Статистика ВК сообщества "•ТИПИЧНЫЙ ПОНОМАРЬ•"

0+
Площадка для общения и знакомств. Церковный юмор.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Насельник нашей обители схиархидиакон Стефан умер в 25 лет. На обратной дороге в Лавру с отпевания моего отца он вдруг задумчиво произнес: «А вот чья будет следующая очередь после вашего папы?» Я ему ответил: «Может быть, моя?» Надо сказать, что отец Стефан очень радовался за того, кто болел раком. Говорил: «Какой счастливый человек! Он может приготовиться, сам всё раздать». Настал май, и я вижу, что он еле идет. Я всегда говорю братии: «Если кто-то заболел, сообщайте мне». Болезнь – это естественный образ, как и смерть. Мы же не знаем судов Божиих. Я не стремлюсь проникать, куда нам невозможно, мне достаточно того, что Господь дает мне жить. Его благая воля простирается над каждым, лишь бы мы были истинными христианами и стояли в святой православной вере.

И вот отец Стефан признается: «Владыка, у меня так болит внизу живота». Я говорю: «Что ж ты молчишь?!» Если надо, то я всегда звоню своему другу Александру Юрьевичу Усенко, директору Института хирургии имени Шалимова. Туда на следующий же день отвезли отца Стефана. Через день после обследования ему сделали операцию. Доктор дал знать: «Здесь водянка, но чтобы не было ничего другого… Сделаем гистологию, тогда могу сказать». После операции мы забрали Стефана домой, а через несколько дней звонит мне Усенко: «У него уже метастазы по кости выше таза, на уровне почек». Спрашиваю: «Что можно сделать?» – «Уже ничего».

Мне надо посетить болящего, но непросто нести такие вести. Я зашел к нему, присел: «Сказать тебе правду?» Он кивнул: «Говорите». – «У тебя онкология». Он перекрестился: «Слава Богу!»

Наш юный архидиакон воспринял сообщение очень спокойно, сказал, что у него тетя и бабушка болели онкологией. Когда меня братия попросили постричь его в схиму, стали думать, какое имя ему дать. Отец Поликарп назвал: «Стефан – в честь первомученика архидиакона Стефана». Он не сразу согласился на схиму, но потом принял предложение. И вот мы совершаем в пещерах его постриг в высший ангельский образ. Конечно, меня слезы заливают: знаешь, что умирает юноша святой жизни. Но что можно сделать? В конце пострига говорю: «Обычно в эту минуту поздравляют… но ты знаешь причину своего пострига. И я тебе ничего не могу сказать». А он улыбается: «Владыка, не надо ничего говорить. Вы уже все сказали и сделали». Я ему благословил: «Отец Стефан, пока можешь, ходи на службу и садись на мое место». И он приходил каждый день, провозглашал всегда мирную ектенью. Потом садился на стульчик, где сидит наместник, а после его братия под руки вела в келью.

Скажу, что у него не было ни малейшего страха, ни малейшего ропота, ни малейшей обиды. Только когда мама пришла и взяла его на руки – тогда от него осталось уже не более 35 килограмм, – она очень рыдала, а он взял палку и бросил в нее. Мать пожаловалась мне, и я зашел к нему: «Стефан, ты себя неприлично ведешь». Он попросил, чтобы она вышла: «Владыка, мне и так не очень хорошо, а она здесь рыдает, голосит на всю келью. Уже поздно плакать. Я один сын у родителей и так переживаю, с кем они останутся…» Мать у него была балерина, заслуженная артистка Крыма, а отец – первый тенор, народный артист Союза. «Я знаю, что они остаются ни с кем. Мне так жаль ее, что нельзя передать. Но я знаю, что Господь их не оставит». (Мать его уже умерла: Господь забрал ее на Пасху.) Потом я урезонил ее: «Нина, заканчивай убиваться. Не надо при нем плакать». «Ну как?! – всхлипывает. – Я его маленьким носила…» Говорю: «Божия Матерь тоже держала на руках Своего Сына, когда Его сняли с Креста. Подражайте Ей».

