Статистика ВК сообщества "Огам"

0+
Кельтское язычество

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

🌿 Действие шекспировского "Сна в летнюю ночь" происходит как раз в ночь Мидсама - Литы, а образы Короля и Королевы фэйри - Оберона и Титании - будоражат воображение людей уже много столетий.
Вот такими получились Оберон, Господин фей и его подданные во время одного из нью-йоркских средневековых фестивалей:

#ogham #magic #celtic #Midsummer #wheel_of_the_year #Litha #festival #Litha@ogham

96 9 ER 3.2480
🌿 Сегодня с заходом солнца начинается Трилита - три священных ночи и дня Летнего Солнцестояния, время самых коротких ночей и самых долгих дней - ночь сейчас длится всего лишь 6.5 часов, меньше трети суток.
Трилита - волшебное время, время силы земли, время, когда открываются земные тайны, время, когда травы и растения особенно сильны, время, когда цветёт папоротник.
Празднуйте!

#ogham #magic #celtic #Midsummer #wheel_of_the_year #Litha #festival #Litha@ogham

115 2 ER 3.2595
• Лес Броселианда (по-французски - Brocéliande, по-бретонски - Brekilien) - легендарный лес Артурианского цикла, лес, полный чудес и волшебства, лес таинственный и мистический. Здесь совершали свои подвиги рыцари, по этому лесу ступал Мерлин и именно тут он встретил деву Нимуэ, которая призналась ему в любви и погрузила его в глубокий сон, тут жила Вивьен - колдовская озерная дева, и именно тут, под волнами своего озера, она и воспитала Ланселота, который получил из-за этого прозвище Озёрный. Именно тут лежит Долина без возврата, куда Фата Моргана заманивала рыцарей, нарушавших свои обеты. В Броселианде водились чудесные звери, - например, единороги и драконы, били источники волшебной воды, отведав которую можно было излечиться или заснуть, забыть обо всем или познать великую мудрость, обрести молодость или состариться... Тут даже был источник, позволяющий вызвать бурю, если разбрызгивать его воду в воздухе. Именно этот лес рыцари Круглого Стола прочесали вдоль и поперёк в поисках Грааля, совершая подвиги, сталкиваясь как с волшебством и чудесами - так и с обычными опасностями, которые могут поджидать в любом лесу, и именно здесь, говорят, и лежал тот камень, из которого юный Артур достал свой первый меч, подтвердив тем самым своё право на корону и трон.
Броселианд чаще всего считают вымышленным местом - как Мюрквуд скандинавов и германцев, частицей архетипического образа предвечного леса, что укрывал когда-то огромные пространства. Но в 19 веке появилась версия и о том, что Броселианд раньше был на месте нынешнего Пемпонского леса (Paimpont forest) в Бретани, так что теперь в этих местах можно посмотреть на разные "чудеса Броселианда": на могилу Мерлина (LeTombeau de Merlin) и мост Нимуэ, можно взглянуть на Долину без Возврата (Val sans retour) и на озеро Зеркало Фей (Le Miroir aux Fées), выпить воды из Источника Молодости (Lа Fontaine de Jouvence) и полюбоваться на Источник Бури, можно увидеть замок Компер (Château de Comper), в котором родилась волшебница Вивьен и посмотреть на мегалиты и реликтовые деревья.

текст: © [id154547306|Шеллир (Наталья Никольская)]
написано в апреле 2015 специально для проекта [club45351013|Огам]

#celts #fairy #enchanted_forest #France #Brittany #King_Arthur #Merlin #зачарованный_лес #Бретань #Мерлин

85 0 ER 3.0117
• 23 апреля в Британии (да и в других странах) празднуют день святого Георгия, который в народной традиции чаще всего называли Зелёным Георгием, Зелёным Джорджем, и судя по сохранившимся народным обрядам, он был связан с Зелёным Человеком, Джеком-в-Зелени, Духом природы.

Зелёный человек – таинственный персонаж британского фольклора, чьи образы мы находим как запечатленными в легендах и сказках, так и вырезанными в камне на стенах церквей и других зданий: человек, изо рта (а иногда и из ноздрей, щек, углов глаз) которого прорастают листья.
Чаще всего сейчас Зелёного Человека связывают с образом Jack-o-Green, персонажа карнавалов и шествий Майского дня, который входил в свиту Майских Короля и Королевы, наряду с Лордом Беспорядка, Hobby-horse, Шутом и другими весёлыми личностями. Он был полностью обряжен в зелень, так что были видны только глаза и губы, и больше всего походил на быстро перемещающийся, веселящийся, пьянствующий, резвящийся и отпускающий непристойные шутки куст.

