Статистика ВК сообщества "АРТ-ТЕРАПИЯ"

0+
Количество постов 7 846
Частота постов 37 часов 12 минут
ER 56.20
92.72% 7.28%
26.81% подписчиков от 30 до 45
90.53% 2.47% 1.81% 1.32%
Нет на рекламных биржах

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Согласно старинному правилу викингов, то, что ты не можешь удержать, не твоё. (Джон Апдайк)

144 5 ER 1.7353
Алхимия.

Когда дева приходит к Бабе Яге и спрашивает, как ей найти суженного, Баба Яга не советует ей заиметь вечно упругую попу, губки уточкой и соблазнительную походку.

Она отправляет ее обнаруживать свою агрессивность, оплакивать свою боль, искать свою дорогу и за ...бусиками. Бирюзовыми. Потому что, бусики - это красиво:).

Плохое зрение.

Когда дева приходит к Бабе Яге и плачет о том, что все девы вокруг прекрасны и лишь она одна - ужасна, Баба Яга не дает ей таблетки от возраста, веса, носа с горбинкой и попы с целлюлитом.

Она бормочет себе под нос:" Опять девка белены объелась" и дает ей понюхать настойку болотного багульника. От багульника сильно текут слезы и щиплет в носу. Но зрение у девы заметно улучшается и она может теперь видеть свою прекрасность.


Куда утекают силы?

Когда изможденная дева приходит к Бабе Яге и жалуется на то, что устала, совсем нет сил, а успеть нужно много, то Баба Яга не сказывает ей как оптимизировать тайм-менеджмент, чтобы больше успевать и не читает аффирмации от усталости.

Она расплетает деве косы и ведет ее в натопленную баню. После бани укутывает в теплое одеяло, заваривает ароматный чай с лесной земляникой и распрашивает деву о том, куда утекают ее силы. И дева обнаруживает, как много добра она стремится причинить людям, как несет она то, что должны нести другие, как старается сделать так, чтобы всем вокруг было хорошо. И какую цену она за это платит.

Волшебный клубок.

Когда дева приходит к Бабе-Яге и говорит, что заблудилась, Баба-Яга не спешит давать ей клубочек заветный, что покажет дорогу верную. Она парит деву в бане и поит душистым чаем с чабрецом. Старуха знает, что баня очищает тело, а разговор душу, поэтому она велит деве :"Рассказывай!". И знает старая, что сначала будут слова злые, желчные, потом жалобные, и только в самой глубине отыщутся слова нежные, заветные. Заплачет дева. Со слезами спадет с глаз пелена, а с души - морок.

Теперь можно и волшебный клубочек деве отдать. Самое время.

340 20 ER 2.0595
ПОДБОРКА КНИГ ПРО ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА

1. Грэхэм Дж.- Как стать родителем самому себе.

Анализируя на страницах книги 'Как стать родителем самому себе' богатейший клинический материал, автор демонстрирует, каким образом психологические затруднения взрослого человека оказываются связанными с особенностями его детского развития и дисгармониями детско-родитеяьских отношений. В книге реконструируются механизмы фиксации травматических отношений ребенка с родителями; и 'консервирования' в психике взрослого определенных незрелых, инфантильных структур. Глубокая и оригинальная книга 'Счастливый невротик' о том, как с помощью профессионала-психотерапевта или самостоятельно можно преодолеть ряд психологических проблем, среди которых — искаженное восприятие своего собственного 'я', окружения, катастрофическая оценка перспективы и чувства собственной неполноценности, хроническое ощущение униженности, подавленности, многочисленные фобии.

2. "Как полюбить себя, или Мама для Внутреннего Ребенка"

Считается, что, прежде чем кто-то полюбит тебя по-настоящему, ты должен сам научиться любить себя. И именно от этого умения зависит, сможешь ли ты быть счастливым. Но мало кто знает, как прийти к этому тёплому и важному чувству по отношению к себе. Что нужно сделать? Автор этой книги Наоми Рейн рассказывает об этом.

Внутри каждого человека есть несколько субличностей, они играют разные роли, и каждая из них важна. Например, Взрослый отвечает за то, чтобы человек мог реализоваться, обеспечить себя, Родитель в большей степени отвечает за установки, нормы морали и т.д. Но есть ещё роль Ребёнка, о которой люди часто забывают. В этой книге рассказано, как услышать своего Внутреннего Ребёнка, понять его потребности, принять и полюбить. И когда этот Ребёнок будет услышан, когда он избавится от обид и получит необходимую теплоту и внимание, он даст большой ресурс, много энергии и сил, желания стремиться к лучшему.

Это рассказ Наоми Рейн о том, как она прошла этот путь, как она искала и начинала беседы со своим Внутренним Ребёнком, как она обрела внутри себя Любящую Маму для него. Она делится историями из жизни, трудностями, через которые ей пришлось пройти, анализирует и даёт комментарии с точки зрения практикующего психотерапевта. Книга научит понимать, как связаны между собой субличности, какое значение они имеют. Это первый шаг к пониманию себя, своих внутренних потребностей, умению принимать и любить себя, а это значит – быть самим собой и радоваться этому.

