Статистика ВК сообщества "Египтология с Виктором Солкиным"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Египетские храмы могут подарить совершенно особенное погружение в прошлое, если отойти от привычных троп и подальше уйти от групп туристов. Тогда, возможно, вы окажетесь в узких проходах где между колоссальными стенами, покрытыми священными текстами, будут медленно плыть лучи света, проникающие сквозь потолочные отверстия в каменное тело святая святых.
Стены будут «шептать» о былых веках, богах и бессмертии и, поверьте, у вас будет поразительное чувство сопричастия к тайне, недоступной для тех, кто прошел мимо, потому что не знает нужной двери…

В заупокойной часовне великих жриц Амона.
Мединет Абу. 8 в. до н.э.

60 30 ER 8.3373
Хочется поделиться с вами чем-то особенно красивым. Ну вот, например, один из двух браслетов с именем Рамсеса II, из золота с драгоценной лазуритовой вставкой. Браслеты были найдены вместе с другими драгоценными предметами в тайнике на территории храма богини Бастет в Бубастисе. Вещи кто-то прятал еще в древности, причем явно в спешке и, видимо, не смог за ними вернуться. Бубастис был центром, где при Рамессидах жили многие азиаты, в том числе, и ювелиры: многие вещи из тайника, включая браслеты, несут на себе явное азиатское влияние. Так, в Египте мотив двух уток/двухголовой утки практически не встречается, однако в царских гробницах Катны (Сирия) обнаружены памятники, где такие утки ассоциируются с богинями Хатхор или Ашторет, т.е. с чувственностью и любовью. Учитывая, что на браслетах есть титулы и имена Рамсеса II, их мог носить либо сам царь, либо, скорее, судя по символике и их размеру, кто-то из высокопоставленных знатных дам, любимых царем. Скорее всего, перед нами работа азиатского – сирийского или финикийского мастера, который работал на стыке художественных стилей Египта и своей родины. Обратите внимание на восхитительную зернь из крохотных золотых шариков, напаянных на поверхность браслета - эта техника также характерна для памятников, сделанных не египетскими мастерами. Лазурит, которым инкрустированы тела уток, был священным и очень дорогостоящим в Египте: его везли долгими караванными тропами с Бадахшанского нагорья в Афганистане.
Видимо, браслеты, каждый весом по 101 грамм, были подарком царя или одной из его жен сокровищнице храма Бастет, откуда их украли во время междоусобицы и волнений, последовавших за Новым царством. Вор, спрятавший вещи, и не предполагал, что его тайник найдут спустя тысячелетия в 1906 году при строительстве железной дороги, прошедшей совсем близко от руин древнего храма.

Каир, Национальный музей египетской цивилизации.
13 в. до н.э.

102 25 ER 8.2765
Великий систр богини. Рельеф в одной из крипт храма Хатхор в Дендере. I в. до н.э.

47 12 ER 9.9272
Удивительный и потерянный навсегда Египет первых десятилетий XX века. Разлив Нила, речные воды у подножия плато с пирамидами Гизы и гуси там, где теперь, после возведения Асуанской плотины, стоят туристские ларьки...

(c) Lehnert and Landrock, 1910-е.

56 10 ER 7.1088
Саркофаг царицы Яхмес-Меритамон был найден в 1930 году в тайной гробнице, грубо высеченной в скалах около храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
Погребение царицы – супруги Аменхотепа I, жившей в 16 в. до н.э. - разворовали еще в древности: с саркофага содрали золото и вытащили фаянсовые инкрустации. Тогда же, в 11 веке до н.э., обнаружив преступление, службы фиванского некрополя «отреставрировали» потери простыми желтой и синей красками.
На невероятном, кажущемся живым лице, выполненном из благородного кедра, остались только глаза – из известняка, стекла и обсидиана, смотрящие ввысь, в иномирье, в вечность.
Мумия царицы, к счастью, сохранилась и, как и саркофаг, хранится в Каире.
16 в. до н.э.

