Статистика ВК сообщества "Калмыкия"

0+
возможно, официальная страница 🙂

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Уважаемые жители и гости нашей Республики Калмыкия! Приглашаем всех на традиционный турнир по национальной борьбе «Бөк бәрлдән» на «Кубок Трех Хурулов» среди взрослых и юношей, который состоится 9 сентября 2022 г. в 10:00 в с. Малые Дербеты на стадионе «Джангар» Турнир призван способствовать укреплению национального духа, возрождению традиций, поддержанию родной культуры и языка. Мероприятие проводится с благословления Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», при участии Федерации национальной борьбы Республики Калмыкия. В программе мероприятия выступления творческих коллективов и мастеров искусства республики, угощение национальными блюдами. Ждём всех желающих на стадионе! Контактная информация по тел: 8 (937)891-88-28, 89275965815, 89371951881


Много столетий уникальные знания наших предков, накопленные на протяжении сотен поколений, хранились в хурулах. Тех, кто хранил эти знания, своих буддийских монахов, калмыки почитали больше собственных родителей, уважали и прислушивались к их советам. Калмыцкие владельцы, понимая всю важность буддийских монастырей и буддийского духовенства, отдавали монахам подвластных людей, которые становились «хурла шевнр» ― особыми родами, закрепленными за монастырями и обеспечивающими их жизнедеятельность и работу.
Самыми известными и почитаемыми в Малодербетовском улусе Астраханской губернии были три хурула: Ики-хурул, Дунду-хурул и Бага-хурул. Вообще, так эти хурулы называли в просторечье, а в действительности они носили названия Һалдн Шараблиң (тиб. dga’-ldan shes-rab gling), Саңгак Чойкорлиң (тиб. bsang-sngags chos-’khor gling) и Раши Гебайлиң (тиб. bkra-shis dge-ba’i gling). С самого момента прихода калмыков в междуречье Урала и Волги эти хурулы, как и весь народ, были кочевыми.
В 1883 году, по сведениям, поданным Главному попечителю калмыцкого народа старшим бакшой Малодербетовского улуса Габунг-Зодбо Бастаевым (тиб. ngag-dbang bzod-pa), Һалдн Шараблиң (калм. Ик хурл) кочевал весной по урочищу Боро-Сала, летом ― Гашун-Зельмень, а зимой стоял в балке Аршан. Хурул Саңгак Чойкорлиң (калм. Дунд-хурул) кочевал весной на урочище Зельмин Адык, летом ― Салын Көк усн, а зимой останавливался у озера Ханата. Хурул Раши Гебайлиң (калм. Баһ хурл) весной кочевал на урочище Харгата и Бакш Ээҗин Һөвл, летом там-же, а зимой останавливался в урочище Харгата в 2-х верстах от зимней ставки улуса.
Перечисленные земли являются родовыми кочевьями всех хурульских шабинеров, а также зётов, баргисов, догзмакинов, шарнут-чоносов, хапчинеров, ики-бухусов и наинтакинов, отправлявших духовные потребности в этих хурулах. Именно поэтому с уверенностью можно говорить, что не только рода хурульских шабинеров являются потомками тех, кто причастен к этим хурулам, но также и потомки всех тех родов, что перечислены выше ― наследники этих трех крупнейших центров образования и науки в калмыцкой степи.
Согласно источникам, калмыцкий хан Дондук Омбо 17 ноября 1735 года дал присягу на верность российскому престолу на берегу речки Аршан-Зельмен, а через два года после этого события, в 1737 году дербетский нойон Баатыр Маляга в честь этого события объявил об основании трех хурулов. Людей для обслуживания этих хурулов выделили 42 дербетовских аймака, среди которых такие крупные рода, как чоносы, туктуны и бурулы. Но не только дербеты отправляли свои духовные нужды в трех хурулах.
Ученики тибетского астролога Арынгк Джалтына, отправленного из Тибета Далай-ламой из монастыря Таши-Лхумпо (тиб. bkra-shis lhun po) по просьбе Аюки-хана, принесли в Ики-Хурул астрологию, и с тех про он считался одним из крупнейших образовательных центров астрологии в калмыцкой степи. Кроме того, Ики-хурул был личным хурулом малодербетовских нойонов. Посещать его они были обязаны каждый год, чтобы получить наставления монахов и благословение буддийских божеств.
Дунду-хурул широко славился по калмыцкой степи своей библиотекой и отважными учеными монахами, такими, например, как Тавка гецл (другое имя ― Җиҗәтн), которые ходили в Тибет и привозили оттуда уникальные буддийские тексты. Именно их прочел легендарный настоятель Дунду-хурула Бааза-бакша, и благодаря им заново открыл калмыцкому духовенству дорогу в Тибет в 1891 году, для поклонения великим буддийским святыням Страны Снегов. Позже, при активном участии Бааза-бакши в 1890-х годах при Дунду-хуруле была организована высшая духовная семинария Чөөрә (тиб. chos ). Однако она закрылась вскоре после его смерти.
Бага-хурул был известен тем, что после ухода части калмыков в 1771 году был резиденцией верховного Ламы калмыков Сойбинга, усилиями которого удалось сохранить духовную преемственность калмыцкого буддизма до наших дней. Также на ежегодные поклонения в Бага-хурул приезжал наместник калмыцкого ханства Чучей Тундутов, а когда он умер 13 мая 1803 года, то был похоронен рядом с кочевьем этого хурула, в урочище Амта-Зельме. На месте погребения Чучея Тундутова была возведена небольшая ступа с молельным домиком ― цаца, топоним, известный и в современной Калмыкии.
Истории трех славных калмыцких хурулов еще ждут своих исследователей, они таят множество тайн и загадок, которые должны разгадать мы с вами, потомки тех, кто основал эти крупные культурные и религиозные центры калмыцкой степи. А в наши дни, с 14 сентября 2019 года люди, не безразличные к прошлому, настоящему и будущему калмыков учредили прекрасное мероприятие в память о трех хурулах, которое так и называется «Кубок трех хурулов».

