В Сольвычегодский историко-художественный музей после реставрации в мастерской темперной живописи возвращена икона «Богоматерь Елеуса Милостивая» (148 см х 107 см х 3 см), датируемая концом XVII века.
Реставрируемая икона происходит из церкви Спаса Нерукотворного Образа в Сольвычегодске и была исполнена на средства купца. С конца XVII века под влиянием западной традиции иконописцы начинают оставлять на иконах авторские надписи, которые сообщают имя мастера и обстоятельства создания произведения. Реставрируемая икона также является подписной и одной из немногих сохранившихся икон авторства Рименского Петра Иванова. Мастер работал как кормовой (приглашенный) иконописец в Оружейной палате наравне с царскими изографами, главными придворными иконописцами. Икона относится к иконографическому типу Одигитрия, к ее особому варианту Богоматерь Иверская, о чем свидетельствует надпись с названием под верхним полем иконы.
Одной из основных сложностей в работе с иконой стало раскрытие авторского красочного слоя от потемневших неравномерных плотных покровных слоев, а также записи и прописи на полях. Раскрытие живописи проводилось под микроскопным контролем участками (орнаменты одежд, надписи, подписи в картушах, орнаментированные нимбы, мафорий Богоматери, ассист одежд младенца – все выполнено с использованием сусального и твореного золота, серебра, «двойника»). В том числе раскрытие включало в себя работу на фоне и полях, в пигментный состав которых входили соли меди (зеленые и голубые оттенки). На обороте иконы было проведено укрепление мест вздутий, практически сплошных отставаний слоя грунта и растительных волокон от основы.
Художник-реставратор - Вера Анатольевна Савкина.
Количество постов 1 045
Частота постов 57 часов 34 минуты
ER
88.98
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Сегодня, 1 июля, в России отмечают день реставратора. Поздравляем коллег с праздником, посвященным одной из самых удивительных и загадочных профессий! Желаем всем вам крепкого здоровья, благополучия, творческих успехов и тех предметов искусства, что попадают в самое сердце и делают вас счастливыми каждый рабочий день!
Сегодня мы хотим поздравить с 80-летним юбилеем заслуженного реставратора Надежду Сергеевну Кошкину.
Уже больше полувека Надежда Сергеевна работает в Центре Грабаря, а с 1986 года под ее руководством в мастерской реставрации масляной живописи ежегодно обретают вторую жизнь сотни произведений. За долгие годы работы Надежда Сергеевна помогла в восстановлении сотен памятников из музейных собраний России и зарубежья.
Мы рады поздравить Надежду Сергеевну и хотим пожелать ей творческих успехов и гармонии в работе! Бесконечно ценим и любим!
Уже больше полувека Надежда Сергеевна работает в Центре Грабаря, а с 1986 года под ее руководством в мастерской реставрации масляной живописи ежегодно обретают вторую жизнь сотни произведений. За долгие годы работы Надежда Сергеевна помогла в восстановлении сотен памятников из музейных собраний России и зарубежья.
Мы рады поздравить Надежду Сергеевну и хотим пожелать ей творческих успехов и гармонии в работе! Бесконечно ценим и любим!
Продолжаем делиться кадрами реставрационных процессов
На видео - удаление старого деструктированного лакового слоя у резного стула (вторая половина XIX в.) из коллекции Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
На видео - удаление старого деструктированного лакового слоя у резного стула (вторая половина XIX в.) из коллекции Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
Уникальный экспонат поступил в мастерскую реставрации кожи и археологического текстиля — погребальные сандалии преподобного Сергия Радонежского XIV века. ⠀
⠀
Преподобный Сергий был погребён в этих сандалях. Спустя 30 лет после его кончины, в 1422 году состоялось обретение мощей. ⠀
⠀
Сандалии ранее не реставрировались, однако кожа хорошо сохранилась. На реставрационном совете совместно с музеем Московской духовной академии «Церковно-Археологический кабинет» было принято решение не устранять деформацию обуви, поскольку предмет имеет не только историческую, но и сакральную ценность, и требуется сохранение его внешнего вида. ⠀
⠀
Перед художниками-реставраторами — заведующей мастерской Наталией Павловной Синицыной и Анастасией Юрьевной Утехиной стоит задача пластифицировать кожу и приостановить процессы разрушения и деформации памятника. ⠀
⠀
На данный момент проведена механическая очистка сандалий сухой кистью, и сейчас они находятся в увлажняющей камере для дальнейшей работы.
