12 интересных фактов о пограничниках:
1. Первыми пограничниками считаются былинные богатыри Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. По преданиям, они охраняли русские рубежи от печенегов, половцев и других степных кочевников.
2. Первое дошедшее до нас письменное упоминание о границе — «Повесть временных лет». В летописи сохранилось распоряжение князя Владимира об устройстве пограничных городов по рекам Суле, Трубежу, Осетру и наборе «лучших мужей» для защиты южных и юго-восточных пределов Руси.
3. Понятие «застава» появилось в XVI веке. В летописи сохранились строки о том, что Московский Великий князь Василий III «утвердил землю свою заставами». Тогда же охрана границы русского государства стала называться пограничной службой. Сегодня понятия «застава» больше не существует, их сменили пограничные отделения.
4. В имперской России пограничники изначально входили в состав таможни. 5 августа 1827 года министр финансов Егор Канкрин представил на утверждение императору Николаю I «Положение об устройстве пограничной таможенной стражи».
5. С началом Первой мировой войны пограничники вошли в состав действующей армии, за исключением двух среднеазиатских бригад, и воевали на различных фронтах. Многие из них стали Георгиевскими кавалерами.
6. В советской России охрана границы учреждена еще до принятия конституции РСФСР – 28 мая 1918 года (конституция принята 19 июля 1918 года). В этот же день создано Главное управление пограничной охраны. Кстати, в него в полном составе перешли офицеры управления отдельного корпуса пограничной стражи, ранее охранявшие рубежи Российской империи.
7. Пограничники первыми приняли удар врага в Великую Отечественную войну. Маленькие заставы, на подавление которых гитлеровское командование отводило по 30 минут, от нескольких часов до нескольких суток сдерживали немецкие дивизии. Ни одна застава не отошла без приказа, и в плен пограничники не сдавались.
8. В отличие от других родов войск пограничники в СССР никогда не носили пилоток – только зеленые фуражки. Первая советская пограничная форма, в частности папахи и фуражки с зеленым верхом, введена 6 сентября 1918 года.
9. Первая советская гвардия родилась под командованием генерала пограничника Константина Ракутина. В сентябре 1941 года войска 24-й армии резерва Ставки ВГК, которой командовал Ракутин, разгромили рвавшихся к Москве фашистов под Ельней. После победы над врагом четыре дивизии, входившие в состав 24-й армии - 100, 127, 153 и 167-я удостоены гвардейского наименования.
10. С 1934 года по настоящее время 158 пограничников награждены золотой звездой Героя Советского Союза и 35 – Героя России. Первыми стражами границы, удостоенными высокого звания, стали участники боев у озера Хасан. За борьбу с самураями, посягнувшими на советскую границу, высшую награду СССР получили Гильфан Батаршин, Василий Виневитин, Алексей Махалин, Петр Терёшкин, Иван Чернопятко.
11. Сутки у пограничников начинаются в 20.00. Именно в это время пограничные наряды новой смены заступают на дежурство и меняют на границе своих коллег. Традиция существует много лет. Темное время суток выбрано неслучайно, ведь именно на ночь приходилась наибольшая активность нарушителей границы.
12. Сегодня российские пограничники охраняют границу протяженностью 60 932 км. Большую часть составляют морские рубежи – 38 000 км.
Количество постов 7 040
Частота постов 105 часов 51 минута
ER
7.14
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
С Днём пограничных Войск!
Поздравляем с Днем пограничника!
С достойным праздником мужским!
И пусть всегда спокойны будут
Границы всей нашей страны.
Пусть служба приносит успехи,
Карьеру, достаток, покой.
Пусть чувствует каждый заботу,
Защиту за вашей спиной.
Мир будет пускай в личной жизни,
В семье — доброта и любовь.
Желаем вам счастья, удачи
Без мер, без границ, без краев.
#деньпогранвойск #пограничники
Поздравляем с Днем пограничника!
С достойным праздником мужским!
И пусть всегда спокойны будут
Границы всей нашей страны.
Пусть служба приносит успехи,
Карьеру, достаток, покой.
Пусть чувствует каждый заботу,
Защиту за вашей спиной.
Мир будет пускай в личной жизни,
В семье — доброта и любовь.
Желаем вам счастья, удачи
Без мер, без границ, без краев.
#деньпогранвойск #пограничники
🏻 С днем ВДВ!
Дорогие десантники! Самые стремительные и неукротимые!
Самые рискованные и непобедимые! С праздником вас!
Пусть всегда будут надежными ваши парашюты, друзья и жены! Пусть вылеты и прыжки будут только тренировочными, а небо — безоблачным!
Дорогие десантники! Самые стремительные и неукротимые!
Самые рискованные и непобедимые! С праздником вас!
Пусть всегда будут надежными ваши парашюты, друзья и жены! Пусть вылеты и прыжки будут только тренировочными, а небо — безоблачным!
29 мая — День военного автомобилиста. Поздравляем!
Это профессиональный праздник не только военнослужащих Автомобильных войск Российской Федерации, но и всех военных, кто по долгу службы управляет каким-либо транспортным средством.
Дата для праздника выбрана не случайно. В этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была образована первая Учебная автомобильная рота.
Основной задачей роты стала подготовка специалистов для автомобильных частей русской армии. За короткий срок она фактически превратилась в центр автотехнического обеспечения войск российской армии и явилась прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооруженных Сил РФ.
Этот род войск входит в состав соединений, объединений, тыла армии и флота. Деятельность военных автомобилистов связана с эвакуацией раненых, больных, а также имущества, с доставкой материальных средств, перевозкой личного состава.
Военные автомобилисты перевезли свыше 101 миллиона тонн различных грузов в годы Великой Отечественной войны. Во время военных операций в Чечне они взяли на себя основную нагрузку по перевозке и снабжению военнослужащих.
Это профессиональный праздник не только военнослужащих Автомобильных войск Российской Федерации, но и всех военных, кто по долгу службы управляет каким-либо транспортным средством.
