Говорит Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах:
«ويجود مضغها, وما لم يبتلعها...لم يمد اليد إلى الأخرى فإن ذلك عجلة في الأكل» — اهـ
«Желательно хорошенько разжевать кусочки пищи и не протягивать руки к следующему кусочку, пока не проглотит тот, что во рту, ибо это считается спешкой в еде (которая не приветствуется в Исламе)».
(Ихья улюмиддин, 3/21)
Статистика ВК сообщества "Имам Абу Хамид Аль-Газали"
«Довод Ислама и мусульман» (шейх Абуль-Хасан Абдуль-Гафар бин Исмаиль аль-Фариси об имаме аль-Газали)
Количество постов 1 013
Частота постов 284 часа 7 минут
ER
74.98
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Говорит Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах:
الثالث: أن يوضع الطعام على السفرة الموضوعة على الأرض, فهو أقرب إلى فعل رسول الله (ﷺ) من رفعه على المائدة. كان رسول الله (ﷺ) إذا أُتي بطعام وضعه على الأرض, فهذا أقرب إلى التواضع — اهـ
«Третья сунна приёма пищи: Класть еду на пол, поставив скатерть/низкий столик. Это ближе к действию посланника Аллаха (ﷺ), чем класть её на (высокий) стол.
Когда пророку (ﷺ) приносили еду, то он ставил её на пол (и ел). Это ближе к скромности»¹ — конец цитаты.
(Ихья улюмиддин 3/13-14)
¹ Дальше имам аль-Газали пишет, что нет проблем есть на привычных столах. Тут вопрос в том, как лучше, а не как обязательно.
الثالث: أن يوضع الطعام على السفرة الموضوعة على الأرض, فهو أقرب إلى فعل رسول الله (ﷺ) من رفعه على المائدة. كان رسول الله (ﷺ) إذا أُتي بطعام وضعه على الأرض, فهذا أقرب إلى التواضع — اهـ
«Третья сунна приёма пищи: Класть еду на пол, поставив скатерть/низкий столик. Это ближе к действию посланника Аллаха (ﷺ), чем класть её на (высокий) стол.
Когда пророку (ﷺ) приносили еду, то он ставил её на пол (и ел). Это ближе к скромности»¹ — конец цитаты.
(Ихья улюмиддин 3/13-14)
¹ Дальше имам аль-Газали пишет, что нет проблем есть на привычных столах. Тут вопрос в том, как лучше, а не как обязательно.
Приводит Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, после того как упомянул, что согласно этике Ислама подобает оказывать гостю скромный приём, не беря на себя лишние расходы и не в убыток своей семье:
«روي أن رجلاً دعا عليا رضي الله عنه ، فقال علي: أجيبك على ثلاث شرائط: لا تُدخِل من السوق شيئاً ، ولا تدخر ما في البيت ولا تُجحف بعيالك» – اه.
«Передается, что некий мужчина пригласил в гости [четвёртого праведного халифа] Али, да будет доволен им Аллах, на что Али сказал ему:
"Я приду, но только на трёх условиях: Ты не пойдешь на рынок за покупками; ты не будешь припасать ничего из того, что есть дома; ты не нанесёшь ущерба своей семье"»¹ — конец цитаты.
(Ихья улюмиддин, 3/45)
¹ Т.е Али этим самым дал знать, что для гостеприимства не нужны лишние походы за продуктами и другие мероприятия. Все должно быть скромно и уютно, ибо гость, зная, что ради него делают столько движений может просто не прийти в следующий раз, не желая доставлять неудобств. Ма шаа Аллах все максимально культурно, скромно и в духе Ислама.
«روي أن رجلاً دعا عليا رضي الله عنه ، فقال علي: أجيبك على ثلاث شرائط: لا تُدخِل من السوق شيئاً ، ولا تدخر ما في البيت ولا تُجحف بعيالك» – اه.
«Передается, что некий мужчина пригласил в гости [четвёртого праведного халифа] Али, да будет доволен им Аллах, на что Али сказал ему:
"Я приду, но только на трёх условиях: Ты не пойдешь на рынок за покупками; ты не будешь припасать ничего из того, что есть дома; ты не нанесёшь ущерба своей семье"»¹ — конец цитаты.
(Ихья улюмиддин, 3/45)
¹ Т.е Али этим самым дал знать, что для гостеприимства не нужны лишние походы за продуктами и другие мероприятия. Все должно быть скромно и уютно, ибо гость, зная, что ради него делают столько движений может просто не прийти в следующий раз, не желая доставлять неудобств. Ма шаа Аллах все максимально культурно, скромно и в духе Ислама.
Говорит Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах:
السابع : أن يجتهد في تكثير الأيدي على الطعام ولو من أهله وولده : قال صلى الله عليه وسلم : ؤاجتمعوا على طعامكم.. يبارك لكم فيه". وقال أنس رضي الله عنه : "كان صلى الله عليه وسلم لا يـأكـل وحده". وقال صلى الله عليه وسلم: "خير الطعام ما كثرت عليه الأيدي" – اه.
