Статистика ВК сообщества "Психолог Юлия Гусева (С-Петербург, Всеволожск)"

0+
Психологическая помощь ВЗРОСЛЫМ и ДЕТЯМ +79052721089

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Мама, дай мне понять, что я всегда могу к тебе обратиться. Я вырасту - и буду уметь доверять.

Мама, скажи мне, что тебе нравится общаться со мной. Я вырасту - и буду знать, что я интересен.

Мама, говори со мной о чувствах. Я вырасту - и буду понимать себя.

Мама, не запрещай мне плакать, злиться, грустить, радоваться. Будь сама живой, проявляй чувства, признавай свои ошибки. Я вырасту - и буду знать, что со мной всё ОК.

Мама, замечай, что со мной происходит. Я вырасту и буду способен на эмоциональную близость с другими людьми.

Мама, утешь меня, когда мне сложно, когда я ошибаюсь, когда я потерпел неудачу. Утешь, вместо того, чтобы наказывать. Я вырасту - и буду уметь поддерживать себя и других.

Мама, спроси у меня, что мне нравится, учитывай мои нужды и интересы. Я вырасту - и буду способен заботиться о себе и о других.

Мама, разреши мне не любить то, что любишь ты. Не хотеть то, что хочешь ты. Не быть таким, каким хочется тебе. Я вырасту - я буду понимать свои истинные желания.

Мама, разреши мне отказывать тебе, не соглашаться с тобой, протестовать. Я вырасту - и буду уметь говорить «нет».

Мама, дай мне свободу, перестань контролировать меня. И тогда я вырасту ответственным.

Мама, не торопи меня становиться взрослым, дай мне побыть ребёнком. Разреши мне быть слабым, маленьким, нуждающимся. И тогда я вырасту отдельным и независимым.

Мама, люби мне просто так. Я вырасту - и буду чувствовать себя ценным.

Мама, будь со мной рядом, пока я ребёнок. Я вырасту – и не буду страдать от одиночества.

И ещё. Почаще обнимай меня, пожалуйста. Я не буду бояться прикосновений.

Александра Гринь

93 3 ER 3.0761
***

Вчера мне на глаза попалась книга по садоводству. И там в разделе «Скорая помощь растениям» нашелся кусок, идеально подходящий для людей.
Например, вы были семечкой и вас занесло случайно на почву, которая совсем вам не подходит. И вы выросли хилым кривым и страшненьким. На вас мало светило солнце, заливало дождями, вы по 9 месяцев были покрыты инеем, но решили не сдохнуть и не сдохли.
Но выглядите так себе, мягко говоря. Чувствуете себя аналогично.

Как исправить? И получится ли? Ну вспомните, как вы берёте полусдохшее растение и начинаете за ним ухаживать.
Оно, конечно, всё равно может накакать на все ваши усилия и надеть белые тапочки, но попробовать всегда стоит.

Вот с собой можно сделать то же самое.

1.Осторожно пересадить себя в красивый горшок, подходящий вам по размеру.
Понимайте это как хотите.
Можете прямо сейчас пересадить себя в удобное кресло, например.
Переехать в другую квартиру, город, планету.

2. Подпереть стебель палочками.
Например, начать ходить к психологам,
— или пропить наконец таблеточки с серотонином,
— есть овощи,
— заняться йогой, бегом, танцами,
— позвонить другу.

3. Обрезать мёртвые ветки.
Не делать то, что высасывает все силы. Стараться жить настоящим.
Не ходить туда, где не ждут. Сосредоточиться на внутреннем росте.
Наклеить на прошлое пластырь и сказать: «Всё».

4. Попшикать мошек.
Допустим, вас критикуют. Куда мы засовываем советы и критику без запроса? Правильно.
Вредных насекомых вокруг себя уничтожить.

5. Дать себе время.
Из кривого ростка обязательно вырастет красивое и сильное растение.
Может и сдохнуть, конечно, но давайте закончим на положительной ноте:)

6. Стать самому себе садовником. Беречь себя, ухаживать и любить.
Протирать себе листики от пыли, включать Моцарта и аутотренинги.

Такая самопомощь для двуногих цветочков.

Зоя Арефьева.

70 5 ER 2.5149
Автор: Анна Кирьянова

Одного мальчика мама привезла на озеро.

Он впервые увидел озеро в четыре года. Он был потрясён. Стояла жара. Мама села на полотенце и достала книжку. А мальчику строго сказала: "ты можешь поплескаться в воде. Но смотри, не замочи трусики, а не то я тебя выдеру!". И выдрала бы. Такая была у неё манера. Мальчик стоял ножками в воде и боялся пошевелиться. Вода была прозрачная и прохладная, заманчивая. Другие дети купались и брызгались, визжа и хохоча. А мальчик стоял в воде и боялся пошевелиться. И боялся детей, которые могли его обрызгать. Был чудный жаркий летний день.

Так отравляют радость жизни. Тебе что-то вроде дают, но при этом тебе ничего нельзя. Ты можешь испачкаться, забрызгаться, разочаровать, вызвать неудовольствие или даже получить по уху, если не оправдаешь ожиданий. Стой, как памятник, по щиколотку в воде в жаркий день. А потом тебя возьмут за руку и уведут с озера, похвалив за то, что ты был хорошим. Или просто не ударят. Не завопят: "ах, вы меня разочаровали!".

И многие люди так проживают жизнь - стоят в жаркий день по щиколотку в прохладной воде и боятся измочить трусики. Боятся пошевелиться и что-то сделать не так.

Меня в детстве выпустили во двор в снежно-белом пуховом свитере. Роскошная была вещь. И тоже мама велела быть поаккуратнее. Я очень старалась, правда. Гуляние было испорчено, ведь надо быть осторожной! К счастью, я немедленно упала в единственную грязную лужу. И ещё сверху меня волной грязи захлестнуло. Я заплакала и пошла домой; с меня капала грязь. Мне тоже года четыре было, тогда дети гуляли самостоятельно во дворе. Ну и что? Мама расспросила, не ушиблась ли я. А потом отмыла меня в ванне с пеной "Селена" и белым утёнком с дырочкой для зубной щетки. Свитер постирали, он стал серым и крошечным, как раз налез на плюшевого медвежонка. Ровным счетом ничего страшного не случилось, хотя мама огорчилась, конечно. Тогда мало было хороших вещей.

