Статистика ВК сообщества "Ретро Футбол | Retro Football"

0+
Здесь живет настоящий футбол

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

19 апреля 2000 года. ЛЧ. 1/4 финала. «Манчестер Юнайдет» - «Реал» - 2:3.
Тот самый знаменитый финт Фернандо Редондо.

113 16 ER 2.6687
Шестикратные чемпионы Англии в воротах.
Сын чемпион Англии в составе «Лестера», отец пятикратный чемпион Англии в составе «МЮ».

12 16 ER 1.7878
Два мастера советского футбола - Александр Чивадзе и Олег Блохин.

15 15 ER 1.3054
В 2019 году Винни Джонс и Пол Гаскойн на благотворительном вечере в Ипсвиче воспроизвели знаменитое «пасхальное фото с яйцами» из 1988 года.

83 10 ER 1.4752
Евро-2000 – великий турнир: супермен Тольдо, пиковый Фигу, паненка Тотти и много-много забитых мячей.

Бывают турниры остросюжетные, цепляющие неожиданной развязкой. Бывают яркие, эстетские, перекачанные звездными художниками и классом. Бывают результативные, за которыми просто весело смотреть.

Те, кто видел Евро в Бельгии и Голландии, считают его особенным не потому, что привязаны ностальгическими воспоминаниями и вечным возвышением прошлого. В нем было все, что делает турнир выдающимся: в каждой сборной играли действующие или будущие легенды, большинство матчей интриговали непредсказуемостью и остросюжетными дуэлями (Бергкамп против Зизу, Бекхэм против Фигу).

С тех пор прошло двадцатьдва года. Игра обрела атлетичность и лоск, футболки сузились до размеров широчайших мышц, а телевизионщики завернули все это в насыщенные и четкие цвета. Но турниров такого уровня не было.

Евро-2000 – последняя вспышка классических «десяток». Особенно хороши были Зидан и Тотти

Классические 10-е номера (оттянутые форварды или плеймейкеры под нападающими) стали победным тактическим трендом голландско-бельгийского турнира. Семь из восьми четвертьфиналистов (все, кроме Турции) использовали фантазист, а в полуфинал прошли сборные, которые напрямую зависели от настроения «десяток».

Евро-2000 стал последней вспышкой перед закатом свободных художников. Сегодня они практически вымерли (за редким исключением вроде Дибалы и Месси), и отчасти поэтому болельщики жалуются на недостаток звезд и личностей по сравнению с началом нулевых. Быстрый футбол обезличивает лучших, вытачивает одинаковых инвертированных вингеров с идентичным стилем: скоростной дриблинг и смещение в центр под удар. Каждый фантазиста был особенным, ни на кого не похожим.

«Десятки» освобождались от любых рамок – не участвовали в командном движении, не шли в отбор и даже не были привязаны к какой-либо части поля. Они должны были только творить – так, как им удобнее.

Рок-н-рольная свобода легла в основу уникального структурного разнообразия, при котором игроки одной позиции и роли делали совершенно разные вещи и даже двигались по-особому. Зидан играл глубоко, близко к центральным полузащитникам, подстраивался под команду и создавал пространство движением без мяча. Тотти прощупывал слабости в обороне и смещался в просевшую зону, чтобы вскрыть соперника. Дель Пьеро считал, что соперника проще продавить из зоны, которая максимально раскрывает его качества, и потому предпочитал левую часть поля – там ему было удобнее.

«Десятки» не были идеалами. Одним не хватало скорости, другим – физики, третьи выключались без мяча. Но всех объединяло запредельное понимание игры и прекрасная техника. Фантазисты были олицетворением футбольного интеллекта. Воплощенной красотой футбола.

Футбол в эпоху «десяток» был не таким скоростным и сквозным, команды чаще атаковали через центр и в заключительной стадии искали лидера – это замедляло игру. Негативные элементы такого стиля проявились у Румынии, которая единственный победный матч сыграла без 35-летнего Хаджи – на авторитетного ветерана приходилось постоянно оглядываться, это лишало остальных игроков инициативности и дерзости.

