5 логопедических игр с машинками
Наверняка у вас дома есть игрушечные машинки. Как играет с ними ваш ребёнок? Катает, перевозит грузы и игрушечных пассажиров, строит для них парковки и гаражи. Так? Сегодня я поделюсь несколькими идеями, как можно играть с машинками не только интересно, но и с пользой для речевого развития.
1. «Звуковые дорожки» (звукопроизношение).
На листе формата А4 нарисуйте дорожку. С одной стороны дорожки поставьте машинку, а с другой – домик, к которому она должна подъехать (или гараж, где машинка должна остаться ночевать, или игрушечного пассажира, которого она должна забрать и отвезти в другое место). Задача ребенка – прокатить машинку по дорожке и одновременно длительно тянуть заданный звук. Дорожек может быть несколько, и для каждого звука может быть отдельная машинка.
️Для малышей от 1 года до 3 лет можно закреплять произношение гласных звуков (А, У, О, И, Э);
️для детей от 3 до 4 лет – произношение самых простых согласных звуков (М, Н, Ф, В, Х);
️для ребят от 4 до 5 лет – кроме ранее перечисленных звуков, можно добавить звуки посложнее (С, З и ближе к 5 годам – Ш, Ж, Щ);
️для тех, кто старше 5 лет, - добавляем также звуки Л, Й, Р.
Обратите внимание, что заданный звук ребёнок должен выговаривать без искажений и замен!
2. «Поехали - стоп» (слуховое восприятие, внимание, ритм).
Предложите ребёнку начать катать машинку по вашему хлопку. Объясните, что как только раздастся еще один хлопок, ребёнку нужно остановиться и ждать следующего хлопка.
В следующий раз можно включить ритмичную музыку и снова предложить ребёнку покатать машинку. По вашей команде «стоп» ребёнок должен остановиться и остаться в той позе, в которой его застала команда. По команде «поехали» ребёнок снова начинает катать машинку по полу или любой другой поверхности.
3. «Позови машинку» (высота голоса).
Возьмите машинку и откатите её подальше. Скажите ребёнку: «Машинка уехала. Её надо вернуть в гараж. Будем звать!»
Звать будем 3 раза: сначала с далёкого расстояния (голос громкий), затем с более близкого (голос становится тише), в конце, когда машинка окажется совсем близко, зовём шёпотом. Звать можно любым доступным для ребёнка способом: словом, звукоподражанием, звуком.
4. «Где машинка?» (словарный запас)
С помощью машинки можно научить ребёнка понимать, а затем использовать в собственной речи понятия «далеко – близко» («Машинка уехала. Посмотри, как она далеко. Машинка вернулась, теперь она близко»); «высоко - низко» («Машинка заехала на горку. Она высоко. Машинка съехала с горки. Она низко»); «быстро - медленно» («Машинка едет по трассе. Здесь можно ехать быстро. Вот так. А теперь машинка въехала в город. Здесь надо ехать медленно. Вот так»).
Если взять две машинки, то легко будет объяснить такие понятия, как «дальше - ближе», «выше – ниже», «быстрее - медленнее». Также можно прекрасно обогащать глагольный словарь ребёнка: машинка может ехать, подъехать, отъехать, приехать, уехать, въехать, выехать, заехать, съехать; пассажиры могут на остановку пойти, к машине подойти, а затем от неё отойти, машину обойти и т.д.
5. Учимся читать.
Часто бывает, что ребёнок знает буквы, а понять, как складывать их в слоги никак не может. Здесь нам тоже могут помочь машинки. Берём две машинки и сверху на каждую кладём по одному кубику с буквой (можно положить по одной карточке или букве из «магнитной азбуки»). Например, буквы А и У.
Одна машинка едет к другой. Пока она едет, ребёнок тянет звук, соответствующий указанной букве (А-а-а-а-а). Как только подъезжает, сразу же называет звук, соответствующий второй букве (У). Затем называет, что получилось: «АУ».
Скорее всего, сначала несколько раз это придётся сделать взрослому, показав ребёнку образец. Как только ребёнок поймёт, что и как необходимо делать (обычно это происходит довольно быстро), он легко справится с этим заданием самостоятельно.
Обратите внимание, что буквы называем как звуки: не «эм» или «мэ», а «м»; не «эн» или «нэ», а «н».
А какие игры с машинками любит ваш ребенок?
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, логопед-дефектолог, педагог, автор проекта «Речь ребёнка»
Количество постов 7 187
Частота постов 405 часов 51 минута
ER
47.24
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Нейропсихологическая игра «Муха» (развивает зрительное и слуховое внимание)
Зрительное внимание – основа любого обучения, так как именно благодаря зрению человек получает, по разным данным, от 70 до 90 процентов информации об окружающем мире.
А слуховое внимание – это тот фундамент, который обеспечивает правильное восприятие звуков родного языка. Именно на этом фундаменте формируется фонематический (т.е. речевой) слух и строится освоение устной и письменной речи.
Если ваш ребёнок рассеянный, невнимательный, если воспитатели или учителя говорят, что он «витает в облаках» на занятиях, то игры на развитие зрительного и слухового внимания – это, то, что ему нужно.
Сегодня я расскажу о нейропсихологической игре «Муха». Эта игра помогает ребёнку преодолеть трудности в обучении, развивает умение концентрировать и распределять внимание. Подходит для детей от 5 до 10-12 лет.
Положите перед ребёнком лист с изображением игрового поля и объясните смысл игры (игровое поле нарисуйте от руки или скачайте и распечатайте прикреплённый файл).
Скажите ребёнку: «В центре поля сидит муха. Она пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клетку. Я буду говорить тебе, куда полетела муха, а ты внимательно следи за её передвижениями. Как только муха вылетит за пределы поля, сразу же хлопай в ладоши, чтобы её поймать».
Задача взрослого (родителя, педагога) – диктовать ребёнку траекторию передвижения мухи. Например: «Муха полетела вверх, вправо, вниз, вправо (если ребёнок внимательно следил за перемещением мухи, то в этот момент он должен хлопнуть в ладоши).
Если ребёнку пока сложно уследить за полётом мухи только глазами, то в первое время предложите ему помогать себе пальцем или пуговицей (палец или пуговица перемещается в клетку, в которой находится муха).
Чтобы увлечь ребёнка игрой, можно добавить: «Если ты успеешь хлопнуть до того, как я назову следующий ход, то пойманную муху мы сажаем тебе в мешок, а если муха сможет обхитрить тебя и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем её в окно. Всего будет 5 мух. Каждая муха начинает свой полёт из центра. Если в конце игры мух будет больше в твоём мешке – ты победил, если мух в окне окажется больше – значит им удалось тебя запутать».
