Статистика ВК сообщества "Музей Модерна"

0+
Здесь живёт красота

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

СЛОНЫ И БАБОЧКИ МИХАИЛА КВЯТКОВСКОГО

Тот, кто видел густо-зеленый фасад Гранд-Отеля, поросший узловатыми белыми стеблями и пышными шапками цветов, будет бродить по Самаре ещё и ещё в поисках этого веселого каменного кипения.

Три протяженных балкона охвачены мозолистыми стволами, это основа дома-дерева. Над ними окна прорастают пучками побегов, из которых вырывается белое пламя цветочных тарелок. Это ожившие замковые камни. Под несколькими окнами - подобия балюстрад, намек на балкон. Но вместо балясин - три стебля, и боковые словно пляшут вприсядку. Наверху у танцора - голова, образованная тройным цветком. Растительные щупальца пульсируют по всему фасаду, они оплетают античные маски и в последнем радостном усилии порождают цветочный фронтон - боковые спокойные стебли и фонтан цветов, вырывающийся в небеса.

Архитектор Михаил Фомич Квятковский обожал растительную стихию. И фамилия его происходит от польского слова kwiat - цветок. Продолжение цветочного пира - фасад особняка Екатерины Федоровны Новокрещеновой. Узкий дом все же имеет две вертикальных оси. Слева, над большим арочным окном, разворачивается фигурный фронтон с несколькими видами симметричных растений. Две стоячие балки прорезают их и упираются в небо. Строгие архитектурные формы нужны для контраста - между балками, на квадратных формах балкона, укладываются и вьются знакомые цветочные стебли, под балками развернулась белая плоскость, словно нимб, сияющий над слуховым окном. Само же окно тонет в кипении цветочных блюдечек. Архитектор строго следует физиологии фантастических растений: мощные стебли, стебельки потоньше, стебли - лазутчики. Они ныряют в отверстия по бокам и, подобно упорному плющу, выбрасывают свои цветочные шапки над неживой архитектурой. И ещё один нимб - ажурная корона из стальных цветущих прутьев.

Справа, над входом, из особняка выпирает эркер. Строгие кубические формы прорезаны окнами, напоминающими узоры рококо. И навершие - стебли, цветы и белые плоскости. Здесь видно, что белый фон - это рельеф, условная почва и молочная поверхность, на которой, словно пенка, формируются складки. Они похожи на листья, питающие жизнь побегов. Ведь у самих стеблей листьев нет, только цветы. В центре высится словно бы отрезанная, неживая ветка. Но от нее поверх молочной поверхности тянутся в стороны зигзаги стеблей. Они разрастаются настолько буйно, что заворачивают массу своих цветов за угол, где сам фасад уже кончается.

И постепенно становится видно, что обе композиции из растений на доме Новокрещеновой по форме и характеру похожи ещё и на бабочек. Намек на форму небесного насекомого слева, взмах растительных крыльев справа. Модерн - это искусство композиции. Символизм - искусство внедрения в душу загадочных ассоциаций.

Третий дом работы Михаила Фомича - тяжёлый угловой корпус, в котором была гимназия сестер Харитоновых. Дом Нуйчева, названый по имени застройщика, мещанина из городка Бузулук, ошеломляет. Среди кокетливых барочных завитков вырастают и теснят, плющат друг друга огромные цветы. На этот раз они пятилепестковые, что удобно для искривлений и уподоблений.

Что заметнее всего для первого взгляда? Конечно, головы слонов. Они невозмутимо подпирают кронштейны, их хоботы и бивни изгибаются словно лебединые шеи. Оказывается, неповоротливый слон тоже может стать источником криволинейных форм модерна. Но нельзя не заметить и других, до нелепости не вяжущихся со слонами животных - огромных бабочек. На гостинице место замковых камней занимали пучки победных растений. Здесь это место отдано основательным, толстым насекомым.