Еще одной чертой времени был вертикальный стиль. Сегодня играют либо без плеймейкеров, либо с разыгрывающими перед обороной, а тогда игра строилась через футболистов под нападающими, и команды старались максимально быстро доставить мяч фантазисте. Строительство игры через трекварти, а не опорную зону, переносило центр тяжести вверх. При этом центральные защитники играли не так высоко и смело, как сегодня, и еще одной чертой времени стала неплотность игры – команды сильно вытягивались в длину и создавали гигантские разрывы между линиями.

Гениальные «десятки», собравшиеся на Евро-2000, индивидуально намного превосходили большинство защитников. Турнир стал самым ярким и результативным чемпионатом Европы: в среднем за матч забивали 2,74 гола, наносили 26 ударов и шли в дриблинг 38 раз.

После жеребьевки группой смерти сочли квартет с Францией, Голландией, Данией (чемпионом Европы-1992) и звездной Чехией (там играли Недвед, Поборски, молодой Росицки – его считали одним из самых одаренных игроков мира, – Коллер, Шмицер, Бергер). Но Франция и Голландия легко пролетели сложную группу и в последнем матче разыграли первое место: «оранье» дважды отыгрывались и победили со счетом 3:2.

Потом подозревали, что французы специально слили игру. Дело в том, что расклад в другой группе уже был известен, и победитель квартета D попадал на югославов со Стойковичем, Миятовичем и Милошевичем. Балканцы забивали пачками, воевали в каждой игре и считались теневым фаворитом турнира, но в своей группе финишировали позади испанцев. Пиренейцы спаслись на 6-й добавленной минуте: на 94-й проигрывали 2:3 и вылетали с Евро, но забили два гола за две минуты.

Реальным квартетом смерти неожиданно стала группа А с Португалией, Англией, Германией и Румынией. Немцы провалились с размахом: забили всего один гол румынам и уныло проиграли остальные матчи (0:1 от англичан и 0:3 против второго состава Португалии).

Англичане привычно начинали большой турнир фаворитами. Британская 4-4-2 казалась отлично сбалансированной, каждую позицию закрывали топ-игроки: Бекхэм и Макманаман атаковали с флангов, Скоулз управлял из центра, Оуэн и Ширер обеспечивали максимальную вариативность подходов – Алан гениально замыкал кроссы, а скоростной Майкл отрывался на несколько метров прежде, чем защитники успевали развернуться. В запасе сидели Фаулер, Хески и Джеррард.

Евро начался так, как мечтали на островах – к 18-й минуте англичане обыгрывали Португалию 2:0, но ими занялся Руй Кошта. Великолепный плеймейкер выставил настройки креатива на максимум и с легкостью расшатал тяжелых британских защитников. Кошта записал ассист на Фигу, потом аккуратно навесил на Жоау Пинту – тот классно подрезал головой в дальний, – а во втором тайме стянул на себя английских центрбеков и отдал третью голевую на Нуну Гомеша.

Англичане победили немцев и в последнем туре сыграли с румынами. Британцев устраивала ничья, но безыдейная и безвольная команда Кигана снова упустила преимущество и проиграла 2:3.

Лучшим игроком Евро-2000 назвали Зидана, но действительно лучшим был Луиш Фигу.

Фигу был одним из самых совершенных фланговых полузащитников в истории игры. Луиш обыгрывал по двое-трое, жестко бил с обеих ног, был сильным и быстрым и навешивал с предельной точностью. Без мяча он двигался, создавал пространство для себя и партнеров и постоянно улучшал позицию для атаки.

