Статистика ВК сообщества "! ----- Космонавтика и Космос ----- !"

0+
О космосе и ракетных технологиях

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

В этот день в нашей стране

13 августа 1980 год

Начались Государственные совместные испытания самолета Су-24МР

13 4 ER 5.0189
Пятничное: Как бандерлоги убили "Мечту" Антонова

Уроженец подмосковья (cейчас можно сказать - Москвы) Олег Константинович Антонов всегда тяготел к "большим" решениям. Как-то в журнале "Вестник воздушного флота" в 30-е годы были карикатуры на авиаконструкторов планеров, чем тогда и занимался Антонов. Там шаржировался профессиональный почерк различных авиаконструкторов, так по Антонову "прошлись", что у него из "воздушных парусников" получаются "летающие баржи". Собственно первый самолет Антонова - "маленький" Ан-2 критиковали за переразмеренность для своих задач. Так что будущая "Мечта" была логическим завершением творческого пути Олега Константиновича, а звездным часом - авиасалон в Париже 1989 г., где Ан-225 появился вместе с "Бураном":

Ну, потом знаете - перестройка, перешедшая в перестрелку:

По результатам развала Союза самолет отжали бандерлоги, и свой последний день он встретил в ангаре в Гостомели:

Во время нашего десанта на аэродром, бандеровцы задействовали для удара по аэродрому все доступные в окрестностях самолеты:

Первые же спутниковые снимки показали прилет в ангар Ан-225 боеприпасов крупного калибра:

скорее всего штурмовых авиабомб - дырка в ангаре над головой Ан-225 уж очень большая...

Пожар в передней части фюзеляжа и центроплана - самолет фактически уничтожен:

Понадкусали традиционно, в общем...

Для любителей осталась только модель от "Звезды":

правда, перепаковка "Ревел", так что может еще и исчезнуть с прилавков... Спешите, кто "мечтал"... Зато "АРК" выпустила модель "Бурана" с фантастической декалью, которой обклеивается весь "космический аппарат". Так что вместе они - память о звездном Ле-Бурже... "Души" высших достижений Советского Союза встретились:

36 98 ER 6.6548
В этот день в нашей стране

13 июня 1990 год

Совершил первый полет по полному профилю сверхзвуковой СВВП Як-141

25 9 ER 4.4497
Этот день в истории авиации

24 июня 1982 год

Произошел инцидент с авиалайнером Боинг 747 над островом Ява

Инцидент с пассажирским самолетом Боинг-747 над Явой, известный как Джакартский, произошел 24 июня 1982 года. Авиалайнер совершал плановый рейс по маршруту Лондон-Бомбей-Мадрас-Куала-Лумпур-Перт-Мельбурн-Окленд, но через несколько минут после вылета из Куала-Лумпура попал в облако вулканического пепла от внезапно извергшегося вулкана Галунггунг, в результате чего у самолета один за другим заглохли все четыре двигателя.

Ночью 24 июня 1982 года авиалайнер на высоте 11 300 метров влетел в столб вулканического пепла, выброшенный вулканом Галунггунг на острове Ява. Ни экипаж, ни пассажиры не знали об этом, что повлияло на дальнейшие события.

Первые странности возникли после 20:40 над Индийским океаном, к югу от Явы, когда второй пилот и бортинженер заметили световой эффект, известный как огни святого Эльма, на ветровом стекле, как будто его обстреливали трассирующими пулями. Вернувшийся в кабину командир также мог наблюдать это явление. Обычно огни святого Эльма можно наблюдать на носках крыльев во время грозы, однако погодный радар не показывал наличия грозового фронта. Несмотря на это, экипаж включил антиобледенители и сигнал «ЗАСТЕГНИТЕ РЕМНИ».

В пассажирский салон начал проникать дым. Поначалу это списали на сигаретный дым, поскольку курение на борту самолета в то время еще было разрешено. Однако дым становился плотнее, появился запах серы, и пассажиры забеспокоились. Бортпроводники начали искать источник дыма, но, обыскав весь самолет, не обнаружили его.

Через иллюминаторы пассажиры могли видеть необычное стробоскопическое свечение, исходившее от двигателей. Они также заметили длинные яркие хвосты пламени, вырывавшиеся из двигателей. Приблизительно в 20:42 в двигателе №4 появились признаки помпажа, а затем он остановился. Второй пилот и бортинженер немедленно отключили подачу топлива и привели систему пожаротушения в состояние готовности.