На мешок или окно, изображённые на листе бумаге, можно класть небольшие пуговицы или делать отметки карандашом – по количеству «пойманных» и «упущенных» мух.
Если ребёнку трудно даётся игра, пометьте на листе «верх», «низ», «право», «лево» соответствующими словами или буквами.
По мере тренировки можно ускорять темп и удлинять маршрут полёта мухи.
Игру можно усложнить. Расскажите ребёнку, что муха стала очень непослушной и всё делает наоборот. Когда ей говорят вверх, она летит вниз, налево – она летит направо и т.д. Задача остаётся прежней: вовремя поймать муху, не дав ей вылететь за пределы поля.
Ещё более сложный вариант игры: ребёнок должен следить за перемещениями мухи с закрытыми глазами, мысленно представляя её маршрут.
Пример проведения игры на начальном этапе можно посмотреть в прикреплённом видео.
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, учитель-логопед, нейродефектолог, педагог дошкольного образования, автор и руководитель проекта «Речь ребёнка»
При подготовке данной статьи были использованы материалы из пособия «Развиваем внимание с нейропсихологом» (авторы С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова).
Зрительное внимание – основа любого обучения, так как именно благодаря зрению человек получает, по разным данным, от 70 до 90 процентов информации об окружающем мире.
А слуховое внимание – это тот фундамент, который обеспечивает правильное восприятие звуков родного языка. Именно на этом фундаменте формируется фонематический (т.е. речевой) слух и строится освоение устной и письменной речи.
Если ваш ребёнок рассеянный, невнимательный, если воспитатели или учителя говорят, что он «витает в облаках» на занятиях, то игры на развитие зрительного и слухового внимания – это, то, что ему нужно.
Сегодня я расскажу о нейропсихологической игре «Муха». Эта игра помогает ребёнку преодолеть трудности в обучении, развивает умение концентрировать и распределять внимание. Подходит для детей от 5 до 10-12 лет.
Положите перед ребёнком лист с изображением игрового поля и объясните смысл игры (игровое поле нарисуйте от руки или скачайте и распечатайте прикреплённый файл).
Скажите ребёнку: «В центре поля сидит муха. Она пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клетку. Я буду говорить тебе, куда полетела муха, а ты внимательно следи за её передвижениями. Как только муха вылетит за пределы поля, сразу же хлопай в ладоши, чтобы её поймать».
Задача взрослого (родителя, педагога) – диктовать ребёнку траекторию передвижения мухи. Например: «Муха полетела вверх, вправо, вниз, вправо (если ребёнок внимательно следил за перемещением мухи, то в этот момент он должен хлопнуть в ладоши).
Если ребёнку пока сложно уследить за полётом мухи только глазами, то в первое время предложите ему помогать себе пальцем или пуговицей (палец или пуговица перемещается в клетку, в которой находится муха).
Чтобы увлечь ребёнка игрой, можно добавить: «Если ты успеешь хлопнуть до того, как я назову следующий ход, то пойманную муху мы сажаем тебе в мешок, а если муха сможет обхитрить тебя и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем её в окно. Всего будет 5 мух. Каждая муха начинает свой полёт из центра. Если в конце игры мух будет больше в твоём мешке – ты победил, если мух в окне окажется больше – значит им удалось тебя запутать».
На мешок или окно, изображённые на листе бумаге, можно класть небольшие пуговицы или делать отметки карандашом – по количеству «пойманных» и «упущенных» мух.
Если ребёнку трудно даётся игра, пометьте на листе «верх», «низ», «право», «лево» соответствующими словами или буквами.
По мере тренировки можно ускорять темп и удлинять маршрут полёта мухи.
Игру можно усложнить. Расскажите ребёнку, что муха стала очень непослушной и всё делает наоборот. Когда ей говорят вверх, она летит вниз, налево – она летит направо и т.д. Задача остаётся прежней: вовремя поймать муху, не дав ей вылететь за пределы поля.
Ещё более сложный вариант игры: ребёнок должен следить за перемещениями мухи с закрытыми глазами, мысленно представляя её маршрут.
Пример проведения игры на начальном этапе можно посмотреть в прикреплённом видео.
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, учитель-логопед, нейродефектолог, педагог дошкольного образования, автор и руководитель проекта «Речь ребёнка»
При подготовке данной статьи были использованы материалы из пособия «Развиваем внимание с нейропсихологом» (авторы С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова).
Игры, которые помогут ребёнку заговорить
«Моему ребёнку уже год (полтора / два), а он не говорит!»
Знаю, что многие из вас, мои дорогие мамы, переживают об этом. Вы читаете малышу книги, делаете с ним пальчиковую гимнастику, но ребёнок упорно продолжает «говорить на своём», изъясняться жестами, мимикой и только ему одному понятными звуками.
Основной способ развития самостоятельной речи малышей – подражание. Но иногда случается так, что процесс подражания не развивается спонтанно, как это задумано природой. В таком случае его можно стимулировать при помощи специальных приёмов и игр.
Речевое подражание развивается в несколько этапов, и первые два из них – это повторение отдельных звуков и так называемых аморфных слов (к ним относится подражание голосам животных, шуму транспорта, звукам музыкальных игрушек и звучащих предметов и т.п.).
Я подобрала для вас 6 игр, которые помогут запустить процесс подражания: будут побуждать ребёнка к повторению и замотивируют его начать говорить самостоятельно. Предлагаю добавить эти игры к вашим семейным делам.
Действующими лицами в играх сделайте зверят и кукол, которые есть у вас дома.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
1. Подготовьте фигурки медведя и волка. Спрячьте их в коробочку, за ширму или в мешочек. Позовите ребёнка. Теперь пусть медведь «выглянет» из своего укрытия, а вы в это время рассказывайте: «В гости к нам пришёл мишка. Он здоровается с тобой: "У-у-у!" Поздоровайся с мишкой».
Если малыш охотно вступил в игру, приветствует медведя звуком [у] в ответ – добавляйте ещё персонажа.
В гости приходит Волк-волчок, тоже здоровается: "У-у-у!"
Затем игрушки встают по правую и левую стороны от ребёнка и по очереди «зовут» его. Он поворачивается к той игрушке, которая «зовёт».
Предложите поговорить с ней: пусть малыш протянет звук [у] в ответ.
А в следующий раз к вам могут прийти погудеть "у-у-у" поезд и самолет. Такие гости больше всего понравятся маленьким любителям техники.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
2. Спрячьте в мешочек или за ширму куклу 🏻. Покажите её ребёнку со словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать!» и укачивайте со звуком [а]. Предложите ребёнку сделать то же самое. Укладывать спать можно также сказочных персонажей или деревянные фигурки людей.
