Статистика ВК сообщества "Пейзажный сад своими руками"

0+
Растения и садовый дизайн в природном стиле. Продажа растений для природного сада https://vk.com/club210668016. Череповец.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

УРОКИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

ПЛОТНЫЕ ПОСАДКИ В ПЕЙЗАЖНОМ СТИЛЕ

Сегодня на смену строгим цветникам и ограниченным палитрам приходит естественный дизайн, в частности, одно из его самых «диких» направлений – искусство создания густых зарослей.

Пейзажные группы растений, которые заполняют площадь хаотичными посадками и смешивают вместе десятки различных культур в сплошные композиции, создать не так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы такие заросли воспринимались действительно как произведение ландшафтного искусства, необходимо не забывать о важных правилах и принципах их оформления и правильно подобрать растения, удерживая видимый хаос под строгим контролем. И хотя полного эффекта можно достигнуть лишь за несколько лет, зато ваш результат продержится десятилетиями.

ОЧАРОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ХАОСА

Культурные заросли – плотные, кажущиеся хаотичными пейзажные посадки, заполненные разнообразными растениями, под которыми практически не видно и клочка почвы – обычно создают там, где нет места для классических решений. Это «дикое» ответвление естественного стиля ландшафтного дизайна позволяет даже на скромных 60-80 квадратных метрах воплотить множество идей и выращивать десятки видов разнообразных растений. Даже крошечный сад благодаря созданию таких, кажущихся совершенно естественными, посадок преображается, приобретает глубину и выразительность. Фактически метод создания уплотненных естественных посадок является своеобразным антагонистом для садовой геометрии и строгого зонирования. Такой вариант оформления больше всего подойдет тем садоводам, которые мечтают посадить как можно больше цветов и видов, но при этом обладают крайне ограниченной площадью и нуждаются в нестандартном решении.

Но не стоит думать, что густые заросли – это лишь вариант оформления для садоводов, обожающих природный стиль и желающих обыграть невыгодную площадь своего сада. Это уникальное течение пейзажного стиля ландшафтного дизайна имеет и массу других достоинств:

1. “Дикий” стиль предлагает отвести один из уголков сада на композицию, практически не требующую ухода. Такой вариант оформления станет настоящей палочкой-выручалочкой для тех садоводов, которые мечтают о настоящем «саде для лентяев». Ведь «заросли» тем и хороши, что растения в них развиваются свободно, хаотично и практически без вмешательства.
2. Густые заросли – это плотные посадки, которые создаются на десятилетия. Они постоянно меняются сами по себе, но всегда остаются привлекательными.
3. Ни один другой вариант декоративных композиций из многолетних растений не предоставляет столько возможностей для импровизации. Густые заросли, если есть желание и настроение, можно постоянно изменять, добавлять новые краски или, наоборот, убирать растения, которые разочаровывают. Это прекрасное поле для экспериментов со стилем и своими навыками. Найти лучший стиль для любителей импровизировать, а не планировать все детали, сложно. Ведь это практически единственный вариант оформления, который подойдет для стихийных покупок «по порыву» и непродуманных решений. Вы сможете постоянно вносить что-то новое, не боясь провала, менять сад сообразно с изменениями своего вкуса и навыков, но всегда точно зная, что он все равно останется привлекательным и наполненным растениями, дышащими гармонией.
4. Это вариант, работающий всегда и в любых условиях. Если из-за специфики почвы, расположения крупных деревьев, рельефа и т.п. у вас на участке есть уголок, в котором невозможно оформить классический объект, смело отводите его на густую пейзажную группу. И, возможно, этот стиль станет вашим любимым и заставит преобразить весь участок, превратив его в наполненное сотнями растений уникальное зрелище.

Одно из течений пейзажного стиля, которое призывает создавать густые заросли и заполняет все пространство уплотненными посадками растений, получило немало прозвищ. Одни называют такие композиции хаотичным дизайном, другие – цветущими зарослями, третьи – ленивым естественным стилем. Но название не столь важно. Несмотря на то, что создание зарослей на начальных этапах потребует упорства и, как минимум, нескольких лет работы, по сути оно является очень простым и требует минимальных вложений. Для применения такого стиля на практике не нужно обладать особенным художественным вкусом или профессиональными навыками. При упорстве и желании собственные густые заросли может создать практически любой цветовод.

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

Существует две стратегии, благодаря которым можно создать уплотненные посадки в естественном стиле:

1. Простое и самое «импровизационное» решение – оформление обычной композиции, которую постоянно изменяют и дополняют, создавая заросли, – это создание простого цветника: высаживание базовых, наиболее любимых травянистых многолетников, древесных и кустарников в качестве основы композиции, с последующим постепенным заполнением растениями, которые полностью изменят облик и создадут эффект диких густых посадок. Таким образом, в начале фактически создают простую основу в естественном стиле или композицию с размещенными наиболее эффектными растениями. Затем постепенно, шаг за шагом свободное пространство заполняют куртинами неприхотливых и выносливых почвопокровников или способных захватывать территории многолетников, которые медленно трансформируют облик композиции, оценивая и меняя всякий раз этот облик на свой вкус.

2. Более сложная и менее интересная версия – изначальное создание густых зарослей по секциям, разделение территории, на которой вы хотите создать пышные заросли, на секции или квадраты, каждый из которых оформляют по отдельности. Это вариант, требующий больших начальных усилий и планирования. Одни секции отводят только для высоких растений, на других чередуют высоту от высоких до низких, отдельные квадраты отводят только ковровым или почвопокровным культурам, а отдельные фрагменты используют для лучших цветущих многолетников. Вместе такие фрагменты-квадраты создают своеобразное сложное полотно, сливаясь в единую концепцию только со временем. При таком оформлении каждый фрагмент территории фактически оформляют как цветник с плотной посадкой многолетников, в котором соблюдаются лишь минимальные требования к расстоянию между соседними культурами. Чтобы заросли были привлекательными, в каждой отдельной секции должен присутствовать уникальный набор растений, в котором к базовым, повторяющимся из зоны в зону культурам добавляют эксклюзивные акценты. Обычно для каждой секции используют около 5 видов растений.

Но какую бы стратегию вы не выбрали, помните, что на достижение полного эффекта и создание плотных зарослей у вас уйдет несколько лет как минимум. В это время пустоты и прогалины на клумбах необходимо не только засаживать весной и осенью при малейшей возможности новыми многолетниками, но и мульчировать почву декоративными покрытиями для того, чтобы сделать композицию привлекательной и в самом начале вашего пути. На пустые места в композициях можно выставлять горшечные, высаживать летники, не забывая о том, что со временем потребность в таких мерах полностью отпадет.

ПОДГОТОВКА ПОЧВЫ

Сам процесс обустройства своего дикого уголка начинается вовсе не с растений. Самый первый и главный принцип обустройства пышных зарослей, естественных композиций уплотненного типа – обеспечение качества почвы на участке. Вырастить как будто полностью заполненные сотнями растений и превратившиеся в сказочные заросли ансамбли без плодородного грунта невозможно. И именно с подготовки почвы для таких композиций следует начинать работу. Глубокая перекопка, тщательная борьба с сорняками, улучшение характеристик благодаря внесению песка, органических удобрений, замены верхнего слоя почвы и применения минеральных смесей и микробиологических препаратов – все это позволит подготовить участок, на котором в кратчайшие сроки растения создадут действительно плотные заросли.

