Новые задания на ЕГЭ по химии в 2022г.
Составители ЕГЭ рассказали на летней школе учителей химии о планируемых изменениях в ЕГЭ -2022.
Окончательный вариант еще не утвержден, но осенью появится на сайте ФИПИ.
Время экзамена увеличивать не планируют.
Часть 1 состоит из 28 заданий.
№5 (классификация неорганических соединений): задание решили оставить. По сравнению с 2021 немного трансформировался вид и число вариантов ответа.
№12 по аналогии с заданием 17 планируется дать неограниченное число верных ответов (вместо двух веществ в 2021).
№13 и 14 объединены в одно задание.
№21 (гидролиз): обновлено. Необходимо расположить четыре вещества в порядке увеличения или уменьшения pH их водных растворов. Необходимая справочная информаия будет дана в задании.
№26 (равновесные концентрации): абсолютно новое. Задача алгоритмичная, поэтому ее перенесли из второй части в первую.
Вторая часть остается без существенных изменений.
№34 - новых видов задач вводить не планируют.
№35 - останется в формате 2021г и будет оцениваться в 3 балла (предполагаемый пункт про выход реакции решили исключить)
Статистика ВК сообщества "Chemic.on: онлайн-занятия по химии"
Репетитор по химии
Материалы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Количество постов 1 099
Частота постов 309 часов 28 минут
ER
11.02
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
ГИДРОЛИЗ НА ЕГЭ ПО ХИМИИ
Спорные моменты. как правило, не включены в тестовую часть. Поэтому в задании 23 не бывает вопросов про:
слабокислую и слабощелочную среду ;
хроматы и дихроматы;
нитрат серебра;
гидролиз нерастворимых солей;
тип среды в растворах основных и двойных солей
Кислые соли используются только в заданиях с формулировкой «отношение к гидролизу». Заданий на установление характера среды в растворах этих солей НЕТ. Можете запомнить гидрокарбонат натрия – слабощелочная среда (пригодится в 26)
Могут встретиться соли рубидия и цезия, аммония и метиламмония; ацетаты, пальмитаты, стеараты
Соли магния гидролизуются
#chemicon_lovushkiEGE
Спорные моменты. как правило, не включены в тестовую часть. Поэтому в задании 23 не бывает вопросов про:
слабокислую и слабощелочную среду ;
хроматы и дихроматы;
нитрат серебра;
гидролиз нерастворимых солей;
тип среды в растворах основных и двойных солей
Кислые соли используются только в заданиях с формулировкой «отношение к гидролизу». Заданий на установление характера среды в растворах этих солей НЕТ. Можете запомнить гидрокарбонат натрия – слабощелочная среда (пригодится в 26)
Могут встретиться соли рубидия и цезия, аммония и метиламмония; ацетаты, пальмитаты, стеараты
Соли магния гидролизуются
#chemicon_lovushkiEGE
Как быть с гидроксидом кальция в реакциях ионного обмена?
Ведь Ca(OH)₂ -сильный электролит, однако малорастворимое вещество.
Насыщенный раствор гидроксида кальция часто используют как реагент и называют известковой водой. Это прозрачный раствор, в котором все частицы гидроксида кальция растворены, а значит его можно расписать на ионы:
Ca(OH)₂⇆Ca²⁺ + 2OH⁻
Например, взаимодействие соляной кислоты с известковой водой:
2HCl + Ca(OH)₂(р-р) = CaCl₂+ 2H₂O
2H⁺+ 2Cl⁻ + Ca²⁺ + 2OH⁻= Ca²⁺ + 2Cl⁻ + 2 H₂O
2H⁺+ 2OH⁻= 2 H₂O
H⁺+ OH⁻= H₂O
Если же гидроксид кальция образуется в ходе реакции, то, как правило, выпадает в осадок (т.е. его концентрация в растворе выше его растворимости). В таком случае его записывают в недиссициированном виде:
CaCl₂ + 2NaOH (конц.) = Ca(OH)₂↓ + 2NaCl
Ca²⁺+ 2Cl⁻ + 2Na⁺+ 2OH⁻= Ca(OH)₂↓ + 2Na⁺+ 2Cl⁻
Ca²⁺+ 2OH⁻= Ca(OH)₂↓
#chemicon_lovushkiEGE
Ведь Ca(OH)₂ -сильный электролит, однако малорастворимое вещество.
