LEE FRIEDLANDER / maria
Интимный портрет жены на протяжении 60 лет брака.
Количество постов 17 031
Частота постов 3 часа 49 минут
ER
11.42
81.10%
18.90%
52.09%
47.91%
24.26% подписчиков от 21 до 24
86.16%
4.83%
1.70%
1.09%
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
GASPAR NOE / Unemployed Magazine
'La tomatina'
Helena Tejedor - Fashion Editor/Stylist
'La tomatina'
Helena Tejedor - Fashion Editor/Stylist
Культовые аниме режиссеры. Сатоси Кон
— японский режиссёр анимации. Работал в студии Madhouse.
C юности Кон увлекался мангой и аниме, в частности франшизой Mobile Suit Gundam, а также западными комиксами Алана Мура и Фрэнка Миллера. Это, а также пример старшего брата, сподвигло его заняться рисованием самому.
В 1990 году в публикацию вышла его первая профессиональная работа под названием «Возвращение в море». Сатоси Кон учился в Musashino College of the Arts на художника, после чего совместно с Кацухиро Отомо работал над мангой World Apartment Horror, а в 1991 году снял по сценарию Отомо аниме Roujin Z.
Сатоси Кон больше всего известен своими полнометражными анимационными фильмами. Первые два фильма, Perfect Blue (1998) и Millennium Actress (2001), повествуют о карьере актрисы — в первом случае тяжелой карьере, а во втором счастливой. Фильм Tokyo Godfathers (2003) представляет собой рождественскую притчу, главными героями которой являются японские бездомные и беспризорный младенец. Фантастический фильм Paprika (2006) рассказывает об устройстве, позволяющем контролировать сны людей. Для фильмов Сатоси Кона характерен гиперреализм графики, психологичность сюжета и смешение иллюзии с реальностью.
Скончался в Токио в возрасте 46 лет от рака поджелудочной железы. Перед смертью работал над новым полнометражным аниме с рабочим названием Dreaming Machine.
— японский режиссёр анимации. Работал в студии Madhouse.
C юности Кон увлекался мангой и аниме, в частности франшизой Mobile Suit Gundam, а также западными комиксами Алана Мура и Фрэнка Миллера. Это, а также пример старшего брата, сподвигло его заняться рисованием самому.
В 1990 году в публикацию вышла его первая профессиональная работа под названием «Возвращение в море». Сатоси Кон учился в Musashino College of the Arts на художника, после чего совместно с Кацухиро Отомо работал над мангой World Apartment Horror, а в 1991 году снял по сценарию Отомо аниме Roujin Z.
Сатоси Кон больше всего известен своими полнометражными анимационными фильмами. Первые два фильма, Perfect Blue (1998) и Millennium Actress (2001), повествуют о карьере актрисы — в первом случае тяжелой карьере, а во втором счастливой. Фильм Tokyo Godfathers (2003) представляет собой рождественскую притчу, главными героями которой являются японские бездомные и беспризорный младенец. Фантастический фильм Paprika (2006) рассказывает об устройстве, позволяющем контролировать сны людей. Для фильмов Сатоси Кона характерен гиперреализм графики, психологичность сюжета и смешение иллюзии с реальностью.
Скончался в Токио в возрасте 46 лет от рака поджелудочной железы. Перед смертью работал над новым полнометражным аниме с рабочим названием Dreaming Machine.
15 фильмов для знакомства с "новым французским экстримом"
Порно, насилие, каннибализм: это новый французский экстрим, самое дикое течение в мировом кино
Действительно, фильмы, которые принято рассматривать в рамках «нового французского экстрима», могут оказаться неприятным сюрпризом для тех, кто привык воспринимать кинематограф Франции в цветах Прованса, с жандармами из Сен-Тропе, невезучими папашами, уколами зонтиком, порхающей по Монмартру Амели, круассанами с кофе по утрам, летними каникулами и прочей сценографией рекламных роликов пива Stella Artois. Тем не менее определяющими темами французского кино последних 20 лет внезапно стали порнореализм, насилие и ощущение социального апокалипсиса.
⠀
1. Один против всех / Seul contre tous (Gaspar Noé, 1998)
2. Мученицы / Martyrs (Pascal Laugier, 2008)
3. Человечность / Humanité (Bruno Dumont, 1999)
4. Необратимость / Irreversible (Gaspar Noé, 2002)
5. Демон-любовник / Demonlover (Olivier Assayas, 2002)
6. Месть нерождённому / À l’intérieur (Alexandre Bustillo and Julien Maury, 2007)
7. Что ни день, то неприятности / Trouble Every Day (Claire Denis, 2001)
8. В моей коже / Dans ma peau (Marina de Van, 2002)
9. Интим / Intimacy (Patrice Chéreau, 2001)
10. Трахни меня / Baise-moi (Virginie Despentes and Coralie Trinh Thi, 2000)
11. Моя мать / Ma mère (Christophe Honoré, 2004)
12. Мучение / Calvaire (Fabrice Du Welz, 2004)
13. Граница / Frontier(s) (Xavier Gens, 2007)
14. Криминальные любовники / Les amants criminels (François Ozon, 1999)
15. Шайтан / Sheitan (Kim Chapiron, 2006)
Порно, насилие, каннибализм: это новый французский экстрим, самое дикое течение в мировом кино
Действительно, фильмы, которые принято рассматривать в рамках «нового французского экстрима», могут оказаться неприятным сюрпризом для тех, кто привык воспринимать кинематограф Франции в цветах Прованса, с жандармами из Сен-Тропе, невезучими папашами, уколами зонтиком, порхающей по Монмартру Амели, круассанами с кофе по утрам, летними каникулами и прочей сценографией рекламных роликов пива Stella Artois. Тем не менее определяющими темами французского кино последних 20 лет внезапно стали порнореализм, насилие и ощущение социального апокалипсиса.
⠀
1. Один против всех / Seul contre tous (Gaspar Noé, 1998)
2. Мученицы / Martyrs (Pascal Laugier, 2008)
3. Человечность / Humanité (Bruno Dumont, 1999)
4. Необратимость / Irreversible (Gaspar Noé, 2002)
5. Демон-любовник / Demonlover (Olivier Assayas, 2002)
6. Месть нерождённому / À l’intérieur (Alexandre Bustillo and Julien Maury, 2007)
7. Что ни день, то неприятности / Trouble Every Day (Claire Denis, 2001)
8. В моей коже / Dans ma peau (Marina de Van, 2002)
9. Интим / Intimacy (Patrice Chéreau, 2001)
10. Трахни меня / Baise-moi (Virginie Despentes and Coralie Trinh Thi, 2000)
11. Моя мать / Ma mère (Christophe Honoré, 2004)
12. Мучение / Calvaire (Fabrice Du Welz, 2004)
13. Граница / Frontier(s) (Xavier Gens, 2007)
14. Криминальные любовники / Les amants criminels (François Ozon, 1999)
15. Шайтан / Sheitan (Kim Chapiron, 2006)