Античные проклятия.
Исследователь античной истории и эпиграфики определила магическое предназначение необычного керамического сосуда, обнаруженного при раскопках торгово-ремесленной мастерской в Афинах. На поверхности горшка находился список из 55 имен, а внутри — останки курицы, пронзенные железным гвоздем. Специалист считает сосуд атрибутом магического ритуала «связывания» жертв и выдвигает несколько версий о причинах его проведения. Результаты исследования опубликованы в журнале Hesperia.
В 2006 году на афинской Агоре при раскопках античного торгово-ремесленного здания был найден необычный керамический горшок. Целый сосуд, прикрытый сильно корродированной железной крышкой, обнаружили в углу производственного строения. В помещении располагались мастерские и торговали изделиями из бронзы, мрамора и керамики. В найденном круглодонном горшке лежали кости курицы, на заглаженной поверхности сосуда был нанесен древнегреческий текст. Железная крышка оказалась широкой шляпкой большого гвоздя, которым пронзили курицу и пробили насквозь дно сосуда. На шляпке гвоздя запеклась медная монета. Расположение и содержимое керамического горшка заставило исследователей предположить его связь с магическим ритуалом проклятия.
В греко-римских ритуалах проклятия использовали собак, лягушек, рыб, летучих мышей, петухов и других птиц. Их расчленяли и связывали, чтобы причинить вред намеченной человеческой жертве колдовского обряда. Лучше всего изучены магические практики с применением пробитых гвоздями свинцовых табличек с проклятиями. Свернутые в трубку свинцовые таблички найдены на многих памятниках античного мира, часто их подбрасывали в семейные колодцы и источники. Они были неотъемлемой частью ритуала «связывание» (греческий — κατάδεσμος, латинский — defixio). Эта практика символизировала связывание или прибивание гвоздями человека с целью подчинения его своей воле, подавления его физических и умственных способностей. Поле действия заклинаний было широким: их применяли в судебных тяжбах, отношениях с экономическими и политическими конкурентами, любовных и других межличностных историях. Для ученых магические практики — полноценный источник сведений о религиозных представлениях и взаимоотношениях в древних обществах.
Джессика Ламонт (Jessica Lamont), специалист по греческой социальной истории и эпиграфике из Археологического института Америки (AIA), исследовала керамический сосуд с останками расчлененной курицы и определила его связь с практической магией, распространенной в древних Афинах. Сочетание текстового магического заклинания, керамического сосуда, жертвенной курицы и монеты больше нигде не встречается. Исследователю пришлось обратиться к аналогам отдельных деталей ритуала.
По мнению автора, останки курицы в сосуде — ноги и голова семимесячной птицы — должны были символизировать эти же органы у жертв магического обряда, чтобы проклятые люди не могли использовать свой разум, рты, носы, уши, языки и ноги. Проткнутые гвоздем и связанные части птицы Ламонт относит к ритуалам, символизирующим победу над жертвой и ее физическую несостоятельность.
Исследователь смогла прочесть большинство надписей на поверхности глиняного горшка: это оказались имена 55 человек, написанные двумя разными почерками. Эти надписи она соотносит с традицией писать имена на свинцовых табличках с проклятиями. На поверхности сосуда удалось прочесть глагол ΔΟΥ̣ΜΕΝ, который можно перевести как δοῦμεν, то есть «мы связываем». Часть текста стерлась или слишком расплывчата.
Большое количество имен в списке проклятых исследователь связывает с судебной практикой. По ее предположению, в проклятии перечислены сторонники, свидетели и защитники, связанные с тяжбой. По другой версии на сосуде перечислены политические оппоненты. В пользу этого варианта — нестабильная ситуация и борьба за власть между разными группировками после смерти в 323 году до нашей эры Александра Македонского.
Автор рассматривает и версию производственного конфликта. В ее пользу говорит место находки — ремесленная мастерская. Известно множество свинцовых табличек с проклятиями ремесленников (ювелиров, поваров, кузнецов), связанные с конфликтами между мастерами. Из сохранившихся имен почти половина — женские. Автор видит в этом ключ к социальной направленности проклятия, она считает проклятых женщин свидетелями или членами семьи участников судебной распри или работницами ремесленной мастерской, против которой совершали обряд. Анализ эпиграфических особенностей текста помог уточнить период, когда был совершен магический обряд: между 315 и 285 годом до нашей эры.
Елена Синицкая
Статистика ВК сообщества "۵ МАГИЯ ۵ЯСНОВИДЕНИЕ ۵ ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИИ ۵"
Cлово мое, которое исходит из уст моих, ... исполняет то, что мне угодно, и совершает то, для чего я послалa его ...
Количество постов 8 228
Частота постов 218 часов 26 минут
ER
10.99
Нет на рекламных биржах