Статистика ВК сообщества "Санкт-Петербург, Куда сходить в Питере, СПб"

0+
Поистине один из самых красивых городов на нашей планете!)

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Петербург. Пять углов.

фото: Дмитрий Логинов (Logjnov)

0 0 ER 0.0501
Фотоистория нашего города.
Крейсер "Аврора" у разведённого Кировского моста.
Ленинград 1960 г.

0 0 ER 0.0498
Санкт-Петербург.
Угол Гороховой и наб. реки Мойки

0 0 ER 0.0498
Все ли Вы знаете о Петропавловской крепости?

Петропавловская крепость – центр города, его корень, его основа. Именно с Заячьего острова началась история Петербурга. День закладки крепости - 16 (27 по новому стилю) мая 1703 года - считается днем основания города.
Автором проекта укреплений был французский инженер Жозеф Ламбер де Герен. Крепость состоит из шести бастионов, куртин и кронверка.

1. Ботный дом
Ботик был построен в 1688 году и назывался "Святой Николай". Именно на нем Петр Первый учился ходить под парусом и начал постигать сложную мореходную науку.

Бот, как "дедушку Русского флота", потом сохранили, а в 1766 году перевезли из Москвы в Петербург, где для него был выстроен специальный домик. До этого он стоял на специальном постаменте в Кремле: его в качестве памятника там установил сам Петр Первый по случаю Ништадского мирного договора.

2. Пушка
Вначале пушка на Государевом бастионе стреляла в момент начала и окончания работ. Полуденный выстрел и вовсе придумали в Севастополе, а до Петербурга традиция добралась только в 1865 году.

Традиция прервалась на 20 с лишним лет в 1934 году. Потом ее возобновили в связи с 250-летием города. Несколько раз пушка била в неурочное время. К примеру, в честь возвращения "Авроры" из доков. Сейчас выстрелить из гаубицы может не только дежурный офицер, но и, к примеру, почетный гражданин города.

3. Петропавловский собор.
В 1703 - 1704 годах был построен деревянный собор. Нынешний каменный собор стали возводить по проекту Доменико Трезини в 1710 году. И по сей день он является одним из самых высоких зданий в Петербурге. Во время постройки для удобства рабочих Петр Первый предлагал даже сделать лифт внутри колокольни. Но в итоге обошлись без него.

Храм должен был венчать обычный крест, но в итоге Трезини предложил установить на шпиле ангела, крест держащего. Первоначальный вариант заметно отличается от современного. Тогда ангел обеими руками держался за крест. Нынешний вариант появился в конце XIX века.

4. "Летопись катастрофических наводнений".
После того, как в 1780-е годы Невскую пристань облагородили, в арке, к ней ведущей стали оставлять отметки, связанные с самыми серьезными наводнениями в истории города.
Сейчас там отмечены самые высокие точки подъема воды в 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1974 годах.

5. Монетный двор.
Памятные знаки, медали и монеты тут печатают до сих пор. А началось все еще с Гренадерского бастиона, куда в 1724 году перевели чеканку монет из Москвы.
Большое здание в стиле позднего классицизма для монетного двора построили только в 1806 году. После этого именно здесь до 1941 года печатали абсолютно все медали и наградные знаки Российской империи и затем Советского союза.

Только с началом Блокады часть производства перевели в Краснокаменск, а часть организовали на территории Москвы. Большинство сотрудников Ленинградского монетного двора ушло на фронт. Само здание, при этом, органично влилось в ансамбль Петропавловской крепости. Во многом - из-за своей архитектурной простоты.

6. Тюрьма Петропавловской крепости.
Крепость была главной политической тюрьмой нескольких эпох. Сажать в Трубецкой бастион и Алексеевский равелин стали практически сразу после постройки крепости. Одним из первых заключенных стал царевич Алексей. Здесь же сидела княжна Тараканова, Радищев. В 1825 году тюрьма Петропавловской крепости приняла участников восстания декабристов, а через 40 лет сюда попал Чернышевский, который дописывал тут свой знаменитый манифест "Что делать?"