Приближались именины Стефана. Когда я перед этим пришел к нему, он неожиданно сказал: «Владыка, на день ангела меня на руках занесут в храм на словах “Праведник яко финикс процветет…”, и все люди будут спрашивать, что за мощи принесли. Это будет мой первый и последний день ангела». Так всё и произошло. 8 января его причастили, и после окончания Литургии он начал отходить. Я стал читать Канон на исход души. Потом наклонился к нему: «Отец Стефан, ты меня слышишь? Дай какой-нибудь знак». И из глаза потекла слеза. Он постоянно крепко держал на груди постригальный крест.

На вечерней службе гробницу первомученика архидиакона Стефана с перстом в мощевике поставили по центру Крестовоздвиженского храма. И когда клирос запел прокимен: «Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится» (Пс. 91: 13), братия боковыми дверями внесли гроб с отцом Стефаном в церковь и поставили рядом с гробницей архидиакона Стефана. Все люди стали спрашивать: «А что это за мощи?» И подходя, прикладывались к обоим гробницам. Мы отпевали его за полночь. В полтретьего начали полунощницу, затем утреню, Литургию, чин отпевания и к семи часам, когда еще было темно, уже закончили. И вот еще такой парадокс: всё это время – целую ночь – над храмом летали чайки до того момента, пока его не опустили в могилу. В январе, над Лаврой… Умер он в канун собственного дня ангела и погребен на именины, в день своего святого покровителя – как и мой отец.

Митрополит Павел (Лебедь), наместник Киево-Печерской Лавры.

189 40 ER 9.8042
«ГОРЬКО»

Однажды святитель Тихон посетил отдаленное село, куда люди высокого звания просто отказывались ехать — настолько труден был путь. Впечатление для местных жителей — будто бы случилось «целое землетрясение».

После посещения сельской церквушки служащий в ней священник пригласил архиерея домой — на торжественный обед. Вежливый епископ Тихон согласился. Его угощали местными «деликатесами»: пирогами с морошкой, селедкой с луком и солеными грибами. Обстоятельно побеседовав со священником, Тихон уже собирался уходить, как появилась матушка — жена священника.

Дрожащими от волнения руками она держала наполненную стопку на тарелке. Это был гостеприимный жест от радушных хозяев, и святой, чтобы не обидеть их, чуточку пригубил, но от неожиданной крепости напитка произнес: «Горько». Услышав этот будто бы свадебный тост молодая матушка тут же радостно обняла своего смутившегося мужа и поцеловала его. «Вот так и живите», — ласково сказал епископ, благословил их и уехал.

85 13 ER 4.5935
В храм заходит хамоватого вида молодой человек, подходит к священнику, бьет его по щеке и ехидно улыбаясь, говорит:
— А что, отче, сказано ведь: "Ударили по правой щеке, подставь и левую".
Батюшка, мастер спорта по боксу, хуком слева отправляет наглеца в угол храма и кротко произносит:
— Сказано также, какой мерой меряете, такой и вам будет отмерено!
Испуганные прихожане спрашивают:
— Что там происходит?
Дьякон с важным видом объясняет:
— Евангелие толкуют.

143 12 ER 5.0343
ПОНОМАРЬ

Батюшка накрыл епитрахилью голову исповедующейся женщины и прочел разрешительную молитву. Очередь прихожан на исповедь становилась все меньше.

Чтец-пономарь читал на клиросе часы. Литургия скоро должна была начаться, как в церковь ворвались выпившие представители закона. Местный участковый и уполномоченный по делам религии требовали прекратить службу и закрыть храм.

Испуганный настоятель молча смотрел на них, рукой теребя епитрахиль. Чтец-пономарь передал чтение певчей старушке и неспешно спустился с клироса по витой лестнице.

Тихо подошел к мужчинам и вежливо попросил их на несколько слов в притвор. Прошло меньше двух минут, как оба стали по стойке смирно, отдали честь и с протрезвевшими глазами наперегонки покинули храм.

А началась история задолго до этого в секретном архиве.
Полковник КГБ занимаясь поиском документов, увидел старую затертую папку. Его заинтересовала созвучная ему фамилия - Круглов. Сунул папку с остальными материалами в портфель и направился работать дальше. Уже затемно вечером, когда коллеги покинули рабочее место, Иван Максимович достал интригующие документы.
Дело было о расстрелянном в 1937 году священнике Максиме Круглове.

