. Когда молодые стоят на таком рушнике, затопчут все, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант вышивки – геометрический орнамент.
Этот рушник должен быть обязательно вышит самой невестой. При вышивании нужно сделать 10 различий на концах рушника (на мужской и женской стороне). Сторону, которую вышивают первой, следует считать мужской, она вышивается с большим желанием, поэтому и заряд у нее будет положительный (все идет от основ жизни – в этом вековая мудрость).
Если девушка начала вышивать рушник, нельзя чтобы ей помогали мать или сестра – зятя отошьют (отвадят).
Рушник под каравай, хлеб-соль – самый не ограниченный в выборе узора.
Именно на этом рушнике вышивают пару птиц, целующихся клювиками, пожелания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь молодых была усыпана счастьем, радостью и цветами.
Рушник связывать руки.
Раньше использовали чисто белый (можно вышитый белым), чтобы жизнь была безоблачной, или вышитый только красными нитками – на радость.
Рушник в красный угол.
Обычно его украшали вышивкой с переплетениями калины и дуба.
Золотые правила.
Нельзя украшать рушник мережками – жизнь будет дырявой.
Нельзя вышивать свадебные рушники ночью – в это время суток вышивают только магические вещи.
Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная – для Бога.
Рушник – это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).
На свадебных рушниках вышивают пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек – вдовий символ, соловьев – символ неженатых парней (чтобы муж не изменял).
Все размеры рушника (ширина, длина) должны делиться на семь.
Вышивкой должна быть заполнена каждая половина рушника.
Центр рушника обязательно должен оставаться пустым, без вышивки – Божье место. Становясь на рушник, молодые получают благословение свыше.
После свадьбы рушники хранятся в семье молодых, как символ счастливой семейной жизни в скрученном в трубочку виде, чтобы всякая нечисть по кругу походила и поняла, что здесь ей нечего делать.
Свадебные рушники, особенно под ноги, используют один раз! В случае очень счастливой семейной жизни в наследство передают только узор, а рушник вышивается новый.
Рушники не берут напрокат – вы же судьбу не берете напрокат.
Дорогие девы и жены, вышивайте рушники на счастье, на любовь, на долгую семейную жизнь!
Любая девушка мечтает, выйдя замуж быть счастливой. Наши прабабушки «кодировали» свое будущее счастье с помощью вышивки. Теперь поговорим о существующих правилах создания и составления этих кодов счастья.
Как только девочка научалась шить и вышивать, она начинала готовить свое приданное. Помимо всего прочего в него обязательно входили рушники. На Руси будущей невесте нужно было вышить к свадьбе около сорока рушников. Ведь помимо тех, что используются непосредственно в обрядах, понадобится еще одарить будущую родню и украсить новый дом. Рушник вручали жениху в знак согласия при сватовстве. Рушниками одаривали родителей и родственников жениха. Рушниками украшали свадебный поезд. Но самые главные рушники, это рушники для самого свадебного обряда. О них и пойдет речь.
Рушник под ноги молодым.
Этот рушник самый главный рушник на свадьбе. На Кубани, в частности, до сих пор выражение «встать на рушник» равнозначно «обвенчаться». Именно этот рушник влияет на то, как сложится дальнейшая жизнь молодоженов. На нем нельзя вышивать пару птиц, символизирующую жениха и невесту, пожелание «на счастье», цветы или кольца. Когда молодые стоят на таком рушнике, затопчут все, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант вышивки – геометрический орнамент.
Этот рушник должен быть обязательно вышит самой невестой. При вышивании нужно сделать 10 различий на концах рушника (на мужской и женской стороне). Сторону, которую вышивают первой, следует считать мужской, она вышивается с большим желанием, поэтому и заряд у нее будет положительный (все идет от основ жизни – в этом вековая мудрость).
Если девушка начала вышивать рушник, нельзя чтобы ей помогали мать или сестра – зятя отошьют (отвадят).
Рушник под каравай, хлеб-соль – самый не ограниченный в выборе узора.