Знаменитая тюрьма Трубецкого бастиона, которая сейчас стала музеем, с 1870-х годов приняла почти две тысячи политзаключенных за 40 лет. Потом революционеров сменили бывшие министры Временного правительства, следом за ними сюда попали члены царской фамилии, вскоре расстрелянные. А потом, с началом красного террора, казни новых политзаключенных стали массовыми, останки убитых находят при раскопках и по сей день.

7. Музей космонавтики.
Выбор такого необычного места для размещения музея космонавтики неслучаен: тут в 1920-е годы разместилась знаменитая газодинамическая лаборатория, где проводили свои эксперименты будущие гении воздухоплавания и ракетостроения: Глушко (в честь него потом и назвали музей), Тихомиров, Лангемак, Петропавловский, Артемьев и другие.

Сегодня здесь представлена одна из самых представительных экспозиций в России, связанных с историей покорения космоса: от первых орудий Кибальчича до тюбиков с едой для космонавтов, а также костюмов, шлемов и прочих вещей, которые мы обычно видим только по телевизору.

8. Иоанновский мост.
На его месте находился самый первый мост, построенный в Петербурге. Он был наплавным и размещался на небольших барках: в случае окружения шведами переправу можно было легко сжечь.
Когда Петропавловская крепость перестала быть оборонительным сооружением, старую переправу заменили новой, деревянной, на каменной основе. Долгое время мост носил имя Петровский, в конце XIX века стал Иоанновским.

Рядом с одной из опор находится установленная в 2003 году фигурка зайца, на постамент которой принято кидать монетки: на счастье.

4 0 ER 0.0783
Легенды Петербурга. Призраки

Первый царский призрак Санкт-Петербурга – начало мистических страстей

Его появление датируется в городском фольклоре восьмым месяцем 1724 года. Тогда в августе Петр I принимает решение о переносе из Владимира в С.-Петербург останков А. Невского для упокоения святого покровителя столицы в Александро-Невской Лавре.

Интересно, что сама легенда упоминает уже о двух «безуспешных» попытках такого переноса, когда святые мощи перевозились императором, но отказывались быть упокоенными в городе Антихриста (как называли столицу Петра) и возвращались неведомыми путями обратно во Владимир.

Так вот, на третий раз по прибытии мощей благоверного князя Петр самолично укладывает их в раку, запирает её ключом, а затем этот ключ выкидывает в Неву.
И тут «на сцене» появляется призрак и вместе с ним первый мистический ужас петербургских обывателей…

- Зачем это все? - раздался голос за спиной Петра, - всего ведь лет на 300.
Император быстро оборачивается и видит большую черную фигуру, которая спешно удаляется из зала Лавры.
Из исторической справки узнаем, что князя Невского канонизировали в 1547 году, после чего он в течение 2,5-3 столетий появлялся на иконах в черном облачении монаха, поскольку известно о его постриге перед самой кончиной. Прямой же указ Петра I повелевает заменить это монашеское облачение воинскими доспехами, что и стало выполняться. Так был ли этот растревоженный дух благоверного князя – первым призраком новой столицы?

Известно, что примерно через полгода скончался и сам Петр, а ещё через полгода народный фольклор «зафиксировал» своего второго призрака – на этот раз почивший император посетил свою спящую вдову – Екатерину I, что также произошло накануне её смерти. Так во сне императрица увидела, как к ней, сидящей за столом с придворными, входит самодержец, облаченный в римские доспехи, и зовет её с собой. Екатерина вместе с мужем уносится к небу, откуда она видит народ и своих детей, спорящих между собой. Легенда связывает последующую кончину императрицы и спор о грядущем наследовании престола с появлением призрака Петра.

Впрочем, в городском фольклоре призрак Петра появляется не единожды.
Так, его появлением ознаменована и установка памятника скульптора Фальконе. Известная композиция была создана по указанию Екатерины II, а место для её установки определено архитектором Ю.М.Фельтеном. Впрочем, у городского фольклора имеется и тут свое объяснение, почему Медный всадник расположен на невском берегу.

