Статистика ВК сообщества "Наличники. Виртуальный музей."

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Много видел я наличников до Нерехты и после неё, но сердцу не прикажешь — увидел эти очелья с двумя арками, эти ажурные цветочные фризы под крышей, и влюбился :)

#наличники #Деревянноезодчество #путешествияпороссии #nalichniki

169 62 ER 7.3066
…Что-то работа не работается, все кругом болеют. Красоты вам, друзья, уверен, она спасёт мир!

Между прочим, резные кронштейны, встречаются не везде. Я вот не припомню чего-то примечательного в Нижегородской области, например, хотя вы все знаете, что она вообще богата на резьбу.

Здесь Елец, Сызрань, Москва, Калуга, Тюмень, Москва, Рыбинск, Красный Холм, Тверь и Томск.

#резьбаподереву #деревянноезодчество

150 49 ER 4.9388
Собранный макет наличника с. Павлово Нижегородской области

Какая красота!!

49 46 ER 4.0084
…Подождите, не листайте галерею! :)
Видите на первой фотографии наличников ставни? Нет?
Но они тут как тут!!!

Короче!
Продолжая рассказ про #ставни нельзя не упомянуть о небольшом городке Клинцы, что в Брянской области.
Дело в том, что только здесь (пока) мне встретились ставни, которых, как бы и нет!

Смотришь спереди на наличник — нет никаких ставень. Но они есть, просто складные!

Каждая створка состоит из четырех (Это важно!) вертикальных, скрепленных петлями, досочек! Ширина каждой около 12-15 сантиметров, поэтому спереди они выглядят как обычные доски, тем более, что передняя из досок слегка украшена накладной резьбой, что делает её похожей на обычные боковины наличников.

Обратите внимание на то фото 6 (где голубая машина) — на левом, коричневом наличнике ставни есть, а на правом, синем, их демонтировали. И при этом сам наличник почти не поменял свой внешний вид. Единственное, чем он теперь явно отличается, это объемом своих боковых стоек: складные ставни делали их массивными, теперь же он тощий и сразу какой-то простой.
Таких наличников в Клинцах осталось к сожалению не много, но это в общем банальная фраза, её можно рефреном под каждым постом писать))

В общем когда я заморачивался созданием типологии, после Клинцов к пункту «наличие ставень» и «ставни с двух сторон окна» прибавился пункт «ставни складные». Это, как вы понимаете, помимо всяких прочих особенностей очелья и подоконной части)))

#nalichniki #наличники #впоискахналичников #путешествияпороссии #Деревянноезодчество

77 60 ER 3.7878
…Год заканчивается и кажется, что куча планов опять не сбылась. Мало успел. И написал мало и в этом году опять почти нигде не был 🤦‍♂️

В Туле побывал только, там лекция была и кино снимали. Познакомился кстати там с наконец с музеем местным!
Ну в Питере ещё… даже дважды — один раз с семьёй, один раз творческая встреча была в магазинчике «Перед прочтением сжечь». Ещё в Казани (где чудесные «Айдасувенир») и Сочи — ну эти обе семейные поездки. А в Калининграде ж ещё, туда мы просто на три дня с женой погулять ездили. Впервые в жизни побывал в таком уютном Великом Новгороде! Всего день, но зато какой тёплый! А ещё в Йошкар-Оле, в Козьмодемьянске и Васильсурске — это мы уже гоняли за наличниками для следующей книги о наличника Поволжья. Ну в Троицком посаде ещё и в Сергиевом тоже, причем дважды с разницей в неделю. Там встреча-лекция была в замечательном пространстве «Трикотажка» И ещё там познакомился с невероятной Машей, которая делает нереальные матрешки! И в Узловой — это Тульская область. Про Владивосток и Терней чуть не забыл. Ну ещё в Костроме один день и в Твери столько же — там тоже с лекцией в прекрасном просстранстве «Рельсы». В Городце дважды кстати (где любимые мои «Лев и Вишня», в Нижнем Новгороде, в Ковернине и Пурехе — давно собирался и наконец всё сложилось. В Суздале один день, в Боровске даже три, ещё в Юже, где гостевой дом «Южская дача» (в котором вообще всем стоит побывать), а ещё в Шуе и Палехе — это всё с родными уже «ГлухоманьGo. В Рязани тоже дважды, в Спас-Клепиках, Касимове и Гусе Железном, правда совсем немного. Зато в Самаре неделю почти, и моё сердце теперь там, вместе с ТомСойерФестом! А в Перми же ещё! В Хохловке и Ильинском (это там уже рядом) — вот же чуть не забыл! Душевный какой фестиваль «Расписная суббота» там был —познакомился с гениальными художниками…

Читаю, перечитываю, пересчитываю, и оказывается, что всё-таки кое-где успел побывать, что-то успел снять. А с какими людьми встретиться-познакомиться довелось — даже сам себе завидую!!!