3. В этой игре нам предстоит убаюкать уже троих персонажей.
- на звук [а] укладываем куклу:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а, а-а».
- на звук [у] уложим спать бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улёгся на бочок:
«У-у, у-у, у-у».
- на звук [и] у нас уснёт мышка:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
«И-и, и-и, и-и».
В следующих играх задания будут чуть посложнее, чем в предыдущих. Поэтому переходить к ним я советую тогда, когда с первыми тремя играми ребёнок будет справляться без труда.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Фигурки в этих играх вы можете заменить картинками. Но лучше всё-таки запастись объёмными игрушками. Ведь когда, например, коровке можно погладить рога и послушать стук её копыт, тогда и мычать вместе с нею хочется гораздо больше. В такой игре ребёнок задействует сразу несколько органов чувств, поэтому желаемый результат будет достигнут быстрее.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
4. Подготовьте фигурки, знакомые ребёнку по предыдущим играм (волк, медведь, самолёт, паровозик). Приложите фигурки к бумажным карточкам и обведите по контуру (карточки можно сделать самостоятельно, разрезав лист бумаги по размеру игрушек).
Позовите малыша и по очереди покажите ему фигурки. Пусть он узнает и назовёт каждую с помощью звукоподражания (у-у). Затем, тоже по очереди, показывайте ему карточки с контурами ваших фигурок. Предложите ребёнку найти фигурку и наложить её на подходящую карточку. По каждой «закрытой» карточке задавайте вопросы, например: «Что гудит? Как?». Ребёнок отвечает: «У-у!»
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Вариант игры: выложите в ряд карточки, на них – фигурки. Одну из фигурок уберите, оставив карточку, и спросите «Кто уехал/улетел/убежал?»
Потом усложните условия: выкладывайте и прячьте фигурки уже без подсказок-контурных рисунков.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
5. Учимся различать звукоподражания «Му» и «Мяу».
Покажите ребёнку фигурку кошки. Скажите: «Это кошка. Она кричит: "Мяу"». Затем покажите фигурку коровы и скажите: «Это корова. Она кричит: "Му"». Теперь попросите ребёнка показать кошку / корову. Спросите: «Как кричит кошка / корова?»
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
После предлагайте другие задания и вопросы:
- Кто кричит: «Мяу!» / «Му!»?
- Спрячь кошку / корову (Пусть ребёнок закроет ладошкой фигурку).
- Видишь кошку / корову? (Побуждайте говорить «да» и «нет»).
- Кто спрятался? (Убираете одну из фигурок).
- Кто позвал? (Ребёнок показывает на ту игрушку, которую вы озвучиваете).
Возможно, сперва ребёнку будет проще мяукать и мычать с вами хором, затем он начнёт повторять за вами вслед или произносить звуки самостоятельно.
Закрепляйте звукоподражания с помощью стишков, например:
Му-му!
Молока кому?
Мяу-мяу! Кто пищит?
У меня живот болит!
6. Учим слова «Ту-ту», «Тук-тук» и «Тик-так».
Показывайте ребёнку игрушки или картинки: поезд, молоток, часы. И объясняйте: «Это поезд. Он гудит: "Ту-ту"» (молоток стучит: «Тук-тук», часы тикают: «Тик-так»).
Затем предлагайте задания и вопросы:
- Спрячь поезд (пусть ребёнок закроет картинку листом бумаги или накроет игрушку подходящим по размеру платком). Что ты спрятал?
- Что я спрятала? (Вы закрываете картинку или прячете игрушку).
- Что ты услышал? (Вы произносите звук для одной из картинок или игрушек, ребёнок показывает её).
- На чём поедем кататься? Покажи, как гудит поезд.
- Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток.
- Что тикает? Как?
Закрепляйте звукоподражания стишками:
Вот поезд наш едет, колёса стучат:
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
А в поезде этом ребята сидят:
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
Строим, строим новый дом:
Тук-тук молотком.
Наши часики стучат:
Тик-так, тик-так.
Желаю, чтобы предложенные игры стали мостиком к самостоятельной связной речи малыша!
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, учитель-логопед, нейродефектолог, педагог дошкольного образования, автор и руководитель проекта «Речь ребёнка»
«Моему ребёнку уже год (полтора / два), а он не говорит!»
Знаю, что многие из вас, мои дорогие мамы, переживают об этом. Вы читаете малышу книги, делаете с ним пальчиковую гимнастику, но ребёнок упорно продолжает «говорить на своём», изъясняться жестами, мимикой и только ему одному понятными звуками.
Основной способ развития самостоятельной речи малышей – подражание. Но иногда случается так, что процесс подражания не развивается спонтанно, как это задумано природой. В таком случае его можно стимулировать при помощи специальных приёмов и игр.
Речевое подражание развивается в несколько этапов, и первые два из них – это повторение отдельных звуков и так называемых аморфных слов (к ним относится подражание голосам животных, шуму транспорта, звукам музыкальных игрушек и звучащих предметов и т.п.).
Я подобрала для вас 6 игр, которые помогут запустить процесс подражания: будут побуждать ребёнка к повторению и замотивируют его начать говорить самостоятельно. Предлагаю добавить эти игры к вашим семейным делам.
Действующими лицами в играх сделайте зверят и кукол, которые есть у вас дома.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
1. Подготовьте фигурки медведя и волка. Спрячьте их в коробочку, за ширму или в мешочек. Позовите ребёнка. Теперь пусть медведь «выглянет» из своего укрытия, а вы в это время рассказывайте: «В гости к нам пришёл мишка. Он здоровается с тобой: "У-у-у!" Поздоровайся с мишкой».
Если малыш охотно вступил в игру, приветствует медведя звуком [у] в ответ – добавляйте ещё персонажа.
В гости приходит Волк-волчок, тоже здоровается: "У-у-у!"
Затем игрушки встают по правую и левую стороны от ребёнка и по очереди «зовут» его. Он поворачивается к той игрушке, которая «зовёт».
Предложите поговорить с ней: пусть малыш протянет звук [у] в ответ.
А в следующий раз к вам могут прийти погудеть "у-у-у" поезд и самолет. Такие гости больше всего понравятся маленьким любителям техники.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
2. Спрячьте в мешочек или за ширму куклу 🏻. Покажите её ребёнку со словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать!» и укачивайте со звуком [а]. Предложите ребёнку сделать то же самое. Укладывать спать можно также сказочных персонажей или деревянные фигурки людей.
3. В этой игре нам предстоит убаюкать уже троих персонажей.
- на звук [а] укладываем куклу:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а, а-а».
- на звук [у] уложим спать бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улёгся на бочок:
«У-у, у-у, у-у».