Насыщенный раствор гидроксида кальция часто используют как реагент и называют известковой водой. Это прозрачный раствор, в котором все частицы гидроксида кальция растворены, а значит его можно расписать на ионы:
Ca(OH)₂⇆Ca²⁺ + 2OH⁻
Например, взаимодействие соляной кислоты с известковой водой:
2HCl + Ca(OH)₂(р-р) = CaCl₂+ 2H₂O
2H⁺+ 2Cl⁻ + Ca²⁺ + 2OH⁻= Ca²⁺ + 2Cl⁻ + 2 H₂O
2H⁺+ 2OH⁻= 2 H₂O
H⁺+ OH⁻= H₂O
Если же гидроксид кальция образуется в ходе реакции, то, как правило, выпадает в осадок (т.е. его концентрация в растворе выше его растворимости). В таком случае его записывают в недиссициированном виде:
CaCl₂ + 2NaOH (конц.) = Ca(OH)₂↓ + 2NaCl
Ca²⁺+ 2Cl⁻ + 2Na⁺+ 2OH⁻= Ca(OH)₂↓ + 2Na⁺+ 2Cl⁻
Ca²⁺+ 2OH⁻= Ca(OH)₂↓
#chemicon_lovushkiEGE
КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО ХИМИИ
Знание свойств комплексных солей проверяется только на примере гидроксокомплексов цинка и алюминия.
Но для различения веществ (задание 25) также необходимо понимать какие гидроксиды растворяются в щелочах, а какие - нет. Знание аммиачных комплексов, на мой взгляд, тоже лишним не будет. Не забудьте, что водный раствор аммиака осаждает гидроксид алюминия из растворов его солей!
Гидроксид и оксид железа(III) проявляет амфотерность со щелочами только при сплавлении
Помните, что в ЕГЭ допустимо записывать и гексагидроксоалюминат-ион [Al(OH)₆]³⁻ и тетрагидроксоалюминат-ион [Al(OH)₄]⁻. Например:
Al(OH)₃ + NaOH = Na[Al(OH)₄]
или
Al(OH)₃ + 3NaOH = Na₃[Al(OH)₆]
СВОЙСТВА ГИДРОКСОКОМПЛЕКСОВ:
1⃣разрушение сильной кислотой
при недостатке гидроксид выпадает в осадок:
Na[Al(OH)₄] + HCl = NaCl + Al(OH)₃↓ + H₂O
при избытке образуется средняя соль (т.к. образовавшийся гидроксид растворяется в избытке кислоты)
Na₃[Al(OH)₆] + 6HCl = 3NaCl + AlCl₃ + 3H₂O
2⃣разрушение слабой кислотой
гидроксид выпадает в осадок и образуется кислая(!) соль соответствующей кислоты
Na[Al(OH)₄] + CO₂ = NaHCO₃ + Al(OH)₃↓
3⃣при нагревании гидроксокомплексы разрушаются с образованием средних солей:
Na[Al(OH)₄] = NaAlO₂ + 2H₂O
4⃣При добавлении соли с одноименным катионом (Al³⁺) гидроксид также выпадает в осадок:
3Na[Al(OH)₄] + AlCl₃ (конц.) = 4Al(OH)₃↓ + 3NaCl
#chemicon_lovushkiEGE
Знание свойств комплексных солей проверяется только на примере гидроксокомплексов цинка и алюминия.
Но для различения веществ (задание 25) также необходимо понимать какие гидроксиды растворяются в щелочах, а какие - нет. Знание аммиачных комплексов, на мой взгляд, тоже лишним не будет. Не забудьте, что водный раствор аммиака осаждает гидроксид алюминия из растворов его солей!
