Статистика ВК сообщества "Открытый университет ПетрГУ"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

« Рыбаки» на набережной Петрозаводска.
Краевед, журналист, писатель Николай Петрович Кутьков рассказал об авторе и (неизвестной для многих) содержательной истории одной из самых известных скульптур, расположенной на набережной Петрозаводска - «Рыбаки»
АНДРЕЙ И ПЕТР С ОНЕЖСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

Узнав некогда, что именно апостол Андрей Первозванный принес на Русь свет истинной веры, я в общем-то не сомневался, что этот подвиг и в Карелии отмечен по достоинству. Как-никак русские принесли в Обонежье и Прибеломорье христианскую религию, иконопись, письменность, продвинутую систему земледелия и очень даже неплохие навыки обработки железа. К величайшему удивлению, оказалось, что на территории республики нет ни одной церкви апостола Андрея. Карелия изобиловала храмами во имя апостолов Петра и Павла, Преображения Господня, Воздвижения Честнаго Животворящего Креста, Успения, Покрова Богородицы… Но нет ни одной часовни во имя первозванного апостола. Единственное, что удалось обнаружить – восстановленный придел в подземной церкви на о. Валаам. Да еще на Заяцком острове Соловецкого архипелага – единственный маленький деревянный храм Андрея Первозванного. И построен он летом 1702 года солдатами гвардейских полков Петра во время подготовки секретного похода через Карелию к устью Невы. Но сейчас, к сожалению, Соловки принадлежат Архангельской области.
Пока еще только догадка.
И все-таки апостол Андрей в Карелии есть! Причем в столице республики, в г. Петрозаводске имеется его скульптурное изображение. И не на окраине, а в самом центре, на выставочной эспланаде под открытым небом. Еще не догадались, где? Тогда скажу прямо. На Онежской набережной, в обличии одного из рыбаков, забрасывающих сеть в Онежское озеро. Вы, конечно, сомневаетесь. Что ж, это совершенно справедливо. Тем более что скульптура эта далеко не всем по нраву. Треть горожан и гостей города находит эту сварную композицию просто уродливой. Часть людей просто недоуменно пожимает плечами. Другие (и я имею честь принадлежать к их числу) считают «Рыбаков» очень выразительным и достойным украшением города.
Вспомним, что говорили местные газеты по поводу установки памятника в 1991 году. В основном они цитировали слова самого скульптора Рафаэля Консуэгры о смысле его подарка городу на Онеге. Это, заявил скульптор, – символ международного сотрудничества и дружбы двух великих держав, России и Америки. Два рыбака – русский и американец – совместным созидательным трудом крепят взаимопонимание народов.
Эта версия более чем устраивала городские власти в то время. Да и сейчас многие охотно принимают и разделяют эту идею. Особенно представители старшего поколения. Но некоторые факты заставляют считать эту версия далеко не основной. Для того, чтобы уяснить магистральную, главную идею, заложенную в ажурной нержавейке, необходимо ближе познакомиться с личностью самого создателя этого творения. С его мировоззрением и пристрастиями.
Религиозный скульптор с революционной Кубы

Кто такой Рафаэль Консуэгра? Кубинец по рождению и гражданин мира, считающий христианскую религию основой, духовным стержнем нашей цивилизации. Он, подобно всем испаноязычным американцам – ревностный католик. По этой причине 19-летний Рафаэль в 1960 году покинул революционную Кубу и сбежал в Майами (штат Флорида, США). В то самое время, когда все советские люди скандировали «США, руки прочь от Кубы!», обожали Фиделя и Че Гевару. А всенародно любимый поэт Евг. Евтушенко писал об эмигрантах, подобных Р. Консуэгры, так: «…дезинфекция облегчается, если сами бегут клопы». Будущий скульптор не принял революцию и социализм (только спустя 20 лет он возобновил связь с родиной). В Нью-Йорке он получил художественное образование, преподавал, 8 лет работал в Европе, потом вновь поселился в Майами, где живет до сих пор. Стал известным скульптором, автором предметных и абстрактных композиций.
Мы знаем его только как автора «Рыбаков». А не худо бы знать, что еще создал скульптор. Из его монументальных фигуративных творений более трети созданы на библейские и евангельские сюжеты. Точно таким же способом, как петрозаводская скульптура, сварен из нержавеющих трубок «Архангел Михаил», «Авраам». Очень выразительна такая же по стилистике скульптура «Санта Мария». Композиция изображает святую Марию в виде юной девушки. Над ее головой парят ажурные паруса, напоминающие о каравелле «Санта Мария», первой принесшей Америке весть из христианского мира. Одна из последних работ Консуэгры – совместное с польским художником Джоном де Розеном оформление католического колледжа св. Иоанна в Майами. Причем все оформление выполнено в духе экуменизма. Читаем в словаре: «Под экуменизмом принято понимать общение христианских конфессий, несмотря на догматические различия между ними. Такой экуменизм – диалог между Православной Церковью и иными христианскими организациями, направленный на углубление взаимопонимания и координацию взаимных действий в нехристианском мире». Правда, католический экуменизм исходит из утверждения о том, что «вся полнота истины пребывает в Католической Церкви». Это можно проиллюстрировать уже упомянутым мозаичным оформлением колледжа. Там изображен апостол Петр (в католицизме он считается первым папой) в окружении четырех архангелов. Они держат текст, прославляющий Второй Ватиканский собор (экуменический) на четырех языках: латыни, греческом, русском и арабском. Проведем также еще одно небольшое исследование, подтверждающее религиозность Консуэгры.
Петрозаводску подарен «русский» апостол!