3. Исцеление Внутреннего ребенка

Книга посвящена теме, которая мало кого оставляет равнодушным, – теме влияния детства человека на его взрослую жизнь; показывает, каковы важные этапы исцеления Внутреннего ребенка взрослого, какие опасности и возможности ждут того, кто решился оглянуться назад, в свое прошлое, и, возможно, наконец найти ответы на многие волнующие вопросы. Эта книга будет для вас добрым и поддерживающим помощником в таком непростом путешествии – путешествии в собственное детство.

921 7 ER 3.3018
Там, где много гнева, там сильна боль.

За сильной болью скрываются труднопереносимые переживания.

Там, где много рассуждений, там заморожены чувства.
Там, где заморожены чувства, там много страха, стыда и обиды.

Там, где много действий, там присутствует страх остановки.
С остановкой может прийти бессмысленность движения и пустота.

Там, где много правил, там ярко недоверие собственным чувствам.
За недоверием к чувствам скрывается боязнь своей спонтанности.

Там, где ищут авторитетов, там велик опыт отверженности.
Когда велик опыт отверженности, очень хочется получать одобрение.

Там, где много говорят про другого, там сложно фокусироваться на себе.
Когда сложно фокусироваться на себе, там много стыда.

Там, где сильна тяга к достижениям, там много тревоги за будущее.
Там, где много тревоги за будущее, там живет прошлое и исчезает настоящее.

Там, где надета маска безразличия, там много разочарования.
За разочарованием прячется желание нежности и тепла.
Там, где убегают от контакта, там сильно внутреннее давление.

Когда сильно внутреннее давление, появляется побуждение к агрессивным действиям.
Там, где много критики, там живет желание изменить мир.
За желанием изменить мир таится неготовность принять свое место в нем.

А. Рыжов

540 16 ER 2.3243
Как травмируют "правильные" родители

Люди стали боязливы и зависимы от комфорта, они не хотят риска и страданий, хотят гарантий и чтоб «все хорошо», душевная мышца мужества все больше детренируется.

Пара летних зарисовок, с курортов Болгарии.
🌴Девочка лет пяти, с бабушкой, выходят к бассейну. Бабушка садится на шезлонг, девочка надевает нарукавники и подходит к бассейну. Моя дочь ныряет и чего-там обследует на дне.
Малышка мне, показывая на мою дочь в глубине:
— Здесь нельзя нырять, здесь вода ядовитая, глотнешь и умрешь.

Я говорю:
— Да вряд ли прям ядовитая, но особо, конечно, не надо глотать.
Ты не бойся, она не будет глотать.
Бабушка пожимает губы, но молчит. Моя вылезает из бассейна, чтобы прыгнуть с бортика.

Малышка, напряженным голосом:
— Здесь нельзя прыгать, запрещено, придет дядя и будет ругать и выгонит из отеля.
Моя сразу ко мне, она у меня законопослушная: запрещено?
Да нет, никто нам такого не говорил, знаков нету, ныряет она хорошо, я рядом.
— Прыгай, говорю, все нормально.
Кто умеет, тем можно.
А кто еще пока не умеет, тем не надо, конечно.
Бабушка елозит, пыхтит, но молчит.

Поплавали, вылезли, к дочке подбежали две знакомые местные собаки, «собаки-улыбаки», как она их прозвала за дружелюбие.
Она их гладит, тут же нарисовалась малышка:
— Этих собак нельзя трогать, они кусаются. Сейчас укусят тебя до крови.
Я не успеваю вмешаться, дочка отвечает:
— Не укусят, я их всегда глажу, они добрые. И привитые, нам сказали. Хочешь, тоже погладь.

Оп! Бабушка с грохотом встает с шезлонга и уводит девочку.

Ничего плохого она не хочет, конечно. Ей страшно не уследить, она перед родителями отвечает.
То, что ребенок «отдыхает», будучи, в его представлении, постоянно окружен смертельными опасностями, ей в голову не приходит.
Она-то знает, что это все неправда.
И ей на шезлонге хорошо и спокойно.

🌴Сцена вторая.
Городской пляж, молодая пара с дочкой лет двух. Дитю, видимо, прямо сегодня купили новый круг. Большой, розовый и прекрасный. Дите, естественно, не выпускает его из рук: и купается с ним, и загорает, и печенье ест, не снимая. Ну, невозможно же, красота-то какая. Вскоре к семейству присоединяются знакомые с девочкой чуть постарше.
И та, как назло, тоже захотела поплавать с этим кругом. Попросила:»Дай». Мелкая совсем не была морально готова делиться сокровищем, вцепилась покрепче и отодвинулась: не дам. Старшая просит требовальней, уже слезы близко.
Ей ее мама пришла наподмогу, стала убеждать: дай, пожалуйста, ты же сейчас все равно на берегу сидишь, а Юля поплавает и сразу отдаст. От такого напора малышка набычилась, и твердым голосом говорит: «Не дам, это мой». А Юля уже зареветь готова, так ей круг хочется. Ну, мама ее видит, что дело пахнет керосином, то-се, пошли переоденемся, отвлекла и увела.
И тут началось. Родители малышки занялись ее воспитанием:
-Смотри, все на тебя смотрят и смеются, что ты такая жадина-говядина.
-Мы тебя не возьмем в кафе, если ты не дашь Юле круг (видимо, детке очень нравилась кафе в отеле).
-Мы тебе больше ничего не купим, раз ты никому не даешь поиграть.
-Мы не будем с тобой дружить тогда, с жадинами никто не дружит.

