ОПРЕДЕЛЯЕМ СВОИ ЧУВСТВА
Называя свои чувства, вы избавляетесь от того неясного, мистического и пугающего, что иногда вас окружает. Есть немного базисных чувств. Разные теории выделяют разные базисные чувства, но начнем с основных: радость, гнев, грусть и страх. Для начала, вы можете просто выбирать, которое из них вы сейчас испытываете.
Определение оттенков чувств
Справившись с определением базисных чувств, вы можете приступить к размышлению об оттенках чувств. Есть большая разница между «испытывать удовольствие» и «прийти в экстаз», между «испугаться» и «оцепенеть».
Грусть: (я чувствую…) что я пристыжен, я скучаю, я подавлен, я обескуражен, я в затруднении; свою вину, беспомощность, обиду, одиночество; себя отвергнутым, разбитым, больным, несчастным; усталость, неудобство; что я изнурен, истощен.
Радость: (я чувствую…) блаженство, спокойствие, бодрость, что получаю сочувствие, уверенность в себе, моральную поддержку, возбуждение, экстаз, что мне выпала удача, себя счастливым, что я люблю, умиротворение, удовлетворение, счастье, облегчение.
Гнев: (я чувствую…) бешенство, досаду, отвращение, что я обезумел (от горя), крушение надежд, что я ревную, завидую, себя оскорбленным, что я затаил злобу, что сержусь, что раздражен.
Страх: (я чувствую…) себя в опасности, беспокойство, себя задетым, замешательство, что я нервничаю, что я тревожусь, что в панике, что я шокирован, что мои нервы напряжены, неопределенность моего положения.
Другим ценным приемом, помогающим в определении чувств, является определение степени, в какой вы испытываете каждую отдельную эмоцию. Вы «немного» удовлетворены или «очень» довольны? Вы «несколько» обеспокоены или «очень» беспокоитесь? Поначалу, возможно, будет сложно делать такие уточнения. Ощущайте свои эмоции с любой интенсивностью, зная, что любая будет верной.
Можно завести «Дневник чувств», в котором начните отмечать эмоции, которые вы испытываете. Через некоторое время вы удивитесь, какой широкий диапазон эмоций будет записан в вашем дневнике.
Из всех эмоций труднее всего удается выражать гнев.
Полезно выговаривать мелкие раздражения. Выражая раздражение, вы «спускаете пары», что снимает досаду прежде, чем она перерастет в гнев. К тому же, если вы выразите свое неудовлетворение поступками других, это гораздо скорее побудит их прекратить так делать, нежели вы будете просто ждать и надеяться на это.
Держать паузу. Когда вы чувствуете прилив гнева, возьмите паузу и дождитесь, когда он начнет спадать. Если чувствуете, что нужно уйти, уйдите. Если вы станете действовать во время своего гнева, ваши реакции могут быть чрезмерными.
Выражаться ясно и прямо. Позвольте другим людям четко уяснить, что вы чувствуете. «Я сержусь на то, что ты опоздал и не позвонил», «Я бешусь из-за того, что ты берешь мою машину». Если вы будете уклончивы («Я хотел бы, чтобы ты не брал мою машину»), люди могут и не догадываться, насколько сильно вы переживаете.
Присваивать собственные чувства. Утверждения, начинающиеся с «Ты», звучат как обвинения. Только вы сами отвечаете за свои чувства. Дайте вашей речи выразить истинное положение вещей, начиная утверждение о ваших чувствах с «Я».
Выразить свой гнев письменно. Вы можете сделать это, обратившись к дневнику, который читаете только вы, или можно написать письмо, которое можно отослать или не отсылать.
Обсудить ваши чувства, которые были у вас в прошлом. Когда вы делитесь чувствами о вашем прошлом, вы чаще всего обнаруживаете, что ваш слушатель испытывал аналогичные чувства и даже имел похожий жизненный опыт.
Наталья Воронцова-Юрьева
Статистика ВК сообщества "ПроКоучинг. О коучинге - просто!"
Бесплатный номер журнала о коучинге ---->>>>> http://web.prosto-coach.ru/magasine
Количество постов 7 358
Частота постов 22 часа 16 минут
ER
24.39
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА: ОЖИДАНИЯ СБЫВАЮТСЯ!
Эффект Пигмалиона – это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.
История вопроса
Мифологический царь Кипра и, по совместительству, греческий скульптор Пигмалион, по легенде, создал статую девушки удивительной красоты. И чем дольше любовался он делом своих рук, тем больше находил в нем замечательных достоинств. Вскоре Пигмалиону стало казаться, что ни одна из земных женщин не способна сравниться со статуей, которую он изваял. Назвав свое творение Галатеей, Пигмалион проводил дни и ночи напролет, восхищаясь красавицей из слоновой кости, любуясь ее нагими прелестями, одаривая ее щедрыми дарами, шепча нежные слова любви…
В день праздника влюбленный скульптор обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви откликнулась на его просьбу. Не помня себя от счастья, помчался Пигмалион в свою мастерскую, где ждала его прекраснейшая из женщин. Живая, теплая и любящая – Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть ее тот, кто ее придумал. Пигмалион получил то, что хотел, – его вера и страстное желание помогли мечте воплотиться в реальность. Подобный психологический феномен оправдывающихся ожиданий и лежит в основе эффекта Пигмалиона.
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком реализации пророчества во многом определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
Или, проще говоря, когда мы твердо убеждены в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация получает реальное подтверждение. Убедительным доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом Розенталем и Ленорой Якобсон.