Вот список выставок произведений, которые скульптор устроил в различных городах Флориды (в основном – в Майами) с 1990 года. Итак, 1990 – выставка в св. Елизаветы венгерской католической церкви в г. Помпано Бич; 1991 – выставка и установка скульптуры в Петрозаводске; 1992 – выставки в трех католических церквях; 1993 – выставка в Центре Божьего милосердия; 1997 – выставка в церкви св. Розы и в церкви св. Луки; 1998 – в церкви св. Иуды; 2000 – в церкви св. Габриэля (Гавриила); 2001 – в церкви св. Агаты; 2002 – в церкви св. Варфоломея; 2006 – в церкви св. Брендана; 2007 – в иезуитской подготовительной школе. Не правда ли, Петрозаводск выглядит неким странным исключением из ряда церковных выставок мастера. Только мне кажется, что это не исключение, а закономерность.
Потому можно предположить, что Консуэгра привез в Петрозаводск свою скульптуру не просто потому, что выиграл конкурс в Дулуте. Правда, готовясь к поездке, он все-таки опасался. Во-первых, примут ли вообще его христианские идеи в России, столько лет «славившейся» своим агрессивным атеизмом. Во-вторых, как отнесется православный Петрозаводск к его экуменизму, так сказать, католического толка? Поэтому скульптор, скорее всего, если не слукавил, то смикшировал, приглушил пафос своего дара. Он просто сделал акцент на второстепенном смысле своего творения. И не ошибся: идея совместного созидательного труда, как говорится, прокатила на ура. Ее оказалось более чем достаточно для оправдания непривычных скелетообразных фигур.
Кого же на самом деле изобразил автор? Два рыбака, согласно евангельской трактовке, это – два брата, апостолы Петр и Андрей. Одни из первых учеников Иисуса, который призвал братьев-рыбаков стать «ловцами душ человеческих». Причем, как известно, Петр со временем стал особо почитаемым святым, главным символом папской церкви. Его ключи на гербе Ватикана. Какой самый большой в мире храм самой распространенной в мире христианской конфессии? Католический собор св. Петра в Ватикане. Там возле бронзовой статуи Петра, как в советские годы к Мавзолею, движется бесконечный поток паломников и туристов. Согласно ритуалу, нужно при этом коснуться правой ступни апостола. Во время экскурсии по собору я, честно говоря, не собирался этого делать, но когда приблизился, рука сама скользнула по отполированной миллионами рук бронзе. И поразился, увидев, как эти мимолетные прикосновения за 700 лет сошлифовали едва ли не 5 сантиметров металла. Почитают там апостола, это факт.
А об апостоле Андрее существует такой апокриф. Он, якобы, один из всех 12 апостолов посетил русские земли (и даже, согласно легенде, побывал на святой земле Валаама). Поэтому представляется справедливым, что Консуэгра воплотил в скульптуре близкую ему идею совместного уловления душ двумя братьями апостолами. Оба они – первые христиане, только впоследствии пошли каждый своей дорогой. Причем для скульптора важно было и то обстоятельство, что «Рыбаки» предназначались городу Петра на Онежском озере. Святым патроном основателя нашего города был именно апостол Петр. Итак, двое братьев, католик и православный, раскидывают над Вселенной сети христианской веры. Посмотрите на них внимательно: который из них Петр? Наверное, тот, который чуть впереди? А может, и наоборот… Нет, в этом теперь уже точно не разобраться…