На следующий день запросив дополнительную информацию, уехал в командировку.

Напряженная работа и постоянные разъезды не давали возможность устроить личную жизнь. Родителей Иван не помнил, а вырос в детском доме. Он был отличным сотрудником, ответственным и способным моментально находить выход из трудных ситуаций.

По возвращении после выполнения задания, на рабочем столе среди многих бумаг был ответ на запрос. Ознакомившись Иван Максимович понял лишь одно - расстрелянный иерей Максим Круглов его отец.
Привычный быстро и расчетливо мыслить разум, внезапно погрузился в растерянность. Не получалось оценить ситуацию в рабочем порядке, сухо и согласно инструкции.

Выписав соответствующее разрешение, Иван получил на руки конфискат по делу Круглова.

Вечером вернувшись домой он положил на свой письменный стол фанерный ящик. Прошло несколько часов, но он не решался открыть предмет, хранящий в себе тайны.

- Как я могу быть сыном врага народа? Попа?!

Советское воспитание, данное Ивану в середине двадцатого века глубоко и ясно утвердило в его сознании мысль о том, что попы - наглые пьяницы обирающие простой народ.

Время было уже далеко за полночь, когда ему удалось уговорить себя открыть ящик.

Там был наперсный крест, служебник и дневник его отца. Еще несколько затертых книг и Библия.

Всю ночь Иван Максимович внимательно читал каждую строку дневника. Страницу за страницей он знакомился с родителями. Сквозь эти буквы он увидел нрав и характер отца. Ласку и заботу мамы.
Его поражало все. Их отношение к жизни, к людям. А главное – к Богу! Каждый прожитый день был наполнен не просто общением с Богом, а жизнью ради Самого Бога!

Самопожертвование и скудость жизни ради помощи окружающим.
Очень забавно было узнать о мальчике, который стал служить в алтаре Диме Воробьевом.

- Сегодня Господь даровал мне помощника на богослужении. Прям как воробушек чирикал Дима Воробьев. Скромный худенький мальчонок смотрел на меня огромными от удивления глазами. Внимательно следил за службой и искренне молился. – Так священник Максим записал в своем дневнике появление Димы.

Далее мальчик нередко встречался в строках дневника. Невероятно трепетно было описано рождение и крещение самого Ивана.
В дни больших праздников дневник передал проповедь отца Максима.
Все это не могло быть сопоставимо с тем, что он знал о священниках на протяжении всей жизни.

Та информация, которую он получал, говорила об отсутствии нравственности священнослужителей. И вообще все, что связано с Церковью - все выдумано, глупо и направлено против людей.
Ближайшие дни Иван Максимович потерял способность ко сну и привычному укладу жизни.

В один из следующих вечеров дочитав отцовский дневник, положил на письменный стол другие книги из ящика.

Привыкший работать с секретными документами, полковник открыл самую запрещенную книгу, которую можно было только вообразить - Библию.

Открыл с того места, которое часто вспоминал отец в дневнике. Шестая глава Евангелия от Луки, стих тридцать седьмой: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;».

Дочитав главу до конца, он принялся за следующую.
С наступлением нового дня, события начали приобретать несколько иной характер. Все происходящее моментально сопоставлялось в голове Ивана с прочитанным накануне вечером.

Внезапно в ходе рабочего дня пришла мысль разыскать Диму Воробьева. Если он тогда был подростком, то следовать должен быть жив.

Для этого ему пришлось обратиться к сотрудникам за закрытой дверью.

Прошло несколько дней, как Иван Максимович берет отпуск и уезжает загород. По особому приказу его уже ждали коллеги. К встрече с ним был доставлен архиепископ Дамиан, отбывающий срок на севере страны как враг народа.

Полковник спустился в подвал, где допрашивали владыку. Не стесняясь коллег, Иван Максимович снял шляпу и сложил руки под благословение.

Пономарем Димой оказался ссыльный ныне архиерей.

Передав подготовленный документ с важной подписью, увез владыку к себе на дачу, где уже была разогрета баня и готов ужин.
Владыка не мог ничего понять. И только за ужином полковник положил на стол дневник.

- Узнаете, владыка?