(c) Виктор Солкин

48 13 ER 7.3777
Тот случай, когда даже серьезные и намеренные повреждения не делают памятник менее восхитительным. В эпохи смут и смены династий в Египте часто случалось, что кого-то из неугодных предшественников старались лишить вечной жизни, уничтожая имена и памятники. А порой ненависть была столь сильна, что умершего правителя или кого-то из его близких старались не просто стереть из анналов истории, но и лишить их дыхания вечной жизни в ином мире, для чего у статуи повреждали лицо.

Перед нами именно такой случай: когда-то этот потрясающий лик был частью статуи царицы Мутноджемет – второй жены царя Хоремхеба, правившего на финале сложной и противоречивой эпохи Амарны, ознаменовавшейся попыткой религиозного переворота. Младшая сестра всем известной Нефертити, Мутноджемет, судя по сохранившимся изображениям, была тоже исключительно хороша собой. У царицы была тяжелая судьба, но сегодня мы не об этом, а об удивительном лике, выполненном из мраморизованного известняка, который заставляет задержать дыхание, чтобы не спугнуть улыбку с каменных губ.

14 в. до н.э. Собрание Норберта Шиммеля

47 24 ER 5.2965
Обычно изображаемая в виде птицы с головой человека, субстанция ба, одна из важнейших составляющих человеческой и божественной сущности, могла также символически обозначаться знаком небольшого горящего масляного светильника. Понятие ба часто переводят как «душа», однако это понятие на самом деле не имеет аналогов в современных языках.
В течение земной жизни человека ба проявляется в основном через физическое тело, причем в одном роду сын воплощает ба, но никогда не ка отца, в то время как отец может быть только ка сына, но не его ба. После смерти, когда тело становится бездыханным и неподвижным, вся сущность, индивидуальность человеческой личности концентрируется именно в ба, которая может перемещаться в пространствах, летать по загробному миру и возвращаться в гробницу. Ба не может полноценно существовать после смерти человека, если его тело разлагается. Именно поэтому египтяне придавали такое значение бальзамированию.
Ба по сути своей принадлежит небу, а физическое тело – земле; однако самым важным эпизодом посмертного существования человека было их воссоединение, происходящее каждую ночь в неведомых далях иного мира. Наиважнейшей особенностью ба египтяне считали его способность к трансформации во всевозможные формы. «Легкая» как мысль, птица ба, в отличие от «тяжелого» материального тела, может по собственному желанию странствовать во всех трех пространствах вселенной: на земле, в небе и в мире загробном. Более того, ба может возвращаться из иных пространств на землю и вне времени наблюдать за событиями и судьбами.
Заклинания 89 главы «Книги мертвых» были предназначены для того, чтобы в случае необходимости вернуть ба, где бы та ни находилась, не дать ей погибнуть или пройти мимо. Слова, завершающие главу, советуют произнести заклинания над амулетом в виде ба, выполненном из золота, драгоценных камней, который после этого следовало поместить на мумию в область сердца. О том, как тщательно в погребениях знатных людей следовали этому заклинанию, свидетельствуют многочисленные находки амулетов в виде ба, распростершего крылья, среди которых выделяется знаменитый золотой экземпляр, обнаруженный Говардом Картером в пеленах мумии Тутанхамона.

14 в. до н.э.
Каир, Египетский музей.