Николай Кутьков

89 6 ER 5.0530
НАГОРНАЯ, АНГЛИЙСКАЯ, МАРИИНСКАЯ
Автор архивной статьи - Елена Евгеньевна Ициксон, историк архитектуры.
Такие названия носил в прошлом проспект Карла Маркса
Нет сомнения в том, что на вопрос о самой красивой улице Петрозаводска большинство жителей города и приезжих ответят: проспект Карла Маркса. При этом подразумевается та часть проспекта, что находится между площадью Ленина (бывшей Круглой) и Кирова (бывшей Соборной).
Чем же так хорош проспект К. Маркса? Во-первых, тем, что, застроенный лишь с одной стороны, обращен в сторону озелененной поймы Лососинки и раскрыт на юг: с ранней весны солнце привлекает сюда гуляющих, а ряд домов закрывает променад от северных ветров. Во-вторых, застройка проспекта представляет собой архитектурный ансамбль, каких совсем немного в Петрозаводске. Ансамбль этот сформирован в 1950-е годы по единому замыслу - здания соразмерны человеку, создают комфортную среду, да и просто красивы сами по себе.
Проспект Карла Маркса - одна из самых старых улиц Петрозаводска: в этом году ей исполняется 227 лет. Рождением улицы можно считать декабрь 1776 года, когда строитель и начальник Александровского завода Аникита Ярцов распорядился о заселении вновь построенных деревянных домов "от каменных палат по Нагорной линии (как ей и именоваться следует)" для заводских специалистов.
Каменными палатами называли строения на Круглой площади, а Нагорной линией - теперешний проспект К. Маркса. Линия - потому что застроена эта улица была лишь с одной стороны (вспомним линии Васильевского острова в Петербурге, сохранившие свои названия до сих пор), а Нагорная - потому что проходила по высокому обрыву надпойменной террасы Лососинки.
Нагорная линия родилась не на пустом месте - еще во времена Петровских заводов, в начале XVIII века, по этой трассе шла дорога на Петербург. О том, что тогда это был "загород", свидетельствует существование в ту пору кладбища с часовней на месте нынешнего универмага "Карелия". О выносе этого кладбища с настоятельным предложением к "его преосвященству Олонецкому и Каргопольскому" обращался А. Ярцов, желая продолжить застройку Нагорной линии и таким образом соединить Александровский завод и новый административный центр на Круглой площади со слободой при бывших Петровских заводах. Нагорная линия при этом становилась главной и практически единственной улицей без пяти минут города.
Деревянные дома на новой улице представляли собой не избы, а вполне городские, хоть и небольшие, здания, так как строились по "образцовым" проектам с соблюдением определенных пропорций и размеров уличных фасадов, окон, простенков, цоколя. Для того, чтобы скрыть бревна, бревенчатые фасады обыкновенно либо обкладывались тонкой кирпичной стеной и штукатурились, либо обшивались тесом. Именно в одном из таких домов на Нагорной линии в 1784-1785 годах жил Олонецкий гражданский губернатор Г. Р. Державин. С появлением в Петрозаводске в 1786 г. в качестве нового директора Александровского завода англичанина Чарльза Гаскойна, привлекшего за собой достаточное количество своих соотечественников, Заводская и Нагорная линии все чаще стали называться Английскими улицами, так как именно там стали селиться "английские художники", т.е. горные специалисты Гаскойна. Иногда Нагорную линию, в отличие от другой Английской, именовали Петербургской линией - по-видимому, в память о том, что здесь когда-то проходил Петербургский тракт.
В 1790 году губернский архитектор Федор Крамер начал возведение первых 15-ти двухэтажных каменных лавок Гостиного двора, запроектированного в конце Английской улицы возле Соборной площади. Строительство Гостиного двора продолжалось в течение многих лет: сначала застраивалась его часть, обращенная к главной улице, затем - другие три стороны с образованием внутри этого сооружения хозяйственного двора.
Здание Гостиного двора представляло собой монументальное каменное двухэтажное строение с открытыми на улицу аркадами и решенное в стиле классицизма. Торговые и складские помещения, объединенные открытыми галереями, располагались по периметру стен в два яруса; ограждением верхнего служили каменные балюстрады. Главный фасад здания Гостиного двора, крупнейшего торгового центра города, вогнутой дугой образовывал небольшую торговую площадь, отделенную от проезжей части улицы пешеходным бульваром. Благодаря своему назначению, а также характерному архитектурному образу, Гостиный двор господствовал на главной улице Петрозаводска до 1940-х годов, пока не был разрушен во время Великой Отечественной войны.
В XIX веке на Английской-Петербургской появились каменные двухэтажные дома, а также здания почтовой конторы и городской управы с пожарной каланчой. В 1858 году напротив Гостиного двора по проекту губернского архитектора Василия Тухтарова был построен каменный павильон гауптвахты, взамен деревянной, которая "своим видом безобразила общую картину главной дороги" и центра города.
Новая гауптвахта представляла собой красивый павильон, на главном фасаде которого доминировал выступ с тремя арками; общее симметричное решение здания завершала квадратная в сечении башня с большими круглыми окнами. В одном из окон предполагалось разместить часы с боем.
На рубеже XIX и XX веков в этом здании размещалась публичная библиотека, а ныне оно обстроено и находится внутри кукольного театра - арки и квадратные столбы гауптвахты можно наблюдать в его фойе.
В 1885 году Английская ул. вместе с Онежской набережной были переименованы: одна - в Мариинскую, другая - во Владимирскую в честь посещения Петрозаводска "их императорскими величествами великим князем Владимиром Александровичем и супругой его великой княгиней Марией Павловной".
В 1912 году Мариинская украсилась еще одним сооружением - вновь построенным по проекту инженера-архитектора В. Лядинского каменным зданием Благотворительного общества с большим зрительным залом на 550 мест, где игрались спектакли, а позже разместился кинотеатр "Триумф" и уже в советское время - Государственный театр драмы. Архитектор С. Бродский в 1965 году перестроил оба здания, стоящие рядом, - театра и гауптвахты - в единый театральный комплекс, который в настоящее время претерпевает очередные реконструктивные мероприятия с изменением внешнего вида по меркам нынешней архитектурной моды.
После революции 1917 года Мариинская, получившая имя Карла Маркса и статус проспекта, долгое время сохраняла свой прежний облик. Лишь в результате осуществления решений генерального плана Петрозаводска 1946 года бывшая Мариинская приобрела свой современный вид. В соответствии с генеральным планом проспект К. Маркса и замыкающие его площади Ленина и Кирова являлись главными составляющими архитектурно-композиционной оси центральной части города.
На площади Кирова планировалось возведение Дворца Советов, главного здания Карело-Финской ССР, что повлияло на образное решение архитектуры будущей застройки улицы. В процессе реконструкции, которая проходила в два этапа, проспект был расширен на 9метров: новые здания строились вторым рядом за существующими, которые затем сносились.
Расширение проспекта позволило создать вдоль домов второй ряд зеленых насаждений, что с учетом существующей аллеи на его незастроенной стороне превратило городскую улицу в большой бульвар. Участок проспекта между площадями длиной 600 метров застроен семью зданиями, шесть из которых были возведены практически одновременно - с 1951 по 1956 годы. Это позволило создать интересный градостроительный ансамбль.
Привлекают внимание объемы, которые располагаются на угловых участках, образованных пересечением проспекта К. Маркса с вливающимися в него под острым углом улицами Дзержинского, Кирова и Куйбышева. Разные архитекторы решали постановку своих зданий одинаково, так что на каждом перекрестке образовалась маленькая площадь, ориентированная в сторону площади Кирова. Поддерживая эту градостроительную идею, авторы сумели каждый по-своему превратить "неудобный" острый угол здания в главный фасад, решенный симметрично и раскрытый на проспект.
Четырехэтажная, со спокойной линией карниза застройка проспекта подчеркивает его положение между двумя площадями. Исключением стали здания, выходящие к площадям Ленина и Кирова, акцентированные одно глухим бельведером по оси главного входа (административное здание "Кареллеспрома" на углу улицы Андропова; 1956, арх. А. Власов и Э. Звартау), другое - двумя восьмигранными башенками (дом с кафе на углу улицы Куйбышева; 1956, арх. Л. Тарлер).
Здания на проспекте К. Маркса построены в стилях неоклассицизма (административные) и неоренессанса (жилые), характерных для советской архитектуры 1930-1950-х годов. Все дома оштукатурены, первые этажи рустованы, а верхние завершаются богатыми карнизами. Здания украшают ритмичные ряды лепных деталей и развитый ордер, близкий к своим историческим прототипам. Все жилые дома в первых этажах имеют магазины или кафе с витринными окнами, придающими проспекту выраженный общественный характер.
В проектировании зданий на проспекте принимали участие карельские и ленинградские архитекторы: М. Старченко (дом № 22; 1952), Л. Тарлер (дома №№ 12, 14; 1956), М. Вячеславина (адм. здание МВД; 1951; дом № 20; 1953). Впоследствии здесь работали архитекторы Э. Тентюкова, запроектировавшая в начале 1960-х пристройку к зданию "Кареллеспрома" (дом № 24), сохранившую стилевые черты основного здания, а также Л. Ротинов и В. Архипов, построившие в 1967 году универмаг "Карелия". В здании универмага авторы попытались гармонически увязать современную архитектуру с существующей застройкой проспекта ритмически и масштабно, не нарушив ансамбля 1950-х годов.
Неотъемлемой частью проспекта К. Маркса является его бульвар. Первая попытка благоустроить Английскую улицу была предпринята еще в 1840-е годы: провели аллею, высадили деревья - "но без присмотра все сделанное уничтожилось". На генеральном плане Петрозаводска, составленном губернским архитектором В. Тухтаровым в 1854 году, и плане 1879 года место для гуляния и липовая аллея на Мариинской улице были обозначены отдельными экспликационными номерами наряду с важнейшими зданиями города. Однако, судя по тому, что в 1908 году в Петрозаводске опять - в который уже раз! - проводилась очередная благотворительная акция по сбору средств на Мариинский бульвар, насаждения по-прежнему "уничтожались". Чаще всего козами, но, скорей всего, из-за отсутствия присмотра и постоянного ухода. Нынешний бульвар, в начале ХХ века засаженный тополями, которые постепенно заменяются липами, уже почти 100 лет радует горожан и придает проспекту неизъяснимую прелесть в любое время года.

