Статистика ВК сообщества "404 | сумасшедший арт-проект"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

В России первая «антология» творческих изысков душевнобольных появилась существенно раньше, чем появился термин "ар-брют". Ее издал в 1926 году психиатр Павел Иванович Карпов. Конечно, его книга была рассчитана на врачей, а не на искусствоведов, зато сегодня она наверняка заинтересует даже самого искушенного ценителя радикальных художественных экспериментов.
Один из самых цитируемых пациентов Карпова — автор стихотворения про черного воробья, парящего в небе «трепеща и одиноко» (цитату из него можно найти в повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, а группа «Агата Кристи» положила текст стихотворения на музыку).
Стих № 2.
„В кругу облаков, высоко
Чернокрылый воробей,
Трепеща и одиноко,
Парит быстро над землей;
Он летит ночной порой,
Лунным светом освещенный
И, ничем неудрученный,
Все он видит под собой.
Гордый, хищный, разъяренный
И летая словно тень.
Глаза светятся, как день.
В след несется ястреб жадный.
Воробей тому счастливый,
Улетая в дальность прочь...
Но ведь ястреб быстрокрылый
Увидит его небось.
Его мелких крыл журчанье
Нарушает тишину.
Ястреб носится отчайно,
Но не найдет путь к нему.
Сколько же осталась фут
Пролететь и где заснуть
Ему придется наедине.
В лесу ль.
В роскошной ли долине
Увы, придется ль отдохнуть?

16 0 ER 0.2367
Многие из нас не раз задумывались о том, что бы сбежать от шума и суеты большого города, поселившись где-нибудь вдали от цивилизации. Многие мечтали, но мало кто действительно, всерьез готов уйти от благ цивилизованной жизни, уйдя куда-нибудь в деревушку, без электроэнергии и канализации.
Французский фотограф Антуан Бруй ( Antoine Bruy), сумел побороть свои сомнения и вкусил все прелести одичалой жизни, путешествуя автостопом по Европе с 2010 по 2013 год. Фотохудожник побывал в живописных горных регионах, где снимал красоты леса и высокогорной природы. Во время путешествия он встретил несколько семей, живших в одиноких домиках высоко в горах. Пожертвовав современными удобствами, они живут на свежем воздухе, занимаясь ремеслами и ведя хозяйство.

7 0 ER 0.1064
Джованни Абриньяни родился в Марсале, Сицилия. Он работал каменщиком во многих средиземноморских странах. После респираторного заболевания его увезли обратно в Италию и поместили в дом престарелых. В 1967 году, страдая бредом, он был помещен в психиатрическую больницу Трапани, где пробыл до конца своей жизни.
Когда ему хотелось курить или есть больше, чем дозволено, он обменивал рисунок на сигареты или сладости.
Его работы были обнаружены швейцарским скульптором Робертом Мюллером, который провел короткое время в Трапани в 1975 году после психотического эпизода. Мюллер был очарован выразительной прямотой и пространственным контролем композиций Абриньяни и решил купить все его работы. В 1982 году Мюллер пожертвовал около двадцати произведений коллекции Art Brut.
Абриньяни сделал свои упорядоченные рисунки шариковой ручкой, линейкой и циркулем, а затем заполнил их цветным карандашом. Транспорт является постоянной темой: поезда, поездки на машине или карете, поездки на гондолах, велосипедисты на Джиро д'Италия или машина невесты, подъезжающая к церкви.

2 1 ER 0.0870
Витас Луцкус – легендарная личность, фотограф документалист. Один из тех людей, чей талант был принят обществом только после его ухода. Так как его работы при жизни экспонировались очень редко. Легенда документалистики родился в 1943 году в Каунасе, Литва. Однако, большую часть творческой жизни, даже с учетом того, что любил путешествовать, прожил в Вильнюсе. Фотографией увлекся в юношестве в возрасте 20 лет. Был женат на русской девушке Татьяне, и, у них всегда дома было весело. К ним приезжали гости со всего Советского Союза. Он был известной и уважаемой личностью, однако, малоизвестным фотографом для большой массы.

С ним распивала тбилисская милиция, а из Одессы приезжали воры, чтобы просто посмотреть на этого человека. Его уважали и ему завидовали. Из Башкортостана ему присылали мед, а католикос всех армян встречал его роскошным ужином. Он был не первый кто дома держал живого льва, однако первым кто этого не скрывал. А еще великих фотограф был немного пьяницей, он много пил, но этот недостаток ему прощали.

Ему доверяли, им восхищалась, ему подражали, подражали его манерам и пересказывали его увлекательные истории. Витас Луцкус вместе со своей супругой Татьяной, принимали у себя знаменитых художников со всего Советского Союза. Беседы об искусстве и жизни здесь тянулись дольше, чем день-два. Но фотография поглотила великого документалиста по-настоящему.

Витас Луцкус был одним из тех фотографов, которых можно назвать – бунтарь. Он не шел по системе, жил своей жизнью, снимал то, что считал нужным и прекрасным, страшным, опасным, запрещенным. Именно поэтому — Витас Луцкус, хоть уже прошло много лет с его ухода из жизни, все еще «запрещенный» фотохудожник, даже в своей родной, уже независимой стране.

Достижения в области фотографии и инновации Витаса Луцкуса, по-прежнему известны лишь тесному кругу интеллектуалов, как это было в советские времена при жизни фотографа.

«Мы просто жили. Мы творили. Жили. Мы были счастливы. Только теперь я понимаю, что это была история. Он обладал уникальной способностью вдохновлять и мотивировать, умел влиять на других людей. Мог работать по несколько дней подряд почти без сна и выпивки», – вспоминает вдова фотографа.

