В чем сила Ленина, которая совершила в моем сознании духовную революцию? Сила эта, на мой взгляд, заключается в том, что по своему характеру, способностям, уму, знаниям Ленин далеко отстоит от нас, обычных людей, и в то же время он с нами. Ленин — отец, учитель, товарищ... Когда я думаю о Ленине, я забываю, что он русский: Ленин близок всем.
...К помощи Ленина я прибегаю во все трудные минуты жизни, и он всегда даёт мне магическую силу, способную преодолеть любые преграды.
(Кэндзюро Янагида - японский историк и философ).
Количество постов 20 625
Частота постов 5 часов 25 минут
ER
12.99
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
[club46793822|Японская Императорская Армия/日本帝国軍]
Русские солдаты, вооружённые японскими винтовками Арисака. Период Первой мировой войны.
Трофейные винтовки Арисака использовались русской армией во время Русско-Японской войны 1904 -1905 гг. (например, во время обороны Порт-Артура); во время Первой мировой войны винтовки Арисака обр. 1897 и 1905 гг. активно использовались в русской армии в связи с нехваткой отечественных винтовок и патронов к ним: значительное количество винтовок Арисака было получено из Японии (300 тыс. винтовок было приобретено по контракту с японским правительством в октябре 1914 года) и ещё 128 тыс. шт. - в 1916 году из Великобритании, некоторое количество винтовок было из китайского и мексиканского заказов ("мексиканские карабины", например, использовались пограничниками и Заамурским округом). Также сохранившиеся на складах винтовки Арисака использовались во время Московской битвы 1941-1942 гг. для вооружения ополченцев.
Русские солдаты, вооружённые японскими винтовками Арисака. Период Первой мировой войны.
Трофейные винтовки Арисака использовались русской армией во время Русско-Японской войны 1904 -1905 гг. (например, во время обороны Порт-Артура); во время Первой мировой войны винтовки Арисака обр. 1897 и 1905 гг. активно использовались в русской армии в связи с нехваткой отечественных винтовок и патронов к ним: значительное количество винтовок Арисака было получено из Японии (300 тыс. винтовок было приобретено по контракту с японским правительством в октябре 1914 года) и ещё 128 тыс. шт. - в 1916 году из Великобритании, некоторое количество винтовок было из китайского и мексиканского заказов ("мексиканские карабины", например, использовались пограничниками и Заамурским округом). Также сохранившиеся на складах винтовки Арисака использовались во время Московской битвы 1941-1942 гг. для вооружения ополченцев.
Загадочная история создания музыки к советскому "Шерлоку Холмсу"/
Вот что пишет об этом сам Дашкевич:
"И вот, через какое-то время Масленников сказал, что они смонтировали картину, она почти готова, и надо писать музыку. Я посмотрел материал, он мне очень понравился, это действительно было неожиданно и очень современно, это был всё-таки русский Шерлок Холмс, но он был интереснее и в каком-то смысле более английским, чем те английские вялые Холмсы и Ватсоны, которые и до сих пор иногда возникают и вызывают у меня ужасное раздражение своей анемичностью, бестолковостью и непластичностью. Когда я стал думать, на какой музыке надо остановиться, здесь сыграло большую роль то, что я с детства очень любил Конан Дойла, и в какое-то время он на меня произвёл очень сильное впечатление. Но важно было ещё другое. В этой музыке был присущий английскому менталитету оптимизм, и в ней было большое чувство уважения. Это действительно люди, которые уважают себя, умеют уважать других, не агрессивны, ведут себя всегда достойно. Вот это чувство достоинства я и хотел передать, потому что в нашей жизни, в российском менталитете это всё-таки дефицит. Мы мало думаем о том, чтобы всегда сохранять достоинство и уважение друг к другу. И в нас мало, к сожалению, настоящего подлинного оптимизма – это очень ценное качество для человека, тогда у него есть какой-то маяк, направляющая в жизни.
Среди наших специалистов музыка вызвала шок. До сих пор все стараются найти в этом какой-то подвох. Я помню, как приехал в Репино, в Дом творчества композиторов, и там было два музыковеда – один, по-моему, Михаил Бялик, и ещё кто-то. И они поспорили, причём один говорил, что это музыка позднего Пёрселла, английского композитора конца XVII века, а другой – что это музыка раннего Бриттена, композитора начала ХХ века. И вот они увидели, что я приехал, тут же заключили пари на бутылку коньяка, и налетели на меня со своим вопросом. И когда я им сказал, что никогда не занимаюсь этнографией, чужих мотивов не использую, а пишу то, что мне приходит в голову, они очень обиделись, и наверно до сих пор убеждены, что правды я не сказал, что где-то в каком-то томе, который они не нашли, а я раскопал, эта музыка была.
