Друзья, с первым днём августа вас! Лето в самом разгаре! Не знаю, как у вас, но москвичей погода радует солнечными днями. Не упускаю момента насладиться этим теплом и погулять в парке.
По вечерам здесь поют птицы, цветы радуют яркими красками, тёплый ветер раздувает волосы, улыбчивые женщины в красивейших, летних платьях торопятся рассказать друг другу последние новости. Я не смогла оставить их без внимания, они вдохновили меня на творчество.
☝🏻Поэтому 19 августа я проведу для всех желающих бесплатный мастер-класс по рисованию портрета "Девушка в шляпке", техника "Сухая кисть" (чёрно-белая). Очень хочется показать вам, как рисуя в этой технике показать аксессуары, тонкую вуаль или сетку, как передать прозрачность шляпки, как создавать образ.
Единственная проблема - я не могу определиться с девушкой, кого на МК рисовать будем? Посмотрите на фото ниже - вы увидите разные шляпки, очень разные лица и причёски. Прошу вас помочь мне с выбором, голосуйте в комментариях за представленные референсы. Та дама из трёх, что наберёт больше голосов и будет "позировать" нам с фото 19 числа.
Статистика ВК сообщества "Школа Портрета | Татьяны Артыковой"
ОНЛАЙН ЗАНЯТИЯ ДЛЯ НОВИЧКОВ И ХУДОЖНИКОВ 👉🏻
Количество постов 1 619
Частота постов 34 часа 54 минуты
ER
83.54
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Коллеги, как вам идея встречаться онлайн, раз в неделю, на минут 20-30 и рисовать сухой кистью Но не просто проводить классно время, а учиться, совершенствовать свои навыки и художественное таланты.
В чём основная идея?
На каждом эфире я буду точечно разбирать определённую тему через подходящий сюжет, а вы, вместе со мной, реализовывать теорию на бумаге. Ведь рисовать вместе, большой компанией классно! Поддерживаете идею?
Если есть вопросы по рисованию в моей любимой технике, пишите их в комментариях, сделаю выборку и буду разбирать их в эфирах.
Первое короткий эфир планирую провести уже на следующей неделе!!!
В чём основная идея?
На каждом эфире я буду точечно разбирать определённую тему через подходящий сюжет, а вы, вместе со мной, реализовывать теорию на бумаге. Ведь рисовать вместе, большой компанией классно! Поддерживаете идею?
Если есть вопросы по рисованию в моей любимой технике, пишите их в комментариях, сделаю выборку и буду разбирать их в эфирах.
Первое короткий эфир планирую провести уже на следующей неделе!!!
Готовы рисовать вместе со мной онлайн?
Ближе познакомиться с техникой "сухая кисть" и понять, как всего за 20-30 минут можно создавать эффектный пейзаж через тоновые пятна?
Тогда жду вас на эфир 04 февраля в 19:00 по Мск!
Трансляция пройдёт в YouTube и здесь в ВК одновременно.
Ссылку на эфир опубликую в пятницу и отправлю всем подписчикам в ЛС.
Что будем разбирать
Очень коротко и быстро я познакомлю вас с материалами для рисования в этой технике; расскажу, почему я рекомендую новичкам начинать именно с этой техники рисования; какие приёмы можно использовать, чтобы получать эффектные работы. На примере пейзажа с туманом будем разбираться с основами и законами передачи воздуха в сюжете.
Что приготовить к работе
Вам понадобится:
- Краска масляная "Индиго";
- Акварельная бумага, лист А4;
- Кисти: строительный флейц + синтетика плоская №2, 4, 12;
- Ластики (клячка);
- Бумажные салфетки и ватные диски;
- Хорошее настроение!
Порисуем вместе в пятницу? Кого ждать, отмечайтесь в комментариях 🏻Приходите прокачивать свои навыки художника и классно провести время.
Ближе познакомиться с техникой "сухая кисть" и понять, как всего за 20-30 минут можно создавать эффектный пейзаж через тоновые пятна?
Тогда жду вас на эфир 04 февраля в 19:00 по Мск!
Трансляция пройдёт в YouTube и здесь в ВК одновременно.
Ссылку на эфир опубликую в пятницу и отправлю всем подписчикам в ЛС.
