Египетские храмы могут подарить совершенно особенное погружение в прошлое, если отойти от привычных троп и подальше уйти от групп туристов. Тогда, возможно, вы окажетесь в узких проходах где между колоссальными стенами, покрытыми священными текстами, будут медленно плыть лучи света, проникающие сквозь потолочные отверстия в каменное тело святая святых.
Стены будут «шептать» о былых веках, богах и бессмертии и, поверьте, у вас будет поразительное чувство сопричастия к тайне, недоступной для тех, кто прошел мимо, потому что не знает нужной двери…
В заупокойной часовне великих жриц Амона.
Мединет Абу. 8 в. до н.э.
Количество постов 1 442
Частота постов 34 часа 58 минут
ER
319.24
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Хочется поделиться с вами чем-то особенно красивым. Ну вот, например, один из двух браслетов с именем Рамсеса II, из золота с драгоценной лазуритовой вставкой. Браслеты были найдены вместе с другими драгоценными предметами в тайнике на территории храма богини Бастет в Бубастисе. Вещи кто-то прятал еще в древности, причем явно в спешке и, видимо, не смог за ними вернуться. Бубастис был центром, где при Рамессидах жили многие азиаты, в том числе, и ювелиры: многие вещи из тайника, включая браслеты, несут на себе явное азиатское влияние. Так, в Египте мотив двух уток/двухголовой утки практически не встречается, однако в царских гробницах Катны (Сирия) обнаружены памятники, где такие утки ассоциируются с богинями Хатхор или Ашторет, т.е. с чувственностью и любовью. Учитывая, что на браслетах есть титулы и имена Рамсеса II, их мог носить либо сам царь, либо, скорее, судя по символике и их размеру, кто-то из высокопоставленных знатных дам, любимых царем. Скорее всего, перед нами работа азиатского – сирийского или финикийского мастера, который работал на стыке художественных стилей Египта и своей родины. Обратите внимание на восхитительную зернь из крохотных золотых шариков, напаянных на поверхность браслета - эта техника также характерна для памятников, сделанных не египетскими мастерами. Лазурит, которым инкрустированы тела уток, был священным и очень дорогостоящим в Египте: его везли долгими караванными тропами с Бадахшанского нагорья в Афганистане.
Видимо, браслеты, каждый весом по 101 грамм, были подарком царя или одной из его жен сокровищнице храма Бастет, откуда их украли во время междоусобицы и волнений, последовавших за Новым царством. Вор, спрятавший вещи, и не предполагал, что его тайник найдут спустя тысячелетия в 1906 году при строительстве железной дороги, прошедшей совсем близко от руин древнего храма.
Каир, Национальный музей египетской цивилизации.
13 в. до н.э.
Видимо, браслеты, каждый весом по 101 грамм, были подарком царя или одной из его жен сокровищнице храма Бастет, откуда их украли во время междоусобицы и волнений, последовавших за Новым царством. Вор, спрятавший вещи, и не предполагал, что его тайник найдут спустя тысячелетия в 1906 году при строительстве железной дороги, прошедшей совсем близко от руин древнего храма.
Каир, Национальный музей египетской цивилизации.
13 в. до н.э.
Удивительный и потерянный навсегда Египет первых десятилетий XX века. Разлив Нила, речные воды у подножия плато с пирамидами Гизы и гуси там, где теперь, после возведения Асуанской плотины, стоят туристские ларьки...
(c) Lehnert and Landrock, 1910-е.
(c) Lehnert and Landrock, 1910-е.
Саркофаг царицы Яхмес-Меритамон был найден в 1930 году в тайной гробнице, грубо высеченной в скалах около храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
Погребение царицы – супруги Аменхотепа I, жившей в 16 в. до н.э. - разворовали еще в древности: с саркофага содрали золото и вытащили фаянсовые инкрустации. Тогда же, в 11 веке до н.э., обнаружив преступление, службы фиванского некрополя «отреставрировали» потери простыми желтой и синей красками.
На невероятном, кажущемся живым лице, выполненном из благородного кедра, остались только глаза – из известняка, стекла и обсидиана, смотрящие ввысь, в иномирье, в вечность.
Мумия царицы, к счастью, сохранилась и, как и саркофаг, хранится в Каире.
16 в. до н.э.
