Статистика ВК сообщества "Уютное Семейное Счастье"

0+
🧡Семейные Ценности

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

#семейное_кино@waldorfhome
👬ФИЛЬМЫ, главными героями которых являются МАЛЬЧИКИ

1. Эмиль из Леннеберги
2. Пеликан
3. Мой друг мистер Персиваль
4. Расправь крылья
5. Август Раш
6. Мой домашний динозавр
7. Бэлль и Себастьян (трилогия)
8. Звездочки на земле

677 19 ER 2.6989
#новый_год@waldorfhome
🎶МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

535 3 ER 2.0563
#воспитание@waldorfhome
🧡КАК ЗАЛОЖИТЬ ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Беспорядок, неумытые лица, потерянные игрушки, крошки на полу - вне всяких сомнений эти мелочи составляют значительную часть нашей жизни, но если из-за них слишком много нервничать, то мы лишим себя счастья и радости, которые дарят нам дети. Относитесь к мелочам именно как к мелочами не позволяйте им обкрадывать себя, мешая наслаждаться семейной жизнью.

Не торопитесь, не мечтайте, чтобы дети поскорее выросли и стали самостоятельными. Просто наслаждайтесь каждым моментом. На любом этапе можно найти массу хорошего и плохого. Идеальных этапов нет, и каждый из них рано или поздно заканчивается.

Почаще присоединяйтесь к детским играм, но при этом не надо поглядывать одним глазком на часы. Пусть парочка сообщений останется без немедленного ответа, пока вы с головой строите крепость или читаете книгу.

Не надо испытывать чувство вины, когда вы играете с детьми, что следовало бы заняться "более важными" делами. Когда дети вырастут и покинут ваш дом, вы осознаете, что самым главным в вашей жизни было время, проведенное вместе с ними.

Совместные игры и творческие занятия не только развивают ребенка, но и укрепляют отношения между родителями и детьми. Поэтому научитесь получать от совместных занятий удовольствие))). Дети очень быстро растут, подумайте, с каким умилением и нежностью вы потом будете вспоминать эти минуты.

Занимаясь воспитанием детей, делайте всё, что от вас зависит, учитесь на собственных ошибках и цените свою работу, как важную и значимую. Любые наши пробелы в воспитании можно заполнить любовью, которая позволяет нам исправить все ошибки. Хвалите себя за правильные действия и не придирайтесь к ошибкам!

Все решения в воспитании принимайте самостоятельно. Читайте книги, общайтесь с родителями, разделяющими ваши взгляды, будьте открыты для новых идей, но прежде чем применять их в семье, обязательно проанализируйте, соответствуют ли эти идеи вашим убеждениям.
Нет понятия "правильного" воспитания. Прислушивайтесь к голосу своего сердца, а не к чужим навязчивым советам!

Иногда нарушайте правила! Здорово сходить вместе с подростком на рок-концерт))) Позвольте детям иногда заказать пиццу, когда ни у кого нет желания готовить. Или съесть мороженое прямо с утра)))

Недавно мне попалась интересная статья одной мамы, у которой уже дети выросли :"Если бы я снова воспитывала ребенка". Очень хочу с вами ею поделиться.

✨Если бы я снова воспитывала ребенка,
Я бы больше рисовала и меньше грозила пальцем.
Я бы реже исправляла и чаще играла.
Я бы меньше поглядывала на часы и больше смотрела во все глаза.
Я бы больше ходила пешком и запускала воздушных змеев.
Я бы перестала относиться ко всему чересчур серьезно и всерьез занялась играми.
Я бы бегала по полям и наблюдала за звездами.
Я бы больше обнимала ребенка и меньше дергала его по пустякам.
Я бы проявляла меньше твердости, зато помогала бы ему твердо стоять на ногах.
Я бы сперва укрепляла его веру в себя, а уж потом занималась хозяйством.
Я бы меньше учила его искусству силы и больше - искусству любви.

Продолжение в следующей статье.

170 19 ER 1.2828
#семейное_кино@waldorfhome
👭ФИЛЬМЫ ПО КНИГАМ, главными героями которых являются ДЕВОЧКИ

1. Поллианна
2. Хайди
3. Маленькая принцесса
4. Таинственный сад
5. Золотой компас
6. Энн из Зеленых крыш
7. Три жизни Томасины
8. Маленькие женщины
9. Ронья, дочь разбойника
10. Балетные туфельки

444 13 ER 1.8415
#семейные_традиции@waldorfhome
💞30 СЕМЕЙНЫХ РИТУАЛОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ РАЗВИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОБРОТУ, ОПТИМИЗМ И КРЕПКУЮ СВЯЗЬ В СЕМЬЕ

Что такое семейный ритуал?
Иногда сложно провести различие между семейным ритуалом и распорядком дня. Как говорит психолог Барбара Физе, ритуалы на символическом уровне передают понимание того, «какие мы», обеспечивая связь между поколениями. А распорядок дня — «это то, что должно быть сделано».
Например, каждодневное купание в 7 вечера и укладывание в 8:30 — это часть распорядка дня. Но если вы добавляете в распорядок что-то свое, личное — какую-то особенную песенку, поцелуй, рукопожатие, — вы превращаете распорядок в ритуал.