Исследователи Розенталь и Якобсон в самом начале учебного года явились в одну из школ Сан-Франциско для того чтобы определить уровень интеллекта учащихся. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые, по мнению психологов, были наделены выдающимися умственными способностями. «Если даже пока эти дети никак не заявили о себе, – в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите!» – заверили порядком удивленных учителей Якобсон и Розенталь. У педагогов был повод для удивления, – дело в том, что учащиеся, которых исследователи прочили в интеллектуальные светила, пока никак не демонстрировали особой склонности к умственной деятельности. Ну, то есть в числе отстающих они не значились, но и «звезд с неба» тоже не хватали. «Что ж, исследователям, наверное, виднее» – рассудили учителя и стали ждать от перспективных учеников обещанных результатов.
Между тем, учащихся с якобы высоким уровнем IQ психологи выбрали абсолютно случайно, «от фонаря»! Самое интересное, что когда в конце учебного года Розенталь и Якобсон снова пожаловали в уже знакомую школу с целью измерить коэффициент интеллекта учеников, они обнаружили, что те самые дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий уровень IQ!
То есть, эксперимент вполне убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Одним словом, что хочешь – то и получишь.
Особенно это касается детей из неблагополучных семей, от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко, стоит иногда авансом похвалить такого ребенка, поверить в него, как, окрыленный этой верой, он «расправляет плечи» и преображается буквально на глазах.
Впрочем, речь идет, конечно, не только о детях. Руководители, связывающие свои позитивные ожидания с определенными сотрудниками, оптимистично настроенный врач, уверенный в том, что его пациент благополучно излечится от болезни, – тоже так или иначе, создают особый микроклимат, в котором самооценка и вера в себя у подчиненного или пациента растет, а его успехи – множатся.
Эффект Пигмалиона – это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.
История вопроса
Мифологический царь Кипра и, по совместительству, греческий скульптор Пигмалион, по легенде, создал статую девушки удивительной красоты. И чем дольше любовался он делом своих рук, тем больше находил в нем замечательных достоинств. Вскоре Пигмалиону стало казаться, что ни одна из земных женщин не способна сравниться со статуей, которую он изваял. Назвав свое творение Галатеей, Пигмалион проводил дни и ночи напролет, восхищаясь красавицей из слоновой кости, любуясь ее нагими прелестями, одаривая ее щедрыми дарами, шепча нежные слова любви…
В день праздника влюбленный скульптор обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви откликнулась на его просьбу. Не помня себя от счастья, помчался Пигмалион в свою мастерскую, где ждала его прекраснейшая из женщин. Живая, теплая и любящая – Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть ее тот, кто ее придумал. Пигмалион получил то, что хотел, – его вера и страстное желание помогли мечте воплотиться в реальность. Подобный психологический феномен оправдывающихся ожиданий и лежит в основе эффекта Пигмалиона.
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком реализации пророчества во многом определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
Или, проще говоря, когда мы твердо убеждены в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация получает реальное подтверждение. Убедительным доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом Розенталем и Ленорой Якобсон.
Исследователи Розенталь и Якобсон в самом начале учебного года явились в одну из школ Сан-Франциско для того чтобы определить уровень интеллекта учащихся. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые, по мнению психологов, были наделены выдающимися умственными способностями. «Если даже пока эти дети никак не заявили о себе, – в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите!» – заверили порядком удивленных учителей Якобсон и Розенталь. У педагогов был повод для удивления, – дело в том, что учащиеся, которых исследователи прочили в интеллектуальные светила, пока никак не демонстрировали особой склонности к умственной деятельности. Ну, то есть в числе отстающих они не значились, но и «звезд с неба» тоже не хватали. «Что ж, исследователям, наверное, виднее» – рассудили учителя и стали ждать от перспективных учеников обещанных результатов.
Между тем, учащихся с якобы высоким уровнем IQ психологи выбрали абсолютно случайно, «от фонаря»! Самое интересное, что когда в конце учебного года Розенталь и Якобсон снова пожаловали в уже знакомую школу с целью измерить коэффициент интеллекта учеников, они обнаружили, что те самые дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий уровень IQ!
То есть, эксперимент вполне убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Одним словом, что хочешь – то и получишь.
Особенно это касается детей из неблагополучных семей, от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко, стоит иногда авансом похвалить такого ребенка, поверить в него, как, окрыленный этой верой, он «расправляет плечи» и преображается буквально на глазах.
Впрочем, речь идет, конечно, не только о детях. Руководители, связывающие свои позитивные ожидания с определенными сотрудниками, оптимистично настроенный врач, уверенный в том, что его пациент благополучно излечится от болезни, – тоже так или иначе, создают особый микроклимат, в котором самооценка и вера в себя у подчиненного или пациента растет, а его успехи – множатся.
УПРАЖНЕНИЕ "СПИСОК ПРОБЛЕМ"
У каждого из нас есть свои проблемы. Некоторые из них мы должны принять и жить с ними так, как можем. Но к счастью, многие наши проблемы могут быть решены, если мы сможем представить их для себя в виде целей, которых мы хотели бы достичь. Давайте попробуем сделать это.
1. Составьте список проблем, которые вы хотели бы как можно скорее решить. Следующие вопросы помогут вам в этом:
— Что я действительно хочу делать, иметь, чего хочу достичь?
— Что еще может доставить мне удовольствие?
— В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?
— Что в последнее время занимало мои мысли, тяготило или сердило меня?
— На что я чаще всего жалуюсь ?
— Что создает мне больше всего забот?
— Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно? Что дает возможность чувствовать себя уютно?
— Что меня больше всего расстраивает?
— Что стало в последнее время меня раздражать ?
— Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?
— Что мне надо изменить в себе? •
— На что у меня уходит слишком много времени?
— Что мне очень сложно делать?
— От чего я быстро устаю?
— Как я мог бы лучше распределять свое время?
— Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?
2. Теперь опишите проблему, которую вы хотели бы решить прежде всего. Представьте ее как можно более объективно.
3. Сформулируйте цель, которую вы могли бы достичь. Что вам надо сделать для того, чтобы ваша проблема, перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?
