Статистика ВК сообщества "Музеи Московского Кремля"

0+
Билеты в Оружейную палату и на Соборную площадь 👉

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

«В оных башмаках ее величество изволили короноваться 22 сентября 1762 г.», – гласит чернильная надпись на подошве каждого из башмаков от коронационного костюма Екатерины II. Эти туфли с длиной ступни 22,5 см сшиты из гладкой серебряной парчи. Они имеют зауженный носок, фигурный каблук высотой 6,5 см и длинные, округлые на концах язычки из той же ткани – клюши, которые следовало продевать в пряжки.
.
Туфли императрицы Екатерины II
Россия, 1762 год
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля

206 78 ER 1.2904
Вечером 13 июля было суперлуние. Фотограф нашего музея Валентин Оверченко успел его запечатлеть, а вы? Если да, делитесь своими шедеврами в комментариях :)

Больше фотографий Луны над Кремлем в разное время по хештегу #охотанаЛунунадКремлем
.
© Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля
#музеикремля #охотанаЛунунадКремлем #охотаналуну

90 38 ER 0.8581
Один из древнейших царских венцов России — Шапка Казанская. Сегодня рассматриваем этот роскошный памятник в рубрике #kremlin_zoom.

Традиция, согласно которой этот венец называется «Шапкой Казанской», или «Шапкой казанского царя Симеона», восходит к описям царской казны XVII века. Казанский царь Симеон – это Едигер, последний правитель Казанского ханства. После взятия Казани в 1552 году русскими войсками под предводительством царя Ивана Грозного хан Едигер был привезен в Москву, где поступил на службу к русскому государю и был крещен с именем Симеон.

В документах XVII века нет указаний на то, каким образом золотой венец попал в царскую казну. В литературе XIX века появились две версии его происхождения. Согласно одной из них, «татарский» венец был изготовлен в Казани и привезен в Москву вместе с пленным ханом. По второй версии, которая кажется более вероятной, венец был создан в Москве кремлевскими ювелирами по указу царя Ивана Грозного в память о победе над Казанью. При этом восточная форма Шапки Казанской с ее пластинчатой тульей и округлым навершием, опоясывающие тулью лотосовидные «городки», характерное для искусства Востока сочетание красных и голубых камней указывают на то, что в работе над венцом принимали участие восточные ювелиры, прибывшие в Москву, как отмечают источники, в свите казанского хана.

Шапку венчает желтый сапфир весом в 90 карат.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля

112 35 ER 0.8562
Дорогие друзья, поздравляем вас с праздником Весны и Труда!

30 16 ER 0.7420
Сапфир для современного человека — драгоценный камень, прозрачный корунд (окись алюминия), окрашенный мельчайшими примесями железа и титана в оттенки синего цвета — от бледно-голубого и васильково-синего до почти черно-синего.

Для человека Средневековья сапфир — одно из чудесных созданий Господа, камень, возвышающий душу и исцеляющий болезни, частица неба на земле.

В Европе наименование "сапфир" утвердилось не сразу. До XII в. книжники называли светло-голубой корунд сапфиром или гиацинтом. Именно второе название камня из средневековой латыни (hyacinthus) через верхненемецкий (jâchant) и старопольский (jachant) прижилось в Древней Руси.
.
1. Сапфир на шапке «Большого Hаряда» царя Михаила Федоровича. Россия, Москва, 1627
2. Сапфир на шапке алтабасной, принадлежавшей царю Иоанну Алексеевичу. Россия, Москва, 1684
3. Сапфир на державе царя Алексея Михайловича. Турция, Стамбул, 1660-1662 гг.
.
© Музеи Московского Кремля
#экспонатдня #музеикремля

94 7 ER 0.7739
#вэтотдень (7 апреля) традиционно отмечают праздник Благовещения, и это прекрасный повод рассказать о кремлевском храме.