Понимаете, в жизни невозможно жить и не пачкаться. Не падать. Не мочить штанишки в озере. Не получать иногда по лбу от хулиганов и не терять игрушки. Невозможно прожить жизнь и ни разу не упасть. И невозможно искупаться в прохладном озере, не замочив трусики. Всякое бывает в жизни; уберечься от всего и сохранить снежную белизну одежд невозможно, если жить по-настоящему.

Но многие люди смертельно боятся неудачи или падения. И стоят на одном месте, стараясь не шевелиться. И шарахаются от тех, кто смеётся и брызгается. А потом их уводят за руку ангелы смерти, и они жалобно оглядываются на голубое озеро. И даже на грязную лужу; это тоже интересно. И их кладут в аккуратный ящик в белых свитерах, - совершенно белых.

Живите. Я часто говорю: "ничего страшного". И на приеме так говорю, и в жизни. Если действительно ничего страшного. Ну, упал, испачкался, ушибся. Ничего, это пройдёт. Страшно стоять в воде и не сметь шелохнуться. И видеть в отражении своё постаревшее лицо…

Автор: Анна Кирьянова

39 2 ER 2.1124
Война показывает, насколько быстротечна жизнь. В один момент можно потерять все, что было дорого. Это повод задуматься о том, на что мы тратим нашу жизнь. Ненужные дела, а мы их делаем; ненужные люди, а мы с ними общаемся… Сейчас время переоценки ценностей. Подумайте о том, что действительно важно, а что – второстепенно. Делайте то, что важно, то, что ценно для вас.
Юлия Гусева, психолог

12 1 ER 1.5921
ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ НЕ УМЕЮТ УЧИТЬСЯ, НЕ УМЕЮТ ЖДАТЬ И С ТРУДОМ ПЕРЕНОСЯТ СКУКУ

Автор: Виктория Прудэй

Я психотерапевт с многолетним опытом работы с детьми, родителями и преподавателями. Я считаю, что наши дети становятся все хуже и хуже во многих аспектах.

Я слышу одно и то же от каждого учителя, которого встречаю. Как профессиональный терапевт я вижу снижение социальной, эмоциональной и академической активности у современных детей и в то же время – резкое увеличение числа детей с пониженной обучаемостью и другими нарушениями.

Как мы знаем, наш мозг податлив. Благодаря окружающей среде мы можем сделать наш мозг «сильнее» или «слабее». Я искренне верю, что, несмотря на все наши лучшие побуждения, мы, к сожалению, развиваем мозг наших детей в неверном направлении.

И вот почему:

1. Дети получают все, что хотят и когда хотят

«Я голоден!» – «Через секунду я куплю что-нибудь перекусить». «Я хочу пить». – «Вот автомат с напитками». «Мне скучно!» – «Возьми мой телефон».

Способность отложить удовлетворение своих потребностей – это один из ключевых факторов будущего успеха. Мы хотим сделать наших детей счастливыми, но, к сожалению, мы делаем их счастливыми только в настоящий момент и несчастными – в долгосрочной перспективе.

Умение отложить удовлетворение своих потребностей означает способность функционировать в состоянии стресса.
Наши дети постепенно становятся менее подготовленными к борьбе даже с незначительными стрессовыми ситуациями, что в итоге становится огромным препятствием для их успеха в жизни.

Мы часто видим неспособность детей отложить удовлетворение своих желаний в классе, торговых центрах, ресторанах и магазинах игрушек, когда ребенок слышит «Нет», потому что родители научили его мозг немедленно получать все то, что он хочет.

2. Ограниченное социальное взаимодействие

У нас много дел, поэтому мы даем нашим детям гаджеты, чтобы они тоже были заняты. Раньше дети играли на улице, где в экстремальных условиях развивали свои социальные навыки. К сожалению, гаджеты заменили детям прогулки на открытом воздухе. К тому же технологии сделали родителей менее доступными для взаимодействия с детьми.

Телефон, который «сидит» с ребенком вместо нас, не научит его общаться. У большинства успешных людей развиты социальные навыки. Это приоритет!

Мозг подобен мышцам, которые обучаются и тренируются. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок мог ездить на велосипеде, вы учите его кататься. Если вы хотите, чтобы ребенок мог ждать, его надо научить терпению. Если вы хотите, чтобы ребенок мог общаться, необходимо социализировать его. То же самое относится ко всем другим навыкам. Нет никакой разницы!

3. Бесконечное веселье

Мы создали для наших детей искусственный мир. В нем нет скуки. Как только ребенок затихает, мы бежим развлекать его снова, потому что иначе нам кажется, что мы не выполняем свой родительский долг. Мы живем в двух разных мирах: они в своем «мире веселья», а мы в другом, «мире работы».

Почему дети не помогают нам на кухне или в прачечной? Почему они не убирают свои игрушки?

Это простая монотонная работа, которая тренирует мозг функционировать во время выполнения скучных обязанностей. Это та же самая «мышца», которая требуется для обучения в школе.

Когда дети приходят в школу и наступает время для письма, они отвечают: «Я не могу, это слишком сложно, слишком скучно». Почему? Потому что работоспособная «мышца» не тренируется бесконечным весельем. Она тренируется только во время работы.

4. Технологии

Гаджеты стали бесплатными няньками для наших детей, но за эту помощь нужно платить. Мы расплачиваемся нервной системой наших детей, их вниманием и способностью отложить удовлетворение своих желаний.

Повседневная жизнь по сравнению с виртуальной реальностью скучна.

Когда дети приходят в класс, они сталкиваются с голосами людей и адекватной визуальной стимуляцией в противовес графическим взрывам и спецэффектам, которые они привыкли видеть на экранах.
После часов виртуальной реальности детям все сложнее обрабатывать информацию в классе, потому что они привыкли к высокому уровню стимуляции, который предоставляют видеоигры. Дети не способны обработать информацию с более низким уровнем стимуляции, и это негативно влияет на их способность решать академические задачи.