То есть за пять буквально минут ребенок услышал от родителей:
-что они готовы предать его на суд окружающих и защишать ее не намерены
-что они угрожают лишить его витальной потребности - еды, раз он не готов поступиться чем-то ценным для себя
-что то, будут ли они впредь удовлетворять его потребности, зависит от его поведения с другими детьми
-наконец, что они вообще готовы от дочки отказаться, прекратить с ней связь, раз она «такая»

То есть буквально за пять минут родители предали ребенка и отреклись от него больше раз, чем Петр от Иисуса.
Не под угрозой смерти — всего лишь чтобы хорошо выглядеть в глазах случайных знакомых по отелю.

Я уже с трудом сдерживалась, чтобы не влезть, но дело спасла сама малышка. Она расплакалась и (не снимая круга — вот характер!) протянула к маме ручки со словами «Пожалей меня!». (Современные дети — это что-то, им, наверное, ТАМ читают предварительно курс «Как правильно обращаться с родителями»).
Мама, конечно, сразу пожалела и перестала нести пургу.
Папа еще немножко понес, и тоже пожалел.
Они ж хорошие родители, любят ее. Просто очень уж считают нужным «соотвествовать» и «воспитывать».

Но опыт «ухода земли из под ног» ребенок пролучил, и если такое повторяется часто, это не пройдет бесследно. Он будет жить с представлением о мире, как о ненадежном месте, где важно «соотвествовать», а если нет -останешься один и будешь «отменен» даже близкими. И что, он потом не согласится продать свободу за безопасность?

Ничего такого, обратите внимание. Никто никого не бил, не оскорблял.
Это хорошие, «нормальные» семьи, широкоупотребительные «методы воспитания». Все хотели как лучше. Обеспечивая приличия и спокойствие ценой страха перед жизнью.

Людмила Петрановская

231 23 ER 1.5163
Встретили список разной заботы о себе. Как вам такой? Захотелось ли что-то добавить или изменить в своём персональном?

384 36 ER 1.8777
ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА "КАРТА ВНУТРЕННЕГО МИРА".
АВТОР Т. ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА

С помощью данной методики можно решить следующие задачи:
Накопить данные об индивидуальной динамике процесса формирования образа цели.
Обследуясь многократно, можно увидеть, изменяется у Вас образ цели или является устойчивым.
На основании этих данных можно составить прогноз относительно перспектив его психологической коррекции, сформулировать задачи психологической работы с ним.

ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ
Материалы: лист белой бумаги формата А4, цветные карандаши.
Инструкция
Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие в собственный внутренний мир — во внутреннюю, фантастическую страну.

Вы можете спросить: «Как мы отправимся туда, куда невозможно прийти, где нельзя все рассмотреть, потрогать руками?» И будете правы: этой страны нет на карте мира. Правда, в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и в дальнейшем добились успеха. Помните задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас нам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию.

Итак...
Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в продаже «Карту внутренней страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же делать? Придется рисовать карту самостоятельно.
Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь подумайте о контуре, который определяет границы страны. Контур образует как бы силуэт страны.
Одни путешественники считают, что контур внутренней страны должен напоминать силуэт человека, другие рисуют символ сердца, третьи обводят свою ладонь, четвертые изображают фантастический контур... Разум здесь не поможет, только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны.
Каков ее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное — не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту. Вероятно, там появятся горы и долины, низменности и возвышенности, реки, моря, озера, леса, пустыни, болота...
Итак, карта внутренней страны готова. Это прекрасно. Но скажите, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Возможно, чего-то не хватает? Для того чтобы «прочитать карту», нужны условные обозначения! Обычно условные обозначения помещаются внизу страницы. Или, если ваша карта заняла весь лист, вы можете поместить их на обороте листа.
Пожалуйста, сделайте надпись «Условные обозначения». Теперь нам предстоит составить список использованных вами условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, внесите в условные обозначения в виде небольшого цветного прямоугольника.
Если вы использовали красный цвет, в списке обозначений появится красный прямоугольник; если при раскрашивании карты вы использовали зеленый цвет, появится зеленый прямоугольник, и так далее.
Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы.
Если вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в списке условных обозначений.
Теперь необходимо дать свое название каждому цветному прямоугольнику, каждому значку. Поскольку это карта внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с вашими внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями.

Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания, пики достижений и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, — решать только вам. Это ваша страна, это ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным...
Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление.

Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путь?
Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте, в котором вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».

Теперь рассмотрите границы страны и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».
Итак, у вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью вашего пути, и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется ваш путь.

Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.
Путешествие всегда предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода из страны. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа», иногда — нет. Проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».
Итак, у вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране.
Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то как будто бы совершишь его. Представьте себе, что вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня...» Пожалуйста, закончите фразу.
А теперь взгляните на весь свой маршрут и отметьте каким-либо значком ту точку, в которой, как вам кажется, вы находитесь сейчас. Спасибо!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
СЕМЬ КЛЮЧЕЙ ОТ «КАРТЫ ВНУТРЕННЕЙ СТРАНЫ»

1. Энергия рисунка
Энергия рисунка — это особое ощущение от рисунка; чувства, которые вызывает карта.
2. Местоположение «флажка цели»
Название территории, на которой расположен «флажок цели», — это метафора неосознанного, интуитивного стремления автора карты. В данном случае неосознанной цели. Допустим, «флажок цели» находится на Возвышенности достижений. Это означает, что автор рисунка активно стремится к определенным социальным достижениям, так как горы, возвышенности символизируют социальный рост, развитие.
Другой пример — «флажок цели» находится на Поляне раздумий. Это означает, что в данный момент для автора актуален процесс размышлений, но, вероятно, он пока не может посвятить этому столько времени, сколько необходимо. Может, он колеблется с принятием решения, или занят решением некоторой задачи, или ощущает, что нужно остановиться и подумать, все взвесить и сделать важный выбор, который может стать судьбоносным.
Еще пример — «флажок цели» находится в Море желаний на Острове любви. Это означает, что в данный момент для автора наиболее важными являются романтические взаимоотношения, поиск партнера или совершенствование отношений с ним. Вода (озера, моря, реки) символизирует чувственность, эмоциональность, чувствительность, женственность, эротизм. Поэтому, если «флажки целей» попадают на водную территорию, это часто свидетельствует о том, что создатель карты чувствителен, интуитивен, эмоциональная жизнь для него имеет большое значение.
«Флажок цели» может находиться на пересечении двух или трех территорий. Это означает, что образ цели объединяет несколько процессов. Каких — об этом расскажут названия территорий. Для того чтобы автор чувствовал себя удовлетворенным, ему необходимо гармоничное сочетание, объединение этих процессов.
Итак, местоположение «флажка цели» расскажет о том, к какому состоянию неосознанно стремится автор карты (гармонии, отдыха, ясности, удовлетворенности, успеха и пр.). Это состояние будет относиться к определенной группе потребностей.
3. Расположение «флажка цели» относительно центра карты
Если «флажок цели» расположен в центре карты, это означает, что образ цели является интегрирующим для личности автора. То есть достижение данной цели позволит гармонизировать его состояние, мироощущение, обрести покой и стабильность. С другой стороны, центральное положение «флажка цели» указывает на способность автора находить общее в различных точках зрения, координировать, балансировать, уравновешивать разнообразные процессы в команде.
Всю карту можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение.
По горизонтали
Левая, «женская» часть — символизирует прошлое, то, что человек уже имеет, на что может опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы. Интроверсия.
Центральная часть — символизирует настоящее, актуальные для человека процессы, то, о чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым.
Правая, «мужская» часть — символизирует будущее, социальные процессы, взаимоотношения в социуме, устремленность в будущее. Экстраверсия.
По вертикали
Верхняя часть символизирует ментальные процессы: мысли, идеи, фантазии, планы, воспоминания.
Центральная часть символизирует эмоциональные процессы.
Нижняя часть символизирует сферу реальных действий. Реализацию планов. Землю, почву под ногами.
Если «флажок цели» находится в верхней части карты, можно говорить о склонности автора рисунка к ментальным построениям. Если «флажок цели» расположен в правой верхней части, — перед нами «генератор идей», человек, устремленный в будущее. Ему нетрудно искать и находить новые, нестандартные решения.
Смещение «флажка цели» в правую часть свойственно людям, ориентированным в будущее, стремящимся к социальным достижениям, инновациям.
Справедливо для правшей. У леворуких символическое значение определяется «зеркально».
4. Характер маршрута
Теперь область наших исследований — маршрут от «флажка входа» до «флажка цели». Линия маршрута и его характер расскажут о том, каким образом и по какому сценарию человек склонен добиваться желаемого, идти к своей цели.
Вопросы для анализа пути к цели:
— Через какие территории пролегает маршрут к цели?
Например, маршрут к цели пролегает сначала через Горы препятствий, потом через Долину разочарований, затем через Пустыню поиска, к Озеру надежды на Вершину успеха. Это означает, что в начале пути автор склонен рисовать себе препятствия, ограничения (Горы препятствий). Это приводит его к разочарованию, он может потерять веру в свои силы (Долина разочарований). Но потом он берет себя в руки и начинает искать выход из создавшегося положения (Пустыня поиска). Благодаря этому у него появляется надежда и энергия для достижения цели (Озеро надежды). И при условии, что он будет верить в победу, он достигнет цели (Вершина успеха).
Анализ маршрута позволит понять, склонен ли автор неосознанно придумывать препятствия на пути к достижению цели? Чаще всего человек сам себе изобретает ограничения и ловушки. Как говорил известный сатирик: «Мы сами себе придумываем трудности, а потом мужественно их преодолеваем».
— Маршрут проложен по прямой или петляет по всей стране?
Это наблюдение позволит определить стратегию движения к цели. Есть люди, которые идут прямо, не сворачивая, не отвлекаясь. Помните, в фильме «Чародеи» Ивана учили проходить сквозь стену? Для этого было необходимо: видеть цель и верить в себя. Оба этих условия есть у тех, чей путь проложен по прямой. Правда, у таких людей есть одна особенность: они могут быть одержимы целью. С одной стороны, это прекрасно. Но с другой — это может мешать им видеть маленькие чудеса повседневности.
Если путь петляет по стране, это означает, что автор карты человек творческий, увлекающийся, любознательный. Ему хочется везде побывать, все посмотреть. Это прекрасно.
— Есть ли на маршруте территории, где происходит «хождение по кругу»?
Территория, на которой приходится ходить по кругу, либо является камнем преткновения, нерешенной проблемой, либо значимым для человека ресурсным состоянием.
5. Расположение «флажка входа» и «флажка выхода»
«Флажок входа» и «флажок выхода» задают начало и конец пути. Они могут быть расположены в пяти основных комбинациях.
1. «Флажок входа» и «флажок выхода» совпадают (или находятся в одной части карты). Человек приходит к тому, с чего начал, но на новом уровне, с новыми знаниями. Символизирует завершение цикла «спирали жизни» и переход на следующий уровень. Человек умеет учиться на собственном опыте, гармонично доводить дело до конца.
2. «Флажок входа» находится в нижней части, «флажок выхода» — в верхней. Человек склонен идти от практики — к теории. Сначала действует, пробует, потом осмысляет. Исследователь, идущий эмпирическим путем. Человек дела.
3. «Флажок входа» находится в верхней части, «флажок выхода» — в нижней. Человек склонен идти от теории — к практике. Он умеет сначала все обдумать, взвесить, потом перейти к делу.
4. «Флажок входа» находится в левой части, «флажок выхода» — в правой. Прежде чем принять решение, начать какое-либо дело, человек может переживать, обдумывать стратегию, тревожиться. Но, начав движение, обретает чувство перспективы. Умеет использовать прежние наработки команды в новых делах.
5. «Флажок входа» находится в правой части, «флажок выхода» — в левой. Человек умеет тонко чувствовать различные новые веяния, имеет нюх, чутье на нечто выгодное и перспективное. Умеет «встраивать» инновационное в традиционное.
6. Урок путешествия
Здесь центром внимания становится продолжение фразы: «Это путешествие научило меня, прежде всего...» Высказывание, которым автор продолжил эту фразу, расскажет о том, над чем в данный момент «работает» его внутренний мир, над чем он размышляет, какие вопросы неосознанно решает, в каком направлении развивается.
Фактически, продолжая заданную фразу, автор находит смысл текущего жизненного момента, урока.
7. Точка актуального состояния
Это самое последнее задание «Карты внутренней страны». Точка актуального состояния покажет, на какой территории автор находится сейчас. Точка актуального состояния располагается до или после «флажка цели».
«Ключи» помогут провести психологической анализ карты и сформулировать перспективные задачи психологической работы с автором.
Безусловно, для определения таких задач требуются опыт и навыки психологического анализа рисунков. Этому можно научиться на специальном семинаре авторской подготовки сказкотерапевтов

