Статистика ВК сообщества "Живой Кавказ - История, традиции, культура"

0+
Смотрим лучшее кино

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Жизнеописание Ликурга

VII. Итак Ликург придал государственному управлению смешанный характер, но преемники его, видя, что олигархия все еще чересчур сильна, что она, как говорил Платон (Комментарий: «Законы», III, 692а), надменна и склонна ко гневу, набрасывают на нее, словно узду, власть эфоров-блюстителей — приблизительно сто тридцать лет спустя после Ликурга, при царе Теопомпе. Первыми эфорами были Элат и его товарищи. Говорят, жена бранила Теопомпа за то, что он оставит детям царское могущество меньшим, нежели получил сам. «Напротив, большим, поскольку более продолжительным», — возразил царь. И верно, отказавшись от чрезмерной власти, спартанские цари вместе с тем избавились и от ненависти, и от зависти; им не пришлось испытать того, что мессенцы и аргивяне учинили со своими правителями, не пожелавшими поступиться ничем в пользу народа. Это делает особенно очевидными мудрость и прозорливость Ликурга для всякого, кто бы ни вспомнил о мессенцах и аргивянах, родичах и соседях спартанцев, — о раздорах между народами и царями, о скверном управлении. Поначалу они пользовались всеми теми же преимуществами, что и спартанцы, а земли им, кажется, досталось даже и побольше, но благоденствовали они недолго: бесчинства царей, а равно и своеволие народа привели в расстройство установившийся порядок вещей. Их пример показывает, что поистине счастливым даром богов был для спартанцев тот, кто так стройно сочетал и уравновесил различные силы в государстве. Но об этом — позже.

Источник: "Плутарх. Сравнительные жизнеописания в трех томах", том 1, Москва, Издательство Академии наук СССР, 1961. с. 58, 477.

#museum #историяроссии #казан #музей #большаяпрогулка #москва #деладавноминувшихдней #россия #память #любовь #сквозьвремя #санктпетербург #казань #стараяказань #история #архитектура #питер #russia #ретро #православие #старая #фото #вояж #1000лет #осень #татарстан #историяказани #историятатарстана #время #history

0 1 ER 0.0496
Не узнали? Это же Женя Огурцова из "Ранеток"!
Эх, где моя молодость

#moviestar #films #instavideo #videos #videoshoot #instamovies #movietime #filmisnotdead #movies #videooftheday #videogram #moviedate #movie #movieday #instatag #film #video #theatre #instagramanet #filme #videogameaddict #filmphotography #instavid #instafilm #instamovie #movienight #videostar #filming

1 0 ER 0.0413
Получил по заслугам 😏

#instagramanet #films #videogram #instavid #theatre #filmisnotdead #instavideo #moviestar #videooftheday #video #movieday #movienight #videostar #film #movie #videogameaddict #instamovies #filmphotography #movietime #moviedate #videoshoot #filming #instatag #filme #instamovie #movies #videos #instafilm

0 0 ER 0.0330
Обычай делать росписи интерьеров римляне переняли у греков. Нам известно, что известковый раствор наносился в семь слоев, в него добавляли песок и мраморную крошку, а также воду, молоко, толченый кирпич, пемзу, и даже солому. В качестве связующего вещества для красок широко использовался животный клей и яичный белок. После высыхания поверхность фрески покрывали растопленным воском.

Как можно видеть на дошедших до нас настенных росписях сюжеты фресок были самые разные – это и жанровые сценки, и мифологические сюжеты, и натюрморты, и пейзажные мотивы. Гармоничное сочетание цветов и изысканный колорит, простота композиции и изящество линий делают древние росписи шедеврами настенной живописи.