Благовещенский собор был построен в конце XV века псковскими мастерами, а в 1560-е годы по велению царя Ивана Грозного обзавелся дополнительными помещениями для богослужения – приделами. Интересно, что приделы возвели прямо на его крыше, увенчав каждый куполом. Таким образом, девятиглавый Благовещенский собор стал самым многоглавым в Кремле.

На протяжении нескольких веков этот храм был домовой церковью государей: здесь молились московские князья и русские цари. Главной достопримечательностью собора является иконостас – самый ранний из сохранившихся многоярусных иконостасов средневековой Руси.

Деревянная рама иконостаса включает в себя около ста икон, написанных в разное время. Иконы деисусного чина в основном считаются работами византийского мастера конца XIV века, некоторые иконы праздничного ряда относятся к началу XV века, в двух верхних ярусах находятся работы иконописцев XVI-XVII веков, а почти все сохранившиеся в соборе пядницы (иконы небольшого размера) были созданы в 1817 году.
.
Благовещенский собор © Музеи Московского Кремля

69 1 ER 0.6827
А вы знали, что у Музеев Московского Кремля есть собственная библиотека? Она находится на третьем этаже Успенской звонницы и насчитывает 55 000 единиц хранения, 72 000 аналитических записей и 2 885 электронных копий книг.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля #библиотечныйдень_музеевкремля #библионочь2022

38 41 ER 0.6301
Чёботы, ичетыги, башмаки — все это варианты обуви, которую в Русском государстве XVI-XVII вв. носили состоятельные дамы #мода_музеикремля В XVII столетии в моду вошли женские башмаки на высоких каблуках, подбитые железными или серебряными скобами. Немецкий путешественник XVII века Адам Олеарий писал: «У женщин, в особенности у девушек, башмачки с очень высокими каблуками: у иных в четверть локтя длиною; эти каблуки сзади, по всему нижнему краю, подбиты гвоздиками» (Адам, за 400 лет ничего не поменялось! 😂)

Чёботы — женские полусапожки с низким голенищем — кроились так же, как башмаки, и могли быть как «прямые», так и «кривые», то есть с острыми, загнутыми вверх носками. Их делали из сафьяна, а парадные обшивали дорогими тканями — атласом или бархатом, расшивали золотными нитями, жемчугом, украшали драгоценными камнями. Подошвы подбивались мелкими гвоздиками, а каблуки — железными скобками. В царских кладовых в XVII веке находилось множество бархатной и атласной обуви, расшитой жемчугом.

Сафьяновые ичетыги были повседневной домашней обувью. Их обшивали сверху бархатом, камкой, атласом или иной шелковой тканью. На улицу ичетыги надевали с башмаками.
.
Женские башмаки. Россия, XVII век. Сшиты из кожи, обтянуты бархатом, украшены золотным и шелковым шнуром и блестками.
Длина - 21,0 см, высота каблука - 8,0 см.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля

93 25 ER 0.6406
Поздравляем со Светлым Праздником Пасхи! С давних пор пасхальные дни были временем для примирения и проявления внимания к близким. Нарядные столы, щедрое угощение и преподнесение подарков вошли в семейные традиции празднования Светлого Христова Воскресения.
.
Яйцо пасхальное «Московский Кремль»
Фирма К. Фаберже
Россия, Санкт-Петербург, 1904-1906
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля

86 11 ER 0.6488
Высшая военная награда Советского Союза – орден «Победа». Всего семнадцать человек удостоились чести стать кавалерами ордена с момента его учреждения в ноябре 1943 года.

Орден изготовлен из платины и украшен 174 бриллиантами, основа центрального медальона и накладка с надписью «Победа» под эмалью – из золота. Накладные детали в виде Кремлевской стены, Мавзолея, дубовых и лавровых ветвей, инкрустированных мелкими бриллиантами, изготовлены из позолоченной платины. Элементы крепления с оборотной стороны (винт, пластина – шайба и гайка) произведены из серебра.

Орден «Победа» – не только бесценное произведение искусства, но и самый изображаемый орден СССР, знак триумфа и великого подвига всего народа!
.
Орден «Победа»
СССР, 1943-1945
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля

80 30 ER 0.6488