Антон Долин: ЕЛЕНА. НАШИ ДНИ.
Среди пяти фильмов Андрея Звягинцева этот – самый малоизвестный и наименее успешный. И мой любимый. «Елена», 2011 год.
Понять причины сниженного к нему интереса (например, он единственный не попал в основные конкурсы главных мировых фестивалей) совсем несложно. Виноват сюжет. Напомню, «Елена» – психологический триллер об убийстве, из жизни современной России и Москвы. Героиня убивает своего мужа, а ее собственная семья (сын от первого брака, его жена и дети) захватывает квартиру.
Так вот, у зрителя европейского, азиатского, американского вызывает недоумение причина убийства, совершенного отнюдь не ради недвижимости. Елена убивает мужа за его нежелание дать деньги, чтобы «отмазать» ее внука от армии. По мнению мужа, подросток – бездельник, если не способен сам поступить в институт, пусть идет в армию, не развалится.
Неужели такая мелкая размолвка может привести к преступлению?
Возможно теперь, смотря ежедневные страшные новости из Украины, кто-то догадается: может.
«Елена» – фильм о безнадежном социальном расслоении, о безжалостной классовой войне, о невозможности примирения. Но в противостоянии ожесточенных бедных и высокомерных богатых есть третий невидимый участник, истинная первопричина раздора: тот самый Левиафан – государство.
Этому Дракону бедные и бесправные обязаны жертвовать своих детей. А там дети научатся убивать и умирать. И лучше убивать, чем умирать, как показывает жуткая сцена потасовки – даже будучи спасенным от армии, подросток идет драться с какими-то другими пацанами. Неясно, зачем и за что, но насмерть, без пощады.
А ведь сын и внуки Елены живут всего-то лишь в Бирюлево, не в Рубцовске или Дагестане.
Как вы думаете, возможно ли объяснить хоть кому-то в мире за пределами постсоветского пространства, что многие в России поступают в институт не для того, чтобы получить высшее образование, а чтобы не служить в армии? Сам этот феномен «откоса», столь мало отрефлексированный и отраженный в искусстве? Вечное – еще советское и никуда не девшееся – разделение между привилегированными, которые имеют возможность не служить, и обреченными остальными?
Думаю, в этом социальном разломе – одна из причин тех зверств, которым сегодня ужасается весь мир.
Количество постов 4 610
Частота постов 104 часа 42 минуты
ER
101.36
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
АНТОН ДОЛИН: МОЙ ДРУГ АНДРЕЙ
«Человек, оказавшийся буквально в шаге от небытия, но выбравшийся на поверхность. Человек, чьё слово сейчас так важно услышать. Чья честность, серьёзность, вдумчивость так необходимы. Один из лучших режиссёров XXI века. И просто мой товарищ».
Андрей Звягинцев впервые подробно рассказывает о перенесенной болезни и о том, как она перевернула всю его жизнь.
«Человек, оказавшийся буквально в шаге от небытия, но выбравшийся на поверхность. Человек, чьё слово сейчас так важно услышать. Чья честность, серьёзность, вдумчивость так необходимы. Один из лучших режиссёров XXI века. И просто мой товарищ».
Андрей Звягинцев впервые подробно рассказывает о перенесенной болезни и о том, как она перевернула всю его жизнь.
Владимир Мишуков поделился поздравлением и радостной новостью в Facebook: «У моего друга Андрея день рождения. Хорошо, что сегодня я могу быть рядом с ним. Он благодарен всем за поздравления, ответить на которые здоровья не хватит даже у тех, кто не в реабилитационном центре».
17 мая 2022 открывается 75-й Каннский международный кинофестиваль. Вспоминаем первое участие Андрея Звягинцева с картиной «Изгнание» в основной конкурсной программе 60-го киносмотра и первый приз за лучшую мужскую роль Константина Лавроненко.
Сергей Лозница и Андрей Звягинцев перед съемками ютьюб-шоу «Радио Долин».
Фото: Антон Долин.
Фото: Антон Долин.
Юрий Норштейн, Наум Клейман, Дмитрий Крымов и Андрей Звягинцев собрались за одним столом, посидеть, поговорить и никуда не торопиться.
Интервью Андрея Звягинцева 2008 года, в котором он достаточно подробно рассказывает о создании фильма «Изгнание».
Фрагменты спектакля «Гамлет» и интервью с режиссёром и исполнителями главных ролей в передаче «У театральной афиши» от 25.03.1977.
Режиссёр Андрей Тарковский. В ролях Анатолий Солоницын (Гамлет), Инна Чурикова (Офелия), Маргарита Терехова (Гертруда), Всеволод Ларионов (Полоний), Борис Никифоров (Призрак отца Гамлета).
Режиссёр Андрей Тарковский. В ролях Анатолий Солоницын (Гамлет), Инна Чурикова (Офелия), Маргарита Терехова (Гертруда), Всеволод Ларионов (Полоний), Борис Никифоров (Призрак отца Гамлета).
«Русское терпение переплавилось в покорность», — Андрей Звягинцев побеседовал с обозревателем Сергеем Сычёвым после показа кинокартины «Левиафан» в рамках закрытия юбилейного 30-го «Кинотавра».