А вот высадку растений стоит начать с расстановки вертикалей. Ощущение неповторимого разнообразия густо растущих растений даже на маленьком пространстве невозможно создать, если не «вытягивать» композиции ввысь. Самый популярный вариант – это вовсе не введение в композиции кустарников и древесных, а установка опор и создание стен из лиан. Их массивные пышные кроны создают то же ощущение наполненности зеленью, что и высокие деревья, но фактически лианы занимают минимальную площадь в горизонтальном измерении и позволяют создавать иллюзии гораздо большего числа растений при минимальных использованных средствах. С помощью решеток и других опор создают своеобразные рамки для зарослей и расставляют визуальные разделители, между которыми затем заполняют всю почву.

Далее культуры подбираются по принципу «от большого – к маленькому»:
- разместите кустарники и деревья;
- высадите травянистые многолетники;
- заполните пространство почвопокровниками, которые «сомкнут» посадки.

ПРАВИЛА ПОДБОРА РАСТЕНИЙ ДЛЯ СПЛОШНЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ГРУПП

В основе принципов подбора растений для создания густых зарослей всегда лежит практичность. Конечно, можно создать плотные посадки и из сплошных цветущих культур. Но, во-первых, далеко не все из них могут похвалиться эффектной зеленью, способной создать привлекательную картину за рамками периода цветения. А, во-вторых, ухаживать за вашими цветущими зарослями будет нелегко. Поэтому растения подбирают так, чтобы они максимально облегчали уход за посадками, позволяли получить композицию, не требующую регулярных обрезок, сложной заботы, постоянного деления, но при этом были бы и эстетичными. К базовым, полностью заполняющим пространство пышными насаждениями культурам, прибавляют и очаровательное цветение, но не за счет признанных звезд, а благодаря выбору более скромных и выносливых видов.

Один из самых важных принципов – поиск растений, не боящихся тесного соседства, прекрасно себя чувствующих в компании почвопокровников и способных достаточно активно разрастаться для того, чтобы не осталось и сантиметра свободной почвы. И при этом многолетники не должны подавлять своих соседей и воздействовать на них угнетающе.

Все культуры, которые будут использованы для создания густых зарослей должны обладать такими характеристиками:
- сохранять привлекательность в течение, как минимум, всего активного садового сезона, а еще лучше – и зимой;
- быть выносливыми и неприхотливыми, засухоустойчивыми и хорошо адаптирующимися;
- отличаться привлекательной зеленью;
- полностью соответствовать климату местности и обладать высокой зимостойкостью;
- принадлежать к числу многолетних растений, не требующих частой пересадки и разделения.

Что касается цветовой гаммы, то обычно композиции в стиле уплотненных посадок делают хаотичными, отказываясь от определенной концепции и смешивая между собой как можно большее число красок. Такое разноцветье – самый простой вариант для того, чтобы подчеркнуть характер образовавшихся зарослей. Но, при желании, можно использовать как контрастные цветосочетания, так и придерживаться более гармоничной палитры.

РАСТЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ СОЗДАТЬ ЗАРОСЛИ В САДУ

Любой дизайнер, решающий задачу создать сад, за которым легко ухаживать, и ограниченный небольшой площадью, в первую очередь, предлагает активно использовать, наряду с деревьями и кустарниками, травянистые многолетники из числа почвопокровников. Манжетка и герани – главные звезды такого дизайна наряду с тимьяном и стелющимися бересклетами. Эти культуры действительно высаживают на века. Постоянно разрастаясь и создавая сплошные композиции, они фактически создают базу оформления, неизменную в течение десятилетий. Но такое банальное решение хотя и является одним из наиболее простых в уходе вариантов, быстро навевает скуку. В отличие от классического подхода, создание пышных и плотных пейзажных зарослей позволяет со временем сформировать действительно многоликий ансамбль, в котором слились в единый образ сотни растений с различным характером. Манжетки, герани и их компания по-прежнему отлично подходят для создания диких зарослей, но к ним можно смело добавлять растения с куда более ярким характером – великолепные флоксы с сортами самой разной окраски, эффектный молочай, неподражаемую текстурную красавицу руту душистую и пр.

Главную роль в создании эффекта зарослей безусловно должны играть правильно подобранные многолетники. Вернее, мощные, создающие густые кустики при плотной посадке или почвопокровные растения, способные полностью освоить выделенное им пространство. При правильном использовании они позволяют создать такой уголок, в котором из хаоса многообразия рождается удивительная радостная атмосфера и сказочная гармония форм и красок. Герань, живокость, колокольчики, манжетки, пенстемон, очитки отлично сочетаются друг с другом и способны заполнить пространство на практически любых территориях. Традиционный набор многолетников можно расширить и котовниками, вероникой, вербейником, дельфиниумами, лавандой, турецким маком, аквилегией, тысячелистниками, плющами, космеями, камнеломками, пионами, рудбекиями, папоротниками и астильбами.

Но и без кустарников и декоративных древесных не обойтись. Если клематисы и розы на шпалерах и других опорах являются лучшим средством зонирования, ограничения пространства, создания гармонии между густыми зарослями и фоном, то некрупные кустарниково-древесные культуры являются главным средством введения вертикального разнообразия в структуру естественных посадок уплотненного типа. Бересклет, остролисты, барбарисы, дерен – вот лишь несколько примеров растений, которые успешно справятся с нашей задачей. Особый шарм такие вертикальные акценты придадут любой композиции. Главное – выбирать не требующие практически никакого ухода виды, прекрасно растущие десятилетиями и при этом источающие аромат или покоряющие особо обильным цветением. К примеру, спиреи, чубушники и сирень никогда не выходят из моды и уместны даже в густых зарослях, как и типичные пейзажные звезды – декоративные яблони, ива, вишни, плакучая шелковица. Не будут лишними в таком стиле и неприхотливые розы, в частности, шиповники и видовые клумбовые красавицы, гортензии с кизилом и кизильниками, представители семейства вересковых. К тому же, эти кустарники не боятся тесного соседства.

ПЕЙЗАЖНЫЕ ПОСАДКИ НУЖНО ВЫВОДИТЬ НА НОВУЮ ВЫСОТУ

Проблемы с ощущением хаоса, беспорядка и даже запущенности в больших композициях, оформленных как густые заросли, можно решить при помощи неожиданно добавленных высоких цветников, аптекарских садиков и даже грядок. Буквально поднимая композицию на новый уровень или играя с природными колебаниями высоты и сложностями рельефа, обыгрывая террасы, склоны, откосы, создавая несколько разных уровней композиции, можно добиться ощущения удивительной глубины и организованности. И в зарослях такая игра особенно эффектна.

В ГУСТЫХ ПОСАДКАХ ВАЖНЫ ДЕТАЛИ

При создании уплотненных посадок важно помнить, что мелочей в экспериментах с естественным стилем не бывает. Густые заросли могут показаться слишком скучными, если не уделить достаточного внимания деталям. Интересная кладка на дорожке, ведущей в зону с растениями с уплотненной посадкой, утопающие в зарослях шаговые тропинки, необычные бордюры, садовая скульптура, солнечные часы или поилка, неожиданно спрятанные в гуще растений скамейка или фонтанчик способны изменить пространство и сделать даже, казалось бы, дикие композиции более выразительными и эффектными. Мотивы для идей лучше черпать у самой природы, не боясь неожиданно добавлять валуны или камни между растениями или использовать строгие акценты там, где царит лишь естественная красота густо посаженных и достаточно скромных растений.

173 12 ER 3.4333
УРОКИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

ЛУЧШИЕ МНОГОЛЕТНИКИ ДЛЯ ПОСАДКИ С ГОРТЕНЗИЯМИ

Любимые и востребованные гортензии – кустарники не только модные, но и незаменимые. Их используют и в городском озеленении, и в частных садах, отдавая должное яркой листве, пастельным окрасам шапок соцветий и стабильной декоративности. Чаще всего гортензии высаживают группами или одиночно, смешивая, как правило, с другими вечнозелеными или листопадными кустами и деревьями. А между тем, компанию этим садовым царевнам смогут составить и травянистые многолетники, при помощи которых можно создать красочные, сложные, стильные и выразительные комбинации.