Слоновые части изящны и стройны. Бабочки неповоротливы и грузны как слоны. Вот уже вырисовываются рифмы в духе Корнея Чуковского. "Горилла идёт, крокодила ведёт"... И мы, беззащитные зрители, проглатываем вместе с сюжетной наживкой ещё один прием символизма: не сопоставление хрупкого и мощного, а их сближение в качествах, уподобление друг другу. Как в мультфильме "Рататуй", где крысы похожи на людей, а люди на крыс.
Хоботы и бивни вначале заслоняют ещё одно уподобление. Потом оно оказывается даже более интересным. Сплющенные цветы над фронтонами имеют явное сходство с формами бабочек. Игра продолжается над угловым эркером - там помещены трилистники, напоминающие и бабочку, и карточный символ треф. А под эркером - маленький отдых от условностей, уход от фантастики в реальность. Бабочка летит навстречу пышному мягкому цветку, похожему на подсолнух.

Если в Самаре или Ялте архитектор эпохи ампира упростит формы колонн, огрубит аттик - это будет провинциальный ампир. Но если в тех же городах архитектор эпохи модерна наворотами на фасад цветов, бабочек или слонов так, что мы часами готовы этот фасад разглядывать - разве это провинциальное, второсортное искусство? Модерн - это символизм на практике, воплощение надмирной философии наглядными, часто грубыми средствами. Что за беда, если у растения нет листьев, на виноградной лозе растут цветки гортензии, а бабочкино крыло оказалось размером со слоновое ухо? Ведь для нас открыли театр соответствий, ассоциаций, всемирных уподоблений. И если он работает, качество самих изображений не важно. Главное - объединяющая их идея, качество игры.

"Мне кажется почему-то, что вы не очень-то кот, – нерешительно ответил мастер"... Удивление перед игрой в иную жизнь, детский интерес к нелепым, но загадочным цветам, слонам и бабочкам стал охранной грамотой для архитектуры модерна. Ее редко ломали, часто восстанавливали после пожаров, как особняк Морозовой на Спиридоновке в Москве, после периодов упадка, как дом Нейчева или кухмистерскую фон Вакано в Самаре. Восстановят и дачу Головкина на окраине Самары, где бетонные слоны в натуральную величину оттеняют сдержанную поэзию рационального модерна.

К создателям и заказчикам этих каменных сказок отношение было другое. Доведён до отчаяния и смерти Шехтель. Убит в 1919 году при попытке защитить своих рабочих архитектор астраханской Биржи Виктор Вальдовский-Варганек. О Михаиле Фомиче Квятковском мы знаем лишь то, что он сидел в губернской тюрьме в том же 1919 году. Нет ни года рождения, ни достоверной фотографии. Энтузиаст изучения старой Самары, архитектор Ваган Гайкович Каркарьян много лет назад говорил мне, что администрация не хочет печатать его книги. (…)

Привлечение внимания к людям Серебряного века - святое дело, которое пока в Саратове получатся лучше, чем в Самаре. Этой теме посвящена и книга "Сады Серебряного века. Литература. Живопись. Архитектура", которая готовится к изданию в 2022 году.

Автор: Борис Соколов
Фото - Борис Соколов, 18-22.05.22

54 14 ER 2.6886
Провинциальный модерн.
Ульяновск.
Музей-ателье архитектора Ф.О. Ливчака.

21 4 ER 1.8652
В нашем музее с лекцией о «Садах Серебряного века» выступил доктор искусствоведения, профессор РГГУ Борис Михайлович Соколов. Предлагаем вам его рецензию на экспозицию нашего музея:

ДОМ НА КРЫЛЬЯХ БАБОЧЕК
Музей модерна в Самаре

В мире не так уж много музеев, прямо посвященных стилю модерн. На постсоветском пространстве это Музей модерна в Старой Новой Риге, дом архитектора Ливчака в Ульяновске и кекушевский Дом Носовых в Москве. В Петербурге такого дома-музея нет: особняк Кшесинской по-прежнему остаётся музеем Революции, а прекрасная экспозиция модерна в Петропавловской крепости домом не является.

С 2012 года Музеем модерна стал филиал Краеведческого музея в Самаре. Он расположен в особняке великолепной сохранности, расположенном на одном из самых заметных мест в городе. Дом Александра Георгиевича и Александры Павловны Курлиных чем-то напоминает московские особняки Кекушева и Шехтеля. Это не удивительно. Его архитектором был ещё один Александр - Зеленко, москвич (а время от времени и американец), работавший в эти годы в мастерской Шехтеля.