Неизвестно, почему у композиторов рождаются какие-то мелодии, которые потом нравятся людям. Это дело случая. Наверно, в большой степени в этом виноват Игорь Фёдорович, потому что если бы он не напряг меня вот так, я бы стал работать, думать, какую бы музыку написать, а так это получилось мгновенно. Я за секунду до этого не знал, что я буду играть. Это такое состояние, когда сам от себя не ожидаешь. Марк Захаров рассказывал мне, что Геннадий Гладков иногда его так удивлял – он точно так же написал «Уно уно моменто».
В кинематографе, да и вообще в русской музыке, очень много минорных тем, особенно сегодня. Минор льётся, народ пьёт горе стаканами. А мажорную тему написать очень тяжело, это в значительной степени показатель твоего уровня и класса. Хорошую мажорную музыку в кино, на мой взгляд, писали только Дунаевский и Гладков. В нашей жизни, видимо, неудач больше, чем удач, из-за этого такие мажорные темы, как из Холмса, действительно редкость.
Могло и не быть такого счастливого случая, что именно мне предложили написать музыку к Шерлоку Холмсу. Но наверно всё-таки где-то есть какая-то божественная истина, почему происходит то, что должно произойти. Наверно, есть какая-то справедливость в том, что это сделал именно я".
Вот что пишет об этом сам Дашкевич:
"И вот, через какое-то время Масленников сказал, что они смонтировали картину, она почти готова, и надо писать музыку. Я посмотрел материал, он мне очень понравился, это действительно было неожиданно и очень современно, это был всё-таки русский Шерлок Холмс, но он был интереснее и в каком-то смысле более английским, чем те английские вялые Холмсы и Ватсоны, которые и до сих пор иногда возникают и вызывают у меня ужасное раздражение своей анемичностью, бестолковостью и непластичностью. Когда я стал думать, на какой музыке надо остановиться, здесь сыграло большую роль то, что я с детства очень любил Конан Дойла, и в какое-то время он на меня произвёл очень сильное впечатление. Но важно было ещё другое. В этой музыке был присущий английскому менталитету оптимизм, и в ней было большое чувство уважения. Это действительно люди, которые уважают себя, умеют уважать других, не агрессивны, ведут себя всегда достойно. Вот это чувство достоинства я и хотел передать, потому что в нашей жизни, в российском менталитете это всё-таки дефицит. Мы мало думаем о том, чтобы всегда сохранять достоинство и уважение друг к другу. И в нас мало, к сожалению, настоящего подлинного оптимизма – это очень ценное качество для человека, тогда у него есть какой-то маяк, направляющая в жизни.
Среди наших специалистов музыка вызвала шок. До сих пор все стараются найти в этом какой-то подвох. Я помню, как приехал в Репино, в Дом творчества композиторов, и там было два музыковеда – один, по-моему, Михаил Бялик, и ещё кто-то. И они поспорили, причём один говорил, что это музыка позднего Пёрселла, английского композитора конца XVII века, а другой – что это музыка раннего Бриттена, композитора начала ХХ века. И вот они увидели, что я приехал, тут же заключили пари на бутылку коньяка, и налетели на меня со своим вопросом. И когда я им сказал, что никогда не занимаюсь этнографией, чужих мотивов не использую, а пишу то, что мне приходит в голову, они очень обиделись, и наверно до сих пор убеждены, что правды я не сказал, что где-то в каком-то томе, который они не нашли, а я раскопал, эта музыка была.
Неизвестно, почему у композиторов рождаются какие-то мелодии, которые потом нравятся людям. Это дело случая. Наверно, в большой степени в этом виноват Игорь Фёдорович, потому что если бы он не напряг меня вот так, я бы стал работать, думать, какую бы музыку написать, а так это получилось мгновенно. Я за секунду до этого не знал, что я буду играть. Это такое состояние, когда сам от себя не ожидаешь. Марк Захаров рассказывал мне, что Геннадий Гладков иногда его так удивлял – он точно так же написал «Уно уно моменто».
В кинематографе, да и вообще в русской музыке, очень много минорных тем, особенно сегодня. Минор льётся, народ пьёт горе стаканами. А мажорную тему написать очень тяжело, это в значительной степени показатель твоего уровня и класса. Хорошую мажорную музыку в кино, на мой взгляд, писали только Дунаевский и Гладков. В нашей жизни, видимо, неудач больше, чем удач, из-за этого такие мажорные темы, как из Холмса, действительно редкость.
Могло и не быть такого счастливого случая, что именно мне предложили написать музыку к Шерлоку Холмсу. Но наверно всё-таки где-то есть какая-то божественная истина, почему происходит то, что должно произойти. Наверно, есть какая-то справедливость в том, что это сделал именно я".