Именно на этом рушнике вышивают пару птиц, целующихся клювиками, пожелания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь молодых была усыпана счастьем, радостью и цветами.
Рушник связывать руки.
Раньше использовали чисто белый (можно вышитый белым), чтобы жизнь была безоблачной, или вышитый только красными нитками – на радость.
Рушник в красный угол.
Обычно его украшали вышивкой с переплетениями калины и дуба.
Золотые правила.
Нельзя украшать рушник мережками – жизнь будет дырявой.
Нельзя вышивать свадебные рушники ночью – в это время суток вышивают только магические вещи.
Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная – для Бога.
Рушник – это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).
На свадебных рушниках вышивают пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек – вдовий символ, соловьев – символ неженатых парней (чтобы муж не изменял).
Все размеры рушника (ширина, длина) должны делиться на семь.
Вышивкой должна быть заполнена каждая половина рушника.
Центр рушника обязательно должен оставаться пустым, без вышивки – Божье место. Становясь на рушник, молодые получают благословение свыше.
После свадьбы рушники хранятся в семье молодых, как символ счастливой семейной жизни в скрученном в трубочку виде, чтобы всякая нечисть по кругу походила и поняла, что здесь ей нечего делать.
Свадебные рушники, особенно под ноги, используют один раз! В случае очень счастливой семейной жизни в наследство передают только узор, а рушник вышивается новый.
Рушники не берут напрокат – вы же судьбу не берете напрокат.
Дорогие девы и жены, вышивайте рушники на счастье, на любовь, на долгую семейную жизнь!
Советские фильмы, которые должны смотреть наши дети:
1"Алеша Птицын вырабатывает характер",
2"Шла собака по роялю",
3.Автомобиль, скрипка и собака Клякса",
4."Армия Трясогузки",
5."Армия Трясогузки снова в бою",
6."Большое космическое путешествие".
1"Алеша Птицын вырабатывает характер",
2"Шла собака по роялю",
3.Автомобиль, скрипка и собака Клякса",
4."Армия Трясогузки",
5."Армия Трясогузки снова в бою",
6."Большое космическое путешествие".
ЛУЧШИЕ НОВОГОДНИЕ И ЗИМНИЕ ФИЛЬМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ!
Три орешка для Золушки
Морозко
Новогодние приключения Маши и Вити
Двенадцать месяцев
Ледяная внучка
Тайна Снежной королевы
Снегурочка
Снежная сказка
Вечера на хуторе близ Диканьки
Снежная королева
Три орешка для Золушки
Морозко
Новогодние приключения Маши и Вити
Двенадцать месяцев
Ледяная внучка
Тайна Снежной королевы
Снегурочка
Снежная сказка
Вечера на хуторе близ Диканьки
Снежная королева
Как и чем красили ткани на Руси.
Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.
Сырье как для красителей, так и для дубителей в изобилии имелось в окрестных угодьях практически любого населенного пункта лесной полосы России. Этнографические материалы, в сочетании с современным ботаническим определителем позволяют составить список в 54 наименования произрастающих на указанной территории растений, содержащих дубящие и красящие вещества, которые могли использоваться в обиходе.
Обычно натуральные красители довольно нестойки и требуют закрепления при помощи дубильных веществ. Некоторые растения содержат и дубильные, и красящие вещества. В некоторых случаях из разных частей одного растения можно извлечь разные цвета. Комбинируя различные красители, используя кислоту или щелочь можно добиться различных расцветок и густоты тона.
Наименование растения – Источник красителя – Цвет краски:
Марь белая (лебеда).Chenopodium album L. – Трава – Красная.
Сабельник (пятилистник, серебряк). Covarum plustre L. – Корень – Красная.
Гречишник (раковые шейки). Poligonum bistorta L. – Корень – Красная. Дубитель.