- на звук [и] у нас уснёт мышка:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
«И-и, и-и, и-и».
В следующих играх задания будут чуть посложнее, чем в предыдущих. Поэтому переходить к ним я советую тогда, когда с первыми тремя играми ребёнок будет справляться без труда.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Фигурки в этих играх вы можете заменить картинками. Но лучше всё-таки запастись объёмными игрушками. Ведь когда, например, коровке можно погладить рога и послушать стук её копыт, тогда и мычать вместе с нею хочется гораздо больше. В такой игре ребёнок задействует сразу несколько органов чувств, поэтому желаемый результат будет достигнут быстрее.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
4. Подготовьте фигурки, знакомые ребёнку по предыдущим играм (волк, медведь, самолёт, паровозик). Приложите фигурки к бумажным карточкам и обведите по контуру (карточки можно сделать самостоятельно, разрезав лист бумаги по размеру игрушек).
Позовите малыша и по очереди покажите ему фигурки. Пусть он узнает и назовёт каждую с помощью звукоподражания (у-у). Затем, тоже по очереди, показывайте ему карточки с контурами ваших фигурок. Предложите ребёнку найти фигурку и наложить её на подходящую карточку. По каждой «закрытой» карточке задавайте вопросы, например: «Что гудит? Как?». Ребёнок отвечает: «У-у!»
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Вариант игры: выложите в ряд карточки, на них – фигурки. Одну из фигурок уберите, оставив карточку, и спросите «Кто уехал/улетел/убежал?»
Потом усложните условия: выкладывайте и прячьте фигурки уже без подсказок-контурных рисунков.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
5. Учимся различать звукоподражания «Му» и «Мяу».
Покажите ребёнку фигурку кошки. Скажите: «Это кошка. Она кричит: "Мяу"». Затем покажите фигурку коровы и скажите: «Это корова. Она кричит: "Му"». Теперь попросите ребёнка показать кошку / корову. Спросите: «Как кричит кошка / корова?»
⠀⠀⠀⠀⠀⠀
После предлагайте другие задания и вопросы:
- Кто кричит: «Мяу!» / «Му!»?
- Спрячь кошку / корову (Пусть ребёнок закроет ладошкой фигурку).
- Видишь кошку / корову? (Побуждайте говорить «да» и «нет»).
- Кто спрятался? (Убираете одну из фигурок).
- Кто позвал? (Ребёнок показывает на ту игрушку, которую вы озвучиваете).
Возможно, сперва ребёнку будет проще мяукать и мычать с вами хором, затем он начнёт повторять за вами вслед или произносить звуки самостоятельно.
Закрепляйте звукоподражания с помощью стишков, например:
Му-му!
Молока кому?
Мяу-мяу! Кто пищит?
У меня живот болит!
6. Учим слова «Ту-ту», «Тук-тук» и «Тик-так».
Показывайте ребёнку игрушки или картинки: поезд, молоток, часы. И объясняйте: «Это поезд. Он гудит: "Ту-ту"» (молоток стучит: «Тук-тук», часы тикают: «Тик-так»).
Затем предлагайте задания и вопросы:
- Спрячь поезд (пусть ребёнок закроет картинку листом бумаги или накроет игрушку подходящим по размеру платком). Что ты спрятал?
- Что я спрятала? (Вы закрываете картинку или прячете игрушку).
- Что ты услышал? (Вы произносите звук для одной из картинок или игрушек, ребёнок показывает её).
- На чём поедем кататься? Покажи, как гудит поезд.
- Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток.
- Что тикает? Как?
Закрепляйте звукоподражания стишками:
Вот поезд наш едет, колёса стучат:
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
А в поезде этом ребята сидят:
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
Строим, строим новый дом:
Тук-тук молотком.
Наши часики стучат:
Тик-так, тик-так.
Желаю, чтобы предложенные игры стали мостиком к самостоятельной связной речи малыша!
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, учитель-логопед, нейродефектолог, педагог дошкольного образования, автор и руководитель проекта «Речь ребёнка»
Базовый комплекс артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения для выработки правильных, полноценных движений губ, языка, челюсти (другими словами - органов артикуляционного аппарата, или артикуляционных органов).
Артикуляционная гимнастика включает в себя задания на тренировку подвижности и переключаемости артикуляционных органов, отработку определённых положений губ и языка.
Это важно, поскольку чёткая, точная, слаженная (координированная) работа артикуляционного аппарата нужна для правильного звукопроизношения.
Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, готовит их к этапу постановки звуков. Движения языка и губ при этом становятся точными, сильными, уверенными.
В самом начале продолжительность гимнастики составляет 3-5 минут и включает в себя 2-3 упражнения, которые могут выполняться в медленном темпе. Время, количество упражнений, темп постепенно увеличиваются.
Хорошо, если комплекс упражнений вашему ребёнку подберёт логопед индивидуально. Но есть и базовый комплекс артикуляционной гимнастики. Он включает в себя самые основные - базовые - артикуляционные упражнения.
Именно с этого комплекса рекомендуется начинать знакомство с артикуляционной гимнастикой.
1. Упражнение "Бегемотик"
Улыбнуться, широко открыть рот (на расстояние 2-3 пальцев). Удерживать рот в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем закрыть рот. Повторить 4-5 раз.
Вместо счёта можно использовать стихотворные строки.
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Мы подразним бегемота —
Подшутить над ним охота.
2. Упражнение "Лягушка"
Улыбнуться, показав сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 10, затем вернуться в исходное положение (рот закрыт, губы сомкнуты). Повторить 4-5 раз.
Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану.
И нисколько не устану.
3. Упражнение "Хоботок"
Вытянуть сомкнутые губы вперёд, удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение (рот закрыт, губы сомкнуты). Повторить 4-5 раз.
Хоботок слонёнок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
4. Упражнение "Лягушка - Хоботок"
На счёт "один - два" чередовать упражнения "Лягушка" и "Хоботок".
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
5. Упражнение "Лопатка"
Улыбнуться, открыть рот. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Чтоб в песочнице копать,
Нам лопатку нужно взять.
Ротик нужно приоткрыть,
Язык на губку положить.
6. Упражнение "Иголочка"
Открыть рот, вытянуть вперёд губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
Вот она, иголка, -
И остра, и колка.
7. Упражнение "Лопатка - Иголочка"
На счёт "один - два" чередовать упражнения "Лопатка" и "Иголочка".
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык – иголочкой потом
И потянем остриём.
8. Упражнение "Часики"
Улыбнуться, открыть рот. На счет "один - два" кончик языка переводить из одного уголка рта в другой. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10. Повторить 4-5 раз.
Наши часики идут:
Язычок то там, то тут.