Почему ритуалы так важны?

Семейные ритуалы позволяют замедлиться и восстановить связь между членами семьи. Исследование семейных ритуалов на протяжении 50 лет, опубликованное в журнале Американской психологической ассоциации, показало, что они дают ощущение стабильности и связаны с формированием собственной идентичности у подростков, здоровьем детей, академическими достижениями и удовлетворенностью семейной жизнью.
Сохранение семейных ритуалов даже в переходные периоды, например, во время развода, снижает конфликтность и помогает детям адаптироваться к изменениям.

Итак, 30 идей семейных ритуалов:

✅Ритуалы, которые учат ответственности

«Работа по дому» можно сделать позитивным семейным ритуалом, который учит ответственности. Во многих случаях дети не против помочь — в такие моменты они чувствуют себя особенными и способными.

1. Поручения. Например, каждому из членов семьи назначается своя задача, когда накрывают на стол: кто-то убирает со стола, кто-то раскладывает салфетки, кто-то кладет столовые приборы, а кто-то зажигает свечи. Это можно делать под вашу личную (или семейную) музыкальную подборку.

2. Повторяющаяся работа по дому. Например, таблица с делами на доске в кухне, которая меняется каждое воскресенье. Или дела для каждого члена семьи на неделю можно написать на палочках от мороженого и разместить их напротив имени каждого члена семьи.

3. Выделенное время для работы по дому. Назначьте определенное время каждую неделю (обычно суббота или воскресенье), когда вся семья собирается и устраивает уборку. Можно включать громкую музыку, болтать, смеяться, танцевать, но работа по дому должна быть сделана.

4. Совместные проекты. Совместная работа над чем-то — это всегда весело, чистите ли вы картошку, красите стену или собираете кроватку для прибавления в семье.
Эти ритуалы показывают детям, что даже тяжелая работа может быть веселой. И они учатся ответственности с самого раннего возраста.

✅Ритуалы, которые помогают развить доброту и эмпатию

5. Медитация любви и доброты —когда нужно подумать о тех, кого мы любим, и послать им позитивные мысли или добросердечные пожелания. Четыре традиционных фразы: пусть ты будешь в безопасности, пусть ты будешь счастлив, пусть ты будешь здоров, пусть тебе живется легко. Но сами формулировки не важны, важно ощущение доброты и тепла.
Исследование показало, что медитация любви и доброты повышает осознанность, помогает найти цель в жизни и формирует позитивное социальное поведение, например, щедрость.
У православных христиан эту роль (но, конечно, не только эту) выполняет молитва.

6. Семейное волонтерство. Найдите место, где вы можете волонтерить всей семьей, например, в приюте для животных или доме престарелых. Или можно помогать обездоленным детям, жертвуя продукты, одежду, школьные принадлежности или игрушки.
Когда вы занимаетесь волонтерством всей семьей, вы подаете детям пример сопереживания и доброты.

✅Ритуалы, которые стимулируют позитивное отношение к жизни

Эти ритуалы помогают семье снять стресс, научиться размышлять и стимулируют позитивное отношение к жизни.

7. Время семейных объятий. Келли Холмс, автор книги «Счастливая-счастливая семья», придумала ритуал, который помогает ее семье замедлиться после работы и школы и провести качественное время вместе. Каждый раз, когда семья собирается дома, они залезают на диван все вместе и обнимаются 5 минут. Они называют это «время для семейных объятий». В результате их вечера стали счастливее и спокойнее. Они больше смеются, больше помогают друг другу и меньше спорят.

8. Как прошел день. Еще один хороший ритуал — спрашивать у членов семьи, как прошел день. Хотя его можно встроить в любой другой ритуал, например, обеда или засыпания.
Иногда говорить с детьми о том, как прошел день, нелегко. Они могут сомневаться, рассказывать или нет, или уклоняться от ответа. Есть несколько подсказок, как разговорить ребенка:
• Не используйте слова «да» и «нет». Вместо этого задавайте вопросы, начинающиеся с «почему» или «как».
• Задавайте смешные вопросы. Это не тест и не экзамен, и ваш ребенок не должен чувствовать себя припертым к стенке.
• Слушайте своих детей вместо того, чтобы руководить ими или давать какой-то конкретный ответ. Если ребенок говорит «я не знаю», объясните, что нет правильного и неправильного ответа на ваш вопрос.
Этот ритуал можно сделать более конкретным, когда, например, за воскресным обедом все говорят о том, что произошло хорошего на этой неделе и за что можно кого-то или что-то поблагодарить. Или семья делится своими удачами и неудачами, которые произошли в течение дня.