Меньше чем через минуту остановился двигатель №2. Еще до того, как экипаж успел прекратить подачу топлива к нему, почти одновременно остановились оставшиеся два двигателя. Лишенный тяги двигателей, экипаж мог полагаться только на аэродинамическое качество самолета, которое у Боинга 747 составляет около 15 - на протяжении каждых 15 километров полета самолет теряет 1 километр высоты.

Экипаж быстро подсчитал, что с 11 300 метров самолет может планировать около 23 минут на расстояние около 167 километров. В 20:44 второй пилот передал диспетчеру сигнал бедствия, сообщив, что на его самолете остановились все четыре двигателя.

Однако диспетчер в Джакарте не понял сообщения и решил, что остановился только четвертый двигатель. Вмешавшийся в переговоры пилот находившегося поблизости самолета авиакомпании Garuda Indonesia смог передать диспетчеру правильную информацию. Несмотря на включение аварийного маяка, диспетчер в Джакарте не мог видеть самолет на своем радаре.

Чтобы безопасно пересечь высокую горную гряду на южном побережье Явы, экипажу нужно было сделать это на высоте 3 500 метров. Экипаж принял решение в случае невозможности сделать это развернуть самолет и попытаться совершить аварийную посадку на воду в океан. Все это время второй пилот и бортинженер продолжали попытки запустить двигатели, самолет находился на высоте, превышавшей максимально допустимую для такой операции. Запустить двигатели не удавалось.

Несмотря на нехватку времени, командир сделал объявление для пассажиров, которое они описывали как «самое большое преуменьшение»: «Дамы и господа, говорит командир корабля. У нас небольшая проблема. Остановились все четыре двигателя. Мы делаем все возможнейшее, чтобы их запустить вновь. Надеюсь, это не доставляет вам слишком много беспокойства».

Остановка двигателей привела к выключению системы наддува салона, и давление начало падать. В салоне из потолочных панелей выпали кислородные маски, однако в кабине пилотов маска второго пилота оказалась сломанной. Командир немедленно принял решение снизиться до высоты, где можно было дышать без кислородной маски.

На высоте 4 100 метров экипажу нужно было принять решение о дальнейших действиях - пытаться перелететь через горы или разворачиваться для аварийной посадки в океан. Несмотря на наличие рекомендаций, никто и никогда не предпринимал попытки посадить Боинг 747 на воду, ни до этого инцидента, ни после него. Отработать маневр на тренажере также не представляется возможным в связи с отсутствием его математической модели.

Непрекращающиеся попытки второго пилота и бортинженера запустить двигатели привели к положительному результату - двигатель №4 запустился. Командир использовал его тягу для уменьшения скорости снижения. Через некоторое время запустился двигатель №3, что позволило командиру начать набор высоты. Вскоре запустились и остальные два двигателя. Экипаж запросил и получил разрешение на набор высоты для преодоления горной гряды.

В этот момент на лобовом стекле снова появились огни святого Эльма. Несмотря на уменьшение тяги двигатель №2 снова остановился. Экипаж вернулся на высоту 3 700 метров. Перед посадкой экипаж обнаружил, что лобовое стекло потеряло прозрачность. Как выяснилось позднее, полет на крейсерской скорости через облако вулканического пепла не только повредил стекло, но и почти полностью стер ливрею с фюзеляжа.

Посадка по приборам была невозможна в связи с неисправностью системы автоматического привода на посадку в аэропорту Халим Перданакусума в Джакарте. Экипаж мог смотреть вперед только через два очень узких сектора лобового стекла. При этом второй пилот отслеживал удаление от полосы, а командир следил за высотой. Посадочные огни самолета не работали.

Руление также оказалось невозможным, поскольку огни полосы создавали засветку ставшего непрозрачным лобового стекла. Примерно в 21:30 самолет совершил благополучную посадку в аэропорту Джакарты. Никто из 247 пассажиров и 15 членов экипажа не пострадал.

18 8 ER 2.8622
Рогозин рассказал об использовании ядерного буксира "Зевс"

По словам генерального директора Роскосмоса Дмитрия Рогозина, космонавты будут контролировать развертывание радиаторов для сброса излишков тепла

. Экипажи Российской орбитальной служебной станции (РОСС) смогут на пилотируемом корабле посещать ядерный буксир "Зевс" до включения его реактора, чтобы контролировать развертывание систем. Об этом сообщил генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин в понедельник.

"Новая станция будет работать на орбите, с которой экипаж своим пилотируемым кораблем сможет посещать наш ядерный космический буксир "Зевс" для контроля развертывания всех его ключевых элементов и конструкций", - написал Рогозин в своем телеграм-канале.

По словам главы Роскосмоса, посещение ядерного буксира будет возможно на безопасной орбите 800 км над уровнем Земли до включения реактора. Космонавты в первую очередь будут контролировать развертывание радиаторов для сброса излишков тепла.