⠀
Преподобный Сергий был погребён в этих сандалях. Спустя 30 лет после его кончины, в 1422 году состоялось обретение мощей. ⠀
⠀
Сандалии ранее не реставрировались, однако кожа хорошо сохранилась. На реставрационном совете совместно с музеем Московской духовной академии «Церковно-Археологический кабинет» было принято решение не устранять деформацию обуви, поскольку предмет имеет не только историческую, но и сакральную ценность, и требуется сохранение его внешнего вида. ⠀
⠀
Перед художниками-реставраторами — заведующей мастерской Наталией Павловной Синицыной и Анастасией Юрьевной Утехиной стоит задача пластифицировать кожу и приостановить процессы разрушения и деформации памятника. ⠀
⠀
На данный момент проведена механическая очистка сандалий сухой кистью, и сейчас они находятся в увлажняющей камере для дальнейшей работы.
С днём рождения, дорогой Центр! Сегодня мы отмечаем 104 года с момента основания.
За свою более чем столетнюю историю в наших мастерских были восстановлены тысячи произведений из музейных собраний по всей России и зарубежья.
В стенах мастерских выросло не одно поколение и не одна династия специалистов. Для многих дело сохранения произведений искусства стало объединяющим и семейным, а Центр вторым домом.
Каждый год мы с любопытством совершаем научные открытия и разрабатываем новые методики, которые помогут будущим поколениям специалистов.
Мы всегда помним о том, что нам есть куда стремиться и, стоя на пороге новой юбилейной даты, не боимся трудностей.
За свою более чем столетнюю историю в наших мастерских были восстановлены тысячи произведений из музейных собраний по всей России и зарубежья.
В стенах мастерских выросло не одно поколение и не одна династия специалистов. Для многих дело сохранения произведений искусства стало объединяющим и семейным, а Центр вторым домом.
Каждый год мы с любопытством совершаем научные открытия и разрабатываем новые методики, которые помогут будущим поколениям специалистов.
Мы всегда помним о том, что нам есть куда стремиться и, стоя на пороге новой юбилейной даты, не боимся трудностей.
В Костромском филиале Реставрационного Центра имени Грабаря продолжается реставрация интересного экспоната — иконы, написанной неизвестным иконописцем в XVIII веке, служившей дьяконской дверью. Предмет поступил из собрания [club52761023|Костромского музея-заповедника] , куда был привезён в 1968 году из Ризположенской церкви села Озерки Чухломского района Костромской области.⠀
⠀
Ручка двери расположена в левой части с оборота, поэтому предположительно экспонат является левой, так называемой «пономарской» дверью. ⠀
⠀
На реставрацию памятник поступил без названия, с многочисленными вертикальными вздутиями под профилактической заклейкой, был загрязнён так, что изображение не просматривалось. После укрепления, удаления загрязнений и профилактической заклейки, а также раскрытия из-под олифы части живописи стало просматриваться изображение Архидиакона Стефана.⠀
⠀
Святой первомученик Стефан — самый первый христианский мученик за веру, принявший традиционную иудейскую казнь - побиение камнями (Деян. VII, 58-60), и как "муж, исполненный веры и Духа Святого" (Деян. VI, 5), который был избран главным среди семи первых диаконов, поставленных апостолами для служения.⠀
⠀
После полного раскрытия иконы из-под олифы и записей художник-реставратор Наталья Дмитриевна Балыбердина завершит работу подведением левкаса в места утрат, а также нанесением реставрационных тонировок и покрытием лаком. Таким образом, иконе будет возвращён её первоначальный вид.⠀
⠀
Ручка двери расположена в левой части с оборота, поэтому предположительно экспонат является левой, так называемой «пономарской» дверью. ⠀
⠀
На реставрацию памятник поступил без названия, с многочисленными вертикальными вздутиями под профилактической заклейкой, был загрязнён так, что изображение не просматривалось. После укрепления, удаления загрязнений и профилактической заклейки, а также раскрытия из-под олифы части живописи стало просматриваться изображение Архидиакона Стефана.⠀
⠀
Святой первомученик Стефан — самый первый христианский мученик за веру, принявший традиционную иудейскую казнь - побиение камнями (Деян. VII, 58-60), и как "муж, исполненный веры и Духа Святого" (Деян. VI, 5), который был избран главным среди семи первых диаконов, поставленных апостолами для служения.⠀
⠀
После полного раскрытия иконы из-под олифы и записей художник-реставратор Наталья Дмитриевна Балыбердина завершит работу подведением левкаса в места утрат, а также нанесением реставрационных тонировок и покрытием лаком. Таким образом, иконе будет возвращён её первоначальный вид.⠀
Сегодня мы расскажем о реставрации шитых деталей драгоценных окладов русской иконы с изображением образа Богоматери.