Что будем разбирать
Очень коротко и быстро я познакомлю вас с материалами для рисования в этой технике; расскажу, почему я рекомендую новичкам начинать именно с этой техники рисования; какие приёмы можно использовать, чтобы получать эффектные работы. На примере пейзажа с туманом будем разбираться с основами и законами передачи воздуха в сюжете.
Что приготовить к работе
Вам понадобится:
- Краска масляная "Индиго";
- Акварельная бумага, лист А4;
- Кисти: строительный флейц + синтетика плоская №2, 4, 12;
- Ластики (клячка);
- Бумажные салфетки и ватные диски;
- Хорошее настроение!
Порисуем вместе в пятницу? Кого ждать, отмечайтесь в комментариях 🏻Приходите прокачивать свои навыки художника и классно провести время.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Сегодня в нашей стране большинство людей праздновали День России, а для меня 12 июня памятная дата - 25 лет назад, в этот день не стало моей мамы...
Через несколько месяцев после того, как её не стало, в 1997 году я написала первый её портрет. Я и раньше задумывалась о том, чтобы его написать, но когда её не стало мне приснился сон, в котором она мне сказала: "Доча, я тебя благословляю, напиши мой портрет".
И проснувшись, я собралась и побежала в мастерскую. Я создала его за день, помню, что спустя сутки ещё подмечала какие-то детали, но я была довольна своей работой. Было такое чувство, что в меня вселилась какая-то энергия и мама сидела, и рисовала вместе со мной.
Я запечатлела её за рисованием, как она держит очки и кисточку. Она не была профессиональным художником, по образованию она врач и 14 проработала в хирургии, но потом творчество всё-таки перетянуло её и она ушла в киноиндустрию, писала сценарии и время от времени рисовала.
Когда я показала этот портрет папе от сказал: "Ты нарисовала её такой, какой даже на фотографии она не получалась. Передала всю её душу, всё что её окружало, мне кажется даже ауру видно в этом портрете".
Тогда, 25 лет назад, написанный образ мамы для меня был не просто портретом, я смотрела на него и создавалось впечатление, что она живая, что она рядом со мной. И несмотря на то что её не стало и рана на душе была совсем свежая, тем не менее я не испытывала чувства, что её нет.
Благодаря этому портрету я всегда ощущала её присутствие. Портрет излучал её энергию, я чувствовала буквально каждую её частицу, каждый волосок, взгляд её глаз.
Этот портрет для меня стал неким маяком, ориентиром особенно в те моменты, когда мне предстоят какие-то важные решения, когда я немножко чего-то боюсь, не знаю получится или нет, то что я запланировала.
И я смотрю на её портрет а она мне словно говорит: "Доча, не бойся у тебя всё получится".
Всё время я это чувствую, её поддержку , хотя на портрете взгляд мамы направлен чуть в сторону, я чувствую его на себе.
Сейчас портрет висит у меня дома на уровне журнального столика. И когда мы собираемся с семьёй или перед телевизором создаётся впечатление, что мама здесь, с нами за столом.
Оставлю эти воспоминания здесь...
Люблю и помню тебя, ты всегда в моём сердце. 🏻
Сегодня в нашей стране большинство людей праздновали День России, а для меня 12 июня памятная дата - 25 лет назад, в этот день не стало моей мамы...
Через несколько месяцев после того, как её не стало, в 1997 году я написала первый её портрет. Я и раньше задумывалась о том, чтобы его написать, но когда её не стало мне приснился сон, в котором она мне сказала: "Доча, я тебя благословляю, напиши мой портрет".
И проснувшись, я собралась и побежала в мастерскую. Я создала его за день, помню, что спустя сутки ещё подмечала какие-то детали, но я была довольна своей работой. Было такое чувство, что в меня вселилась какая-то энергия и мама сидела, и рисовала вместе со мной.
Я запечатлела её за рисованием, как она держит очки и кисточку. Она не была профессиональным художником, по образованию она врач и 14 проработала в хирургии, но потом творчество всё-таки перетянуло её и она ушла в киноиндустрию, писала сценарии и время от времени рисовала.
Когда я показала этот портрет папе от сказал: "Ты нарисовала её такой, какой даже на фотографии она не получалась. Передала всю её душу, всё что её окружало, мне кажется даже ауру видно в этом портрете".