Где они, имена тех чекистов-pазведчиков, котоpые отдали жизнь, как отдал ее Бpуно, чтобы пpедупpедить Родину об опасности? Где они, их имена? А ведь были люди, котоpым меньше повезло, чем Бpуно. Их смеpть была медленной. Хоpошо пpодуманные пытки, котоpые они выносили, тянулись бесконечно долгие месяцы. А когда гестаповцам случалось иной pаз и пеpеусеpдствовать и пpиближалась смеpть-избавительница, светила медицинской науки снова возвpащали этих мученников к жизни, что была ужаснее самой лютой смеpти. И все вpемя, пока тела их теpзали опытные палачи, удаpы затихающего пульса глубокомысленно и сосpедоточенно считали гетаповские медики. Сотой доли этих смеpтных мук не пеpенес бы и звеpь, а они пеpеносили. Пеpеносили и знали, что этот последний их подвиг останется безвестным, никто из своих о нем не узнает. Hикто. Гестапо умеpщвляло медленно и тайно. И мстило меpтвым, устами засланных пpедателей клевеща на них. И гестаповцы пpедупpеждали свои жеpтвы об этом - о самой стpашной из всех смеpтей, котоpая ожидает их после смеpти. Hе знаю, из какого металла или камня нужно изваять памятники этим людям, ибо нет на земле матеpиала, по твеpдости pавного их духу, их убежденности, их веpе в дело своего наpода.
(Кожевников В. М., "Щит и меч").
(Кожевников В. М., "Щит и меч").
Группа "Queen" и Кристофер Ламберт (Коннор Макклауд). 1986 год.
Изначально Queen намеревались записать только одну песню для фильма, но после просмотра отснятого материала из фильма они вдохновились писать больше. У каждого из участников группы была любимая сцена, и они сочиняли песни специально для них. Брайан Мэй написал «Кто хочет жить вечно» во время поездки на такси домой после просмотра фильма, и Роджер Тейлор использовал строку «Это своего рода волшебство» в качестве основы для конечной заглавной песни.
Изначально Queen намеревались записать только одну песню для фильма, но после просмотра отснятого материала из фильма они вдохновились писать больше. У каждого из участников группы была любимая сцена, и они сочиняли песни специально для них. Брайан Мэй написал «Кто хочет жить вечно» во время поездки на такси домой после просмотра фильма, и Роджер Тейлор использовал строку «Это своего рода волшебство» в качестве основы для конечной заглавной песни.
Сформированный польский экипаж танка «RUDY» участвует в военных операциях по освобождению территории Польши и других стран от немецко-фашистских захватчиков. Попадая во всевозможные истории, экипаж всегда выходит из них с честью...
"Четыре танкиста и собака" - ПНР, 1966-1970.
"Четыре танкиста и собака" - ПНР, 1966-1970.
Януш Гайос и Александр Белявский во время съемок фильма "Четыре танкиста и собака".
Знаете ли вы, что…
Фильм снят по одноимённой повести Януша Пшимановского.
Зрители разных стран полюбили главных героев фильма и в том числе — удалого офицера Ольгерда. Мало кто знает, что прототипом этого персонажа стал реальный человек — русский, сибиряк, уроженец Залесовского района (Алтайский край), храбрый танкист Виктор Васильевич Тюфяков. В Великую Отечественную Тюфяков воевал в составе 1-го Польского корпуса, созданного в СССР, своей смелостью изумляя поляков.
В 2007 году из-за протеста польских националистов сериал запрещен в Польше для показа по телевидению с формулировкой «советская пропаганда».
Роль Шарика играли сразу два пса — милицейские, хорошо дрессированные овчарки. Они были очень похожи друг на друга. При овчарках всегда был опекун, он стоял за камерой. В одном из музеев Польши до последнего времени хранилось чучело Шарика под стеклом (неизвестно, овчарки из сериала или того, настоящего), потому что экскурсанты не раз пытались взять немного шерсти на сувениры.
Актёр Влодзимеж Пресс считал, что его отец погиб во время немецкой оккупации Польши и он уже не надеялся найти его следы, думая, что от всей семьи остались только он и мать. Однако, благодаря вышедшему фильму актера нашла сестра его деда, которая жила в России. Как выяснилось, отец попал в варшавское гетто и потом погиб в концлагере Треблинка.
В повести Я. Пшимановского командиром танка был не поляк Ольгерд Ярош, а советский офицер Василий Семен (польск. Wasyl Semen). Прототипом этого персонажа мог стать танкист Виктор Васильевич Тюфяков, фигурирующий в историческом репортаже Пшимановского «Студзянки».
В фильме танковой бригадой им. Героев Вестерплятте командует полковник Тадеуш Калиновски. В действительности командиром бригады им. Героев Вестерплятте был генерал Ян Межицан, имя которого появляется в повести.
В последних сериях фильма на съёмках используют автоматы АКM как замену мало сохранившимся штурмовым винтовкам STG-44.
Вместо немецких танков на протяжении всего фильма используются советские Т-34-85, закамуфлированные под «Тигров» и ИС-2 под «Пантеры». При этом в 12-й серии ИС-2 используемые немцами не видоизменены.