🖤Дикий калган (узик, лапчатка). Potentilla erecta Hampe. – Корень. Корень+ржавое железо. Корень+квасцы – Синяя. Дубитель. Черная/ Синяя
Зверобой четырехгранный.Hypericum quadrangulum L. – Корни – Красная (для шерсти)
Зверобой обыкновенный. Hypericum perforatum. – Цветы и листья – Красная и желтая
Подмаренник мягкий (дерябка, косма-трава). Galium mollugo L. – Корни – Красная
Подмаренник настоящий (желтая кашка, сычужник). Galium verum L. – Корни – Красная
Купальница.Trollins europaeus L. – Цветы – Желтая (для холста)
Сурепица. Barbarea vulgaris L. – Цветы – Желтая (для шерсти)
Бессмертник цмин. Helichrysum arenarium DC. – Все растение – Желтая
Пупавка. Anthemis tinctoria L. – Все растение – Желтая
Дрок красильный. Genista tinctoria L. – Все растение – Желтая
Серпуха. Serratula tinctoria L. – Трава – Желтая
Ястребинка зонтичная. Hieracium umballatim L. – Цветы – Желтая
Василек луговой. Centaurea jacea L. – Цветы – Желтая
Манжетка. Alchimilla vulgaris L. – Все растение – Желтая. Дубитель
Щавель. Rumel acetosa L. – Корни – Желтая. Дубитель
Череда.Bidens tripartius. – Все растение – Желтая
Ирис (касатик). Iris pseudacorus L. – Корень – Желтая. Дубитель
Золотарник (золотая розга). Splidago virga auren L. – Цветы и листья – Желтая
Лядвенец рогатый.Genista tinctora L. – Цветы – Желтая
Прыгун (недотрога). Impatiens noli tagare L. – Цветы и листья – Желтая
Дикая яблоня. Pyrus malus. – Кора – Желтая
Береза. Betula verrucosa. – Листья – Желтая
Чернотал (верболоз). Salix pentandra L. – Листья – Желтая
Вереск. Calluna vulgaris salisb. – Все растение – Желтая. Дубитель
Орешник, лещина. Corylus avellani L. – Кора – Желтая. Дубитель
Чистотел. Chelidonium majus L. – Все растение+квасцы – Оранжевая
Плаун (баранец). Lycopodium selago L. – Стебли, листья – Желтая (для шерсти)
Плаун обоюдоострый (зеленка, собачка). Lycopodium complanatum L. – Все растение –Зеленая/Желтая/Красная
Плаун булавидный.Lycopodium clavalum L. – Листья – Зеленая
Крапива двухдомная. Urtica dioica L. – Стебель, листья – Зеленая
Вахта, трилистник. Menyates trifoliata L. – Стебель, листья – Зеленая
Пижма (дикая рябинка). Tancetum vulgaris L. – Корни – Зеленая
Осина.Populus tremula L. – Шишки+шевлюга –Зеленая
Яблоня (дикая и домашняя). Pyrus malus, Malus domestica – Цветы и листья. Кора+квасцы – Зеленая/ Красная
🖤Дуб. Quercus robur L. – Кора/Кора+ржавое железо – Темно-синяя.Дубитель/Черная
Ясень. Fraxinus excelcior L. – Кора – Голубая. Дубитель
Василек. Centaurea cyanus L. – Цветы – Голубая (для шерсти)
Птичья гречиха (травка-муравка). Poligonum aviculare L. – Все растение – Синяя. Дубитель
Черника. Vaccinium myrtillus L. – Ягоды – Голубая (лен)/Темно-синяя (шерсть)
Гречавка (синие колокольчики). Gentiana pneumonathe L. – Цветы – Голубая (шерсть)
Вайда (крутик). Isatis tinctoria L. – Все растение – Синяя
Ежевика. Rubus caesins L. – Ягоды – Фиолетовая/Малиновая
🖤Ольха белая.Corylus avellani L. – Кора+ржавое железо /Кора+еловые шишки – Коричневая /От желтой до черной
Ольха черная. Alnus glutinosa gaerth. – Кора – Рыжая. Дубитель
Ива серая. Salix cinerea L. – Кора – Коричневая (от красноватого до шоколадного). Дубитель
Крушина ольховидная. Frangula alnus Mill. – Кора, листья, ягоды /Сухая кора – Желтая /Коричневая
🖤Воронец. Alkana spicata L. – Ягоды – Черная
🖤Таволга вязолистная. Filipendulla ulmaria Maxim. – Кора – Черная. Дубитель
🖤Зюзик. Lycopus europaeus L. – Сок травы – Черная
🖤Толокнянка (медвежьи ушки, медвежья ягода). Arctostaphylos uva ursi Spr. – Листья – Черная
Подбел. Andromeda polifolia L. – Листья и стебель – Черная. Дубитель
Лук. – Шелуха луковиц – Желтая/Коричневая
Источник — Статья В.П.Левашевой "Добывание и использование вспомогательных производственных материалов", опубликованной в сборнике серии "Труды Государственного Исторического музея" "Очерки по истории русской деревни X-XIIIвв.", М., 1959
Натуральные (растительные и минеральные) красители были основным источником краски для изготовления "крашеной одежды", каковая считалась более нарядной и дорогой, чем из обычной ткани. Не стоит, однако, полагать, что только привозные ткани были крашеными, а на территории Древней Руси не было доступных растений-красителей.