Гидроксид и оксид железа(III) проявляет амфотерность со щелочами только при сплавлении
Помните, что в ЕГЭ допустимо записывать и гексагидроксоалюминат-ион [Al(OH)₆]³⁻ и тетрагидроксоалюминат-ион [Al(OH)₄]⁻. Например:
Al(OH)₃ + NaOH = Na[Al(OH)₄]
или
Al(OH)₃ + 3NaOH = Na₃[Al(OH)₆]
СВОЙСТВА ГИДРОКСОКОМПЛЕКСОВ:
1⃣разрушение сильной кислотой
при недостатке гидроксид выпадает в осадок:
Na[Al(OH)₄] + HCl = NaCl + Al(OH)₃↓ + H₂O
при избытке образуется средняя соль (т.к. образовавшийся гидроксид растворяется в избытке кислоты)
Na₃[Al(OH)₆] + 6HCl = 3NaCl + AlCl₃ + 3H₂O
2⃣разрушение слабой кислотой
гидроксид выпадает в осадок и образуется кислая(!) соль соответствующей кислоты
Na[Al(OH)₄] + CO₂ = NaHCO₃ + Al(OH)₃↓
3⃣при нагревании гидроксокомплексы разрушаются с образованием средних солей:
Na[Al(OH)₄] = NaAlO₂ + 2H₂O
4⃣При добавлении соли с одноименным катионом (Al³⁺) гидроксид также выпадает в осадок:
3Na[Al(OH)₄] + AlCl₃ (конц.) = 4Al(OH)₃↓ + 3NaCl
#chemicon_lovushkiEGE
H₃PO₄ в 30-31 задания, как правило, не включают. Это один из вопросов, которые трактуют неоднозначно. И вот почему.
Ортофосфорная кислота - кислота средней силы; по первой ступени степень ее диссоциации 25-30%, по второй и третьей <0.01%. Таким образом диссоциация ортофосфорной кислоты преимущественно протекает по первой ступени:
H₃PO₄ ⇆ H₂PO₄²⁻ + H⁺
В то же время, в некоторых учебниках эту кислоту относят к слабым электролитам. А слабые электролиты в реакциях ионного обмена записываются в недиссициированной форме:
H₃PO₄≠
Экспертам рекомендуют засчитывать и ионные уравнения, в которых H₃PO₄ рассматривают как электролит по первой (дигидирофосфат-ион и катион водорода); и ионные уравнения, в которых кислота записана в недиссоциированной форме.
Рассмотрим это на примере взаимодействия ортофосфорной кислоты с избытком раствора гидроксида натрия
H₃PO₄ + 3NaOH = Na₃PO₄+ 3H₂O
Допустимо записать диссоциацию фосфорной кислоты по первой ступени:
H⁺ + H₂PO₄²⁻ + 3Na⁺ + 3OH⁻ = 3Na⁺ + PO₄³⁻ + 3 H₂O
H⁺ + H₂PO₄²⁻ + 3OH⁻ = PO₄³⁻ + 3 H₂O
или допустимо посчитать фосфорную кислоту неэлектролитом:
H₃PO₄ + 3Na⁺ + 3OH⁻ = 3Na⁺ + PO₄³⁻ + 3 H₂O
H₃PO₄ + 3OH⁻ = PO₄³⁻ + 3 H₂O
Недопустимо считать фосфорную кислоту сильным электролитом:
3H⁺ + PO₄³⁻ + 3Na⁺ + 3OH⁻ = 3Na⁺ + PO₄³⁻ + 3 H₂O
3H⁺ + 3OH⁻ = 3 H₂O
H⁺ + OH⁻ = H₂O
#chemicon_lovushkiEGE
Ортофосфорная кислота - кислота средней силы; по первой ступени степень ее диссоциации 25-30%, по второй и третьей <0.01%. Таким образом диссоциация ортофосфорной кислоты преимущественно протекает по первой ступени:
H₃PO₄ ⇆ H₂PO₄²⁻ + H⁺
В то же время, в некоторых учебниках эту кислоту относят к слабым электролитам. А слабые электролиты в реакциях ионного обмена записываются в недиссициированной форме:
H₃PO₄≠
Экспертам рекомендуют засчитывать и ионные уравнения, в которых H₃PO₄ рассматривают как электролит по первой (дигидирофосфат-ион и катион водорода); и ионные уравнения, в которых кислота записана в недиссоциированной форме.