Тогда, 25 лет назад, написанный образ мамы для меня был не просто портретом, я смотрела на него и создавалось впечатление, что она живая, что она рядом со мной. И несмотря на то что её не стало и рана на душе была совсем свежая, тем не менее я не испытывала чувства, что её нет.
Благодаря этому портрету я всегда ощущала её присутствие. Портрет излучал её энергию, я чувствовала буквально каждую её частицу, каждый волосок, взгляд её глаз.
Этот портрет для меня стал неким маяком, ориентиром особенно в те моменты, когда мне предстоят какие-то важные решения, когда я немножко чего-то боюсь, не знаю получится или нет, то что я запланировала.
И я смотрю на её портрет а она мне словно говорит: "Доча, не бойся у тебя всё получится".
Всё время я это чувствую, её поддержку , хотя на портрете взгляд мамы направлен чуть в сторону, я чувствую его на себе.
Сейчас портрет висит у меня дома на уровне журнального столика. И когда мы собираемся с семьёй или перед телевизором создаётся впечатление, что мама здесь, с нами за столом.
Оставлю эти воспоминания здесь...
Люблю и помню тебя, ты всегда в моём сердце. 🏻
Дорогие друзья, коллеги, подписчики...
Поздравляю вас с наступающим, новым 2022 годом!!!
Пусть краски будут яркими не только на вашем холсте, но и в реальной жизни! Пусть ваше окружение будет из верных друзей и родных людей, и каждый день богат эмоциями и улыбками! Радуйтесь удачам и смело ступайте к своим целям!
Поздравляю вас с наступающим, новым 2022 годом!!!
Пусть краски будут яркими не только на вашем холсте, но и в реальной жизни! Пусть ваше окружение будет из верных друзей и родных людей, и каждый день богат эмоциями и улыбками! Радуйтесь удачам и смело ступайте к своим целям!
ЧЕМ МУЖСКАЯ ФИГУРА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖЕНСКОЙ
Если вы собираетесь освоить рисование в жанре портрет, то вам будет интересно узнать эти нюансы. Сохраняйте пост себе, чтобы не потерять.
Основные различия мужской и женской фигуры наблюдаются в пропорциях и массе тела. Есть небольшое отличие в строении скелета, например, в тазовой области, у женщин таз шире. Хотя размеры тела женщины, за исключением ширины бедер, меньше, чем у мужчины. Опять же не забываем, что бывают исключения, как в сторону прекрасной, так и в сторону сильной половины человечества.
~ Женская голова более круглая. Шея тоньше и изящнее.
~ Грудная клетка у женщин чуть меньше, чем у мужчин. А вот плечи у мужчин шире, у женщин они более округлые и меньше.
~ Женская фигура, в силу своей природы, имеет больше жира, поэтому ее тело более плавное, округлое. Мужчина более угловат.
~ Ноги и руки у женщин, как правило, чуть короче, чем у мужчин, это объясняется более длинным торсом.
️~ Таз у женщин короче, но шире и глубже, чуть наклонен вперед, поэтому позвоночник изогнут чуть более сильнее, чем у мужчины. ️Бедра округлые и короткие.
~ Отличия так же есть и в строении рук.
У женщин верхняя часть руки чуть короче, поэтому локти немного выше по отношению к торсу. ️Ладони и ступни у женщин также меньше и короче, чем у мужчин.
~ Ноги.
Мужские ноги выглядят более рельефно за счет меньшего количества подкожного жира. Поэтому обнажённое мужское тело художнику рисовать дольше и сложнее.
И не забываем, что женская фигура должна выглядеть более утонченной, а мужская - крепкой.
☝🏻На самом деле изучать строение фигуры человека очень интересно, главное начать, и этот процесс затянет вас надолго.
Если вы собираетесь освоить рисование в жанре портрет, то вам будет интересно узнать эти нюансы. Сохраняйте пост себе, чтобы не потерять.
Основные различия мужской и женской фигуры наблюдаются в пропорциях и массе тела. Есть небольшое отличие в строении скелета, например, в тазовой области, у женщин таз шире. Хотя размеры тела женщины, за исключением ширины бедер, меньше, чем у мужчины. Опять же не забываем, что бывают исключения, как в сторону прекрасной, так и в сторону сильной половины человечества.