Особенно в Самаре, Перми, Городце… Узловой, Йошкар-Оле, Питере, Владивостоке и Суздале! Да и тут)
Да как так-то вообще получилось, что всё так получилось? А просто магия наличников, не иначе! :))
Спасибо вам! Ура!

PS А на — сдвоенные окошки Томска! Потому что люблю 😍

64 26 ER 3.6440
…Просыпаюсь среди ночи.
Гостиница, город какой-то небольшой. Тишина.
Тишина, причем, такая, что я головой пошевелил — убедиться, что постельное бельё шуршит, и я не оглох. Космическая тишина. Даже не верится.

Встал, отодвинул шторку — луч света резанул по стене, неубранной постели, полоснул по глазам. Четыре утра, уже так светло — удивляюсь. Ну хотя июнь же.

Лёг снова.
Сна нет, будто выспался, хотя сколько? Часа два с половиной прошло? Тишина что-ли так действует?
Помню, ночевал, кажется в Навашине, в здании вокзала. Или не в Навашине? Белый такой вокзал с лестницей… Нет, какой-то другой… Ну не суть, в общем. Тоже лето, снимал ходил до темна, а дозвониться до гостиниц уже не никак, прихожу на вокзал:
— У вас переночевать, — говорю, — можно?
— Комнаты отдыха на втором этаже.
Поднимаюсь. Напротив лестницы стол, за ним усатый вахтёр пожилой. Лысый, усы вверх закручены — ему бы Чапаева играть.
— Ты, — не поднимая глаз от кроссворда, обращается он явно ко мне — татарин что ль?
— В смысле? — не пойму.
— Ну из Казани? — теперь он уже смотрит прямо и я замечаю, смешинку в уголках глаз.
Ну думаю, приехали… Я конечно из Казани, но не живу там лет, уже, пятнадцать…
— Ну да, — отвечаю. — А как вы?..
— Я по походке! — смеётся вахтёр. — Казанских нельзя не узнать! Ты в нумера?
Киваю.
— Налево.

Прохожу.
Узкий высокий коридор без окон, несколько белых полуоткрытые дверей.
— Молодой человек, — догоняет меня женщина в белом, словно бы медицинском, халате. Это вам переночевать?
— Хотелось бы, ага.
— Восемьдесят рублей с вас. Только учтите, у нас только койкоместы. Нумеров нет.
— А… а сколько коек в комнате?
— Койки две, туалет напротив. Вот прям за вами там. Вы только крючок не накидывайте, дверь открыта пускай будет. У нас охрана, никто чужой не ходит.
С трудом соображаю, что это она уже не про туалет.
«Охрана, конечно, дело хорошее, думаю… но у меня рюкзак, камеры, объективы, мало ли кто ночью поселится…»
— А можно за две койки заплатить?
— Ну можно… — сомневающимся голосом подтверждает женщина. — Только я с вас полную стоимость тогда возьму. Сто шестьдесят.
«Гуляем…»
Достаю двести рублей. Она берёт:
— Вы только крючок всё равно не накидывайте: у нас номеров свободных не осталось, вдруг кто ночью приедет.
— Так я ж за обе койки заплатил!
— Ну я понимаю… Но вы тоже поймите, если человек приедет, ему что, на улице что ли ночевать?

Прохожу в комнату.
Две кровати, между ними окно приоткрыто. Выглядываю — локомотивное депо и пути, пути, пути…
Ложусь тогда, помню и проваливаюсь в какой-то неизвестный мир… Что-то шипит, гудит, пищит в ночи, где-то вдали объявляют пути — это пожалуй единственное, что разобрать можно…
— По второму поезд… Из Москвы…
И снова на своем железнодорожном языке что-то говорят — вроде бы и по-русски, а слов не разберешь…
Выспался тогда, кстати, часа за три, как младенец, несмотря на все шумы.