9. «Выше, ниже и Буффало». Каждый член семьи рассказывает о самом хорошем моменте за день, самом неудачном и буффало (любая вещь, о которой вы хотели бы рассказать). Открытая коммуникация, смех, понимание настраивают на позитивный лад и сближают вашу семью.

✅Ритуалы, которые обеспечивают крепкую связь между членами семьи

Один из лучших способов обеспечить крепкую связь между членами семьи — вместе обедать или укладываться спать. Дети благодаря совместному укладыванию ощущают связь с родителями и расслабляются.

10. Массаж. Если ваш ребенок любит прикосновения, делайте ему успокаивающий массаж перед сном.

11. Песни. Выберите (или пусть ребенок выберет) любимую песню в качестве колыбельной.

12. Истории. Выберите самые любимые, которые рассказываете каждый вечер, или пусть ребенок выбирает историю на каждый вечер. Чтобы стимулировать развитие творческого мышления, выберите три любых вещи или трех персонажей и попросите ребенка рассказать о них историю.

13. «Спокойной ночи, нос». Ритуалы перед сном могут показаться смешными, например, каждый вечер говорить «спокойной ночи, носик», легонько нажимая на кончик носа ребенка, или «спокойной ночи, пальчики», щекоча ножки ребенка. Но для детей это важно.

14. Список любви. Когда вы говорите ребенку: «Мама любит тебя. Папа любит тебя. Бабушка любит тебя», — называя всех людей, которые любят и принимают вашего ребенка.

Очень важны обеденные ритуалы. Совместные семейные обеды связывают с академическими достижениями, хорошим настроением и реже встречающейся депрессией и тревожностью. Они также снижают вероятность рискованного подросткового поведения, связанного со спиртным, наркотиками, насилием и сексуальной активностью.

15. Совместное время. По очереди за обедом или ужином рассказывайте, что произошло за день.

16. Совместные задачи. Пусть каждый из членов семьи вносит свой вклад в подготовку обеда или ужина.

17. Тематические обеды. Раз в неделю устраивать тематические обеды — например, блинчики по вторникам, пицца по субботам и мороженое по воскресеньям. Еще интересно сделать специальное меню топпингов, чтобы все члены семьи могли выбирать, что добавить в свою пиццу — дополнительный сыр, колбаски, зелень или еще что-нибудь.

18. Пробовать новую кухню. Каждый месяц устраивать обед, посвященный разным культурам, или просто пробовать новый сорт сыра или еще что-нибудь новенькое. А еще можно готовить новое блюдо или печь торт в честь какого-нибудь достижения одного из членов семьи.
Не имеет значения, насколько сложным или простым будет ваш ритуал. Главное, что благодаря этому семейные обеды станут запоминающимся событием и будут приносить радость семье.

✅Ритуалы, которые развивают ощущение принадлежности

Это одна из тех вещей, которые дают детям чувство защищенности, принадлежности к чему-то большему и принятия.
Ритуалом может стать просто необычное приветствие или прощание.

19. Особое приветствие или прощание. Например, говорить на прощание : "Привет, крокодил", "Пока, гамадрил, до встречи у речки". Или можно прощаться с ребенком с помощью «поцелуя в ладошке», как в сказке про енота Честера и его маму, которая на прощание оставляла в лапке поцелуй, чтобы Честеру было не скучно без нее.

20. Особое рукопожатие. Придумайте ваше личное рукопожатие с каждым из детей. Даже такой короткий ритуал демонстрирует ребенку, что он особенный и является важной частью семьи.
Праздничные ритуалы и особенные события в семье говорят ребенку, что он часть семьи и важен для нее.

21. Семейные видео. Посмотрите семейные видео или фотографии, чтобы вспомнить прошедший год, посмеяться и поговорить о самых лучших его моментах.

22. Благодарности. Заведите «банку благодарностей» — в любой момент, когда вы кому-то благодарны, запишите слова признательности на листочке и положите в банку. В конце года можно будет достать и прочитать их вслух, — это будет отличный переход от старого года к новому.

23. Песни на дни рождения. Ритуал на день рождения может быть самым простым — спеть имениннику специальную личную песню.

24. Личный торт. На день рожденья каждого из членов семьи можно готовить особенный торт (конечно же, тот, который именинник любит больше всего).

25. Завтрак, когда можно что угодно. Например, на день рождения можно устроить завтрак непослушания, когда можно есть что угодно, даже пирожные и мороженое!

26. Придумайте свой семейный праздник.
Необычные семейные праздники тоже помогают развивать в детях чувство принадлежности к семье.

27. Тематические вечера раз в неделю или раз в месяц. Возможно, вам захочется устраивать вечер настольных игр раз в неделю или раз в месяц.
Придумайте специальный ритуал для таких вечеров. Например, каждый раз игру выбирает один из членов семьи.