«Седьмой этикет принятия пищи: Постараться сделать так, чтобы количество принимающих трапезу было больше, даже если идёт речь о собственной семье и ребёнке.
Сказал Посланник Аллаха (ﷺ): "Собирайтесь за трапезой и будет вам благодать"¹.
Сказал Анас, да будет доволен им Аллах: "Посланник Аллаха (ﷺ) не ел в одиночку"².
Сказал Посланник Аллаха (ﷺ): "Наилучшая трапеза та, в которой принимают участие много рук"³» — конец цитаты.
(Ихья улюмиддин, 3/19)
¹ Абу Дауд (3864); Ибн Маджах (3286)
² Аль-Хараиты в «Макарим аль-Ахляк» стр 342
³ Абу Я'ля в «Муснад» (2045); Ат-Табарани в «аль-Аусат» (7313)
السابع : أن يجتهد في تكثير الأيدي على الطعام ولو من أهله وولده : قال صلى الله عليه وسلم : ؤاجتمعوا على طعامكم.. يبارك لكم فيه". وقال أنس رضي الله عنه : "كان صلى الله عليه وسلم لا يـأكـل وحده". وقال صلى الله عليه وسلم: "خير الطعام ما كثرت عليه الأيدي" – اه.
«Седьмой этикет принятия пищи: Постараться сделать так, чтобы количество принимающих трапезу было больше, даже если идёт речь о собственной семье и ребёнке.
Сказал Посланник Аллаха (ﷺ): "Собирайтесь за трапезой и будет вам благодать"¹.
Сказал Анас, да будет доволен им Аллах: "Посланник Аллаха (ﷺ) не ел в одиночку"².
Сказал Посланник Аллаха (ﷺ): "Наилучшая трапеза та, в которой принимают участие много рук"³» — конец цитаты.
(Ихья улюмиддин, 3/19)
¹ Абу Дауд (3864); Ибн Маджах (3286)
² Аль-Хараиты в «Макарим аль-Ахляк» стр 342
³ Абу Я'ля в «Муснад» (2045); Ат-Табарани в «аль-Аусат» (7313)
Когда имам аль-Газали пишет, то возникает ощущение, что он понимает положение, которое займет в умме, и обращается к ней в века, говоря о самом главном: «Ты умрешь! Думай о том, что заберешь с собой в могилу».
(Абу Али аль-Ашари. Хаватыр ва навадир)
(Абу Али аль-Ашари. Хаватыр ва навадир)
Говорит Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах:
«وإن أكل شبهة..فليقل: "الحمد لله على كل حال, اللهم لا تجعله قوة لنا على معصيتك» — اهـ
«Если человек съел сомнительную пищу, то пусть обратится к Аллаху со следующей мольбой: "Хвала Аллаху в любом положении! О Аллах! Не делай это силой для нас во ослушание тебе¹"» — конец цитаты.
(Ихья улюмиддин, 3/29)
¹ Т.е известно, что неправильная пища может подталкивать человека на совершение греха. Так вот этой мольбой мы просим Аллаха, чтобы посредством этой пищи у нас не появились силы ослушаться Его.
«وإن أكل شبهة..فليقل: "الحمد لله على كل حال, اللهم لا تجعله قوة لنا على معصيتك» — اهـ
«Если человек съел сомнительную пищу, то пусть обратится к Аллаху со следующей мольбой: "Хвала Аллаху в любом положении! О Аллах! Не делай это силой для нас во ослушание тебе¹"» — конец цитаты.
(Ихья улюмиддин, 3/29)
¹ Т.е известно, что неправильная пища может подталкивать человека на совершение греха. Так вот этой мольбой мы просим Аллаха, чтобы посредством этой пищи у нас не появились силы ослушаться Его.
Говорит Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах:
«السادس : ألا ينظر إلى أصحابه ، ولا يراقب أكلهم فيستحيون ، بل يغض بصره عنهم ، ويشتغل بنفسه» – اه.
Шестой этикет трапезы: Не смотреть на своих товарищей и не наблюдать за тем, как они едят, чтобы те не начали смущаться. Напротив, пусть человек отведёт свой взор от них и займётся собой¹.
(Ихья улюмиддин, 3/35)
¹ Опять же это делается только с одной целью — не смущать гостя и добиться для него максимального комфорта. Когда гость видит, что ему никто не смотрит в тарелку, то он может покушать побольше и свободно.
«السادس : ألا ينظر إلى أصحابه ، ولا يراقب أكلهم فيستحيون ، بل يغض بصره عنهم ، ويشتغل بنفسه» – اه.
Шестой этикет трапезы: Не смотреть на своих товарищей и не наблюдать за тем, как они едят, чтобы те не начали смущаться. Напротив, пусть человек отведёт свой взор от них и займётся собой¹.