- Не может быть! Ваня!

Архиерей встал из-за стола и крепко обнял исхудалыми руками Ивана Максимовича.

- Теперь я понял, чей взгляд увидел в твоих глазах! Это взгляд твоего отца!

Беседа длилась очень долго. После ужина хозяин и гость сидели у горящего камина и раз за разом кипятили чайник. В дневнике отца был указан сбор трав, из которых каждый раз после службы они пили чай в «пономарке» с Димой. Именно этот сбор был приготовлен для встречи сегодня.

Очень много владыка Дамиан поведал об отце Максиме и матушке Елене.

- Владыка, а Вы ведь уже помогали папе, когда я родился. Вы это помните?

- Конечно помню, Ванечка. Ты был таким хорошеньким и на удивление тихим младенцем. Родители благодарили Господа за дарованного сыночка и с огромной любовью относились к тебе.

- Владыка, а Вы помните как меня крестили?

- Помню, Ванечка! Ведь я твой крестный отец!

Иван Максимович присел на диван к владыке, прижался к груди своего крестного и как ребенок заплакал навзрыд. Он впервые в жизни почувствовал, что больше не сирота.

В комнате настала тишина. Два родных человека встретили друг друга спустя десятилетия.

Иван рассказал, как трудно было в детском доме. Юные годы его жизни были наполнены болью и страданиями. Своих родителей он не помнил никогда, но самой заветной мечтой было иметь папу и маму.

Ему легко давалась учеба. Феноменальная память и высокий интеллект с начальных классов дали о себе знать. Поэтому когда он стал проявлять прекрасные способности к наукам в старших классах, на него обратили внимание. Так было предложено дальнейшее обучение с перспективой работы на государство.

Иван Максимович принес в комнату большого размера чемодан и положил на стол.

- Узнаете, крестный? – с радостной улыбкой спросил Иван.

- Сынок, Ванечка! Как же тебе удалось отыскать его?
Это был чемодан с облачением архиепископа Дамиана.

- Крестный, скажите, а Вы можете меня исповедать?

Спустя некоторое время архиепископ Дамиан был реабилитирован и восстановлен в служении. Рядом с ним отныне всегда был пономарь, его крестник Иван Круглов.

Для присутствия на богослужениях, накануне вечером полковник брал с собой дипломат для спецзаданий. И мастерски перевоплощался в старенького дедушку, статного блондина или усатого фермера.

Иногда в том или ином храме могли сложиться трудные обстоятельства. Тогда там появлялся таинственный пономарь и все проблемы заканчивались, не успев начаться.

(Эта история выдумана. Но подобный сюжет может являться мечтой любого человека, живущего жизнью Церкви в суровые годы гонений.)

#предложка@tip_ponomar

56 12 ER 3.4118
4 ноября 2021 года, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, на 88-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев), сообщает сайт обители.
Просим святых молитв!

56 28 ER 2.9461
В Екатерининском зале Кремля состоялась церемония вручения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу высшей государственной награды Российской Федерации —ордена святого апостола Андрея Первозванного.
Награду вручил Президент Российской Федерации В.В.Путин
Как отмечается в указе Главы государства, орден святого апостола Андрея Первозванного присужден Святейшему Патриарху Кириллу «за выдающийся вклад в сохранение и развитие духовных и культурных традиций, укрепление мира и согласия между народами».
Предстоятелю Русской Православной Церкви 20 ноября 2021 года исполнилось 75-лет. 

27 1 ER 2.3604
О как давно не Причащался я,
В душе своей я сдерживаю слёзы,
Ведь Евхаристия - это жизнь, друзья,
И каждый прикоснуться Жизни может!

Превыше всех законов естества,
Причастие - это Таинство из таинств,
Там Тело с Кровью Господа Христа,
Даёт нам силы в битве со страстями!

Господь сказал всем нам "по Мне гряди"
И если будем следовать Его совету,
В Причастии мы с Ним идём ко свету,
Божественной и Всеобъемлющей Любви!

Господь к Себе нас хочет приобщить,
В Причастии Он отдает Всего Себя,
Все для того чтоб в вечности нам жить,
Чтоб все мы были как одна семья!