Первый фильм Януша Гайоса чуть не оказался для него самым последним. В один из съемочных дней, который начался очень рано — в 6 часов утра, у Януша был всего один эпизод. Отсняв его, режиссер отпустил актера домой, но он решил подождать товарищей, прилег на полянке и заснул. Проснулся, когда передние колеса «Студебеккера» проехали через его спину. Два месяца после этого Януш был в гипсе. Чтобы не останавливать съемки, режиссер со сценаристом тут же придумали новый эпизод — Янек в госпитале. На съемочную площадку закованного в гипс Януша привозили на «Скорой помощи».
На протяжении фильма активно используется современная, на момент съёмок, военная техника стран Варшавского договора. В 3-й серии немецкий арткорректировщик, пойманный Густликом и Янеком, пользуется радиостанцией Р-126. В 7-й серии Шарик на дороге натыкается на немцев, передвигающихся на бронемашине БРДМ-1. В 12-й серии используется бронемашина FUG венгерского производства.
Знаете ли вы, что…
Фильм снят по одноимённой повести Януша Пшимановского.
Зрители разных стран полюбили главных героев фильма и в том числе — удалого офицера Ольгерда. Мало кто знает, что прототипом этого персонажа стал реальный человек — русский, сибиряк, уроженец Залесовского района (Алтайский край), храбрый танкист Виктор Васильевич Тюфяков. В Великую Отечественную Тюфяков воевал в составе 1-го Польского корпуса, созданного в СССР, своей смелостью изумляя поляков.
В 2007 году из-за протеста польских националистов сериал запрещен в Польше для показа по телевидению с формулировкой «советская пропаганда».
Роль Шарика играли сразу два пса — милицейские, хорошо дрессированные овчарки. Они были очень похожи друг на друга. При овчарках всегда был опекун, он стоял за камерой. В одном из музеев Польши до последнего времени хранилось чучело Шарика под стеклом (неизвестно, овчарки из сериала или того, настоящего), потому что экскурсанты не раз пытались взять немного шерсти на сувениры.
Актёр Влодзимеж Пресс считал, что его отец погиб во время немецкой оккупации Польши и он уже не надеялся найти его следы, думая, что от всей семьи остались только он и мать. Однако, благодаря вышедшему фильму актера нашла сестра его деда, которая жила в России. Как выяснилось, отец попал в варшавское гетто и потом погиб в концлагере Треблинка.
В повести Я. Пшимановского командиром танка был не поляк Ольгерд Ярош, а советский офицер Василий Семен (польск. Wasyl Semen). Прототипом этого персонажа мог стать танкист Виктор Васильевич Тюфяков, фигурирующий в историческом репортаже Пшимановского «Студзянки».
В фильме танковой бригадой им. Героев Вестерплятте командует полковник Тадеуш Калиновски. В действительности командиром бригады им. Героев Вестерплятте был генерал Ян Межицан, имя которого появляется в повести.
В последних сериях фильма на съёмках используют автоматы АКM как замену мало сохранившимся штурмовым винтовкам STG-44.
Вместо немецких танков на протяжении всего фильма используются советские Т-34-85, закамуфлированные под «Тигров» и ИС-2 под «Пантеры». При этом в 12-й серии ИС-2 используемые немцами не видоизменены.
Первый фильм Януша Гайоса чуть не оказался для него самым последним. В один из съемочных дней, который начался очень рано — в 6 часов утра, у Януша был всего один эпизод. Отсняв его, режиссер отпустил актера домой, но он решил подождать товарищей, прилег на полянке и заснул. Проснулся, когда передние колеса «Студебеккера» проехали через его спину. Два месяца после этого Януш был в гипсе. Чтобы не останавливать съемки, режиссер со сценаристом тут же придумали новый эпизод — Янек в госпитале. На съемочную площадку закованного в гипс Януша привозили на «Скорой помощи».
На протяжении фильма активно используется современная, на момент съёмок, военная техника стран Варшавского договора. В 3-й серии немецкий арткорректировщик, пойманный Густликом и Янеком, пользуется радиостанцией Р-126. В 7-й серии Шарик на дороге натыкается на немцев, передвигающихся на бронемашине БРДМ-1. В 12-й серии используется бронемашина FUG венгерского производства.
СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В 1939 г. Советский Союз представил в США памятники Ленину и Сталину, отсек станции метро «Маяковская» в натуральную величину и другие плоды соцреализма.
История Всемирных выставок началась в середине 19-го в. Сначала на Экспо государства просто мерились индустриальными достижениями, но к 1939 г. на передний план вышел футурологический аспект. Теперь страны хотели не только показать, чего достигли, но и представить «тизеры» грядущих проектов, а также предугадать будущее — желательно сразу всей планеты. Тему выставки сформулировали соответствующе: «Мир завтрашнего дня».
В СССР к тому времени бурно расцвёл соцреализм. Искусство 1930-х гг. настойчиво показывало путь к коммунизму советским гражданам, а участие во Всемирной выставке позволило продемонстрировать эту дорожку из жёлтого кирпича иностранцам.