~ Женская голова более круглая. Шея тоньше и изящнее.
~ Грудная клетка у женщин чуть меньше, чем у мужчин. А вот плечи у мужчин шире, у женщин они более округлые и меньше.
~ Женская фигура, в силу своей природы, имеет больше жира, поэтому ее тело более плавное, округлое. Мужчина более угловат.
~ Ноги и руки у женщин, как правило, чуть короче, чем у мужчин, это объясняется более длинным торсом.
️~ Таз у женщин короче, но шире и глубже, чуть наклонен вперед, поэтому позвоночник изогнут чуть более сильнее, чем у мужчины. ️Бедра округлые и короткие.
~ Отличия так же есть и в строении рук.
У женщин верхняя часть руки чуть короче, поэтому локти немного выше по отношению к торсу. ️Ладони и ступни у женщин также меньше и короче, чем у мужчин.
~ Ноги.
Мужские ноги выглядят более рельефно за счет меньшего количества подкожного жира. Поэтому обнажённое мужское тело художнику рисовать дольше и сложнее.
И не забываем, что женская фигура должна выглядеть более утонченной, а мужская - крепкой.
☝🏻На самом деле изучать строение фигуры человека очень интересно, главное начать, и этот процесс затянет вас надолго.
Кого будем рисовать 18 марта? Вам интересно
Тадаааам... Барабанная дробь...
Элвис Пресли – певец и киноактер, «король рок-н-ролла», кумир миллионов и ГЕРОЙ нашего пятничного ЭФИРА
Даааа, я всегда ищу для вас знакомые и фактурные лица, чтобы вы могли лучше понять, как через портрет показать характер человека, как отразить эмоции и настроение человека.
Как вам референс - одобряете? Тогда жду ваши эмоции в комментариях. 🏻
Что приготовить к занятию?
Стандартный набор для рисования сухой кистью:
~ масляная краска Индиго;
~ акварельная бумага А4;
~ строительная кисть: плоский флейц щетина - №30;
~ художественные кисти: плоская синтетика №2 и 6;
~ ластики.
Ссылку на референс оставлю в комментариях.
Ссылку на эфир опубликую в пятницу.
Тадаааам... Барабанная дробь...
Элвис Пресли – певец и киноактер, «король рок-н-ролла», кумир миллионов и ГЕРОЙ нашего пятничного ЭФИРА
Даааа, я всегда ищу для вас знакомые и фактурные лица, чтобы вы могли лучше понять, как через портрет показать характер человека, как отразить эмоции и настроение человека.
Как вам референс - одобряете? Тогда жду ваши эмоции в комментариях. 🏻
Что приготовить к занятию?
Стандартный набор для рисования сухой кистью:
~ масляная краска Индиго;
~ акварельная бумага А4;
~ строительная кисть: плоский флейц щетина - №30;
~ художественные кисти: плоская синтетика №2 и 6;
~ ластики.
Ссылку на референс оставлю в комментариях.
Ссылку на эфир опубликую в пятницу.
А вы знаете, что на курсах и бесплатных мастер-классах, помимо меня и вас, рисующих по ту сторону экрана, есть ещё минимум один человек, который следит за нами?
Чтобы в эфире не было сбоев, чтобы вы могли спокойно рисовать и хорошо видеть референс или модель. А ещё этот человек подмечает всякие тонкости, мои ляпы и высказывания учеников, и любезно складывает их в папочку.
Самое смешное из практики:
- Татьяна, вы кажется просчитались в зубах...
- Да, я кажется лишних два зуба нарисовала...
Я объясняю:
- и вот кисточкой вот так ХОООПП...
- восклицание учащихся в один голос:
- это у вас хооп...а мы в затруднении.
Рисуем глаза, тут возглас Натальи Морозовой:
- в моих глазах найти глаза очень сложно.
На мастер классе рисуем портрет с натуры, я объясняю, как рисовать переход от лица к шее и говорю: "давайте ка отделим шейку от лица"
А натурщица говорит: а давайте вы не будете отделять мою шею от лица.
Вопрос от ученицы: Татьяна, волосы на моей голове какого цвета?
Мастер класс - рисуем с натуры, и тут вопрос от ученика:
- Кисть постоянно заправлять надо?