Дата для праздника выбрана не случайно. В этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была образована первая Учебная автомобильная рота.
Основной задачей роты стала подготовка специалистов для автомобильных частей русской армии. За короткий срок она фактически превратилась в центр автотехнического обеспечения войск российской армии и явилась прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооруженных Сил РФ.
Этот род войск входит в состав соединений, объединений, тыла армии и флота. Деятельность военных автомобилистов связана с эвакуацией раненых, больных, а также имущества, с доставкой материальных средств, перевозкой личного состава.
Военные автомобилисты перевезли свыше 101 миллиона тонн различных грузов в годы Великой Отечественной войны. Во время военных операций в Чечне они взяли на себя основную нагрузку по перевозке и снабжению военнослужащих.
С Днём Тихоокеанского флота ВМФ России!
Ежегодно, 21 мая в России отмечается праздник в честь создания данного флота.
Дата для празднования была выбрана в связи с тем, что (10) 21 мая 1731 года Сенатом «Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов» были учреждены Охотская военная флотилия и Охотский военный порт — первая постоянно действующая военно-морская единица России на Тихом океане.
Еще во времена правления Анны Иоанновны с дальневосточных рубежей России в столицу стали поступать сведения о происходящих там частых нападениях японцев, китайцев и маньчжуров. Для защиты русских земель, морских торговых путей и промыслов российские дальневосточники вынуждены были строить корабли и суда, размещая их при военных портах. Именно основываясь на данных сообщениях и был издан Указ Сената об учреждении Охотской военной флотилии и Охотского военного порта.
В настоящее время Тихоокеанский флот России (ТОФ), как оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота РФ, имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли, морскую авиацию, части сухопутных и береговых войск.
Основными задачами Тихоокеанского флота, как оперативно-стратегического объединения ВМФ РФ, являются: поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания; защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности; обеспечение безопасности судоходства; выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил).
Штаб Тихоокеанского флота располагается во Владивостоке.
Ежегодно, 21 мая в России отмечается праздник в честь создания данного флота.
Дата для празднования была выбрана в связи с тем, что (10) 21 мая 1731 года Сенатом «Для защиты земель, морских торговых путей и промыслов» были учреждены Охотская военная флотилия и Охотский военный порт — первая постоянно действующая военно-морская единица России на Тихом океане.
Еще во времена правления Анны Иоанновны с дальневосточных рубежей России в столицу стали поступать сведения о происходящих там частых нападениях японцев, китайцев и маньчжуров. Для защиты русских земель, морских торговых путей и промыслов российские дальневосточники вынуждены были строить корабли и суда, размещая их при военных портах. Именно основываясь на данных сообщениях и был издан Указ Сената об учреждении Охотской военной флотилии и Охотского военного порта.
В настоящее время Тихоокеанский флот России (ТОФ), как оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота РФ, имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли, морскую авиацию, части сухопутных и береговых войск.
Основными задачами Тихоокеанского флота, как оперативно-стратегического объединения ВМФ РФ, являются: поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания; защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности; обеспечение безопасности судоходства; выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил).
Штаб Тихоокеанского флота располагается во Владивостоке.
6 самых невероятных подвигов русских десантников, покоривших весь мир
1. Бой псковских десантников в Аргунском ущелье
Говоря о подвигах русского десанта, невозможно не вспомнить невероятно трагический и настолько же героический бой псковских десантников в Аргунском ущелье в Чечне. 29 февраля - 1 марта 2000 года бойцы 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка Псковской дивизии вели тяжелый бой с боевиками под командованием Хаттаба у высоты 776 в окрестностях города Аргун в центральной части Чечни. Двум с половиной тысячам боевиков противостояли 90 десантников, 84 из которых героически пали в бою.В живых осталось шестеро солдат. Рота загородила путь чеченским боевикам, пытавшимся прорваться из Аргунского ущелья в Дагестан. Информация о гибели целой роты долгое время держалась в секрете.
О том, что пришлось пережить военнослужащим в этом страшном бою, можно только догадываться. Бойцы подрывали себя, уже раненные они бросались на боевиков, не желая сдаваться. "Лучше ведь умереть, чем сдаться", - говорили солдаты роты.
Один из таких примеров – старший лейтенант Алексей Воробьев, уничтоживший полевого командира Идриса. Воробьеву осколками мин перебило ноги, одна пуля попала в живот, другая - в грудь, но он бился до последнего. Известно, что, когда утром 2 марта 1-я рота прорвалась на высоту, тело лейтенанта было еще теплым.
22 бойца роты получили звание Героя России, 21 из них - посмертно, остальные стали кавалерами ордена Мужества.
2. Можайский десант
Примером величайшего мужества и доблести российского десанта может служить подвиг сибирских солдат, погибших в 1941 году под Можайском в неравной битве с фашистскими войсками.
Дело было холодной зимой 1941 года. Совершавший разведывательный полет советский летчик увидел, что к Москве двигается колонна бронетехники противника, а на ее пути не было ни заградотрядов, ни противотанковых средств. Советское командование приняло решение выбросить перед танками десант.
Когда командир пришел к десантной роте сибиряков, которых привезли на ближайший аэродром, им предложили прыгать с самолетов прямо в снег. Причем прыгать надо было без парашютов на бреющем полете. Примечательно, что это был не приказ, а просьба, но шаг вперед сделали все военнослужащие.
Немецкие солдаты были неприятно удивлены, увидев низколетящие самолеты, а затем и вовсе поддались панике, когда из них один за другим посыпались люди в белых полушубках. И этому потоку не было конца. Когда казалось, что немцы уничтожили уже всех, появлялись новые самолеты с новыми бойцами.
Немецкие колонны были уничтожены, только несколько броневиков и машин вырвались из этого ада и помчались назад, неся смертный ужас и мистический страх перед бесстрашием, волей и духом русского солдата. После выяснилось, что при падении в снег погибло всего двенадцать процентов десанта.