В начале революционных лет в доме помещались чехословацкая контрразведка, затем шведское посольство и в течение сорока лет - детский сад. Лишившись мебели и личных вещей хозяев, особняк сохранил почти все оригинальные интерьеры. В кабинете с лепной танцовщицей на потолке, где была сильная протечка, реставраторы перестарались, закрасив лиловой краской лепные побеги стен. Но большая часть запоров на окнах, фасеточные стекла дверей, лепные цветы сохранились очень хорошо.

Александр Устинович Зеленко был фигурой фантастической. Он исповедовал принципы самоуправления и самообслуживания детского коллектива, которые изучил в американских скаутских лагерях. В Москве он вместе с педагогом Станиславом Шацким основывает детский сад с американским названием Сетлемент (Settlement), закрытый полицией за чрезмерную свободу детского творчества и "пропаганду социалистических идей". Зеленко в советское время полностью посвятил себя педагогике и архитектуре народного просвещения - стандартам и типовым проектам для детских садов и школ. Он не попал под репрессии и умер в 1953 году, на несколько месяцев пережив Сталина.

Из московских построек Зеленко почти ни одна не сохранилась в должном виде. Дача Пфеффера в Сокольниках, деревянная изогнутая улитка, давно исчезла. Детские сады перестроены, общие формы сохранил только Сетлемент в Вадковском переулке. А особняк Курлиной жив!
Дом находится на углу, возле красного псевдоготического костела, где когда-то находился Краеведческий музей. Формы ротонды, оконных проемов, аттиков граненые, это не плавные кривые, знакомые нам по работам Шехтеля и Орта. Видимо, Зеленко хотел дать твердую раму для целой сюиты железных решёток, которые извиваются подобно побегам растений и крыльям насекомых.

Из плетений решетки на ограде образуются набегающие волны, несколько похожие на завитки у московского дома Степана Рябушинского. Как и у Шехтеля, они обладают напором, энергией, которая разбивается о стену подобно волне. Но есть и второй образ - то ли бабочка со сложенными крыльями и завитыми усиками, то ли спирали улитки. На аттиках решетки приобретают растянутые двукрылые формы. И точку ставит параболический изгиб ворот. В нем - исполинская железная бабочка.
Шехтель в особняке Рябушинского проводит тему завитка-волны повсюду, от меандра на полу до лестницы-волны и улитки на хризантемах. Зеленко в особняке Курлиной каждую комнату оформляет индивидуально. В одной из них - танцовщица на потолке и повторяющиеся изгибы растений на падуге. В другой - спираль из волнообразных побегов. Эффектнее всего салон, заплетенный растительными стеблями со множеством бледно-оранжевых цветов. Побеги не имеют точки роста - они устремляются и вниз, на стены, и вверх, к центральной люстре. Тонкие, сплетающиеся подобно стебельками душистого горошка, они создают фантастические формы и ритмы.
В угловатые проемы окон и дверей вписаны роскошные криволинейные рамы. Они тоже уподоблены растительным формам, а наборные стекла входных дверей образуют пышное соцветие. Детский сад был муниципальным и небогатым. Поэтому он не смог сменить рамы, убрать лепнину, уничтожить ненужные камины. Рдяные плитки мерцающих оттенков и маски по форме "Пророка" Врубеля выполнены на "Новом Абрамцеве", заводе архитектурной керамики и последнем пристанище Саввы Ивановича Мамонтова в московской Бутырской слободе.

Музею невероятно повезло приобрести великолепный набор французской мебели эпохи модерна в идеальной сохранности. Шкаф, буфет, горка, десять стульев. Полированный стол без единой царапины! Ощущение подлинной жизни дома усиливается множеством вещей эпохи, от ковра в кабинете до металлического голубя в натуральную величину - подставки для перьев.
Особняк Курлиной - музей среды. Спальни второго этажа, отделка которых была простой, используются как выставочные залы. В 2022 году здесь проходит выставка "женского модерна", работ Якунчиковой и Поленовой. Очень хороши нейтральные зеленые кресла, заказанные для концертного зала на пятьдесят мест.