Елена ИЦИКСОН,
архитектор
Лицей, 2003 год., №4

56 1 ER 3.1366
Первые дачи под Петрозаводском
Николай Петрович Кутьков, историк, краевед, журналист рассказывает.

Все окрестности Петрозаводска, за исключением всего противоположного берега Петрозаводской губы, считались городскими владениями еще с начала 1780-х годов. Ведь горожанам нужны были выгоны для скота, поля для ржи и овса, покосы и т. д. Но уже тогда в городской зеленой зоне появились и первые дачи в нынешнем понимании.
Первым дачником нашего города в конце XVIII века был, по-видимому, генерал-губернатор Тимофей Тутолмин. Он имел роскошный загородный дом на Древлянке, окруженный тенистыми аллеями и экзотическими цветниками. Туда по приглашению хозяина съезжалась вся петрозаводская знать. Гости гуляли, амурничали в уютных беседках, но по сигналу пушки непременно должны были явиться к обеду. У самого Тутолмина за просторным столом имелось отдельное кресло на подиуме. После отъезда тщеславного хозяина двух губерний дачные угодья на Древлянке достались епархии и были известны как архиерейская дача. Чуть попозже Тутолмина дачником стал и горный начальник Адам Армстронг. Он построил себе загородный дом на берегу Логмозера, через пролив от Сретенской церкви. Летом он буквально каждый день ездил туда на собственной двуколке по лесной дорожке, берущей начало от Предтеченской часовни, что стояла на Петербургском тракте возле нынешней высотки налоговой инспекции на Первомайском. Еще Адам Армстронг в начале 19 в. частенько наведывался в Кончезеро, где его крепостные занимались огородничеством и выращивали диковинный американский клубень картофель. Местные крестьяне считали «земляные яблоки» несъедобными, поэтому в их обиход картошка вошла только через полвека. Но зато всерьез и надолго. Какой же нынешний дачник без картофельной сотки?
Почему Армстронг не обзавелся дачей в самом Кончезере? Не было моста через полноводную и быструю Шую, лишь лодочная переправа, отчего одну из Шуйских деревень называли Перевоз. Даже к приезду государя императора Александра Первого мост не поднатужились выстроить. Так Благословенный и переехал Шую на крестьянской лодочке, скамейку которой из уважения к высочайшей особе застелили ковром.

Кто живет на Бараньем Берегу?

Местечко Бараний Берег в советские времена заняли под дачи маститые члены разных творческих союзов. Некоторые горожане, что называется, «из хулиганских побуждений» иногда звонила особо одиозным фигурам этой творческой обоймы и вежливо интересовалась, знают ли они, почему место их летнего проживания называется Бараний Берег. Особо непонятливым объясняли, что в честь их присутствия на этом некогда очень престижном и недоступном для простых смертных побережье.
А действительно, почему это симпатичное место назвали так неподобающе? Может быть, виноваты камни (бараньи лбы), коих большое изобилие на всем побережье? В городских документах до середины 1920-х гг. никакого Бараньего берега не упоминается. Только местечко Зимник. Там петрозаводские чиновники когда-то начали строить себе дачи. До того там стояла изба для обогрева путешествующих по Олонецкому зимнику (санному пути на север).
Только в начале 1930-х впервые появилось упоминание местечка Бараний берег (в просторечье ― «Барашка»). И названию, оказывается, была вполне прозаическая причина. В середине 1920-х, когда разрешено было частное предпринимательство, там была устроена мастерская по выделке овчин. Отдаленное место выбрали по чисто технологической причине. Обработка бараньих шкур требовала большого количества воды и вообще-то изрядно загрязняла среду. Поэтому через несколько лет производство там свернули, а берег передали лыжной фабрике под первый дачный кооператив. Участки там могли получать только ударники и стахановцы. В 1930-е годы на «Барашку» ходил речной трамвайчик.
До войны на полуострове с противоположной стороны Бараньего берега, со стороны открытого озера, в местечке Окунья Тоня, был построен дом инвалидов. После войны его передали министерству образования для детей-сирот. Потом бывший детский дом был отдан опять-таки под дачи работникам просвещения.
Финны-оккупанты, признанные знатоки и ценители северных красот, освоили для отдохновения тихое местечко Маткачи на Сургубе оз. Укшезера, доставшееся потом по праву сильного республиканскому НКВД. У партийной номенклатуры некоторое время в почете был Сайнаволок, затем ― Шуйская Чупа.
Сейчас очень многие нынешние села и деревни в окрестностях Петрозаводска уже можно рассматривать как дачные селения.
Подрисуночные:

Архиерейская дача на Древлянке (сейчас это дом №15 по ул. Лососинской). Архивное фото

Дом отдыха в Сайнаволоке. Финский военный архив

Нынешний вид архиерейской дачи. Фото из личного архива

39 5 ER 2.3746
Открытый университет ПетрГУ приглашает 3 июня 2021г. в 19 час. на открытую лекцию Елены Евгеньевны Ициксон всех, кто желает и может позволить себе посетить эту лекцию.
Мы хотим в конце семестра увидеть вас, дорогие друзья, напомнить о том, что мы существуем – с надеждой на улучшение общей ситуации и на дальнейшие встречи очно – осенью.
Обратите внимание!
Действующие ограничения и необходимость соблюдать масочный режим вынуждают нас максимально изолироваться от университетских потоков студентов и преподавателей. Поэтому наша лекция состоится в новом для нас помещении – лекционной аудитории Молодежного инопарка.
Как пройти? Вход №6а (вас там будут встречать) – во дворе главного корпуса ПетрГУ со стороны ул. Анохина. Через этот вход можно по лестнице подняться прямо в новую для нас лекционную аудиторию – это между первым и вторым этажами главного корпуса.
Тема лекции та же, что должна была быть в конце марта 2020 года: «Кварталы исторической застройки Петрозаводска». Это третья часть рассказа об ул. Куйбышева.
Из аннотации Елены Евгеньевны:
«Улица Куйбышева по первому конфирмованному плану Петрозаводска доходила только до городского вала, служившего границей города к 1785 году.
Теперь на месте городского вала располагается Левашовский бульвар, а улица Куйбышева, бывшая Соломенская – Жуковская, прошла за него, обрастая по обе стороны городской застройкой. Улица Куйбышева, выйдя за Левашовский бульвар к Неглинке, так долго сохранялась в своем первозданном деревянном обличье, что к XXI веку представляет собой два очень разных Петрозаводска.
Один – вполне современный, складывавшийся на рубеже 2000-х. Второй – осколок того старого, дореволюционного, почти забытого…
Когда возникли первые дома за бывшим Градским валом, линию которого ныне фиксирует Левашовский бульвар? И что там было еще, кроме обывательских усадеб? Как менялась (и меняется до сих пор) во времени застройка продолжения одной из старейших улиц города? И что такое резерват застройки Петрозаводска конца XIX – начала XX века?
На все эти вопросы можно получить ответы на следующей лекции цикла – «Кварталы исторической застройки».