Источник: Клаус Фопель
У каждого из нас есть свои проблемы. Некоторые из них мы должны принять и жить с ними так, как можем. Но к счастью, многие наши проблемы могут быть решены, если мы сможем представить их для себя в виде целей, которых мы хотели бы достичь. Давайте попробуем сделать это.
1. Составьте список проблем, которые вы хотели бы как можно скорее решить. Следующие вопросы помогут вам в этом:
— Что я действительно хочу делать, иметь, чего хочу достичь?
— Что еще может доставить мне удовольствие?
— В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?
— Что в последнее время занимало мои мысли, тяготило или сердило меня?
— На что я чаще всего жалуюсь ?
— Что создает мне больше всего забот?
— Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно? Что дает возможность чувствовать себя уютно?
— Что меня больше всего расстраивает?
— Что стало в последнее время меня раздражать ?
— Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?
— Что мне надо изменить в себе? •
— На что у меня уходит слишком много времени?
— Что мне очень сложно делать?
— От чего я быстро устаю?
— Как я мог бы лучше распределять свое время?
— Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?
2. Теперь опишите проблему, которую вы хотели бы решить прежде всего. Представьте ее как можно более объективно.
3. Сформулируйте цель, которую вы могли бы достичь. Что вам надо сделать для того, чтобы ваша проблема, перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?
Источник: Клаус Фопель
25 СИЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
Коучи задают открытые и сильные вопросы во время коуч-сессии. Добавьте в свой арсенал коуча эти 25 вопросов, чтобы стать еще более эффективным коучем.
1. Если бы я дал вам дополнительный час в сутках, что бы вы с ним делали?
2. Что бы вы делали, если бы имели безграничные ресурсы?
3. За какую историю вы так цепко держитесь?
4. Что вы сделаете в первую очередь?
5. Что тянет вас назад?
6. Как много энергии вы готовы вложить в это?
7. Какое бы вы могли придумать идеальное решение?
8. Что вы пытаетесь доказать себе?
9. Если бы я был в вашей шкуре и попросил бы у вас совета, что бы вы посоветовали мне в первую очередь?
10. Что бы вы попробовали прямо сейчас, если бы знали, что не можете потерпеть неудачу?
11. Просто потому что это случилось в прошлом, почему это должно случиться снова?
12. Что вы делаете такого, что приносит вам радость и восторг?
13. Если бы ваши деньги могли говорить, что они бы вам сказали?
14. Какое переживание вы хотите воплотить в жизнь?
15. Насколько это решение соответствует твоим представлениям о самом себе?
16. Когда ты начинаешь?
17. Какие маленькие шаги ты можешь совершить, чтобы подобраться ближе к своей мечте?
18. Чего вы ждете?
19. Как вы думаете, в чем мораль в этой истории?
20. Что из того, что вы только что сказали может быть всего лишь вашим допущением или предположением?
21. Какие позитивные моменты есть в этой негативной ситуации?
22. Какую историю вы чаще всего рассказываете самому себе?
23. И...?
24. Если бы вы знали ответ, каким бы он был?
25. О чем таком я у вас сегодня не спросила, о чем вы очень хотели чтобы я спросила?
Коучи задают открытые и сильные вопросы во время коуч-сессии. Добавьте в свой арсенал коуча эти 25 вопросов, чтобы стать еще более эффективным коучем.
1. Если бы я дал вам дополнительный час в сутках, что бы вы с ним делали?
2. Что бы вы делали, если бы имели безграничные ресурсы?
3. За какую историю вы так цепко держитесь?
4. Что вы сделаете в первую очередь?
5. Что тянет вас назад?
6. Как много энергии вы готовы вложить в это?
7. Какое бы вы могли придумать идеальное решение?
8. Что вы пытаетесь доказать себе?
9. Если бы я был в вашей шкуре и попросил бы у вас совета, что бы вы посоветовали мне в первую очередь?
10. Что бы вы попробовали прямо сейчас, если бы знали, что не можете потерпеть неудачу?
11. Просто потому что это случилось в прошлом, почему это должно случиться снова?
12. Что вы делаете такого, что приносит вам радость и восторг?
13. Если бы ваши деньги могли говорить, что они бы вам сказали?
14. Какое переживание вы хотите воплотить в жизнь?
15. Насколько это решение соответствует твоим представлениям о самом себе?
16. Когда ты начинаешь?
17. Какие маленькие шаги ты можешь совершить, чтобы подобраться ближе к своей мечте?
18. Чего вы ждете?
19. Как вы думаете, в чем мораль в этой истории?
20. Что из того, что вы только что сказали может быть всего лишь вашим допущением или предположением?
21. Какие позитивные моменты есть в этой негативной ситуации?
22. Какую историю вы чаще всего рассказываете самому себе?
23. И...?
24. Если бы вы знали ответ, каким бы он был?
25. О чем таком я у вас сегодня не спросила, о чем вы очень хотели чтобы я спросила?
ЛОВУШКА, В КОТОРУЮ ПОПАДАЮТ ЛЮДИ, РЕШИВШИЕ ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ
Я знаю одну ловушку, в которую попадают все люди, решившие изменить себя. Она лежит на поверхности, но так хитро устроена, что мимо нее никто из нас не пройдет – обязательно наступим и запутаемся.
Сама по себе идея «изменить себя» или «изменить свою жизнь» прямиком ведет нас к этой ловушке. Упускается из виду важнейшее звено, без которого все усилия пойдут прахом и мы в итоге можем оказаться в еще худшем положении, чем были.
Нас приучили ломать себя
Желая изменить себя или жизнь, мы забываем задуматься над тем, как мы взаимодействуем с собой или с миром. А от того, как мы это делаем, и зависит то, что будет происходить.
Для многих из нас главный способ взаимодействия с собой – насилие. С самого детства нас приучали, что себя нужно ломать, чтобы получить нужный результат. Воля, самодисциплина, никаких послаблений. И что бы мы ни предложили такому человеку для развития, он применит насилие.