Советский павильон.
Павильон, в котором представили нынешние и будущие достижения СССР, придумал Борис Иофан. В конце 1930-х гг. он был, пожалуй, главным сталинским архитектором. Он уже построил Дом ЦИК и СНК СССР (он же Дом на набережной), советский павильон для Всемирной выставки в Париже 1937 г. и спроектировал так и не появившийся Дворец Советов.
Стиль Иофана легко узнаваем. По сути, главные его проекты — какими бы масштабными они ни были — служили постаментами для монументальных скульптур. Парижский павильон венчала скульптурная группа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», на Дворце Советов должен был стоять 100-метровый Ленин работы Сергея Меркурова. Здания-постаменты при этом словно состояли из аллегорических ступеней, по которым можно было взобраться к светлому коммунистическому будущему.
Выставочный павильон в Нью-Йорке формально не был постаментом, но по сути он опоясывал и визуально дополнял обелиск со скульптурой «Рабочий со звездой». Павильон был выполнен в форме подковы или разорванного кольца, в центре которого находился открытый амфитеатр, где можно было посмотреть кинохронику или просто отдохнуть. Для облицовки здания использовали мрамор.
«Рабочий со звездой».
Скульптурный рабочий из нержавеющей стали, ставший венцом советского павильона, держал в поднятой руке рубиновую звезду — почти как горьковский Данко. 22-метровая скульптура стояла на 54-метровом обелиске из порфира. Автором проекта был Вячеслав Андреев — не самый известный советский скульптор (в отличие от, например, его старшего брата Николая). В конкурсе Андреев обошёл таких мастеров монументализма, как Мухина и Меркуров.
Образ рабочего оказался удачной пропагандистской находкой. Его изображения тиражировались в буклетах, на плакатах и листовках. Чаще всего печатная продукция с рабочим шла на экспорт. Самый известный плакат со скульптурой Андреева создал Эль Лисицкий.
На нем приведены слова Вячеслава Молотова: «Посмотрите, как мирно горят наши пятиконечные кремлёвские звезды. Их свет далеко и уверенно светит… В случае же военного нападения на Советский Союз нападающий испытает как силу нашей железной самозащиты, так и силу света советских рубиновых звёзд, которые светят далеко за пределы нашей страны». Молотов недвусмысленно даёт понять, что рубиновая звезда — уголёк, из которого должен разгореться пожар мировой революции.
После завершения выставки (длилась она полтора года, с 30 апреля 1939 г. по 27 октября 1940-го) скульптуру вернули в СССР вместе с остальными частями павильона: его планировали заново возвести на месте главного входа в Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького. Однако вскоре Советский Союз вступил во Вторую мировую войну, и эта задача перестала быть актуальной. Что случилось со скульптурой — неизвестно. После обратного трансатлантического путешествия её следы теряются.
Ленин и Сталин.
В конце 1939 г. Сталину исполнилось 60 лет. Его портреты и до этого были повсюду, а в юбилейный год изображений стало ещё больше. Это отразилось в экстерьерах, интерьерах и экспонатах советского павильона. Пропилеи украшали четырёхметровые барельефы Ленина и Сталина, на одной из представленных картин Сталин был изображён в окружении советских детей, не обошлось и без вождей в граните.
Начнём с предыстории. В 1937 г. перед входом в шлюз № 1 канала им. Москвы установили 25-метровые памятники Ленину и Сталину работы Меркурова. Вожди приветствовали приближающиеся суда с противоположных берегов. В 1961 г. Сталина свергли с постамента, а гранитный Ленин стоит на своем месте до сих пор и даже является вторым в мире по высоте памятником Ильичу.
Уменьшенные копии этих памятников (около 3,5 м) в 1939 г. отправились в Нью-Йорк. После возвращения в Союз вожди разделились: памятник Ленину установили на Бессарабской площади в Киеве. В 2013 г. его столкнули с постамента и разрушили.
Памятнику Сталину повезло чуть больше. Скульптуру перевезли в Измайловский парк в Москве (тогда он носил имя Сталина). После развенчания культа личности памятник убрали, но в 1991 г. его решено было установить на новом месте — в парке искусств «Музеон». Там работу Меркурова можно увидеть и сегодня — правда, с отколотым носом и отсутствующими фрагментами ступней.
Знатные люди Страны Советов.
Гранитные Ленин и Сталин стояли на выставке не просто так: они обрамляли 17-метровое панно «Знатные люди Страны Советов». Огромная картина была написана бригадой художников под руководством Василия Ефанова всего за полтора месяца. Работа шла круглосуточно, мастера трудились в здании ГУМа на Красной площади.
На панно изображены 60 человек, которыми гордился Советский Союз. Среди них — лётчики, полярники, ударники труда, писатели, артисты, учёные и многие другие. Название подчёркивает, что в СССР «знатными» становились не по праву рождения, как в Российской империи, а по совокупности достижений. Увы, сейчас панно можно рассмотреть только на фотографиях: оно сгорело во время Великой Отечественной войны.