762 5 ER 2.4896
Когда начинаешь тяжелый подъем из кризиса – из горя и депрессии, из долгого периода молчания, из болезни – часто возникает момент "что же ты молчала".

К тебе возвращаются краски мира, звуки и запахи.

Близкие и друзья внезапно оказываются рядом. Они, может, и всегда были рядом, просто их невозможно было разглядеть.
Мы говорим им: "Господи, как же мне было плохо-то".
А близкие с искренним участием спрашивают: "Но почему ты молчала?".

И, с одной стороны, обидно – потому что а как же все те случаи, когда ты ходила с отчаянным лицом? И не молчала, а стонала, или даже пыталась что-то рассказать, но эти бесчувственные люди не поняли?
С другой стороны, самокритично вспоминаешь, что и правда говорила бессвязно. Взрывалась на пустом месте. Психовала. Думала "да бесполезно им объяснять".

Так воооот оно что, говоришь себе ты.

Все было неправильно. В следующий раз я буду умнее, я буду рассказывать и меня услышат!

Ха.
И нет.

Потому что переживание кризиса коварно – где-то там, на дне, есть состояние, в котором слова исчезают. Мы как будто рассыпаемся на части, слова тоже рассыпаются на буквы, из них не получаются больше связных историй.
Мы немые, как головастики. Любое чужое слово бесит и обжигает.

Это довербальное, если хотите, младенческое состояние, где слов еще нет.
Где нет еще нас. Где есть осколки смыслов в воронке, закручивающей – нас? Или то, что от нас осталось? Или то, что потом станет нами?

И даже когда мы искренне пытаемся что-то кому-то объяснить, рассказать, как нам плохо – выходит, как сквозь толщу воды. Невнятное бульканье.

В этом состоянии мы часто и к психотерапевту приходим.
И вот тут бывает истинное мучение для двоих – когда психотерапевт ждет какой-то связной истории, а человек напротив него в кресле корчится в этой довербальной боли.
Терапевт, как он был научен, спрашивает: "В чем ваш запрос?". А у человека звенит в ушах, он не понимает не только слово "запрос", но, честно говоря, даже слово "ваш".

Довербальная боль, к сожалению, не слышна уху.

Она как разговор китов в океане на сверхнизких частотах. Ее надо слушать каким-то другим органом.

Но в какой-то момент мы начинаем тяжелый подъем с глубины. Это неизбежно.
И по мере всплытия – какое же это облегчение – слова возвращаются обратно.

И теперь можно объяснить, где болит, потому что появилось расстояние между нами и "болит". И складывается в первом приближении история. Ее можно рассказать близким, не чувствуя ожога, повторяя по несколько раз непонятные места, объясняя и даже убеждая.