28. Оладьи воскресным утром. Если оладьи каждое воскресенье кажутся вам слишком частыми, устраивайте такой завтрак каждое первое воскресенье месяца.

29. Вылазки на природу. Сделайте план вылазок на природу для того, чтобы ваши прогулки проходили веселее.

30. Палатка в гостиной. Устройте поход в гостиной. Поставьте палатку, приготовьте шоколадный торт, рассказывайте истории, показывайте театр теней — на что хватит фантазии.

Создавая ритуалы, важно помнить, что смысл ритуала в его постоянном соблюдении, поэтому важно выбирать что-то, что понравится всем членам семьи и не потребует слишком больших усилий для выполнения.

363 9 ER 1.5882
#семейные_традиции@waldorfhome
✨ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ ДОМА

1) Старые добрые настольные игры: лото на мелочь и домино. А также уголки, шашки, шахматы, мемори и всевозможные настольные ходилки-бродилки.

2) Современные настольные игры. Из любимых: Доббль, Головоноги, Имаджинариум, Фрукто10, Джанга, Скраббл (для умеющих читать) и другие (сейчас их масса, ищите, что вам нравится).

3) Изучать алфавит интересным способом: каждый день изучать одну букву, печь эту букву из жгутика теста, искать в доме слова на эту букву, а потом вместе придумывать сказку с этой буквой.

4) Игра в "Крокодила» или «Ассоциции». Один загадывает второму на ушко слово, которое нужно показать остальным игрокам.

5) Игра в "Угадай мелодию" (ведущий, в том числе и малышок, поет мелодию без слов, а игроки должны допеть ее со словами. Второй вариант: что-то типа "Угадай мелодию" и "Крокодил" два в одном. Суть ее такова: ведущий (ну, как правило, муж начинает) объясняет краткую суть какой-либо песни, задача игрока - отгадать, что это за песня. Угадавший становится ведущим )) Например: "Это песня о том, как некий гражданин мужского пола планирует ехать на повышенной скорости на двухколесном транспортном средстве для того, чтобы добраться до глухих зарослей травы..." - песня "Я буду долго гнать велосипед". Из опыта: "Иногда оба до слез ухахатываемся над объяснениями. Еще и в долгих дорогах на машине нас эта игра выручает".

6) Всей семьёй что-нибудь вкусное готовить.

7) Сочинять сказку: каждый говорит по одной фразе и передаёт эстафету другому, очень полезно для развития образного мышления у детей, да к тому же детям интересно и всем весело)

8) Если мальчики - в футбол (даже дома), бороться с папой и устраивать соревнования на меткость и выносливость.

9) Рисовать с детьми (папа рисует, а дети потом разукрашивают). Или всем вместе разукрашивать картинки. Потом по этим картинкам придумывать и рассказывать друг другу различные рассказы и истории. Получается очень интересно.

10) Играть в шумовой оркестр (по принципу орф-педагогики) - папа играет на гармошке, а остальные - кто на чем найдет.

11) Вместе читать книги.

12) Игра "Это есть в этой комнате..." - по очереди все участники выбирают предмет в комнате и описывают его, а остальные угадывают.

13) Смотреть старый семейный фотоальбом и рассказывать детям, кто и где на фото. Очень здорово смотреть на ночь фотографии, подборки фото с давних путешествий на проекторе

14) Рассказывать друг другу, что у него произошло за день, вспоминать хорошее, обсуждать новости семьи и строить планы. Второй вариант- садиться в круг, браться за руки или за ножки малышей, так их удобно щекотать и гладить, и рассказывать, у кого чего нового хорошего произошло за этот день. Из жизни: «Поначалу было очень трудно, наш сын старший, на тот момент ему было 4 года, вообще молчал и странно так посматривал на нас, потом разговорился. И вот так уже 5 лет мы играем. Отлично успокаивает перед сном, лучше узнаем друг друга, становимся одним целым. Чудесные ощущения. Очень ценим эти мгновения. Даже когда не вместе, мы созваниваемся по вечерам и рассказываем. Еще сын таким образом разговорил бабушек и дедушек, которые на проявлении эмоций и дележку впечатлениями - очень скупы были. Это прекрасно учить видеть в каждом дне много радостей, учит делать открытия, ценить свои достижения. Как бонус - формирует прекрасные теплые доверительные детско-родительские отношения, например, сейчас в предверии переходного возрасты, когда дети закрываются и отдаляются от родителей, я много по-прежнему знаю о жизни сына и его друзей, естественно, это наши секреты и мы никуда это не выносим. И могу его мягко направлять по жизненному пути».

15) Переодеваться в официанта и администратора, писать меню ужина, книгу отзывов. Каждый раз добавлять детали в виде названия ресторана, блюд, новые персонажи.

16) Готовить новости мира, страны, города и нашей семьи. А по пятницам выступать и показывать фокусы.