Технологии также эмоционально отдаляют нас от наших детей и наших семей. Эмоциональная доступность родителей – это основное питательное вещество для детского мозга. К сожалению, мы постепенно лишаем наших детей этого.

5. Дети правят миром

«Мой сын не любит овощи». «Ей не нравится рано ложиться спать». «Он не любит завтракать». «Она не любит игрушки, но хорошо разбирается в планшете». «Он не хочет одеваться сам». «Она ленится есть сама».

Это то, что я постоянно слышу от родителей. С каких пор дети диктуют нам, как их воспитывать? Если предоставить это им, все, что они будут делать – есть макароны с сыром и пирожные, смотреть телевизор, играть на планшете и никогда не будут ложиться спать.

Как мы помогаем нашим детям, если даем им то, что они хотят, а не то, что хорошо для них? Без правильного питания и полноценного ночного сна наши дети приходят в школу раздраженными, тревожными и невнимательными. Кроме того, мы отправляем им неправильное послание. Они учатся, что могут делать все, что хотят, и не делать того, что не хотят. У них нет понятия – «надо делать».

К сожалению, чтобы достичь наших целей в жизни, нам часто надо делать то, что необходимо, а не то, что хочется. Если ребенок хочет стать студентом, ему необходимо учиться. Если он хочет быть футболистом, необходимо тренироваться каждый день.

Наши дети знают, чего хотят, но им тяжело делать то, что необходимо для достижения этой цели. Это приводит к недостижимым целям и оставляет детей разочарованными.

Исходя из моего опыта работы терапевтом, могу сказать, что дети меняются в тот момент, когда родители меняют свои подходы к воспитанию. Помогите своим детям добиться успеха в жизни путем обучения и тренировки их мозга, пока не стало поздно.

Автор: Виктория Прудэй

103 2 ER 2.6042
Мальчику 3 года. Мальчик потерял любимую игрушку, он плачет, безутешен.
— Ты что как нюня! — говорит мама, — Прекрати! Большие мальчики не плачут и не ноют. Фу, как некрасиво!

Мальчику 5 годиков. Он видит, как младшая сестрёнка ударилась и громко плачет.
— Фу, рева корева! Хахаха! Плааачет, фуфуфу! — кричит мальчик.
Он не злой. Просто он помнит и знает, что плачут только нытики и всякие нюни.

Мальчику 8 лет. Родители обещали на выходных съездить с ним и сестренкой в аквапарк. Но у папы появилась срочная работа и планы отменили. От разочарования накатывают слёзы, но мама быстро их останавливает:
— Ты что, решил слезами манипулировать? Ты и так нами тут крутишь как хочешь, не выйдет!

Мальчику 13 лет. Его сильно обидели в школе, ему больно. Он еле сдерживает слёзы.
— Ты ещё разрыдайся, как девчонка! — говорит папа. — Настоящая плакса у меня сын, отлично. Вырастил принцессу!

Мальчику 16. Его подруга расстроена, у них случилась их первая ссора. Девушка плачет.
— Ну чё ты, ну… Не плачь, перестань!

Мальчик не чёрствый, не бесчувственный. Он просто не знает, что делать, когда другой человек плачет. Он теряется, он не умеет реагировать на слёзы. Тем более, что плачут только нытики и манипуляторы.

Мальчику 40. С женой уже несколько лет как формальный брак. Она говорит, что он абсолютно равнодушен к её переживаниям, не обращает внимания на ее чувства. Она часто плачет. А он просто игнорирует её.

Но мальчик не злой, не бессердечный. Мальчик просто не знает, что делать, когда другой человек плачет. И в растерянности он предпочитает отстраниться, чтоб не сказать ненужного. Например «Ну чё ты, просто не плачь!». Это он уже пробовал, но вышло только хуже. И он решил, что будет просто не замечать чужие слёзы. Тем более, что свои он научился прекрасно подавлять и прятать как можно дальше.

Пожалуйста, разрешайте мальчикам плакать. Из мальчиков, которым в детстве можно плакать, вырастают не нюни. Из мальчиков, которым в детстве сочувствуют, получаются не нытики. Из них вырастают чуткие люди, умеющие сочувствовать и понимать боль другого человека.
Разрешайте мальчикам плакать.

Автор: Анна Просветова

41 4 ER 1.8408
ТОП-5 УСТАРЕВШИХ ИДЕЙ, КОТОРЫЕ МЫ ДО СИХ ПОР ВНЕДРЯЕМ В ГОЛОВЫ ДЕТЕЙ (Людмила Петрановская)

"Когда я готовилась к лекции, составила список страхов поколения.

Идея №1: Хорошо иметь на всю жизнь надежную профессию

Конечно, есть профессии, которые, наверное, точно не исчезнут. Какие-то врачи все равно будут, но это будут врачи, которые, скорее всего, будут очень мало похожи на сегодняшних. И чтобы таким стать, человеку надо будет переучиваться примерно полностью.

Когда я заканчивала школу и уже тогда хотела поступать на психфак, мне говорили: «А кем ты будешь работать? Ты понимаешь, что психолог – это только работа в клубе тех, кому за 30». Нужно начать с того, что «для тех, кому за 30» – это уже смешно. Тогда был специальный клуб для неликвида, тех, кто не нашел себе пару до 30 лет, и вот только с помощью психолога и специально организованных танцулек они имели шанс на создание семьи. Сейчас народ в 30 лет только чешет затылки: «Жениться – не жениться, выходить замуж – не выходить, или еще подождать», не раньше. Не говоря уже о том, что психологи стали очень востребованы.