#стихи@tip_ponomar

Иерей Евгений Володин.

29 2 ER 2.3245
🍂🎉Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с 75-летним юбилеем!🎉🍂

20 ноября 2021 года Святейшему Патриарху Всея Руси Кириллу исполняется 75 лет.

В этот особенно светлый и радостный для Вас, Ваше Святейшество, день мы почтительно желаем Вам сердечного молитвенного горения и верности Господу, помощи Божией в Вашем неустанном ревностном служении - многотрудном и многоплодном, неоскудевающих духовных сил и непреходящей Пасхальной радости, доброго здравия и сил по Милости Божией на многая и благая лета.

Вы всегда остаётесь для нас «светильником на свещнице» (Мф. 5; 15), примером крепкой веры, молитвы и самоотверженного служения.

Да хранит и спасает Вас Господь. Да дарует Он Вам помощников и единомышленников, чтобы в общем молитвенном единении и любви совершать в мире подвиг Христианской миссии и нести духовный свет туда, где людей мучает тьма; любовь-туда, где их терзает эгоизм; мир-туда, где их искушает ненависть.

Мудрости, терпения и мужества Вам в смиренном несении креста Патриаршего служения и в радости, и в трудных обстоятельствах, горящего и неравнодушного сердца и деятельной, активной жизни во Славу Божию и во спасение Вашей паствы.

33 1 ER 2.3046
Когда "ну очень" хотел прочитать Апостол на воскресной службе))
#предложка

78 22 ER 2.6358
ЕСЛИ ВСЕ КРЕЩЕНЫЕ ПОЙДУТ В ХРАМЫ

В воскресенье утром я собрался ехать в церковь. По дороге мне в голову пришла мысль купить цветы, чтобы поставить у иконы в центре храма. Заехал на рынок. Прозрачный магазин с надписью "Цветы" располагался недалеко от стоянки. Я стремительно направился к входной двери, но она была заперта.

Вокруг была тишина. В воскресенье! Утром! На центральном рынке не было вообще никого! Ну, кроме нескольких татар, продающих арбузы. Не сразу получилось осознать все происходящее. И только потом я стал понимать – что-то не так.
- Так все же крещеные пошли в храмы, - спокойно сказала женщина с акцентом, заметившая мое недоумение.

По дороге также не встретил никого. Город опустел.
А к храму невозможно было подъехать. Даже на Пасху я никогда не видел столько людей, не говоря уже о машинах.

Все крещеные жители нашего города с общим населением в 60000 человек - направились в храмы, которых всего-то 6. (Раньше было аж 6!). Возле каждого храма собралось около 9000 человек.
Священники не могли принять всех желающих исповедаться или побеседовать.

Люди молились, каялись, плакали и благодарили Бога. При таком столпотворении была неимоверная тишина.

Спустя несколько дней, по причине увеличения количества прихожан, началось экстренное строительство новых храмов. Также реконструировали заброшенные здания кинотеатров, домов культуры и прочих помещений под православные церкви.

При среднем расчете крещеных жителей в городе около 55000, и вместимости храмов на 500 молящихся, их нужно было обустроить не менее 110.

Благочестивых прихожан и пономарей рукополагали во священнослужителей. Автоматически наше благочиние стало епархией. А районы города разделены на благочиния.

Учитывая теплое время года, во время строительства храмов, богослужения проводились в шатрах и под навесами. А по окончании службы и после работы, новые прихожане стремились на стройку. От этого возведение Домов Божиих происходило с неимоверной скоростью.

Отныне в праздники и по воскресеньям рынки, магазины, регистратуры в больницах, детские сады и школы начинали свою работу после Божественной литургии. Учитывая наличие храмов в шаговой доступности, это стало очень удобно.

Но главное в том, что все крещеные жители начали стараться исполнять Заповеди Божии. Обид друг на друга стало намного меньше. Люди учились прощать, любить и уступать. Заботиться о тех, кто рядом.

Я проснулся и еще долго сидел на кровати, пытаясь сообразить, где нахожусь. На всякий случай решил заехать за цветами по пути в храм. Да! Это был всего лишь замечательный сон. Хотя нет, это просто моя мечта!

Автор: Евгений Крестьянников

37 7 ER 2.2227