(Ихья улюмиддин, 3/35)
¹ Опять же это делается только с одной целью — не смущать гостя и добиться для него максимального комфорта. Когда гость видит, что ему никто не смотрит в тарелку, то он может покушать побольше и свободно.
Имам Абу Хамид Аль-Газали, да будет милостив к нему Аллах, писал:
«Справедливость Аллаха не сравнивают со справедливостью Его творений, так как возможно представить, что человек поступил несправедливо, распорядившись [ненадлежащим образом] во владениях другого, а Аллах ни с кем не делит власть, и, следовательно, Его распоряжение не может быть несправедливостью».
(Къаваид аль-акаид)
«Справедливость Аллаха не сравнивают со справедливостью Его творений, так как возможно представить, что человек поступил несправедливо, распорядившись [ненадлежащим образом] во владениях другого, а Аллах ни с кем не делит власть, и, следовательно, Его распоряжение не может быть несправедливостью».
(Къаваид аль-акаид)
Говорит Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах:
«الثاني: ألا يسكتوا على الطعام؛ فإن ذلك من سيرة العجم، ولكن يتكلمون بالمعروف ويتحدثون بحكايات الصالحين في الأطعمة وغيرها» – اه
«Второй этикет приёма пищи: Не молчать, ибо принятие пищи молча является обычаем не мусульман¹. Напротив, пусть говорят на хорошие темы. Пусть рассказывают истории праведных людей, связанные с пищей или пусть поговорят о чем-то другом» – конец цитаты.
(Ихья улюмиддин, 3/30)
¹ "Сирату-ль-'Аджам" дословно переводится, как: "обычай не арабов", но имеется ввиду обычай не мусульман, как на это указал устаз Ниаматуллах.
«الثاني: ألا يسكتوا على الطعام؛ فإن ذلك من سيرة العجم، ولكن يتكلمون بالمعروف ويتحدثون بحكايات الصالحين في الأطعمة وغيرها» – اه
«Второй этикет приёма пищи: Не молчать, ибо принятие пищи молча является обычаем не мусульман¹. Напротив, пусть говорят на хорошие темы. Пусть рассказывают истории праведных людей, связанные с пищей или пусть поговорят о чем-то другом» – конец цитаты.
(Ихья улюмиддин, 3/30)
¹ "Сирату-ль-'Аджам" дословно переводится, как: "обычай не арабов", но имеется ввиду обычай не мусульман, как на это указал устаз Ниаматуллах.
Говорит Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах:
«فإن قلل رفيقه.. نشطه ورغبه في الأكل وقال له : ( كل ) ، ولا يزيد في قوله : ( كل ) على ثلاث مرات ؛ فإن ذلك إلحاح وإفراط ؛ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا خوطب في شيء ثلاثاً . لم يراجع بعد الثلاث، وكان صلى الله عليه وسلم يكرر الكلام ثلاثاً . فليس من الأدب الزيادة عليه» – اه.
«Если же гость будет мало есть, то пусть подбодрит его и побудит к еде, сказав: "Ешь!", но пусть не говорит это больше трех раз, ибо в таком случае это будет считаться проявлением лишней настойчивости и чрезмерностью.
Когда к Пророку (ﷺ) обращались (с вопросом), то не обращались больше трёх раз. Так же Пророк (ﷺ) (иногда) повторял свою речь трижды, поэтому не является культурой делать это больше трёх раз¹» — конец цитаты.
(Ихья улюмиддин, 3/31)
¹ Имам аль-Газали этим хотел сказать, что из культуры мусульман стараться максимально хорошо накормить своего гостя и всячески побуждать его к этому, т.к многочисленные хадисы указывают на достоинство кормить других.
«فإن قلل رفيقه.. نشطه ورغبه في الأكل وقال له : ( كل ) ، ولا يزيد في قوله : ( كل ) على ثلاث مرات ؛ فإن ذلك إلحاح وإفراط ؛ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا خوطب في شيء ثلاثاً . لم يراجع بعد الثلاث، وكان صلى الله عليه وسلم يكرر الكلام ثلاثاً . فليس من الأدب الزيادة عليه» – اه.
«Если же гость будет мало есть, то пусть подбодрит его и побудит к еде, сказав: "Ешь!", но пусть не говорит это больше трех раз, ибо в таком случае это будет считаться проявлением лишней настойчивости и чрезмерностью.
Когда к Пророку (ﷺ) обращались (с вопросом), то не обращались больше трёх раз. Так же Пророк (ﷺ) (иногда) повторял свою речь трижды, поэтому не является культурой делать это больше трёх раз¹» — конец цитаты.
(Ихья улюмиддин, 3/31)
¹ Имам аль-Газали этим хотел сказать, что из культуры мусульман стараться максимально хорошо накормить своего гостя и всячески побуждать его к этому, т.к многочисленные хадисы указывают на достоинство кормить других.