17) Игра в чепуху, когда на бумажках пишут по фразе и передают друг другу, пока не получится история или стих

18) Проводить опыты.

19) Придумывать фразы из песен в рифму: например, И только гроздья рябины... И только Варя с Мариной.. И только шум соловьиный... И только нож перочинный... И только схватка с ангиной .. И только старая мина.. И только звук пианино... И только светлая глина…

20) Заниматься вместе интересным творчеством, мастерить полезные поделки.

21) Классно всем упасть по кругу, выключить свет и загадочно так спросить: "А как вы думаете, о чем мечтает наш папа (мама)?"
И послушать ответы детей. И честно озвучить свои мечты. По ответам сразу поймёте, чувствуют вас дети или нет. (Самое страшное услышать из детских уст: "Мама мечтает, чтобы всегда был порядок".) Попробуйте, вас ждёт масса открытий.

22) Мы ходим по дому с фонариком (тут можно разные игры придумать, как будто ищем кого-то), а ещё наливаем в таз воды и запускаем кораблики - свечки-таблетки. У них то шторм, то буря, кораблики гаснут, сталкиваются, догоняют друг друга - дочке очень нравится.

23) Домашний театр с куклами или игрушками, потом детки сами начинают давать представления, от 3-х лет уже могут простую сказку рассказать и показать.

24) Игра "Я возьму с собой..." Игру эту нам подарила девочка-подросток. Ведущий называет слово по какому-либо принципу, который знает только он (например, все слова пусть будут женского рода), второй игрок называет своё слово. Ведущий говорит, подходит оно или нет (в данном конкретном случае "мама","бумага","трава" и т. д. подходят, а "дом","утюг","кот"-нет). Каждый следующий игрок начинает сопоставлять уже названные слова, пытаясь понять принцип их подбора, и называет своё.И так игра идёт по кругу, пока все не догадаются, каким образом надо подбирать слова. Очень интересно наблюдать за теми, кто уже догадался и от этого счастлив!

25) Я помню мы в детстве любили такую игру: брали длинное слово и из него составляли новые слова. А потом зачитывали и вычеркивали одинаковые. У кого осталось больше слов , тот и победил) вспомнила про эту игру, когда был длительный перелёт с мужем, тоже очень увлеклись.

26) Игра «Контакт» - так у нас называлась игра в слова. Для 3х и более игроков. Уже для деток которые знают грамоту. Ведущий придумывает слово говорит только первую букву и никаких подсказок! (например Б) Чтобы узнать слово нужно узнать следующие буквы. Игрок решил что это "баран", говорит вслух: это такое животное с рогами? Другой игрок подхватывает (если догадался) и говорит: "Контакт" и считает до 15. В конце оба игрока должны вслух одновременно сказать: баран. Тогда ведущий говорит вторую букву. Если игроки сказали одновременно разные слова, например: баран и бык, то ведущий не говорит следующую букву. А также за эти 15 секунд ведущий сам может сказать: баран, тогда игрокам нужно придумывать другие слова. И так до тех пор пока не угадают слово.
Очень увлекательная игра, хоть на первый взгляд запутанная.

27) А мы в основном играем в слова: по очереди быстро на одну букву, или на последнюю букву предыдущего слова новое, или угадать слово по первой и последней букве (виселица). Ищем, кто больше в комнате найдёт какого- то цвета (хоть в рисунке, хоть целый предмет).

28) Мы иногда устраиваем театр теней))) особенно осенние-зимними вечерами, когда темнеет рано. Тени - от рук, кукол, мягких игрушек, и, конечно свои собственные, к которым приставляем рожки, длинный нос....

29) А у нас последний хит называется "Угадай откуда". Вспоминаешь цитату или песню из мультика, фильма, книжки и воспроизводить максимально артистично - а остальные должны отгадать. Очень здорово, что интересно всем от самых малышей до самых старших взрослых!

30) Мы играем в "Угадай животное, насекомое и всё, что движется". Кто-нибудь загадывает животное или насекомое и т.д а остальные задают вопросы такие, чтобы ответ был да или нет. Обычно играем в эту игру в машине. Никогда не забуду, как сын загадал Скуби Ду, мы пока отгадывали, чуть с ума не сошли. А дочь, когда была маленькая, загадала зебру и почему-то сказала, что это домашнее животное, причем которое живет в доме с людьми))) Когда мы уже сдались без сил, она сказала, что это зебра...мы хохотали. А она невинно смотрела на нас и искренне говорила, что не понимает что такого, ведь зебра в принципе может жить в доме с людьми, в общем, как-то всегда весело в нее играть.

31) Обнимашки, щекоташки, сочиняшки. Сочиняем вместе истории и сказки. Больше всего любят слушать, как я им читаю книжки с комментариями.