Как раз Павел, наследник российского престола, прогуливался по этой самой набережной…
Незнакомец в черном широком плаще поджидал Павла со спутниками и затем пошел с ними рядом. Павел Петрович вздрогнул и сказал сопровождающему его князю Куракину: «Кто идет рядом с нами?». Но Куракин никого не видел и попытался успокоить наследника. И тут следует знаменитая фраза призрака:
«Павел! Бедный Павел! – заговорил он. - Бедный князь! Я тот, кто принимает в тебе участие!»

Сказав это, призрак медленно пошел впереди, увлекая путников за собой. Дойдя до Сенатской площади, призрак приподнимает шляпу, и Павел, холодея от ужаса, узнает в таинственном призраке самодержца Петра I. Указывая на место будущего памятника, великий император произносит: «Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь».

Городская легенда повествует о том, что, объятый мистическим страхом, Павел рассказывает о встрече с призраком Екатерине, и та уже своим решением окончательно определяет это место для установки Медного всадника.
Но великий предок посещает Павла еще раз, на этот раз перед гибелью своего правнука.

Легенда описывает, что Петр покинул свою могилу с целью предупредить Павла - «дни его малы и конец их близок».
Император говорит с правнуком в стенах наспех построенного Михайловского замка, Павел видит темную тень Петра.
Известно, что пророчество призрака сбывается: Павла заговорщицки злодейски убивают в спальне.

Впрочем, таинственным призраком становится не только сам Петр, но и его памятник.
Так, известны несколько легенд, связанных с самим Медным всадником, – во время открытия памятника, во время Отечественной войны 1812 года и в период ленинградской блокады 1941 -1944 гг. все они объединены идеей спасения города на Неве своим императором.

Памятник основателю Северной столицы не покидал своего города в самых страшных годах его жизни. Он служил его охранителем ото всех врагов:
«Пока я стою на этом месте, моему городу некого бояться».
Уже фольклорные предания нашей современности рассказывают, что когда Медный всадник освобождали от защитных лесов и мешков с песком после войны, то на груди великого соотечественника обнаружили Звезду Героя СССР, которую кто-то мелом нарисовал на мундире самодержца.

Призраки семейства Романовых
Петербургский городской фольклор располагает целой «галереей» мистических призраков из августейшей семьи.
И все они, как правило, повествуют о фатальном…
Так, вестницей смерти приходила к императрице Анне Иоанновне сама Анна Иоанновна. Вернее, её призрак.

Ночью, когда царица удалились в комнаты для сна, в Тронном зале был, как всегда, выставлен дежурный караул. Неожиданно часовой командует: «На караул!» и солдаты замирают, а офицер вынимает шпагу для отдания чести императрице, которая появляется и, не обращая внимания на военных, принимается ходить по залу. Часовые застывают в ожидании, но императрица «не расположена» к общению. Офицер спешит доложить о случившемся Бирону. Тот недоумевает: «Государыня в спальне. Я сам только что от нее».

- Извольте взглянуть, - настаивает офицер, - государыня в Тронном зале.
Бирон видит в царских покоях женщину, поразительно схожую с императрицей. «Это обман или заговор», - произносит он и мчится в спальню к Анне Иоанновне, чтобы разоблачить самозванку.
Царица выходит из покоев вместе с Бироном, где и сталкивается со своим двойником.

«Дерзкая!» - кричит Бирон и вызывает стражу.
Меж тем две женщины, неотличимые друг от друга, стояли рядом и всматривались в друг друга. Солдаты окаменели в ужасе.
Императрица через минуту, придя в себя, подходит к призраку: «Ты кто? И зачем ты здесь?»

Призрак медленно отходит к трону и садится на него, не сводя глаз с императрицы. Затем внезапно исчезает, растворившись в ночном пространстве.
- Это моя смерть, - молвит царица и через пару дней умирает.
И в наше время музейщики Ораниенбаума «видят» призраков бывших царственных владельцев этих сооружений. Так, в Китайском дворце в окне можно «наблюдать» склонившуюся над вышиванием Екатерину, а в личном кабинете императора – тень Петра III, её мужа.