63 4 ER 2.7390
ДОМ ГОРНОГО НАЧАЛЬНИКА - СВИДЕТЕЛЬ ИСТОРИИ
Дом сейчас на реставрации.
Об истории одного из самых значительных строений Петрозаводска рассказывает Елена Евгеньевна Ициксон.
В 1786 году в Петрозаводск прибыл новый директор Александровского завода и новый управляющий Олонецким горным округом - шотландец Чарльз Гаскойн. Известный инженер-металлург, руководитель знаменитых Карронских чугунолитейных заводов в Англии, он был приглашен Екатериной II по контракту для реорганизации металлургической промышленности России.
Гаскойн приехал не один - он привез с собой более десятка специалистов горного и заводского дела. Впоследствии прибыла еще группа из 23 человек. Карла Карловича, как стали называть Гаскойна в России, и первых прибывших в Петрозаводск "английских художников" поселили в четырех деревянных домах "по линии от завода к каменным корпусам" Круглой площади. В свое время Ярцов назвал эту линию Заводской, за которой после приезда англичан прочно закрепилось новое название - Английская. Здания были освобождены, оштукатурены, в них было проведено что-то вроде евроремонта (все-таки для иностранных специалистов!), перед домами разбиты цветники. У будущих апартаментов Гаскойна даже устроен "фонтан с литою фигурою".
Карл Карлович энергично принялся за работу, и в течение двух с половиной лет, с осени 1786 по 1789 год, в Петрозаводске был построен практически новый завод - самый мощный в Европе, оснащенный по последнему слову техники. Ввиду большого объема проектных и строительных работ для помощи Гаскойну были приглашены архангельский архитектор Березин и механик - читай, инженер - Федор Крамер из Твери.
Крамер стал губернским механиком, а затем был пожалован должностью губернского архитектора, по-видимому, за успехи в проектировании и строительстве многочисленных заводских и гражданских объектов, среди которых Гостиный двор, а также за реконструкцию в 1789 году Петропавловской "новоманерной" церкви.
Новый директор завода и сам был достаточно опытным проектироващиком. Об этом свидетельствует тот факт, что в Луганске, где с 1796 года Гаскойн возводил очередной металлургический завод, он сам выполнял всю работу архитектора - от изготовления чертежей до авторского надзора за строительными работами.
Архитектурно-проектная группа Гаскойн-Крамер-Березин, работавшая над реконструкцией Александровского завода, выполнила чертежи всего комплекса предприятия, включая основную "промплощадку", вспомогательные здания, а также новый дом для директора по Заводской линии. Слово "промплощадка" взято в кавычки намеренно, ибо то, что было построено, аккуратными корпусами и своими красивыми башенками скорее напоминало средневековый замок.
Новые здания Александровского завода, возводившиеся из камня и кирпича, расположились по периметру обширного прямоугольного двора. Особенно украшали этот архитектурный комплекс небольшие "полуциркульные дворы", замыкающие заводскую территорию с севера и юга.
Гаскойн оказался не только хорошим архитектором, но и профессиональным градостроителем. Понимая, что огромный завод является композиционным центром совсем небольшого города, две площади и главная улица которого раскрыты на этот завод, он постарался придать производственным строениям "гражданское лицо". Таким образом, он вводил завод в контекст города, не делая гражданскую архитектуру последнего придатком промышленного монстра. Этот очень цивилизованный подход к решению производственной застройки, похоже, ушел вместе с Гаскойном и является для нынешнего Петрозаводска недосягаемым образцом. К сожалению, до нашего времени на территории бывшего Александровского завода, а ныне - Онежского тракторного, не сохранилось ни одного строения, относящегося к XVIII веку.
Что касается директорского дома, то он стоит на своем месте уже более 200 лет - на бывшей Заводской, потом Английской, а теперь - улице Энгельса, и является одним из старейших зданий Петрозаводска вместе с комплексом Круглой площади и бывшей мужской гимназией (ныне музей ИЗО).
Дом горного начальника, как стали называть его впоследствии, представляет собой уникальный для Петрозаводска сохранившийся ансамбль городской усадьбы эпохи классицизма. В городскую усадьбу обычно входили главный дом и примыкающие к нему службы и флигели, а также, в большинстве случаев, сад. Построенный единовременно, ансамбль дома горного начальника сохранил почти все свои элементы.
К моменту строительства нового директорского дома, по красной линии улицы на этом месте стояло деревянное здание заводской канцелярии, одно из строений, возведенных Ярцовым в 1774-1776 годах. Этот фундамент и стал основой для главного двухэтажного деревянного дома усадьбы. Вокруг дома, расположенного на высоком каменном цоколе, появились каменные двухэтажные службы, образующие небольшие курдонеры со стороны улицы. Маленькие флигели "об одном окошке", поставленные торцом к улице, завершили симметричную композицию ансамбля. В решении данной усадьбы привлекает то, что все вспомогательные здания пристроены к главному дому, образуя единое, сложное в плане сооружение, а не разбросаны по участку. Это позволило увеличить физические размеры комплекса, подчеркнуть его симметричность и тем самым придать ему необходимую репрезентативность.
Архитектурно-планировочное решение дома также симметрично, что характерно для зрелого классицизма: главный фасад акцентирован центральным плоским ризалитом с равным ему по ширине фронтоном, возвышающимся над карнизом здания. Плоскость фронтона украшена большим полукруглым окном. Выделенные белым цветом угловые пилястры, горизонтальные тяги и фигурные наличники окон дополняют декоративное убранство здания.
Постановка здания среди обширного, почти незастроенного участка, границей которого на ту пору являлся сосновый лес, видимо, повлияла на трактовку его фасада, обращенного в сад и к лесу. Решенный более пластично, парковый фасад придает зданию с внутренней стороны загородный характер. Здесь интересен двухсветный эркер, из которого когда-то существовал выход прямо в сад и полукруглые маленькие выступы с арочными окнами. Два сильно выступающих ризалита каменных двухэтажных служб образуют придомовую, защищенную от ветра зону, служащую своеобразным продолжением интерьера. В подобной связи внутренних помещений с ландшафтом, усадьбы - с городом видится одно из высших выражений традиции классицизма, для которых на первом плане стояла разработка пространственных решений.
Украшением усадьбы, без сомнения, служил парк. В традициях русских усадебных парков конца XVIII - начала XIX веков собственно парк был довольно небольшим, решенным в стиле голландского сада - сада эпохи романтизма, являющегося органической частью на переходе от архитектуры дома к пейзажному усадебному парку или существующему лесу.
Описание "Садика императрицы Марии Федоровны" в Павловске вполне может дать представление о садике Гаскойна в Петрозаводске: "Маленький этот сад, прилегающий ко дворцу, устроен на голландский манер. Он пересекается двумя аллеями, разделяющими его на четыре части. Множество душистых цветов наполняют его приятнейшим благоуханием".
В то время было принято делать сады с обилием цветов, которые были бы видны из дома и служили как бы рамами для пейзажа, в данном случае - естественного соснового леса. Сад горного начальника явился основой будущего парка пионеров, слившись в конце XIX века с губернаторским садом, который начал создаваться лишь в 1840-е годы. При выполнении в 1999-2000 годах проекта реконструкции бывшего парка пионеров авторы проекта попытались возобновить у дома Гаскойна террасу и партерный голландский сад с цветниками, надеясь на восстановление усадьбы в целом.
Анализ существующей системы несущих стен дома позволяет воссоздать его первоначальную планировку. По традиции, главный вход и сени находились сбоку, парадные комнаты - вдоль уличного фасада объединены анфиладой. Но есть и отступления. Главными являются два помещения, расположенные посредине дома, на его поперечной оси, почти равные по площади: зал, обращенный тремя высокими окнами в сад (85 кв. м) и гостиная, освещаемая пятью окнами главного фасада (72 кв. м). Перепланировка проводилась, в основном, в XX веке, связана с изменением функции здания и представляет собой возведение дополнительных перегородок. Пристройка к главному дому справа от лестничной клетки нарушила симметрию фасада. Практически дом горного начальника дошел до нашего времени в том виде, в каком был построен, если не считать утраты левого флигеля.
Кто был автором проекта этого дома - Березин, Крамер или сам Гаскойн, пока документально не установлено, но несомненно, что планировка всей усадьбы и ее главного дома решалась самим будущим хозяином, и решалась в точном соответствии с традициями классицизма.
Дом горного начальника охраняется государством как памятник истории федерального значения. Но не в связи с тем, что в нем в течение века жили выдающиеся инженеры и гордость отечественной металлургии, а потому, что в январе 1918 года здесь было провозглашено установление Советской власти в Карелии. В доперестроечные годы такой статус являлся достаточно серьезной охранной грамотой для здания, однако оно вполне заслуживает статуса памятника архитектуры, а также серьезного изучения и реставрации. Нам ничего не стоит потерять этого свидетеля истории Петрозаводска, которая у нас все чаще сохраняется лишь на старых открытках.


