Статистика ВК сообщества "Старинная музыка: Барокко, Классицизм..."

0+
Проще говоря: музыка до Романтизма. И, конечно, нас интересуют и "преломления" той, до-романтической, музыки сквозь последующие эпохи..

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Замечательная Лиза Безносюк рассказывает про флейту времён Бетховена в контексте изменений этого инструмента в то время.

Тут хочется сделать пару предварительных замечаний.

Во-первых, видео появилось вообще-то уже год как назад, но я к своему стыду всё никак не соберусь его выложить, потому что совсем просто так выкладывать же неинтересно, хочется хоть немного, но прокомментировать.

Во-вторых, Лиза замечательная, как выяснилось не только в различных видео, но и в жизни — мне удалось перехватить её несколько лет назад (хехх, звучит уже, по нынешним временам, как: «в прошлой жизни») на выходе из «Зарядья» и немного поговорить после концерта Магдалены Кожены и Джованни Антонини, дирижировавшим Оркестром века Просвещения, в составе которого она тогда приезжала — и, кажется, это единственный раз, когда она появлялась в наших краях). По нашей непродолжительной беседе Лиза оставила впечатление очень открытого и светлого человека.

Теперь, наконец, ближе к теме ролика.

Первое, что хочется отметить — это что если раньше, когда Лиза рассказывала про барочные поперечные флейты, в её руках можно было увидеть флейту по модели Карло Паланки (и, по всей видимости, мастера Мартина Веннера), то в этом видео, судя по всему, это новомодная 😎 модель Буффардена-младшего, её сейчас делают два мастера — Джованни Тардино (его варианты, а он делает флейты Буффардена с двумя немного разными формами головного колена, мне посчастливилось как-то попробовать — и это были очень интересные инстурменты) и Мартин Веннер (в видео, думаю, всё-таки, используется флейта, изготовленная им).

Второе, что интересно, что если добавленный Кванцем второй клапан служил для разного интонирования нот ре-диез/ми-бемоль (и некоторых других) и добавлять клапаны для других целей и не собирался, то к классическим временам концепция звучания несколько поменялась и клапаны стали добавлять (если немного упрощать, то после инструментов с 1-м появились с 4-мя, затем с 6-ю, затем с 8-ю), чтобы гомогенизировать звучание разных нот, в каких-то трактатах можно обнаружить, что флейтисты удивлялись, как можно было не придумать клапан для «этой ужасной тусклой» соль-диез (что явно не столь волновало флейтистов в барочные времена, если вспомнить про дополнительный клапан Кванца — для них, скорее, это было характерной особенностью инструмента, которая добавляла разнообразие окраски нотам в пассажах и делала звучание разных тональностей более индивидуальным).

При всём при этом, несмотря на наличие клапанов на флейте, в ранних классических трактатах зачастую всё ещё отдавалось предпочтение «обычным» аппликатурам, без использования дополнительных клапанов, которые предлагалось использовать только в случае необходимости; это означает, что смена концепции на стремление к одинаковости окраски звучания разных нот, происходила довольно плавно. На мастер-классах по классической флейте (не путайте только с бёмовской!) нередко доводилось наблюдать, как преподаватели подтрунивают над студентами, когда те берутся за многоклапанные инструменты, что в произведениях, скажем, Гайдна, не стоит повсеместно использовать клапанные аппликатуры.

Интересно и то, что флейта времён Бетховена, хотя она уже и 9-тиклапанная, но по своей сути — всё ещё тот же барочный инструмент (хотя, конечно, даже одноклапанная классическая флейта отличается от одноклапанной барочной по эстетике звучания), и до кардинальной смены концепции, произошедшей в бёмовской системе, тут ещё очень далеко.

Интересно, что на классической флейте для многих нот существовало большое количество альтернативных аппликатур, которыми активно пользовались не только для технических целей (проще сыграть пассаж), но и для художественных — в этом видео Лиза это наглядно демонстрирует.

Ну, ладно, что-то много я написал, давайте лучше смотреть!
(И в отличие от моего текста, видео, как мне кажется, должно быть интересно не только духовикам.)

#ликбез #флейта #траверсфлейта #Бетховен #инструменты #исполнители

25 2 ER 0.2285
Смотрите, какой потрясающий лютневый консорт собрался! — к сожалению, не получается сделать репост, остаётся скопировать — пишет [id71919588|Марина Белова], цитата:

26 июня должен был состояться фестиваль в Подмоклово, где мы с Асей Гречищевой, [id6722361|Олегом Бойко] и [id4428373|Василием Антиповым] должны были сыграть лютневым квартетом.

Дорогая [id365336740|Вера Воронежская], уважаемая команда организаторов [club109196596|Концерты и фестивали в Подмоклово], любимые слушатели, мы приготовили для вас небольшой подарок.

С надеждой на лучшее и пожеланиями здоровья и благополучия!

#лютня

12 1 ER 0.1834
Происходившие локдауны, были, безусловно, не очень приятны, но здорово, что они оставили и полезный творческий "выхлоп".

На днях в youtube-канале ансамбля Voices of Music (на который сложно не наткнуться, как только начинаешь искать там какие-то барочные произведения) выложил запись вебинара известного барочного дирижёра Николаса МакДжегана, который состоялся в октябре прошлого года во время вынужденного виртуально-онлайнового сезона коллектива, стрим был посвящён Баху и танцам (ну или танцам в эпоху Баха, если вам так больше нравится). Так что если вы пропустили, то всё в открытом доступе.

#ликбез #Бах #танец

22 0 ER 0.2076
Два дня назад ушла из жизни одна из величайших певиц современности Криста Людвиг. Давайте послушаем фрагмент записи 1962-го года "Страстей по Матфею" с Отто Клемперером, где она поёт "Erbarme dich". Знаю, многие могут воскликнуть что-то в духе: "Ну наконец-то! нормальное исполнение, а не эти HIPP-стеры!" Пожалуй, с таким я не соглашусь: всё-таки, направление исторически-информированного исполненительства дало нам многое для более глубокого понимания Баха и музыки Барокко. Но я не соглашусь и с теми, кто бы начал говорить, что это невозможно слушать, что романтические замедления звучат комично, что слишком много вибрато (на самом деле не очень) и т.п. Нет, мне кажется, если абстрагироваться от некоторых деталей, которые, быть может и существенны как маркеры, но не столь уж существенны по сути, то это очень, очень убедительно звучащее исполнение и сегодня.

#исполнители #BWV244

13 0 ER 0.1472
Мини-экскурсия самого Алексиса Коссенко поперечным флейтам — от ренессансных до современных, все флейты из его собственной коллекции инструментов.

(Спасибо Даниэле Марс, снявшей это видео!)

#ликбез #инструменты #флейта #траверсфлейта

5 5 ER 0.0756