Нужно ставить цели и достигать их? Загоню себя в болезнь, сражаясь за реализацию сразу пяти целей.
Детей нужно воспитывать лаской? Заласкаем детей до истерики и при этом будем давить собственные потребности и раздражение на детей – не место ему в дивном новом мире!
Мы становимся похожи на человека, который осваивает разные инструменты, умея только одно: забивать гвозди. Он и молотком будет бить, и микроскопом, и книгой, и кастрюлей. Потому что ничего, кроме забивания гвоздей, не знает. Если что-то будет не получаться, он начнет забивать «гвозди» в себя...
А еще есть послушание – одна из разновидностей насилия над собой. Оно заключается в том, что главное в жизни – это добросовестное выполнение инструкций. Унаследованное детское послушание, только вместо родителей теперь – бизнес-гуру, психологи, политики, журналисты…
Слова психолога о том, как важно прояснять в общении свои чувства, будут при таком способе взаимодействия восприняты как приказ.
Не «важно прояснять», а «всегда проясняй». И, обливаясь потом, игнорируя собственный ужас, мы пойдем объясняться со всеми, с кем раньше боялись.
Не обнаружив в себе еще никаких опор, никакой поддержки, только на энергии послушания – и в итоге сваливаясь в депрессию, разрушая и себя, и отношения.
И наказывая за провалы себя: «Мне же сказали, как правильно – а я не смог!»
Инфантильно? Да. И безжалостно к себе.
Очень редко проявляется в нас другой способ взаимоотношений с собой – забота. Когда ты внимательно изучаешь себя, обнаруживаешь сильные и слабые стороны, учишься с ними обходиться. Учишься самоподдержке, а не «самоподгонке». Бережно, не торопясь – и ловя себя за руку, когда привычное насилие над собой рванется вперед. А то ведь можно с таким остервенением начать о себе заботиться, что никому не поздоровится.
И кстати: с появлением заботы нередко исчезает желание себя изменить.
Автор: Илья Латыпов
Я знаю одну ловушку, в которую попадают все люди, решившие изменить себя. Она лежит на поверхности, но так хитро устроена, что мимо нее никто из нас не пройдет – обязательно наступим и запутаемся.
Сама по себе идея «изменить себя» или «изменить свою жизнь» прямиком ведет нас к этой ловушке. Упускается из виду важнейшее звено, без которого все усилия пойдут прахом и мы в итоге можем оказаться в еще худшем положении, чем были.
Нас приучили ломать себя
Желая изменить себя или жизнь, мы забываем задуматься над тем, как мы взаимодействуем с собой или с миром. А от того, как мы это делаем, и зависит то, что будет происходить.
Для многих из нас главный способ взаимодействия с собой – насилие. С самого детства нас приучали, что себя нужно ломать, чтобы получить нужный результат. Воля, самодисциплина, никаких послаблений. И что бы мы ни предложили такому человеку для развития, он применит насилие.
Нужно ставить цели и достигать их? Загоню себя в болезнь, сражаясь за реализацию сразу пяти целей.
Детей нужно воспитывать лаской? Заласкаем детей до истерики и при этом будем давить собственные потребности и раздражение на детей – не место ему в дивном новом мире!
Мы становимся похожи на человека, который осваивает разные инструменты, умея только одно: забивать гвозди. Он и молотком будет бить, и микроскопом, и книгой, и кастрюлей. Потому что ничего, кроме забивания гвоздей, не знает. Если что-то будет не получаться, он начнет забивать «гвозди» в себя...
А еще есть послушание – одна из разновидностей насилия над собой. Оно заключается в том, что главное в жизни – это добросовестное выполнение инструкций. Унаследованное детское послушание, только вместо родителей теперь – бизнес-гуру, психологи, политики, журналисты…
Слова психолога о том, как важно прояснять в общении свои чувства, будут при таком способе взаимодействия восприняты как приказ.
Не «важно прояснять», а «всегда проясняй». И, обливаясь потом, игнорируя собственный ужас, мы пойдем объясняться со всеми, с кем раньше боялись.
Не обнаружив в себе еще никаких опор, никакой поддержки, только на энергии послушания – и в итоге сваливаясь в депрессию, разрушая и себя, и отношения.
И наказывая за провалы себя: «Мне же сказали, как правильно – а я не смог!»
Инфантильно? Да. И безжалостно к себе.
Очень редко проявляется в нас другой способ взаимоотношений с собой – забота. Когда ты внимательно изучаешь себя, обнаруживаешь сильные и слабые стороны, учишься с ними обходиться. Учишься самоподдержке, а не «самоподгонке». Бережно, не торопясь – и ловя себя за руку, когда привычное насилие над собой рванется вперед. А то ведь можно с таким остервенением начать о себе заботиться, что никому не поздоровится.
И кстати: с появлением заботы нередко исчезает желание себя изменить.
Автор: Илья Латыпов
КРИЗИС СМЫСЛОВ: ТРИ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ЖИТЬ НЕ ЗРЯ
Есть два главных стремления, которые заставляют нас действовать: избежать страдания и обрести счастье. Работа как способ избежать страдания обесценилась, потому что сейчас работы много. За нее достойно платят. Конечно, у всех разный уровень потребностей, но принципиально это картину не меняет. Сегодня любая работа позволяет выжить, поэтому мы стали ждать от нее большего: что она сделает нас счастливыми. И чаще всего этого не случается. Это как камень в ботинке: когда бежишь, спасаясь от хищника, его и не заметишь. Но когда погони нет, чувствуешь неудобство при каждом шаге.
В 2013 году я сам столкнулся с кризисом смыслов. Решил, что в любой непонятной ситуации нужно немедленно что-нибудь прочесть. Отлично зашли «Стратегия жизни» Клейтона Кристенсена, «Человек в поисках смысла» Виктора Франкла, «Поток» Михая Чиксентмихайи, «Драйв» Дэниела Пинка, «Доставляя счастье» Тони Шея и «Размышления о личном развитии» Ицхака Адизеса. Мне кажется, эти и другие книги, помогающие конкретизировать тему счастья, должны войти в школьную программу. Вот, что я усвоил.
