Статистика ВК сообщества "КУЛЬТУРНАЯ #АНТРОПОЛОГИЯ & ЭТНОЛОГИЯ"

0+
🗿 👳 👰 👲👩👪 🎎 🍵🏺 🔮 📿 🐱

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Казанков А.А. Агрессия в архаических обществах (на примере охотников-собирателей полупустынь) / Отв. ред. Д.М. Бондаренко. М.: Институт Африки РАН, 2002. - 204 с.
Книга адресована широкому кругу читателей: этнологам, антропологам, историкам первобытного общества, археологам.Предложенная в книге модель конвергентной эволюции бушменского и монголоидного морфо-популяционных типов может заинтересовать биологов - специалистов по физической антропологии и генетике.
В монографии на широкой и многообразной источниковой базе проанализированы факторы, определявшие уровни интенсивности межобщинной агрессии (например, такого ее проявления, как гомицид) в традиционных обществах охотников-собирателей. Для сравнения были выбраны: бушмены Калахари, и в первую очередь – !кунг ("дзу/твасси"); аборигены центральной, юго-восточной и северной Австралии; а также "шошоноязычные" индейцы Большого Бассейна США.

Выявлено, что в полупустынных экологических зонах уровень гомицида был значительно ниже, чем в обществах бродячих охотников-собирателей из хорошо увлажненных областей. Так, например, в юго-восточной Австралии и в Арнемленде уровень гомицида в традиционных обществах аборигенов превосходил "калахарский" примерно в 6 раз. Как показано в монографии, данное резкое различие в культурах и поведении охотников-собирателей вызвано в первую очередь своеобразной адаптацией социальных норм к нерегулярному (стохастическому) выпадению осадков в полупустынях.

#книги@antropologia #этнология #америнды #шошоны #бушмены
#аборигены #австралийцы #антропология

38 0 ER 0.8554
Изображение удмуртки и марийки в альбоме Августина Мейерберга
(историко-этнографический анализ графического источника 17 века).

Нечвалода Е.Е. Изображение удмуртки и марийки в альбоме Августина Мейерберга (историко-этнографический анализ графического источника) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. №2.

В отечественной этнографии несправедливо мало внимания уделяется ранним визуальным графическим источникам. Существующие источники нуждаются в подробном историко-этнографическом анализе. В данной статье рассматриваются изобразительные источники XVII в. по этнографии финно-угорских народов Поволжья, до настоящего времени слабо введенные в научный оборот. Анализируются изображения удмуртки и марийки в альбоме рисунков, сделанных художниками из состава посольства австрийского императора Леопольда I в Москве под руководством А. Мейерберга (1661-1663 гг.). Цель работы: введение этих изображений в научный оборот как полноценного исторического источника. Степень его достоверности определялась через сопоставление особенностей облика изображенных удмуртки и марийки с информацией, содержащейся в текстах XVI-XVII вв., с этнографическими материалами XIX-XX вв. по традиционной одежде народов Поволжья, с синхронными материалами по одежде русских. Анализ показал, что изображения достоверно передают особенности женской одежды удмуртов и марийцев и ее декора, а в их основе лежали рисунки, сделанные с натуры. В связи с тем, что А. Мейерберг не посещал Поволжья, не упоминал о встречах с удмуртами и марийцами в подробных описаниях своего путешествия, и, учитывая то, что он имел в Москве доступ к различным русским источникам, использовал их и вставлял сделанные с них переводы в свой текст, автор статьи предполагает, что эти изображения художники А. Мейерберга скопировали с московского оригинала. Анализ самих изображений, несколько отличающихся от остальных в альбоме А. Мейерберга, поддерживает это предположение.
Текст статьи прикреплён к посту.
#удмурты #марийцы #финно_угры

Об авторе:
Нечвалода Елена Евгеньевна - кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник отдела этнографии Института этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева
Уфимского научного центра РАН.
Елена Евгеньевна Нечвалода окончила в 1990 г. художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института (ныне Башкирский государственный педагогический университет).
С 1994 по 1997 г. обучалась в аспирантуре Отдела народов Южного Урала с Музеем археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН (научный руководитель член-корреспондент РАН, академик АН РБ д.и.н., профессор Р. Г. Кузеев).
В 1998 г. защитила диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.07 (этнология, антропология) по теме «Орнамент счетной вышивки башкир: генезис и развитие».