Идеи предложены читательницами [club41533144|@waldorfhome]

283 8 ER 1.4194
#9мая@waldorfhome
💥КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ?

Бабушка принесла в подарок сыну автомат и каску.
Я хожу по комнате, а на душе кошки скребут. Я все понимаю, что это игрушка и что он мальчик и будущий защитник, но внутри все сжалось.

Сын прибегает на кухню и говорит:
- Мама, посмотри, что мне бабушка подарила!
Я глажу его по голове, смотрю в его голубые глаза, а у меня чуть слезы не наворачиваются. А в голове звучат мысли: "Ему еще нет и 4 лет, а игра в войну вызывает радость и воодушевление. Его прабабушка, которая еще жива, в таком возрасте узнала, что такое настоящая война. Как ее дедушка подорвался на мине прямо перед домом, как его сын умер на руках у матери, как бабушка ходила и шила по семьям, чтобы прокормить семью."

Так и хотелось отобрать у него оружие и сказать сыну: "Это не игрушка!" Но я сдержалась, так как понимаю, что это неизбежно и скрывать от него оружие невозможно.

Мой муж всегда повторял, что мужчина должен быть мирным воином. То есть иметь чувствующую душу и способность защитить, иначе с тяжелым сердцем и отсутствием жалости поступки превратятся в насилие и зверство.

Сын, находя букашек иногда хочет их задавить, но мне важно показать ему, что они живые и убивать ради собственного удовольствия, любопытства и скуки нельзя. Даже дерево ломать или веточки, чтобы просто воспользоваться этой палкой тоже не стоит, если в этом нет огромной необходимости. Мне важно воспитать в сыне бережность ко всему живому.

Одновременно с этим Егор ездит с отцом на тренировки по кудо и учится бить грушу, выражать свою агрессию и чувствовать свою силу, без этого никуда. Я понимаю, что ему жить в мужском мире и нужна выдержка в том, чтобы пройти все испытания. В то же время как мать, я несу ответственность за его душу, чтобы она не зачерствела.

Продолжая смотреть в глаза сыну, я сказала:
- Защищай, сынок тех, кто в этом нуждается и держи свое сердце открытым.

Чтобы сердце оставалось живым, я решила записать аудио рассказы о войне [id84986401|Татьяны Кирюшатовой].

Автор статьи: [id9678984|Анна Грачева]

Тексты рассказов
АЛЬКИНЫ ТУФЕЛЬКИ

Дверь за мамой закрылась. Алька шустро соскочила с кровати и бросилась к стоявшей в углу сумке с вещами.
– Ну, где же они? Где? – Приговаривала Алька, копаясь в сумке. – А вот! Нашла! Вот они, мои хорошие! Самые красивые, самые блестящие! Вот они мои туфельки!
Сквозь малюсенькое оконце кое-как пробивались слабенькие лучики зимнего солнышка. Алька сидела на кровати и смотрела на свои новые туфли. До чего же красивые! Лаковые, черненькие. Блестят! Ух, как блестят! А если их поближе к оконцу поднести, еще сильнее блестят. А застежка блестит, будто она из серебра сделана! Нет, не из серебра, из золота! А еще каблучок есть. Каблучок, правда, маленький, зато громкий! Уж она, Алька, знает, как он может громко стучать.
Туфельки Альке купили еще летом.
– На осень! – говорила мама. – Ты же у нас осенью в школу пойдешь!
Алька мерила туфли и важно прохаживалась в них по большой комнате. Солнечный свет врывался в распахнутые окна вместе с ароматом распустившегося жасмина. Маленький каблучок звонко стучал по крашеным половицам. Еще мама ей купит портфель и школьную форму. А еще бант! Такой большой-пребольшой белый бант! Вот так выйдет она в сентябре на улицу, нарядная-нарядная и пойдёт в школу, стуча каблучками: тук-тук, тук-тук.

Наступил сентябрь. В школу Алька не пошла.
– Ничего! – приговаривала она, поглаживая свои туфельки. – Вот кончится война, а она очень скоро кончится, и я обязательно в школу пойду. И портфель новый у меня будет, и школьная форма. Так примерить вас хочется! Так хочется! Только тут нельзя, испачкать можно. А вот вернемся домой, каждый день примерять буду!