#Nuntius_Romanus
#Nuntius_Romanus_art
#Рим
#История_Рима

#историяказани #россия #любовь #время #казань #ретро #стараяказань #архитектура #старая #history #фото #москва #историяроссии #православие #russia #казан #1000лет #питер #museum #сквозьвремя #деладавноминувшихдней #история #вояж #татарстан #музей #память #большаяпрогулка #санктпетербург #историятатарстана #осень

0 0 ER 0.0331
Туризм куда древнее, чем некоторые считают. Греки имели к нему прямое отношение уже тогда, когда были греками древними. Они активно эксплуатировали желание римлян приобщиться к древности, и организовывали им экскурсии в заповедные места. С целью завлечения наивных туристов и в наши дни хитроумные зазывалы часто выдумывают самую дикую чушь, не имеющую никакого особого отношения к действительности; приходилось встречать агитатора, заманивающего публику в Крым с помощью утверждений, что этот-то полуостров и был как родиной Геракла, так и самого Ахилла (другой с той же целью там же локализовал местонахождение Вальгаллы).

Такой низкий приём знал и любил уже Диодор Сицилийский, писавший брошюры, сулившие туристам самые настоящие чудеса, например, возможность лицезреть живых всамделишных вакханок, активно поклоняющихся Дионису при помощи оргиастических практик. Он же сочинил список достопримечательностей (θεάματα) на которые стоит посмотреть. Позднее слово слегка видоизменилось, превратившись в θαύματα, «чудо».

Всего Чудес было семь — греки вообще любили это число, и отказывались увеличивать численность Чудес, предпочитая добавляя одни, убирать другие. Так же они поступали, например, со своими семью мудрецами, в число которых на постоянной основе входили только четверо, возглавляемые Фалесом. Впрочем, не всегда Чудес было семь — такого рода списки начинают появляться только ближе к первому веку н.э.

Самый же первый список, составленный Геродотом в V в., содержал всего три Чуда, и все они компактно помещались на острове Самос, родине многознающего Пифагора, также Аристарха, автора первой гелиоцентрической модели, а кроме того, многих иных выдающихся людей. Первым Чудом Геродот называет «сквозной тоннель в горе ... под [которым] по всей его длине они прокопали канал ... через который в город по трубам проведена вода из одного обильного источника», вторым — «дамбу в море», третьим — «величайший из известных нам храмов», посвящённый Гере. Эти сооружения так поразили «отца истории», что ради упоминания о них-то он, как сам признаётся, «и рассказал подробно о самосских делах».

Лишь четыре века спустя, ближе к I в., число Чудес увеличивается до классических семи, стараниями всё того же Диодора. Среди сооружений, «считающимися одним из семи чудес света», он называет пирамиды, а также «так называемые висячие сады, построенные не Семирамидой, но поздним сирийским царём». Основывается он, вероятно, на Антипатре Сидонском, который веком ранее писал следующее:

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознёсший до туч,
Всё остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.

Итак, Антипатр называет стены Вавилона, статую Зевса в Олимпии, висячие сады, Колосс, пирамиды, мавзолей в Галикарнасе и храм Артемиды Эфесской. Плиний Старший, современник Диодора, заменил стены на Фаросский маяк. В других списках маяк мог заменяться на Александрийскую библиотеку. Добавлялись и другие, менее известные строения. Однако пирамиды остались в списке навсегда и присутствуют даже в числе Чудес света современного мира.

Ещё позднее, в I в. н.э., Марциал включил в список амфитеатр Флавиев, он же Колизей в Риме, который стал вторым Чудом древности, до сих пор считающимся таковым. А в IV в. в составление списков включились ранние христиане; тогда Григорий Турский причислил к Чудесам не что-либо, а Ноев ковчег. Это было весьма характерно и многое говорило о наступающих временах; как можно увидеть, этот Григорий вообще не отличал реальность от мифологии, тогда как греки никогда бы не подумали включить в список Чудес что-то, что существовало только согласно сказаниям и легендам.

#history #1000лет #вояж #осень #архитектура #сквозьвремя #москва #санктпетербург #время #казан #фото #museum #музей #православие #татарстан #история #питер #любовь #казань #россия #russia #историяказани #стараяказань #историятатарстана #деладавноминувшихдней #историяроссии #ретро #большаяпрогулка #память #старая

0 0 ER 0.0249
Лишь полтора-два века назад человечество сумело, наконец, сказать, что более нет таких технологий, в которых оно бы не превзошло классическую древность; с тех пор наш отрыв от древних приобрёл экспоненциальный рост. Всё это позволило некоторым с необыкновенной чванливостью относиться к ушедшим временам, воображая, что обитают в век, во всём их превосходящий. Это, однако, вовсе не обязательно так. Совсем напротив: в том, что касается культурных концепций, мы только начинаем догонять наших великих предков.