16 0 ER 0.5278
#ислам #суфизм #коммунизм
Кисляков Н.А. Следы первобытного коммунизма у горных таджиков Вахио-Боло. М.;Л.: Академия наук СССР, 1936. - 158 с. (Труды Института Антропологии, Эинографии и Археологии. Т. Х. Этнографическая серия № 2)

В этом издании советского периода освещены следующие темы: о верованиях, следах родового быта, общинной организации населения района Верхнее Вахио - одной из самых труднодоступных и высокогорных частей Памира. Содержит раскладную карту региона, карты и схемы в тексте, таблицу наименований родства в приложении.
Содержание
Введение
Следы родового быта
Патриархальная семейная община
Сельская община
Семья
Таблица наименований родства
Список цитированной литературы

Из книги:
В дореволюционное время Вахио-боло входило в состав Дарвазского
бекства и управлялось специальным наместником (миром), проживавшем в Лоджирк-Кала...
... Отличительной чертой племени по Моргану — Энгельсу
являются „общие религиозные представления (мифология) и религиозные обряды“. То же отмечает Робертсон в отношении кафиров: „Весьма вероятно, скорее даже достоверно, что один и тот же бог известен у разных племен под разными названиями; но если мы и допустим это, все же должно быть много таких богов, которые известны или почитаются только особыми племенами или даже особыми деревнями“.
У двух из перечисленных нами групп, вахиочей и хлозцев, мы
находим как раз подобные культы, связанные с именами Ходжи-и-Хлоза и Воха-Бурха.
Доказательством того, что гробиица-мазор Бурха действительно
является святыней всех вахиочей, служат ежегодные пожертвования
на гробницу. Эти пожертвования заключаются в том, что каждый год
весной один из жителей кишлака Сангвор приносит шейхам (хранителям)
мазора в дар быка; то же самое делает и один из жителей кишлака
Боршид. Осенью, после сбора урожая, все дехкане кишлаков, располо­
женных по рекам Оби-арзынг и Хингоу до „Джари-бахта“, дают сангвор-
скому дехканину, пожертвовавшему быка, по одному деревянному блюду
пшеницы; боршидский же дехканин собирает пшеницу с жителей кишла­ков, расположенных по р. Оби-мазор. Таким образом, приношение
мазору фактически совершается всем населением Вахио-боло.
Отметим также, что среди каждой группы-племени до революции
действовали духовные „руководители“ населения, так называемые „ишаны“,
представители мусульманского суффизма. Если на нижнем течении
р. Хингоу особенной популярностью пользовался ишан Султан, влияние
которого простиралось на хлозцев, туркийачей и сагырдашчей, среди
которых он вербовал себе, главным образом, последователей — мюридов,
то в Вахио-боло среди вахиочей действовала семья так называемых
арзынгских ишанов. Хотя старания этих ишанов шли и за пределы
Вахио-боло вниз по течению реки, но, в основном, граница между
племенем вахиочей и племенем туркийа— „Джари-бахт“ служила также
границей сфер влияния ишана Султана и арзынгских ишанов. Если первый
мог считаться духовным руководителем племен хлоз и туркийа, то
арзынгские ишаны несомненно рассматривали себя как представителей
племени вахиочей. Это подтверждается еще и тем обстоятельством, что
мюридами арзынгских ишанов являлось и население соседнего с Вахио-боло Ванджа. Ванджцы же имели непосредственные связи с вахиочами и среди населения Ванджа много переселенцев из Вахио-боло, о чем будет речь ниже, при рассмотрении больших патриархальных семей
на Вандже.
Все эти данные приводят нас к заключению, что в долине Хингоу
мы действительно имеем дело со следами племенной организации, причем
возможно, что предания о переселениях из долины р. Ях-су рисуют
действительную картину переселения отдельных родов, выделившихся
из своего первоначального племени и в свою очередь давших начало
новым племенным образованиям. В настоящее время средняя численность
каждого племени группы бассейна Хингоу равна 5— 6 тысячам человек.