Но они же не придумывали, это так и было. У меня были друзья-филологи: жена училась на отделении классической филологии, изучала древнегреческий и латынь, а муж учился на отделении славянской филологии и изучал языки братских народов (это было в советские времена) – болгарского, хорватского. И пока они учились, было очевидно, что у мужа верный кусок хлеба в руках, потому что переводы разных коммунистических писателей шли постоянно, приезжали делегации, это был точный и постоянный объем работы. А она учится какому-то непонятному женскому рукоделию, какой-то дурацкой латыни, которая никому не нужна. Потом случилась перестройка, всякие изменения, муж остался без работы, а она была нарасхват, потому что все стали открывать классические гимназии, все желали учить латыни. Не угадаешь – это если говорить про профессиональные вещи.

Идея №2: Нужно копить деньги

Следующее убеждение, доставшееся нам от бабушек, но его мы исповедуем сами и пытаемся внушить детям – в том, что нужно откладывать на «черный день», вообще копить деньги. Знакомое? Что такое в современном мире «копить деньги»? Как? Помните у Агаты Кристи: он ей оставил сколько-то фунтов, она их положила в банк под проценты, жила на них в своем миленьком сельском домике с двумя спаленками и с маленьким садиком возле него, и пила чай у Тиффани иногда. Как?

В современном мире это невозможно, все ставки уже давно отрицательные, а копить и откладывать деньги можно только на какую-то очень короткую перспективу. Дальше что с ними делать? Надо их куда-то вкладывать, а куда – нужно знать. Просто так принести в банк, положить и успокоиться невозможно, в чулок положить еще глупее. Хотя не знаю, что глупее: может, в ситуации банковского кризиса в чулок умнее. Но стратегия «копи деньги и будет тебе счастье» больше не работает.

При этом часто мы приучаем детей к бережливости, к чему-то такому, что тоже часто сегодня не релевантно. В современном мире чаще просто поменять какую-то вещь, чем трястись над тем, чтобы ее не порвать и не испачкать. Это объективнее и правильнее со всех сторон. С экономией, в том числе и денег, времени и прочего, не считая нервов.

В книжке «SelfMama» я писала лайфхак для работающей мамы. Если у вашего ребенка в школе есть форма, купите в три раза больше одежды, чем ему нужно объективно. Таким образом вы сэкономите свое время и не будете обязательно стирать и сушить феном эту форму в ночи, в воскресенье или субботу, если вы работали.

У людей шок: как это так? что сказала бы моя бабушка, если бы я купила в три раза больше одежды, чем нужно моему ребенку? Хорошо, садимся, пересчитываем. Сколько стоит лишняя юбка или лишний жилет для вашего ребенка? Полторы тысячи. Сколько стоит ваш рабочий час? Часто это люди, у которых рабочий час стоит больше, чем полторы тысячи, но при этом бабушка не велела. Трудно такие моменты в себе разрешить.

Идея №3: Нужно копить знания и во всем разбираться

Я говорила про «копить деньги», а теперь буду про «копить знания». Человек должен все знать. Ребенок должен все прочитать. «100 книг, которые обязательно должен прочесть ваш ребенок», «100 фильмов, которые обязательно посмотреть». Музеи обязательно, то обязательно, это обязательно. А представление о том, что важно накопить знания, не релевантно вообще в современности.

Объем информации такой, что накопить его невозможно, при этом доступность этой информации такова, что помнить ее нет никакого смысла. Абсолютно нерелевантно. Школа полностью сидит на этом – накопить знания. Широкая образованность, эрудиция 50 лет назад давали конкурентное преимущество, а сейчас единственное, где вы можете это применить – пойти и играть в игру в телевизоре. Молодец, потом будешь иметь такой вид, как у Вассермана.

На самом деле в современном мире – все об этом говорят – гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь определять достоверную информацию или фейк. Где этому учат? Человек сам научится в интернете. Нигде этому не учат: в школе не учат, родители не учат. Кто-то научится, а кто-то нет.

Идея №4: Нужно все делать хорошо, качественно

Нужно все делать хорошо, не спустя рукава, не тяп-ляп, качественно. Мой дедушка говорил: «Нельзя ничего делать тяп-ляп». Не релевантно. Если в современном мире вы попытаетесь все делать хорошо, вы не долго протянете, честно вам скажу. Задача в современном мире, наоборот, прямо противоположная – уметь ловко и быстро определять, что мы делаем максимально хорошо, что мы делаем приемлемо, а что мы делаем тяп-ляп.

Вот этому как раз школа учит хорошо, потому что задают так много, что сделать все невозможно. Если родители не выносят детям мозг со своей стороны и не требуют этого безумия, чтобы рефераты по москвоведению были написаны на 5 баллов самостоятельно после изучения литературы.

Кто постарше, помните типичный объем домашних заданий, например, в начальной школе? Три примера и одно упражнение. Вы посмотрите, что сейчас задают! Эта ситуация учит детей как раз делать выбор, но важна позиция родителей: стоят ли они, нависают и выносят ребенку мозг, что все нужно делать хорошо, и говорят, что ребенок 5-6 часов сидит за уроками, с неврозом, с истерикой, с чем угодно.

Или они говорят ребенку, что в этой ситуации все сделать невозможно, давай, ориентируйся, разбирайся, что можно сократить, а что нужно сделать качественно, давай я тебе помогу. Необходимая компетенция в современном мире – ранжировать эту иерархию: что нужно делать на совесть, что нужно делать на уровне «сойдет», что нужно делать, лишь бы отвязались. Она меняется постоянно.

Идея №5: Нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха
Еще одна важная истина, которую считали незыблемой наши бабушки и дедушки, что все хорошее дается тяжелым трудом, ты должен стараться и усердием добиться результата. Что мы видим вокруг? Вокруг мы видим успешных людей, многие из них очень много работают. Можно ли их работу назвать словами «усердие», «трудом добиваются»?

Они работают, как подорванные, потому что это их прет, им нравится, они в своем потоке. А кто-то вообще случайно добивается успеха, а кто-то добивается успеха, явно не в соответствии. А кто-то, наоборот, вкладывает очень много труда, но добивается не очень большого успеха. Почему владелец Facebook стал очень богатым человеком, а владельцы других систем, которые, может, даже были получше, оказались купленными Facebook? Достаточно случайно, был удачный момент, как-то так сложилось. Дети же не дураки, они видят, что в современном мире усердность вовсе не равна успеху, а мы продолжаем требовать от них усидчивости и усердности.