А еще чуть-чуть дальше – возвращается письменная речь.
С ее помощью можно сделать из боли сюжет, превратить в страшную сказку, дочитанную до предпоследней страницы.

"Как же мне было плохо" - написано на этой странице большими буквами.

"Но почему ты не говорила?"

"Не могла. Не умела говорить"

И можно перевернуть страницу, и выйти на улицу, щурясь от весеннего солнца.
От бликов на воде.
От усталой радости.

Автор Анастасия Рубцова

272 27 ER 1.6337
100 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТ-ТЕРАПИИ.

ЭМОЦИИ.

1. Нарисуйте ваши чувства. В этом упражнении вы полностью сосредоточитесь на рисовании того, что вы чувствуете, выплесните свои эмоции на бумагу, контактируйте с ними.

2. Создайте колесо эмоций. Используя разные цвета, изобразите колесо ваших эмоций, раскрасив чувства в соответствующий цвет. Это упражнение позволит вам взглянуть критически на ваши эмоциональные состояния со стороны.

3. Изобразите медитативную картину. Если вы ищете творческий способ расслабиться и вам трудно сидеть неподвижно, чтобы медитировать, то медитативная живопись может быть именно тем, что вам поможет. Никаких навыков живописи или опыта не нужно – только желание расслабиться, замедлиться, следовать за спокойным плавным движением руки и линий.

4. Ведите личный дневник в картинках и образах. В дневниках можно использовать не только слова. Яркие образы помогут визуально выразить ваши переживания и чувства.

5. Попробуйте кукольную терапию. Куклы предназначены не только для детей. К сложным жизненным ситуациям и конфликтам можно обратиться опосредованно, через проигрывание сюжета, что позволит вам быть более гибкими в ваших решениях и действиях.

6. Рисуйте простые линии. Линия является одним из самых простых и выразительных средств визуального искусства. Словно продолжение телесного импульса, рука оставляет на белом листе следы-линии, которые содержат эмоции и энергию наших внутренних переживаний. Рисование простых линий может наглядно продемонстрировать, как вы себя чувствуете.

7. Создайте открытку, которую вы никогда не отправите. Вы все еще злитесь или расстраиваетесь из-за кого-то в своей жизни? Создайте открытку, которая выражает это, и которую можно не отправлять.

8. Работа с текстурой. Составьте набор разных структурных матриалов (тканей), а затем создайте из них какое-либо изображение или свой «тактильный портрет».

9. Раскрасьте гору и долину. Гора может представлять время, когда вы были счастливы, долину, когда вам было грустно. Добавьте элементы, которые также отражают конкретные события.

10. Изобразите левой рукой одно из самых ярких воспоминаний детства.

11. Нарисуйте свое сердце. И заполните контур изображением своих чувств, ценностей, того что вы любите.

РАССЛАБЛЕНИЕ

12. Рисуйте под музыку. Нарисовать музыку – это прежде всего прислушиваться к себе и своему эмоциональному отклику на нее, а значит это отличный способ приближения, знакомства с собой, своими чувствами , их освобождения и расслабления.

13. Сделайте рисунок каракулей. С помощью этого упражнения в простых, спонтанных, по-детски незамысловатых каракулях, можно разглядеть интересные образы и превратить их во что-то красивое, используя линию, цвет и ваш творческий взгляд.

14. Рисование пальчиковыми красками. Рисование пальцами - это не только развлечение для детей - взрослые также могут наслаждаться этим. Непосредственный контакт с красками, «грязные» руки, ошушение исследователя из детства подарят мягкое удовольствие.

15. Сделайте мандалу. Независимо от того, используете ли вы традиционный песок или рисуете его самостоятельно, этот медитативный символ может легко помочь вам расслабиться.

16. Рисуйте с закрытыми глазами. Неспособность видеть то, что вы рисуете, усиливает текучесть, интуицию, осязание и чувствительность.

17. Нарисуйте что-то ОГРОМНОЕ. Вовлечение вашего тела и движение может помочь высвободить эмоции, когда вы рисуете. Используйте малярные кисти, ролики, тряпки, ноги, руки.

18. Гармоничные цвета. Выберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу, или цвета, отражающие особенности вашего характера или состояния.

19. Место, где хорошо. Представьте себя в безопасном, приятном месте. Изобразите это место, кто или что находится рядом с вами.

20. Используйте только те цвета, которые вас успокаивают. Создайте рисунок или картину, используя только те цвета, которые вы находите успокаивающими.

21. Рисуйте на песке. Природные материалы и тесный тактильный контакт с ними может быть чрезвычайно расслабляющим и ресурсным, а также отличным способом очистить ваш разум.

22. Сделайте зентангл. Эти забавные маленькие рисунки являются отличным инструментом для отпускания и помогают уменьшить стресс.

23. Используйте раскраски. Иногда простой акт закрашивания поверхности может быть отличным способом расслабиться.

24. Рисуйте на природе. Работа на пленэре может быть интересным способом расслабиться и соприкоснуться с природой, пока вы вдохновенно творите.

СЧАСТЬЕ

25. Представьте себе идеальный день. Подумайте о том, что представляет собой идеальный день для вас, и сделайте на эту тему коллаж. Как насчет коллажа, который вы можете сделать сегодня ;)?