#книги@antropologia #таджики #Памир #этнология #антропология

43 2 ER 0.7680
Народные рисунки хакасов
Авторы: Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В.
Монография. — М.: Наука, 1980. — 177 с.
В книге впервые публикуются народные рисунки хакасов, выявленные в последние годы преимущественно в горах Оглахты на Енисее. Они нарисованы краской, выполнены в виде гравюр или выбиты на каменных плитах и скалах. Этот вид творчества народных художников отражает многие сферы жизни и быта хакасов XVII — начала XX в.
Предисловие.
Известия о хакасских рисунках.
Открытие хакасских писаниц.
Датировка изображений.
Изобразительные приемы.
Рисунки на камне - отрасль хакасского искусства.
Сюжеты и семантика изображений.
Стилистические особенности рисунков на камне.
Заключение.
#книги@antropologia #хакасы #тюрки #этнология
#антропология

19 0 ER 0.4864
Представления, культы, обряды у казахов
Мустафина Р.М.
Алма-Ата: Казак университет, 1992. — 176 с.
#ислам #шаманизм #суфизм #суеверия #ишанизм
В книге дается всесторонняя характеристика бытового ислама. В этом научном издании рассматриваются место и роль ислама в жизни казахов, специфика мистического ислама — суфизма (ишанизма, дервишизма), культ святых, а также реликты представлений и обрядности, связанные с сельскохозяйственной деятельностью (Наурыз, Жарапазан, Тасаттык), демонологией, шаманством, некоторыми синкретическими религиозными формами, семейно-бытовой обрядностью.
Издание рассчитано на широкий круг читателей, на историков, этнографов, религиоведов.
Ислам в Южном Казахстане
Распространение ислама в Южном Казахстане
Ислам у казахов Южного Казахстана в конце XIX века
Религиозные обряды, совершавшиеся казахами XIX веке в семейном быту
Мусульманское духовенство и религиозные организации в XIX веке
Мектебы
Медресе
Мечети
Духовенство
Ислам в Южном Казахстане в настоящий период
Соблюдение казахами мусульманских обязанностей и обрядности
Мусульманское духовенство и религиозные организации
Суфизм в Южном Казахстане. Культ святых
Философские концепции суфизма в простонародном исламе
Распространение суфизма в Южном Казахстане
Суфизм - ишанизм, дервишизм
Суфийские организации и авторитеты на территории Южного Казахстана
Формы проявлений суфизма в наши дни
Культ святых в Южном Казахстане
Святые, образы которых связаны, с официальной исламской традицией
Святые, образы которых связаны с суфийской традицией
Святые — родоначальники казахских племен
Святые, образы которых характеризуются неопределенностью; святые — покровители местностей
Святые, образы которых хранят черты доисламского культа природы
Святые — покровители профессиональных занятий
Обряд поклонения святыням
Доисламские представления у казахов Южного Казахстана
Реликты представлений и обрядности, связанные с сельскохозяйственной деятельностью
Святые — покровители земледелия и земледельцев
Наурыз
Жарапазан
Тасаттык
Реликты демонологии, шаманства и некоторых синкретических религиозных форм. Семейно-бытовая обрядность
Демонологические представления
Шаманство
Дуана
Некоторые реликты домусульманской целительной практики
Семейно - бытовая обрядность
#книги@antropologia #казахи #Казахстан #этнография

22 0 ER 0.5061
Русские арктические старожилы Якутии: сборник научных статей
Никитина С.Е. (отв. ред.).
Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2019. — 288 с. — ISBN 978-5-902198-47-5
Настоящий сборник научных статей составлен на основе результатов двух проектов: «Русские арктические старожилы Республики Саха (Якутия): культурно-созидательный опыт хозяйственного и научного освоения Арктики (с. Русское Устье и с. Походск). 2012–2013 гг.» и «Лингвокультурологическая экспедиция в с. Походск Нижнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия), с. Русское Устье Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия). 2014 г.» по Государственной целевой программе «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков Республики Саха (Якутия)». В 2013 г. в рамках проектов состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Язык и культура русских старожилов Арктики как феномен этнокультурного взаимодействия народов Республики Саха (Якутия)», посвященная 375-летию Русского Устья Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия), материалы которой также вошли в сборник. В книге представлены статьи профессиональных исследователей истории, этнографии, антропологии, фольклористики и лингвистике а также краеведческие материалы русских арктических старожилов с. Русское Устье и с. Походск. Издание предназначено как для специалистов-гуманитариев, так и для широкого круга читателей.
#книги@antropologia #русские #славяне #этнология
#антропология #Якутия #Сибирь #Арктика

