Я ходить научился, чтоб к тебе приходить.
Говорить научился, чтоб с тобой говорить.
Я цветы полюбил, чтоб тебе их дарить.
Я тебя полюбил, чтобы жизнь полюбить.
Расул Гамзатов
Количество постов 5 962
Частота постов 51 час 34 минуты
ER
37.55
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Хъыджэбз дахэр бостейжь щыгъыми тхьэ1ухудщ!
Красивая девушка и в старом платье хороша..
Чеченская пословица
Красивая девушка и в старом платье хороша..
Чеченская пословица
Нанэ жеӀэ: " ЩхьэгъусэфӀыр уэ щхьэкӀэ кӀуэу благъуэжьыр зыукӀыракъым, антӀа уэ узэрыблагъуэжьыр ищӀэ пэтрэ фӀыуэ укъэзылъагъуращ".
Cейчас бы прocнуться в ауле y наны и ocoзнать, чтo y тебя всё впеpеди.
Детство, золотое время, куда не вернуться..
Детство, золотое время, куда не вернуться..
Кpaсoтa в глaзax смoтpящeгo
— Оскap Уaйльд
Зы щIалэ гуэрым хуабжьу игу ирихьат зы пщащэ. Махуэми-жэщыми абы егупсыст, и ныбжьэгъухэми яжриIэу я щхьэр иригъуэужэгъуат. Арати щIалэхэр зыхыхьэри, унафэ ящIащ. "Мыр апхуэдизу игу ирихьмэ, тIэкIу дыкIэлъыплъынщи, и хьэл-щэнхэр дахэмэ, къыхуэтхьынщ нысащIэ" - жаIэри. Ар щхьэкIэ, ныбжьэгъухэм яз кIуэри пщащэм и унэм бгъэдэт жыгым дэпщейри кIэлъыплъыу щIидзат. Пщащэр тIысауэ Iэнэм бгъэдэст, гужьеяуэ шхуэуэ, шатэр и нэкIуым аткIэ-мыткIэ ицIэлауэ къыIурытIэтIу. Арати псынщIэу зигу ирихьым еджэри иригъэплъащ, мис уигу дэнам и хьэл-щэным еплъ жери. Лъагъуныгъэр зыхь щIалэр пщащэм къеплъ-неплъри къыжьыдэкIащ: "А цIыкIу мыгъуэм и шатэ шхыкIэр"
— Оскap Уaйльд
Зы щIалэ гуэрым хуабжьу игу ирихьат зы пщащэ. Махуэми-жэщыми абы егупсыст, и ныбжьэгъухэми яжриIэу я щхьэр иригъуэужэгъуат. Арати щIалэхэр зыхыхьэри, унафэ ящIащ. "Мыр апхуэдизу игу ирихьмэ, тIэкIу дыкIэлъыплъынщи, и хьэл-щэнхэр дахэмэ, къыхуэтхьынщ нысащIэ" - жаIэри. Ар щхьэкIэ, ныбжьэгъухэм яз кIуэри пщащэм и унэм бгъэдэт жыгым дэпщейри кIэлъыплъыу щIидзат. Пщащэр тIысауэ Iэнэм бгъэдэст, гужьеяуэ шхуэуэ, шатэр и нэкIуым аткIэ-мыткIэ ицIэлауэ къыIурытIэтIу. Арати псынщIэу зигу ирихьым еджэри иригъэплъащ, мис уигу дэнам и хьэл-щэным еплъ жери. Лъагъуныгъэр зыхь щIалэр пщащэм къеплъ-неплъри къыжьыдэкIащ: "А цIыкIу мыгъуэм и шатэ шхыкIэр"
Почему черкесы в вопросе выборе будущих жен, внимание обращают прежде всего на женщин из своего народа. Такой подход нисколько не связан с пренебрежительным отношением к девушкам другой национальности. Просто, здесь в полный голос говорит подспудное стремление оставить после себя подобное себе, так как именно черкешенка в состоянии воспитать истинного адыга. Недаром, в таком патриархальном народе, как черкесы, существуют обозначения родной речи, как "анэбзэ" ("язык матери") или "анэдэлъхубзэ" ( "язык брата матери"). Именно мать вместе с родной речью прививает своим детям основные человеческие качества, которые адыги проносят с собой через всю оставшуюся жизнь.
Пять постоянств адыгской этики.
У адыгов этических норм, закрепленных особым кодексом, пять: человечность, почтительность, разум, мужество и честь.