В наши дни с большим трудом популяризируются воззрения, бывшие для греков классического периода естественными, как воздух. Этот Периклов век в Афинах не зря называют «греческой эпохой Просвещения»: тогда усилиями софистов, которых кое-кто именует ранними скептиками, тоже широко распространилась мода подвергать сомнению устоявшиеся консервативные ценности. Софисты объявили, что не уверены в существовании богов и посмертия, а некоторые из них вовсе отрицали всё это; они также полагали иерархии лишь социальным конструктом, человеческой выдумкой, считая, что нет принципиальной разницы между греком и варваром, господином и рабом, мужчиной и женщиной.

Кроме того, в те времена ещё и было установлено единство происхождения живых организмов; это заметил Аристотель, а Эмпедокл полагал, что развитие происходило путём выживания наиболее приспособленных; речь тут идёт, ни много, ни мало, о прототипе теории естественного отбора. И в наши дни широкие массы готовы согласиться далеко не со всеми этими воззрениями.

Злободневные идеи той эпохи можно также узнать, изучая творчество современников. У Платона и Аристофана, например, заметен интерес к тому, что сейчас назвали бы коммунизмом; в сочинениях этих авторов встречаются общества, не знающие частной собственности. В то же время Платон и Ксенофонт поклонники евгеники: они желают устройства общества по принципам человеческого питомника. Как видим, ничего передового или, как сейчас говорят, «прогрессивного» в этих идеях нет, а те, кто считает иначе, попросту люди, которых Карл Юнг в похожей ситуации называл «лишёнными классического образования».

Другим явлением, которое куда древнее, чем кажется, оказывается феминизм, или идея равноправия полов. Оказывается, к ней обращались уже комедиограф Аристофан и драматург Еврипид, при том, что между собой они были непримиримыми противниками. Аристофан, известный за свою злобную сатиру, поначалу использовал её для нападок на всё новое и необычное, являясь ревностным защитником старых, традиционных порядков, и высмеивал Еврипида за его симпатию в отношении женских свобод.

Однако со временем, как отмечает профессор истории Роберт Виппер, и сам Аристофан начал симпатизировать новым ценностям, и в конце концов стал их даже большим сторонником, чем его противник, автор знаменитых «Медеи» и «Вакханок». Некоторые, впрочем, никакой метаморфозы в Аристофане не замечают, и полагают, что он попросту продолжил созидать острую сатиру на злободневные явления; Виппер, однако, с этим мнением не соглашается.

Теперь уже Аристофан начал поносить Еврипида за недостаточный радикализм; этот «бешеный» обрушился на «умеренного» с его, на взгляд Аристофана, неправильное, недостаточное внимание к идеям феминизма, который у Еврипида во многом был унаследован от орфизма, и потому драматург видел женщин чувственными созданиями, страдающими от того, что природа переборщила, наделяя их страстями. Таким образом, он сочувствовал женщинам из-за того, что полагал их в некотором роде ущербными, слабыми. Подобным же образом считал позднее также Аристотель, однако эта точка зрения оказалась крайне не по вкусу Аристофану.

Он утверждал, что женщины вполне рациональны, разумны никак не менее мужчин. Аристофан, таким образом, не потому выступал против Еврипида, что, как пишет Виппер, «хотел бы вернуть женщину к старому прозаическому и подчинённому положению на кухне и в детской», но «потому что ценит в ней тонкий и благородный ум, глубокий здравый смысл, чутьё правды, — качества, которые по большей части потеряли мужчины, ушедшие с головой в дикую борьбу за существование». Перед нами, таким образом, схватка двух видов апологетики женского рода, его человеческих прав.