Елена ИЦИКСОН,
Лицей 2003 № 5

57 4 ER 2.5491
Открытая лекция по истории России и Карелии
« Неизвестный царь Петр и Русский Север ».
Лекция состоится 16 июня в 18 час. в 356 ауд. главного корпуса ПетрГУ (пр. Ленина,33)
Вход свободный.
Лектор - Михаил Юрьевич Данков, историк, автор 270 научных работ по истории и культуре Русского Севера.
Действительный член Русского Географического общества, член Ассоциации работников «Музеи России». Заслуженный работник культуры Республики Карелия.
Лауреат литературной премии журнала «Север» за 2016 г., лауреат Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» в 2016 г.
Работа поддерживалась Шведским институтом (Стокгольм), Национальным музеем Мальты (Ла Валетта), Восточно-европейским архивом при университете г. Бремен (Германия), Фондом культуры России. участник научных конференций и конгрессов, в том числе и посвященных 350_ летию со дня рождения Петра Первого.
Михаил Данков: « Мы живем в удивительное время, когда стремительно вносится правка не только в сиюминутность, но и в устоявшиеся представления. Мне кажется, современный историк обязан идти спиной вперед и внимательно смотреть назад. Я уверен - если будем обращаться к прошлому, то научимся говорить о будущем. Свое предназначение вижу в интерпретации событий петровского времени. При этом истолкование факта гораздо предпочтительнее самого события».
Анонс лекции :

1. Таинственная трасса Вардегорский мыс - Повенецкий рядок. Август 1702 г.
2. Малоизвестные царские резиденции нач. XVIII в., на территории Шуйского погоста Олонецкого уезда (индустриальный петровский посад на берегу Онежского озера, «Половинный стан», с. «Дворцы», Олонецкая верфь). Дворцовые комплексы не сохранились.
3. Секретный «Чертеж Петровских заводов строению, а что в котором месте построено значит под цыфирным словам» саксонский фейерверкер на русской службе «artillery oberster M. Wittwer». нач. 20-х гг. XVIII в. артиллерист М.М. Витвер.
4. Загадочная Петровская фортеция заводского посада 1712-1715 гг.
5. Тайны Петропавловских храмов 1702-1704 гг.
6. Соратники царя и Карелия, герои марсовых потех М. Щепотев, И. Муханов, А. Головкин, М. Волков, горный мастер И. Патрушев, коменданты Олонецкого округа И. Яковлев, А. Чоглоков и И. Тормасов, врач и дипломат П. Постников, архимандрит Фирс и архиепископ А. Холмогорский и другие.
7. Неизвестные иноземцы, сподвижники Петра и Карелия. Клане Марселисов, отец и сын А. Бутенанты, горный мастер И. Блюэр, гравер А. Шхонебек, инженер де Герэн, капитаны кораблей П. Памбурх и Я. Валронт, полковник М. Бордовик, фейерверкер М. Витвер.
8. Хронология и Царь, который провел в Олонецком уезде 225 дней своей жизни.