Традиционный подход к использованию этих цветущих кустарников только в изгородях, группах, сольных партиях потихоньку вытесняет куда более современная и практичная тенденция – высаживать гортензии везде, где нужно создать броские, пышные и выразительные акценты. Наряду со спиреями и сиренями, чубушниками и шиповниками, калинами и дейциями, перебирающимися из отдельных группок в цветники и рабатки, постепенно меняются взгляды и на возможности использования гортензий в оформлении сада. Ведь мало какой цветущий кустарник может потягаться с гидрангеями в универсальности и уникальности.

Гортензии чаще всего и дальше рекомендуют использовать в саду, высаживая в изгородях, группах, опушках, подлеске или на газоне, используя в композициях с хвойными, кустарниками и деревьями с совсем другим характером. Конечно, в компании себе подобных исполинов и скелетных растений гортензии станут несомненным украшением участка. Но и более «недолговечных» или «мелких» партнеров бояться не стоит, поскольку, как и любой другой красивоцветущий кустарник, гортензия отлично сочетается с травянистыми звездами.

Многолетники способны составить компанию гидрангеям не только на цветниках или в рабатках, но и позволят из группы или ряда высаженных гортензий создать уникальное украшение сада. Они справятся с самыми разными задачами:
- оттенят и дополнят цветовую гамму соцветий гортензии;
- создадут эффектное обрамление, опушку или аккуратный передний край композиций;
- введут контрастные текстуры и фактуры;
- украсят композиции с гортензиями в начале сезона;
- воплотят или подчеркнут стиль;
- придадут саду характер и индивидуальность.

Цветовая гамма гортензий с их яркими окрасами листвы и пастельными белыми, кремовыми, салатовыми, розовыми, пурпурными или голубыми тонами соцветий всегда кажется особенной. Ведь светлые оттенки гортензий действительно уникальны. И хотя и темная хвоя, и эффектные листопадные кустарники также способны их подчеркнуть, такого выбора вариантов, как при подборе травянистых партнеров, среди кустарников и древесных не найти. Серебристые, золотистые, бронзовые, пурпурные, пестрые, опушенные и глянцевые, яркие, как у лофанта или очитков, или темно-изумрудные – как у травянистых многолетников – листья бывают поразительно разными. А ведь выбрать можно и по форме, и по строению, и по размерам! Но, конечно, наибольшие возможности открываются в поиске цветущих партнеров. При помощи травянистых растений можно раскрыть нюансный или контрастный характер композиций, поиграть с цветовой гаммой сада, тематическим оформлением, зрительными эффектами, оптическими иллюзиями. Ослепительно-яркие, чистые, пастельные, акварельные – травянистые партнеры для гортензий могут быть любыми.

Гортензия – кустарник несколько чопорный, интеллигентный, английский, и в то же время – всегда актуальный. Она прекрасно вписывается и в оформление под старину, ностальгические стили, и в классику, и в кантри, и в современные сады. Всегда и везде она привносит в сад колорит, роскошь и изысканность. Гортензии можно использовать в садах любого стиля, и везде она выглядит органично, но свой стиль, за исключением английского сада, она нигде не задаст и не раскроет. Поэтому задачу придания ансамблям стилистической выразительности всегда решают при помощи партнеров. А травянистые растения способны «задать тон» не хуже кустов и деревьев. Современные, ностальгические, деревенские, смелые или яркие, броские или не очень – многолетники раскроют стиль сада и тематику оформления в любой композиции.

Подбирая партнеров для гортензий, стоит помнить об ограничениях, напрямую связанных с особенностями главной звезды. Гортензии влаголюбивы и предпочитают расти в кислой или слабокислой почве. Но гортензия метельчатая куда более терпима и универсальна, так что далеко не всегда изначальные требования этого кустарника ограничивают выбор партнеров. Они предпочитают расти в мягком освещении, а то и полутени. Типичные для гортензий условия подойдут все же далеко не всем травянистым многолетникам.

Подходящие партнеры для гортензий ограничены в количестве, но не в разнообразии, ведь практически у каждой культуры есть еще и неповторимые сорта или интересные формы.

Первые кандидаты на роль дополнения для гортензий – это, безусловно, великолепные папоротники. Стилистически дополняя друг друга, выступая равноценными партнерами, они позволяют играть на глубинных контрастах и нескольких «уровнях», создавая потрясающей красоты ансамбли с отличными текстурами, линиями, фактурами, окрасами, формами, но обладая одинаковым благородством.

Еще один почти очевидный партнер для гидрангей – хосты. Их листья все равно кажутся крупными, а кустики – черепично-орнаментными даже на фоне не менее крупнолистных гортензий. Выбор сортов с пестрым или оригинальным окрасом позволяет вывести игру оттенков в композиции на новые высоты, упорядочить, подчеркнуть все достоинства гортензий.

Отлично справятся с задачей заполнения почвы и обрамления гортензий низкорослым фоном и почвопокровники из числа культур, которые отлично себя чувствуют во влажной почве. Барвинки и плющи – безусловные фавориты. Но с гортензиями хорошо себя чувствует также и пахисандра верхушечная, и восхитительно темная живучка.

Среди низких многолетников лучшими партнерами для гортензий считаются манжетка мягкая, которая обладает яркой, но более светлой зеленью и усиливает подсвечивающий эффект гортензий, добавляет сияния любым композициям. Ее яркая зелень, пышные кустики и облаковидное цветение играют еще одну важную роль – компенсируют визуальную «тяжеловесность» самих гортензий. Прекрасно в обществе гортензий показывают себя также неприхотливые и роскошные садовые герани, и скромные мята с мелиссой.

Еще один партнер из числа неожиданных дополнений – бадан. Его великолепные огромные листья, как и нежное цветение, только усиливают благородство гортензий и компенсируют их поздний старт. От такого соседа только сильнее чувствуется осеннее очарование ансамблей с этим кустарником.

Нет ни одной культуры, которая придавала бы ансамблям с гортензией столь современное звучание, как злаки. Великолепное хаконехлоа, просо, мискантус, фалярис тростниковый и Ко – все они словно роскошный мех раскидываются на фоне шапок гортензий. Отвести взгляд от такого дуэта просто невозможно. Музыкальные злаки и самый массивный из всех садовых кустарников – зрелище, которое не забывается.

Среди цветущих партнеров для гортензий всегда предпочтительны белоцветковые партнеры. Великолепные астильбы, трогательные и трепетные анемоны, неожиданная физостегия и даже флокс метельчатый не откажутся от компании главных садовых кустарников тени. Но ограничиваться белым не обязательно, можно выбирать и сочетать и другие оттенки, добиваясь более выразительных цветовых нюансных или контрастных комбинаций. Не хуже справятся с задачей дополнения этого броского и эффектного кустарника и влаголюбивые виды ирисов, и лилейники, и благородные полыни, и морозники, и примулы с нарциссами. Если вы хотите усилить «синеву», то лучший кандидат – аконит. Партнерами могут выступить и крупные роджерсии, весенние и осенние крокусы, бузульники и волжанки – выбирать есть из чего. Ведь среди травянистых многолетников – десятки растений с разным характером.

Акценты в композициях с гортензиями с легкостью расставят и некрупные кустарники: почвопокровные и миниатюрные розы, стриженные самшиты, бересклеты и лапчатка кустарниковая. Но с ними нужно быть осторожными: подбирая сорта, постарайтесь, чтобы они ярко заявляли о концепции и стиле оформления вашего сада.