Но вообще Зелёный человек – персонаж куда более древний, чем, скажем, церковная архитектура, да и образ его встречается не только на территории Британских островов, но и в других частях Европы. Он – дух леса и всего того, что растет. Он – тот, кто прячется в зелени и смотрит на нас из листвы. Он – воплощение границы между миром растений и миром людей, но в то же время и тот, кто соединяет эти миры воедино. Весной, когда природа просыпается, когда по стволам деревьев движется сок, когда лопаются почки, выстреливая молодыми листочками, - просыпается и Зелёный человек, воплощая в себе начало «зелёной» части года и всю силу растительного мира.

Праздники в честь Зелёного Человека в христианский период слились с праздниками Святого Георгия (23 апреля/6 мая), эти дни в народе стали называть Зелёным Джорджем (Егорием, Ежи etc.), и появление «Зелёного Святого», несущего жизнь и здоровье, приветствовалось ветвями со свежими листьями – чаще всего ему посвящали ивовые побеги, а в других местах ежевику и вербу, из которых сплетали венки и гирлянды, чтобы украсить свою одежду, дома, сосуды для воды и молока, но связан он и с другими растениями – с плющом и виноградом, остролистом и тисом, дубом и терном. Считалось, что приходя, он наделяет людей и животных той же неудержимой силой, которая заставляет растения в это время бурно идти в рост, на некоторое время стирая границу между силами растений и силами существ из плоти и крови. В других местах он выступает как воин, ежегодно сражающийся и ежегодно же побеждающий зимнего персонажа (это отсылает нас к кельтскому мотиву вечного сражения двух королей – зимнего и летнего, и к более позднему образу Зелёного Рыцаря из артурианских легенд). Сохранились и обряды, где Зелёного человека, Лесного короля, и его спутницу, Черную Королеву убивают в конце майских торжеств, тут может быть два варианта понимания обычая: либо в жертву приносится его человеческая часть – чтобы его растительная сила могла беспрепятственно разлиться по миру и раствориться в нём, либо именно в этом торжестве принимает участие не Летний Зелёный человек, а Зимний (эту версию подтверждает и то, что его спутница называется Черной – это обычно относится к существам тёмной половины года). Кстати, существует и образная и смысловая связь между Зелёным человеком и мёртвой головой, поросшей зеленью – то, что было живым, даст силу растениям, которые, в свою очередь, напитают живых.

Кроме человеческой формы Зелёного, сохранились и мотивы, где он выступает не человеком, а зверем, из которого прорастают листья. Животные эти как правило либо священны для данной местности, либо обладают общепризнанной силой – сохранились изображения прорастающих листьями вепрей и львов, быков, волков и драконов, сохранилось и изображение оленеголового рогатого человека, увитого зеленью. Тут можно усмотреть связь с тем, что Зеленый Человек – один из ликов лесного божества, покровительствующего жизни вообще и животным в частности, - Рогатого Бога.

Как одно из лесных существ, Зелёный человек – это оживший лес, все тени, мелькающие среди стволов, все лица, читающиеся в коре, взгляды из густой листвы, шорох и шаги за сплетением ветвей, все существа, таящиеся в чаще. Кроме Зелёного Человека существует и множество других, принадлежащих лесу, образов: наши лешие, лесные хозяева и другие лесные духи, греческие дриады, средневековый Дикий человек (Woodwose), соединяющий мир людей с миром животных, так же как Зелёный соединяет людей с растительным миром. Еще один образ - Дикий Пастух, лесное божество, берегущее как свои, дикие стада, так и принадлежащие людям. Тут нет противоречия: у кельтов, например, стада свиней не были полностью одомашнены, и паслись в лесах, куда их и сопровождал пастух, проводящий в лесах вместе с животными все «зелёное» время, всю светлую половину года, добывая себе пропитание самостоятельно. Такие пастухи, даже вполне человеческого происхождения, стояли несколько за пределами человеческого общества (также, например, как скитающиеся в лесах безумцы-гельт), и их образы нередко сливались с образами волшебных, потусторонних существ, причем иногда их воспринимали как мудрых отшельников, а иногда – как зловещих колдунов.