Документальных подтверждений этой истории нет. Многие полагают, что она, по каким-то причинам засекречена до сих пор, а другие считают ее красивой легендой о подвиге десантников. Однако, когда скептики спросили об этой истории известного советского разведчика и десантника, рекордсмена по числу прыжков с парашютом Ивана Старчака, он не поставил под сомнение реальность этой истории. Дело в том, что и он сам со своими бойцами так же высаживался под Москвой, чтобы остановить моторизованную колонну противников.
5 октября 1941 года наша советская разведка обнаружила 25-километровую немецкую моторизированную колонну, которая полным ходом двигалась по Варшавскому шоссе в направлении Юхнова. 200 танков, 20 тысяч пехоты на автомашинах в сопровождении авиации и артиллерии представляли смертельную угрозу для Москвы, до которой оставалось 198 километров. Советских войск на этом пути не было. Лишь в Подольске имелось два военных училища: пехотное и артиллерийское.
Для того, чтобы дать им время занять оборону, был сброшен небольшой авиадесант под командованием капитана Старчака. Из 430 человек только 80 были опытными парашютистами, еще 200 – из фронтовых авиачастей и 150 – недавно прибывшее пополнение комсомольцев, и все без орудий, пулеметов и танков.
Десантники заняли оборону на реке Угре, минировали и взрывали дорожное полотно и мосты на пути следования немцев, устраивая засады. Известен случай, когда одна из групп совершила нападение на захваченный немцами аэродром, два самолета ТБ-3 сожгла, а третий увела в Москву. Его вел десантник Петр Балашов, который до этого ни разу не управлял такими самолетами. Он благополучно приземлился в Москве с пятой попытки.
Но силы были не равны, к немцам пришло подкрепление. Уже через три дня из 430 человек в живых остались только 29, в том числе и Иван Старчак. Позже к советским военным пришла подмога. Погибли почти все, но не дали фашистам прорваться к Москве. Все были представлены к ордену Красного Знамени, а Старчак – к Ордену Ленина. Буденный, командующий фронтом, назвал Старчака "отчаянным командиром".
Потом Старчак неоднократно вступал в бой в годы Великой Отечественной, был несколько раз ранен, но остался жив.
4. Лучше смерть, чем плен
Другой известный эпизод в истории советского и российского десанта – это бой в Старом городе Герата во время войны в Афганистане. Когда 11 июля 1985 года советский бронетранспортер подорвался на мине, в живых остались всего четыре человека во главе с младшим сержантом В.Шиманским. Они заняли круговую оборону и решили ни при каких условиях не сдаваться в плен, в то время как противник хотел захватить советских солдат.
Окруженные солдаты приняли неравный бой. У них уже закончились патроны, неприятель сжимал в тесное кольцо, а подкрепления все не было. Тогда, чтобы не попасть в руки врагов, командир приказал бойцам застрелиться.
Они собрались под горящим БТРом, обнялись, попрощались и потом каждый выстрелил из автомата в себя. Последним стрелял командир. Когда прибыло советское подкрепление, четверо убитых военнослужащих лежали рядом с бронетранспортером, куда их вытащили неприятели. Удивление советских солдат было велико, когда они увидели, что один из них оказался жив. У пулеметчика Теплюка четыре пули прошли в нескольких сантиметрах выше сердца. Именно он потом и рассказал о последних минутах жизни героического экипажа.
5. Гибель Мараварской роты
Гибель так называемой Мараварской роты во время войны в Афганистане 21 апреля 1985 года – это еще один трагический и героический эпизод в истории отечественного десанта.
1-я рота советского спецназа под командованием капитана Цебрука попала в окружение в Мараварском ущелье в провинции Кунар и была уничтожена противником.
Известно, что рота осуществляла учебный выход в кишлак Сангам, расположенный в начале Мараварского ущелья. В кишлаке противника не оказалось, однако в глубине ущелья были замечены моджахеды. Когда бойцы роты начали преследовать неприятеля, они попали в засаду. Рота разделилась на четыре группы и начала углубляться в ущелье.
Увидевшие противника душманы вошли в тыл 1-й роты перекрыли путь бойцам к Даридаму, где располагались 2-я и 3-я рота, они выставили посты, вооруженные крупнокалиберными пулеметами ДШК. Силы были не равны, а боекомплекта, который спецназовцы взяли с собой на учебный выход, хватило только на несколько минут боя.
В то же время в Асадабаде спешно сформировали отряд, который отправился на подмогу к попавшей в засаду роте. Усиленный бронетехникой отряд не смог быстро перебраться через реку и ему пришлось идти в обход, что заняло дополнительное время. Три километра по карте превратились в 23 по напичканной минами афганской земле. Из всей бронегруппы в сторону Маравар прорвалась только одна машина. Это не помогло 1-й роте, однако спасло 2-ю и 3-ю роту, которая отбивала атаки моджахедов.
Во второй половине дня 21 апреля, когда сводная рота и бронегруппа вошли в Мараварское ущелье, навстречу им шли уцелевшие бойцы, выводя и вынося раненых товарищей. Они рассказывали об ужасной расправе взбешенных яростным отпором врагов над оставшимися на поле боя: им вспарывали животы, выкалывали глаза, жгли живьем.
Тела погибших солдат собирали два дня. Многих пришлось опознавать по наколкам и деталям одежды. Некоторые тела пришлось везти вместе с плетеными кушетками, на которых бойцов пытали. В бою в Мараварском ущелье погиб 31 советский военнослужащий.
6. 12-часовой бой 9-й роты
Подвигом отечественных десантников, увековеченным не только историей, но и кинематографом, стал бой 9-й роты 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка за господствующую высоту 3234 в городе Хост в время войны в Афганистане.
Рота десантников в составе 39 человек вступила в бой, пытаясь не пустить на свои позиции моджахедов 7 января 1988 года. Противник (по разным данным 200-400 человек) намеревался сбить сторожевое охранение с господствующей высоты и открыть себе доступ к дороге Гардез-Хост.