114 0 ER 3.4382
Добрый вечер! Хочется сегодня познакомить вас с необычным кленом, который любит влагу и полутень! К тому же без труда уместится на 6 сотках, так как обладает низкой скоростью роста (высота взрослого растения 2 - 2,5 метра).
Это японский клён ширасавы "Джордан"! Обладает высокой декоративностью за счёт красивых по форме листьев с 9-11 лопастями и мелкими зазубринками на краях. Его листья меняют свой цвет весь сезон, насыщая сад оттенками салатового, золотистого, мандаринового и оранжево-красного. Потрясающее зрелище!
В целом японский клен не требователен в уходе, но есть ряд условий, которые необходимо соблюсти, чтобы он чувствовал себя комфортно в наших краях.
1) Лучше сразу определиться с местом для посадки, даже лёгкое повреждение корневой системы для него губительно.
2) Почва влажная, рыхлая, богатая гумусом, чуть кислая.
3) Место - ажурная полутень.
4) В первые годы после посадки нуждается в мульчировании и укрытии на зиму.
5) Основной вредитель - галловый клещ. Внимательно следить за листьями.
6) Зимостойкость средняя, но при должном уходе - все получится!
Приятного прочтения! С уважением, Елена Лунька.

73 13 ER 2.4834
АВТОРСКИЕ САДЫ

Ферма Уэно на острове Хоккайдо Ueno Farm

Садовый дизайнер Саюки Уэно, который также спроектировал сад Кадзэ-но, популярен среди садоводов Японии. Эта ферма основана в саду в английском стиле с выносливыми многолетниками, которые были перестроены в соответствии с климатом Хоккайдо.

Больше фото по поисковику Ueno Farm Garden and farm ,cafe in Japan

54 29 ER 2.0673
УРОКИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

КОМПОЗИЦИЯ САДА

Композиция - это взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его законченности и единства. В ландшафте - это расположение элементов в определенной последовательности, т.е. построение пространства при помощи растений. Она строится исходя из нескольких принципов.

ТРИ + ДВА

Принцип целостности говорит сам за себя и подразумевает создание сада как целостного произведения, во взаимосвязи и взаимоподчинении всех его элементов. Именно единый художественный образ и отличает понятие образ сада от набора разрозненных элементов и растений. И если у сада есть образ, то его можно сформулировать: как тему, идею, имя, если хотите. И даже если это будет сад из множества зеленых комнат, то это будет, к примеру, Сад пяти садов или Сад контрастов. Потому что такова была концепция, а не потому, что так получилось. Но не будем отвлекаться.

Объединению сада в нечто целостное способствуют повторы в использовании одинаковых материалов, растений, цветовых решений. Повтор - это главное лекарство от разрозненности. К примеру, оформление малых форм в саду диктует дом. То есть заданный цвет крыши, фасадов и оконных проемов, материал отделки крыльца и цоколя можно повторно использовать в отделке беседки и забора, цвете огорода и скамеек, элементах мощения и подпорных стенок.

Цветовое решение сада можно поддержать и продуманной посадкой растений. Конечно, современный рынок материалов и аксессуаров предлагает настолько широкий выбор, что сложно в нем не растеряться. Профессионалы говорят, что модулей не может быть больше трех - три цвета, три формы, три материала. Причем, или - или, а не всего по три, иначе будет явный перебор. Предельно допустимая формула может звучать как три плюс два . Например, три разных размера, но не более двух оттенков, или три цвета, плюс два материала. Для малого сада эта формула является непреложным правилом. Его нарушение грозит пестротой и перегруженностью. Доводилось, к примеру, видеть отмостку, набранную из нескольких фигурных элементов, двух цветов и с рисунком сверху. Почему это плохо? Потому, что приоритеты выбраны неверно, подобный персидский ковер настолько декоративно самодостаточен, что сад к такому мощению сажать уже не нужно. Разве что только газон...

Повтор растений в саду также будет объединяющим моментом. Чрезмерно раздутый ассортимент не способствует целостности композиции. Малый сад не стоит превращать в филиал ботанического. Как не процитировать Джона Брукса, советовавшего пересмотреть список растений, выбросить половину запланированных, и удвоить то, что осталось. Более того, повторы цветовых пятен, фактуры, одновременного цветения в группах растений, которые взгляд выхватывает, многократно пересекая площадь сада, не только его объединят, но и зрительно расширят. Должно быть больше видов одного рода и сортов одного вида, большее количество одинаковых растений. А как обычно у нас - все наоборот!

Словом, чем больше единых, перекликающихся, повторяющихся элементов и материалов будет в саду, тем более целостную, а, следовательно, более гармоничную и стильную картину мы получим. Ведь стильно - это лаконично и выразительно.

КТО В САДУ ГЛАВНЫЙ?

Целостности композиции способствует и принцип обязательной иерархии компонентов. В любой композиции всегда что-то главное, что-то второстепенное. Одно доминирует, другое подчиняется. Что главное? Вот основной вопрос, который нужно себе задать. При этом иметь в виду, что этот вопрос тем острее, чем меньше площадь сада. Например, простота линий планировки позволяет наполнить сад более декоративным растительным оформлением. И напротив, сложная планировка с обилием красивых линий выделится на фоне более лаконичной растительности. Придётся выбирать: или площадка с мозаикой на мощении, или яркий цветник вокруг. Заметим, что сложные в декоративном отношении английские миксбордеры и знаменитые природные цветники просты по форме.

Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчиненные. Если, войдя в ваш сад, гость не знает, куда в первую очередь повернуть голову, значит, вы ошиблись с расстановкой акцентов, не смогли выделить главное. Яркое пятно и эффектный цветник не могут быть использованы в одном видовом кадре . За поворотом, за изгородью может появиться что-то новое, но не слева, справа и прямо одновременно. Есть правило, согласно которому на одну - две доминирующие группы в саду приходятся три-пять дополнительных.

УБРАТЬ ЛИШНИЕ АКЦЕНТЫ

Акцент - это наиболее привлекающий внимание элемент композиции, который может выделиться размером, формой, декоративной насыщенностью, яркостью цветового пятна. Если говорить о растительных композициях, то акцентными будут выглядеть растения с несвойственным для природного окружения обликом, например с вертикальной кроной или белоокаймленной листвой. Цвет листвы может быть и сезонным аспектом, а акцент в таком случае будет перемещающимся (временным или сезонным). Чтобы грамотно расставить акценты в саду, важно помнить о нескольких правилах.

Чаще мы имеем дело не с отсутствием, а наоборот - с изобилием акцентных растений, ярких пятен. Вспомним знакомую ситуацию: мы купили все самые красивые растения, принесли, посадили... Но красиво почему-то не вышло. Почему? Прежде всего, потому, что они все красивые, то есть акцентные, а для любого акцента, во-первых, нужен фон. Именно фоновые растения, скромные золушки второго плана, будут незаменимой оправой для грамотно поданного бриллианта. Во-вторых, акцент это всегда то, чего меньше. Его просто не может быть много, так как та же декоративная листва или плакучая крона, безусловный акцент и в группе, и в природе.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

У Регеля находим, что соразмерностью и пропорциональностью называется правильное, по количеству и величине отношение составных частей к целому, деталей к основной идее, побочных объектов - к главному . Словом пропорция - это гармоничное соотношение частей и размеров всех элементов сада. Пропорции дома в первую очередь определяют пропорции окружающих его посадок. В идеале сад должен быть пропорционален дому, площадь газона - саду, посадки - газону, и чем больше площадь сада, тем более крупные массивы посадок и ландшафтные элементы его декорируют. Конечно, многие участки не сбалансированы изначально, и дом зачастую занимает большую площадь, нависая над садом. Растительные посадки исправить подобную ситуацию могут лишь отчасти. Но тоже крупное дерево или растительная группа, даже если не уравновесят большое строение, то могут послужить переходным объемом от вертикали дома к плоскости газона. Массивы посадок в этом случае должны быть крупными. Мельтешение из штучных растений и небольших групп лишь усилит диспропорцию.