Смотреть в оконце Альке не хотелось. Ничего там интересного нет. Вот проснется скоро сестричка Ниночка, с ней можно будет поиграть. Правда, игрушки все тоже дома остались. Но это не беда! Они-то себе игру придумают. Можно, например, лежа на кровати, сбивать с потолка камышовые метёлки, или в земляном полу ямки рыть. А на улицу им нельзя. Мама будет ругаться. Она всегда говорит:
– Без меня, чтоб нос на улицу не высовывали.
А они и не собирались его высовывать. Сидели себе тихо в этой маленькой землянке, ждали маму. Вот было радости, когда она возвращалась.
– Ну-ка! – говорила она. – Скорее сюда! Кому горбушку? А кому мякушку?
Альке было всё равно, что есть: хоть горбушку, хоть мякиш. Лишь бы поскорее, да побольше. Только вот «побольше» никогда не было. Мама смотрела, как Алька с Ниночкой слизывают с ладошек крошки серого хлеба и плакала.
– Ты чего плачешь, мама? – спрашивала Алька.
– Да так! От счастья! От счастья, что все у нас живы и здоровы.
Однажды к ним в землянку пришла какая-то тётя. Она долго обнимала маму, потом Альку и Ниночку. Обнимала и плакала. Мама тоже плакала. тётя говорила маме, что уж очень вовремя их эвакуировали, что ничего не осталось от их посёлка: ни домов, ни школы, ни больницы. Совсем ничего не осталось. Они плакали и плакали. Алька смотрела на них и думала: «Отчего же они плачут? Неужели снова от счастья?»

Однажды утром Алька не нашла своих туфелек. Она перерыла всю сумку, разбросав по землянке вещи, перевернула постель, на всякий случай заглянула в печку. Нигде нет! Алька плакала и причитала:
– Ну, где же они? Где? Куда подевались?
Дождавшись маму, кинулась к ней с вопросом:
– Мам! Туфельки где?
– Туфельки, говоришь? Погоди! Дай хоть отдышаться, да пальто снять.
Алька с нетерпением ждала маминого ответа.
– Вон смотри, доча, на что я твои туфельки обменяла.
Тут только Алька заметила в углу возле входа небольшое ведро мелкой картошки и половинку тыквы с крупными, белыми семечками внутри.
Девочка отвернулась от мамы, села на кровать и громко заплакала. Мама села рядом. Она прижимала к себе Альку, гладила её по голове и тоже плакала. Только мама плакала тихо, изредка смахивая со щёк крупные слёзы.
–Вы чего? – подошла к ним Ниночка. – Вы чего плачете?
– От счастья, – ответила мама. – От счастья, что все у нас живы и здоровы.

***
ГОЛОД

Давным-давно был голод. Это Тане дедушка рассказал. Таня часто вспоминала этот дедушкин рассказ и удивлялась: как же может такое быть? Дедушка тогда был маленьким, наверное, таким, как Таня.

– Дедушка, – тихонько спрашивала девочка, – а что, вот прям совсем-совсем ничего съестного не было?
Дедушка вздыхал:
– Совсем-совсем, Танюша. Вот уж время было, тяжелое, послевоенное. Даже хлебной крошечки в хате не сыскать.
– А вы бы в магазин пошли.
– А магазин, Танюша, тогда совсем закрыли. Однажды, мать где-то горсть муки раздобыла, болтушки наварила. То-то мы с сестренками радовались. А еще нас корова спасала. Полстакана молока – настоящее счастье.
Таня молчит, слушает внимательно.
– Нам тогда двух детдомовских ребят подселили, – продолжает дедушка. – Им в детском доме совсем есть нечего было. Сядут они на лавку и плачут: «Кушать хотим, кушать хотим». Мамка наша наскребет чего-нибудь, на всех разделит, мы молчим, а они всё плачут: «Хлебушка дайте, хлебушка». Малой крошечке радовались.
– Дедушка, – перебивает Таня. – ты же говорил раньше, что Кубань наша всегда с хлебом, с самым лучшим хлебом.
– Эх, Танюша, – вздыхает дедушка, – тогда по всей стране голод был, и Кубань стороной не обошел. Засуха, рабочих рук нет, вот и получили. Как подрастешь, сама во всем разберёшься. Давай-ка лучше чай со свежими булочками пить.

На столе чего только нет: булочки с изюмом, пирожки с абрикосами, пряники в шоколаде. Таня пьет чай, а сама все думает:
– Ну, как же это так? Ни одной крошечки хлеба… Ничего-ничегошеньки….

***
ПАМЯТЬ

Таня проснулась рано. За окнами едва начало светать, а из бабушкиной комнаты лился свет крохотного ночника. Таня спустилась с кровати, потихоньку отодвинула дверную шторку, пригляделась.
Бабушка сидела за столом, чуть слышно всхлипывала, то и дело вытирала со щёк слёзы.
– Ты чего? – подкравшись к бабушке, спросила Таня. – Ты чего плачешь?
– А это я, Танюша, свого папку вспомнила, – грустно ответила бабушка. – Полезла в комод за документами и вот… Нашла.
На столе лежала маленькая фотография и потрёпанный клочок бумаги.
– Что это? – спросила Таня.
– Фотокарточка и похоронка.
– Как это похоронка?
– А это, Танюша, извещение о смерти. Письмо такое недоброе, что, мол погиб ваш солдат в бою за Родину. Папка мой совсем молодой был, а я совсем маленькая, как война началась. В самые первые её деньки папка и погиб. Только и остались мне в память о нём фотокарточка да похоронка. Как достану их, так слёзы и наворачиваются.