Рассмотрим это на примере взаимодействия ортофосфорной кислоты с избытком раствора гидроксида натрия
H₃PO₄ + 3NaOH = Na₃PO₄+ 3H₂O
Допустимо записать диссоциацию фосфорной кислоты по первой ступени:
H⁺ + H₂PO₄²⁻ + 3Na⁺ + 3OH⁻ = 3Na⁺ + PO₄³⁻ + 3 H₂O
H⁺ + H₂PO₄²⁻ + 3OH⁻ = PO₄³⁻ + 3 H₂O
или допустимо посчитать фосфорную кислоту неэлектролитом:
H₃PO₄ + 3Na⁺ + 3OH⁻ = 3Na⁺ + PO₄³⁻ + 3 H₂O
H₃PO₄ + 3OH⁻ = PO₄³⁻ + 3 H₂O
Недопустимо считать фосфорную кислоту сильным электролитом:
3H⁺ + PO₄³⁻ + 3Na⁺ + 3OH⁻ = 3Na⁺ + PO₄³⁻ + 3 H₂O
3H⁺ + 3OH⁻ = 3 H₂O
H⁺ + OH⁻ = H₂O
#chemicon_lovushkiEGE
2 дня до ЕГЭ по химии
Самое время отдохнуть и посмотреть как корректно оформлять задания второй части. Нюансы оформления и подводные камни смотрите по тегу #chemicon_lovushkiege
Общие комментарии по оформлению заданий второй части:
При записи уравнений реакций допустимо указывать условия проведения реакций (нагревание/охлаждение, катализатор, указание концентрации раствора и пр.), однако эта запись не оценивается.
Если условия указаны, а уравнение противоречит истине, за задание снимается балл):
Можно писать: Cu + HNO₃ —> Cu(NO₃)₂ +NO + H₂O
А вот за это снимут балл: Cu +HNO₃ (разб.) —> Cu(NO₃)₂ + NO₂+ H₂O
В заданиях 30 и 32-35 допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных.
В кратком ионном уравнении (задание 31) использование кратных коэффициентов считается ошибкой!
Если в ответе к заданию будут приведены уравнения нескольких реакций, то проверяется только первое из них.
Можно записывать решения не по порядку
Допускается ставить и стрелочку, и равно в уравнениях
Самое время отдохнуть и посмотреть как корректно оформлять задания второй части. Нюансы оформления и подводные камни смотрите по тегу #chemicon_lovushkiege
Общие комментарии по оформлению заданий второй части:
При записи уравнений реакций допустимо указывать условия проведения реакций (нагревание/охлаждение, катализатор, указание концентрации раствора и пр.), однако эта запись не оценивается.
Если условия указаны, а уравнение противоречит истине, за задание снимается балл):
Можно писать: Cu + HNO₃ —> Cu(NO₃)₂ +NO + H₂O
А вот за это снимут балл: Cu +HNO₃ (разб.) —> Cu(NO₃)₂ + NO₂+ H₂O
В заданиях 30 и 32-35 допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных.
В кратком ионном уравнении (задание 31) использование кратных коэффициентов считается ошибкой!
Если в ответе к заданию будут приведены уравнения нескольких реакций, то проверяется только первое из них.
Можно записывать решения не по порядку
Допускается ставить и стрелочку, и равно в уравнениях
Прелесть занятий для мини-групп в том, что можно давать материал в игровой форме. Азарт появляется даже у 11-классников, проверено
Например, сортировка: предложенный список веществ необходимо разделить на группы по некому признаку. Чем больше признаков, тем лучше. Это может быть:
строение (полярные/неполярные молекулы, молекулярное/немолекулярное строение, линейное/разветвлённое, предельные/непредельные и т.д.)
физические свойства (агрегатное состояние, цвет, отношение к магниту, электропроводность и пр.)
химические свойства (растворимого в воде, отношение к кислотам и щелочам, горение, взаимодействие с бромной водой, возможность полимеризации, способы получения)
применение
и многое-многое другое.
К веществам на фото мои 7-классники предложили следующее классификации:
1) количество атомов в молекуле: двухатомные молекулы, полиатомные молекулы, вещества немолекулярного строения
2) агрегатное состояние : твердое, жидкое, газообразное
3) металлы-неметаллы
4) магнитные свойства
5) цвет: бесцветные, серые с металлическим блеском, цветные
6) количество символов в обозначении элемента: 1 или 2
Как думаете, можно дополнить список другими признаками?
#chemicon_repetit
Например, сортировка: предложенный список веществ необходимо разделить на группы по некому признаку. Чем больше признаков, тем лучше. Это может быть:
строение (полярные/неполярные молекулы, молекулярное/немолекулярное строение, линейное/разветвлённое, предельные/непредельные и т.д.)