Карьера в современном мире все меньше носит вертикальный характер, характер в иерархиях. То, что было всегда – усердно, шаг за шагом, ступенька за ступенькой: побыл рабочим, потом бригадиром, потом начальником цеха и так далее. Ты должен попасть в крупную иерархию, в крупную корпорацию, в какую-то крупную структуру, и там ступенечка за ступенечкой карабкаться выше. И если ты не попадаешь в эту иерархию, то у тебя особых шансов нет.

Что мы видим в современном мире, благодаря связности? Снова появилась горизонтальная карьера. Когда в последний раз она была? Средневековье, город мастеров, ты не делаешь карьеру в корпорациях, ты просто лучше всех делаешь горшки или плетешь коврики, про тебя идет слава, что так, как ты, не делает никто.

И ты делаешь свою горизонтальную карьеру, ты не становишься начальником всех горшечников, ты просто делаешь самые крутые горшки, и к тебе приезжают со всех окрестных городов, твои горшки растут в цене, и ты максимум берешь людей в подмастерье, они делают что-то похожее, но все равно не такое, как ты. Вот это горизонтальная карьера. Современный мир делает это очень возможным.

У меня был очень пожилой родственник, которому на момент перестройки было за 70 лет. Он всю жизнь работал в каком-то маленьком отделе в таможенной службе СССР и колупал там какое-то морское таможенное право. Когда железный занавес упал, выяснилось, что таких специалистов нет вообще.

После чего все ведомства и министерства валялись у него в ногах, его буквально были готовы носить на руках из квартиры в машину, а потом в кабинет поднимать, чтобы только он не ушел на пенсию. Так случилось, что на несколько лет он оказался единственным специалистом в России вообще в какой-то области этого самого морского права.

Сидел человек тихо всю жизнь на маленькой министерской должности, и вдруг в одночасье, в силу не зависящих от него процессов, оказался гипервостребованным специалистом. Он, бедный, чуть лет не до 90 работал, пока там новые специалисты не наросли, которые его отпустили, наконец.

Концепция карьеры в современном мире не про то, что ты обязательно принадлежишь к чему-то большому и внутри этого потока карабкаешься, а в том, что ты знаешь что-то особое и уникальное. Ты можешь быть специалистом по вышиванию крестиком методом древних шумеров – от балды сейчас говорю – и в принципе людей, которых интересует вышивание крестиком методов древних шумеров, на всей земле, может быть 500 человек среди 7,5 миллиарда.

Раньше у тебя не было ни единого шанса этим зарабатывать, ты должен был работать где-то, а своими крестиками с шумерами заниматься по ночам у себя на кухне. Сейчас, если ты окажешься крутым специалистом, который обалдеть как вышивает крестиком по-шумерски, благодаря связности и интернету ты сможешь этим зарабатывать: будешь для этих 500 человек проводить вебинары, мастер-классы, они будут к тебе ездить за консультацией, покупать твои изделия. Благодаря этой связности, техническому изобретению абсолютно меняются возможности для людей.

Я помню одну совершенно потрясающую консультацию, которая у меня была с мамой шестнадцатилетнего мальчика. Она очень сердилась на него, что он прогуливает школу, не делает уроки, плевать хотел на ЕГЭ и так далее. В общем, пришла с таким текстом, что он у меня такой лентяй, он ничего не делает, вообще не знаю, как он будет жить, какой-то кошмар.

Я начала выяснять, а что он делает, когда не делает уроки, в общем слово за слово выясняется, что мальчик сочиняет музыку для компьютерных игр, зарабатывает примерно три тысячи евро в месяц, востребован в Австралии, в Канаде, где-то еще. И почему-то то, что он не хочет в школу ходить и недостаточно усердно читает роман «Война и мир», было большой проблемой.

Если мы требуем от ребенка все делать качественно, у него не будет шанса стать в чем-то лучшим

Это только то, что мне навскидку пришло в голову. Я думаю, что если вы подумаете, то вспомните примеры незыблемых истин, которые мы внедряем в голову детей, а они уже не соответствуют реальному положению дел. У нас просто не хватает скорости анализа и критичности мышления, чтобы это успевать и сообразить. Нам проще по инерции где-то двигаться. В принципе, в этом ничего страшного нет, все родители такие, мы тут с вами не оригиналы, если мы не проявляем излишнего усердия. Если мы просто талдычим что-то нерелевантное, ладно, у детей, как известно, сброс работает.

Но проблема современных родителей, что они часто относятся к этому делу с неимоверным усердием, они так прессуют детей для того, чтобы подготовить их к миру – я напоминаю, к тому миру, который в момент взрослости их детей станет позавчерашним, – они настолько не могут смириться с тем, что их ребенок не будет знать английского в семь лет, не будет читать в пять, не будет еще что-то.

Сейчас чего только нет, и у многих детей такой образ жизни, что в пять лет у ребенка нет времени, чтобы играть. С одного занятия он идет на другое, с другого на третье. Всю началку он ходит на это, на то, на пятое, на десятое. При этом если ребенок сам чем-то занимается, это часто не вызывает у родителей никакого уважения: «Это его глупость, ладно, немножко поиграй, между уроками и занятиями по дополнительному английскому».

Хотя опять, мы понимаем, что у него есть шансы как раз сделать карьеру за счет того, что ему интересно. И опять же, ребенку нужно уважение к тому, что ему интересно, в чем он станет настоящим мастером. Это как раз вопрос выбора: что делать качественно, а что тяп-ляп. Если мы требуем от ребенка все делать качественно, то у него не будет шанса стать в чем-то лучшим, а в современном мире именно это залог успеха, а не равномерное все «более-менее».

В итоге давление родителей и школы (конечно, тут школа родителям еще фору даст) приводит к тому, что дети приходят к чувству, что у них отобрали пульт управления их жизнью, и они сами не решают за себя ничего, их только туда-сюда, туда-сюда. Считается, что это все очень развивающая среда, но у детей иногда нет свободного времени просто полежать, просто почитать, просто поболтать с друзьями. Просто посмотреть на облака и на погоду.