9. Упражнение "Качели"
Улыбнуться, открыть рот. Язык высунуть изо рта и совершать им движения вверх-вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Выполнить упражнение под счёт от 1 до 10. Повторить 5-6 раз.
Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и при необходимости фиксируйте её рукой.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
10. Упражнение "Лошадка"
Улыбнуться, открыть рот. Присосать язык к нёбу. Под счёт от 1 до 10 ритмично щелкать языком. Затем закрыть рот. Повторить 6-7 раз.
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
️Важно, чтобы при выполнении артикуляционных упражнений мышцы шеи, плеч, лица были расслаблены.
Весёлых и полезных игр!
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, учитель-логопед, нейродефектолог, педагог дошкольного образования, автор и руководитель проекта «Речь ребёнка»
Артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения для выработки правильных, полноценных движений губ, языка, челюсти (другими словами - органов артикуляционного аппарата, или артикуляционных органов).
Артикуляционная гимнастика включает в себя задания на тренировку подвижности и переключаемости артикуляционных органов, отработку определённых положений губ и языка.
Это важно, поскольку чёткая, точная, слаженная (координированная) работа артикуляционного аппарата нужна для правильного звукопроизношения.
Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, готовит их к этапу постановки звуков. Движения языка и губ при этом становятся точными, сильными, уверенными.
В самом начале продолжительность гимнастики составляет 3-5 минут и включает в себя 2-3 упражнения, которые могут выполняться в медленном темпе. Время, количество упражнений, темп постепенно увеличиваются.
Хорошо, если комплекс упражнений вашему ребёнку подберёт логопед индивидуально. Но есть и базовый комплекс артикуляционной гимнастики. Он включает в себя самые основные - базовые - артикуляционные упражнения.
Именно с этого комплекса рекомендуется начинать знакомство с артикуляционной гимнастикой.
1. Упражнение "Бегемотик"
Улыбнуться, широко открыть рот (на расстояние 2-3 пальцев). Удерживать рот в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем закрыть рот. Повторить 4-5 раз.
Вместо счёта можно использовать стихотворные строки.
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Мы подразним бегемота —
Подшутить над ним охота.
2. Упражнение "Лягушка"
Улыбнуться, показав сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 10, затем вернуться в исходное положение (рот закрыт, губы сомкнуты). Повторить 4-5 раз.
Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану.
И нисколько не устану.
3. Упражнение "Хоботок"
Вытянуть сомкнутые губы вперёд, удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение (рот закрыт, губы сомкнуты). Повторить 4-5 раз.
Хоботок слонёнок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
4. Упражнение "Лягушка - Хоботок"
На счёт "один - два" чередовать упражнения "Лягушка" и "Хоботок".
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
5. Упражнение "Лопатка"
Улыбнуться, открыть рот. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Чтоб в песочнице копать,
Нам лопатку нужно взять.
Ротик нужно приоткрыть,
Язык на губку положить.
6. Упражнение "Иголочка"
Открыть рот, вытянуть вперёд губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
Вот она, иголка, -
И остра, и колка.
7. Упражнение "Лопатка - Иголочка"
На счёт "один - два" чередовать упражнения "Лопатка" и "Иголочка".
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык – иголочкой потом
И потянем остриём.
8. Упражнение "Часики"
Улыбнуться, открыть рот. На счет "один - два" кончик языка переводить из одного уголка рта в другой. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10. Повторить 4-5 раз.
Наши часики идут:
Язычок то там, то тут.
9. Упражнение "Качели"
Улыбнуться, открыть рот. Язык высунуть изо рта и совершать им движения вверх-вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Выполнить упражнение под счёт от 1 до 10. Повторить 5-6 раз.
Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и при необходимости фиксируйте её рукой.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
10. Упражнение "Лошадка"
Улыбнуться, открыть рот. Присосать язык к нёбу. Под счёт от 1 до 10 ритмично щелкать языком. Затем закрыть рот. Повторить 6-7 раз.
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
️Важно, чтобы при выполнении артикуляционных упражнений мышцы шеи, плеч, лица были расслаблены.
Весёлых и полезных игр!
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, учитель-логопед, нейродефектолог, педагог дошкольного образования, автор и руководитель проекта «Речь ребёнка»
Как и чему учить ребёнка 1-3 лет с помощью пирамидки?
На прошлой неделе мы поговорили о том, как правильно выбрать пирамидку в зависимости от возраста ребенка.
А сегодня предлагаю обсудить тему «Как и чему учить ребёнка с помощью пирамидки?»
️Сразу поясню, что освоение пирамидки не происходит одномоментно. Действовать нужно поэтапно: сначала показываем ребенку, в какой последовательности необходимо производить действия (снять кольца со стержня и надеть их на стержень). Затем предлагаем малышу повторить эти действия самостоятельно.
️Чтобы ребёнок научился последовательно надевать колечки, вначале помогайте ему: положите рядом со стержнем самое большое колечко, а дальше по убыванию величины все остальные.
️Чтобы научить малыша сравнивать колечки по размеру, сначала прикладывайте одно кольцо к другому (рядом) или накладывайте одно кольцо на другое (меньшее на большее - «маленькое колечко не смогло спрятать большое колечко»; большее на меньшее – «маленькое колечко спряталось под большим колечком»). Позже такое сравнение малыш сможет производить «на глаз».
Когда ребёнок ощупывает колечки, берясь за них «щепотью» или «пинцетным захватом» (знаете, что означают эти понятия или рассказать подробнее?), он прекрасно развивает мелкую моторику рук.
Итак, чему же учить ребенка 1-3 лет 🏼 с помощью пирамидки?
снимать колпачок пирамидки в начале разборки и надевать его в конце сборки пирамидки;
правильно снимать кольца со стержня: брать колечко одновременно двумя руками и вести его вверх по стержню вертикально до самой верхушки;
каждый раз выбирать среди разложенных колечек самое большое по размеру и надевать его на стержень;
проверять правильность сборки пирамидки: проводить ручками по гладкой поверхности пирамидки сверху вниз (если пирамидка собрана неправильно, то ребёнок ощутит при этом неровности и бугорки);
различать и называть основные и дополнительные цвета, выбирать по просьбе взрослого колечко определенного цвета;
указывать на размер колечек сначала расположенных в ряд, а затем произвольно перемешанных (с помощью слов «самое большое», «поменьше», «еще меньше», «самое маленькое»);
определять местоположение цветных колечек в ряду или на стрежне по отношению друг к другу с помощью предлогов («ЗА синим колечком», «МЕЖДУ зеленым и красным»);
отвечать на вопрос: «Сколько здесь колечек?» с помощью слов «один» и «много».