80 0 ER 2.6811
СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ: УТРАЧЕННЫЙ АНСАМБЛЬ
На многих старинных фотографиях и открытках с изображением Петрозаводска мы видим группу красивых соборов, словно поднимающихся друг за другом по прибрежному склону Онежского озера к центру большой площади, которая так и называлась - Соборная.
Ее архитектурный ансамбль, создававшийся в течение 90 лет, завершился в 1872 году возведением Святодуховского собора, проект которого разработал губернский архитектор Василий Тухтаров. Соборная площадь застраивалась по первому, официально утвержденному в 1785 году плану Петрозаводска. В соответствии с этим планом на ней должны были разместиться Главное народное училище (впоследствии - губернская гимназия), духовная консистория, дом епископа и новый кафедральный собор. В общую композицию были включены существующие деревянные церкви - Петропавловская и Духовская, а также "березовая роща, насажденная государем императором Петром Первым" и сохраняемая на генеральном плане Петрозаводска как мемориальный элемент в честь основателя Петровских заводов.

Главное народое училище построено в 1790 году. Однако прежде, чем продолжать формирование Соборной площади, необходимо было освободить место от старых и ветхих зданий, в большинстве своем относящихся еще ко времени Петрозаводской слободы. В реестре, представленном в 1791 году городским комендантом генерал-губернатору Тутолмину, показано более 100 домов, подлежащих сносу. Тутолмин, чтобы ускорить процесс расчистки территории будущей площади, даже предложил выдавать денежное пособие хозяевам и владельцам для постройки новых домов взамен сносимых.

Соборная площадь, как и все площади периода классицизма, имела не только правильный план, но и простейший план, что характерно для классического понимания архитектурных форм. Четырехугольная площадь, по периметру обстроенная двухэтажными зданиями, среди которых духовная консистория, мужская и женская гимназии, ремесленное, городское и приходское училища, Николаевский детский приют, раскрывалась на пойму Лососинки и сердце города - Александровский пушечно-литейный завод.

Городские площади в то время почти всегда были довольно большого размера: так Соборная более чем в полтора раза превосходила Круглую, имея габариты в плане примерно 150 х 200 метров. В размахе ансамблей начала XIX века выражались сила и величие Российской империи. Однако, создавая громадные площади, мастера классицизма не нарушали предельных соотношений между их глубиной или шириной и высотой застройки. Вертикаль пятикупольного Святодуховского собора, выступив почти на середину пространства обширной площади, сделала ее пропорциональной и гармоничной. В то же время громада собора соединила в один грандиозный ансамбль две площади городского центра (Круглую и Соборную) и главную улицу (Мариинскую). Этот ансамбль, обращенный к Лососинке, по своим масштабам приближался к петербургским и очень хорошо обозревался при отсутствии высокой растительности на бульваре и в пойме реки. Именно в это время объемно-пространственная организация Петрозаводска достигает своего апогея - город приобретает индивидуальный образ и выразительную панораму.

К сожалению, в настоящее время и панорамой, и силуэтом, и завершенной Соборной площадью мы можем любоваться только по старым фотографиям. Безусловно, разрушение в 1936 году кафедрального собора, а еще ранее - в 1924 году - уничтожение соборов Петропавловского и Воскресенского, явилось катастрофическим для города. С исчезновением своих главных пространственных ориентиров и высотных доминант Петрозаводск в значительной мере утратил своеобразие, а Соборная площадь исчезла как городской ансамбль. Оказалось, что она, нынешняя площадь Кирова, слишком просторна, свободна, и окружающая ее двухэтажная застройка, когда-то "аккомпанирующая" собору, словно разбежалась в стороны.

В 1946 году пытались поставить на месте кафедрального собора Дом правительства Карело-Финской ССР, даже проводился всесоюзный архитектурный конкурс, который дал несколько интересных предложений. Победителем его стал Дмитрий Масленников - архитектор, возглавлявший с 1945 по 1952 годы Управление архитектуры республики. Масленников, хорошо зная градостроительную ситуацию и историю Петрозаводска, предлагал поставить на площади Кирова достаточно большое и интересное по силуэту здание, в какой-то степени заменявшее утраченный собор. Но этому проекту по неизвестным причинам не суждено было осуществиться.

В 1955 году на площади Кирова по проекту архитекторов С. Бродского, А. Максимова и Е. Чечика был построен Музыкально-драматический театр. Здание театра оказалось не в состоянии организовать столь большое пространство, потому как и поставлено не на том месте, где стоял собор, и высотой не вышло.

Впоследствии проводился не один конкурс на застройку площади, не одно поколение архитекторов пыталось новыми средствами воссоздать утраченную гармонию - тщетно: новый ансамбль не получается. А площадь Кирова хороша своими просторами для демонстраций, праздников и ярмарок, на которые смотрят дошедшие до нас из старых времен здания: две бывшие гимназии да два бывших училища.
Елена Евгеньевна ИЦИКСОН, архитектор, историк архитектуры.
Интернет-газета "Лицей", 2003 г. №3

20 1 ER 1.6982
Лекция – консультация по психологии.
«Жизнь в эпоху пандемии. Вопросы и ответы»
Актуальные вопросы и проблемы современной жизни обсуждают Екатерина Николаевна Базарова, психиатр- психотерапевт ( кафедра неврологии, психиатрии и микробиологии ПетрГУ) и Кабанова Лилия Ивановна , философ (кафедра философии и культурологи ПетрГУ). Ценности, установки, способы бытия в мире. Как жить, когда плохо , но надо жить в реальности. Недооцененные опасности, последствия и надежды.
Ждем ваши вопросы в комментариях!
Онлайн лекция-консультация в форме диалога состоится 16 июня( среда) , начало в 16час. Адрес ссылки ,по которой можно смотреть трансляцию и последующую запись разговора, опубликуем накануне лекции.

68 5 ER 2.4819
Эмоции : Подавить Нельзя Выразить.
Продолжение цикла открытых лекций – консультаций по
психологии. «Эмоции часто оказываются помехой, трудным испытанием. Может, их подавлять?..»
Лекция состоится в среду 1 июня в 18:30 в 356 ауд. главного корпуса ПетрГУ (Ленина,33)

Лектор – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ПетрГУ, практикующий психолог- консультант

Николай Владиславович Юдин.