Фигу не подпускали к «Золотому мячу»: миром владели Роналдо, Дель Пьеро и Зизу, а он хотя и правил в Ла Лиге, но вместе с «Барсой» держался поодаль от главных матчей Лиги чемпионов. К 2000-му ситуация изменилась: во-первых, это был год Евро и результаты клуба были не так важны, а во-вторых, в конце 90-х Дель Пьеро и Роналдо жестоко сломались и на прежний уровень так и не вернулись. Из постоянных королей остался только Зидан, которого можно было подвинуть: Луиш так же блистательно владел мячом, но больше ассистировал и забивал. На Евро он приехал в идеальной форме.

Главным героем матча против Англии стал Руй Кошта, сделавший ассистентский хет-трик, но британцев подавил именно Фигу: прошел по центру без поддержки и пробил издали настолько сильно и точно, что не оставил Симэну шансов. Исполнить эти элементы непросто даже по отдельности, но Фигу сделал все с такой внешней легкостью, словно был всемогущим.

Во втором матче португальцы обеспечили выход в плей-офф, причем решающий гол забили с подачи Фигу. Третий тур он пропустил – немцам хватило и Консейсау. В четвертьфинале Луиш разобрал турок и захватил первые полосы европейских газет: Фигу доминировал на всех уровнях и сделал два ассиста на Нуну Гомеша, причем перед вторым голом чуть не довел защитника до обморока изощренным дриблингом.

Португальцы вылетели только в полуфинале, уступив Франции в дополнительное время. Матч преподносился как битва между Зиданом и Фигу, но запомнился безобразной разборкой в концовке. На 117-й минуте Вильтор пробил в пустой ближний угол и попал в руку Абеля Шавьера (этого защитника узнавали по частым скандалам и рыжей бороде на темнокожем лице) – Зидан реализовал пенальти.

«Французы десять секунд убеждали судью назначить пенальти, – вспоминал Шавьер. – А я молил, чтобы он передумал. Я чувствовал, как мяч коснулся моей руки, но это было рефлекторное движение, в нем не было умысла. Кажется, именно из-за моих сомнений рефери все-таки зафиксировал фол. Я сказал ему, что в ворота французов он такой пенальти не поставил бы, и до сих пор думаю так же».

В то время действовало правило «золотого гола», по которому мяч в дополнительное время приносил победу и мгновенно заканчивал матч. Когда Зидан забил, французы праздновали, а португальцы набросились на рефери Гюнтера Бенке. Нуну Гомеш ударил его, а когда судья потянулся за красной, Паулу Бенту попытался отобрать карточку. В это же время кто-то из португальцев толкнул и оплевал линейного Игора Срамку (именно он поднял флажок после удара Вильтора).

Казнили португальцев уже после матча. Гомеша отстранили на 8 месяцев во всех турнирах УЕФА. Бенту – на полгода. Шавьера, напавшего на Бенке в подтрибунке, дисквалифицировали на 9 месяцев (впоследствии CAS признал, что решение было безосновательным, но Абелю это не помогло: из-за дисквалификации сорвался трансфер в клуб, который участвовал в еврокубках).

Вторую бронзу взяла Голландия, хотя считалась фаворитом даже в полуфинале против Италии. К решающим матчам хозяева разобрали почти все топ-сборные: в группе обыграли французов и чехов, а в четвертьфинале забили 6 голов мощной Югославии. Они атаковали настолько разнообразно и безбашенно, что казались непобедимыми.

Франк Райкард использовал 4-2-3-1 с быстрыми Зенденом и Овермарсом по краям и питбулями Давидсом и Коку в центре поля. Они привносили скорость и мощь, а за мысль отвечал Бергкамп.

Деннис никогда не был лучшим в мире на более-менее длинном временном отрезке, но его игра дарила чуть больше простого превосходства над соперниками – каждый раз, когда мяч летел к Бергкампу, у болельщиков появлялось предвкушение волшебства. Ни разу не ускорившись, голландец за полтайма создал несколько идеальных моментов: сначала вывел Коку один на один (Филлип перекинул ворота), а потом обыграл Юлиано и пробил в штангу.