Неприятели открыли огонь по позициям советских войск из безоткатных орудий, минометов, стрелкового оружия и гранатометов. Всего за день до трех часов ночи моджахеды предприняли 12 атак, последняя из которых была критической. Противнику удалось приблизиться на максимально близкое расстояние, но в это время на подмогу 9-й роте пробился разведывательный взвод 3-го парашютно-десантного батальона, который доставил боеприпасы. Это и решило исход боя, моджахеды, неся серьезные потери, начали отступать. В результате двенадцатичасового боя захватить высоту не удалось.
В 9-й роте погибло 6 военнослужащих, 28 получили ранения.
Эта история легла в основу известного фильма Федора Бондарчука "9 рота", повествующего о доблести советских солдат.
6. Вяземская операция советского десанта
Ежегодно в России вспоминают подвиг советских фронтовиков-десантников. Среди них так называемая Вяземская воздушно-десантная операция. Это операция Красной Армии по высадке десанта в тыл немецких войск в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции, которая проводилась с 18 января по 28 февраля 1942 года с целью содействия войскам Калининского и Западного фронтов в окружении части сил немецкой группы армий "Центр".
Воздушно-десантных операций такого масштаба в годы Великой Отечественной войны никто не проводил. Для этого под Вязьму был десантирован 4-й воздушно-десантный корпус, насчитывающий более 10 тысяч человек. Командовал корпусом генерал-майор А.Ф. Левашов.
27 января передовой десантный отряд под командованием капитана М.Я. Карнаухова был выброшен за линией фронта на десятках самолетов. Затем за шесть последующих суток в тыл противника была десантирована 8-я воздушно-десантная бригада общей численностью около 2100 человек.
Однако общая обстановка на фронте для советских войск была тяжелая. Часть высаженных десантников слилась с действующими подразделениями, а высадка оставшихся бойцов была отложена.
Через несколько недель в тыл врага десантировался 4-й батальон 8-й воздушно-десантной бригады, а также части 9-й и 214-й бригад. Всего в январе-феврале 1942 года на смоленскую землю было десантировано свыше 10 тысяч человек, 320 минометов, 541 пулемет, 300 противотанковых ружей. Все это происходило при острой нехватке транспортных самолетов, в тяжелых климатических и погодных условиях, при сильном противодействии противника.
К сожалению, решить задачи, возложенные на десантников, так и не удалось, так как противник был очень силен.
Бойцам 4-го воздушно-десантного корпуса, имевшего лишь легкое вооружение и минимум продовольствия, боеприпасов, пришлось сражаться в тылу врага долгих пять месяцев.
1. Бой псковских десантников в Аргунском ущелье
Говоря о подвигах русского десанта, невозможно не вспомнить невероятно трагический и настолько же героический бой псковских десантников в Аргунском ущелье в Чечне. 29 февраля - 1 марта 2000 года бойцы 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка Псковской дивизии вели тяжелый бой с боевиками под командованием Хаттаба у высоты 776 в окрестностях города Аргун в центральной части Чечни. Двум с половиной тысячам боевиков противостояли 90 десантников, 84 из которых героически пали в бою.В живых осталось шестеро солдат. Рота загородила путь чеченским боевикам, пытавшимся прорваться из Аргунского ущелья в Дагестан. Информация о гибели целой роты долгое время держалась в секрете.
О том, что пришлось пережить военнослужащим в этом страшном бою, можно только догадываться. Бойцы подрывали себя, уже раненные они бросались на боевиков, не желая сдаваться. "Лучше ведь умереть, чем сдаться", - говорили солдаты роты.
Один из таких примеров – старший лейтенант Алексей Воробьев, уничтоживший полевого командира Идриса. Воробьеву осколками мин перебило ноги, одна пуля попала в живот, другая - в грудь, но он бился до последнего. Известно, что, когда утром 2 марта 1-я рота прорвалась на высоту, тело лейтенанта было еще теплым.
22 бойца роты получили звание Героя России, 21 из них - посмертно, остальные стали кавалерами ордена Мужества.
2. Можайский десант
Примером величайшего мужества и доблести российского десанта может служить подвиг сибирских солдат, погибших в 1941 году под Можайском в неравной битве с фашистскими войсками.
Дело было холодной зимой 1941 года. Совершавший разведывательный полет советский летчик увидел, что к Москве двигается колонна бронетехники противника, а на ее пути не было ни заградотрядов, ни противотанковых средств. Советское командование приняло решение выбросить перед танками десант.
Когда командир пришел к десантной роте сибиряков, которых привезли на ближайший аэродром, им предложили прыгать с самолетов прямо в снег. Причем прыгать надо было без парашютов на бреющем полете. Примечательно, что это был не приказ, а просьба, но шаг вперед сделали все военнослужащие.
Немецкие солдаты были неприятно удивлены, увидев низколетящие самолеты, а затем и вовсе поддались панике, когда из них один за другим посыпались люди в белых полушубках. И этому потоку не было конца. Когда казалось, что немцы уничтожили уже всех, появлялись новые самолеты с новыми бойцами.
Немецкие колонны были уничтожены, только несколько броневиков и машин вырвались из этого ада и помчались назад, неся смертный ужас и мистический страх перед бесстрашием, волей и духом русского солдата. После выяснилось, что при падении в снег погибло всего двенадцать процентов десанта.
Документальных подтверждений этой истории нет. Многие полагают, что она, по каким-то причинам засекречена до сих пор, а другие считают ее красивой легендой о подвиге десантников. Однако, когда скептики спросили об этой истории известного советского разведчика и десантника, рекордсмена по числу прыжков с парашютом Ивана Старчака, он не поставил под сомнение реальность этой истории. Дело в том, что и он сам со своими бойцами так же высаживался под Москвой, чтобы остановить моторизованную колонну противников.
5 октября 1941 года наша советская разведка обнаружила 25-километровую немецкую моторизированную колонну, которая полным ходом двигалась по Варшавскому шоссе в направлении Юхнова. 200 танков, 20 тысяч пехоты на автомашинах в сопровождении авиации и артиллерии представляли смертельную угрозу для Москвы, до которой оставалось 198 километров. Советских войск на этом пути не было. Лишь в Подольске имелось два военных училища: пехотное и артиллерийское.