- Если она рисует, то не надо, если не рисует, то надо
Вопрос от ученика:
- А черные брови рисовать коричневым?
Итак почти на каждом МК, весело и тепло по семейному.
Приходите на мои курсы, будем веселиться с кисточкой в руках вместе.
Чтобы в эфире не было сбоев, чтобы вы могли спокойно рисовать и хорошо видеть референс или модель. А ещё этот человек подмечает всякие тонкости, мои ляпы и высказывания учеников, и любезно складывает их в папочку.
Самое смешное из практики:
- Татьяна, вы кажется просчитались в зубах...
- Да, я кажется лишних два зуба нарисовала...
Я объясняю:
- и вот кисточкой вот так ХОООПП...
- восклицание учащихся в один голос:
- это у вас хооп...а мы в затруднении.
Рисуем глаза, тут возглас Натальи Морозовой:
- в моих глазах найти глаза очень сложно.
На мастер классе рисуем портрет с натуры, я объясняю, как рисовать переход от лица к шее и говорю: "давайте ка отделим шейку от лица"
А натурщица говорит: а давайте вы не будете отделять мою шею от лица.
Вопрос от ученицы: Татьяна, волосы на моей голове какого цвета?
Мастер класс - рисуем с натуры, и тут вопрос от ученика:
- Кисть постоянно заправлять надо?
- Если она рисует, то не надо, если не рисует, то надо
Вопрос от ученика:
- А черные брови рисовать коричневым?
Итак почти на каждом МК, весело и тепло по семейному.
Приходите на мои курсы, будем веселиться с кисточкой в руках вместе.
Мне кажется, я могу бесконечно рассматривать работы старых мастеров и восхищаться ими. Вот и сегодня, при подготовке материала к новому практикуму по рисованию в технике "сухая кисть - цвет" я набрела на картины художника-портретиста родом из Германии - Франца Ксавера Винтерхальтера.
🧐 Удивительно, что художник с мировым именем, главный портретист великосветского общества Италии, Парижа, Англии, придворный художник Луи-Филиппа, короля Франции, любимец русской аристократии, оказался НЕ признанным талантом в художественных кругах. Критики, восхвалявшие его первую выставку, отвернулись от него сразу, как он начал пользоваться покровительством царственных особ.
☝🏻Он мог мастерски сочетать точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью, изображать государственную помпезность в живой современной манере. Так написать женский портрет, как это делал Франц Великолепный (такое прозвище он получил в светских салонах Франции), умели в Европе середины XIX века немногие живописцы. Заказчицам импонировало, что он, как никто другой, умел придать фигуре грациозность и изящество, глазам – таинственность, а улыбке – легкое лукавство.
А как он передавал изысканные дамские туалеты! Под его кистью шелковисто струится атлас, тончайшей паутиной окутывают дамские плечи кружева, искрятся драгоценные камни. Немаловажно, что он принципиально не видел у дам недостатков.
Сегодня никто не знает, сколько портретов коронованных особ и аристократов (особенно аристократок) написал этот художник. Их точно больше тысячи, практически во всех странах Европы.
Художник работал и ездил по Европе до своего последнего часа.
Franz Xavier Winterhalter навсегда останется одним из величайших мастеров парадного портрета.
🧐 Удивительно, что художник с мировым именем, главный портретист великосветского общества Италии, Парижа, Англии, придворный художник Луи-Филиппа, короля Франции, любимец русской аристократии, оказался НЕ признанным талантом в художественных кругах. Критики, восхвалявшие его первую выставку, отвернулись от него сразу, как он начал пользоваться покровительством царственных особ.
☝🏻Он мог мастерски сочетать точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью, изображать государственную помпезность в живой современной манере. Так написать женский портрет, как это делал Франц Великолепный (такое прозвище он получил в светских салонах Франции), умели в Европе середины XIX века немногие живописцы. Заказчицам импонировало, что он, как никто другой, умел придать фигуре грациозность и изящество, глазам – таинственность, а улыбке – легкое лукавство.
А как он передавал изысканные дамские туалеты! Под его кистью шелковисто струится атлас, тончайшей паутиной окутывают дамские плечи кружева, искрятся драгоценные камни. Немаловажно, что он принципиально не видел у дам недостатков.