В «Лисистрате» и «Законодательницах» Аристофана можно увидеть ужасающие последствия общегреческой войны. Из-за гибели лучших тогда происходил отрицательный отбор, выживали лишь те, кто так или иначе избежал участия в борьбе полисов. Массы женщин, за которых раньше всё решали мужчины, теперь столкнулись с общественной жизнью; «им пришлось выступить в момент тяжелого общественного кризиса, среди разорения и упадка энергии, когда часть мужской интеллигенции была захвачена разочарованием и ударилась в апатию, сонный аскетизм и тихое бродяжничество».

Можно вспомнить, что нечто подобное происходило, например, в СССР, где массовые чистки привели к тому, что продолжить свой род смогли лишь те, кто мыслил в духе «лучше не высовываться» и «надо быть, как все»; семья тогда оказалась взвалена на плечи женщины, где во многом пребывает и поныне. Похоже это также и на то, что пережила Европа в целом после двух идущих подряд мировых войн; гибель множества мужчин на полях сражений помогла нанести сильнейший удар по сексизму и эйджизму.

Тему эмансипации затрагивает и Платон, однако у него это только дань популярной тогдашней моде, отсылка к ней. В его «Государстве» женщины тренируются наравне с мужчинами и при наличии способностей тоже могут стать «стражами» — воинами и философами. Однако, согласно Платону, женщины всё же будут уступать мужчинам во всём, а у низшего сословия принцип kinder küche kirche он и вовсе предлагает оставить без изменений, ведь их назначение только в том и состоит, чтобы обслуживать вышестоящих, и пока они справляются, их быт и нравы Платону вообще неинтересны; тут невольно вспоминаются пролы у Оруэлла, пользующиеся куда большей свободой, чем «средние», члены внутренней партии, и при этом целиком предоставленные самим себе.

Настоящего уважения к женщинам Платон не питает, а в поздних «Законах» и вовсе, подобно Гесиоду, обвиняет их в неискренности и вороватости. Тут ещё уместно вспомнить Спарту, о быте которой мы во многом знаем исключительно из сочинений афинян всё того же времени, в первую очередь от опять же Платона, который, однако, никогда не посещал этого города; как пишет Виппер, «в этих сочинениях мы знакомимся не столько с различными описаниями лаконских порядков, сколько с чаяниями и программами, бродившими в публицистике эпохи упадка Греции. Литераторы смело переносят теории наилучшего общественного строя и проекты реформ в виде идеальных картин на глубокую древность». Но даже если ими и было многое выдумано, все-таки тот факт, что они приписали Спарте, которую так превозносили, необычайное равноправие полов, говорит о многом.

Во время Платона уже начался интеллектуальный спад, которому поспособствовало жестокое поражение Афин в Пелопоннесской войне. Оно привело к тому, что многие из идей, которые высказывались в то время, и были, казалось, в полушаге от реализации, оказались забыты на долгие тысячелетия.

#москва #православие #историяказани #история #1000лет #память #деладавноминувшихдней #татарстан #russia #фото #время #ретро #сквозьвремя #казан #вояж #питер #museum #любовь #архитектура #историятатарстана #осень #санктпетербург #историяроссии #старая #стараяказань #большаяпрогулка #россия #музей #history #казань

0 0 ER 0.0249
Эрос в повозке, запряженной козами
Терракота. Эолия. ~ 50 г. до н.э.
#Eros

#историяроссии #казань #деладавноминувшихдней #память #москва #museum #старая #любовь #татарстан #1000лет #ретро #вояж #история #russia #архитектура #фото #санктпетербург #историятатарстана #стараяказань #осень #большаяпрогулка #православие #питер #history #музей #россия #историяказани #время #казан #сквозьвремя

0 0 ER 0.0248
#sphinx
Сфинга. 3 век до н.э

#православие #стараяказань #историятатарстана #питер #москва #татарстан #санктпетербург #россия #1000лет #любовь #архитектура #память #казань #осень #история #казан #фото #russia #museum #старая #время #историяказани #ретро #деладавноминувшихдней #большаяпрогулка #историяроссии #history #сквозьвремя #вояж #музей

0 0 ER 0.0248
Итак, подошёл к концу наш опрос, касающийся Чудес Света. Напоминаем, что вопрос состоял в том, что самым первым было причислено к Чудесам. Пришла пора вам узнать, что первым был...