26. Фотографируйте вещи, которые вы считаете красивыми. Не обязательно каждый должен считать их таковыми, главное, чтобы они нравились вам. Фотографии впоследствии можно распечатать, оформить в альбомы или рамки, повесив на стены. Или создать «папки красоты и вдохновения» на рабочем столе вашего компьютера, чтобы иметь постоянные напоминания о прекрасных вещах в жизни.

27. Сделайте коллаж, связанный с цитатами, которые вам нравится. Возьмите слова мудрости у кого-то другого и превратите их во что-то визуально вдохновляющее.

28. Создайте свободный спонтанный рисунок, создайте то, чего еще не было, не обращая внимания на «так не бывает». Подобно сюрреалистам используйте рисование как способ включить случайность и подсознание в ваши работы и освободиться от художественных условностей и повседневного мышления.

29. Задокументируйте духовный опыт. У вас когда-нибудь был духовный опыт в вашей жизни? Рисуйте то, что пришло к вам интуитивно , то что пришло с озарением, то , что наполнено важными смыслами и посланиями для вас.

30. Рисунок из детства. Попытайтесь что-нибудь нарисовать так, как вы рисовали в детстве, и рассказать о рисунке языком ребенка.

31. Работа с мягкими материалами. Используя только мягкие материалы ( например, ткани, шерсть, кинетический песок )или успокаивающие предметы, создавая вашу творческую работу.

32. Постройте «дом». Что для вас значит дом? Это занятие заставит вас создать безопасное, теплое место, в котором вы чувствуете тепло и безопасность, в котором вы чувствуете себя «как дома».

33. «Я это сделал!». Напишите историю под девизом «сделать невозможное», в которой , вы сделали что-то, что, как вы думали, вы не могли сделать. Мы все встречаемся в жизни с ситуациями, когда должны сделать то, чего мы иногда боимся или то, в чем не уверенны. Используйте это упражнение как способ еще раз вспомнить и отнестись со всем уважением к одному из таких случаев своей жизни.

34. «Эврика!» Придумайте «сумасшедшее» и невероятное изобретение. Это изобретение должно помочь сделать вас счастливее - независимо от того, что это такое.

35. Сделайте молитвенные флаги. Отправьте с ними свои молитвы за себя или тех, кто вас окружает, во Вселенную. Согласно древней тибетской традиции, существующей не одно тысячелетие, изображённые на этих флагах молитвенные строки, слова и пожелания, символы имеют определённую духовную вибрацию, которую ветер подхватывает, усиливает и передает окружающему пространству

ТРАВМЫ И ПОТЕРИ

47. Нарисуйте место, где вы чувствуете себя в безопасности.

48. Нарисуйте образ или символ того, что или кого вы потеряли. К данной теме следует прибегать с особой осторожностью.

49. «Выпустить пар». Уберите ограничения прочь и начните рвать, резать, измельчать и наслаивать, преобразовывая энергию бурных чувств в созидательное русло.

50. Нарисуйте то, что вас пугает. Все боятся чего-то, и в этом проекте у вас будет шанс пролить свет на этот страх и, надеюсь, работать над тем, чтобы противостоять ему.

51. Изобразите чувства, связанные с завершением вами того или иного этапа жизни и началом нового.

52. Художественный журнал через потерю в вашей жизни. Если вы потеряли кого-то, кого любите, обработайте это в своем художественном журнале.

53. Создавайте эфемерное искусство. Песочная живопись практикуется во многих культурах, как правило, в лечебных целях. Создавайте красивые узоры с песком на холсте.

КОЛЛАЖИРОВАНИЕ

Если вы предпочитаете вырезать и вставлять, а не рисовать или рисовать, эти проекты для вас.

54. Создайте мотивационный коллаж. Заполните его изображениями, которые вы находите мотивирующими.

55. Создайте коллаж на маске для лица. Мы все носим какие-то маски. Эта работа позволит вам продемонстрировать, что несет в себе ваша маска для лица, которую вы надеваете для всего мира.

56. Создайте беспорядочный коллаж. В этой работе используйте слова и картинки загромождающие ваш путь.

57. Создайте успокаивающий коллаж, который поможет вам расслабиться.

58. Коллаж праздника. Создайте посредством коллажа праздничную поздравительную открытку самому себе или близкому человеку. Какие вы увидели там символы? Что они значат для вас? И что они вам несут?
Я и КАКОЙ Я

59. Изобразите ваши хорошие черты.

60. Нарисуйте себя себя как животное. Есть ли животное, к которому у вас есть особый интерес или которое кажется родственной душой?

61. Линия жизни. Изобразите свой жизненный путь в виде лабиринта с обозначениями.

62. Соберите коллаж животных джунглей.Нарисуйте наиболее интересных животных из джунглей, а затем подумайте, почему вы выбрали именно этих животных.

63. Создайте свое идеальное «я». Если бы вы могли сделать себя идеальным человеком, как бы вы выглядели?

64. Раскрасьте разные стороны себя. Исследуйте свои многочисленные эмоции с помощью живописи.

65. Создавайте произведения искусства с помощью отпечатков пальцев. Ваши отпечатки пальцев так же уникальны, как и вы. Используйте чернила и краску.

66. Нарисуйте себя как дерево. Ваши корни - описания вещей, которые дают вам силу и ваши хорошие качества, в то время как ваши листья могут быть вещами, которые вы пытаетесь изменить.