Традицию украшения иконы Древняя Русь переняла из Византии. Уже в XI–XII веках русские иконы имели оклады из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Форма и назначение каждой детали оклада неразрывно связаны с живописным образом.
Оклады из драгоценных металлов на иконы с изображением образа Богоматери часто дополнялись шитыми деталями- очельем (убрусом), цатой, ожерельицем - украшенными орнаментальным шитьем, выполненным с использованием жемчуга, перламутра, бисера и стеклянных бусин, а также драгоценных и полудрагоценных камней в золоченых кастах.
Сразу несколько ярких образцов шитого иконного убора, отражающие разнообразие декора и многообразие техник шитья находятся на реставрации в мастерской реставрации тканей Центра Грабаря.
Шитое очелье кон. XVIII-нач. XIX веков (художник-реставратор В.С. Букреева) поступило из [club34609926|Сольвычегодского историко-художественного музея] . Особенностью произведения является фон, полностью вышитый золотными нитями «в прикреп». Очелье украшено жемчужным шитьем, разноцветными стеклянными бусинами и металлическими позолоченными плашками с граненными стеклянными вставками.
В настоящее время в нескольких мастерских Центра Грабаря ведется реставрации иконы «Богоматерь Смоленская» и ее драгоценного убранства первой половины XVII века из собрания [club5281156|Пермской Художественной Галереи] . Убрус выполнен из шелковой ткани, фон расшит позолоченными металлическими блестками (пайетками) и украшен крупным растительным орнаментом шитым жемчугом и драгоценными камнями в кастах (художник-реставратор А.Г. Лобанова).
Очелье, как и убрус, полностью покрывает чело Богоматери и сохраняет традиционные элементы богородичной иконографии – одну из звезд приснодевства, изображенную на мафории.
Цата матерчатая XVIII века (?) – нагрудное украшение образа Богоматери, расшитая натуральным речным и искусственным жемчугом, цветными стеклами в кастах и декорированная шелковыми лентами (художник-реставратор Е.Н. Заварина) поступила в Центр Грабаря из [club2492129|Музея-заповедника "Зарайский кремль"] .
Фрагмент прорезного оклада с большемерной несохранившейся иконы «Богоматерь с Младенцем» XVIII века, поступивший из коллекции «Музеи города Юрьевца» (художник-реставратор Ю.Ю. Демидова) — выполнен в уникальной технике шитья по пергамену «катаным» перламутром по настилу, что достаточно редко встречается в образцах шитых окладов, хранящихся в музейных коллекциях страны.
Художниками-реставраторами была проделана кропотливая работа по возвращению памятникам экспозиционного вида. Помимо удаления общих поверхностных загрязнений, пятен и окислов металлов, на каждом драгоценном уборе проведено укрепление ослабленных нитей шитья, осыпающихся элементов декора и подведение реставрационных тканей в места многочисленных утрат фона и тканевой основы. По согласованию с музеями выполнено восполнение утрат орнаментального шитья материалами из вспомогательного фонда, идентичными подлинным.