1) Счастье не может быть целью, это сопутствующее состояние. Ключ в том, чтобы ставить перед собой такие цели и так их достигать, чтобы это приводило к ощущению счастья. Кажется, это запутывает еще больше, но на самом деле, вывод простой: надо прояснить, что приводит вас к ощущению счастья, и вы поймете, какие цели надо ставить.
2) Счастье бывает разное. Мне очень понравилась схема, которую привел в своей книге Тони Шей. Он выделяет три типа счастья и показывает, как они отличаются по силе ощущений и устойчивости.
Счастье типа «удовольствие» всегда подразумевает погоню за следующей высотой. Исследования показывают, что из трех типов счастья это проходит быстрее всего. Как только купили себе яхту, начали мечтать о яхте побольше.
Счастье типа «увлечение» еще известно как «поток». Верный признак такого состояния — ощущение, что время летит незаметно. Потоковые занятия можно сделать частью работы или хобби и целенаправленно воспроизводить, поэтому это более устойчивый тип счастья.
Счастье типа «предназначение» возникает, когда мы чувствуем себя частью чего-то большего, значимого. Занимаясь деятельностью, наполненной смыслом, мы чувствуем себя счастливыми.
Эта схема дает практичные подсказки, как исследовать себя, чтобы понять, что приносит удовольствие, погружает в состояние потока и в чем вы видите смысл.
3) Счастье — это выбор. Это центральная мысль в размышлениях Виктора Франкла. У каждого из нас в любой ситуации есть свобода делать выбор, и нести за него ответственность. Внешние обстоятельства могут больше или меньше располагать к этому, но мы становимся счастливы, когда выбираем быть счастливыми.
Вот несколько полезных упражнений для тех, что хочет сделать свою жизнь более осмысленной:
1. Три источника миссии
Гай Кавасаки, бывший евангелист Apple, говорит, что у компании бывает три источника миссии. Их можно перенести на себя и разобраться, какая работа для вас наполнена смыслом.
Ответьте хотя бы на два вопроса из трех:
— Что я хотел бы создать, чего еще нет в мире, но обязательно нужно?
— Чему хорошему я не хотел бы дать исчезнуть?
— Какой бред мне бы хотелось исправить?
Лучше вооружиться листком бумаги и записать.
2. Охота на моменты вдохновения
Это упражнение можно ввести себе в привычку и проделывать ежедневно. В течение дня обращайте внимание на вещи, которые вас вдохновляют, и фиксируйте. Это может быть видеоролик, билборд, отрывок из книги, человек, занятие — все, что вы видите, слышите и чувствуете. Чувствуете, что что-то зацепило, запишите. Задача за неделю набрать не меньше 100 таких моментов. Хорошо работают заметки в смартфонах, блокноты и стикеры.
Когда наберется 100 моментов, проанализируйте записи. Какие выводы о том, что вам нравится, вы можете сделать? Этот ролик про Федора Конюхова вас вдохновил, потому что вы любите путешествия или выбросы адреналина в кровь? Писать то письмо вам понравилось из-за склонности к сочинению или любви подбирать убедительные аргументы?
За моментами вдохновения скрывается то, что по-настоящему придает драйв вашей жизни.
3. Позавидуйте по-хорошему
В этом упражнении нужно отпустить себя и позволить позавидовать по-хорошему. Относитесь к этому просто как к источнику информации о себе.
Составьте список из 3-5 человек, которым вы завидуете (белой завистью). Это могут быть знакомые или люди, о которых вы знаете из СМИ. Для каждого из них запишите: чем таким обладают они, что хотелось бы иметь вам. Не останавливайтесь на размышлениях о материальном. Подумайте об отношениях с любимыми, друзьями, коллегами, которые у них есть. О том предназначении, которому эти люди служат. Пройдитесь по трем уровням счастья, о которых я писал выше — это должно натолкнуть на интересные мысли.
Сохраните все результаты, которые у вас получились — скорее всего, это только начало.
Автор: Михаил Миронов
Есть два главных стремления, которые заставляют нас действовать: избежать страдания и обрести счастье. Работа как способ избежать страдания обесценилась, потому что сейчас работы много. За нее достойно платят. Конечно, у всех разный уровень потребностей, но принципиально это картину не меняет. Сегодня любая работа позволяет выжить, поэтому мы стали ждать от нее большего: что она сделает нас счастливыми. И чаще всего этого не случается. Это как камень в ботинке: когда бежишь, спасаясь от хищника, его и не заметишь. Но когда погони нет, чувствуешь неудобство при каждом шаге.
В 2013 году я сам столкнулся с кризисом смыслов. Решил, что в любой непонятной ситуации нужно немедленно что-нибудь прочесть. Отлично зашли «Стратегия жизни» Клейтона Кристенсена, «Человек в поисках смысла» Виктора Франкла, «Поток» Михая Чиксентмихайи, «Драйв» Дэниела Пинка, «Доставляя счастье» Тони Шея и «Размышления о личном развитии» Ицхака Адизеса. Мне кажется, эти и другие книги, помогающие конкретизировать тему счастья, должны войти в школьную программу. Вот, что я усвоил.
1) Счастье не может быть целью, это сопутствующее состояние. Ключ в том, чтобы ставить перед собой такие цели и так их достигать, чтобы это приводило к ощущению счастья. Кажется, это запутывает еще больше, но на самом деле, вывод простой: надо прояснить, что приводит вас к ощущению счастья, и вы поймете, какие цели надо ставить.
2) Счастье бывает разное. Мне очень понравилась схема, которую привел в своей книге Тони Шей. Он выделяет три типа счастья и показывает, как они отличаются по силе ощущений и устойчивости.