Рогозин также подчеркнул, что полеты людей в дальний космос невозможны на кораблях с "химическими" реактивными двигателями, поскольку они не смогут обеспечить даже начальные этапы полета. "Именно поэтому надо найти решение, как безопасно соединить орбитальную пилотируемую станцию и ядерный буксир", - пояснил он.

Гендиректор Роскосмоса в том числе отметил, что переместить пилотируемую станцию, которая находится на низкой околоземной орбите, на высокие орбиты и в дальний космос сможет только ядерный буксир. "По-моему, мы начинаем нащупывать принципиально новое направление пилотируемой космонавтики, которая будет неотрывно связана с ядерной космической энергетикой", - добавил Рогозин.

В настоящий момент в России ведут эскизное проектирование РОСС. Предполагается, что она будет летать на высокоширотной (полярной) орбите с наклонением 96-98 градусов, что позволит расширить возможности по обзору всей территории России. Ранее генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин в интервью телеканалу "Россия-24" сообщил, что Роскосмос определился с наклонением орбиты служебной станции, а также в целом с ее архитектурой и составом.

28 29 ER 2.9836
В этот день в нашей стране

2 августа 1985 год

Постановление СМ СССР о начале ЛИ МТКС «Буран» в IV квартале 1986 г.

9 3 ER 1.9455
В этот день в нашей стране

30 июля 1988 год

Заступил на боевое дежурство первый ракетный полк с ракетным комплексом, вооруженным ракетами Р-36М2 (г. Домбаровский, Оренбургская обл.).

7 0 ER 1.8203
Глава Центра Хруничева о ракете «Ангара-А5В» с многоразовыми ступенями

Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») Алексей Варочко рассказал о разработке проекта ракеты-носителя «Ангара-А5В» с многоразовыми ступенями.

О возможности многоразового использования

«Защита эскизного проекта космического ракетного комплекса „Амур“ второго этапа прошла в декабре 2021 года. При выполнении проекта были проведены исследования по возможности многоразового использования ступеней ракеты „Ангара-А5В“.

В эскизном проекте были рассмотрены необходимые доработки одноразовой версии ракеты „Ангара-А5В“ для возможности возвращения и повторного использования ракетных блоков первой и второй ступеней этой ракеты.

Также в рамках проекта специалисты провели анализ необходимой доработки наземной инфраструктуры для эксплуатации многоразовой версии ракеты „Ангара-А5В“. Это вопросы создания посадочного комплекса и комплекса межполетного обслуживания, доработки технического комплекса и средств транспортирования ракет, в том числе для транспортировки возвращаемых ракетных блоков первой и второй ступеней ракеты с посадочного комплекса на комплекс межполетного обслуживания.

В результате проведенных работ мы подтвердили принципиальную возможность создания ракеты „Ангара-А5В“ с многоразовыми ускорителями первой и второй ступеней. Но при этом отмечена необходимость проведения более глубокой проработки этой возможности в рамках отдельного эскизного проекта по возвращаемой „Ангаре-А5В“.

Хочу отметить, что варианты возвращения ракет „Ангара-А5М“ и „Ангара-1.2“ в данном проекте не рассматривались.

Экономическая оценка эффективности применения многоразовой версии ракеты „Ангара-А5В“ требует дополнительного исследования».

О сроках реализации

«Реализация проекта возможна после принятия Роскосмосом решения о продолжении работ по созданию ракеты „Ангара-А5В“ с многоразовыми ускорителями первой и второй ступеней».

Об экспериментальных образцах

«В настоящее время работы по ракете „Ангара-А5В“ с многоразовыми ускорителями первой и второй ступеней находятся на проектном уровне».

О производстве

«Изготовление ракет семейства „Ангара“ передается в наш омский филиал — Производственное объединение „Полет“. Производство водородной ступени планируется на московской площадке Центра Хруничева».

О площадках для посадки ступеней

«В соответствии с проведенными исследованиями месторасположение посадочного комплекса возвращаемых ступеней ракеты „Ангара-А5В“ рассматривалось на побережье Татарского пролива. В настоящее время решение по строительству посадочного комплекса не принято».

23 0 ER 2.1268
«Роскосмос» показал внешний вид будущей орбитальной станции

Генеральный директор государственной корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин опубликовал изображения, дающие представления об облике и конструктивных особенностях будущей Российской орбитальной служебной станции (РОСС).