Еще более частая ситуация - несоответствие садовых элементов площади сада, небольшие водоемчики и альпийские холмики зачастую теряются на свободном пространстве газона. Выходом может стать объединение нескольких ландшафтных элементов. Объединив, к примеру, водоем с рокарием и площадкой отдыха, пряную клумбу и патио, беседку и плодовый сад мы можем получить более масштабную, а, следовательно, и более соразмерную саду композицию.

В обоих перечисленных случаях на лицо несбалансированность пространства. Что же такое баланс? Это зрительное равновесие. Любому естественному ландшафту видимое равновесие присуще. Равновесие... успокаивает душу: без него лучший ландшафт испорчен и искажен - все кажется, что чего-то не хватает - пишет Регель. Недаром говорят, что баланс не заметен, когда он есть, а его отсутствие всегда очевидно. Сбалансированная композиция выглядит естественно и гармонично, несбалансированная режет глаз.

В регулярных композициях равновесие достигается за счет симметрии. Для большинства же наших садов актуально так называемое асимметрическое равновесие, при котором баланс достигается визуальным распределением нагрузки, соотношением правой и левой сторон сада, его переднего и заднего плана. Картина сада уравновешивается за счет распределения элементов и растительных групп.

Так крону большого дерева с одной стороны уравновесит массив кустарников с другой, декоративную сложность цветника - лаконичная плоскость газона, открытые зоны - густо засаженные участки, тенистую рощу - залитая солнцем лужайка, яркие посадки слева - спокойные растительные группы справа. В качестве примера можно привести удивительные японские сады, которым в мастерстве асимметрического баланса нет равных.

Баланс может послужить и ответом на вопрос, чего и сколько нужно посадить. В растительных композициях сбалансированности можно достичь, изменяя, увеличивая объем и количество высаженных растений, стараясь добиться баланса (пропорциональности) каждой куртины с доминирующим растением. Нередко в композициях и дерево, и кустарник, и многолетничек под ним высаживают практически в равном количестве, что конечно противоречит правилам растительного дизайна. Согласитесь, группу из одной елочки, одного кустика и одной хосты сбалансированной не назовешь. Составляя композицию, каждый крупный вид уравновешивают посадкой средних и мелких во все увеличивающемся количестве, и чем меньше объем растения, тем в большем количестве оно будет высажено. Например, одно дерево уравновесит группа из трех-пяти крупных кустарников и десяти-пятнадцати мелких. Все небольшие элементы и многолетники, в том числе, в данном случае рассматривают уже пятном, а не количеством.

Не стоит перенасыщать группы и в видовом отношении, лучше использовать меньшее число видов, и больше количество одного вида и сорта.

Нужно сказать, что посадка растений большими массивами, в отличие от стремления к большему ассортименту, сразу привносит в сад уравновешенность и масштабность. Растения в монопосадках всегда производят гораздо большее впечатление. Это тот случай, когда меньше не значит хуже. Взгляните на современные стильные, минималистические сады - их лаконизм завораживает. Выразительная линия и несколько грамотно расставленных крупных пятен - отличительная черта садов от кутюр . Выбор малого набора средств, в любом дизайне определяет мастерство. Регель в свою очередь, еще сто лет назад называл гармоническую простоту - крайним выражением искусства.

Но если минимализм вашей душе не близок, все же не стоит забывать о понятии цветового пятна, размер которого создадут несколько высаженных или одновременно цветущих экземпляров. Что бы садовая картина сложилась, постарайтесь, что бы каждый цветовой мазок на ней смотрелся пятном, а не каплей. ( пятно читается, если площадь его не менее 60 см2 ).

Вообще чувство меры в выборе выразительных средств, позволяет избежать перегруженности сада, соблюсти определенный баланс между насыщенными и спокойными зонами. Так очень важным фактором сада можно назвать паузу. К сожалению нередко наши сады превращаются в один сплошной цветник. Подобная композиция сада крайне трудоемка, но, увы, неэффектна. Иной раз, глядя на подобные сады-клумбы, так и хочется прикрыть часть картинки, мысленно заменив ее газоном. То есть поставить паузу, на которой глаз сможет отдохнуть, что бы воспринимать красоты дальше. Газон же можно назвать универсальным средством объединения разрозненных элементов сада и идеальным фоном для садовых композиций.

МАСШТАБ ДЛЯ САДОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ И КОНСТРУКЦИЙ

Говоря о масштабности, напомним, что за основу масштаба в любом дизайне берут пропорции фигуры человека, и в ландшафте все элементы композиции так же соответствуют человеческому росту. Следует лишь помнить, что масштаб внешних пространств и внутренних помещений существенно отличается. В саду, где пространство ограниченно лишь небом, размеры, приемлемые для квартиры, будут тесны и некомфортны. Площадь гостиной однозначно мала для беседки-барбекю, а размер типовой кухни для садовых посиделок нужно увеличить как минимум вдвое. Устраивая площадку для садовой мебели, важно учитывать возможность обойти вокруг стола, отодвинуть стул, не боясь оступиться ножкой за край мощения, да и возможный приход гостей.

Ширина основных садовых дорожек шириной от метра до полутора, должна предполагать совместную прогулку двух беседующих людей, которые так же свободно должны проходить и в проемы беседок, изгородей, калиток. Дорожки уже метра будут уместны лишь во второстепенных зонах сада и на лесных участках. Тоже правило относится и к ширине ступеней, высоте проемов, только в этом случае садовые элементы будут комфортны и сомасштабны саду.

И еще раз, вспомнив Регеля, скажем, что равновесие и мера - это те два условия, которые могут в природе встречаться случайно, но в любом художественном произведении (к коим, безусловно, относится и сад) являются необходимой потребностью.

Автор: Людмила Белых

104 0 ER 2.9510
СТРЕМЯЩИЕСЯ ВВЫСЬ

КЛЕМАТИС КАК ПОЧВОПОКРОВНОЕ РАСТЕНИЕ

Андрей ГАНОВ

Саму идею сделать клематис почвопокровным растением я "украл" в саду своих знакомых. Я с удивлением увидел, что пергола с чудными клематисами, являющаяся визитной карточкой этого сада, лежит на земле, погребённая под зелёной массой листьев взрослой лианы. Был июнь месяц, клематис принадлежал к группе Жакмана, и поэтому цветов не было. Мои знакомые, перебивая друг друга, рассказали ужасную историю о том, что "буквально на секундочку" они привязали своего алабая к перголе. Проезжавший за забором велосипедист стал тем детонатором, который превратил вертикальное озеленении в горизонтальное.

В следующий раз я зашёл к своим знакомым уже в августе. Я был потрясён той красотой и необычностью, которую увидел перед собой! Это была громадная копна блестящих красивых листьев, усыпанных бесчисленным количеством голубовато-сиреневых цветков (это был сорт "Синее Пламя"). Сквозь прихотливое переплетение тонких веток весьма винтажно проглядывала деревянная, посеревшая от времени, пергола. Как мне кажется, если бы эту композицию отправить на Челси, то она бы без награды не осталась.