(c) Виктор Солкин
Погребение царицы – супруги Аменхотепа I, жившей в 16 в. до н.э. - разворовали еще в древности: с саркофага содрали золото и вытащили фаянсовые инкрустации. Тогда же, в 11 веке до н.э., обнаружив преступление, службы фиванского некрополя «отреставрировали» потери простыми желтой и синей красками.
На невероятном, кажущемся живым лице, выполненном из благородного кедра, остались только глаза – из известняка, стекла и обсидиана, смотрящие ввысь, в иномирье, в вечность.
Мумия царицы, к счастью, сохранилась и, как и саркофаг, хранится в Каире.
16 в. до н.э.
(c) Виктор Солкин
Тот случай, когда даже серьезные и намеренные повреждения не делают памятник менее восхитительным. В эпохи смут и смены династий в Египте часто случалось, что кого-то из неугодных предшественников старались лишить вечной жизни, уничтожая имена и памятники. А порой ненависть была столь сильна, что умершего правителя или кого-то из его близких старались не просто стереть из анналов истории, но и лишить их дыхания вечной жизни в ином мире, для чего у статуи повреждали лицо.
Перед нами именно такой случай: когда-то этот потрясающий лик был частью статуи царицы Мутноджемет – второй жены царя Хоремхеба, правившего на финале сложной и противоречивой эпохи Амарны, ознаменовавшейся попыткой религиозного переворота. Младшая сестра всем известной Нефертити, Мутноджемет, судя по сохранившимся изображениям, была тоже исключительно хороша собой. У царицы была тяжелая судьба, но сегодня мы не об этом, а об удивительном лике, выполненном из мраморизованного известняка, который заставляет задержать дыхание, чтобы не спугнуть улыбку с каменных губ.
14 в. до н.э. Собрание Норберта Шиммеля
Перед нами именно такой случай: когда-то этот потрясающий лик был частью статуи царицы Мутноджемет – второй жены царя Хоремхеба, правившего на финале сложной и противоречивой эпохи Амарны, ознаменовавшейся попыткой религиозного переворота. Младшая сестра всем известной Нефертити, Мутноджемет, судя по сохранившимся изображениям, была тоже исключительно хороша собой. У царицы была тяжелая судьба, но сегодня мы не об этом, а об удивительном лике, выполненном из мраморизованного известняка, который заставляет задержать дыхание, чтобы не спугнуть улыбку с каменных губ.
14 в. до н.э. Собрание Норберта Шиммеля
Обычно изображаемая в виде птицы с головой человека, субстанция ба, одна из важнейших составляющих человеческой и божественной сущности, могла также символически обозначаться знаком небольшого горящего масляного светильника. Понятие ба часто переводят как «душа», однако это понятие на самом деле не имеет аналогов в современных языках.
В течение земной жизни человека ба проявляется в основном через физическое тело, причем в одном роду сын воплощает ба, но никогда не ка отца, в то время как отец может быть только ка сына, но не его ба. После смерти, когда тело становится бездыханным и неподвижным, вся сущность, индивидуальность человеческой личности концентрируется именно в ба, которая может перемещаться в пространствах, летать по загробному миру и возвращаться в гробницу. Ба не может полноценно существовать после смерти человека, если его тело разлагается. Именно поэтому египтяне придавали такое значение бальзамированию.
Ба по сути своей принадлежит небу, а физическое тело – земле; однако самым важным эпизодом посмертного существования человека было их воссоединение, происходящее каждую ночь в неведомых далях иного мира. Наиважнейшей особенностью ба египтяне считали его способность к трансформации во всевозможные формы. «Легкая» как мысль, птица ба, в отличие от «тяжелого» материального тела, может по собственному желанию странствовать во всех трех пространствах вселенной: на земле, в небе и в мире загробном. Более того, ба может возвращаться из иных пространств на землю и вне времени наблюдать за событиями и судьбами.
Заклинания 89 главы «Книги мертвых» были предназначены для того, чтобы в случае необходимости вернуть ба, где бы та ни находилась, не дать ей погибнуть или пройти мимо. Слова, завершающие главу, советуют произнести заклинания над амулетом в виде ба, выполненном из золота, драгоценных камней, который после этого следовало поместить на мумию в область сердца. О том, как тщательно в погребениях знатных людей следовали этому заклинанию, свидетельствуют многочисленные находки амулетов в виде ба, распростершего крылья, среди которых выделяется знаменитый золотой экземпляр, обнаруженный Говардом Картером в пеленах мумии Тутанхамона.