Сырье как для красителей, так и для дубителей в изобилии имелось в окрестных угодьях практически любого населенного пункта лесной полосы России. Этнографические материалы, в сочетании с современным ботаническим определителем позволяют составить список в 54 наименования произрастающих на указанной территории растений, содержащих дубящие и красящие вещества, которые могли использоваться в обиходе.
Обычно натуральные красители довольно нестойки и требуют закрепления при помощи дубильных веществ. Некоторые растения содержат и дубильные, и красящие вещества. В некоторых случаях из разных частей одного растения можно извлечь разные цвета. Комбинируя различные красители, используя кислоту или щелочь можно добиться различных расцветок и густоты тона.
Наименование растения – Источник красителя – Цвет краски:
Марь белая (лебеда).Chenopodium album L. – Трава – Красная.
Сабельник (пятилистник, серебряк). Covarum plustre L. – Корень – Красная.
Гречишник (раковые шейки). Poligonum bistorta L. – Корень – Красная. Дубитель.
🖤Дикий калган (узик, лапчатка). Potentilla erecta Hampe. – Корень. Корень+ржавое железо. Корень+квасцы – Синяя. Дубитель. Черная/ Синяя
Зверобой четырехгранный.Hypericum quadrangulum L. – Корни – Красная (для шерсти)
Зверобой обыкновенный. Hypericum perforatum. – Цветы и листья – Красная и желтая
Подмаренник мягкий (дерябка, косма-трава). Galium mollugo L. – Корни – Красная
Подмаренник настоящий (желтая кашка, сычужник). Galium verum L. – Корни – Красная
Купальница.Trollins europaeus L. – Цветы – Желтая (для холста)
Сурепица. Barbarea vulgaris L. – Цветы – Желтая (для шерсти)
Бессмертник цмин. Helichrysum arenarium DC. – Все растение – Желтая
Пупавка. Anthemis tinctoria L. – Все растение – Желтая
Дрок красильный. Genista tinctoria L. – Все растение – Желтая
Серпуха. Serratula tinctoria L. – Трава – Желтая
Ястребинка зонтичная. Hieracium umballatim L. – Цветы – Желтая
Василек луговой. Centaurea jacea L. – Цветы – Желтая
Манжетка. Alchimilla vulgaris L. – Все растение – Желтая. Дубитель
Щавель. Rumel acetosa L. – Корни – Желтая. Дубитель
Череда.Bidens tripartius. – Все растение – Желтая
Ирис (касатик). Iris pseudacorus L. – Корень – Желтая. Дубитель
Золотарник (золотая розга). Splidago virga auren L. – Цветы и листья – Желтая
Лядвенец рогатый.Genista tinctora L. – Цветы – Желтая
Прыгун (недотрога). Impatiens noli tagare L. – Цветы и листья – Желтая
Дикая яблоня. Pyrus malus. – Кора – Желтая
Береза. Betula verrucosa. – Листья – Желтая
Чернотал (верболоз). Salix pentandra L. – Листья – Желтая
Вереск. Calluna vulgaris salisb. – Все растение – Желтая. Дубитель
Орешник, лещина. Corylus avellani L. – Кора – Желтая. Дубитель
Чистотел. Chelidonium majus L. – Все растение+квасцы – Оранжевая
Плаун (баранец). Lycopodium selago L. – Стебли, листья – Желтая (для шерсти)