ПЛЮСЫ

Когда первые восторги от увиденного улеглись, настало время посмотреть критично на эту композицию. Итак, в плюсе — безусловная декоративность и необычность. Таким "ковром" (заметьте, цветущим ковром!) можно прикрыть какую-нибудь малопривлекательную вещь. Например, крышку от люка. Если посадить сразу несколько клематисов рядом, то может получиться оригинальный, ни на что не похожий газон. Который, к тому же, не надо стричь. Его даже можно рассматривать как частный случай мавританского газона…

МИНУСЫ

Минусы, конечно, тоже есть. Ну, во-первых, сразу же была отметена возможность использования для таких "горизонтальных лиан" клематисов, которые необходимо каждый год обрезать на высоте 15-20 см. Кстати, к этой группе относится и тот самый клематис Жакмана (C. jackmanii), который так поразил меня у моих знакомых... В самом факте обрезки нет ничего страшного, но это значит, что до первой половины июня декоративность нашей "спящей лианы" будет весьма относительной.

ПОДХОДЯЩИЕ СОРТА

А почему бы не взять клематисы так называемой второй группы обрезки, к которым относятся все сорта группы ланугиноса (Lanuginosa), и которые цветут в начале лета на перезимовавших побегах, а в августе — на побегах текущего года. К этой группе принадлежат, наверное, самые прекрасные сорта. Тут и большая группа махровых сортов, например, таких, как 'Piilu'. Причём, очень часто махровые сорта клематисов этой группы ведут себя своеобразно: в первой половине лета цветки всегда махровые, а вот в августе они могут быть и немахровыми. Визуально получается так, что как будто у вас рядом растёт сразу два сорта.

Для такого необычного применения лиан самым замечательным образом подходит клематис цельнолистный (C. integrifolia). Может быть, не сам природный вид, вырастающий всего-навсего до 70 см, который только при очень ярком воображении может быть принят за лиану — скорее это кустик с очень гибкими и мягкими стеблями, нуждающийся в какой-либо опоре, а гибридные сорта, созданные на основе клематиса цельнолистного. Они словно бы созданы для таких экспериментов.
Сорт советской селекции 'Алёнушка' с некрупными, но многочисленными розово-лиловыми цветками колокольчатой формы. Замечательный сорт 'Arabella' с чуть более крупными, чем у 'Алёнушки' цветками, но уже голубовато-сиреневого цвета.

Но, как мне кажется, самый лучший культивар, произведённый на основе клематиса цельнолистного это 'Синий дождь'. Он действительно практически синий! Немного, самую малость преувеличивая, можно сказать, что в пик цветения из-за цветов не видно листьев! Замечательный сорт! Он в наши питомники зачастую попадает из Европы, но уже под названием 'Blue Rain'. Высотой (а в случае горизонтального использования, — длиной) чуть более полутора метров; взрослое растение может образовать цветущий ковёр достаточно большой площади. 'Синий дождь' может цвести до середины октября. Даже уже после того, как пройдут первые заморозки! Есть ещё гибридный клематис японской селекции под названием 'Rooquchi'. Но он в сравнении с 'Синим дождём' наращивает меньшую массу и имеет более узкие лепестки, что делает этот сорт менее "богатым".

Используется в качестве "почвопокровного" и клематис борщевиколистный. Наверное, самый известный и доступный его сорт это 'Praecox', то есть ранний. Пожалуй, более длинные и чуть загнутые лепестки этого вида делают сорта (да и природный вид) более изысканными. Но, к сожалению, время цветения в сравнении с клематисом цельнолистным много короче и ограничено одним, в лучшем случае, полутора месяцами.

Безусловно, для таких опытов подходят и княжики (Atragene sp.) Эти лианы абсолютно зимостойки в нашем климате и с секатором к ним можно вообще не подходить. Разве что вырезать засохшие и слабые ветки. Княжики без сомнения прекрасные растения.

АГРОТЕХНИКА

Нет нужды говорить, что эти клематисы нуждаются в солнечном месте для посадки. Почва должна быть хорошо дренированной. В случае с "обычными" клематисами — групп Жакманна, Ланугиноза и очень плодородными. В случае с клематисом цельнолистным и борщевиколистным, садовод может позволить себе некую вольность в плане плодородия почвы. Но, всё же, на глубоко удобренных, богатых органикой (но ни в коем случае не свежим навозом!) почвах всем лианам будет жить более вольготно!

Естественно, что зимнее укрытие для таких "лежачих" клематисов должно быть такое же, как и для растущих на перголе. И всё же, как мне кажется, агротехника "почвопокровных" клематисов имеет свои мелкие особенности: укладывая лиану на землю, мы совершаем пусть лёгкое, но насилие над природой. Создаём для растения несколько отличные условия произрастания. А, следовательно, и заботы о них должно быть чуточку больше. Совсем не помешает лишняя подкормка. Внекорневая, по листу. Можно на основе флоргумата.

Наверное, единственных их недостатком при таком горизонтальным культивировании, является то, что цветок княжика смотрит вниз, и мы его увидим только лишь в профиль или сверху. И, тем не менее, отказываться по этой причине от такого замечательного растения не стоит…

Светлая память автору🙏🏻🙏🏻🙏🏻

72 7 ER 2.5792
20 РАСТЕНИЙ,

ИЗ КОТОРЫХ ЛУЧШЕ ВСЕГО ДЕЛАТЬ ЖИВЫЕ ИЗГОРОДИ

1. Сирень обыкновенная. Отлично поддается стрижке, но осуществлять её можно только через год и после отцветания.

2. Шиповники (ржавчинный, коричный, обыкновенный и др.). Растут в любой почве.

3. Орешник, или лещина. Не любит тень, но растет в любой почве.

4. Чубушник. Красивые кустарники с ароматными цветами. Отлично поддаются стрижке.

5. Бирючина. Дает невысокие бордюры и изгороди, хорошо поддается стрижке. Зимой ветки обмерзают, но весной отрастают вновь. Любит плодородную почву.

6. Боярышник. Этот кустарник позволяет создать красивую плотную изгородь. Любит хорошее освещение, растет в любой почве.

7. Граб. При помощи стрижки можно сформировать плотные средние и высокие изгороди.

8. Ирга обыкновенная, канадская, колосоцветная. Растет в любой почве, хорошо переносит тень. Имеет съедобные плоды и красивые соцветия.

9. Жимолость. Переносит тень, растет в любой почве, хорошо поддается формированию.

10. Бересклет европейский. К почве проявляет среднюю требовательность, имеет красивые плоды.

11. Рябинник. Имеет красивые цветы, любил влагу, переносит тень, растет с большой скоростью.

12. Дерен (красный, сибирский). Плоды черного или белого цвета. Нетребователен в уходе, отлично стрижется.

13. Пузыреплодник. Может вырастать достаточно высоким, отлично поддается стрижке, имеет красивые плоды и цветы.

14. Ель. При помощи стрижки ели можно создавать средние и высокие густые изгороди. Ели нужна суглинистая почва.

15. Туя западная. Позволяет создавать низкие, средние и высокие изгороди. Ей также нужна суглинистая почва.

16. Смородина (черная, красная, альпийская, золотая). К почве неприхотлива, выносит тень.

17. Спирея. Кустарники спиреи растут до 1,5-2 м. в высоту. Отлично поддаются стрижке, красивоцветущие. Любят свет, к почве нетребовательные.

18. Кизильник. Не очень высокий, любит свет, растет в любой почве. Горизонтальный кизильник можно использовать для создания бордюров.

19. Клен. Эти небольшие деревца или высокие кустарники позволяют сформировать высокие изгороди.

20. Магония. На зиму необходимо укрывать. Отлично поддается стрижке, позволяет создавать низкие изгороди и бордюры.