Содержание
Предисловие.
Исторический опыт адаптации русских арктических старожилов Якутии.
Е.А. Строгова. Формирование постоянного русского населения и образование этнической территории на севере Якутии в XVII – XVIII вв.
С.Е. Никитина. Русские арктические старожилы Республики Саха (Якутия): проблемы сохранения уникальной культуры.
В.И. Шадрин, С.Е. Никитина. Проблемы традиционного рыболовства русских арктических старожилов устья р. Колымы.
Е.П. Антонов. Современное самосознание русских старожилов Походска в контексте экономической и социокультурной трансформации
О.В. Осипова, Е.Г. Маклашова. Идентичности Арктики (по материалам социологического исследования в Аллаиховском районе).
С.И. Боякова. Отечественные исследователи XIX – начала XX вв. о русских жителях низовьев Индигирки.
Л.Н. Жукова. Неизвестная записка Д.Д. Травина о хозяйстве и быте русскоустьинце Л.Е. Винокурова.
Л.Е. Винокурова. Экспедиция Теодора Абрамовича Шуба в Русское Устье.
О.В. Чуракова. Северянка как социокультурный феномен: опыт ретроспективного кросс-культурного сравнения женских миров Поморья и Якутии.
М.Б. Башкиров. Метисы северо-запада Канады: идентичность, правовой статус, политические требования.
Н.В. Плужников. Этнография материальной и духовной культуры русских старожилов Русского Устья.
Г.А. Аксянова. Русскоустьинский антропологический феномен.
С.Е. Никитина. Научно-исследовательские результаты «лингвокультурологической экспедиции в с. Походск Нижнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия), с. Русское Устье Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия)».
Язык и фольклор русских арктических старожилов.
Т.А. Бердникова. Проблема сохранения народных говоров как объект языковой политики.
Т.А. Бердникова. О проведении диалектологического исследования языковой и этнокультурной ситуации русских старожилов устья р. Индигирка.
Р.И. Васильева. М.Ф. Дружинина как исследователь русских старожильческих говоров на территории Якутии.
И.А. Чикачёв. Заимствования из аборигенных языков в Русско-устьинском диалекте.
Н.П. Киселева. Русскоустьинский словарь как элемент национальной культуры.
А.М. Суздалова. Походский говор: исследования учащихся Походской средней общеобразовательной школы с. Походск Нижнеколымского улуса (района) РС (Я).
О.И. Чарина. Русский фольклор на Колыме и Индигирке.
Ю.И. Смирнов. О людях, засыпающих на всю зиму.
Н.Д. Портнягина. Использование русско-устьинского фольклора на уроках литературы.
Г.Д Портнягина. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к уникальной культуре с. Русское Устье.
М.К. Бурьяк. Перспективы восстановления народно-песенной традиции села Русское Устье Республики Саха (Якутия).
Т.С. Шенталинская. Андыльщина. Феномен колымского жанра-эндемика.
Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Язык и культура русских старожилов Арктики как феномен этнокультурного взаимодействия народов Республики Саха (Якутия)».
Сведения об авторах.