Эмоции достались нам от предков - мы знаем, что животные тоже умеют грустить, злиться, радоваться и бояться. Поэтому, в отличие от интеллектуальных возможностей, эмоции мало развиваются - скорее, они даны нам природой в готовом виде. И у человека возникает резонный вопрос: а куда деть это наследство? Что с ним делать?
Одно из традиционных пожеланий клиентов - "избавьте меня от этих чувств". Ведь эмоции часто оказываются помехой, трудным испытанием. Может, их подавлять?
С другой стороны, кто-то, наоборот, считает, что эмоции надо выражать безотносительно того, что подумают окружающие, и сталкивается с непониманием окружающих: "Не ной", "не хочу слышать твой негатив".
Что же делать со своими эмоциями? Как их выражать и стоит ли? Чему учить своего ребенка?
Почему "управлять" не равно "подавлять"
О чем сообщают нам эмоции ?
Как отличить истинные эмоции от фальшивых?
Как выразить свои чувства
Что делать с чувствами ребенка и как его поддержать ?
Как связаны эмоции, психосоматика и зависимости?

94 0 ER 2.5886
Что представлял собой Петрозаводский уезд в конце XIX века ?
Продолжаем изучать статью о столице Карелии, опубликованной в энциклопедии Брокгауза и Ефрона
О том, какими успехами Петрозаводск встречал свой день рождения 120 лет назад, мы уже рассказали. Стоит вспомнить, что наш город был не только столицей Олонецкой губернии, но и главным населенным пунктом окружавшего его Петрозаводского уезда - низшей административной единицы Российской империи.
ПРАЗДНИК В СЕЛЕ ШУНЬГА
В 1897 году уезд занимал территории современных Прионежского, Кондопожского, Пряжинского и Медвежьегорского районов. Его площадь составляла 19134,8 кв. вёрст (20416,8 кв.км), в том числе водная - 6011,2 кв. версты (6841.11 км2). Общее протяжение проезжих дорог - 448 верст (478 км).

Минеральные богатства. Железные руды почти повсеместно в озерах и болотах, медная руда, медный колчедан, железный купорос. Мраморы различных цветов на Белой горе близ Тивдии, темно-красный песчаник, или порфир около Шокши, аспид (шунгит) на Нигозере, точильный камень на острове Брусно Онежского озера, соломенская брекчия (темно-зеленый камень) близ Петрозаводска, зеленая яшма близ деревни Суйсари, аметисты, горный хрусталь и пробирный камень, (служит для определения пробы благородных металлов) на Волк-острове Онежского озера, соляные источники около Яндомозера в Заонежье, Кончезерские марциальные воды.
Население. К 1 января 1897 г. жителей, не считая города, было 75121 (36032 мужчин): дворян 126, духовного звания 742, почетных граждан и купцов 103, мещан 345, военных сословий 2968, крестьян 69965, финляндцев 821, прочих сословий 51. Православные составляют 73375 человек, раскольников имеется 687, католиков 15, протестантов 975, евреев 34, прочих исповеданий 35 душ. Согласно энциклопедии, все они проживали в 927селениях, в которые входили 10014 дворов. В уезде имелось 3 мужских монастыря, 88 православных церквей, 20 из них - каменных, часовен 308 (2 каменные).
КЛИМЕНЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Преобладающее население уезда, отмечал ЭСБЕ, составляли великоруссы (43217) - потомки новгородских колонистов; они занимают лучшую часть уезда — все прибрежье Онежского озера от границы Повенецкого уезда на юг до Шокши со всеми полуостровами, островами и устьями рек Шуи и Суны, а также прибрежье Свири. К западу от великоруссов живут корелы (19920), отступая от берегов Онежских губ не менее 20 верст. Корелы находятся на различных ступенях обрусения, в зависимости от близости к русским селениям. От Шокши до Гим-реки "удержалась" чудь (старинное название вепсов) - 10166 человек, очень обрусевшая, но сохранившая свой особый язык.
ДЕТИ ЗАОНЕЖСКОГО СЕЛА ЧЁЛМУЖИ. 1899. АВТОР М. КРУКОВСКИЙ.
Образование и здравоохранение. В уезде работают 9 министерских образцовых училищ, 33 земских училища, 32 церковноприходских, 20 школ грамоты, Кончезерское заводское училище. Во всех 95 училищах занимались 2929 мальчиков и 1121 девочка. Имеются несколько сельских библиотек-читален при волостных правлениях. В уезде организованы 2 приемных покоя на 8 кроватей. работают 3 врача, 13 фельдшеров, 10 сельских повитух, 1 ветеринар, 2 ветеринарных фельдшера.
Промышленность. Самым крупным промышленным предприятием уезда является Кончезерский чугуноплавильный казенный завод.

Кроме того две лесопильных, одна ремонтная мастерская судов, 32 кожевенных заводика. Занятые на них 274 работника производили продукции на 351 тыс. рублей. Земский же бюджет в 1896 году составил 75377 рублей, из которых на народное образование ушло 21594, на медицину 23607, а на нужды управления всего-то 6850 рублей.
Сельское хозяйство. Из общей площади земель уезда - 1425840 десятин (1 десятина - 1,09 га) пахотной земли числится только 69462 десятины, сенокосной 101145 десятин. Хозяйство преимущественно трехпольное. Ежегодно под посевом ржи 10600 десятин, овса 9000, ячменя 1650, картофеля 850, льна 400 и конопли 200 десятин. Средний годовой сбор: ржи 510800 пудов (1 пуд - 16,38 кг), овса 40000, ячменя 68800, картофеля 290100, льняного семени 4150 и волокна 4000 пудов, конопляного семени 2100 пудов и волокна 2150 пудов. Огородничество развито незначительно.
Средства к существованию, кроме земледелия, скотоводства и работы на заводах, дают рыболовство - треть дохода в Олонецкой губернии; рубка и сплав леса, добыча руды и жжение угля для казенных заводов, извоз, охота. Отхожие промыслы очень развиты - ежегодно до 9000 человек; доход от них вычисляют в 300000 руб. Некоторые местности имеют свои промыслы: жители Толвуйской волости - плотники, Китской (Кижский архипелаг) - столяры, Ладвинской - стекольщики, Шелтозерской - каменотесы.
• АЛЕКСАНДР ТРУБИН

23 0 ER 1.4456