141 10 ER 2.5160
УХОД ЗА САДОМ

ОБРЕЗКА И ФОРМИРОВАНИЕ ГОРТЕНЗИЙ

Все виды гортензий по-своему красивы, но для сохранения этих растений в саду на долгие годы, для ежегодного и обильного цветения, гортензиям, как никаким другим растениям, необходима тщательная и, главное, правильная обрезка. От правильности обрезки зависит насколько декоративным будет растение, обильным - цветение. Обрезка в значительной степени определяет размеры соцветий. При неправильной обрезке крупнолистные гортензии могут вообще не цвести. В результате обрезки происходит формирование куста в соответствии с дизайнерским замыслом.

Основная обрезка гортензий проводится весной. Осенью большинство видов можно не обрезать, важно только срезать отцветшие соцветия особенно на метельчатых гортензиях, что уменьшает обламывание ветвей. Теплолюбивые гортензии обрезают перед укрытием прежде всего для облегчения работы. Иногда удобно перенести на осень и часть основной обрезки. Сроки весенней обрезки не очень важны, обычно ее проводят после таяния снега до начала отрастания листьев. Отмечаемого некоторыми авторами истечения сока при поздней обрезке я не наблюдала. Так же как для других кустарников, после неблагоприятной зимовки, подмерзания обрезку лучше проводить в более поздние сроки, когда лучше видна степень повреждения побегов и почек. Омоложение старых кустов с вырезкой крупных ветвей лучше проводить в более ранние сроки. Формирование растений, их обрезка определяются особенностями роста побегов и закладки на них цветочных почек. Они сильно различаются для разных видов гортензии, поэтому рассмотрим эти вопросы раздельно для основных видов.

ОБРЕЗКА И ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВОВИДНОЙ ГОРТЕНЗИИ

Древовидная гортензия – типичный кустарник с высокой побегообразовательной способностью, большим количеством нулевых побегов. Поэтому обычно она формируется как свободно растущий куст. После посадки побеги обычно укорачивают для лучшего разрастания куста. У древовидной гортензии цветение обильное на концах побегов текущего года, причем эти однолетние побеги образуются по всей длине побегов предыдущего года, а также на более старой древесине и даже на подземных побегах (нулевые побеги). Наиболее сильные нулевые побеги могут быть цветущими. Благодаря этому гортензию можно сильно обрезать без ущерба цветению. На древовидной гортензии ежегодно проводятся все виды обрезки, проводимые на большинстве кустарников. Рассмотрим их в той последовательности, в которой они проводятся на практике.

1. Санитарная обрезка – для древовидной гортензии это в основном обрезка подмерзших концов прошлогодних побегов и сломанных ветвей.

2. Омолаживающая обрезка – вырезка ветвей старше 3 – 4 летнего возраста до основания и в первую очередь тех, на которых слабые приросты прошлого года.

3. Прореживающая обрезка – вырезка мелких побегов, не способных к цветению, загущающих куст, растущих в центр и, прежде всего, слабых нулевых побегов.

4. Обрезка на цветение – укорочение приростов прошлого года с оставлением на них 2 – 4 пар хорошо развитых почек, из которых вырастают сильные цветущие в текущем году побеги. Часто после морозных зим санитарная обрезка замерзших побегов заменяет все виды обрезки.

ОБРЕЗКА И ФОРМИРОВАНИЕ МЕТЕЛЬЧАТОЙ ГОРТЕНЗИИ

Эта гортензия также обладает высокой побегообразовательной способностью, но способность образовывать нулевые побеги снижена, особенно у взрослых растений. Метельчатая гортензия может расти как в виде куста, так и в виде дерева. Она дает побеги текущего года из всех почек предыдущего года и почек на более старой древесине, причем большинство побегов текущего года оканчивается соцветием. Таким образом, из года в год быстро увеличивается количество побегов и соцветий, побеги ослабевают, соцветия мельчают. Именно поэтому метельчатые гортензии нуждаются в формировании молодых растений и в ежегодной достаточно сильной обрезке взрослых растений.

Молодое растение можно сформировать в кустовой и древовидной (штамбовой) форме. При формировании куста саженец при посадке заглубляется на несколько сантиметров, с тем, чтобы сразу появилось несколько побегов, выходящих из земли. По мере роста оставляют сильные нулевые побеги, а слабые удаляют. Крону формируют, укорачивая прошлогодние приросты с оставлением 1 – 3 пар почек и вырезая лишние ветки.

ФОРМИРОВАНИЕ ШТАМБОВОЙ ФОРМЫ МЕТЕЛЬЧАТОЙ ГОРТЕНЗИИ

Штамбовая форма формируется из саженца с выраженным стволиком.

Первые годы создается штамб: новые нулевые побеги удаляются, побег продолжения подвязывается в вертикальном положении, однолетние побеги на стволе летом прищипываются и служат для питания и утолщения штамба, а следующей весной вырезаются на кольцо. Когда штамб достигнет нужной высоты 0,5-1 м весной из прошлогодних побегов верхней части растения формируют крону. Можно создать деревце и с 2-3 стволами, что делает его более устойчивым и надежным.

ОБРЕЗКА ВЗРОСЛОГО РАСТЕНИЯ

Обрезка взрослого растения проводится в основном весной. Осенью необходимо обрезать отцветшие соцветия, т.к. хрупкие ветви легко обламываются после снегопадов, иногда соцветия обрезают с частью побега, чтобы облегчить весеннюю обрезку и еще больше уменьшить вероятность облома ветвей.

Санитарная обрезка – для метельчатой гортензии это, в основном, удаление сломанных ветвей, т.к. обмерзание происходит только в очень морозные зимы. У старых растений бывает довольно много мертвых, высохших ветвей.

Омолаживающая обрезка – ближе к обрезке дерева, т.к. даже при формировании куста, метельчатая гортензия имеет достаточно толстые и долговечные стволы и скелетные ветви. Поэтому основные стволы и скелетные ветви могут сохраняться в течении многих лет, а вырезаются только старые ветви, с затухающим ростом, на кольцо или до отходящей молодой ветви. Рекомендуемую в некоторых источниках "посадку на пень" для метельчатой гортензии ( в отличие от древовидной) я считаю не целесообразным.

Прореживающая обрезка. У этой гортензии очень велика побегообразовательная способность. Она быстро загущается, условия освещения ухудшаются. Необходимо вырезать мелкие ветви, не дающие качественных соцветий, все растущие внутрь куста. Из трех молодых побегов, вырастающих из одной точки, нужно оставлять 1 – 2 побега растущих наружу.

Обрезка на цветение направлена на развитие сильного прироста с крупными соцветиями. Она заключается в укорачивании весной всех прошлогодних побегов с оставлением на них 1 – 3 пар почек, из которых и будут развиваться побеги текущего года с соцветиями. Нужно иметь в виду, что чем толще обрезаемый побег, тем больше почек на нем можно оставить без ухудшения качества соцветий.

ОБРЕЗКА И ФОРМИРОВАНИЕ КРУПНОЛИСТНОЙ ГОРТЕНЗИИ

Этот вид гортензии является типичным кустарником. У него в течение всей жизни ежегодно образуются нулевые побеги, а 4-6 летние устаревают. В отличие от других видов основное цветение происходит на побегах, отрастающих из верхних почек прошлогодних побегов. Чем ниже почки, тем меньше вероятность образования из них цветущих побегов. Поэтому так важно сохранять зимой молодые, не цветущие в текущем году, побеги и их верхушки, которые дадут цветение в следующем году. Особенность обрезки этой гортензии в том, что побеги не укорачивают, кроме случая их подмерзания. При неправильной обрезке или сильном укорачивании побегов из-за подмерзания крупнолистные гортензии могут совсем не цвести.
Обрезка на цветение преследует цель ежегодного образования и наилучшего роста молодых побегов для цветения в следующем году. Поэтому, если отцветших побегов много, осенью после цветения их вырезают, улучшая условия роста молодых. У обрезки крупнолистных гортензий могут быть и сортовые особенности. Есть сорта с пониженной побегообразовательной способностью, и их нужно обрезать меньше. На новых сортах, которые могут цвести на побегах текущего года, правильнее проводить такую же обрезку с сохранением прошлогодних побегов. В теплом климате это делает цветение очень продолжительным - сначала на старых, а затем на молодых побегах. При нашем коротком лете однолетние побеги зацветают слишком поздно.