Сегодня никто не знает, сколько портретов коронованных особ и аристократов (особенно аристократок) написал этот художник. Их точно больше тысячи, практически во всех странах Европы.
Художник работал и ездил по Европе до своего последнего часа.
Franz Xavier Winterhalter навсегда останется одним из величайших мастеров парадного портрета.
Когда я работала с натуры, и рисовала портреты на Арбате в Москве со мной произошёл очень интересный случай.
Был обычный летний день. Мимо меня довольно быстро шёл мужчина, и я предложила ему нарисовать его портрет. Но он о чём-то думал, был внутри себя, и мне показалось, что он даже не сразу меня понял, а потом взял и резко сел на стул.
Мы начали работу: я рисовала не спеша, а он послушно позировал и молчал о чём-то своём. Но в этой тишине между нами всё-равно шёл какой-то диалог. Ведь художник, рисуя портрет, глубоко всматривается в человека и изучает лицо. И за внешними деталями, за внешней маской, на бумаге начинает раскрываться удивительный образ. И не всегда это зависит от художника, образ начинает сам, как-бы выходить наружу.
Когда ты работаешь на заказ и должен выполнить работу быстро то на подсознательном уровне характер портретируемого и его внутреннее состояние начинает выходить наружу.
В общем, через час портрет был закончен и мужчина встал, посмотрел сначала на портрет, потом на меня и сказал: "Спасибо вам, теперь я знаю, что мне делать".
Я даже не сразу нашла подходящие слова, что ему ответить. Но когда мужчина ушёл, я осознала, как дороги были для меня его слова. Я смогла показать человеку его внутренний мир, для того чтобы он понял, что ему делать дальше. Возможно тогда я ему чем-то помогла.
☝🏻Важно понимать, что ПОРТРЕТ имеет функциональное значение, портрет не просто создаётся для памяти, в подарок или для того, чтобы запечатлеть человека пока он молод и красив. И вообще я рекомендую заказывать портреты, чтобы увидеть себя, себя сегодняшнего, себя вчерашнего, может быть сделать какие-то выводы, может быть в чём-то разобраться. А если вы рисуете сами, то обязательно рисуйте себя. Изучайте своё лицо, это очень интересный процесс.
А какое значение рисование портрета имеет для вас? Какие чувства вы испытываете в процессе его создания? Поделитесь в комментариях.
Был обычный летний день. Мимо меня довольно быстро шёл мужчина, и я предложила ему нарисовать его портрет. Но он о чём-то думал, был внутри себя, и мне показалось, что он даже не сразу меня понял, а потом взял и резко сел на стул.
Мы начали работу: я рисовала не спеша, а он послушно позировал и молчал о чём-то своём. Но в этой тишине между нами всё-равно шёл какой-то диалог. Ведь художник, рисуя портрет, глубоко всматривается в человека и изучает лицо. И за внешними деталями, за внешней маской, на бумаге начинает раскрываться удивительный образ. И не всегда это зависит от художника, образ начинает сам, как-бы выходить наружу.
Когда ты работаешь на заказ и должен выполнить работу быстро то на подсознательном уровне характер портретируемого и его внутреннее состояние начинает выходить наружу.
В общем, через час портрет был закончен и мужчина встал, посмотрел сначала на портрет, потом на меня и сказал: "Спасибо вам, теперь я знаю, что мне делать".
Я даже не сразу нашла подходящие слова, что ему ответить. Но когда мужчина ушёл, я осознала, как дороги были для меня его слова. Я смогла показать человеку его внутренний мир, для того чтобы он понял, что ему делать дальше. Возможно тогда я ему чем-то помогла.
☝🏻Важно понимать, что ПОРТРЕТ имеет функциональное значение, портрет не просто создаётся для памяти, в подарок или для того, чтобы запечатлеть человека пока он молод и красив. И вообще я рекомендую заказывать портреты, чтобы увидеть себя, себя сегодняшнего, себя вчерашнего, может быть сделать какие-то выводы, может быть в чём-то разобраться. А если вы рисуете сами, то обязательно рисуйте себя. Изучайте своё лицо, это очень интересный процесс.
А какое значение рисование портрета имеет для вас? Какие чувства вы испытываете в процессе его создания? Поделитесь в комментариях.