Традицию украшения иконы Древняя Русь переняла из Византии. Уже в XI–XII веках русские иконы имели оклады из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Форма и назначение каждой детали оклада неразрывно связаны с живописным образом.
Оклады из драгоценных металлов на иконы с изображением образа Богоматери часто дополнялись шитыми деталями- очельем (убрусом), цатой, ожерельицем - украшенными орнаментальным шитьем, выполненным с использованием жемчуга, перламутра, бисера и стеклянных бусин, а также драгоценных и полудрагоценных камней в золоченых кастах.
Сразу несколько ярких образцов шитого иконного убора, отражающие разнообразие декора и многообразие техник шитья находятся на реставрации в мастерской реставрации тканей Центра Грабаря.
Шитое очелье кон. XVIII-нач. XIX веков (художник-реставратор В.С. Букреева) поступило из [club34609926|Сольвычегодского историко-художественного музея] . Особенностью произведения является фон, полностью вышитый золотными нитями «в прикреп». Очелье украшено жемчужным шитьем, разноцветными стеклянными бусинами и металлическими позолоченными плашками с граненными стеклянными вставками.
В настоящее время в нескольких мастерских Центра Грабаря ведется реставрации иконы «Богоматерь Смоленская» и ее драгоценного убранства первой половины XVII века из собрания [club5281156|Пермской Художественной Галереи] . Убрус выполнен из шелковой ткани, фон расшит позолоченными металлическими блестками (пайетками) и украшен крупным растительным орнаментом шитым жемчугом и драгоценными камнями в кастах (художник-реставратор А.Г. Лобанова).
Очелье, как и убрус, полностью покрывает чело Богоматери и сохраняет традиционные элементы богородичной иконографии – одну из звезд приснодевства, изображенную на мафории.
Цата матерчатая XVIII века (?) – нагрудное украшение образа Богоматери, расшитая натуральным речным и искусственным жемчугом, цветными стеклами в кастах и декорированная шелковыми лентами (художник-реставратор Е.Н. Заварина) поступила в Центр Грабаря из [club2492129|Музея-заповедника "Зарайский кремль"] .
Фрагмент прорезного оклада с большемерной несохранившейся иконы «Богоматерь с Младенцем» XVIII века, поступивший из коллекции «Музеи города Юрьевца» (художник-реставратор Ю.Ю. Демидова) — выполнен в уникальной технике шитья по пергамену «катаным» перламутром по настилу, что достаточно редко встречается в образцах шитых окладов, хранящихся в музейных коллекциях страны.
Художниками-реставраторами была проделана кропотливая работа по возвращению памятникам экспозиционного вида. Помимо удаления общих поверхностных загрязнений, пятен и окислов металлов, на каждом драгоценном уборе проведено укрепление ослабленных нитей шитья, осыпающихся элементов декора и подведение реставрационных тканей в места многочисленных утрат фона и тканевой основы. По согласованию с музеями выполнено восполнение утрат орнаментального шитья материалами из вспомогательного фонда, идентичными подлинным.
Парные вазы из коллекции Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника после реставрации
Сегодня мы рады поздравить с 85-летием заслуженного реставратора Ольгу Александровну Пригородову! В этом году мы также отмечаем 65-летие ее работы в Центре.
Ольга Александровна начала свой творческий и научный путь в 1957 году, присоединившись к коллективу мастерской реставрации темперной живописи после окончания курсов при ГЦХРМ.
С этого момента она вернула к жизни более пятисот произведений из коллекций музеев по всей России, стала автором реставрационных методик и обучила мастерству десятки учеников.
Ольга Александровна начала свой творческий и научный путь в 1957 году, присоединившись к коллективу мастерской реставрации темперной живописи после окончания курсов при ГЦХРМ.
С этого момента она вернула к жизни более пятисот произведений из коллекций музеев по всей России, стала автором реставрационных методик и обучила мастерству десятки учеников.