Осенью, если эта гортензия будет зимовать под простейшим укрытием, ее можно не обрезать, а только убрать соцветия. Гортензию, зимующую под воздушно-сухим укрытием, лучше предварительно обрезать осенью, а окончательно весной. Перед укрытием срезают все ветки с цветами до отхождения сильной молодой не цветущей ветви, это и является для нее обрезкой на цветение и затем снимают листья. Естественно, если сильных молодых не цветших ветвей по тем или иным причинам мало или почти нет, то ветви с цветами срезают не все. На молодых растениях и сортах с низкой побегообразовательной способностью обрезка на цветение почти не проводится, обрезаются только старые соцветия.

Весной проводят: санитарную обрезку – удаление подмерзших концов побегов, сухих и сломанных веток; омолаживающую – вырезку старых ветвей у основания куста; прореживающую – вырезку мелких не ценных для цветения веточек. Если гортензия была обрезана перед укрытием, обрезка на цветение весной не проводится.

210 1 ER 3.8046
Многолетники для среднего плана цветника или миксбордера

96 3 ER 2.2023
СТРЕМЯЩИЕСЯ ВВЫСЬ

КЛЕМАТИС КАК ПОЧВОПОКРОВНОЕ РАСТЕНИЕ

Андрей ГАНОВ

Саму идею сделать клематис почвопокровным растением я "украл" в саду своих знакомых. Я с удивлением увидел, что пергола с чудными клематисами, являющаяся визитной карточкой этого сада, лежит на земле, погребённая под зелёной массой листьев взрослой лианы. Был июнь месяц, клематис принадлежал к группе Жакмана, и поэтому цветов не было. Мои знакомые, перебивая друг друга, рассказали ужасную историю о том, что "буквально на секундочку" они привязали своего алабая к перголе. Проезжавший за забором велосипедист стал тем детонатором, который превратил вертикальное озеленение в горизонтальное.

В следующий раз я зашёл к своим знакомым уже в августе. Я был потрясён той красотой и необычностью, которую увидел перед собой! Это была громадная копна блестящих красивых листьев, усыпанных бесчисленным количеством голубовато-сиреневых цветков (это был сорт "Синее Пламя"). Сквозь прихотливое переплетение тонких веток весьма винтажно проглядывала деревянная, посеревшая от времени, пергола. Как мне кажется, если бы эту композицию отправить на Челси, то она бы без награды не осталась.

ПЛЮСЫ

Когда первые восторги от увиденного улеглись, настало время посмотреть критично на эту композицию. Итак, в плюсе — безусловная декоративность и необычность. Таким "ковром" (заметьте, цветущим ковром!) можно прикрыть какую-нибудь малопривлекательную вещь. Например, крышку от люка. Если посадить сразу несколько клематисов рядом, то может получиться оригинальный, ни на что не похожий газон. Который, к тому же, не надо стричь. Его даже можно рассматривать как частный случай мавританского газона…

МИНУСЫ

Минусы, конечно, тоже есть. Ну, во-первых, сразу же была отметена возможность использования для таких "горизонтальных лиан" клематисов, которые необходимо каждый год обрезать на высоте 15-20 см. Кстати, к этой группе относится и тот самый клематис Жакмана (C. jackmanii), который так поразил меня у моих знакомых... В самом факте обрезки нет ничего страшного, но это значит, что до первой половины июня декоративность нашей "спящей лианы" будет весьма относительной.

ПОДХОДЯЩИЕ СОРТА

А почему бы не взять клематисы так называемой второй группы обрезки, к которым относятся все сорта группы ланугиноса (Lanuginosa), и которые цветут в начале лета на перезимовавших побегах, а в августе — на побегах текущего года. К этой группе принадлежат, наверное, самые прекрасные сорта. Тут и большая группа махровых сортов, например, таких, как 'Piilu'. Причём, очень часто махровые сорта клематисов этой группы ведут себя своеобразно: в первой половине лета цветки всегда махровые, а вот в августе они могут быть и немахровыми. Визуально получается так, что как будто у вас рядом растёт сразу два сорта.

Для такого необычного применения лиан самым замечательным образом подходит клематис цельнолистный (C. integrifolia). Может быть, не сам природный вид, вырастающий всего-навсего до 70 см, который только при очень ярком воображении может быть принят за лиану — скорее это кустик с очень гибкими и мягкими стеблями, нуждающийся в какой-либо опоре, а гибридные сорта, созданные на основе клематиса цельнолистного. Они словно бы созданы для таких экспериментов.

Но, как мне кажется, самый лучший культивар, произведённый на основе клематиса цельнолистного это 'Синий дождь'. Он действительно практически синий! Немного, самую малость преувеличивая, можно сказать, что в пик цветения из-за цветов не видно листьев! Замечательный сорт! Он в наши питомники зачастую попадает из Европы, но уже под названием 'Blue Rain'. Высотой (а в случае горизонтального использования, — длиной) чуть более полутора метров; взрослое растение может образовать цветущий ковёр достаточно большой площади. 'Синий дождь' может цвести до середины октября. Даже уже после того, как пройдут первые заморозки! Есть ещё гибридный клематис японской селекции под названием 'Rooquchi'. Но он в сравнении с 'Синим дождём' наращивает меньшую массу и имеет более узкие лепестки, что делает этот сорт менее "богатым".

Используется в качестве "почвопокровного" и клематис борщевиколистный. Наверное, самый известный и доступный его сорт это 'Praecox', то есть ранний. Пожалуй, более длинные и чуть загнутые лепестки этого вида делают сорта (да и природный вид) более изысканными. Но, к сожалению, время цветения в сравнении с клематисом цельнолистным много короче и ограничено одним, в лучшем случае, полутора месяцами.

Безусловно, для таких опытов подходят и княжики (Atragene sp.) Эти лианы абсолютно зимостойки в нашем климате и с секатором к ним можно вообще не подходить. Разве что вырезать засохшие и слабые ветки. Княжики без сомнения прекрасные растения.

АГРОТЕХНИКА

Нет нужды говорить, что эти клематисы нуждаются в солнечном месте для посадки. Почва должна быть хорошо дренированной. В случае с "обычными" клематисами — групп Жакманна, Ланугиноза и очень плодородными. В случае с клематисом цельнолистным и борщевиколистным, садовод может позволить себе некую вольность в плане плодородия почвы. Но, всё же, на глубоко удобренных, богатых органикой (но ни в коем случае не свежим навозом!) почвах всем лианам будет жить более вольготно!

Естественно, что зимнее укрытие для таких "лежачих" клематисов должно быть такое же, как и для растущих на перголе. И всё же, как мне кажется, агротехника "почвопокровных" клематисов имеет свои мелкие особенности: укладывая лиану на землю, мы совершаем пусть лёгкое, но насилие над природой. Создаём для растения несколько отличные условия произрастания. А, следовательно, и заботы о них должно быть чуточку больше. Совсем не помешает лишняя подкормка. Внекорневая, по листу. Можно на основе флоргумата.

Наверное, единственных их недостатком при таком горизонтальным культивировании, является то, что цветок княжика смотрит вниз, и мы его увидим только лишь в профиль или сверху. И, тем не менее, отказываться по этой причине от такого замечательного растения не стоит…

98 6 ER 2.1813