Для того, чтобы дать им время занять оборону, был сброшен небольшой авиадесант под командованием капитана Старчака. Из 430 человек только 80 были опытными парашютистами, еще 200 – из фронтовых авиачастей и 150 – недавно прибывшее пополнение комсомольцев, и все без орудий, пулеметов и танков.
Десантники заняли оборону на реке Угре, минировали и взрывали дорожное полотно и мосты на пути следования немцев, устраивая засады. Известен случай, когда одна из групп совершила нападение на захваченный немцами аэродром, два самолета ТБ-3 сожгла, а третий увела в Москву. Его вел десантник Петр Балашов, который до этого ни разу не управлял такими самолетами. Он благополучно приземлился в Москве с пятой попытки.
Но силы были не равны, к немцам пришло подкрепление. Уже через три дня из 430 человек в живых остались только 29, в том числе и Иван Старчак. Позже к советским военным пришла подмога. Погибли почти все, но не дали фашистам прорваться к Москве. Все были представлены к ордену Красного Знамени, а Старчак – к Ордену Ленина. Буденный, командующий фронтом, назвал Старчака "отчаянным командиром".
Потом Старчак неоднократно вступал в бой в годы Великой Отечественной, был несколько раз ранен, но остался жив.
4. Лучше смерть, чем плен
Другой известный эпизод в истории советского и российского десанта – это бой в Старом городе Герата во время войны в Афганистане. Когда 11 июля 1985 года советский бронетранспортер подорвался на мине, в живых остались всего четыре человека во главе с младшим сержантом В.Шиманским. Они заняли круговую оборону и решили ни при каких условиях не сдаваться в плен, в то время как противник хотел захватить советских солдат.
Окруженные солдаты приняли неравный бой. У них уже закончились патроны, неприятель сжимал в тесное кольцо, а подкрепления все не было. Тогда, чтобы не попасть в руки врагов, командир приказал бойцам застрелиться.
Они собрались под горящим БТРом, обнялись, попрощались и потом каждый выстрелил из автомата в себя. Последним стрелял командир. Когда прибыло советское подкрепление, четверо убитых военнослужащих лежали рядом с бронетранспортером, куда их вытащили неприятели. Удивление советских солдат было велико, когда они увидели, что один из них оказался жив. У пулеметчика Теплюка четыре пули прошли в нескольких сантиметрах выше сердца. Именно он потом и рассказал о последних минутах жизни героического экипажа.
5. Гибель Мараварской роты
Гибель так называемой Мараварской роты во время войны в Афганистане 21 апреля 1985 года – это еще один трагический и героический эпизод в истории отечественного десанта.
1-я рота советского спецназа под командованием капитана Цебрука попала в окружение в Мараварском ущелье в провинции Кунар и была уничтожена противником.
Известно, что рота осуществляла учебный выход в кишлак Сангам, расположенный в начале Мараварского ущелья. В кишлаке противника не оказалось, однако в глубине ущелья были замечены моджахеды. Когда бойцы роты начали преследовать неприятеля, они попали в засаду. Рота разделилась на четыре группы и начала углубляться в ущелье.
Увидевшие противника душманы вошли в тыл 1-й роты перекрыли путь бойцам к Даридаму, где располагались 2-я и 3-я рота, они выставили посты, вооруженные крупнокалиберными пулеметами ДШК. Силы были не равны, а боекомплекта, который спецназовцы взяли с собой на учебный выход, хватило только на несколько минут боя.
В то же время в Асадабаде спешно сформировали отряд, который отправился на подмогу к попавшей в засаду роте. Усиленный бронетехникой отряд не смог быстро перебраться через реку и ему пришлось идти в обход, что заняло дополнительное время. Три километра по карте превратились в 23 по напичканной минами афганской земле. Из всей бронегруппы в сторону Маравар прорвалась только одна машина. Это не помогло 1-й роте, однако спасло 2-ю и 3-ю роту, которая отбивала атаки моджахедов.
Во второй половине дня 21 апреля, когда сводная рота и бронегруппа вошли в Мараварское ущелье, навстречу им шли уцелевшие бойцы, выводя и вынося раненых товарищей. Они рассказывали об ужасной расправе взбешенных яростным отпором врагов над оставшимися на поле боя: им вспарывали животы, выкалывали глаза, жгли живьем.
Тела погибших солдат собирали два дня. Многих пришлось опознавать по наколкам и деталям одежды. Некоторые тела пришлось везти вместе с плетеными кушетками, на которых бойцов пытали. В бою в Мараварском ущелье погиб 31 советский военнослужащий.
6. 12-часовой бой 9-й роты
Подвигом отечественных десантников, увековеченным не только историей, но и кинематографом, стал бой 9-й роты 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка за господствующую высоту 3234 в городе Хост в время войны в Афганистане.
Рота десантников в составе 39 человек вступила в бой, пытаясь не пустить на свои позиции моджахедов 7 января 1988 года. Противник (по разным данным 200-400 человек) намеревался сбить сторожевое охранение с господствующей высоты и открыть себе доступ к дороге Гардез-Хост.
Неприятели открыли огонь по позициям советских войск из безоткатных орудий, минометов, стрелкового оружия и гранатометов. Всего за день до трех часов ночи моджахеды предприняли 12 атак, последняя из которых была критической. Противнику удалось приблизиться на максимально близкое расстояние, но в это время на подмогу 9-й роте пробился разведывательный взвод 3-го парашютно-десантного батальона, который доставил боеприпасы. Это и решило исход боя, моджахеды, неся серьезные потери, начали отступать. В результате двенадцатичасового боя захватить высоту не удалось.
В 9-й роте погибло 6 военнослужащих, 28 получили ранения.
Эта история легла в основу известного фильма Федора Бондарчука "9 рота", повествующего о доблести советских солдат.
