Статистика ВК сообщества "Русский народный календарь"

0+
Зима — не лето, в шубу одета.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

21 апреля в этом году - Чистый четверг - народный праздник с множеством обрядов и обычаев. Начнем рассказ.

Чистый четверг – это последний четверг перед Пасхой.

Готовясь к Пасхе, народ в этот день старался очистить дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора и грязи. Весь дом старались тщательно вымыть, вплоть до каждого уголка. В народе говорили: "Если в чистый четверг вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет".
После этой уборки в избе не подметали до Пасхи.

Необходимость уборки в Чистый четверг объясняли еще и тем, что "празднику Воскресения Христова каждая вещь радуется".

“Приводя в порядок хозяйство, крестьяне не забывали и о себе: мылись в банях и в печках. При этом баню топили не только для живых, но и для умерших - "родителей" или для домового - "хозяина", им оставляли на полке ведро воды и веник, приговаривая: "Тебе баня, на стоянье, а нам на здоровье". Это давняя традиция: еще в 16 в. для покойных родителей в бане вешали рубахи и полотенца, лили воду на каменку, а на пол насыпали горку пепла, чтобы увидеть след, оставленный помывшимися. “ (В. Г. Холодная, сайт РЭМа).

Мытье, омовение в Чистый четверг имело обрядовое значение, а вода наделялась особой магической силой. Благодаря умыванию, обливанию или купанию русские крестьяне стремились очиститься от несчастий и недугов, отогнать болезни, приобрести здоровье и красоту.

Картина: Выход из церкви в Страстной Четверг.
Русско-украинский художник Николай Корнильевич Пимоненко (1862-1912)

#ЧистыйЧетверг #страстная_неделя #русская_народная_культура #наследие #обычаи #весна #живопись #русский_художник

72 2 ER 4.0731
С сыром, с маслицем

"Едва ли по всей России сыщется хоть один человек, который бы не помянул широкую Масленицу блином. Есть страстные любители до них, которые едят такие горячие блины, что обжигают язык и рот, и притом съедают неимоверное количество на том простом основании, что "блин не клин, живота не расколет".
(Степанов Н. П. Народные праздники на святой Руси. СПб., 1899)

"Делали их большей частью гречишные, из своей гречихи; с пятницы - белые (пшеничные). Кроме того в четверг принято печь пироги с молочной кашей и горохом. В 1929 г. блины пекли, начиная со вторника, вичные, овсяные и ржаные. К блинам подают селедки, кислушку (сквашенное топленое молоко), масло коровье и подсолнечное, сахарный песок" (М.Е. Шереметьева. Масляница в Калужском крае/ Традиционная культура Калужского края. Энциклопедия ).

И.. Иван Шмелев. Масленица (отрывок).

"Просторная мастерская, откуда вынесены станки и ведерки с краской, блестит столами: столы поструганы, для блинов. Плотники, пильщики, водоливы, кровельщики, маляры, десятники, ездоки — в рубахах распояской, с намасленными головами, едят блины. Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, «черные» блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Про-шин, с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно дает по плеши. Слышится сочно — ляпп! Всем по череду: ляп... ляп... ляпп!.. Пар идет от блинов винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают. Пар валит изо ртов, с голов. Дымится от красных чашек со щами с головизной, от баб-стряпух, со сбившимися алыми платками, от их распаленных лиц, от масленых красных рук, по которым, сияя, бегают желтые язычки от печки. Синеет чадом под потолком. Стоит благодатный гул: довольны.
— Бабочки, подпекай... с припечком — со снеточком!..
Кадушки с опарой дышат, льется-шипит по сковородкам вспухает пузырями. Пах-нет опарным духом, горелым маслом ситцами от рубах, жилым. Все чаще роздыхи, пере-дышки вздохи. Кое-кто пошабашил, селедочную головку гложет. Из медного куба — па-ром, до потолка.
— Ну, как, робятки?.. — кричит заглянувший Василь-Василич, — всего уели? — заглядывает в квашни. — Подпекай-подпекай, Матреш... не жалей подмазки, дадим замаз-ки!..
Гудят, веселые.
— По шкаличку бы еще, Василь-Василич... — слышится из углов, — блинки запра-вить.
— Ва-лляй!.. — лихо кричит Косой. — Архирея стречаем, куда ни шло...
Гудят. Звякают зеленые четверти о шкалик. Ляпают подоспевшие блины.
— Хозяин идет!.. — кричат весело от окна.
Отец, как всегда, бегом, оглядывает бойко.
— Масленица как, ребята? Все довольны?..
— Благодарим покорно... довольны!..
— По шкалику добавить! Только смотри, подлецы... не безобразить!..
Не обижаются: знают — ласка. Отец берет ляпнувший перед ним блинище, дерет от него лоскут, макает в масло.
— Вкуснее, ребята, наших! Стряпухам — по целковому. Всем по двугривенному, на масленицу!
Так гудят, — ничего и не разобрать. В груди у меня спирает. Высокий плотник подхватывает меня, швыряет под потолок, в чад, прижимает к мокрой, горячей бороде. Суют мне блина, подсолнушков, розовый пряник в махорочных соринках, дают крашеную ложку, вытерев круто пальцем, — нашего-то отведай! Все они мне знакомы, все ласковы. Я слушаю их речи, прибаутки. Выбегаю на двор. Тает большая лужа, дрызгаются мальчишки. Вываливаются — подышать воздухом, масленичной весной. Пар от голов клубится. Потягиваются сонно, бредут в сушильню — поспать на стружке".