15 0 ER 0.3933
Ловмянский Г. Религия славян и её упадок
Пер. с польского М. В. Ковальковой. — СПб.: Академический проект, 2003. — 512 с. — ISBN 5-7331-0045-1.
#книги@antropologia #антропология #этнология #язычество #славяне

На огромном этнографическом, историческом, литературном материале реконструируется общеславянский языческий пантеон, исследуется его местные модификации, история формирования, развития и постепенного исчезновения.
Вступление.
Пролегомены.
Истоки и функции религии.
Индовропейское наследие в религии славян.
Предварительные замечания к изучению религии славян в Средние века.
Религия славян.
Проблема прототеизма у южных славян.
Религия восточных славян.
Проблема политеизма.
Полидоксия.
Организация и форма культа.
Полабский политеизм.
Религия западных славян.
Проблематика христианизации славян в раннем Средневековье.
Правовой аспект религии славян и их обращения в христианство.
Миссия и христианизация.
Обращение славян в христианство.
Укрепление новой религии.
Земная функция новой религии.
Эсхатологическая функция новой религии.
Выводы.
Список важнейших сокращений.
Примечания.
Именной указатель.

33 0 ER 0.5753
Корейцы в СССР. Материалы советской печати 1918-1937 гг. / Отв. ред. Ю.В. Ванин. М.: Институт востоковедения РАН, 2004. — 344 с.

Сборник материалов советской печати 1918-1937 гг. о корейцах в СССР состоит из двух частей. Первая часть посвящена участию корейцев в гражданской войне и революционном движении на русском Дальнем Востоке. Вторая часть освещает социально-экономическое , культурное и правовое положение корейцев в СССР до их депортации в Казахстан и Среднюю Азию в 1937 г.
#книги@antropologia #корейцы #СССР #этнология

25 0 ER 0.4657
Русские айско-юрюзаньского междуречья (история, антропология, культура)
Нечвалода Е.Е. (сост.)
Уфа: Институт этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева
Уфимского научного центра РАН., 2011. — 380 с.
Вы узнаете о религиозной культуре, фольклоре и говорах русских Башкирии, и о их взаимодействиях с местным башкирским населением.
Сборник посвящен вопросам истории, антропологии, языка, этнографии русских, проживающих в Дуванском районе Республики Башкортостан.
В очерках и публикациях отражены различные стороны их материальной и духовной культуры, а также история переселения русских крестьян на башкирские земли, история основания и развитие сел, история и архитектура сельских храмов.
Для историков, этнографов, краеведов и всех, кто интересуется русской традиционной культурой, историей и культурой Башкирии.
#книги@antropologia #русские #славяне #этнология
#антропология #Башкирия #Башкортостан

11 0 ER 0.3001
Книжная новинка доступна в электронном виде на сайте издательства.
Технологии этнонациональной мобилизации в многосоставных обществах (на примере черкесов России и Турции). 2021.
Фрагмент книги доступен к прочтению.
Авторы: Цибенко В.В., Цибенко С.Н.
М.: Издательство «Весь Мир», 2021.
Цибенко Вероника Витальевна - кандидат исторических наук, директор
Центра междисциплинарных гуманитарных исследований Южного федерального университета.
Цибенко Сергей Николаевич - кандидат политических наук, ст. науч. сотрудник Центра междисциплинарных гуманитарных исследований Южного федерального университета.
Не повторяя дословно авторский текст, рассчитанный на специалистов в области политической науки, политтехнологов, подчеркнем его значение для понимания очень важных процессов обретения тем или иным народом, этносом своего собственного «я», своей «самости», «идентичности».
Для России и других стран, которых авторы относят к «многосоставным» — это более чем актуальная проблема. Можно сказать, что на просторах Евразии эта проблема характерна и важна почти для всех стран! То или иное ее решение способно привести к гармонии и процветанию или к конфликту и хаосу.
Книга ростовских авторов — серьезный вклад в изучении вопроса в его современной постановке.
В книге показаны значимость, масштаб и вариативность технологий национальной мобилизации для современного нациестроительства и проанализирована их успешность в многосоставных обществах с этнокультурной сегментацией, к которым относят Россию и Турцию. В книге рассмотрены различные символические и сетевые технологии, посредством которых российские и турецкие черкесы (черкесы «исторической родины» и «диаспоры») развивают широкий набор конкурирующих национальных проектов. Выводы, сделанные авторами в отношении черкесской этнонациональной мобилизации, применимы и к другим недоминантным этническим группам в России и за рубежом и могут быть использованы для целей государственного нациестроительства, обеспечения государственной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.