6. Вяземская операция советского десанта
Ежегодно в России вспоминают подвиг советских фронтовиков-десантников. Среди них так называемая Вяземская воздушно-десантная операция. Это операция Красной Армии по высадке десанта в тыл немецких войск в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции, которая проводилась с 18 января по 28 февраля 1942 года с целью содействия войскам Калининского и Западного фронтов в окружении части сил немецкой группы армий "Центр".
Воздушно-десантных операций такого масштаба в годы Великой Отечественной войны никто не проводил. Для этого под Вязьму был десантирован 4-й воздушно-десантный корпус, насчитывающий более 10 тысяч человек. Командовал корпусом генерал-майор А.Ф. Левашов.
27 января передовой десантный отряд под командованием капитана М.Я. Карнаухова был выброшен за линией фронта на десятках самолетов. Затем за шесть последующих суток в тыл противника была десантирована 8-я воздушно-десантная бригада общей численностью около 2100 человек.
Однако общая обстановка на фронте для советских войск была тяжелая. Часть высаженных десантников слилась с действующими подразделениями, а высадка оставшихся бойцов была отложена.
Через несколько недель в тыл врага десантировался 4-й батальон 8-й воздушно-десантной бригады, а также части 9-й и 214-й бригад. Всего в январе-феврале 1942 года на смоленскую землю было десантировано свыше 10 тысяч человек, 320 минометов, 541 пулемет, 300 противотанковых ружей. Все это происходило при острой нехватке транспортных самолетов, в тяжелых климатических и погодных условиях, при сильном противодействии противника.
К сожалению, решить задачи, возложенные на десантников, так и не удалось, так как противник был очень силен.
Бойцам 4-го воздушно-десантного корпуса, имевшего лишь легкое вооружение и минимум продовольствия, боеприпасов, пришлось сражаться в тылу врага долгих пять месяцев.
1 июня — День Северного флота ВМФ России. Поздравляем!
Начиная с 15 века Белое и Баренцево моря играли важную роль для торгового флота России. Доступ к незамерзающим гаваням северных морей явился одним из важнейших компонентов морской стратегии России после становления Германии как сильной морской державы на Балтийском море.
(15) 26 марта 1733 года на основании Указа «о приведении флота в надлежащий добрый и надежный порядок» для «лучшей пользы и безопасности государства» был создан Архангельский военный порт. Из построенных в Архангельске кораблей была сформирована эскадра, ставшая первым штатным соединением военных кораблей на русском Севере. В зону ответственности Архангельской эскадры входили Белое море и побережье Кольского полуострова.
В апреле 1896 года Государственный Совет ассигновал денежные средства на сооружение порта на Мурмане. В июне 1899 года состоялось официальное открытие города Александровск (ныне — Полярный), расположенного при Екатерининской гавани. Акватория Екатерининской гавани являлась одним из районов базирования кораблей флотилии Северного Ледовитого океана, созданной (19 июня) 2 июля 1916 года приказом Морского Министра № 333, для охраны морских путей на Севере России.
В советский период, после посещения И.В. Сталиным Заполярья, 1 июня 1933 года была создана Северная морская флотилия. В мае 1937 года приказом Народного комиссара обороны Северная морская флотилия была преобразована в Северный Флот.
Сегодня Краснознаменный Северный флот является межвидовым стратегическим объединением Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначен для защиты национальных интересов России на арктическом направлении, а также в других районах Мирового океана в установленных границах ответственности.
Основу Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. Главной базой флота является город Североморск.
Начиная с 15 века Белое и Баренцево моря играли важную роль для торгового флота России. Доступ к незамерзающим гаваням северных морей явился одним из важнейших компонентов морской стратегии России после становления Германии как сильной морской державы на Балтийском море.
(15) 26 марта 1733 года на основании Указа «о приведении флота в надлежащий добрый и надежный порядок» для «лучшей пользы и безопасности государства» был создан Архангельский военный порт. Из построенных в Архангельске кораблей была сформирована эскадра, ставшая первым штатным соединением военных кораблей на русском Севере. В зону ответственности Архангельской эскадры входили Белое море и побережье Кольского полуострова.
В апреле 1896 года Государственный Совет ассигновал денежные средства на сооружение порта на Мурмане. В июне 1899 года состоялось официальное открытие города Александровск (ныне — Полярный), расположенного при Екатерининской гавани. Акватория Екатерининской гавани являлась одним из районов базирования кораблей флотилии Северного Ледовитого океана, созданной (19 июня) 2 июля 1916 года приказом Морского Министра № 333, для охраны морских путей на Севере России.
В советский период, после посещения И.В. Сталиным Заполярья, 1 июня 1933 года была создана Северная морская флотилия. В мае 1937 года приказом Народного комиссара обороны Северная морская флотилия была преобразована в Северный Флот.
Сегодня Краснознаменный Северный флот является межвидовым стратегическим объединением Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначен для защиты национальных интересов России на арктическом направлении, а также в других районах Мирового океана в установленных границах ответственности.
Основу Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. Главной базой флота является город Североморск.
7 жутких историй от ветеранов Афгана:
25 декабря 1979 года подразделения советской армии пересекли границу с Афганистаном. На одной стороне сражались советские войска, на другой — радикальные исламистские группировки при поддержке НАТО. Наши солдаты называли моджахедов («душманов») «духами», а они называли наших «шурави» (от «шура» — совет). Война продлилась 10 лет и в ней погибло около 2 миллионов человек с обеих сторон.
Выжившие ветераны Афгана рассказали, через что им пришлось пройти.
В. Копашин, ветеран Афгана:
1. «Ручей протекал под горой, вода в нем была теплой, мутной и пахнущей соляркой, так как его русло проходило через парк боевых машин нашей части. Пока помылся и покурил, совсем стемнело, и лишь тоненькая ниточка тропы белела на общем фоне гор. Поднимаясь по тропе, я вдруг увидел перед собой две пары светящихся глаз. Секундное состояние «ступора» и мысли, пролетевшие в голове молнией: «Духи…Плен…Позор». А тело и руки, отработанными годами движениями уже действовали: бросок на спину и уже в полете автоматная очередь в направлении глаз, кувырок в сторону и снова автоматная очередь. Смена огневой позиции, автоматная очередь, секундная перезарядка автомата, очередь. За свою свободу и жизнь я воевал с отчаянностью обреченного, правда пока… не понятно с кем».