Почему-то считается очень круто, когда у человека нет на это времени, когда у него нет времени просто подумать, просто поразмышлять, просто почувствовать, погрустить на дождь, например. Все невозможно, потому что у него через пять минут то, а еще через десять это, а еще нужно сделать задание на завтра по этому, этому и этому.

Когда ребенок чувствует себя пешкой, он устраивает пассивное сопротивление

В результате, как только ребенок обнаруживает для себя – а это обычно происходит в подростковом возрасте – что он может просто сказать «нет» и ему ничего не сделают, он ровно это и делает. Как только он обнаруживает для себя метод итальянской забастовки «лягу на диван и не встану с него» – он ровно это и делает. Как только он обнаруживает для себя возможности, например, запереться в комнате и сказать, что он боится выходить – он ровно это и делает.

Сейчас появилось целое стихийное бедствие таких «новых обломовых». В Японии их называют «затворниками». Молодые люди запираются в комнате, никуда не ходят и ничего не делают, не учатся, не работают, не общаются ни с кем, в лучшем случае сидят в компьютере, а иногда просто спят.
И очень часто, когда ребенок не учится, не работает, ничего не делает, нельзя сказать, что он прогуливает школу, потому что он тусит с друзьями. Нет, он и с друзьями не тусит, он вообще ничего не делает.

Почти каждый раз, когда у родителей спрашиваешь, что было раньше, там в опыте, в анамнезе, оказывается история этого всего бурного раннего развития, когда ребенка таскали, учили, втискивали в его голову и то, и сё, пятое-десятое. И столько было ожиданий, такой способный мальчик, такая подающая надежду девочка, такой интересный ребенок, нужно ему побольше дать, потому что у него столько талантов, все их надо развить.

И когда ребенок годами живет в этом состоянии, когда у него забран пульт управления, когда он чувствует себя какой-то пешкой, которую переставляют, в какой-то момент, когда он становится подростком, у него происходит кризис идентичности и он понимает, что единственный его способ вернуть свою субъектность, вернуть себе свое управление – это просто забастовки".

76 19 ER 2.3562
ВОРОНКА ИСТОЩЕНИЯ.

Чрезвычайно важная и интересная, на мой взгляд, теория шведского клинициста
Мари Осберг - “Воронка истощения”.

Теория говорит о том, что в ситуации, когда у человека увеличивается количество обязанностей/ необходимых дел, первая из реакций, которая формирует наше поведение - отказаться от не столь значительных дел, не столь, на наш взгляд, важных.

И парадокс в том, что самыми неважными делами окажутся именно те, которые дают нам СИЛЫ,РЕСУРС, ЭНЕРГИЮ и вдохновение.

Например, родитель, у которого масса жизненно важных обязанностей по содержанию семьи и воспитанию детей, начнёт каждый день делать выбор в пользу этих важных дел. Оставляя на потом те, что кажутся не столь значимыми: творчество, встречи с друзьями, музыка в тишине, СПА, романтический вечер в красивом ресторане, прогулки на едине со своими мыслями...

И парадокс в том, что отказываясь от дел из этого списка, человек теряет источники пополнения энергии, источники вдохновения. А только черпает, черпает и черпает, как будто силы его бесконечны.

И тогда новый круг - энергии все меньше, нужно оставлять самое важное. Это опять минус “чепуха” и удовольствия. Ведь это может подождать… И новый виток потери сил. И так до самого дна….

Нет времени на хобби. Не так уже важно встретиться с друзьями, почитать перед сном... Да и помыться можно без пены и музыки - не до пены.

Каждый раз, отменяя то, что рождает в вас творчество и даёт энергию, вспомните этот рисунок 👇
Этот водоворот засасывает до самого дна.

95 0 ER 2.3295
Автор: Irina Jurjure

***
Последнее время много пишут о чудном и необъяснимом пристрастии некоторых женщин, особенно старшего поколения, наших мам и бабушек, к страданиям, переходящем порой в своеобразную гордость – посмотрите, как я настрадалась в этой жизни, стирала руками, на огороде пахала, тяжести таскала до выпадения органов, больная на работу ходила и т.д.!

Усомнившись в необходимости этих страданий , встречаешь отпор достойный ветерана военных действий, покалеченного в боях и награжденного за заслуги, в чьих орденах ты посмел усомниться. Ордена в данном случае: «я так натерпелась за свою жизнь», «я так настрадалась», «я так тяжело работала», « со мной так несправедливо обращались», «у меня столько болезней от непосильной работы и жестокости близких».

Почитав один такой пост, я тоже вспомнила, что в детстве мама запрещала мне мыть полы шваброй, объясняя это тем что шваброй моют только лентяйки и неряхи, а хорошая девушка должна ползать с тряпкой на коленках. Другая женщина дополнила тему тем, что ей и на коленках не позволялось мыть пол – нужно было передвигаться «раком», то есть практически в самой неудобной из возможных поз, кто-то вспомнил что нельзя было присаживаться во время глажки белья и т.д., опять же тема огорода, где работая до изнеможения можно вырастить огурцы на 2 копейки…

А вчера я нашла у психолога Сьюзан Форвард фразу о том, что страдание являлось практически единственной из форм гнева, разрешенных женщинам нашей культурой и поняла что это именно то о чем мы говорим.

Главными достоинствами «хорошей» женщины еще совсем недавно считались покорность, послушание и бессловесность и безграничная способность к принятию, которая должна исходить от женщины как сияние. Гнев, умение защитить себя, защитить свои границы, потребовать уважения, также как умение сохранить себя и радоваться жизни сюда явно не входили.

Вспомните любимую нашу героиню детской сказки «Морозко» Настеньку. Когда Мороз практически замораживает ее, она продолжает твердить с блаженной улыбкой «Мне тепло , дедушка…». Вот оно, освященное культурой женское страдание как главное богатство. Очевидно, что честность и прямота не входили в перечень качеств «хорошей девочки», на это способны только такие отщепенки невоспитанные как Марфушка. Ужас, какая невежливость , сказать человеку, который тебя мучает «мне плохо», за это ты будешь сурово наказана.