Содержание
Введение
Россия и Турция как многосоставные общества
Мобилизация в контексте нациестроительства
Специфика национальной мобилизации
Типы национальной мобилизации
Диаспоральный аспект национальной мобилизации
Социально-политические технологии
Мобилизация ресурсов и идеологические технологии
Мобилизационные и сетевые технологии
Национальная мобилизация черкесов
Особенности символической политики
Технология построения национального мифа
Технология ритуализации и мемориализации
Технология конструирования национальной символики
Технология изобретения национальных традиций
Технология построения национальной сети
Интернет-технологии национальной мобилизации
Сетевые технологии мобилизационного вовлечения
Технологии сетевой мобилизации в многосоставном обществе
Заключение
Библиография

Доступно к прочтению Введение:

В действительности нация никогда не готова.
В этом национальное государство отлично от остальных.
Нация всегда или слагается, или разлагается.
Хосе Ортега-и-Гассет. «Восстание масс»

Распад СССР, сопровождавшийся развитием национальных движений в союзных республиках и завершившийся созданием независимых государств, а также череда «цветных революций» на постсоветском пространстве и в странах Ближнего Востока показали, что унифицированные технологии политической мобилизации приобрели если не главное, то первостепенное значение в деле современного нациестроительства. Политическая мобилизация, используемая в целях нациестроительства, одновременно становится и национальной. Парадоксальным образом нация появляется после национальной (сейчас, как правило, этнонациональной) мобилизации, и именно благодаря ей она формируется из индивидов, связанных друг с другом идеей и действием.

Нациестроительство сегодня нередко напоминает панельное домостроение, в котором сами строители, место стройки, материалы не оказывают решающего влияния на итоговый результат, а реальный выбор для будущих жильцов ограничен несколькими типовыми вариантами. Хотя ситуация с формированием наций сегодня не менее сложная, чем, к примеру, два столетия назад, ключевым отличием современного нациестроительства стало именно широкое применение социально-политических технологий.

Технологизация процесса, основывающаяся на алгоритмизации действий и активном включении в нациестроительство «технологов-нациестроителей», привела к большей предсказуемости результата, быстрой массовой вовлеченности и, на первый взгляд, снижению издержек. Особенно успешным представлялся опыт нациестроительства в рамках одного государства «титульной» этнической группой. Постсоветское пространство дает нам много положительных примеров применения социально-политических технологий для формирования и укрепления коллективной идентичности национального типа.

В ряде случаев, однако, типовые решения без учета индивидуальной специфики, наоборот, повысили «издержки производства». Неудачное, а часто и совершенно неподконтрольное развитие социально-политических процессов в нетиповых ситуациях стало побочным эффектом технологизированного нациестроительства. В отдельных странах применение данных технологий привело практически к параличу политической системы, а в рамках некоторых этнонациональных проектов на территории России неоднократно вызывало политическую дестабилизацию, в частности на Северном Кавказе.

Фактически прослеживается зависимость: чем сложнее устройство общества, тем рискованнее технологизированное нациестроительство (обратное тоже верно). Если так, то для анализа максимальных возможностей и всех видов уязвимостей социально-политических технологий наиболее интересный материал представляют многосоставные общества. К ним, несомненно, относятся Россия и Турция — полиэтничные и многоконфессиональные постимперские государства, которые мы выбрали для компаративного анализа.

Для большей наглядности мы берем не только две эти страны в сравнении, но и общие для них «нетитульные» национальные проекты черкесов. Это дает нам раскрыть еще один важный аспект темы нациестроительства — диаспоральный. Черкесы считают своей исторической родиной территории, находящиеся в составе Российской Федерации, при этом крупнейшая черкесская диаспора проживает в Турции. На данном примере и с учетом исторической динамики нам предстоит показать, какую роль диаспоры играют в развитии социально-политических технологий в целях современного нациестроительства.

Выбрав нашим объектом технологии нациестроительства, мы вынужденно ограничили свой инструментарий конструктивистскими подходами к нации и национализму. Однако мы отнюдь не отрицаем наличия естественных причин формирования наций. Напротив, национальные технологи, на наш взгляд, более всего походят на средневековых алхимиков, добивавшихся чудесного превращения металла в золото только в том случае, если оно уже содержалось в исходных рудах. Или же на золотоискателей, которые ради спрятанных природой слитков просеивают тонны песка или дробят массивы горных пород.