Счастье типа «удовольствие» всегда подразумевает погоню за следующей высотой. Исследования показывают, что из трех типов счастья это проходит быстрее всего. Как только купили себе яхту, начали мечтать о яхте побольше.
Счастье типа «увлечение» еще известно как «поток». Верный признак такого состояния — ощущение, что время летит незаметно. Потоковые занятия можно сделать частью работы или хобби и целенаправленно воспроизводить, поэтому это более устойчивый тип счастья.
Счастье типа «предназначение» возникает, когда мы чувствуем себя частью чего-то большего, значимого. Занимаясь деятельностью, наполненной смыслом, мы чувствуем себя счастливыми.
Эта схема дает практичные подсказки, как исследовать себя, чтобы понять, что приносит удовольствие, погружает в состояние потока и в чем вы видите смысл.
3) Счастье — это выбор. Это центральная мысль в размышлениях Виктора Франкла. У каждого из нас в любой ситуации есть свобода делать выбор, и нести за него ответственность. Внешние обстоятельства могут больше или меньше располагать к этому, но мы становимся счастливы, когда выбираем быть счастливыми.
Вот несколько полезных упражнений для тех, что хочет сделать свою жизнь более осмысленной:
1. Три источника миссии
Гай Кавасаки, бывший евангелист Apple, говорит, что у компании бывает три источника миссии. Их можно перенести на себя и разобраться, какая работа для вас наполнена смыслом.
Ответьте хотя бы на два вопроса из трех:
— Что я хотел бы создать, чего еще нет в мире, но обязательно нужно?
— Чему хорошему я не хотел бы дать исчезнуть?
— Какой бред мне бы хотелось исправить?
Лучше вооружиться листком бумаги и записать.
2. Охота на моменты вдохновения
Это упражнение можно ввести себе в привычку и проделывать ежедневно. В течение дня обращайте внимание на вещи, которые вас вдохновляют, и фиксируйте. Это может быть видеоролик, билборд, отрывок из книги, человек, занятие — все, что вы видите, слышите и чувствуете. Чувствуете, что что-то зацепило, запишите. Задача за неделю набрать не меньше 100 таких моментов. Хорошо работают заметки в смартфонах, блокноты и стикеры.
Когда наберется 100 моментов, проанализируйте записи. Какие выводы о том, что вам нравится, вы можете сделать? Этот ролик про Федора Конюхова вас вдохновил, потому что вы любите путешествия или выбросы адреналина в кровь? Писать то письмо вам понравилось из-за склонности к сочинению или любви подбирать убедительные аргументы?
За моментами вдохновения скрывается то, что по-настоящему придает драйв вашей жизни.
3. Позавидуйте по-хорошему
В этом упражнении нужно отпустить себя и позволить позавидовать по-хорошему. Относитесь к этому просто как к источнику информации о себе.
Составьте список из 3-5 человек, которым вы завидуете (белой завистью). Это могут быть знакомые или люди, о которых вы знаете из СМИ. Для каждого из них запишите: чем таким обладают они, что хотелось бы иметь вам. Не останавливайтесь на размышлениях о материальном. Подумайте об отношениях с любимыми, друзьями, коллегами, которые у них есть. О том предназначении, которому эти люди служат. Пройдитесь по трем уровням счастья, о которых я писал выше — это должно натолкнуть на интересные мысли.
Сохраните все результаты, которые у вас получились — скорее всего, это только начало.
Автор: Михаил Миронов
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ (по Эриксону)
Есть такое «золотое правило этики», сформулированное бог знает когда и кем и кочующее из культуры в культуру: «Поступай с другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Его постоянно переосмысляют и переформулируют — это хорошая традиция. Каждая культура старается в первую очередь переформулировать и откорректировать это золотое правило этики под себя. Так рождены христианское «Возлюби ближнего, как себя самого»,
а также категорический императив философской этики Иммануила Канта: «Человек должен быть только целью твоих действий и никогда — средством».
То есть, если я тебя кормлю, то только потому что ты сейчас — голодный, а я хочу, чтобы ты был сытый, потому что я знаю — быть голодным — не комфортно. А не потому что я хочу, чтобы завтра ты дал мне свою тетрадку с лекциями.
Из этой же «оперы» происходит и очень нравящаяся мне анонимная максима, переосмыслившая уже самого Канта (то есть — внучка «золотого правила этики»). Звучит так:
«Люби людей. Пользуйся вещами. А не наоборот».
И вот, в свою очередь, за «золотое правило этики» взялся психолог Э.Эриксон, тот самый. В чём ценность работы его ума? Не в том, чтобы блеснуть остроумием, сказав то же, но по-иному. Эриксон сформулировал совсем новый закон и назвал его по-новому: «Золотое правило поведения».
Для кого же он сформулировал этот закон? В первую очередь для тех, кто по максимуму включён в процесс межличностного взаимодействия и более того — от этого процесса зависит. Например, от того, как протекает у этого человека общение с другими личностями, зависит напрямую жизнь его творческого проекта, жизнь его бизнеса, его детища.
То есть, лучше всего изучать этот закон в практике обучения управлению, в практике обучения менеджеров. Но не только их. Зачем менеджерам все сливки человеческой мудрости и остроумия? Ведь межличностное взаимодействие — это то, с чем мы сталкиваемся всю жизнь, даже не будучи начальниками и не работая с клиентами целый день.
Итак, Золотое правило поведения.
Взаимодействуй с людьми так, чтобы результат вашего общения давал
новые силы и другому и тебе.
Как мало сказано, но как много за этим стоит! Попробуй-ка выполни! Эта заповедь чётко объясняет: энергетический вампиризм, когда после общения сил прибавляется только у одного человека, тихо разрушает команду и всё дело в целом. А элементарная психологическая безграмотность, когда после общения сил не остаётся ни у кого вообще — так и вовсе топит корабль сразу.