К слову, в этом кабинете, по замечанию музейщиков, постоянно меняют место все личные предметы государя. Немудрено, что сами служители этого мистического дворца выработали «ответную» почтительную реакцию – при входе в покои императора они произносят:
«Здравствуйте, Ваше величество. Извините, что мы вас побеспокоили».

С именем Александра I связана еще одна мистическая легенда о таинственном зеркале мадам Ленорман. Царь-победитель в войне 1812 года, будучи в Париже в 1814 году, посетил эту знаменитую гадалку. Легенда повествует о том, что мадам Ленорман в ответ на просьбу узнать будущее подвела императора к своему «волшебному зеркалу». Тогда там отобразилось все, что произойдет в стране после смерти Александра. Вначале император видит в зеркале себя, затем его сменяет брат Константин, но лишь на мгновение, а затем волшебное зеркало заполняется фигурой еще одного брата – Николая.

Потом в нем появляются трупы и хаос…
Пророчества сбываются, Константин отказывается от наследования престола, его занимает Николай, и его царствование начинается с восстания декабристов…
Если же обратиться к сотрудникам крупнейшего музея С.-Петербурга – Эрмитажа, то можно получить и краткую «характеристику» многих августейших призраков Российской империи.

Так, например, призрак Николая I романтические легенды народного фольклора представляют как «молчаливого и замкнутого». Вообще, что это призрак царской фамилии служащие Эрмитажа догадываются по его мундиру, бакенбардам и статной осанке;
призрак Николая II – «застенчив и скромен», он тихо ступает по паркету Зимнего, а чаще всего его можно «встретить» возле восковой персоны Петра Великого в «темном коридоре».

Самый мистический император – призрак «Русского Эльсинора»
Эта характеристика относится к самому эмоциональному и экспансивному российскому самодержцу – Павлу Петровичу.
Интересно, что его призрак имеет даже свою собственную дату рождения – день передачи пустовавшего после кончины царя Михайловского замка в распоряжение инженерного училища в 1819 году. В ту же самую ночь юнкера ровно в 12 часов и увидели призрак Павла со свечой в руке, отражавшийся в окнах первого этажа.

Якобы с той поры безвинно убиенный император шествует тем же маршрутом с горящей свечой каждую ночь….
Существуют, правда, рассказы, что периодически ушлые юнкера сами были не прочь порезвиться в роли августейшего призрака. Так, случались «отловы» проказников, замотавшихся в простыни и изображавших умершего царя. Впрочем, известен и эпизод обратный, когда осмелевший юнкер решил отрапортовать самому призраку…
Сил у него на это едва хватило, а затем бесшабашный юноша упал в глубокий обморок, очень долго был без сознания и лежал без чувств, пока его «не откачали» случайно проходившие мимо товарищи.

Современные же сотрудники замка также рассказывают о призраке Павла, который любит музицировать на флажолете (инструмент вроде флейты). Фольклорные «предания» повествуют о поскрипывающем в замке паркете, необъяснимом стуке дверей, неожиданном распахивании настежь форточек в безветренную погоду….

Здесь тоже в таких случаях откладывают все дела и тихо, с почтением говорят: Добрый день, Ваше Величество».
Ну и конечно, призрак Павла ночами посещает тот самой «Русский Эльсинор» - свой дворец в Гатчине. С неприкаянным духом Русского Гамлета (Екатерина – в роли Гертруды, граф Орлов – это Клавдий) также сталкиваются и современные сотрудники. По их описаниям помимо самого Павла, в коридорах Гатчинского дворца иногда проскальзывает призрак его любовницы - Екатерины Нелидовой; едва слышный шорох платья этой фрейлины выдаёт секрет потустороннего свидания…

Впрочем, мистикой овеян не только дворец. В Собственном садике случайные прохожие могут ночью содрогнуться от топота копыт и даже лая собак. Так напоминают о себе любимцы императора – животные, погребенные здесь и сопровождавшие Павла при жизни.