А сейчас тишина и тоже сна нет.
Чего я про того усатого хотел рассказать-то?
А! Не про него! Это давнишняя: еду в поезде по Саратовской области. Мне надо было часа полтора всего в Поворино, заскочил в какой-то поезд проходящий, а он из Ташкента в Харьков. Заглядываю в купе проводника, там дядька, словно, из «Белого солнца пустыни»: с бородой, в тюбетейке.
— Чай, — говорю, — есть?
— Щёрный? — уточняет тот
— С молоком, говорю.
— Распалагайтись, сищас сделаим.
Через пять минут подходит со стаканом, доверительным шепотом сообщает.
— Щай у нас тридцать рублей стоит, но тебе я за двадцать принес, ты с бородой, харашо! Традиции — харашо! Маладец.
И ушел.

Хорошо, думаю: наверное первый случай в истории, когда борода позволила денег сэкономить.
А с другой стороны… Ох это длинная… Хотя всё равно сна нет…
Помню, в самом начале двухтысячных ходил я в фотокружок в еврейский культурный центр. Трудно сейчас понять, как я вообще там оказался — то ли рассказал кто, то ли просто афишу увидал — в общем ходил несколько месяцев. Посещение бесплатное (на этом можно было закончить, так как времена были студенческие, но кроме того там был и) преподаватель невероятный, раз в несколько занятий — разборы принесенных серий учащихся, ну и кроме того, раз в неделю, приходил дополнительно какой-нибудь известный фотограф  — что ещё нужно?!
Учащихся было человек шестьдесят.
И вот собираемся мы как-то перед занятием, уселись все тихо, и преподаватель начинает:
— Я конечно дико извиняюсь за этот некорректный вопрос, я поясню сейчас в чём дело, но у нас сегодня есть важный организационный вопрос, поэтому прежде чем начать, нам необходимо выяснить кое-что. Я ещё раз извиняюсь. — Он обвёл глазами зал и как-то тяжело вздохнул. — Поднимите пожалуйста руки, кто здесь еврей.

По залу прошел удивлённый смешок, через несколько секунд кто-то поднял руки.
— Так, Лёша, Маша, понятно. Так ещё вот три, четыре, пять… пятеро, да? Да… Спасибо большое. Опустите, спасибо большое. Да… Да… Я должен пояснить... — Он замялся. — Я должен пояснить… Дело в том, что году в восьмидесятом-восемьдесят втором, я в школе ещё работал, у меня фотокружок тоже был. От пионерской организации. И вот вызывают вдруг меня в КГБ. Я прихожу. Встречает капитан и сходу:
— Что ж вы, товарищ, сионистский кружок устроили?
— В каком, — говорю, — смысле?
— А в таком, что к вам в фотокружок одни евреи ходят!
Я поспорил (ну что за ерунда, обычный кружок, кто хочет, тот и ходит!), пригласил его тогда, собрал ребят, и говорю, вот как сейчас. Говорю, простите пожалуйста, нам надо узнать… поднимите пожалуйста руки, кто тут еврей. Ну и подняли руки почти все. Человека три тогда не подняли… Да… А вот сейчас у нас, дело в том что, обратная, так сказать, зеркальная ситуация… Дело в том что руководство Культурного Центра передо мной вопрос поставило…. В общем, что ко мне на кружок евреи совсем не ходят… И, вот, кажется, они правы оказались…

Он помолчал.
— В тот раз, в школе, кружок закрыть пришлось, но сейчас времена переменились, хотя, тем не менее, мне придется сообщить вам неприятное… Всё же это еврейский культурный центр, поэтому он должен следовать своим целям… В общем к сожалению со следующего раза занятия становятся платными…


Навспоминался…
Ну вот уже и утро…
PS А дом этот удивительный в Ковернинском районе Нижегородской области.
#впоискахналичников #наличники

61 44 ER 3.7653
…В очередной раз пообещал себе выкладывать наличники почаще. Ну вроде как всё у меня для этого есть: 400+ разных видов наличников, если по одному виду в день, то даже так на полтора года года хватит. Да и времени немного надо: полчаса на обработку фотографий точно найдётся.

Но сразу возникает вопрос: а писать-то я про них с такой скоростью что буду? О большинстве видов ведь нет почти никакой информации!

Ну вот про эти например, что сказать? Лежневские наличники. 20-70 годы XX века. Пропильная резьба, горизонтальное ровное «двойное» очелье (с дополнительным ярусом резьбы), удлиненный, иногда расширяющийся к низу, подол. Боковины часто украшены вертикальными линиями и кольцами, а форма наличника — они по особенному стройные — характерна для запада Ивановской области.