14 в. до н.э.
Каир, Египетский музей.
(с) текст - Виктор Солкин, (с) фото - Сандро Ваннини
В течение земной жизни человека ба проявляется в основном через физическое тело, причем в одном роду сын воплощает ба, но никогда не ка отца, в то время как отец может быть только ка сына, но не его ба. После смерти, когда тело становится бездыханным и неподвижным, вся сущность, индивидуальность человеческой личности концентрируется именно в ба, которая может перемещаться в пространствах, летать по загробному миру и возвращаться в гробницу. Ба не может полноценно существовать после смерти человека, если его тело разлагается. Именно поэтому египтяне придавали такое значение бальзамированию.
Ба по сути своей принадлежит небу, а физическое тело – земле; однако самым важным эпизодом посмертного существования человека было их воссоединение, происходящее каждую ночь в неведомых далях иного мира. Наиважнейшей особенностью ба египтяне считали его способность к трансформации во всевозможные формы. «Легкая» как мысль, птица ба, в отличие от «тяжелого» материального тела, может по собственному желанию странствовать во всех трех пространствах вселенной: на земле, в небе и в мире загробном. Более того, ба может возвращаться из иных пространств на землю и вне времени наблюдать за событиями и судьбами.
Заклинания 89 главы «Книги мертвых» были предназначены для того, чтобы в случае необходимости вернуть ба, где бы та ни находилась, не дать ей погибнуть или пройти мимо. Слова, завершающие главу, советуют произнести заклинания над амулетом в виде ба, выполненном из золота, драгоценных камней, который после этого следовало поместить на мумию в область сердца. О том, как тщательно в погребениях знатных людей следовали этому заклинанию, свидетельствуют многочисленные находки амулетов в виде ба, распростершего крылья, среди которых выделяется знаменитый золотой экземпляр, обнаруженный Говардом Картером в пеленах мумии Тутанхамона.
14 в. до н.э.
Каир, Египетский музей.
(с) текст - Виктор Солкин, (с) фото - Сандро Ваннини
Ключи египетского символизма сложны, требуют от зрителя внимательности и многих знаний. Скарабей – символ и воплощение «самовозникающего» солнечного творца Хепри – один из частых образов в египетском искусстве. Катящий солнечный диск жук ассоциировался с рассветом, утром, созидательной силой творца. Однако, эту силу богу Солнца дает ночь, в середине которой он на несколько вселенских мгновений воссоединяется с Осирисом – владыкой бессмертия и царем всех ушедших – в единое, непознаваемое Предвечное божество. Тексты именуют его эпитетом Неберджер – «Владыка до предела». Эта встреча и воссоединение – повторение мгновения изначального творения и отражение двойственности этого мира, где Солнце – это «душа» Ба Предвечного божества, а Осирис – его тело.
Провозглашая бессмертие, скарабей Хепри поднимается по небесным путям на восточном горизонте, держа в лапках Атеф – священную корону Осириса, которая здесь становится намеком для знающих на произошедшее успешное воссоединение. В гробнице жреца бога мудрости Тота Петосириса в Гермополе, откуда происходит этот рельеф, образ солнечного скарабея с короной хтонического бога, поправшего смерть, стал центральной фигурой композиции на стене, перед которой находится погребальная шахта гробницы. Словно оттуда, из страшного и пропитанного вечностью иномирья, скарабей является, запечатленный в камне в знак того, что дух бессмертен, а творение будет вновь и вновь повторяться в бесконечности.
Казалось бы, одна сцена, но сколько в ней смысла…
Рельеф из гробницы Петосириса по прозвищу Анхефенхонсу в Туна эль-Гебель. 4 в. до н.э.