Ещё большая ценность - люди. В этом живом, интересном месте работают интересные люди, среди которых, как выяснилось, есть моя бывшая студентка. Молодой директор этого музея - Ирина Свиридова, а прежний директор, Михаил Савченко, теперь руководит филиалом Третьяковской галереи в Самаре. Ждём книгу о русском и американском периодах творчества Зеленко, которую готовит историограф Музея модерна Елена Жидкова.

Александр Курлин умер в 1914 году. В последние годы он страдал душевным расстройством - как и архитектор Кекушев. Его супруга прожила долгую и скромную жизнь в московской коммунальной квартире. Александра Павловна передала соседке единственную реликвию - хрустальную печать с подписью мужа "А. Г. Курлин". Теперь она замыкает круг истории в своем родном доме.
Фото - Б. Соколов, 19-20.05.22

11 6 ER 1.1680
С аншлагом в музее прошел концерт Заслуженного артиста России Александра Иванова (скрипка) и заведующей отделением фортепиано Самарского музыкального училища им. Д. Г. Шаталова Марии Чегодаевой.

Благодарим артистов и публику за теплый прием.

В декабре в музыкальной гостиной состоится три концерта. Ближайший - в субботу 4 декабря в 16.00, с вокальной программой выступит солист филармонии Вадим Зубков (баритон).

10 3 ER 1.1314
19 мая (чт) в 19:00 в музее пройдёт концерт «Династия Загадкиных представляет... » 12+

Прозвучат произведения:
Н. Метнер. Соната для скрипки и фортепиано #1.
А. Скрябин. Соната для фортепиано #3.
4 этюда. Прелюдия и ноктюрн для левой руки.

Исполнители: лауреаты международных конкурсов Александр, Валентина и Ольга Загадкины.

Билет: 250 (только в кассе)
Необходима предварительная запись по телефону:
8-846-333-24-98.

Приглашаем!

17 1 ER 1.0754
С аншлагом прошел очередной концерт из цикла "Музыка модерна" в гостиной нашего музейного особняка.

Мария Ищенко (скрипка) и Олеся Харченко (фортепиано) представили программу из произведений Ф. Крейслера, А. Пьяцоллы, С. Рахманинова, Г. Венявского, а также самарских композиторов А. Сафеева и И. Дягилевой. Благодарим их за прекрасное выступление.

Следующий концерт состоится 26 марта в 16.00, нас ждет программа, посвященная творчеству А. Вертинского. Приглашаем!

9 8 ER 1.0881
В воскресенье 7 августа в 16.00 приглашаем на концерт. 12+

Для вас играют:
Чекашов Евгений (саксофон) - лауреат всероссийских и международных конкурсов, выпускник Академии Джаза Игоря Бутмана.

Дарья Дубинкина (фортепиано) - лауреат всероссийских и международных конкурсов, Самара.

Программа:
1. Jacques Ibert. Concertino da Camera (2 и 3 части)
2. Александр Глазунов. Песнь Менестреля
3. Astor Piazzola. Tango Escualo
4. César Franck. Sonate à la major ( 3 часть)
5. Vincent David. Pulse.

Билет: 250 (только в кассе музея)
Телефон для справок: 333 2498
Приглашаем!

34 0 ER 1.1559
Исторический понедельник
Где жили Курлины?

Где жили Курлины до постройки собственного дома? Ведь к завершению строительства - а это 1902 год (согласно книге "Самара, улица Саратовская" Глеба и Татьяны Алексушиных) - они были женаты почти 10 лет!

После свадьбы в 1893 г. Курлины несколько лет провели в доме родителей на ул. Казанской (ул. А. Толстого 42, на фото), а с 1898 г. снимали дом у М.С. Головкиной на Соборной (Молодогвардейская, 65 - на фото. Ныне здесь кондитерская «Есть желание» ). Собственный особняк по проекту арх. Зеленко, в котором сегодня расположен наш музей, Курлины достроили в 1902. Но жить в нем стали, вероятно, только в 1903, после подключения к электричеству и городскому водопроводу (на фото - страница Отчета, где Курлины под номером 14).

Кстати, вода из городского водопровода тогда поставлялась жителям бесплатно!