Плаун обоюдоострый (зеленка, собачка). Lycopodium complanatum L. – Все растение –Зеленая/Желтая/Красная
Плаун булавидный.Lycopodium clavalum L. – Листья – Зеленая
Крапива двухдомная. Urtica dioica L. – Стебель, листья – Зеленая
Вахта, трилистник. Menyates trifoliata L. – Стебель, листья – Зеленая
Пижма (дикая рябинка). Tancetum vulgaris L. – Корни – Зеленая
Осина.Populus tremula L. – Шишки+шевлюга –Зеленая
Яблоня (дикая и домашняя). Pyrus malus, Malus domestica – Цветы и листья. Кора+квасцы – Зеленая/ Красная
🖤Дуб. Quercus robur L. – Кора/Кора+ржавое железо – Темно-синяя.Дубитель/Черная
Ясень. Fraxinus excelcior L. – Кора – Голубая. Дубитель
Василек. Centaurea cyanus L. – Цветы – Голубая (для шерсти)
Птичья гречиха (травка-муравка). Poligonum aviculare L. – Все растение – Синяя. Дубитель
Черника. Vaccinium myrtillus L. – Ягоды – Голубая (лен)/Темно-синяя (шерсть)
Гречавка (синие колокольчики). Gentiana pneumonathe L. – Цветы – Голубая (шерсть)
Вайда (крутик). Isatis tinctoria L. – Все растение – Синяя
Ежевика. Rubus caesins L. – Ягоды – Фиолетовая/Малиновая
🖤Ольха белая.Corylus avellani L. – Кора+ржавое железо /Кора+еловые шишки – Коричневая /От желтой до черной
Ольха черная. Alnus glutinosa gaerth. – Кора – Рыжая. Дубитель
Ива серая. Salix cinerea L. – Кора – Коричневая (от красноватого до шоколадного). Дубитель
Крушина ольховидная. Frangula alnus Mill. – Кора, листья, ягоды /Сухая кора – Желтая /Коричневая
🖤Воронец. Alkana spicata L. – Ягоды – Черная
🖤Таволга вязолистная. Filipendulla ulmaria Maxim. – Кора – Черная. Дубитель
🖤Зюзик. Lycopus europaeus L. – Сок травы – Черная
🖤Толокнянка (медвежьи ушки, медвежья ягода). Arctostaphylos uva ursi Spr. – Листья – Черная
Подбел. Andromeda polifolia L. – Листья и стебель – Черная. Дубитель
Лук. – Шелуха луковиц – Желтая/Коричневая
Источник — Статья В.П.Левашевой "Добывание и использование вспомогательных производственных материалов", опубликованной в сборнике серии "Труды Государственного Исторического музея" "Очерки по истории русской деревни X-XIIIвв.", М., 1959
Настоящий русский чай.
Рецепт приготовления копорского чая:
1. Собирают листья Иван-чая с начала массового цветения растений и до конца лета. Их держат часа 3-4 в закрытом пакете, а затем измельчают на мясорубке с крупной сеткой. Сочный травяной фарш утрамбовывают в эмалированной миске, накрывают плотно крышкой и ставят в теплое место для ферментации (созревания).
Этот процесс аналогичен тому, что проделывают на фабриках при выработке черного чая. При температуре 25-27 ºС ферментация идет примерно 10-12 часов. Окончание процесса характеризуется изменением травяного запаха фарша на насыщенный, фруктово-травянистый аромат.
Тут важно не передержать массу в тепле, иначе вкус и запах могут ухудшиться.