67. Создайте несколько масок, изображающих разные стороны вашей личности.

68. Нарисуйте важное детское воспоминание. Что было ключевым воспоминанием в вашем детстве? Почему это было так важно для вас.

69. Напишите и проиллюстрируйте сказку о себе. Если бы вы могли поставить себя в счастливую ситуацию, какую роль вы бы сыграли и как бы развивалась история?

70. Создайте визуальную автобиографию. Этот творческий проект просит вас сделать визуальное представление вашей жизни.

71. Создайте свой собственный герб. Выбирайте символы, которые представляют ваши сильные стороны, чтобы построить свой собственный особый герб.

72. Нарисуйте комикс. Попробуйте быть легкомысленным в этом упражнении, вспоминая комическое событие на комическом событии, которое произошло с вами.

73. Создайте свой собственный сайт. Веб-сайты являются очень универсальными способами выразить себя. Создайте свой собственный, чтобы выразить то, что в вас самое важное.

74. Создайте поле со значениями. Во-первых, сделайте коллаж или нарисуйте коробку, которую вы представляете. Затем поместите в коробку предметы, которые представляют вещи, которые вы цените больше всего.

БЛАГОДАРНОСТЬ

75. Ведите дневник благодарностей. За что вы благодарны в своей жизни? За что вы благодарите мир и себя сегодня?

76. Создайте генеалогическое древо силы. Это упражнение чествует тех, кто вас окружает, кто вас поддерживает. Раскрасьте тех, кто рядом с вами, кто предлагает вам силу, в которой вы нуждаетесь.

77. Сделайте что-то для кого-то другого. Создание чего-то для кого-то другого может быть отличным способом чувствовать себя хорошо и помочь кому-то еще сделать это.

78. Сделайте якорь. Что является якорем в вашей жизни? В этом проекте вы сделаете якорь и украсите его людьми и вещами, которые обеспечивают вам стабильность и силу.

79. Нарисуйте все положительные моменты в своей жизни. У каждого есть хотя бы одна хорошая вещь в жизни, поэтому сядьте и выясните, что делает вас счастливым, а затем нарисуйте это.

80. Изобразите себя на перекрестке дорог. Обозначьте возможные направления.

81. Раскрасьте камни для отдыха и веселья.

82. Создайте дерево благодарности. Для этого можно использовать глину. За что вы благодарны? Напишите ваши ответы на листьях, чтобы построить дерево.

83. Создайте карту жизни. Карта жизни поможет вам узнать, чего вы хотите для себя и своей жизни

84. Создайте снежинку из бумаги. Пишите идеи о том, насколько вы уникальны на снежинке.

85. Постройте личный алтарь. Это поможет связать вас с вашей духовной стороной.

РАЗУМ

86. Создавайте блот-арты. Как в классическом тесте Роршаха, сложите бумагу пополам с краской или чернилами посередине и опишите то, что вы видите.

87. Майндмэппинг. Сделайте визуальное представление своих мыслей, чтобы выяснить, как работает ваш ум.

88. Сделайте ловца снов. Вам снятся плохие сны? Создайте этот вековой инструмент для ловли ваших мечтаний с помощью нескольких простых инструментов.

89. Нарисуйте свои мечты. Вас может многому научить то, что приходит в ваших снах, поэтому ведите дневник сновидений и используйте его для вдохновения, чтобы рисовать.

СМЕШЕНИЕ СТИЛЕЙ

90. Используйте натуральные материалы. Листья, палочки, грязь, глина и другие могут помочь вам войти в контакт с миром природы и более первичной стороной себя.

91. Исследуйте архетипы. Изучите архетипы. Это поможет понять, как вы видите и создаете свой мир.

92. Используйте свое тело в качестве холста. Вам не нужна бумага, когда у вас есть свое тело. Рисуйте на руках и ногах или где-либо еще, чтобы чувствовать себя более в контакте с самим собой.

93. Лепите фигурки духов. Соединитесь с теми, кто ушел дальше, или с вашей собственной духовной сущностью, используя эти скульптурные фигуры.

94. Переработанные предиметы. Вы можете повторно использовать старые предметы, которые имеют для вас значение, или просто перепрофилировать то, что у вас есть. Это даст представление о том, как вы можете изменить и переоценить свою собственную жизнь.

95. Коллаж со старыми фотографиями. Если вам неудобно использовать старые фотографии, вы можете сделать копии.

96. Создайте свою собственную интерпретацию известного произведения искусства. Как бы вы нарисовали Мону Лизу? Используя известную работу в качестве вдохновения, создайте свою собственную работу. Это поможет раскрыть ваше видение в мире.

97. Работайте совместно. Творчество обогащает, когда двое работают над ним вместе, поэтому найдите партнера и сотрудничайте.

98. Используйте найденный или сделанный объект в качестве кисти. Будь то что-то острое или что-то мягкое, создайте свой собственный художественный инструмент. Например, Илья Репин будучи в больнице без кисти и красок рисовал простым окурком.

99. Сделайте витраж. Поразмышляйте о своей духовной стороне в связи с этой работой.

100. Протанцуйте свой рисунок.

611 5 ER 1.9717
🍬"Конфетки" 🍬 для глаз.

Художница - Ирина Чипенко.

90 14 ER 0.9647