Витас Луцкус встретил свою возлюбленную Татьяну в больнице, когда она готовилась стать медсестрой. Ей тогда было всего 18, а ему уже 24. Когда они решили начать совместную жизнь, их домом, первым ихним домом стала фотолаборатория, в которой стояла только одна раскладушка. Супруга его вдохновляла и была его единственной музой, творческим партнером, часто моделью, и сопродюсером. Их основной заработок был от создания рекламных плакатов, которые владельцы магазинов развешивали над полупустыми прилавками магазинов.

Витас Луцкус жил богемной жизнью при Союзе, и вдохновлял своим творчеством других творческих личностей. Он обладал безграничным творческим. В родной Литве, Витас Луцкус считают родоначальником концептуальной фотографии. Однако сам фотограф всегда считал себя репортажным фотографом, ведь именно с нее он начал свою карьеру. Мало кто умел и умеет сейчас, объединить два совершенно противоположных направления: чистый документализм и вымысел.

Фотографии Витаса Луцкуса всегда пестрили эмоциями. Он часто снимал людей с раздражающе близкого расстояния. Его затвор срабатывал в тот момент, когда человек начинал хохотать или подымал руки в движении.

Фотограф много путешествовал, особенно в период с 1960-х до середины 1980-х годов, побывал во всех советских республиках. Он фотографировал крестьян, артистов, случайных прохожих, милиционеров, городских детей. Его можно было назвать одержимым. И, да! Он был одержим, одержим своей работой, фотокамерой, которая всегда висела у него на шее.

Витас Луцкус никогда не занимался политикой, однако, его работа и по сей день покрыты цензурой. Именно поэтому при жизни за ним часто следила милиция.

Трагедия случилась зимой 16 марта 1987 года, когда неизвестный человек, друзья считают, что это был агент КГБ, посетил квартиру семьи Луцкус в Вильнюсе. Фотографа возмутили странные вопросы этого человека, и, согласно отчету, Витас Луцкус нанес «агенту» смертельный удар, после чего сам выбросился с балкона. Чуть позже, супруга Татьяна нашла его в снегу.

Татьяна продолжала снимать еще в течение нескольких лет, но на родине в Литве, никогда не чувствовала себя в безопасности. Именно поэтому в 1991 году, вдова переехала в Соединенные Штаты, забрав с собой дочь Катрину, чемодан с фотографиями и дневниками Витаса, с пятидесятью долларами в кармане, не считая биллетов. Там, супруга знаменитого фото документалиста вышла второй раз замуж, а многочисленные фотографии хранила дома.

Относительно недавно, в Швейцарии выпустили альбом с работами Витаса Луцкуса, а в Голландии устроили посмертную выставку. А музей изобразительных искусств им. Пушкина купил небольшую коллекцию фотографий Витаса Луцкуса. Несколько снимков Луцкуса ушли с молотка на аукционах.

Так закончилась жизнь знаменитого, концептуалиста и «неизвестного», запрещенного фотодокументалиста Витаса Луцкуса.

2 0 ER 0.0774
Мартин Рамирес – американский художник-самоучка мексиканского происхождения, один из наиболее известных представителей Art Brut.

Мартин Рамирес (1895–1963) родился и вырос в мексиканском городе Лос Альтос де Халиско (Los Altos de Jalisco). Там у него был небольшой участок земли и лошади. Он был женат и у него было четверо детей – три дочери и сын.
В результате осложнения политической обстановки в Мексике, в 1925 году он был вынужден перебраться в США в поисках работы, которая позволила бы ему содержать жену и детей, оставшихся дома.
Там он нашел работу на железной дороге и на приисках. Однако в результате экономических потрясений Великой депрессии в 1931 году он остался без работы и жилья.
Его нашли полицейские, немого, преследуемого галлюцинациями, на одном из вокзалов Лос-Анджелеса. Несчастного препроводили в психиатрическую больницу города Стоктон c диагнозом параноидальная шизофрения.

Вторую половину своей жизни Рамирес провел в различных психиатрических больницах штата Калифорния. На протяжении последующих 32 лет Рамирес практически не разговаривал. Рисовать он начал в середине 30-х.

В 1948 году его перевели в больницу DeWitt State Hospital. В начале 50-х работы Рамиреса увидел Тармо Пасто (Tarmo Pasto) - специалист, читавший лекции по психологии и искусству в университете Сакраменто (Sacramento State University).

Пасто оценил художественный талант Рамиреса и не только сделал его объектом своего исследования о связи психического расстройства и творчества, но и стал снабжать его материалами, коллекционировать его рисунки и организовывать публичные выставки его работ.
«Многие из его картин выбрасывались в мусорные баки», - говорит 79-летний James Durfee, которому поручили отвечать за опеку. «Ни один из нас не видел ценности в его картинах». Репутация Рамиреса, как художника, подверглась переоценке в последние несколько лет: стоимость его работ на аукционе достигла сотен тысяч долларов. Началась настоящая борьба за его произведения, сотни из которых художник в свое время просто отдал госпиталю.

0 0 ER 0.0484
Предлагаем вам посмотреть фильм о российской художнице Саре Герцман с диагнозом шизофрения. Фильм призван помочь людям с ментальными расстройствами найти спасение в искусстве. А также развеять в обществе некоторые стереотипы насчет душевных заболеваний и негативного отношения к душевнобольным.

0 0 ER 0.0290