Разум. Существует убеждение, что адыгство невозможно представить без большого и непременно нравственно ориентированного ума. Считается, что разум не только обслуживает, но и диктует нравственное мышление и поведение, что нарушение принципов адыгской этики нецелесообразно, нерационально, неразумно. Разумность соотносят с трезвым социальным умом, с так называемым «искусством находиться среди людей», с успехом решая в контактах с ними насущные жизненные вопросы. Специально выделяют «способность понимания», то есть умение дать точный нравственный диагноз жизненной ситуации, проникаясь уважением и сочувствием к ближним. Отсюда возникает образ человека с пониманием - умного, проницательного и доброго одновременно.
Почтительность. Прежде всего, данное понятие ассоциируется с воспитанностью, скромностью, деликатностью, хорошими манерами. Большое значение придают принципам и правилам почтительного поведения и в этой связи этикету. В числе конструктивных принципов этикета называют почитание старших, женщин, гостей, родственников, детей.
Человечность считают и повсеместно выделяют как самую главную заповедь и характерную черту адыгов. Это сострадание к людям, готовность оказать им помощь, а также гостеприимство, уважение к старшим, чуткость, деликатность и другие, ценные качества, которые в целом можно обозначить как человечность. Мотивационную базу человечности составляет идея спасения души через благодеяние – «псапэ». И отсюда необычайно высокая значимость - своего рода культ добрых дел.
Мужество. Это, прежде всего, нравственно акцентированное свойство, включающее в себя не только воинское мужество и храбрость, выдержку и упорство в достижении целей, но и такие качества, как справедливость, деликатность, толерантность. Вводится понятие «благородного мужа», то есть человека бесстрашного и честного, мудрого и великодушного, воспитанного и выдержанного. Мужество включают в число главных признаков адыгства.
Честь. Честь, совесть и стыд вовлекают человека в должное, нравственно полноценное поведение и отвращают от безнравственных поступков. Распространено представление о лице, как об органе постоянного внутреннего контроля за соблюдением моральных норм, о механизме, который функционирует в тесном контакте с другими заповедями адыгской этики. С категорией чести связывают представления об этическом страхе. Обычно под этим понимают страх потерять лицо. Под понятием чести понимается и честь своего народа, которую обязан поддерживать каждый черкес своим благородством, мужеством, адыгством.
У адыгов этических норм, закрепленных особым кодексом, пять: человечность, почтительность, разум, мужество и честь.
Разум. Существует убеждение, что адыгство невозможно представить без большого и непременно нравственно ориентированного ума. Считается, что разум не только обслуживает, но и диктует нравственное мышление и поведение, что нарушение принципов адыгской этики нецелесообразно, нерационально, неразумно. Разумность соотносят с трезвым социальным умом, с так называемым «искусством находиться среди людей», с успехом решая в контактах с ними насущные жизненные вопросы. Специально выделяют «способность понимания», то есть умение дать точный нравственный диагноз жизненной ситуации, проникаясь уважением и сочувствием к ближним. Отсюда возникает образ человека с пониманием - умного, проницательного и доброго одновременно.
Почтительность. Прежде всего, данное понятие ассоциируется с воспитанностью, скромностью, деликатностью, хорошими манерами. Большое значение придают принципам и правилам почтительного поведения и в этой связи этикету. В числе конструктивных принципов этикета называют почитание старших, женщин, гостей, родственников, детей.
Человечность считают и повсеместно выделяют как самую главную заповедь и характерную черту адыгов. Это сострадание к людям, готовность оказать им помощь, а также гостеприимство, уважение к старшим, чуткость, деликатность и другие, ценные качества, которые в целом можно обозначить как человечность. Мотивационную базу человечности составляет идея спасения души через благодеяние – «псапэ». И отсюда необычайно высокая значимость - своего рода культ добрых дел.
Мужество. Это, прежде всего, нравственно акцентированное свойство, включающее в себя не только воинское мужество и храбрость, выдержку и упорство в достижении целей, но и такие качества, как справедливость, деликатность, толерантность. Вводится понятие «благородного мужа», то есть человека бесстрашного и честного, мудрого и великодушного, воспитанного и выдержанного. Мужество включают в число главных признаков адыгства.
Честь. Честь, совесть и стыд вовлекают человека в должное, нравственно полноценное поведение и отвращают от безнравственных поступков. Распространено представление о лице, как об органе постоянного внутреннего контроля за соблюдением моральных норм, о механизме, который функционирует в тесном контакте с другими заповедями адыгской этики. С категорией чести связывают представления об этическом страхе. Обычно под этим понимают страх потерять лицо. Под понятием чести понимается и честь своего народа, которую обязан поддерживать каждый черкес своим благородством, мужеством, адыгством.