Картинка: Дореволюционная открытка.

#масленица #блины #блинцы #блинчики #облизуха #объедуха #лакомка #русский_праздник #этнография

41 0 ER 3.0966
4 апреля - Василий-солнечник.

На Василия тёплого солнце в кругах - к урожаю.
На Василия прекращается санная дорога: "Василий - выверни оглобли".

Источник: Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. – СПб.: Азбука-классика, 2007.

Картина: Март, 1919
Русский художник Жуковский Станислав Юлианович (1873-1944)

24 2 ER 2.3080
"В Чистый четверг всё считают".
Из этнографических сборов редактора группы об одном народном обычае к Чистому Четвергу. В этом году он будет 21 апреля.

"Ну вот, слушай. Меня бабушка научила.

Утром, до рассвета на Чистый четверг, нужно считать все, что есть в доме и на дворе. Считают чего сколько есть, чего сколько надо.
Если детей трое, и больше не надо, то считают: "один, два, три, - и хватит". Если не хватит, то считают столько, сколько хотят. Так считают все. Дом, одежду, обувь, припасы, деньги. До рассвета нужно все сосчитать.

Если денег не было, то бумажки режут, и с утра считают: сто рублей, двести, триста, или там какие нарезал, считают сколько надо.
Штаны и одежу вот так вот (показывает) берут и трясут - вот одни штаны, вот другие, третьи вот, четвертые, и хватит.

Если нужно избавиться от чего, то будят из родни кого-то - и спрашивают, например: у нас тараканы есть? Тот должен ответить, что нет. Тогда не будет. Если ответит, что есть - то будут. Как-то было раз: Вовка то не знал, я думала, что знает, клопов вывести хотела. Бужу его утром, спрашиваю: "У нас клопы есть?" А он и говорит: "До х*ра!". Весь год вывести не могли потом, еще больше стало. На следующий год только вывели".

Картина: Утро в весеннем лесу, 1911.
Русский художник Владимир Леонидович Муравьев (1861-1940)

#русские #чистыйчетверг #магияначала #народнаямагия #этнография #вятка #народныйкалендарь #моявесна

48 2 ER 2.3896
22 марта - "тетерочный день" ("бабий праздник"),
день весеннего солнечного равноденствия, время изготовления обрядового печенья. В обряде сохранились языческие корни, связанные с почитанием солнца: жертвенные птицы (глухарь, тетера) приносились в жертву солнцу. Основная фигура этого обрядового печенья - круг (символ солнца). - Так пишет о сегодняшнем дне Филёва Нина Анатольевна в своей книге "Рассказывают мастера" (стр. 145).

Приведем рассказ о тетерках Ульяны Петровны Анкудиновой, 1902 г.р. из этой же книги:

"Всяки цветки и круги наскут и вынесут на мороз и мороженые в печь кидают. Делали на воде или на простокваше. На все размышленье надо: чтобы тесто не рвало, да чтобы не поднимало, да что в тесто положить, да как замесить... Солнышко завьем, вокруг него конечки-бегуночки, затем ободочки... Тетерки скут на каждого члена семьи, чтобы каждый съел хотя бы одну. Целые корзины возили - теща зятю везет. Баловались, детям раздавали. Долго едят - больше недели".

Литература: Филёва Н. А. Рассказывают мастера: из материалов экспедиций по Архангельской области в 70-80-е годы XX века: с фотографиями, комментариями и дополнениями автора. - Архангельск: ОАО "ИПП "Правда Севера", 2014.

Фото: 22 марта 2014 г., Тобольск.

#тетерки #сороки #солнце #солнышко #русские #народная_культура #равноденствие #народный_календарь #этнография

26 0 ER 1.9443
Об обычаях, связанных с вербой, в книге
"Энциклопедия Славянских праздников".