В Германии образ лесного человека также превратился в пугающий: Рупрехт Нахт (Ночной Рупрехт), существо из веток, палок и листьев, жил в тёмном лесу и крал стариков и младенцев себе на обед, другой германский же лесной персонаж, Питер Шварц (Чёрный Питер) – воровал молодых девиц. Впрочем, их обоих считали почти божествами даже в христианский период, и сохранились и легенды о том, что они одаривали тех, кто их почитает.
Все эти существа, как и сам Зелёный Человек, считаются еще и хранителями лесов, препятствуя кому-либо наносить лесу ощутимый вред.

текст: © [id154547306|Шеллир (Наталья Никольская)]
написано в апреле 2014 года и доработано в апреле 2015 специально для проекта [club45351013|Огам]

#celtic #ogham #Green_Man #Horned_one #forest@ogham #spring@ogham #кельты #Зелёный_человек #лес@ogham #весна

145 3 ER 3.1112
• Пять священных деревьев Ирландии упоминаются во множестве старых литературных источников.
Существует легенда, что вскоре после того, как отхлынули с земель Эрин воды всемирного потопа, вечером перед Бельтейном, в день нового начала, вышел из моря великан по имени Трефуйлнгид Треохайр, и ступил с западной стороны на земли Ирландии. Ростом он был по макушки деревьев, и нес он в руках огромную ветвь от волшебного дерева, на которой были листья разных деревьев, и разные плоды, и все они в тот майский день были еще незрелыми. Треохайр дал несколько плодов от этой ветви Финтану мак Бохре, Белому старцу, – единственному, кто пережил потоп на землях Ирландии, и Финтан посадил их, и выросли из тех плодов пять священных деревьев Ирландии – Биле Тортан, Эо Росса, Эо Мугна, Крэб Дейти и Биле Ушнег. «Биле» тут означает одиноко стоящее древнее почитаемое дерево, «Крэб» - ветвистое дерево, а «Эо» может переводиться и как «огромное священное дерево», и как «тис». Эо Мугну и Эо Россу Финтан посадил в Лейнстере, а остальные три дерева – в Миде (два в Таре и одно в Уснехе); Эо Мугна, одно из самых почитаемых деревьев, было дубом, Эо Росса – тисом, а Биле Тортан, Крэб Дейти и Биле Ушнег – ясенями. Эти деревья связаны в равной степени с миром реальным и миром потусторонним (так же как, например, пять великих дорог, которые пересекают Ирландию в обоих мирах), служат ключами и вратами, - кроме вышеописанной легенды о происхождении пяти деревьев существует еще одна, о том, что пять священных деревьев появились в мире живых в ночь Самайна, из тумана, пришедшего из Аннуина.
Священные деревья в кельтском мире несли разные смысловые значения, - могли они рассматриваться и как мировое древо, точнее – как мировая ось (axis mundi), точка центра, вокруг которой движутся миры, они воспринимались как воплощение королей и героев, как хранители священных вод, как податели знания и вдохновения, стражи правосудия etc.
В легендах и поэмах падение пяти священных деревьев относится к VII веку – времени, когда на территории Ирландии сильно укрепились позиции ирландской христианской церкви, и которое воспринимается как конец «золотого века» ирландских королей и святых, однако потерю великих деревьев оплакивали и короли, и святые и народ богини Дану.

текст: © [id154547306|Шеллир (Наталья Никольская])
написано в январе 2013 специально для проекта [club45351013|Огам]

#celtic #magic #druids #legends #sacred_trees

102 0 ER 2.7808
🍀 Breithlá Sona Duit a Ogham! 🍀

У нашего проекта сегодня День рождения.

В 2012 году - уже целых девять лет назад! - мы создали этот паблик, написали правила и начали понемногу наполнять его текстами, картинками, переводами и всем-всем остальным.

В этом году вас, наших подписчиков, уже 16 000 - и мы рады всем вам: тем, кто с нами с самого начала и тем, кто присоединился к нам совсем недавно, рады тому, что вы читаете наши посты и цените то, что мы делаем.