Голландцы откровенно возили одну из лучших защитных линий в истории. Справа Мальдини подкатывался и фолил, пытаясь остановить резкого Овермарса (ходила легенда, что Марк пробегал 100-метровку за 10,3 секунды). Слева Зенден издевался над Дзамброттой, посадил его на желтую и несколько устных предупреждений и на 34-й минуте довел до удаления. В центре лениво творил Бергкамп. Над ними напрягал Клюйверт.

Карьера Патрика, несмотря на гол в финале ЛЧ-95 и несколько классных лет в «Барсе», получилась относительно неудачной. Он был техничным, быстрым и сильным, почти совершенным форвардом, но тараканы в его голове съели бы даже тараканов Марио Балотелли. Клюйверт тусовался, пропускал тренировки, пропадал в казино и связывался с ворами, но к 2000-му растерял не все и провел лучший турнир в карьере. В первых 4 матчах Патрик забил 5 раз, а на 39-й минуте против Италии заработал пенальти.

Тольдо стал основным из-за травмы Буффона. Тотти забил легендарный гол паненкой

Когда на 56-й минуте спарринга с Норвегией Буффон неудачно упал и схватился за руку, врачи не сразу поняли, что произошло. Джиджи заменили и госпитализировали только из подстраховки – до старта Евро оставалась неделя, и рисковать не хотелось. В больнице выяснилось, что Буффон сломал руку и на чемпионате не сыграет.

У Тольдо была сумасшедшая реакция и огромные длинные руки; когда он ловил кураж, казалось, что ворота защищают трое. Он стал лучшим кипером Евро-2000, от первого матча до последней минуты финала пропустил всего два гола, при том что это был самый результативный турнир современности.

В матче с голландцами Тольдо погасил с десяток моментов и отбил три пенальти – один в основное время и два в послематчевой серии. Еще дважды «оранье» промахнулись сами: Клюйверт пробил в штангу во втором тайме, а Стам запустил на трибуны после матча.

Вторым героем стал Алекс Дель Пьеро. Когда итальянцы остались вдесятером, Дино Дзофф передвинул Алекса на позицию правого латераля. Эффект был неожиданным: Дель Пьеро справился с защитными обязанностями и успокоил Зендена, а потом заставил его и ван Бронкхорста задуматься об обороне. Алекс сбил ритм голландской игры, заработав кучу фолов, создал несколько перспективных моментов и связал чужой фланг безошибочным дриблингом.

В послематчевой серии Дель Пьеро не пригодился. Он должен был бить последним, но к тому моменту все было кончено. Всесилие Тольдо психологически сломало соперника – голландцы реализовали одну попытку из четырех. Тотти добил хозяев насмешливой паненкой.

Евро-2000 длился приблизительно месяц. Все это время Италия побеждала, более-менее стабильно забивала и почти не пропускала, но Дино Дзоффа все равно критиковали – за то, что Дель Пьеро и Тотти не играли в паре. В Италии верили, что два гения раздавят любого соперника, но тренер предпочитал клубный подход: в полуфинале сыграли ювентини Дель Пьеро – Индзаги, в финале игроки «Ромы» Тотти и Дельвеккьо.

Французы оставили в запасе Анелька и Вильтора – итальянцы играли низко и нивелировали разницу в скорости, поэтому Роже Лемерр предпочел на флангах Дюгарри и Джоркаеффа. На острие сыграл Анри, а треугольник в середине поля составили Дешам, Виейра и Зидан.

Задумка не сработала. Итальянцы выключили Дюгарри и Зидана (точнее, только Зидана, Кристоф выключился сам) и легко гасили подходы к штрафной – французы били издали или навешивали со стандартов, но в потенциально опасных позициях почти не оказывались. Уровень держал только Анри: на скорости, технике и изобретательности он из ничего придумал удар в штангу, посадил на желтую Каннаваро, создал перспективный штрафной для Зизу и два хороших момента, но французы ничего из них не выжали.