Отчет пo эксплуатации Самарскoгo гoрoдскoгo хoзяйственнo-прoтивoпoжарнoгo вoдoпрoвoда за 1902 и 1903 гoды / сост. Чумаков Н.В. - Самара : Тип. Азеринского Л. М., 1904. С сайта [club52437339|Самарская областная библиотека].
Фотография: Андрей Савин

17 1 ER 1.0597
Исторический понедельник

В музей в качестве дара предложили керамическую кружку, известную под именем «Мефистофель». И были удивлены, что она не старинная (хотя по пластике очень похожа) и не представляет интереса для коллекции (на первый взгляд). Что так называемые «бюветницы» – керамические курортные кружки с носиком для минеральной воды в форме курительной трубки были ширпотребом, т.е. товаром массового производства. Они изготавливались на многих заводах, в том числе, и на Куйбышевском заводе «Стройкерамика».

Кружка–поильница в обиходе имеет разные названия: «Мефистофель», «Сатир», «Шурале» и даже «Черт». Все это – варианты дьявольского персонажа с рожками.

Возможно, художник и модельщик заводского цеха художественной керамики вдохновился известным бронзовым горельефом «Сатир» (фото 2), созданным французским скульптором Клодом-Франсуа Мишелем, работавшим под псевдонимом Клодион (Clodion, 1738-1814). Клодион свои произведения охотно тиражировал. Его биограф писал: «Во время пребывания в Риме работы раскупались даже прежде, чем он успевал их завершить. Он много работал для императрицы Екатерины II, которая тщетно пыталась звать его к своему двору». Скульптор отказался перебираться в Россию, и вместо него создавать «Медного всадника» уехал Этьен Фальконе.

Или мраморной скульптурой Марка Антокольского (1843-1902) "Мефистофель" (фото 3).

Другим источником вдохновения мог стать образ Мефистофеля, созданный на оперной сцене великим Шаляпиным. Фотографии Шаляпина были широко растиражированы открытками. Образ был настолько колоритный и запоминающийся, что газеты писали: «Шаляпин победил нас прежде всего своим гримом, потом очаровал нас своей блестящей и в то же время непринужденной игрой и, наконец, своим пением».

Возможно, именно поэтому лепного сатира на доходном доме архитектора А.Л. Лишневского в Петербурге (модерн, 1910-1911) столь часто сравнивали с портретом Шаляпина в этой роли. Увы, в августе 2015 г. вандалы сбили этот барельеф с фасада, объяснив это борьбой с нечистой силой. По мнению газеты «АиФ», в акции участвовали «Казаки Петербурга». Однако вскоре дело закрыли, не найдя злого умысла (ну не дьявольские ли это козни?!) Барельеф обещают восстановить в 2023 году.

#Шаляпин #Лишневский #Мефистофель #Стройкерамика

20 8 ER 1.0495
Исторический понедельник

26 июля 1898 года 26-летний архитектор Александр Зеленко венчался в степной глухомани – в Александро-Невской церкви села Колокольцовка Николаевского уезда Самарской губернии. Неподалеку на своем кумысном хуторе летом жили родители невесты – дворяне Юлий и Елизавета Гинч.

В нынешней Колокольцовке (Красноармейский район) осталось 130 жителей. Конечно, найти фотографию той давно исчезнувшей деревянной церкви мы и не мечтали. Если бы не случай. Точнее, тщеславие самарских купцов.

Еще в 1892 г. богатейший землевладелец Антон Шихобалов перестроил в Колокольцовке ветхий храм. После окончания русско-японской войны Шихобалов вложил 6 тыс. руб. в устройство сельского приюта с ремесленной мастерской для сирот воинов в той же Колокольцовке.

Приют и воспитанники были отфотографированы: в школе, шорной, сапожной и столярной мастерских, на огородных работах и даже верхом на верблюдах. В объектив попала и церковь. Фотографии в кожаной папке с золотым тиснением «Его Императорскому Высочеству наследнику цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу» ныне хранятся в Государственном историческом музее.

Не уверена, что цесаревич видел дары самарцев, но зато теперь мы знаем, как выглядела церковь, куда ходила Нина Зеленко и ее сосед по хутору Алеша Бостром - будущий писатель Алексей Николаевич Толстой.

#Зеленко #Колокольцовка #Шихобалов #ТолстойАлексей

8 3 ER 0.8696