«Верба – это символ роста и жизненной силы, а также весеннего расцвета природы. К неделе вайи во многих славянских областях принято было срезать молодые прутья вербы с пушистыми почками и освящать их в храмах…
Освященная в храме на праздник вайи верба чрезвычайно почиталась в народе и воспринималась как сакральный предмет необыкновенной силы. Ее считали целебным средством от разных болезней и порчи, равно спасительной и для людей , и для домашнего скота. Например, отваром освященной вербы мыли детей на здравие тела, а от переполоха (испуга) вбивали в стену вербовый колышек, заостренный в виде гвоздя.
В некоторых местах съедали девять распуколок (почек) с освященной вербы для профилактики и лечения лихорадок.
Почки освященной вербы особенно советовали есть бесплодным женщинам; их также давали иногда кликушам, полагая, что это изгонит из них злого духа…
У всех восточных, а местами и западных славян, было хорошо известно хлестание вербой как профилактическое средство от болезней, порчи, бед…»

Источник: Энциклопедия славянских праздников. (книга есть в товарах группы)

Картина: Девочки. Вербное воскресенье. 1900.
Русский художник Серафима Иасоновна Блонская (1870-1947)

#верба #вербохлест #весна2022 #весна #народныйкалендарь #славяне #обычай #традиция #этнография

22 0 ER 1.6293
22 июня - Кирилл. Марфа-рассадница.

~ На Кириллу - конец весне, почин лету.
~ На Кириллу отдает солнышко земле всю силу.
~ В июне день не меркнет.

Поспевает земляника.
~ Земляничка красна - сеять овес напрасно (т. е. поздно, сев овса должен уже быть закончен).

Загадки о землянике:
~ Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдет - всяк поклон подает.
~ Красный катышок, зеленый черешок.
~ На зеленой поляне красуется Татьяна - алый сарафан, белые крапинки.

Литература:
А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома», - СПб. 2007: Азбука-Классика

Картина: Играющие дети.
Русский художник Маковский Владимир Егорович (1846-1920)

#земляника #загадка #загадки #русскийкалендарь #культплодородия #июнь #лето #этнография #народнаямудрость

25 0 ER 1.5085
Чистый четверг.
О народных обычаях этого праздника из книги А. Ф. Некрыловой "Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома".

Четверг на Страстной неделе назывался "Великий четверг", или "Белый", "Чистый".

"Это один из самых важных дней в народном календаре, он сосредоточил вокруг себя огромное число примет и магических действий". Часть этих действий направлена на сохранение, защиту (в т.ч. будущего урожая), сбережение, часть - на увеличение животов, приплод, богатство, урожай, часть - на очищение - это умывания, мытье, купания, окуривания.

"Тверские мужики в Великий четверг садились верхом на кочергу и трижды объезжали вокруг избы, огорода и поля, произнося: "Крот, крот, не ходи в мой огород, в день Чистого четверга тебе в ж*** кочерга!""

"В этот день в некоторых селениях хозяева перед заходом солнца выходили на улицу и потряхивали соху, чтобы лучше "хлеб родился". В иных деревнях взрослые мужчины изображали пахоту, молотьбу, косьбу, даже разыгрывали в доме сцены полевых работ, полагая, что это благоприятно скажется на самих работах и на урожае".

"В огород кидали поленья, приговаривая: "Как полено велико, так чтоб картохи велики были!"

"На реке Тавде, в Западной Сибири, в великий четверг хозяин отправлялся в лес, "вырубал в пне небольшое углубление и собирал туда муравьев, говоря при этом: "Как эти муравьи плодятся, так бы у меня, раба Божия (имя), плодились овечки беленькие, черненькие и пегенькие. Ключ и замок словам моим. Аминь!""

"в этот день самым тщательным образом все моют и убирают в избе, украшая ее: расстилают чистые половики, развешивают красивые полотенца и занавески, кое-где пол в горницах посыпают белым песком.

Обязательным было купание в бане. По смоленскому обучаю, мылись в бане до восхода солнца, не забывая сказать, что и ворон перед этим днем купает воронят своих. В старину парни с девушками в полночь, после первых петухов, шли на реку и зачерпывали из проруби воду, "покуда ворон не обмакнул крыла", и умывались. Верили, что в это время приходит на Русь весна и приносит с собой красоту и здоровье. Что касается упоминания ворона, то оно объясняется распространенным поверьем, будто в полночь на Страстной четверг ворон купает своих подросших птенцов и отделяет их от старого гнезда, отпускает на волю, "на новое хозяйство". Ворон, птица вещая, в благодарность за оказанную ему услугу охраняет ниву и двор от хищных зверей и птиц.