1 0 ER 0.0498
Места нашего города
Музей советских игровых автоматов

Музей расположен на одной из центральных площадей города — Конюшенной. Он открылся в июне 2013 года в здании, которое было построено в XVIII веке для нужд Придворно-конюшенной конторы и использовалось для хранения экипажей. Символично, что в советское время здесь размещались гаражи, а также производственные и ремонтные мастерские ленинградского таксомоторного парка № 1. В наши дни двор, в котором расположен музей, стал настоящим центром местной культурной жизни.

Уникальная коллекция музея включает в себя более 50 действующих советских игровых автоматов, созданных в 1970–1980-х гг. на военных заводах страны. Как и раньше, опустив 15-копеечную монету в автомат, можно торпедировать корабли, глядя в перископ «Морского боя», маневрировать на оживленной «Магистрали», поражать мишени в «Снайпере» или выбивать фигуры «Городков».

До или после очередной игры посетители могут утолить жажду газированной водой с сиропом за 3 копейки или воздушным молочным коктейлем, взбитым с помощью знаменитого миксера «Воронеж-2», позвонить другу из телефонной будки или сняться на память в единственной в Санкт-Петербурге аналоговой фотокабинке 1973 года выпуска.

Конюшенная пл., д. 2В
м. Невский Проспект

Стоимость 350–450 руб.

4 0 ER 0.0570
В историческом центре Петербурга появился подъёмник для высотного обзора

Новый аттракцион установили создатели знаменитого Аэролифта. Кран поднимает кабину на 50-метровую высоту, откуда открывается шикарная панорама города: мосты, стрелка Васильевского острова, набережные Невы – всё как на ладони.

Организаторы заверяют, что аттракцион надёжен и безопасен: сама конструкция достаточно устойчива, кабина оснащена высокими бортами, а все пассажиры пристёгиваются.

Одновременно поднимаются до 15 человек.
Время нахождения в воздухе — 13 минут.

Стоимость этого удовольствия - 500 рублей, но организаторы предупреждают, что сейчас действует акция и в ближайшее время стоимость повысится до 1000 рублей.

Место - Площадь академика Лихачева

3 0 ER 0.0427
Все ли знаете о каналах Санкт-Петербурга?

Рассказываем историю каналов и канавок Петербурга, которая изумит даже тех, кто, казалось бы, знает город как свои пять пальцев.

1. Зимняя канавка
Старый Дворцовый канал получила своё название в 1738 году. Однако то ли из-за громоздкости, то ли по иным причинам, имя так и не прижилось. В обиходе канал стали называть канавкой, а определение Дворцовый вытеснили имена Зимнедворцовый или Зимний. Привычное для нас название закрепилось в речи петербуржцев с 1801 года и со временем стало официальным.

Городской достопримечательностью же канавка стала в годы, когда на месте Зимнего дворца Петра I было построено классицистическое трёхэтажное здание Эрмитажного театра, авторство которого принадлежит Кваренги. Вместе с тем, на противоположном берегу канала, было завершено строительство Большого Эрмитажа по проекту Фельтена. Эти два здания между собой соединили галереей-переходом, которая опирается на арку, перекинутую через канавку.

Канавка также является одним из действующих лиц печального события, которое композитор Пётр Чайковский использовал в своей опере «Пиковая дама». По сюжету музыкального произведения Лиза, после того как от неё убегает полубольной и полубезумный Герман, бросается в воды Зимней канавки как раз с Эрмитажного мостика.

Этот фрагмент отсутствует в повести Пушкина. А в опере он появился после того, как Чайковский прочитал в одной из петербургских газет описание самоубийства некой Юлии Перовой, прыгнувшей в воду из-за несчастной любви.

2. Канал Грибоедова
До 1923 года канал носил имя Екатерининский, в честь императрицы Екатерины Второй. Проложен он был по руслу реки Кривуши, которая начиналась с болотистой трясины, залегавшей между современными площадями — Конюшенной и Искусств. Привычное нам название канал обрёл в годы НЭПа, когда его переименовали в честь русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, проживавшего в одном из домов на набережной канала.