Таня слушала бабушку внимательно, вспоминала, как дедушка ей о войне рассказывал, как дядя Гриша рассказывал и старенькая баба Полюшка.
– Война, Танюша, это очень страшно, – продолжала бабушка. – Упаси, Господь, нас от неё. Упаси, Господь.
Таня слушала и слушала, перебивать не решалась.

– Ой, – спохватилась вдруг бабушка, – что-то я тут расплакалась, всю фотокарточку слезами замочила.
Она вытерла платком слёзы, аккуратно сложила похоронку и вместе с фотографией, завернув в белую тряпочку, убрала в комод.

– Бабушка, – подумав, сказала Таня, – не доставай их больше!
– Кого их?
– Да письмо это недоброе и фотокарточку. Не доставай и о папке своём вспоминать не будешь, и о войне вспоминать не будешь. И плакать не будешь. Не хочу, чтобы ты плакала.
Бабушка замерла, посмотрела Тане в глаза:
– Знаешь что, Танечка, – серьезно произнесла она, – дело ведь не в похоронке и карточке. Дело в нашей памяти о людях близких и родных. А памятью о них, Танюша, нужно дорожить.
– Как дорожить?
– Помнить, не забывать.
– А я о тебе, бабушка, всегда помню. И о дедушке помню, – громко сказала Таня.
Бабушка засмеялась, обняла Таню, расцеловала:
– Дай-то, Бог, чтобы ты нас, Танюша и опосля вспоминала и желательно добрым словом.

***
БАБУШКА МОЯ НЕ ПОМНИТ КУКОЛ

Бабушка моя не помнит кукол,
Игр, забав детишек-сорванцов.
Помнит, как война загнала в угол
И закрыла детство на засов.

Помнит пить хотелось очень-очень,
Есть хотелось и чуть-чуть тепла
И чтоб песня мамы среди ночи
Не такою грустною была.

Шли бои, но как-то всё сторонкой.
Повезло. Деревня-то цела.
Но война худою почтальонкой
С похоронкой в избу к ним вошла.

Бабушка моя не помнит детства…
Было детство где-то в стороне.
Вот теперь несу её наследство –
Эту память. Память о войне.

327 24 ER 1.5368
#семейное_кино@waldorfhome
🐺🦁СЕМЕЙНЫЙ ФИЛЬМ "ВОЛК И ЛЕВ" (6+)

В выходные посмотрели фильм "Волк и лев" (Франция, Канада, 2021г). Рекомендую! Проникновенное семейное кино с завораживающими пейзажами. Рейтинг фильма 8.0 — о многом говорит.

Юная пианистка Альма возвращается в дом, где прошло её детство. Однажды она находит маленьких волчонка и львёнка, которые оказались одни в дикой природе. Альма спасает их и втайне оставляет в своем доме. Они взрослеют вместе, и кажется, что их дружбу ничто не может разрушить. Но однажды их секрет раскрывают. Львенка ловят и отправляют в бродячий цирк, а волчонка забирают для исследований учёные. Теперь всем троим придётся отправиться в невероятное и опасное путешествие, чтобы вновь обрести семью.

398 7 ER 1.6212
Дорогие читательницы! Почти 9 лет я веду этот блог, чуть меньше инстаграм и блог [club56272794|Вальдорфская педагогика дома].
И сейчас настал такой момент, когда мне хочется уйти в "отпуск".)))

Мне просто необходима перезагрузка. Не знаю, во что это выльется. Может у меня появятся силы дописать третью книгу, может создать новый курс или снова начать писать вдохновляющие посты в блогах. А может найти что-то совершенное новое для себя. Посмотрим...

Сколько продлится "отпуск"? Сложно сказать, может месяц, два, три...

Я создала для вас НАВИГАЦИЮ БЛОГА (в закрепе), чтобы вы могли находить для себя нужное, ведь за эти годы в блоге собралось много всего интересного и полезного.😉

Благодарю вас за понимание))🧡
Ваша, Елена Гринталь.

10 79 ER 0.9354
#семейное_кино@waldorfhome
🐺СЕМЕЙНОЕ КИНО "УБЕЖИЩЕ. ИСТОРИЯ О ВЫЖИВАНИИ В АЛЬПАХ"

Хочу вам посоветовать шикарный документальный фильм для семейного просмотра "Убежище. Истории о выживании в Альпах" (2019г).
Фильм повествует о том, как в природе все взаимосвязано, как птицы, деревья, животные, насекомые помогают друг другу. Некоторые планы такие крупные, что казалось режиссер был совсем рядом с животными. Я под большим и приятным впечатлением от фильма! Однозначно рекомендую!
Цитата из фильма, в которой весь его смысл: "В суровых условиях выживают не те, кто сильнее, а те, кто помогают друг другу".

306 5 ER 1.3548