С кем нам соотносить национальных технологов? Если с национальными элитами, то подразумевается, что нация уже живет, а не создается на наших глазах. Конечно, большая часть националистов считают свою нацию существующей от начала времен, однако объективности ради согласиться с такой позицией мы не можем. Тогда национальных технологов следует соотнести с протонациональными элитами, которые, несомненно, желают стать цветом будущей нации и считают себя активной движущей силой, мотором национального движения. В таком случае их можно назвать и национальными или протонациональными активистами, а также акторами или агентами национальной мобилизации.

Чем руководствуются национальные технологи в своих устремлениях — трезвым прагматическим расчетом или желанием общественного блага, зависит от многих обстоятельств. Однако их неизменная цель — претворение в жизнь образа нации, созданного творческим воображением, их собственным или же коллективным. Воображенная, в терминах Бенедикта Андерсона, нация для них есть истинное золото: высшая ценность, эталон и мера всех вещей, как для алхимиков, или ресурс и средство достижения личного благополучия, как для золотоискателей.

Но не стоит забывать, что ценность золота сохраняется только до тех пор, пока секреты его массового производства не раскрыты. Представим, что философский камень, превращающий свинец в золото, а незнакомых и ничем не связанных друг с другом людей в монолитные нации, был бы открыт в действительности. Или же золото стало бы таким же распространенным, как железо, а нации стали создаваться по первому желанию группы активных лиц. Разве и золото и нации не потеряли бы тотчас свою ценность?

Коль скоро национальные технологи являются не только расчетливыми прагматиками, но и могут разделять идеалистические мотивы и альтруистические порывы, для анализа их деятельности недостаточно будет ресурсного и инструментального подходов, готовых объяснить, как личные задачи решаются через нациестроительство. Разрабатывая и применяя технологии нациестроительства, создавая и укрепляя национальную идентичность, национальные технологи руководствуются идеальным образом нации, который в сконцентрированном виде содержится в идеологии национализма, проявляется в символической политике и применяется в символических технологиях. Соответственно, анализ концептов нации, вариантов национальных проектов и символической политики, реализуемой национальными технологами, будет занимать существенное место в нашем исследовании.

Продолжая аналогию с алхимией, наши национальные технологи во благо своей идеальной нации будущего катализируют существующие этнополитические процессы, создают благоприятную среду для кристаллизации нации и в случае неудачи устраивают социально-политические взрывы в своих лабораториях — обществах и государствах. Как золотоискатели, они, напротив, провоцируют социально-политические кризисы и потрясения, чтобы высвободить нацию из толщи горной породы, а национальную идентичность отделить от мириад песчинок — прочих идентичностей.

В распоряжении национальных технологов широкий набор средств, отражающий уровень развития современных гуманитарных и общественных наук. Попутно они сами обогащают науку новыми открытиями в сфере социальных взаимодействий и этнополитических процессов. Но что же заменяет им сегодня инвентарь алхимиков и золотоискателей? Очевидно, что в основе символических технологий лежат символы и мифы, расходный материал для нациестроительства. Их более или менее успешно используют для национальной мобилизации многие поколения национальных технологов. В чем же особенность современного инструментария, позволившая ускорить процессы циркуляции символов и мифов, сделать эти процессы более управляемыми и предсказуемыми?

Поскольку в основе нациестроительства лежит формирование национальной идентичности, ключевым его инструментом является коммуникация — вербальная и невербальная, прямая и опосредованная. С учетом последних тенденций, которые стали частью постулируемой «новой нормальности», — увеличения объема и скорости коммуникации в электронной среде; расширения технических средств передачи вербальной и невербальной информации онлайн; перемещения социальной активности на виртуальные платформы, форсированного социальным дистанцированием офлайн, — именно глобальная сеть Интернет становится тем самым современным прибором для выработки и укрепления национальной идентичности и собственно нации.