Отличительна особенность именно этого вида наличников (то есть, вы понимаете, что всё вышеописанное может относиться и к другим видам) — это рисунок его нижней части: два наборных, состоящих из вертикальных дощечек, ромба.

В основном такие встречаются в Лежневе , Иванове и окрестностях, но как минимум один есть в Суздале.

Ну скукота, если честно, википедия какая-то. Пару раз такое прочитать, мне кажется, весело, но потом я бы заскучал.
Короче, что нибудь придумаю.

Тем более, что между тем, как написать и выложить я зачем-то руку сломал! Покатались с Варей на роликах 🤦‍♂️ Ничего страшного, сказали «типичный перелом» пару месяцев в гипсе и буду как новенький.
В общем рад, что левая: заставлять жену писать-переписывать посты это было бы слишком по-толстовски)

А вам здоровья кстати. Я обычно стараюсь без морали, но вы уж лучше ничего себе не ломайте ;)

#nalichniki #путешествияпороссии #Лежнево #Деревянноезодчество #наличники

28 70 ER 3.0175
…Ставни — самая очевидная и самая функциональная часть наличника. Очень часто встречаю людей, которые даже собственно наличники называют ставнями.

По этому поводу есть у меня предположение, что Розенбаум, утверждая бессмертное «а на окне наличники, гуляй, да пой, станичники», имел в виду именно ставни, так как на Дону, то есть в степях, не настолько изобильно было с деревом и искусство резьбы по дереву тоже не особо развивалось. Но ставни конечно были. (Если вы вдруг знакомы с Александром Яковлевичем, спросите его пожалуйста при случае ☺)

Кстати необходимость в ставнях была вызвана чаще всего солнцем (а не лихими людьми, как может показаться) — на юге ставни закрывали днём, чтоб жары не было, а на севере — летом, чтоб в полярный день спать: шторы-то и в двадцатом веке не везде появились, был только тюль, да и то лишь на пол-окна.

Из интересного и неочевидного — ставни сначала (возможно не во всех регионах) были одностворчатые, так как крепились они на кованых петлях, а петли надо было заказывать у кузнеца и две (на одно окно) очевидно меньше, чем четыре.

И единственный пока регион, где наличников с одностворчатыми ставнями сохранилось много — семейские сёла в Бурятии. Причём дома, как правило выглядят так: слева — окно, у которого ставень открывается влево, справа — окно со ставнем направо. Иногда ещё между ними окно, более привычное — с двумя ставнями по обе стороны.

PS1 Семейские — это старообрядческие. Я снимал только в двух семейских сёлах: Тарбагатае и Десятникове, но в мае надеюсь расширить географию съёмок 🤞

PS И на всякий случай: чаще всего, ставень — он, но иногда — ставня (она же створка) — она 🤪

#наличники #впоискахналичников #путешествияпороссии #nalichniki

55 22 ER 3.0990
…— А каких годов дом, не подскажете? Послевоенный наверное?
— Дом-то? — ничуть не удивившись вопросу, бабушка хмурит лоб вспоминая, — Это… Сейчас скажу… Это свёкор строил… А сам он делал наличники или нет, я не помню. Пришла, они были. Да. Я в шестьдесят первом году сюда пришла. Так что это свёкор, я не застала. Он ушел на фронт в сорок первом. И они… ну может года как три-четыре, как построил. Только выстроился и… и… и погиб. Подо Ржевом. Мы не знали сразу, но нашли нам его.
— Нашли? Хотя бы не без вести…
— Он… медальон… — бабушка касается крестика на шее, имея в виду, должно быть, какой-то медальон, по которому его опознали. — Мы ездили захоранивали даже его. И на памятнике он.
— Это уже после войны? — По-о-осле! Это уже сколько прошло, как мы ездили-то? Ну лет наверное восемь. До этого не знали. Просто пропал и всё.

PS А на фото — необычные обрамления продухов чердачных помещений из Орла. Часто окошки на фронтоне дома называют слуховыми, но это не верно — слуховое окно, это окно не на фронтоне, а в специальном как бы маленьком домике, который находится на скате крыши. А это именно продухи — способ вентиляции чердака.
Кроме Орла подобные украшения встречаются, пожалуй, только в Томске, но и они, конечно же, существенно отличаются от орловских. Покажу на днях.

84 41 ER 3.5958