С каналом связана любопытная мистическая легенда о призраке революционерки Софьи Перовской — одного из руководителей убийства Александра II. Говорят, что на одном из мостов, переброшенных через канал, каждый март можно встретить призрачную фигурку девушки с посиневшим от удушья лицом и кровавым от верёвки следом на шее (девушку приговорили к смерти через повешение на плацу Семёновского полка) , которая судорожно сжимает в руках платочек, которым 13 марта 1881 года давала сигнал бомбометателям, чтобы они приступали к действию — убийству императора Александра II.

3. Лебяжья канавка
Своё название канавка получила из-за весьма романтического обстоятельства: в XVIII в него неожиданно переселились лебеди из соседних прудов, что и дало резон сначала горожанам называть так их место обитания, а после и городским властям, которые изначально именовали канал Летним или каналом Летнего сада.

Канал служит своеобразным канатом, который соединяет Мойку и Неву между Летним садом, который смотрит на неё через ограду. До того, как Лебяжья канавка приобрела тот вид, что нам сейчас знаком, до 1719 года здесь пролегала неглубокая и болотистая речка Лебединка, протекавшая вдоль западной границы сада, которую со временем решили углубить и превратить в канал.

4. Крюков канал
Канал начинает свой неторопливый ход от Адмиралтейского канала в районе площади Труда. Прорывался он в транспортных целях в 1719—1720 годах, а своё официальное название — Крюков канал, получил в 1738 году по имени подрядчика Семёна Крюкова, лично знавшего при жизни Петра Первого.

Когда в городе начали строить Благовещенский мост, ту часть, которая проходит через площадь Труда, была заключена в подземную трубу. С этой трубой связано повествование романа Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». Читая это произведение, следует помнить, что в 1912 году мостовая над протокой стала проседать, а через некоторое время провалилась в подземелье, что и использовал в своём романе Крестовский: по сюжету, в канале происходит убийство и ограбление одного из героев романа.

Как гласит история, события имели под собой реальную почву, так как трущоба в те годы XX века была одним из самых страшных прибежищ криминальных элементов Петербурга. Поговаривают, что подземелья сохранились до наших дней. Там, на стыке Крюкова канала с Адмиралтейским, напротив Новой Голландии, на гранитной стенке можно увидеть две закрытые арки, ведущие, если верить людской молве, в подземелья.

5. Обводный канал
В настоящее время канал сильно обмелел, но в момент своего возникновения, в 1780 году, он строился как судоходный и одновременно как оборонительный. Когда в 1805 году по приказу Александра I строительство протоки продолжилось с целью соединения Невы с Финским заливом, проекту отдавали уже другие функции: он должен был защитить город от возможных наводнений. Однако, первоочерёдная роль, конечно, отдавалась судоходству, которое помогало развивать промышленность Петербурга.

Гуляя по набережным канала и наблюдая за течением воды, следует помнить, что канал протекает в особой части города— промышленной, где в своё время соорудили Российско-американскую мануфактуру «Треугольник», бумагопрядильную мануфактуру, электростанции и элеватор. Кроме того, здесь находилось много ночлежных домов, больниц и доходных домов для рабочего класса.

У горожан канал ассоциировался с тяжёлой долей простого человека и даже возникла присказка: «Батюшка Питер бока наши вытер, а матушка Канава и совсем доканала». «Канава» в данном случае — это неофициальное название Обводного, так как от сточных вод здесь всегда стоял неприятный запах.

Из-за появившегося в 1928 году в сатирическом журнале «Пушка» анекдота: «Как пройти к Обводному каналу? Идите прямо, а как появится нестерпимый запах, туточки и канал начнется», Обводный даже стали называть Обвонным и сочинять про него частушки с нелестным содержанием.

1 0 ER 0.0286
Отдыхающие на пляже у Петропавловской крепости, 1930-е годы

1 0 ER 0.0286