2. «Сердце билось не просто часто, а пыталось вылететь из моей грудной клетки. В какую-то секунду наступил момент боевой злости, когда трусоватое желание — ВЫЖИТЬ, сменяется куда более сильным желанием УБИТЬ ВРАГА, когда руки и ноги перестают трястись, а тело и голова, наконец-то, начинают работать как единое целое, когда ты перестаешь чувствовать дрожь автомата, потому что оружие слилось с тобой и стало продолжением твоего Я, именно с этой минуты ты превращаешься из носителя погон со звездочками в боевого офицера».
7 жутких историй от ветеранов Афгана
Сергей Погадаев, ветеран Афгана:
3. «Обе стороны готовы были драться до последнего. С одной стороны, мусульманский фанатизм, с другой — гордость за принадлежность к великой Советской Армии. Как-то внезапно огонь со стороны кишлака прекратился. Увидев в зоне обстрела женщину, я дал команду на прекращение огня. Через командирский прибор наблюдения увидел, что женщина идет без чадры, а в руках несет безжизненное тело ребенка. Окровавленная головенка малыша неестественно откинута, ноги и руки плетьми свисают с полуопущенных рук матери… Те, кто хотя бы понаслышке знает, что такое шариат и что значит, когда в кишлаке женщина выходит навстречу «неверному» с открытым лицом, думаю, смогут меня понять».
4. «Великая Скорбь Матери накрыла долину, прекратила огонь с обеих сторон и вышвырнула меня из люка командирского танка. Иначе я не могу объяснить свой поступок. Представьте: двигаются навстречу друг другу 27-летний офицер Советской Армии и мать с раненым ребенком на руках. Женщина прошла метров 50, а я преодолел за это время остальное расстояние и оказался у стен кишлака. Мальчик двух с половиной-трех лет был без сознания, голова в крови, которая пузырилась из носа. Но он был жив. И я принял Жизнь из рук в руки. Развернувшись в сторону дороги и сделав несколько шагов, я затылком ощутил количество глаз, разглядывающих меня сквозь рамку прицела. Страха не было. Главная мысль в тот момент была о том, чтобы, падая с простреленной башкой, не подмять под себя мальчонку».
Сергей Шугаев, гвардии рядовой, ветеран Афгана:
5. «Наш батальон в 300 человек высадили с 28 вертолётов в густой туман. «Вертушки» кружились, а сесть не могли. Зависли над горами в двух метрах от земли, и мы попрыгали в это «молоко». Старший сержант Мироненко вместе с рядовыми Сергеевым и Задворным побежали в кишлак, откуда доносилась стрельба. «Духи» не ожидали такой наглости от шурави, которые оказались в центре расположения мятежного полка. Больше ребят я не видел».
Иван Иванов, ветеран Афгана:
6. «Приказ ребята выполнили полностью, силы масудовцев сковали почти на сутки на себя, гору не сдали, оружие, раненых и убитых не бросили и потом, после выполнения приказа, ещё добрых полтора десятка километров сами, неся убитых и раненых, с масудовцами на хвосте, шли к ближайшей броне».
7. «Основные войска смогли отойти без потерь, масудовцы были обездвижены суточным боем. Не особо кого и наградили. Бой был знатный, редкий бой, даже для Афгана. Победный. Но как — то забытый, и никогда особо не обсуждаемый. Я встречал ребят, бившихся на той горке. Обычные Российские пацаны. Был приказ, была задача. Смерть, не смерть, Родина сказала».
25 декабря 1979 года подразделения советской армии пересекли границу с Афганистаном. На одной стороне сражались советские войска, на другой — радикальные исламистские группировки при поддержке НАТО. Наши солдаты называли моджахедов («душманов») «духами», а они называли наших «шурави» (от «шура» — совет). Война продлилась 10 лет и в ней погибло около 2 миллионов человек с обеих сторон.
Выжившие ветераны Афгана рассказали, через что им пришлось пройти.
В. Копашин, ветеран Афгана:
1. «Ручей протекал под горой, вода в нем была теплой, мутной и пахнущей соляркой, так как его русло проходило через парк боевых машин нашей части. Пока помылся и покурил, совсем стемнело, и лишь тоненькая ниточка тропы белела на общем фоне гор. Поднимаясь по тропе, я вдруг увидел перед собой две пары светящихся глаз. Секундное состояние «ступора» и мысли, пролетевшие в голове молнией: «Духи…Плен…Позор». А тело и руки, отработанными годами движениями уже действовали: бросок на спину и уже в полете автоматная очередь в направлении глаз, кувырок в сторону и снова автоматная очередь. Смена огневой позиции, автоматная очередь, секундная перезарядка автомата, очередь. За свою свободу и жизнь я воевал с отчаянностью обреченного, правда пока… не понятно с кем».
2. «Сердце билось не просто часто, а пыталось вылететь из моей грудной клетки. В какую-то секунду наступил момент боевой злости, когда трусоватое желание — ВЫЖИТЬ, сменяется куда более сильным желанием УБИТЬ ВРАГА, когда руки и ноги перестают трястись, а тело и голова, наконец-то, начинают работать как единое целое, когда ты перестаешь чувствовать дрожь автомата, потому что оружие слилось с тобой и стало продолжением твоего Я, именно с этой минуты ты превращаешься из носителя погон со звездочками в боевого офицера».
7 жутких историй от ветеранов Афгана
Сергей Погадаев, ветеран Афгана:
3. «Обе стороны готовы были драться до последнего. С одной стороны, мусульманский фанатизм, с другой — гордость за принадлежность к великой Советской Армии. Как-то внезапно огонь со стороны кишлака прекратился. Увидев в зоне обстрела женщину, я дал команду на прекращение огня. Через командирский прибор наблюдения увидел, что женщина идет без чадры, а в руках несет безжизненное тело ребенка. Окровавленная головенка малыша неестественно откинута, ноги и руки плетьми свисают с полуопущенных рук матери… Те, кто хотя бы понаслышке знает, что такое шариат и что значит, когда в кишлаке женщина выходит навстречу «неверному» с открытым лицом, думаю, смогут меня понять».