Напомним, РОСС в перспективе станет для России заменой Международной космической станции (МКС). Новый орбитальный комплекс будет строиться по модульному принципу, а его первый блок могут запустить в 2026 году. «Так видят наши конструкторы в эскизном проекте облик РОСС с "припаркованными" к ней новыми пилотируемыми кораблями, работа над которыми идёт в Ракетно-космической корпорации "Энергия"», — отметил господин Рогозин.

Конструкция РОСС включает целевой, производственный и научно-энергетический модули, а также специализированную платформу обслуживания. Впоследствии могут быть добавлены другие блоки разного назначения.

Отмечается, что для перемещения РОСС или её отдельных модулей на другие высокие орбиты, в том числе лунную, будет использоваться межпланетный ядерный буксир «Зевс», разработкой которого заняты специалисты КБ «Арсенал», Центра Келдыша и предприятий госкорпорации «Росатом».

Для РОСС планируется использование доказавшей свою надёжность пилотируемой системы, состоящей из двух кораблей («Прогресс» и «Союз»). В то же время будут разработаны новые перспективные корабли.

28 7 ER 2.3206
Строительство РЛС «Воронеж» и планы на будущее

Продолжается практически непрерывный процесс строительства и модернизации российской системы предупреждении о ракетном нападении (СПРН). Очередной этап подобных мероприятий завершился в прошлом году, и теперь выполняются следующие работы. Их целью является строительство нескольких новых объектов и обновление существующих. На днях стали известны некоторые планы на ближайшее будущее.

Новые станции

О текущих работах и планах на будущее 15 августа, на форуме «Армия-2022», рассказал главный конструктор СПРН, генеральный директор корпорации «Вымпел» Сергей Боев. Он раскрыл основные планы как по строительству новых станций, так и по обновлению всей системы в целом.

По словам С. Боева, в настоящее время прорабатывается вопрос усиления радиолокационного поля сразу на четырех стратегических направлениях. Так, уже строятся две новые РЛС на Севере и Юге – имеются в виду РЛС семейства «Воронеж» в г. Оленегорск (Мурманская обл.) и вблизи Севастополя.

Кроме того, разрабатываются проекты строительства аналогичных объектов на Северо-Западном и Дальневосточном направлении. Где именно разместятся эти станции и по какому проекту будут строиться, главный конструктор не уточнил.

Параллельно со строительством или разработкой проектов осуществляется модернизация существующих РЛС. С. Боев сообщил, что такие работы идут в соответствии с графиком. Сейчас обновление получают станции «Воронеж» в Армавире и Иркутске – одни из первых в серии.

Строительство РЛС «Воронеж» и планы на будущее

Кроме того, главный конструктор СПРН напомнил об успехах в деле общей модернизации системы. Ее успешно завершили в прошлом году, и СПРН прошла государственные испытания. После этого она заступила на опытно-боевое дежурство. Впрочем, сроки перехода к полноценному боевому дежурству не уточняются.

Общие планы

Более масштабные планы по строительству и развитию СПРН на отдаленную перспективу тоже известны. Так, в середине февраля газета «Красная Звезда» опубликовала интервью с начальником Главного центра предупреждения о ракетном нападении (ГЦ ПРН) космических войск ВКС полковником Сергеем Сучковым. Темой беседы стали последние успехи и планы на будущее.

Начальник ГЦ ПРН напомнил, что к настоящему времени в составе системы предупреждения построен и функционирует наземный эшелон в составе 10 РЛС. В основном это современные станции «Воронеж», но остаются в эксплуатации и более старые образцы. За счет всех этих РЛС создано сплошное радиолокационное поле по периметру границ. Обеспечивается гарантированное обнаружение атакующих баллистических ракет в широком диапазоне дальностей и высот.

В настоящее время наземный эшелон СПРН дорабатывается. Задачей этих работ является получение сплошного двухдиапазонного поля. Второй диапазон будет создан за счет РЛС высокой заводской готовности семейства «Воронеж» с соответствующими техническими характеристиками.

В феврале полковник Сучков рассказал о ходе подобного строительства. На тот момент в активной фазе находилось строительство двух объектов в Воркуте и Мурманске. Кроме того, было завершено проектирование еще одной станции, предназначенной для размещения на Дальнем Востоке.


По словам начальника ГЦ ПРН, имеются планы по развитию системы предупреждения до 2030 г. К этому сроку предполагается провести модернизацию нескольких РЛС, стоящих на боевом дежурстве. Это будут объекты в Краснодарском крае и Иркутской области. Кроме того, в Ленинградской области появятся новые радиолокационные средства, отличающиеся повышенными характеристиками и помехоустойчивостью.