Кстати, одна знакомая моего возраста рассказала очень похожую историю из жизни. В раннем детсадовском возрасте она как-то отказалась давать своему подслеповатому дедушке ручки для того , чтобы он подстриг ногти, объяснив это тем, что дедушка режет их с кожей до крови и ей больно. Запомнила она этот малоэстетичный случай неадекватной реакцией родителей – папа накричал на нее, обозвал эгоисткой и невоспитанной грубиянкой и заставил извиниться перед дедушкой и пройти экзекуцию как положено послушной девочке.

А куда девается гнев, несогласие с условиями жизни и отношением к себе? А они перерабатываются страданием. Тяжелыми физическими нагрузками – вплоть до приобретения болезней. Подавление своих эмоций также приводит ко всяческой психосоматике. Страдание может рассматриваться и как наказание обидчика – он увидит как мне плохо и поймет как несправедливо и неправильно поступал. Вспомните как часто вы слышали от женщин старшего поколения фразу: «Вот помру, тогда наплачетесь…» (Кстати фраза «назло маме отморожу уши» - оттуда же, это протест существа, у которого нет других форм протеста как только навредить себе.)

Воспитание родителями в девочках готовности к страданию и неприемлемости жалости к себе нужно рассматривать как аналог женского обрезания в африканских племенах: если не отбить естественный инстинкт самосохранения, желание беречь себя и умение получать удовольствие от жизни – хорошая жена для патриархальной семьи не получится. Человека нужно было немножко изуродовать, чтобы втиснуть в те условия, которые ему предлагались, изнурить его работой, чтобы энергия через край не била и не влекла тебя на приключения и завоевание окружающего мира.

Вспомнилась еще одна сказка, «Золушка», - мачеха смешивает крупы и говорит падчерице, что она может поехать на бал после того как все разберет – хороший пример укрощения порывов и желаний, бессмысленная работа для того чтобы занять время и потратить энергию.

Нужно помнить эти установки слушая о подвигах женщин старшего возраста и удивляясь некоторой их «бессмысленности» с современной точки зрения, и обнаруживая в себе пренебрежение своими желаниями и потребностями.