Веселых и полезных игр!
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, логопед-дефектолог, педагог, автор проекта «Речь ребёнка»
На прошлой неделе мы поговорили о том, как правильно выбрать пирамидку в зависимости от возраста ребенка.
А сегодня предлагаю обсудить тему «Как и чему учить ребёнка с помощью пирамидки?»
️Сразу поясню, что освоение пирамидки не происходит одномоментно. Действовать нужно поэтапно: сначала показываем ребенку, в какой последовательности необходимо производить действия (снять кольца со стержня и надеть их на стержень). Затем предлагаем малышу повторить эти действия самостоятельно.
️Чтобы ребёнок научился последовательно надевать колечки, вначале помогайте ему: положите рядом со стержнем самое большое колечко, а дальше по убыванию величины все остальные.
️Чтобы научить малыша сравнивать колечки по размеру, сначала прикладывайте одно кольцо к другому (рядом) или накладывайте одно кольцо на другое (меньшее на большее - «маленькое колечко не смогло спрятать большое колечко»; большее на меньшее – «маленькое колечко спряталось под большим колечком»). Позже такое сравнение малыш сможет производить «на глаз».
Когда ребёнок ощупывает колечки, берясь за них «щепотью» или «пинцетным захватом» (знаете, что означают эти понятия или рассказать подробнее?), он прекрасно развивает мелкую моторику рук.
Итак, чему же учить ребенка 1-3 лет 🏼 с помощью пирамидки?
снимать колпачок пирамидки в начале разборки и надевать его в конце сборки пирамидки;
правильно снимать кольца со стержня: брать колечко одновременно двумя руками и вести его вверх по стержню вертикально до самой верхушки;
каждый раз выбирать среди разложенных колечек самое большое по размеру и надевать его на стержень;
проверять правильность сборки пирамидки: проводить ручками по гладкой поверхности пирамидки сверху вниз (если пирамидка собрана неправильно, то ребёнок ощутит при этом неровности и бугорки);
различать и называть основные и дополнительные цвета, выбирать по просьбе взрослого колечко определенного цвета;
указывать на размер колечек сначала расположенных в ряд, а затем произвольно перемешанных (с помощью слов «самое большое», «поменьше», «еще меньше», «самое маленькое»);
определять местоположение цветных колечек в ряду или на стрежне по отношению друг к другу с помощью предлогов («ЗА синим колечком», «МЕЖДУ зеленым и красным»);
отвечать на вопрос: «Сколько здесь колечек?» с помощью слов «один» и «много».
Веселых и полезных игр!
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, логопед-дефектолог, педагог, автор проекта «Речь ребёнка»
10 игр для развития дыхания
Сегодня мы уделим внимание такой важной составляющей красивой речи, как правильное дыхание.
Я подобрала для вас 10 веселых и полезных игр для развития речевого дыхания. Начнем?
1. Игра «Травушка-муравушка»
В плотный лист картона вставьте пружинки – это трава. А вы с ребенком - ветер. Подуйте на пружинки, и они начнут качаться, словно трава от порыва ветра. Дуйте то чуть сильнее, то чуть слабее и сравнивайте результат.
Цель – научиться чередовать слабый и сильный ротовой выдох.
2. Игра «Шарик»
В небольшой тазик с водой опустите шарик для пинг-понга. Пусть ребенок подует на него так, чтобы шарик коснулся бортика тазика. В эту игру также можно играть в ванне во время купания, можно устраивать целые соревнования: чей шарик придет к «финишу» первым.
Цель – научиться производить целенаправленный выдох.
3. Игра «Хоккейный матч»
Возьмите коробку от конфет или поднос (это «хоккейное поле»), трубочки для коктейля (это «клюшки») и фасоль или горох (это «шайба»).
Задача – задуть «шайбу» в ворота соперника.
Цель - активизировать целенаправленный ротовой выдох.
4. Игра «Поролоновый футбол»
Предварительно нарежьте из поролоновой губки (подойдёт губка для мытья посуды) круги диаметром 2-3 см. Сядьте с ребенком за стол друг напротив друга, дуйте на круги так, чтобы они перемещались от вас к ребенку и наоборот. Можете поиграть в футбол, стараясь «задуть» гол поролоновым мячом в условные ворота противника.
Цель - научиться производить длительный, целенаправленный выдох.
5. Игра «Перышко»
Положите на ладонь ребенка перышко (можно заменить на легкий ватный шарик).
Задача ребенка – сдуть перышко (ватный шарик) с ладони.
Цель - научиться производить длительный, целенаправленный выдох.
6. Игра Воздушный шарик»
Предложите ребенку поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился воздушный шарик. Затем произносите длительно звук [ф], одновременно сводя руки перед собой: шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи: шарик сдулся.
Скажите: «Давай поиграем в шарики! Разведем руки в стороны - вот какие большие получились воздушные шарики. Вдруг в шариках образовалась маленькая дырочка, и они стали сдуваться. Воздух выходит из шарика: [ффф]! Сдулся шарик!»
Цель - развитие правильного речевого дыхания: длительное произнесение на одном выдохе звука [ф].
7. Игра «Филин»
Прочитайте стихотворение:
Ночью рядышком летают
Филин, сыч да и сова.
Крыс, мышей уничтожают
Вплоть до самого утра.
Утром – сразу спать в дупло,
Ведь в лесу уже светло.
Филин утром, как слепой,
А стемнеет – за разбой.
Все они ночные птицы,
День проспят, а в ночь летят:
«Ух-ух-ух!» - они кричат.
Теперь ваша с ребенком задача - имитировать крик филина. На выдохе протяжно произносите: «У-у-у-х!». Повторите 3-4 раза.
Цель – научиться длительно произносить звук на одном выдохе, повторять многократно.
8. Игра «Вода-водичка»
Откройте кран с водой и обратите внимание ребенка на то, как «разговаривает» вода из крана: она «произносит» [с-с-с]. Предложите малышу повторить этот звук вслед за водой из крана: [с-с-с].
Можете прочитать потешку:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Цель - развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука [с].
9. Игра «Жираф и мышонок»
Встаньте с ребенком, выпрямившись, затем поднимайте руки вверх, тянитесь и смотрите на руки – вдох. Присядьте, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука [ш-ш-ш]. Ходите и одновременно произносите:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка маленький.
Повторите 6-8 раз.
Цель - формирование речевого дыхания и правильного произношения звуков.
10. Игра «Лошадка»
Прочитайте вместе с ребенком стихотворение:
Эй, лошадка! И-го-го!
Но, лошадка. Но, но!
Скок, лошадка, скок, скок!
Цок, копытца! Цок, цок!
Выше ножки! Топ, топ!