Отмечается, что выполнение этих планов приведет к завершению перевооружения наземной составляющей СПРН. Система полностью перейдет на современные РЛС высокой заводской готовности и сможет отказаться от объектов старой постройки.

Одновременно с наземным эшелоном системы ПРН развивается космический. Этот процесс идет за счет наращивания орбитальной группировки космических войск. Разрабатываются и вводятся в эксплуатацию космические аппараты новых типов. Предполагаемые районы старта баллистических ракет вероятного противника должны контролироваться сразу несколькими спутниками разведки. Это повысит надежность СПРН, а также позволит максимально быстро получать всю необходимую информацию.

Ключевой компонент

Таким образом, развитие СПРН путем строительства новых объектов и модернизации существующих успешно продолжается и постепенно дает желаемые результаты. Нетрудно заметить, что главную роль в этих процессах играют современные радиолокационные станции высокой заводской готовности семейства «Воронеж». Именно они активно возводились в последние годы, и в обозримом будущем их строительство продолжится.

РЛС ВЗГ «Воронеж» разработаны концерном «РТИ Системы». На основе одной концепции и набора общих решений были выполнены сразу несколько проектов станций с разными особенностями и возможностями. Развитие этих проектов продолжается до сих пор – последние объекты серии планируется строить уже в обновленной конфигурации.

В семейство входит несколько типов РЛС. Первыми были разработаны метровая «Воронеж-М», дециметровая «Воронеж-ДМ» и высокопотенциальная метровая «Воронеж-ВП». В дальнейшем появилась сантиметровая «Воронеж-СМ», а также двухдиапазонная (метровая и сантиметровая) «Воронеж-МСМ». План развития СПРН предусматривает строительство станций всех типов.

Станции семейства «Воронеж» выполнены по схеме высокой заводской готовности. Так, предприятие-изготовитель производит крупные блоки, которые затем в минимальное время монтируются на строительной площадке. За счет этого сроки строительства РЛС СПРН удалось сократить в несколько раз, до 1,5-2 г. Кроме того, уменьшаются трудозатраты и наряд сил и средств для строительства.

РЛС линейки имеют схожую архитектуру, но отличаются внешне и по составу оборудования. «Воронеж» включает быстровозводимое антенное сооружение с АФАР, а также контейнеры с радиоэлектронным оборудованием и пункт управления с рабочими местами операторов. В зависимости от типа станции, они могут выполняться в одном здании или в разных сооружениях.

«Воронежи» являются надгоризонтными РЛС и предназначаются для наблюдения за воздушным пространством и ближним космосом. Основной их задачей является обнаружение старта и полета баллистических ракет, а также формирование трасс и выдача информации другим компонентам СПРН и ПРО. В зависимости от типа станции, обеспечивается обнаружение целей на дальностях до 6 тыс.км и высотах до 8 тыс.км. Одновременно сопровождается до нескольких сотен объектов.

Имея высокие рабочие характеристики, современные РЛС ВЗГ отличаются улучшенными эксплуатационными параметрами. Так, потребляемая мощность не превышает 0,7-0,8 МВт, что в разы меньше, чем у станций предыдущих поколений. Кроме того, дежурную смену удалось сократить до 15 чел.

Строительство станций «Воронеж» началось в 2005 г. Первый объект такого типа заложили вблизи н.п. Лехтуси в Ленинградской области. Вскоре началось строительство станции в Армавире. В 2010-13 гг. запустили еще пять строек в разных районах страны. В течение нескольких следующих лет они были завершены, после чего новые станции прошли необходимые испытания и заступили на дежурство. Еще два объекта могут начать работу в этом году, а в 2024 г. группировка пополнится следующей РЛС.

Для получения максимальной эффективности одновременно развертываются РЛС ВЗГ всех основных модификаций. Совместная эксплуатация новых станций разных типов, а также более старых комплексов позволила ускорить процесс создания сплошного радиолокационного поля, а теперь дает возможность развить его. Так, теперь стоит задача формирования сплошного двухдиапазонного поля.

Сегодня и завтра

Радиолокационные станции СПРН семейства «Воронеж» стоят на боевом дежурстве с начала прошлого десятилетия. За прошедшее время они подтвердили расчетные характеристики и показали все свои возможности. Проект признан удачным, в результате чего строительство продолжается, и в обозримом будущем вооруженные силы получат все требуемые объекты такого рода.

Планы по строительству и модернизации «Воронежей» расписаны до конца десятилетия. Оно определяют ход текущего и будущего строительства, а также дальнейшее обновление имеющихся станций. Все эти процессы будут оказывать очевидное положительное влияние на возможности и потенциал как самих РЛС, так и всей СПРН в целом.
Автор:

3 1 ER 0.4124