Станция «Маяковская».
Памятники и барельефы — это прекрасно, но как насчёт чего-то ещё более впечатляющего? Например, на Всемирной выставке в Нью-Йорке представили отсек станции метро «Маяковская» в натуральную величину. Всю станцию, конечно, показать не было возможности — для этого понадобился бы второй павильон. Но с помощью зеркал архитектор Алексей Душкин добился нужного визуального эффекта: посетители словно очутились внутри огромного зала.
«Маяковская», открытая ещё до выставки, в 1938 г., стала первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Мозаичные панно для свода создавались по эскизам Александра Дейнеки. В Нью-Йорке проект Душкина отметили первой премией.
Сталин и дети.
Специально для Всемирной выставки Василий Сварог написал картину «И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького». В основу сюжета лёг полулегендарный случай — будто бы в 1935 г. Сталин, Молотов, Каганович, Орджоникидзе, Андреев и Ежов прогуливались в парке, и их окружили дети. Ребята были, само собой, весёлые, жизнерадостные и нарядные, а члены Политбюро — мудрые, добрые и открытые к диалогу. После беседы с детьми Сталин и компания общались с отдыхавшими неподалёку рабочими. По крайней мере, так писали в советских газетах.
Сварог внёс коррективы в руководящий состав. Ежова пришлось убрать по понятным причинам: в 1938 г. он уже оказался в опале, к началу выставки — под арестом. Не было на полотне и почившего Орджоникидзе. Освободившиеся места на холсте заняли Калинин и Ворошилов.
Хрустальный фонтан.
Одной из главных точек притяжения в советском павильоне стал хрустальный фонтан. Это были четыре метра чистого волшебства — восхищённым посетителям казалось, будто фонтан прибыл не из-за океана, а прямиком из сказочной страны.
Такого изящества и эффекта лёгкости советские технологи под руководством Федора Энтелиса добились большим трудом. Работа над фонтаном длилась семь месяцев — очень сжатые сроки для такого масштабного проекта. Хрустальные фрагменты — 77 штук — изготавливали на нескольких предприятиях. Среди них — завод «Автостекло» в городе Константиновка Донецкой области. Завод прекратил работу в 1996 г., но герб Константиновки до сих пор украшает изображение того самого хрустального фонтана.
Карта из самоцветов.
Ещё один известнейший экспонат советского павильона — мозаичное панно «Индустрия социализма». Это физико-географическая карта СССР размером 5,91×4,5 м, созданная в технике флорентийской и русской мозаики. Карта, кстати, не символическая, а абсолютно достоверная. Панно состоит больше чем из 45 тыс. пластин цветного камня, основные промышленные предприятия СССР отмечены на нем ювелирными камнями. Оправы, надписи и различные линии сделаны из платинированного серебра (позолоченного). Масса всего этого великолепия — 3,5 т. Разработкой карты занимался художник-мозаичист Владимир Фролов. Набирали панно 150 человек.
Карта не была создана специально для Нью-Йорка. Работа началась ещё в мае 1936 г., год спустя панно представили на Всемирной выставке в Париже. Успех экспоната оказался ошеломительным, поэтому гастроли «Индустрии социализма» решено было повторить. После всех путешествий карта должна была занять почётное место в главном вестибюле Дворца Советов. Сейчас панно находится в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее им. академика Ф. Н. Чернышева.
Во время Всемирной выставки в Нью-Йорке началась Вторая мировая война. Странам надолго стало не до демонстрации технических и культурных достижений и прогнозирования образа будущего. Следующая выставка прошла только в 1949—1950 гг. в Порт-о-Пренсе — столице Гаити.
(Дарья Пащенко).
В 1939 г. Советский Союз представил в США памятники Ленину и Сталину, отсек станции метро «Маяковская» в натуральную величину и другие плоды соцреализма.
История Всемирных выставок началась в середине 19-го в. Сначала на Экспо государства просто мерились индустриальными достижениями, но к 1939 г. на передний план вышел футурологический аспект. Теперь страны хотели не только показать, чего достигли, но и представить «тизеры» грядущих проектов, а также предугадать будущее — желательно сразу всей планеты. Тему выставки сформулировали соответствующе: «Мир завтрашнего дня».
В СССР к тому времени бурно расцвёл соцреализм. Искусство 1930-х гг. настойчиво показывало путь к коммунизму советским гражданам, а участие во Всемирной выставке позволило продемонстрировать эту дорожку из жёлтого кирпича иностранцам.
Советский павильон.
Павильон, в котором представили нынешние и будущие достижения СССР, придумал Борис Иофан. В конце 1930-х гг. он был, пожалуй, главным сталинским архитектором. Он уже построил Дом ЦИК и СНК СССР (он же Дом на набережной), советский павильон для Всемирной выставки в Париже 1937 г. и спроектировал так и не появившийся Дворец Советов.