Множество обрядов Великого четверга было связано с желанием очистить дом, огород, двор не только от грязи, накопившейся за зиму, но и от нечисти, затаившейся в углах, предупредить болезни и другие напасти. В самых разных местах принято было собирать можжевельник и окуривать им внутренние помещения, огород, бочки из-под огурцов и квашеной капусты, даже вымя коровам и козам. Иногда через дымящийся верес (можжевельник) или багульник (в Сибири) прогоняли скотину и перешагивали сами - это считалось очень действенным средством против болезней и происков нечисти. Скотину еще и стегали вересом, чтобы не лягалась.

Ярославцы, подобно жителям других российских губерний, в Великий четверг умывались "с серебра", то есть лили воду на руки, подставив под струю или опустив в сосуд серебряную монету, какую-либо серебряную вещичку. Говорили: кто первый умоется, у того лицо будет белее".

"невзирая ни на какую погоду, "люди ходили на реку и окунались в ее воды, даже если на реке был еще лед. Соприкосновение с водой должно было принести здоровье и силу на всю сельскую работу"".

Для роста волос "Девушки старались обязательно подрезать кончики своих кос - чтобы они росли длиннее и гуще".
"Новогородские девушки в Великий четверг ходили утром под яблони чесать волосы - чтобы хорошо росла коса".

Литература: Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. – СПб.: Азбука-классика, 2007.

Картинка: почтовая карточка. Выход из церкви в Страстной Четверг .
Худодник: Пимоненко Николай Корнильевич (1862-1912)

#чистыйчетверг #магияначала #кочерга #культплодородия #урожай #крестьяне #здоровье #красота #обряд

21 0 ER 1.3939
15 апреля - Тит-Поликарпов день

~ Если с Марьи (14 апр.) на Поликарпов день разольется полая вода, то надо ждать больших трав и раннего покоса.
~ Когда вешний лед по озерам и затонам не тронется, а потонет, год будет тяжелым.
~ Весенняя вода течет медленно - народу будет тяжело.
~ Коли лед не ушел, то лов рыбы будет плохим.

Поликарпов день - начало весенней бесхлебицы, потому и говорят:
~ Ворона каркала, каркала, да мужику Поликарпов день накаркала.

С Тита начинается усиленное токование глухарей.

Часть пословиц, присловий, шуток отразилось то, что Тит приходится на время Великого поста:
~ Наш отец Тит и в великий пост блудит.
~ Пьяный Тит псалмы твердит.
~ У нешего Тита и пито, и бито.
~ Тит тащит - спина трещит.

-Тит, иди молотить!
-Брюхо болит!
-Тит, пойдем вино пить!
-А где мой старый кафтанишко?

Литература: Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. – СПб.: Азбука-классика, 2007.

Картина: Глухарь, рубеж XIX-XX вв.
Русский художник Бурхардт Фёдор Карлович (1854-1919)

#Тит #Поликарп #половодье #народный_быт #этнография #глухарь #ледоход #Великий_пост #русские

9 0 ER 1.0943
22 марта
Сегодня - СОроки. Заклик Весны. Окличка Весны. День сорока мучеников.

Этот день принято считать первым весенним днем, так как вчера был день Равноденствия. И, как и к первому дню Нового года к нему приурочивается большое число примет, приговорок.

Зима кончается – весна начинается.
Сороки – вторая встреча весны.
Сороки – второй весенний праздник.
Прилетел кулик из заморья, принес весну из неволья
Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья
(народные поговорки и присловья)

«Но главное, чем славится день сорока мучеников у нас, после предвещаемых им сорока морозов-утренников, это – прилет птиц, прилет жаворонков; про то знает каждый ребенок, даже городской, так как в этот день, если жаворонки не всегда появляются в лесах и полях, они уже наверное появляются в окнах булочных. Прилет птиц весною из неведомой страны вырая илли ирья был отмечен еще Великим Князем Владимиром Мономахом в его поучении детям:
Птицы небесные из ирья идут, да наполнятся леса и поля
(Поуч. Влад. Мон.).»

Именно сегодня люди, хранящие древние народные обычаи пишут писанки-сорококлинки и пекут узорчатое обрядовое печенье - тетёры.

Картина: Весна. Март. 1914
Русский художник Колесников Степан Федорович (1879 - 1955)

#сороки #тетеры #заклик #закликвесны #22марта #прилетптиц #жаворонки #сорокаклинки #веснакрасна

16 0 ER 1.2152