Эриксон очень чётко объясняет наболевший вопрос: «Как это так, нужно поступать с ближним, как с самим собой?» А если я хочу шоколаду, а ближний мой сидит на диете, что же я ему должен шоколад в рот запихивать, в соответствии с заповедью?
А если «не пожелай ближнему то, чего не желаешь себе» исполнять точно, то половина людей будет ходить грустной и потерявшей всё самое дорогое...
Всё на самом деле просто. Ближнему мы даём не ненавистный ему (и милый нам) шоколад. Ближнему мы даём свою энергию. И ждём от него того же. Ждём энергообмена. Поэтому, результатом здорового, качественного общения будет приток новых и свежих сил у обеих пообщавшихся сторон.
Игра в одни ворота утомляет и раздражает. А как сделать, чтобы было именно так — поровну, сразу обоим? Вот над этим и стоит думать, включив свой эмоциональный интеллект, да и неэмоциональный в этих раздумьях не будет служить помехой.
Если хотите, я выскажу своё мнение, а точнее, расскажу свою стратегию поведения. На мой взгляд, главное — не врать себе. То есть, не общаться с теми людьми, с которыми общаться тебе неприятно. Общаться только с теми, кого ты можешь с радостью воспринимать как цель, а не как средство. Привычка пользоваться людьми даст кое-какие быстрые земные выгоды, но пребольно ударит вторым концом палки — она истощит нашу энергетику. И тогда уже человек с истощённой энергетикой, привыкший видеть в любом общении только тяжёлую и нудную работу, станет неинтересен вообще кому бы то ни было. Захочет он по привычке использовать кого-нибудь, натянув улыбочку, — а все от него, как от чумы, разбегаются, не верят его неискреннему взгляду и фальшивой улыбке.
Так, истративший весь свой запас жизненной энергии на поддержание фальшивой (не дающей обратной энергетической связи) дружбы, остаётся на бобах. Первое — ему никто не отдаст свою энергию (так как искренне её отдают только в обмен на твою!). Второе, он никого не сможет по привычке использовать для мелкой материальной выгоды — энергетически истощённого человека обходят стороной и не наливают ему даже кофе задаром.
Ну а если вы — обладатель такого Золотого Общения, которое описал Эриксон, если у вас есть люди, с которыми вы обмениваетесь «новыми силами», то у вас будет столько этих сил, что вы без труда сможете поделиться ими при случае даже с мрачным и раздражённым незнакомцем.
Елена Назаренко
Есть такое «золотое правило этики», сформулированное бог знает когда и кем и кочующее из культуры в культуру: «Поступай с другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Его постоянно переосмысляют и переформулируют — это хорошая традиция. Каждая культура старается в первую очередь переформулировать и откорректировать это золотое правило этики под себя. Так рождены христианское «Возлюби ближнего, как себя самого»,
а также категорический императив философской этики Иммануила Канта: «Человек должен быть только целью твоих действий и никогда — средством».
То есть, если я тебя кормлю, то только потому что ты сейчас — голодный, а я хочу, чтобы ты был сытый, потому что я знаю — быть голодным — не комфортно. А не потому что я хочу, чтобы завтра ты дал мне свою тетрадку с лекциями.
Из этой же «оперы» происходит и очень нравящаяся мне анонимная максима, переосмыслившая уже самого Канта (то есть — внучка «золотого правила этики»). Звучит так:
«Люби людей. Пользуйся вещами. А не наоборот».
И вот, в свою очередь, за «золотое правило этики» взялся психолог Э.Эриксон, тот самый. В чём ценность работы его ума? Не в том, чтобы блеснуть остроумием, сказав то же, но по-иному. Эриксон сформулировал совсем новый закон и назвал его по-новому: «Золотое правило поведения».
Для кого же он сформулировал этот закон? В первую очередь для тех, кто по максимуму включён в процесс межличностного взаимодействия и более того — от этого процесса зависит. Например, от того, как протекает у этого человека общение с другими личностями, зависит напрямую жизнь его творческого проекта, жизнь его бизнеса, его детища.
То есть, лучше всего изучать этот закон в практике обучения управлению, в практике обучения менеджеров. Но не только их. Зачем менеджерам все сливки человеческой мудрости и остроумия? Ведь межличностное взаимодействие — это то, с чем мы сталкиваемся всю жизнь, даже не будучи начальниками и не работая с клиентами целый день.
Итак, Золотое правило поведения.
Взаимодействуй с людьми так, чтобы результат вашего общения давал
новые силы и другому и тебе.
Как мало сказано, но как много за этим стоит! Попробуй-ка выполни! Эта заповедь чётко объясняет: энергетический вампиризм, когда после общения сил прибавляется только у одного человека, тихо разрушает команду и всё дело в целом. А элементарная психологическая безграмотность, когда после общения сил не остаётся ни у кого вообще — так и вовсе топит корабль сразу.
Эриксон очень чётко объясняет наболевший вопрос: «Как это так, нужно поступать с ближним, как с самим собой?» А если я хочу шоколаду, а ближний мой сидит на диете, что же я ему должен шоколад в рот запихивать, в соответствии с заповедью?
А если «не пожелай ближнему то, чего не желаешь себе» исполнять точно, то половина людей будет ходить грустной и потерявшей всё самое дорогое...
Всё на самом деле просто. Ближнему мы даём не ненавистный ему (и милый нам) шоколад. Ближнему мы даём свою энергию. И ждём от него того же. Ждём энергообмена. Поэтому, результатом здорового, качественного общения будет приток новых и свежих сил у обеих пообщавшихся сторон.
Игра в одни ворота утомляет и раздражает. А как сделать, чтобы было именно так — поровну, сразу обоим? Вот над этим и стоит думать, включив свой эмоциональный интеллект, да и неэмоциональный в этих раздумьях не будет служить помехой.