(с) Виктор Солкин
Провозглашая бессмертие, скарабей Хепри поднимается по небесным путям на восточном горизонте, держа в лапках Атеф – священную корону Осириса, которая здесь становится намеком для знающих на произошедшее успешное воссоединение. В гробнице жреца бога мудрости Тота Петосириса в Гермополе, откуда происходит этот рельеф, образ солнечного скарабея с короной хтонического бога, поправшего смерть, стал центральной фигурой композиции на стене, перед которой находится погребальная шахта гробницы. Словно оттуда, из страшного и пропитанного вечностью иномирья, скарабей является, запечатленный в камне в знак того, что дух бессмертен, а творение будет вновь и вновь повторяться в бесконечности.
Казалось бы, одна сцена, но сколько в ней смысла…
Рельеф из гробницы Петосириса по прозвищу Анхефенхонсу в Туна эль-Гебель. 4 в. до н.э.
(с) Виктор Солкин
8 августа – всемирный день кошек. Конечно, без Египта тут никак не обойтись. Все сразу вспомнили тысячи великолепных бронзовых статуэток кошек, невероятная грация и пластика которых не может не восхищать. Кстати, часто такие бронзовые фигурки были реликвариями: внутри статуэтки находилась полость, куда помещали мумию или фрагмент мумии священной кошки. На первом фото в моих руках, пожалуй, лучшая древнеегипетская статуэтка кошки в России, 7-6 вв. до н.э., из собрания князей Голицыных, хранящаяся в собрании музея-усадьбы «Архангельское». Она – пример такого реликвария, причем останки священной кошки сохранились и также находятся в фондах музея.
Кошка, посвященная богине Бастет – госпоже женственности, музыки, танца, чадородия и сексуальности, воплощала двойственную женскую природу: притягательную и опасную одновременно. Бастет могла в любое мгновение трансформироваться как в «золотую» богиню любви Хатхор, так и в яростную госпожу гнева – львиноголовую Сехмет.
Если о Бастет и ее кошках знают все, то о ее сыне Махесе – немногие. Бог кот, часто принимающий облик льва, он – сын Бастет и бога вечернего солнца Атума, грозный бог бури и непогоды, воинственный охранник границ Египта, повергающий нечестивца и иноземца, воплощение неукротимой силы природы. Его редкое изображение – на втором фото: это прекрасный рельеф с каменного наоса – вместилища для статуи бога – созданного при Нектанебе I в 4 в. до н.э. (Каир, Египетский музей). Храм Махеса, к сожалению, плохо сохранившийся, находился рядом с великолепным святилищем его матери Бастет в Бубастисе.
Благодарю за первое фото Михаила Быковского!
Кошка, посвященная богине Бастет – госпоже женственности, музыки, танца, чадородия и сексуальности, воплощала двойственную женскую природу: притягательную и опасную одновременно. Бастет могла в любое мгновение трансформироваться как в «золотую» богиню любви Хатхор, так и в яростную госпожу гнева – львиноголовую Сехмет.
Если о Бастет и ее кошках знают все, то о ее сыне Махесе – немногие. Бог кот, часто принимающий облик льва, он – сын Бастет и бога вечернего солнца Атума, грозный бог бури и непогоды, воинственный охранник границ Египта, повергающий нечестивца и иноземца, воплощение неукротимой силы природы. Его редкое изображение – на втором фото: это прекрасный рельеф с каменного наоса – вместилища для статуи бога – созданного при Нектанебе I в 4 в. до н.э. (Каир, Египетский музей). Храм Махеса, к сожалению, плохо сохранившийся, находился рядом с великолепным святилищем его матери Бастет в Бубастисе.
Благодарю за первое фото Михаила Быковского!
Полупрозрачный травертин, в обиходе часто называемый «египетским алебастром», – это тот материал, из которого сделаны некоторые абсолютно невероятные шедевры, найденные в гробнице Тутанхамона. В виде голов царя в уборах немес выполнены крышки, под которыми были сохранены, в специальном каменном ковчеге и золотых чехлах, его внутренности. Исключительные по своему исполнению крышки-портреты полны нежности, притягательности и, при этом, какой-то особенной потусторонней отрешенности. Подведенные черной краской глаза и брови делают их взгляд пристальным, царственным, чуть надменным, а точки в уголках окрашенных охрой губ, оживляют камень и на мгновение заставляют поверить, что царь вот-вот заговорит.
Каир, Египетский музей. 14 в. до н.э.
(c) Виктор Солкин
Каир, Египетский музей. 14 в. до н.э.
(c) Виктор Солкин