4. «Великая Скорбь Матери накрыла долину, прекратила огонь с обеих сторон и вышвырнула меня из люка командирского танка. Иначе я не могу объяснить свой поступок. Представьте: двигаются навстречу друг другу 27-летний офицер Советской Армии и мать с раненым ребенком на руках. Женщина прошла метров 50, а я преодолел за это время остальное расстояние и оказался у стен кишлака. Мальчик двух с половиной-трех лет был без сознания, голова в крови, которая пузырилась из носа. Но он был жив. И я принял Жизнь из рук в руки. Развернувшись в сторону дороги и сделав несколько шагов, я затылком ощутил количество глаз, разглядывающих меня сквозь рамку прицела. Страха не было. Главная мысль в тот момент была о том, чтобы, падая с простреленной башкой, не подмять под себя мальчонку».
Сергей Шугаев, гвардии рядовой, ветеран Афгана:
5. «Наш батальон в 300 человек высадили с 28 вертолётов в густой туман. «Вертушки» кружились, а сесть не могли. Зависли над горами в двух метрах от земли, и мы попрыгали в это «молоко». Старший сержант Мироненко вместе с рядовыми Сергеевым и Задворным побежали в кишлак, откуда доносилась стрельба. «Духи» не ожидали такой наглости от шурави, которые оказались в центре расположения мятежного полка. Больше ребят я не видел».
Иван Иванов, ветеран Афгана:
6. «Приказ ребята выполнили полностью, силы масудовцев сковали почти на сутки на себя, гору не сдали, оружие, раненых и убитых не бросили и потом, после выполнения приказа, ещё добрых полтора десятка километров сами, неся убитых и раненых, с масудовцами на хвосте, шли к ближайшей броне».
7. «Основные войска смогли отойти без потерь, масудовцы были обездвижены суточным боем. Не особо кого и наградили. Бой был знатный, редкий бой, даже для Афгана. Победный. Но как — то забытый, и никогда особо не обсуждаемый. Я встречал ребят, бившихся на той горке. Обычные Российские пацаны. Был приказ, была задача. Смерть, не смерть, Родина сказала».
Армейские анекдоты
Капитан говорит лейтенанту:
— Лейтенант! Хотите получить старшего лейтенанта?
Тот:
— Конечно хочу!
Капитан:
— Вот адрес, поедите и заберете старшего лейтенанта Иванова из вытрезвителя.
Капитан говорит лейтенанту:
— Лейтенант! Хотите получить старшего лейтенанта?
Тот:
— Конечно хочу!
Капитан:
— Вот адрес, поедите и заберете старшего лейтенанта Иванова из вытрезвителя.
Список топ 10 лучших фильмов про десантников:
Сюжетные линии, и жанры кинолент уже не могут не радовать своей разнообразностью, даже самых ярых гурманов кинематографа. И для любителей военных кинолент, особенно примечательными и полюбившимися станут картины про десантников. Казалось, что тут нельзя будет придумывать что-то новое и впечатляющее, но из года в год, режиссёры не перестают удивлять и поражать острыми сюжетными линиями.
Помимо главной линии сюжета в фильмах про десант, всегда будут прослеживаться линии, которые будут отображать эмоциональность и чувствительность героев. На фоне войны, дружба, семейные узы, интриги и не обойдется без любви, которая всегда помогает главным героям держаться в тяжелых условиях войны, и всегда придает сил. Отечественные фильмы особенно популярны с сюжетом о десантниках.
Каждый год киноленты становятся более ярче и проникновеннее, спец эффекты становятся все лучше и помогут проникнуться атмосферой сюжета киноленты в полной мере. После просмотра фильмов, положительные эмоции и впечатление будет вам обеспеченно, и вам обязательно захочется посмотреть такое качественное кино, непременно еще раз.
Предлагаем вашему вниманию список из 10 лучших фильмов про десантников:
1 Десант (2000)
2 Русская жертва (2008)
3 Между небом и землей (1975)
4 Афганский излом (1991)
5 Голубые молнии (1978)
6 Второе дыхание (2008)
7 Мост слишком далеко (1977)
8 Десантный Батя (2008)
9 Десантура (2009)
10 Последняя высадка (2005)
Сюжетные линии, и жанры кинолент уже не могут не радовать своей разнообразностью, даже самых ярых гурманов кинематографа. И для любителей военных кинолент, особенно примечательными и полюбившимися станут картины про десантников. Казалось, что тут нельзя будет придумывать что-то новое и впечатляющее, но из года в год, режиссёры не перестают удивлять и поражать острыми сюжетными линиями.
Помимо главной линии сюжета в фильмах про десант, всегда будут прослеживаться линии, которые будут отображать эмоциональность и чувствительность героев. На фоне войны, дружба, семейные узы, интриги и не обойдется без любви, которая всегда помогает главным героям держаться в тяжелых условиях войны, и всегда придает сил. Отечественные фильмы особенно популярны с сюжетом о десантниках.
Каждый год киноленты становятся более ярче и проникновеннее, спец эффекты становятся все лучше и помогут проникнуться атмосферой сюжета киноленты в полной мере. После просмотра фильмов, положительные эмоции и впечатление будет вам обеспеченно, и вам обязательно захочется посмотреть такое качественное кино, непременно еще раз.
Предлагаем вашему вниманию список из 10 лучших фильмов про десантников:
1 Десант (2000)
2 Русская жертва (2008)
3 Между небом и землей (1975)
4 Афганский излом (1991)
5 Голубые молнии (1978)
6 Второе дыхание (2008)
7 Мост слишком далеко (1977)
8 Десантный Батя (2008)
9 Десантура (2009)
10 Последняя высадка (2005)