Теперь сетевые или интернет-технологии в обязательном порядке включаются в арсенал национальных технологов как основные, тогда как еще десятилетие назад были лишь дополнительными. Это отнюдь не отменяет иные технологии нациестроительства, опробованные многими поколениями и хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Как раз наоборот, утилитарное, сочетанное их применение многократно усиливает эффект, продвигая национальных технологов на многие шаги вперед к осуществлению заветной цели создания нации.

В этой связи основными нашими источниками стали медийные материалы (печатные и электронные), дискурс-анализ которых позволил нам увидеть технологии национальной мобилизации в действии. Мы также использовали широкий пласт научной литературы, нормативные документы, статистические данные, этнографические материалы, данные социологических опросов и собственные наблюдения.

Понимая неразрывность связи сетевых и символических технологий, мы тем не менее для удобства рассмотрим их в разных главах на материалах черкесского нациестроительства. Не обойти нам и вопроса теоретико-методологических основ изучения технологий национальной мобилизации, с которой мы и начнем, не забывая о специфике многосоставных обществ.

Прежде чем приступить непосредственно к нашей теме, мы хотели бы добавить пару слов о важности изучения технологий национальной мобилизации именно в нашей стране. Вместо того чтобы углубляться в историю, которая несомненно дала бы нам множество поучительных примеров, почему не стоит недооценивать потенциал нациестроительства как для объединения, так и для разъединения наших огромных географических пространств, напомним о совсем недавней и все еще актуальной идее «российской нации».

Обсуждение данного концепта достаточно успешно шло в определенных научных кругах, однако при первом выходе за пределы узкого научного сообщества сразу же стало предметом спекуляций и источником для всплеска этнонациональной мобилизации многих народов России. Построение гражданской нации было моментально приравнено к построению этнической, благодатную почву получили мифы о насильственной ассимиляции — русификации, христианизации и пр., что вылилось в массовые протесты против внесения поправок в Конституцию РФ, затрагивающих вопросы культуры.

Все это наглядно продемонстрировало, насколько нетривиальной задачей является как переосмысление феномена национализма на теоретическом и методологическом уровнях, так и практическое построение единой нации. Нам представляется, что наблюдаемые трудности в деле нациестроительства отчасти обусловлены тем, что наряду с другими концептуальными вопросами российскими экспертами не было уделено должного внимания технологическому аспекту этого процесса, особенно в условиях этнокультурной сегментации нашего общества.

В причинах недостаточного внимания к данной теме мы видим и особенности внутреннего запроса на нациестроительство. Как отмечает Э. А. Паин, «в России никогда не было национальной политики как нациестроительства (nation building). Министерства и ведомства, которые считались ведающими такой политикой, на самом деле занимались более узкими вопросами, теми, которые включаются обычно в понятие „этническая политика“». На наш взгляд, именно поэтому в России сформировалось и крайне узкое понимание технологий политической мобилизации как относящихся исключительно к электоральным и протестным акциям. Мощная технологическая сторона строительства наций растворилась в этнополитических процессах.

Мы обязательно должны отметить, что осмысление феномена этнонациональной мобилизации представляется важным с точки зрения научного обеспечения государственной национальной политики Российской Федерации, реализуемой государственными и гражданскими акторами с целью укрепления российской нации. Не менее важным это оказывается и при исследовании влияния на государственное нациестроительство в России случаев этнонациональной мобилизации, которые имеют место в рамках отдельных национальных движений, выходящих за пределы одного региона и даже страны (как в случае черкесов).

В свою очередь, технологический аспект национальной мобилизации актуален и для повышения эффективности процесса укрепления общероссийской гражданской идентичности, и для совершенствования государственной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.

Данная монография стала результатом многолетней работы авторов над темами нациестроительства на Кавказе и в кавказских диаспорах за рубежом. Однако она была бы невозможна без поддержки наших учителей. Особую благодарность мы выражаем Сергею Петровичу Поцелуеву, оказавшему неоценимую помощь в разработке теоретической части исследования. Источником вдохновения для нас также служили концептуальные основы ростовской политологической школы Виктора Павловича Макаренко.

12 0 ER 0.3105