2. После ферментации измельченные листья раскладывает слоем толщиной 1-1,5 см на противень, за стеленный чистой белой бумагой или пергаментом, и сушат в при открытой духовке при температуре 70-80 ºС, периодически помешивая и проверяя готовность на ощупь.
Правильно высушенный копорский чай имеет черно-коричневый цвет и крепкий приятный аромат. Нельзя делать слишком высокую температуру в духовке и держать в ней уже высушенный чай — от этого его букет портится.
Полезнее и легче высушить чай на сушилке «Изидри». Тогда вы сможете задать нужную температуру и сушка будет равномерной.
3. Как и обычный чай, копорский весьма гигроскопичен и легко впитывает посторонние запахи, поэтому его следует хранить в банках с плотно закрывающимися крышками или под вакуумными крышками «ВАКС». Кстати, вкусовые качества такого самодельного чая при выдержке 1-1,5 месяца становятся только лучше.
Стоит добавить, что в пищевых целях из кипрея в старину делали не только чай. Ранней весной молодые побеги Иван-чая собирали на салаты, тушили, добавляли в супы. На Кавказе корневища кипрея ели сырыми и вареными, а из сухих делали муку, которая в смеси с пшеничной шла на выпечку вкусных и полезных лепешек. Молодые корневые побеги можно отваривать как спаржу.
Вот что рассказывает о копорском чае провизор-фитолог Андрей Заломленков:
О копорском чае сейчас уже мало кому известно. Считают, что это был малоценный суррогат настоящего чая из травы. Между тем всего-то лет сто тому назад его массово изготавливали и пили во многих областях России, обычно в смеси с привозным дорогим чаем.
Свое название «копорский» этот чай получил потому, что центром его производства было село Копорье Петербургской губернии. Его там приноровились делать знающие крестьяне по старинным рецептам травников. Готовый чай отправляли в северную столицу возами, и там он пользовался немалым спросом. А готовили копорский чай из листьев хорошо известного и невероятно полезного растения — Иван-чая.
По-научному его называют кипрей узколистый. На светлых лесных опушках и лугах, на вырубках и гарях Иван-чай нередко образует заросли, которые в период цветения превращаются в нежно-розовое море, над которым стоит непрерывный гул пчел. Они собирают с цветков прекрасный нектар в огромный количествах — до 700-800 кг с одного гектара. Мед с Иван-чая целебный, очень сладкий и прозрачный, как вода.
Но не только за исключительную медоносность ценили наши предки это растение. В сибирских деревнях и далеких глубинках кипрей был наипервейшим чайным напитком и ценнейшим лекарством, поднимавшим на ноги даже тяжело больных.
В сибирских деревнях, где постоянно пили копорский чай вместо черного, случаи раковых заболеваний встречались исключительно редко. Да и мужики там до глубокой старости не знали, что такое простатит и аденома, регулярно попивая ароматный копорский чаек и в жару на покосах, и в долгую зимнюю стужу.
В молодых листьях Иван-чая в 3 раза больше аскорбиновой кислоты, чем в апельсинах. Так же в них есть дубильные вещества (до 20%) и микроэлементы — железо, медь, марганец, молибден, бор, титан.
В народной медицине с успехом лечили настоями листьев и цветков Иван-чая язвенную болезнь, гастриты, колиты, воспаления ушей, горла и носа. В тибетской медицине отвар травы использовали в качестве жаропонижающего при простуде, золотухе, головных болях, перевозбуждении и бессоннице.
При научном изучении свойств Иван-чая было обнаружено, что он оказывает противосудорожное и седативное действие, сходное с аминазином, но без неприятных побочных эффектов.
Изготовить такой чай по силам каждому — было бы желание.
Рецепт приготовления копорского чая:
1. Собирают листья Иван-чая с начала массового цветения растений и до конца лета. Их держат часа 3-4 в закрытом пакете, а затем измельчают на мясорубке с крупной сеткой. Сочный травяной фарш утрамбовывают в эмалированной миске, накрывают плотно крышкой и ставят в теплое место для ферментации (созревания).