Автор: Irina Jurjure

38 24 ER 1.7913
ОБЕСЦЕНИВАНИЕ

Она мечтала об этом моменте несколько лет. Старалась не тратить денег на пустяковые радости, два года подряд не ездила к морю, готовила завтраки и ужины, вместо того, чтобы перекусить в кафе. Но все это ерунда, потому что сегодня она достала пухлый конверт с новенькими хрустящими купюрами и обменяла его на пушистое и почти невесомое чудо. Шубка ластилась к коже шелковой подкладкой и терлась о щеку мягкими и теплыми шерстинками воротника. Неужели, неужели – эта молодая женщина, которая смотрит на нее из зеркала горящим взглядом – она сама?
Целый день у нее находились дела у шкафа, на котором, прямо поверх дверец, висела ее радостная мечта, цвета кофе с молоком. Она улыбалась, гладила шелковистый мех и мечтала, чтобы поскорее пришла зима. А вечером зашли девчонки, чтобы за чаем с конфетками оценить обновку. Они весело щебетали, до тех пор, пока хозяйка, словно королевна, не вплыла в комнату в своей светлой шубе.
Улыбки стерлись, голоса смолкли. Ее поздравляли с покупкой, говорили, что шуба красивая – правда, цвет не совсем ей к лицу. Потом долго спорили, какие шубы лучше – греческие, турецкие или итальянские, и единогласно пришли к выводу, что соболь и шиншилла – это лучше, чем норка. Поохали, что мех слишком быстро вытирается, что уже через месяц шуба теряет блеск. Вспомнили, что мировые звезды давно носят только искусственный мех, а мы все, словно из каменного века…
Поздно вечером она смывала шоколад с чайных блюдец и, то и дело, стирала слезы, ручьями льющиеся по щекам. А еще раздумывала – не вернуть ли шубу в магазин…
Вам знакомо? Лично мне – так очень и очень. Помню, как пару лет назад я мечтала о белой шубе. Да, не стоит, потому что… Но ведь она такая нежная, такая прям ми-ми-ми. И вот, по случаю, моя мечта сбылась, и я надела шубку на юбилей подруги. Пока именинница принимала гостей и подарки, я стояла под перекрестным огнем ее приятельниц, которые рассказывали мне, как быстро эта шуба пожелтеет, да потускнеет, да вытрется. Какая она маркая и не ноская. Я до сих пор помню, как во мне боролось желание уйти из ресторана.
Обесценивание… Что ж, давайте разбираться – что это за чувство и почему происходит. Потому что уверена - людей, которые бы не испробовали на своей душе его жгучий яд, вряд ли можно встретить. Другое дело, как к этому относится.
На самом деле все просто. Обесценивание – это защитный механизм психики, при котором мы снижаем значимость чего-либо. Это средство, которое помогает человеку сохранить себя и избежать боли от соприкосновения с непереносимыми чувствами.
Например, люди одного круга – все примерно одинаковы, у всех все ровно. Всегда можно на жизнь посетовать, на страну, на правительство и дальше по списку. И вдруг кто-то из самого близкого окружения вырывается вперед. Начинает что-то делать и главное (о, ужас!) у него начинает получаться. И как это можно признать, принять и пережить?!! Получается, что, мало того, что у другого все хорошо, получается, что мы тут все остальные – кто: неудачники, лентяи, демагоги? Да быть такого не может!!!
У тебя ребенок победил на конкурсе юных моделей? Ох, и чего только не добиваются за родительские деньги! Фотографии, снятые тобой, напечатали в журнале? Да кто сейчас читает эти журналы! Тебя, такую толстушку, муж любит? Так еще бы, у тебя ж квартира какая большая! Ты собираешься издать книгу? Конечно, сейчас печатают любой «отстой» - знай, плати только. Мужчина купил машину – верно, к кормушке присосался. Женщина купила… Ну, тут я промолчу, что первое придет на ум… Думаю, этот текст можно продолжать до утра.
Иными словами, людям больно, от того, что у вас что-то или где-то хорошо. И для того, чтобы сгладить, погасить, притупить эту боль, они обесценивают в своих глазах (а еще бы хорошо и в ваших собственных) ваши заслуги.
Иногда, правда, бывают варианты. Скажем, человеку просто нужно повыпендриваться, поумничать, посамоутверждаться за ваш счет. И тут ваша диссертация, сценарий, отчет, картина, лекция – просто первое, что попалось ему на глаза. Я очень хорошо помню, как я выкладывала в сетях свои первые рассказы или статьи. Как я волновалась, как важна была для меня любая поддержка. И вот, под одним из рассказов первый коммент: «Окончил». Одно слово. Никому ничего не понятно, кроме меня. В тексте я написала «закончил школу». Просто «окончил» для меня звучит как-то официозно, что ли. Но не суть. Я смотрела на это единственное слово и думала. Вот я писала этот рассказ несколько дней, перед этим еще неделю горела им, потом вычитывала, облизывала, подчищала фразы. Выложила в инет – просто так, ради вечернего развлечение других. И неужели этот рассказ не достоин ничего: ни лайка, ни доброго слова, ни, пусть даже, критики. И единственное, на что в нем можно обратить внимание – на грамматическую ошибку в тексте. Да и то, так, проходя мимо, словно кость собаке бросили… Думаю, многим близка ситуация. Просто в подобных случаях надо понять – это не вы что-то плохо сделали. Созданное вами попросту стало субстратом, на котором размножается чье-то болезненное самомнение или комплекс неполноценности.
Бывает, и по-другому. Помню однажды я «добровольно-принудительно» была членом комиссии на выборах. Нам платили копейки, которых хватало, разве что, чтоб пообедать в столовой. А ко мне в гости как раз приехала мама. Ну и, как водится, чтоб ребенок, не дай Боже, не упал в голодный обморок и не похудел за день, мама решила принести мне обед (сидели-то мы там до утра). Мне было удивительно это и очень приятно, поскольку я уже несколько лет жила без родительской опеки. Но речь не об этом, а о том, что я позвала с собой кушать одну учительницу. Я знала, что она одна, без мужа, растит двух деток, ей тяжело. Так пусть лучше купит себе на эти деньги какую-то кофточку, или детям что-то.
- Мама у меня очень вкусно готовит, - говорю ей. – Винегрет, например, делает с жареным луком. И фасоль такую крупную кладет, «яська» называется. Пробуй.
- Винегрет надо делать с горошком, а вместо капусты класть огурцы – только так и вкусно. А жареный лук все портит, сырой лучше, - говорит она, накалывая вилкой крупные фасолины.
- Ну, тогда пюре бери. Смотри – еще горячее. Оно у мамы получается просто каким-то воздушным. Она умудряется молока в него налить больше, чем картошки, а потом сбивает.
- Я не люблю молоко в пюре. Пюре нужно только с маслом делать. Ну, в крайнем случае, со сметаной. А котлеты ничего, вкусные. Только очень жирные, я уже третью ем, боюсь, чтоб плохо не было…
Сейчас вызывает улыбку. А тогда я смотрела на нее и мысленно пожимала плечами: «Зачем я ее позвала? Мама старалась, чтоб все вкусно, все ко времени, горячее. И сюрприз хотела сделать – никто ведь не просил ее. И я хотела сделать добро, а почему-то обидно сейчас до слез»… Но теперь я понимаю, что, наверное, некоторые люди и не ставят целью обесценить что-то. У них это получается само собой. Иногда от недостатка воспитания, тактичности или попросту ума. В таких случаях их стоит просто пожалеть.
Но! Если вы видите, что кто-то намеренно игнорирует вас – вообще не замечает ваших достижений, молчит, когда вы чем-то делитесь, или старается перевести разговор на другую тему. Если кто-то завуалировано, но планомерно кусает вас: «Платье очень красивое, в нем даже не видно, как сильно ты поправилась», «Какой хороший ребеночек. Жаль, что глазик косит. Нет? Ну, я на всякий случай посоветую хорошего окулиста – не дай Бог пропустите». «Ты с мужем поссорилась? Не беда – помиритесь. Но не затягивай. Вокруг него вон, сколько молодых девок вьется». Или если кто-то прямым текстом пытается обесценить вас, как личность: «И это все, что ты заработала?» «Суп вкусный, но почему пол в кухне не протерт?» «И вот эти несколько страниц – это результат твоего труда?» «Да кому ты нужна с двумя детьми?» «Кто на тебя посмотрит-то после сорока?» «Да чего ты нюни распустила! У людей, знаешь, какое бывает!» - Все. Это сигнал. Этот человек пьет вашу жизненную силу, вашу энергию, причем, большими глотками.
Не пытайтесь переделать таких людей, ничего им не доказывайте, не обижайтесь и не ждите, что они изменят мнение о вас. От таких людей нужно просто уходить – даже, если это друзья или родственники. Ну, или сводить общение к минимуму – к нейтральным темам о погоде, ценам на сахар или новом клипе Тины Кароль. Не раскрывайте перед ними душу, не пытайтесь понравиться – это не просто бесполезно. Это опасно для жизни – вашей жизни.
Вернемся к началу статьи. Обесценивание – это способ избежать боли от ваших удач. А кому это может быть больно? Либо врагу. Либо человеку, которого не устраивает собственная жизнь, который сам в ней – неудачник. Потому что самодостаточного, успешного, развивающегося человека никогда не могут ранить чьи-то победы. Он или порадуется, похвалит, поддержит, или, в крайнем случае, пройдет мимо. Но никогда не станет жалить и причинять боль.
Задумайтесь над этим. А еще… постарайтесь никогда не обесценивать других…

Татьяна Лонская

31 2 ER 1.3915