Если хотите, я выскажу своё мнение, а точнее, расскажу свою стратегию поведения. На мой взгляд, главное — не врать себе. То есть, не общаться с теми людьми, с которыми общаться тебе неприятно. Общаться только с теми, кого ты можешь с радостью воспринимать как цель, а не как средство. Привычка пользоваться людьми даст кое-какие быстрые земные выгоды, но пребольно ударит вторым концом палки — она истощит нашу энергетику. И тогда уже человек с истощённой энергетикой, привыкший видеть в любом общении только тяжёлую и нудную работу, станет неинтересен вообще кому бы то ни было. Захочет он по привычке использовать кого-нибудь, натянув улыбочку, — а все от него, как от чумы, разбегаются, не верят его неискреннему взгляду и фальшивой улыбке.
Так, истративший весь свой запас жизненной энергии на поддержание фальшивой (не дающей обратной энергетической связи) дружбы, остаётся на бобах. Первое — ему никто не отдаст свою энергию (так как искренне её отдают только в обмен на твою!). Второе, он никого не сможет по привычке использовать для мелкой материальной выгоды — энергетически истощённого человека обходят стороной и не наливают ему даже кофе задаром.
Ну а если вы — обладатель такого Золотого Общения, которое описал Эриксон, если у вас есть люди, с которыми вы обмениваетесь «новыми силами», то у вас будет столько этих сил, что вы без труда сможете поделиться ими при случае даже с мрачным и раздражённым незнакомцем.
Елена Назаренко
МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ
Метод «пяти пальцев», предложенный Л. Зайвертом, является простой и доступной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названия пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль.
М (мизинец) — МЫСЛИ, знания, информация.
Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?
Б (безымянный) — БЛИЗОСТЬ к цели или БЛИЗКИЕ.
Что я сегодня сделал и чего достиг? Или что я сегодня сделал для своих близких, как укрепил отношения?
С (средний палец) — СОСТОЯНИЕ духа.
Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?
У (указательный) — УСЛУГА, помощь, сотрудничество.
Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения?
Б (большой палец) — БОДРОСТЬ, физическое состояние.
Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Что сделано сегодня мною для поддержания здоровья, физической формы?
Тщательный анализ прошедшего дня по этой методике поможет вам сформировать правильный настрой на следующий день.
Анализируйте итоги дня, контролируйте приближение к целям и вы обязательно их достигнете!
Метод «пяти пальцев», предложенный Л. Зайвертом, является простой и доступной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названия пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль.
М (мизинец) — МЫСЛИ, знания, информация.
Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?
Б (безымянный) — БЛИЗОСТЬ к цели или БЛИЗКИЕ.
Что я сегодня сделал и чего достиг? Или что я сегодня сделал для своих близких, как укрепил отношения?
С (средний палец) — СОСТОЯНИЕ духа.
Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?
У (указательный) — УСЛУГА, помощь, сотрудничество.
Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения?
Б (большой палец) — БОДРОСТЬ, физическое состояние.
Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Что сделано сегодня мною для поддержания здоровья, физической формы?
Тщательный анализ прошедшего дня по этой методике поможет вам сформировать правильный настрой на следующий день.
Анализируйте итоги дня, контролируйте приближение к целям и вы обязательно их достигнете!
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Абрахам Маслоу говорил: "Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то, находящееся вне их самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них. Это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение "труд – радости". Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине... Я думаю о самоактуализируемом человеке не как об обычном человеке, которому что-то добавилось, а, скорее, как об обычном человеке, у которого ничего нельзя отнять."
Перечислим восемь основных условий самоактуализации (по А.Маслоу):
1. Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее.
2. Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Самоактуализация - это непрерывный процесс, она означает немалократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает постоянный выбор из этих возможностей возможности роста.
3. Само слово подразумевает наличие, которое может актуализироваться. Человек всегда уже есть нечто, некоторая стержневая структура. И нужно дать возможность этой структуре проявляться.
4. Когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными. Обращаться к самому себе, требуя точного ответа -это значит взять на себя ответственность. Это само по себе уже является огромным шагом к самоактуализации.
5. До сих пор мы говорили о переживании без критики, о предпочтении выбора роста выбору страха, о честности и о принятии на себя ответственности. Это шаги к самоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что ему подходит. Но человек не сможет сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе. Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть нонконформистом.
6. Самоактуализация - это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей.
7. Высшие переживания - это моменты самоактуализации. Это мгновения экстаза, которые не могут быть гарантированы. Но условия для более вероятного появления таких переживаний создать можно. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, - это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься.
8. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни, - все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того.
Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Абрахам Маслоу говорил: "Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то, находящееся вне их самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них. Это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение "труд – радости". Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине... Я думаю о самоактуализируемом человеке не как об обычном человеке, которому что-то добавилось, а, скорее, как об обычном человеке, у которого ничего нельзя отнять."
Перечислим восемь основных условий самоактуализации (по А.Маслоу):
1. Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее.
2. Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Самоактуализация - это непрерывный процесс, она означает немалократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает постоянный выбор из этих возможностей возможности роста.
3. Само слово подразумевает наличие, которое может актуализироваться. Человек всегда уже есть нечто, некоторая стержневая структура. И нужно дать возможность этой структуре проявляться.
4. Когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными. Обращаться к самому себе, требуя точного ответа -это значит взять на себя ответственность. Это само по себе уже является огромным шагом к самоактуализации.
5. До сих пор мы говорили о переживании без критики, о предпочтении выбора роста выбору страха, о честности и о принятии на себя ответственности. Это шаги к самоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что ему подходит. Но человек не сможет сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе. Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть нонконформистом.
6. Самоактуализация - это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей.
7. Высшие переживания - это моменты самоактуализации. Это мгновения экстаза, которые не могут быть гарантированы. Но условия для более вероятного появления таких переживаний создать можно. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, - это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься.
8. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни, - все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того.