3 0 ER 0.1336
Впереди #выборы в Госдуму. В Калмыкии рекордное количество кандидатов. Все потому, что оппозиция пока не выбрала единого кандидата, а толкаемому Хасиковым Башанкаеву накидали спойлеров, которые частые кандидаты на выборах любого уровня.

За кого голосовать избирателю? Те, кто считает, что #ЕдинаяРоссия прекрасно справляется с руководством страной, может вообще не идти на выборы. Самые услужливые члены избирательных комиссий и так постараются закинуть ваш голос за Единую Россию и Башанкаева. Шансы победить у него относительно высокие, и мы можем получить очередного депутата, который не колеблясь проголосует за любую инициативу партии. Уважаемый врач - личность, превратится в обезличенный инструмент для принятия сомнительных законов.
Если выиграет оппозиционный кандидат, то мы получим популярного блогера, как [id95426457|@bondarenko_blog] , который хайпанет по-взрослому)) Но по большому счёту жизнь в нашей маленькой Калмыкии из-за депутатов в Думе не изменится в лучшую сторону.
Жизнь изменится прямо сейчас, если принять решение ходить на все выборы. Так, шаг за шагом, появятся депутаты, мэры, губернаторы, президент из народа. Вы все прекрасно видите, что творится в нашем Народном Хурале. Несколько депутатов осмелились прямо высказываться, требуя отчетов от власти Республики. Заседания стали интереснее, и люди стали их смотреть.
Остаётся вопрос - за кого голосовать, если не за #ЕР ?
[id129244038|@navalny] , которого спрятали от выборов в местах не столь отдаленных, придумал #умноеголосование , чтобы выбирать одного кандидата, у которого самые большие шансы одержать победу на выборах. Сегодня все организации, которые связаны с Навальным, признаются ручными судами экстремистскими организациями. И, скорее всего, координировать избирателей будет не кому.
Слав Богу, мы сами все #homosapiens , и должны понимать, что голосовать надо с умом. Если вы пришли на выборы, значит хотите что-то изменить. Даже если вас заставили, тайну голосования никто не отменял. Так что голосуйте с умом.
И давайте попробуем решить, за кого будем голосовать?

6 1 ER 0.1293