Этот процесс аналогичен тому, что проделывают на фабриках при выработке черного чая. При температуре 25-27 ºС ферментация идет примерно 10-12 часов. Окончание процесса характеризуется изменением травяного запаха фарша на насыщенный, фруктово-травянистый аромат.
Тут важно не передержать массу в тепле, иначе вкус и запах могут ухудшиться.
2. После ферментации измельченные листья раскладывает слоем толщиной 1-1,5 см на противень, за стеленный чистой белой бумагой или пергаментом, и сушат в при открытой духовке при температуре 70-80 ºС, периодически помешивая и проверяя готовность на ощупь.
Правильно высушенный копорский чай имеет черно-коричневый цвет и крепкий приятный аромат. Нельзя делать слишком высокую температуру в духовке и держать в ней уже высушенный чай — от этого его букет портится.
Полезнее и легче высушить чай на сушилке «Изидри». Тогда вы сможете задать нужную температуру и сушка будет равномерной.
3. Как и обычный чай, копорский весьма гигроскопичен и легко впитывает посторонние запахи, поэтому его следует хранить в банках с плотно закрывающимися крышками или под вакуумными крышками «ВАКС». Кстати, вкусовые качества такого самодельного чая при выдержке 1-1,5 месяца становятся только лучше.
Стоит добавить, что в пищевых целях из кипрея в старину делали не только чай. Ранней весной молодые побеги Иван-чая собирали на салаты, тушили, добавляли в супы. На Кавказе корневища кипрея ели сырыми и вареными, а из сухих делали муку, которая в смеси с пшеничной шла на выпечку вкусных и полезных лепешек. Молодые корневые побеги можно отваривать как спаржу.
Вот что рассказывает о копорском чае провизор-фитолог Андрей Заломленков:
О копорском чае сейчас уже мало кому известно. Считают, что это был малоценный суррогат настоящего чая из травы. Между тем всего-то лет сто тому назад его массово изготавливали и пили во многих областях России, обычно в смеси с привозным дорогим чаем.
Свое название «копорский» этот чай получил потому, что центром его производства было село Копорье Петербургской губернии. Его там приноровились делать знающие крестьяне по старинным рецептам травников. Готовый чай отправляли в северную столицу возами, и там он пользовался немалым спросом. А готовили копорский чай из листьев хорошо известного и невероятно полезного растения — Иван-чая.
По-научному его называют кипрей узколистый. На светлых лесных опушках и лугах, на вырубках и гарях Иван-чай нередко образует заросли, которые в период цветения превращаются в нежно-розовое море, над которым стоит непрерывный гул пчел. Они собирают с цветков прекрасный нектар в огромный количествах — до 700-800 кг с одного гектара. Мед с Иван-чая целебный, очень сладкий и прозрачный, как вода.
Но не только за исключительную медоносность ценили наши предки это растение. В сибирских деревнях и далеких глубинках кипрей был наипервейшим чайным напитком и ценнейшим лекарством, поднимавшим на ноги даже тяжело больных.
В сибирских деревнях, где постоянно пили копорский чай вместо черного, случаи раковых заболеваний встречались исключительно редко. Да и мужики там до глубокой старости не знали, что такое простатит и аденома, регулярно попивая ароматный копорский чаек и в жару на покосах, и в долгую зимнюю стужу.
В молодых листьях Иван-чая в 3 раза больше аскорбиновой кислоты, чем в апельсинах. Так же в них есть дубильные вещества (до 20%) и микроэлементы — железо, медь, марганец, молибден, бор, титан.
В народной медицине с успехом лечили настоями листьев и цветков Иван-чая язвенную болезнь, гастриты, колиты, воспаления ушей, горла и носа. В тибетской медицине отвар травы использовали в качестве жаропонижающего при простуде, золотухе, головных болях, перевозбуждении и бессоннице.
При научном изучении свойств Иван-чая было обнаружено, что он оказывает противосудорожное и седативное действие, сходное с аминазином, но без неприятных побочных эффектов.
Изготовить такой чай по силам каждому — было бы желание.