САМОССКИЙ АКВЕДУК
Как оказалось, только 7% людей (25 чел.) умеют гугл... знали правильный ответ: это ничто иное, как сложные инженерные структуры на Самосе, которые использовались в качестве водопровода. Именно их Геродот первыми счёт достойными именоваться Чудом.

ХРАМ ГЕРЫ НА САМОСЕ
Лишь 3% (11 чел.) выбрали храм Геры на Самосе, а ведь именно этот храм Геродот называет сразу после акведука.

ПИРАМИДЫ
27% (95 чел.) сочли, что первыми были пирамиды в Египте. Всё-таки они были во многих смыслах первыми. Кроме того, греки питали ко всему египетскому большое уважение. Однако в список Чудес пирамиды попали только четыре века спустя после акведука на Самосе.

СТЕНЫ ВАВИЛОНА
Ещё 4% (13 чел.) сочли, что речь может идти только о стенах Вавилона. Это самый логичный вариант, если учитывать, что греки уважали Вавилон никак не менее Египта.

ХРАМ АРТЕМИДЫ
8% (27 чел.) облюбовали храм Артемиды Эфесской. Надо сказать, он этого более, чем достоин, ибо мало что могло сравниться с ним по величию.

СТАТУЯ ЗЕВСА
16% (55 чел.) отдали свой голос статуе Зевса в Олимпии. Среднее число голосов за кандидата, который и по времени был сооружён тоже где-то между остальными.

КОЛОСС
19% (66 чел.) первым полагают Колосс Родосский, видимо, исключительно в силу того, что он для них на слуху. В действительности Колосс наименее вероятный кандидат для любого, кто знаком хотя бы примерно с датой появления Чудес, поскольку эта статуя Гелиоса появилась только в III веке.

ВИСЯЧИЕ САДЫ
12% (43 чел.) выбрали сады Вавилона, они же Висячие сады Семирамиды. На самом деле в список Чудес они попадают весьма поздно.

КОЛИЗЕЙ
Наконец, 2% (7 чел.) выбрал Колизей, который стал Чудом только во времена Марциала, да и появился куда позднее остальных. Зато он и сейчас входит в список Чудес. А это ещё только пирамидам удалось. В общем, это издевательский вариант, который присутствовал, чтобы определять самых глупых.

Всем спасибо за участие! Такие опросы прекрасно показывают, почему всеобщее избирательное право следует упразднить. Позднее выйдет пост, посвящённый Чудесам подробнее. Оставайтесь с нами.

#polls@hellenistics

#старая #татарстан #историятатарстана #казань #православие #стараяказань #время #большаяпрогулка #память #санктпетербург #сквозьвремя #архитектура #россия #history #история #museum #москва #историяроссии #вояж #музей #питер #любовь #russia #осень #деладавноминувшихдней #1000лет #фото #историяказани #ретро #казан

3 0 ER 0.0498
Ложная скромность древним была совершенно чужда. Как пишет А.И. Зайцев, «греки (как и римляне) не считали непозволительным открыто демонстрировать свои заслуги или какие-то другие преимущества (вплоть до красоты), говорить о них во всеуслышание ... Самопрославление мы встречаем у ряда греческих поэтов, в том числе и у писавших по заказу ... [а значит], такого рода заявления не встречали серьезного неодобрения».

Более того, древние даже считали в некотором роде предосудительным стесняться своих достоинств и не выпячивать их, будучи не в силах понять, как и зачем кто-нибудь стал бы скрывать то, что есть в нём выдающегося, и какой вообще смысл в том, чтобы выгодно отличаться, если об этом никто не узнает. Такое поведение даже в некотором роде было неуважением к богам, или хюбрисом: ведь именно боги так высоко одаривают индивид, и не бежать всем рассказывать о подарке высших существ — означало оскорбить их.

Впрочем, разумеется, греки прекрасно осознавали, что существует граница между самопрославлением и пустым бахвальством, и последнее глубоко осуждали. Это было другой крайностью, которую древние также избегали в полном соответствии со столь уважаемым ими принципом «золотой середины», или софросине (σωφροσύνη). Однако важно понимать, что то, что в наши дни бы сочли самым бесстыдным хвастовством, в древности считалось бы ещё вполне допустимым и даже глубоко желательным поведением.