(с) текст - Виктор Солкин, (с) фото - Сандро Ваннини

94 21 ER 5.8033
Ключи египетского символизма сложны, требуют от зрителя внимательности и многих знаний. Скарабей – символ и воплощение «самовозникающего» солнечного творца Хепри – один из частых образов в египетском искусстве. Катящий солнечный диск жук ассоциировался с рассветом, утром, созидательной силой творца. Однако, эту силу богу Солнца дает ночь, в середине которой он на несколько вселенских мгновений воссоединяется с Осирисом – владыкой бессмертия и царем всех ушедших – в единое, непознаваемое Предвечное божество. Тексты именуют его эпитетом Неберджер – «Владыка до предела». Эта встреча и воссоединение – повторение мгновения изначального творения и отражение двойственности этого мира, где Солнце – это «душа» Ба Предвечного божества, а Осирис – его тело.
Провозглашая бессмертие, скарабей Хепри поднимается по небесным путям на восточном горизонте, держа в лапках Атеф – священную корону Осириса, которая здесь становится намеком для знающих на произошедшее успешное воссоединение. В гробнице жреца бога мудрости Тота Петосириса в Гермополе, откуда происходит этот рельеф, образ солнечного скарабея с короной хтонического бога, поправшего смерть, стал центральной фигурой композиции на стене, перед которой находится погребальная шахта гробницы. Словно оттуда, из страшного и пропитанного вечностью иномирья, скарабей является, запечатленный в камне в знак того, что дух бессмертен, а творение будет вновь и вновь повторяться в бесконечности.
Казалось бы, одна сцена, но сколько в ней смысла…

Рельеф из гробницы Петосириса по прозвищу Анхефенхонсу в Туна эль-Гебель. 4 в. до н.э.
(с) Виктор Солкин

94 9 ER 5.4397
8 августа – всемирный день кошек. Конечно, без Египта тут никак не обойтись. Все сразу вспомнили тысячи великолепных бронзовых статуэток кошек, невероятная грация и пластика которых не может не восхищать. Кстати, часто такие бронзовые фигурки были реликвариями: внутри статуэтки находилась полость, куда помещали мумию или фрагмент мумии священной кошки. На первом фото в моих руках, пожалуй, лучшая древнеегипетская статуэтка кошки в России, 7-6 вв. до н.э., из собрания князей Голицыных, хранящаяся в собрании музея-усадьбы «Архангельское». Она – пример такого реликвария, причем останки священной кошки сохранились и также находятся в фондах музея.

Кошка, посвященная богине Бастет – госпоже женственности, музыки, танца, чадородия и сексуальности, воплощала двойственную женскую природу: притягательную и опасную одновременно. Бастет могла в любое мгновение трансформироваться как в «золотую» богиню любви Хатхор, так и в яростную госпожу гнева – львиноголовую Сехмет.

Если о Бастет и ее кошках знают все, то о ее сыне Махесе – немногие. Бог кот, часто принимающий облик льва, он – сын Бастет и бога вечернего солнца Атума, грозный бог бури и непогоды, воинственный охранник границ Египта, повергающий нечестивца и иноземца, воплощение неукротимой силы природы. Его редкое изображение – на втором фото: это прекрасный рельеф с каменного наоса – вместилища для статуи бога – созданного при Нектанебе I в 4 в. до н.э. (Каир, Египетский музей). Храм Махеса, к сожалению, плохо сохранившийся, находился рядом с великолепным святилищем его матери Бастет в Бубастисе.
Благодарю за первое фото Михаила Быковского!

79 28 ER 5.4242
Полупрозрачный травертин, в обиходе часто называемый «египетским алебастром», – это тот материал, из которого сделаны некоторые абсолютно невероятные шедевры, найденные в гробнице Тутанхамона. В виде голов царя в уборах немес выполнены крышки, под которыми были сохранены, в специальном каменном ковчеге и золотых чехлах, его внутренности. Исключительные по своему исполнению крышки-портреты полны нежности, притягательности и, при этом, какой-то особенной потусторонней отрешенности. Подведенные черной краской глаза и брови делают их взгляд пристальным, царственным, чуть надменным, а точки в уголках окрашенных охрой губ, оживляют камень и на мгновение заставляют поверить, что царь вот-вот заговорит.

Каир, Египетский музей. 14 в. до н.э.

(c) Виктор Солкин

48 10 ER 6.9905