Стиль Иофана легко узнаваем. По сути, главные его проекты — какими бы масштабными они ни были — служили постаментами для монументальных скульптур. Парижский павильон венчала скульптурная группа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», на Дворце Советов должен был стоять 100-метровый Ленин работы Сергея Меркурова. Здания-постаменты при этом словно состояли из аллегорических ступеней, по которым можно было взобраться к светлому коммунистическому будущему.
Выставочный павильон в Нью-Йорке формально не был постаментом, но по сути он опоясывал и визуально дополнял обелиск со скульптурой «Рабочий со звездой». Павильон был выполнен в форме подковы или разорванного кольца, в центре которого находился открытый амфитеатр, где можно было посмотреть кинохронику или просто отдохнуть. Для облицовки здания использовали мрамор.
«Рабочий со звездой».
Скульптурный рабочий из нержавеющей стали, ставший венцом советского павильона, держал в поднятой руке рубиновую звезду — почти как горьковский Данко. 22-метровая скульптура стояла на 54-метровом обелиске из порфира. Автором проекта был Вячеслав Андреев — не самый известный советский скульптор (в отличие от, например, его старшего брата Николая). В конкурсе Андреев обошёл таких мастеров монументализма, как Мухина и Меркуров.
Образ рабочего оказался удачной пропагандистской находкой. Его изображения тиражировались в буклетах, на плакатах и листовках. Чаще всего печатная продукция с рабочим шла на экспорт. Самый известный плакат со скульптурой Андреева создал Эль Лисицкий.
На нем приведены слова Вячеслава Молотова: «Посмотрите, как мирно горят наши пятиконечные кремлёвские звезды. Их свет далеко и уверенно светит… В случае же военного нападения на Советский Союз нападающий испытает как силу нашей железной самозащиты, так и силу света советских рубиновых звёзд, которые светят далеко за пределы нашей страны». Молотов недвусмысленно даёт понять, что рубиновая звезда — уголёк, из которого должен разгореться пожар мировой революции.
После завершения выставки (длилась она полтора года, с 30 апреля 1939 г. по 27 октября 1940-го) скульптуру вернули в СССР вместе с остальными частями павильона: его планировали заново возвести на месте главного входа в Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького. Однако вскоре Советский Союз вступил во Вторую мировую войну, и эта задача перестала быть актуальной. Что случилось со скульптурой — неизвестно. После обратного трансатлантического путешествия её следы теряются.
Ленин и Сталин.
В конце 1939 г. Сталину исполнилось 60 лет. Его портреты и до этого были повсюду, а в юбилейный год изображений стало ещё больше. Это отразилось в экстерьерах, интерьерах и экспонатах советского павильона. Пропилеи украшали четырёхметровые барельефы Ленина и Сталина, на одной из представленных картин Сталин был изображён в окружении советских детей, не обошлось и без вождей в граните.
Начнём с предыстории. В 1937 г. перед входом в шлюз № 1 канала им. Москвы установили 25-метровые памятники Ленину и Сталину работы Меркурова. Вожди приветствовали приближающиеся суда с противоположных берегов. В 1961 г. Сталина свергли с постамента, а гранитный Ленин стоит на своем месте до сих пор и даже является вторым в мире по высоте памятником Ильичу.
Уменьшенные копии этих памятников (около 3,5 м) в 1939 г. отправились в Нью-Йорк. После возвращения в Союз вожди разделились: памятник Ленину установили на Бессарабской площади в Киеве. В 2013 г. его столкнули с постамента и разрушили.
Памятнику Сталину повезло чуть больше. Скульптуру перевезли в Измайловский парк в Москве (тогда он носил имя Сталина). После развенчания культа личности памятник убрали, но в 1991 г. его решено было установить на новом месте — в парке искусств «Музеон». Там работу Меркурова можно увидеть и сегодня — правда, с отколотым носом и отсутствующими фрагментами ступней.
Знатные люди Страны Советов.
Гранитные Ленин и Сталин стояли на выставке не просто так: они обрамляли 17-метровое панно «Знатные люди Страны Советов». Огромная картина была написана бригадой художников под руководством Василия Ефанова всего за полтора месяца. Работа шла круглосуточно, мастера трудились в здании ГУМа на Красной площади.
На панно изображены 60 человек, которыми гордился Советский Союз. Среди них — лётчики, полярники, ударники труда, писатели, артисты, учёные и многие другие. Название подчёркивает, что в СССР «знатными» становились не по праву рождения, как в Российской империи, а по совокупности достижений. Увы, сейчас панно можно рассмотреть только на фотографиях: оно сгорело во время Великой Отечественной войны.
Станция «Маяковская».
Памятники и барельефы — это прекрасно, но как насчёт чего-то ещё более впечатляющего? Например, на Всемирной выставке в Нью-Йорке представили отсек станции метро «Маяковская» в натуральную величину. Всю станцию, конечно, показать не было возможности — для этого понадобился бы второй павильон. Но с помощью зеркал архитектор Алексей Душкин добился нужного визуального эффекта: посетители словно очутились внутри огромного зала.