Эта особенность древних сильнейшим образом контрастировала с нормой поведения, которая утвердилась в мире позднее благодаря христианам, глубоко ценивших такое качество как смирение. Б. Рассел сообщает, что нравственный грек «весьма отличается от христианского святого ... Он должен обладать подлинной гордостью и не принижать своих достоинств». Это, по Расселу, «показывает разницу между языческой и христианской этикой и раскрывает тот смысл, в каком оправдан взгляд Ницше на христианство как на рабскую мораль».

Для христианина достаточно было просто самому осознавать, что обладаешь неким высоким качеством, соответствуешь идеалу, но древние подобным довольствоваться никак не могли. Для античного общества, как пишет Зайцев, была характерна ориентация «на одобрение и порицание, а не на соответствие или несоответствие поступка внутренней системе ценностей».

Наличие добродетели, или арете (ἀρετή), определялось оценкой окружающих, а не жёстко прописанным сводом законов, например, религиозного толка. «В Древней Греции», продолжает А.И., «прежде всего архаическую и классическую эпохи, оценка коллектива, к которому принадлежал человек (и более узкого и более широкого), была важнейшим регулятором поведения индивида во всех его конкретных проявлениях». Итогом высокого мнения со стороны коллектива становилась неувядающая слава (κλέος), имевшая для греков невероятную, наивысшую ценность. Погоня за ней греков заставляла соревноваться между собой; ещё и поэтому они были склонны во всю глотку кричать о своих успехах.

«Древнегреческое общество», пишет Зайцев, «принадлежало, во всяком случае от гомеровской до классической эпохи, к категории так называемых компетитивных обществ, в которых важное значение имела установка индивида на то, чтобы превзойти окружающих в достижении своих жизненных целей»; «стремление к αρετή носит отчетливо соревновательный характер, и положение человека определялось в гомеровском обществе не просто соответствием его поведения представлениям об αρετή, но систематически оценивалось в сравнении с аналогичными усилиями и достижениями тех, кто сравним с ним по общественному положению».

И напротив, древние не стеснялись также говорить всё, что думают, о тех, кто не соответствовал высоким требованиям общества. «Естественной оборотной стороной внимания к собственной репутации и стремления к славе является характерная для греков всех эпох склонность к публичному поношению врагов и соперников», продолжает Зайцев, «очернение противника (διαβολή) входило в набор приемов греческой риторики ... [древние] не стеснялись высмеивать потерпевшего поражение или неудачу». Рассел также пишет, что грек, по Аристотелю, «должен презирать всякого, кто заслуживает презрения».

Если греки полагали, что добродетельная жизнь подразумевает активное участие, то начиная с христианских времён, по Расселу, она «заключается скорее в избежании греха, чем в чем-либо положительном». Стремление, таким образом исчезло; всё замерло, словно скованное льдом, и именно такое положение дел стало считаться наиболее приемлемым. Подобное положение дел издревле наблюдалось в других уголках мира; Европа же в этот миг просто перестала отличаться и стала как все на многие века.

Однако в наши дни медленно, но верно происходит возврат к античному идеалу, к нормальному положению дел. Снова становится модным активно, даже дерзко похваляться своими достижениями. Стремление обрести κλέος снова интересует людей. Подобно тому, как Зайцев перечисляет примеры, как греки стремились утвердиться в памяти потомков, делает это и Дейл Карнеги в своей знаменитой книге; однако Карнеги не может привести примеров раньше XIX-XX века. Только тогда болезнь начала постепенно проходить; никак не раньше.

#казан #время #православие #сквозьвремя #история #фото #музей #ретро #museum #историяказани #деладавноминувшихдней #вояж #1000лет #москва #старая #татарстан #историяроссии #питер #большаяпрогулка #историятатарстана #стараяказань #russia #осень #любовь #россия #казань #архитектура #history #санктпетербург #память

1 0 ER 0.0249