Так что - с Днём рождения нас! [id154547306|Шеллир], которая пишет тут статьи и проводит занятия, [id3783901|Волка Sidhe] - без настойчивости которого этого проекта, возможно, и не было бы, нашего администратора и помощницу [id176126630|Рыжь], а еще - [id862275|Айю] и [id807631|Массаракша], наших корректора и переводчика.
И пусть для всех нас и для нашего проекта наступит новый хороший год!

#ogham #happy_birthday@ogham #music #music@ogham

6 30 ER 2.3240
🌻 Полчаса назад зашло солнце канунного дня, и началась та единственная в году ночь, из которой рождается день Лугнасада - время подношений земле и время начала щедрого урожайного времени.
С праздником всех, кто празднует сегодня, чествуя великого Луга, искусного во многих ремёслах, и его божественную приёмную мать Таильтин!

#Lughnasadh #Lughnasadh@ogham #Lugh #Lammas #festival #calendar@ogham #колесо_года #ogham #celtic #celtic_summer

33 10 ER 2.2031
🎃 На одном из лондонских кладбищ растет удивительное дерево, которое будто поднимается из множества надгробных плит, плотным кольцом окружающих его. Это - дерево Харди, или Дерево Ста Надгробий со старого кладбища Сент-Панкрас.

Конечно, под этими надгробными плитами уже давно нет захоронений, и сложились они в такой необычный "круг памяти мёртвых" совсем не случайно.

В третьей четверти 19 века, во время набиравшей обороты индустриальной революции, которая заметно изменила облик Лондона, получилось так, что часть территории старого кладбища Сент-Панкрас была отдана под строительство железной дороги. Но, хоть земля и перестала считаться церковной, но с могилами, находящимися на ней, нужно было что-то делать. И тогда служивший тогда архитектором молодой Томас Харди, который еще не прославился к тому времени как автор "Тэсс из рода Эбервиллей" и других прекрасных романов, нашел решение. Тела с той части кладбища были перезахоронены, но старые надгробия - остались (перевозить и переустанавливать их было слишком дорого), и, чтобы почтить память мёртвых, которые раньше покоились в этой земле, Харди перенес все надргобия к тогда еще молодому ясеневому деревцу и установил их вокруг него.

Шло время. Дерево росло. Несколько надгробий из установленных его корни утянули под землю, какие-то, наоборот, поднялись из нее, какие-то стали врастать в его ствол. Но общий облик дерева, растущего из круга могильных плит, сохранился, и теперь этот ясень, Дерево Ста Надгробий - одна из лондонских достопримечательностей, напоминающих о том, что и из смерти рождается жизнь.

Вообще же образ дерева, берегущего покой мёртвых - очень характерен для кельтских народов, так же как и идея о том, что из мёртвых тел вырастают деревья: "Старая Галла, дай мне своего дерева, а я дам тебе своего, когда из меня вырастут побеги".

текст: © [id154547306|Шеллир (Наталья Никольская)]
написано в ноябре 2015 специально для проекта [club45351013|Огам]

#Samhain #Samhain@ogham #Samhain_is_coming #Halloween #magic #october #ogham #celtic #celts

108 8 ER 2.7827
🌻 Сегодня с заходом солнца начнутся Три Дня Лугнасада - три священных дня праздника, отмечающие середину лета, а сверх того - и середину светлой половины года: Лугнасад лежит ровно посередине между Бельтейном и Самайном, и когда мы приходим к порогу этого праздника, это означает, что год понемногу сворачивает к осени, что ночи теперь станут холоднее и заметно прибавятся, хоть и далеко еще до времени, когда день сравняется с ночью.
Но пока еще лето, и щедра к нам земля, и полна плодов, и поздних цветов, и радостей, которые доступны лишь летом.
Благословенны будьте все, кто празднует вместе с нами!

#Lughnasadh #Lughnasadh@ogham #Lugh #Lammas #festival #calendar@ogham #колесо_года #ogham #celtic #celtic_summer

71 9 ER 2.2544
🌿 Сегодня с заходом солнца начинается Трилита - три священных ночи и дня Летнего Солнцестояния, время самых коротких ночей и самых долгих дней - ночь сейчас длится всего лишь 6.5 часов, меньше трети суток.
Трилита - волшебное время, время силы земли, время, когда открываются земные тайны, время, когда травы и растения особенно сильны, время, когда цветёт папоротник.
Празднуйте!

#ogham #magic #celtic #Midsummer #wheel_of_the_year #Litha #festival #Litha@ogham

98 15 ER 2.7169