Во втором тайме Зидан выдвинулся чуть выше и разбил опеку Ди Бьяджо и Альбертини, но итальянцы все равно повели в счете. На 55-й минуте Тотти сделал одну из самых гениальных вещей в 25-летней карьере: стянул двух защитников и пасом пяткой вскрыл оборону – Пессотто получил свободу, вырезал во вратарскую, а Дельвеккьо замкнул.

Французы пошли вперед, раскрылись и чуть не попали на разгром – итальянцы разрывали на контратаках и могли забить еще трижды. Тотти уничтожал оборону: вывел один на один Дель Пьеро – Алекс ковырнул мимо; забросил на Дельвеккьо – тот неудачно поймал мяч на подъем и не попал в ближний; снова вывел один на один Дель Пьеро – ювентино в касание перевел в ближний, но Бартез телепортировался в угол и отразил удар.

«Все, что я вижу, когда закрываю глаза – два нереализованных момента. Я себе этого не прощу», – сказал Дель Пьеро после игры.

Все решил Давид Трезеге. Ему было 22, он еще не заиграл за «Ювентус» и пока не приучил Европу к исключительному чувству момента и штрафной, но даже с замены сделал то, чего не удалось другим. Давиду хватило 25 минут, чтобы отобрать трофей у Италии.

Трезеге начал с резкого удара в ближний – Тольдо отбил. На 93-й выиграл воздух и сбросил на Вильтора – Сильвен сравнял счет. В начале дополнительного времени разбил нос Тольдо. А на 103-й забил золотой гол – в касание замкнул прострел Пиреса.

«Я думал, что мы проиграем, – признался Эммануэль Пети. – Все знают, что если итальянцы повели 1:0, то они закроют игру – и сказке конец. Но мы привыкли к давлению, к тому же кое-кто из нас играл в серии А. Мне показалось, что итальянцы остановились, решили, что уже победили. Но игра не закончена, пока не прозвучал свисток».

Автор: Андрей Клещенок

81 32 ER 1.5192
Сезон - 1993/94. «Айнтрахт» - «Карлсруэ».
Джей - Джей Окоча красиво издевательски забивает мяч в ворота Оливера Кана.

103 15 ER 1.5100
Умер великий актер Жан-Поль Бельмондо.

Он ушел из жизни в возрасте 88 лет. До последнего Жан-Поль интересовался спортом и болел за «ПСЖ».

Его история с парижским клубом началась в далекие 1970-е. В первые годы существования команда испытывала серьезные финансовые трудности. Бельмондо и другие французские деятели искусства Франции помогли деньгами, а сам актер даже на какое-то время стал вице-президентом «ПСЖ».

«Много ли денег я вложил в «ПСЖ»? Много. Сожалею, что не сохранил в клубе небольшой процент», – рассказал Бельмондо в 2018-м.
Помним...

85 25 ER 1.5522
2010 год. «Сибирь» (Новосибирск) в яркой необычной форме.

42 42 ER 1.3856
27 января 2002 года. Кубок чемпионов Содружества. Финал.
«Cпартак» (Москва) - «Динамо» (Киев) - 3:4.
Совместное фото команд после награждения.

29 49 ER 1.3113
Сегодня исполняется 38 лет Вагнеру Лаву — бразильский нападающий датского клуба «Мидтьюлланн», экс - игрок сборной Бразилии. Двукратный обладатель Кубка Америки, обладатель Кубка УЕФА, трехкратный чемпион России, чемпион Бразилии, чемпион Казахстана, обладатель Кубка Китая, обладатель Кубка Казахстана, шестикратный обладатель Кубка России, четырехкратный Обладатель Суперкубка России. Поздравляем!

34 32 ER 1.2330