физические свойства (агрегатное состояние, цвет, отношение к магниту, электропроводность и пр.)
химические свойства (растворимого в воде, отношение к кислотам и щелочам, горение, взаимодействие с бромной водой, возможность полимеризации, способы получения)
применение
и многое-многое другое.
К веществам на фото мои 7-классники предложили следующее классификации:
1) количество атомов в молекуле: двухатомные молекулы, полиатомные молекулы, вещества немолекулярного строения
2) агрегатное состояние : твердое, жидкое, газообразное
3) металлы-неметаллы
4) магнитные свойства
5) цвет: бесцветные, серые с металлическим блеском, цветные
6) количество символов в обозначении элемента: 1 или 2
Как думаете, можно дополнить список другими признаками?
#chemicon_repetit
Вы тоже считаете, что взаимоотношения людей и типы химических реакций чем-то похожи?
Задание 32
Как правило, в данной задаче подразумевается, что в одном предложении сформулировано одно уравнение химической реакции (но это не всегда так)
Следите за коэффициентами! (допускаются кратные)
Можно не указывать стрелками осадки и газы (если указано неверно балл не снимут)
Допускается использовать и знак стрелки и знак "=" в уравнениях
В этом задании может встретиться электролиз
Фосфор можно писать и P и P4. В реакции фосфата кальция с углем и песком также допустимы оба варианта.
Допустима запись и средней соли и кислой во многих случаях. Например: галогенид+серная конц. серная; гидроксокмплекс алюминия + сероводород…
✖️Совместный гидролиз с участием двухзарядных катионов не используется в заданиях ЕГЭ
Как правило, в данной задаче подразумевается, что в одном предложении сформулировано одно уравнение химической реакции (но это не всегда так)
Следите за коэффициентами! (допускаются кратные)
Можно не указывать стрелками осадки и газы (если указано неверно балл не снимут)
Допускается использовать и знак стрелки и знак "=" в уравнениях
В этом задании может встретиться электролиз
Фосфор можно писать и P и P4. В реакции фосфата кальция с углем и песком также допустимы оба варианта.
Допустима запись и средней соли и кислой во многих случаях. Например: галогенид+серная конц. серная; гидроксокмплекс алюминия + сероводород…
✖️Совместный гидролиз с участием двухзарядных катионов не используется в заданиях ЕГЭ
Задание 30
Если не указана концентрация кислоты, можно брать любую ( и конц. и разб.)
Диспопрорционирование – может быть
Подсказкой может быть признак реакции (осадок, цвет, газ) , состав продуктов (кислота, соль, простое вещество), количество электронов в полу реакции.
Обесцвечивание также подходит под формулировку “изменение окраски"
В качестве среды воду можно взять, даже если в списке есть кислота или щелочь
Вода может быть только средой, окислителем\восстановителем нельзя брать! Например: хлор + вода –не принимают, т.к. вода не вещество из списка.А в задании требуется написать уравнение реакции между веществами из списка, то есть веществ из списка нужно использовать два или три.
❌В составе одного вещества несколько окислителей или несколько восстановителей – не может встретится на экзамене. Не будет реакций, где 3 элемента меняют степень окисления
❌Электролиз не фигурирует в данном задании
#chemicon_lovushkiEGE
Если не указана концентрация кислоты, можно брать любую ( и конц. и разб.)
Диспопрорционирование – может быть
Подсказкой может быть признак реакции (осадок, цвет, газ) , состав продуктов (кислота, соль, простое вещество), количество электронов в полу реакции.
Обесцвечивание также подходит под формулировку “изменение окраски"
В качестве среды воду можно взять, даже если в списке есть кислота или щелочь
Вода может быть только средой, окислителем\восстановителем нельзя брать! Например: хлор + вода –не принимают, т.к. вода не вещество из списка.А в задании требуется написать уравнение реакции между веществами из списка, то есть веществ из списка нужно использовать два или три.
❌В составе одного вещества несколько окислителей или несколько восстановителей – не может встретится на экзамене. Не будет реакций, где 3 элемента меняют степень окисления
❌Электролиз не фигурирует в данном задании
#chemicon_lovushkiEGE