Веселее! Гоп-гоп!
Колокольчик – дон-дон!
Громче-громче звон, звон!
Гоп, лошадка! Гоп-гоп!
Тпру, лошадка! Стоп, стоп!
После этого поиграйте «в лошадок». Необходимо «бить копытцем» правой ноги и на выдохе произносить: «Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!»; затем «бить копытцем» левой ноги и на выдохе произносить: «Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!». Повторить 2-3 раза.
Цель – научиться на одном выдохе произносить 3-4 слога.
Веселых игр и красивой речи!
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, логопед-дефектолог, педагог, автор проекта «Речь ребёнка»
Сегодня мы уделим внимание такой важной составляющей красивой речи, как правильное дыхание.
Я подобрала для вас 10 веселых и полезных игр для развития речевого дыхания. Начнем?
1. Игра «Травушка-муравушка»
В плотный лист картона вставьте пружинки – это трава. А вы с ребенком - ветер. Подуйте на пружинки, и они начнут качаться, словно трава от порыва ветра. Дуйте то чуть сильнее, то чуть слабее и сравнивайте результат.
Цель – научиться чередовать слабый и сильный ротовой выдох.
2. Игра «Шарик»
В небольшой тазик с водой опустите шарик для пинг-понга. Пусть ребенок подует на него так, чтобы шарик коснулся бортика тазика. В эту игру также можно играть в ванне во время купания, можно устраивать целые соревнования: чей шарик придет к «финишу» первым.
Цель – научиться производить целенаправленный выдох.
3. Игра «Хоккейный матч»
Возьмите коробку от конфет или поднос (это «хоккейное поле»), трубочки для коктейля (это «клюшки») и фасоль или горох (это «шайба»).
Задача – задуть «шайбу» в ворота соперника.
Цель - активизировать целенаправленный ротовой выдох.
4. Игра «Поролоновый футбол»
Предварительно нарежьте из поролоновой губки (подойдёт губка для мытья посуды) круги диаметром 2-3 см. Сядьте с ребенком за стол друг напротив друга, дуйте на круги так, чтобы они перемещались от вас к ребенку и наоборот. Можете поиграть в футбол, стараясь «задуть» гол поролоновым мячом в условные ворота противника.
Цель - научиться производить длительный, целенаправленный выдох.
5. Игра «Перышко»
Положите на ладонь ребенка перышко (можно заменить на легкий ватный шарик).
Задача ребенка – сдуть перышко (ватный шарик) с ладони.
Цель - научиться производить длительный, целенаправленный выдох.
6. Игра Воздушный шарик»
Предложите ребенку поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился воздушный шарик. Затем произносите длительно звук [ф], одновременно сводя руки перед собой: шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи: шарик сдулся.
Скажите: «Давай поиграем в шарики! Разведем руки в стороны - вот какие большие получились воздушные шарики. Вдруг в шариках образовалась маленькая дырочка, и они стали сдуваться. Воздух выходит из шарика: [ффф]! Сдулся шарик!»
Цель - развитие правильного речевого дыхания: длительное произнесение на одном выдохе звука [ф].
7. Игра «Филин»
Прочитайте стихотворение:
Ночью рядышком летают
Филин, сыч да и сова.
Крыс, мышей уничтожают
Вплоть до самого утра.
Утром – сразу спать в дупло,
Ведь в лесу уже светло.
Филин утром, как слепой,
А стемнеет – за разбой.
Все они ночные птицы,
День проспят, а в ночь летят:
«Ух-ух-ух!» - они кричат.
Теперь ваша с ребенком задача - имитировать крик филина. На выдохе протяжно произносите: «У-у-у-х!». Повторите 3-4 раза.
Цель – научиться длительно произносить звук на одном выдохе, повторять многократно.
8. Игра «Вода-водичка»
Откройте кран с водой и обратите внимание ребенка на то, как «разговаривает» вода из крана: она «произносит» [с-с-с]. Предложите малышу повторить этот звук вслед за водой из крана: [с-с-с].
Можете прочитать потешку:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Цель - развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука [с].
9. Игра «Жираф и мышонок»
Встаньте с ребенком, выпрямившись, затем поднимайте руки вверх, тянитесь и смотрите на руки – вдох. Присядьте, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука [ш-ш-ш]. Ходите и одновременно произносите:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка маленький.
Повторите 6-8 раз.
Цель - формирование речевого дыхания и правильного произношения звуков.
10. Игра «Лошадка»
Прочитайте вместе с ребенком стихотворение:
Эй, лошадка! И-го-го!
Но, лошадка. Но, но!
Скок, лошадка, скок, скок!
Цок, копытца! Цок, цок!
Выше ножки! Топ, топ!
Веселее! Гоп-гоп!
Колокольчик – дон-дон!
Громче-громче звон, звон!
Гоп, лошадка! Гоп-гоп!
Тпру, лошадка! Стоп, стоп!
После этого поиграйте «в лошадок». Необходимо «бить копытцем» правой ноги и на выдохе произносить: «Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!»; затем «бить копытцем» левой ноги и на выдохе произносить: «Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!». Повторить 2-3 раза.
Цель – научиться на одном выдохе произносить 3-4 слога.
Веселых игр и красивой речи!
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, логопед-дефектолог, педагог, автор проекта «Речь ребёнка»
Картотека игр с массажными мячиками
Есть такое выражение: «Пальцы помогают говорить». И это не просто речевой оборот. Участки коры головного мозга, отвечающие за речь, формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Кроме того, развитие мелкой моторики повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллект и творческую деятельность.
«Послушные» пальчики позволяют малышу быстрее освоить элементарные навыки самообслуживания, помогают подготовиться к письму и к предстоящим школьным нагрузкам.
Я подготовила для вас Картотеку игр для развития мелкой моторики с массажными мячиками.
Игры, собранные в картотеке, сопровождаются стихотворениями. Стихи привлекают внимание детей, легко запоминаются, способствуют созданию хорошего настроения, формированию и совершенствованию чувства ритма. Речь становится более чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Картотека будет полезна как для родителей, так и для специалистов, работающих с детьми (логопедов, воспитателей, психологов и др.).
Подготовьте для игр массажный мяч средней величины (важно, чтобы ребёнку было удобно держать такой мяч в руках). Перед каждой игрой обсудите её содержание, отработайте основные движения. Это поможет не только настроиться на игру, но и правильно выполнять предложенные упражнения.
Произносите стихи то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова. Движения можно выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям до 3 лет трудно проговаривать весь текст сразу, поэтому для начала им достаточно выполнять движения вместе со взрослым.