«Маяковская», открытая ещё до выставки, в 1938 г., стала первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Мозаичные панно для свода создавались по эскизам Александра Дейнеки. В Нью-Йорке проект Душкина отметили первой премией.
Сталин и дети.
Специально для Всемирной выставки Василий Сварог написал картину «И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького». В основу сюжета лёг полулегендарный случай — будто бы в 1935 г. Сталин, Молотов, Каганович, Орджоникидзе, Андреев и Ежов прогуливались в парке, и их окружили дети. Ребята были, само собой, весёлые, жизнерадостные и нарядные, а члены Политбюро — мудрые, добрые и открытые к диалогу. После беседы с детьми Сталин и компания общались с отдыхавшими неподалёку рабочими. По крайней мере, так писали в советских газетах.
Сварог внёс коррективы в руководящий состав. Ежова пришлось убрать по понятным причинам: в 1938 г. он уже оказался в опале, к началу выставки — под арестом. Не было на полотне и почившего Орджоникидзе. Освободившиеся места на холсте заняли Калинин и Ворошилов.
Хрустальный фонтан.
Одной из главных точек притяжения в советском павильоне стал хрустальный фонтан. Это были четыре метра чистого волшебства — восхищённым посетителям казалось, будто фонтан прибыл не из-за океана, а прямиком из сказочной страны.
Такого изящества и эффекта лёгкости советские технологи под руководством Федора Энтелиса добились большим трудом. Работа над фонтаном длилась семь месяцев — очень сжатые сроки для такого масштабного проекта. Хрустальные фрагменты — 77 штук — изготавливали на нескольких предприятиях. Среди них — завод «Автостекло» в городе Константиновка Донецкой области. Завод прекратил работу в 1996 г., но герб Константиновки до сих пор украшает изображение того самого хрустального фонтана.
Карта из самоцветов.
Ещё один известнейший экспонат советского павильона — мозаичное панно «Индустрия социализма». Это физико-географическая карта СССР размером 5,91×4,5 м, созданная в технике флорентийской и русской мозаики. Карта, кстати, не символическая, а абсолютно достоверная. Панно состоит больше чем из 45 тыс. пластин цветного камня, основные промышленные предприятия СССР отмечены на нем ювелирными камнями. Оправы, надписи и различные линии сделаны из платинированного серебра (позолоченного). Масса всего этого великолепия — 3,5 т. Разработкой карты занимался художник-мозаичист Владимир Фролов. Набирали панно 150 человек.
Карта не была создана специально для Нью-Йорка. Работа началась ещё в мае 1936 г., год спустя панно представили на Всемирной выставке в Париже. Успех экспоната оказался ошеломительным, поэтому гастроли «Индустрии социализма» решено было повторить. После всех путешествий карта должна была занять почётное место в главном вестибюле Дворца Советов. Сейчас панно находится в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее им. академика Ф. Н. Чернышева.
Во время Всемирной выставки в Нью-Йорке началась Вторая мировая война. Странам надолго стало не до демонстрации технических и культурных достижений и прогнозирования образа будущего. Следующая выставка прошла только в 1949—1950 гг. в Порт-о-Пренсе — столице Гаити.
(Дарья Пащенко).
#Луспекаев
Знаете ли вы?...
В возрасте 15 лет Луспекаев Павел Борисович, будущая звезда советского кино, ушёл на фронт. Воевал в партизанском отряде. Неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы ("Опергруппа 00134"). Во время одного из боёв Луспекаева тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав. Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Луспекаев не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся обойтись без ампутации. Руку удалось спасти. После выздоровления П. Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. Однако это было не единственное его ранение. Во время войны в одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. Впоследствии это сильно сказалось на его здоровье и закончилось ампутацией части ног и ужасными болям, которые он всё время испытывал. Когда он работал над фильмом "Белое Солнце пустыни", он уже был с протезами.
Знаете ли вы?...
В возрасте 15 лет Луспекаев Павел Борисович, будущая звезда советского кино, ушёл на фронт. Воевал в партизанском отряде. Неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы ("Опергруппа 00134"). Во время одного из боёв Луспекаева тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав. Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Луспекаев не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся обойтись без ампутации. Руку удалось спасти. После выздоровления П. Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. Однако это было не единственное его ранение. Во время войны в одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. Впоследствии это сильно сказалось на его здоровье и закончилось ампутацией части ног и ужасными болям, которые он всё время испытывал. Когда он работал над фильмом "Белое Солнце пустыни", он уже был с протезами.
Командующий 1-й армейской группой советских войск в МНР комкор Георгий Константинович Жуков (1896—1974) у трофейной 150-мм полевой гаубицы Тип 96 во время боев на Халхин-Голе. 1939 год.