Следите, чтобы ребёнок не переутомлялся. Длительность игр с двухлетними малышами – 5-10 минут, с детьми 3-4 лет – не более 15 минут, с ребятами 5-7 лет – 25 минут.
Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребёнка, темп его развития, возможности, настроение. Запаситесь терпением и не ждите сразу же точного и качественного выполнения движений, согласованности речи с работой пальцев и кистей рук. Это всё придёт в дальнейшем, в результате тренировки и многократного повторения.
Желаю весёлых игр и приятного общения с детьми!
Картотеку и текст подготовила: Волкова Елена Александровна, учитель-логопед, нейродефектолог, педагог дошкольного образования, автор и руководитель проекта «Речь ребёнка»
Есть такое выражение: «Пальцы помогают говорить». И это не просто речевой оборот. Участки коры головного мозга, отвечающие за речь, формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Кроме того, развитие мелкой моторики повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллект и творческую деятельность.
«Послушные» пальчики позволяют малышу быстрее освоить элементарные навыки самообслуживания, помогают подготовиться к письму и к предстоящим школьным нагрузкам.
Я подготовила для вас Картотеку игр для развития мелкой моторики с массажными мячиками.
Игры, собранные в картотеке, сопровождаются стихотворениями. Стихи привлекают внимание детей, легко запоминаются, способствуют созданию хорошего настроения, формированию и совершенствованию чувства ритма. Речь становится более чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Картотека будет полезна как для родителей, так и для специалистов, работающих с детьми (логопедов, воспитателей, психологов и др.).
Подготовьте для игр массажный мяч средней величины (важно, чтобы ребёнку было удобно держать такой мяч в руках). Перед каждой игрой обсудите её содержание, отработайте основные движения. Это поможет не только настроиться на игру, но и правильно выполнять предложенные упражнения.
Произносите стихи то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова. Движения можно выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям до 3 лет трудно проговаривать весь текст сразу, поэтому для начала им достаточно выполнять движения вместе со взрослым.
Следите, чтобы ребёнок не переутомлялся. Длительность игр с двухлетними малышами – 5-10 минут, с детьми 3-4 лет – не более 15 минут, с ребятами 5-7 лет – 25 минут.
Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребёнка, темп его развития, возможности, настроение. Запаситесь терпением и не ждите сразу же точного и качественного выполнения движений, согласованности речи с работой пальцев и кистей рук. Это всё придёт в дальнейшем, в результате тренировки и многократного повторения.
Желаю весёлых игр и приятного общения с детьми!
Картотеку и текст подготовила: Волкова Елена Александровна, учитель-логопед, нейродефектолог, педагог дошкольного образования, автор и руководитель проекта «Речь ребёнка»
Подборка забавных детских высказываний
Дети помогают нам смотреть на жизнь проще, интереснее и веселее.
Их взгляд на мир весьма отличается от нашего. Время от времени они выдают такие мысли, которые нам никогда бы не пришли в голову. Рассуждения детей не только обаятельны и непосредственны, но по-своему мудры и логичны.
Сегодня хочу поделиться с вами подборкой забавных детских высказываний, которые присылали мамы в проект «Речь ребёнка».
Лаврентий, 3,5 года
Мама укладывает сына спать, надевает носочки. Лаврентий отказывается:
«Это носки ходительные! А надо спательные!»
Вот так малыш определяет носки, в которых спит и в которых ходит по квартире.
Маша, 3,5 года
- Мама, давай играть в магазин? Я буду покупатель, а ты продаватель.
- Давай, только правильно не продаватель, а продавец.
- Хорошо, тогда ты будешь продавец, а я покупец.
Софья, 2 года 9 месяцев
Папа занимается с Соней английским языком. Во время очередного занятия начинает читать Соне сказку на английском языке.
- Читай про ушки! - просит Соня.
- Что? Какие ушки? - не понимает папа.
- Ну про ушки... про рушшки... по рушшки! [по-русски] - смеётся своему неожиданному каламбуру Соня.
«Мама, у нас есть три питомца: черепаха, рыбки и муха!»
Амина, 4 года 3 месяца
- Амин, не слушай взрослые разговоры!
- Как я могу не слушать, если у меня есть уши?!
Саша, 3 года
Мама: «Саша, а как будет по-английски "до свидания"?»
Саша: «Бай-бай, но я спать не буду!»
Роман, 5 лет
Идёт с мамой по парку, отстаёт, начинает хромать. Мама спрашивает, что случилось.
Отвечает: «Быстро идти не могу, споткнулся и повредил ходовую часть ноги!»
Алёна, 5 лет
Прыгает на кровати, падает на подушку, подбрасывает её со словами: «Ах ты, бодушка, тебе тоже достанется!»
Мария, 4 года 2 месяца
«Часы прострелкали, пора спать!»
Мама спрашивает дочку: «Если папа - гусь, то дети...?»
Она отвечает: «Гусенички».
Ульяна, 3 года
Мылась в ванне. Настало время выходить. Тут она посмотрела на свои пальцы и с удивлением воскликнула: «Ой! Мама! Посмотри! Мои пальчики измялись!»
Амина, 3 года 6 месяцев
Говорит маме, которая заболела ларингитом и у которой пропал голос: «Мама, почему у тебя нет звука?»
Артём, 3 года 1 месяц
Очень любит хлебцы. Папа кормит его, Артём просит очередной хлебец.
Папа: «Хорошо, дам тебе ещё один хлебец, но это будет последний».
Артём: «Хорошо, последний, но тогда два».
Папа сочиняет Артёму сказку.
Папа: «Жил-был енот в будочке».
Артём: «Вообще-то в будочке собачка живет!»
Анастасия, 2 года 9 месяцев
В садике поменяли пододеяльники на розовые. Перед сном девочка увидела новый пододеяльник и воскликнула: «Ух ты! Кто это мне такую красивую накрывательницу положил?!»
Варя, 3 года 2 месяца
«Давай накрасим синим! Это мой самый любезный цвет!»
Едет с мамой в машине. Мама ищет место для парковки и говорит: «Таааак, похоже, мест нет».
Варя в ответ: «Хм… а ты поскреби по сусекам…»
Алина, 5 лет
Двоюродный брат Илья, уплетая колбасу, спрашивает:
- Алина, ты какую колбасу любишь: докторскую или молочную?
- Докторскую, потому что она вылечивает.
Мама с Алиной разучивают, как «разговаривают» домашние животные. Среди прочих девочка узнала, что лошадь ржёт.
Чуть позже мама решила проверить, что запомнила дочь:
- Как лошадь разговаривает?
- Хохочет.
Алёна, 3 года
Скачет на папе верхом, как наездница, и кричит маме: «Мааам, я буду лошадистом, когда вырасту!»
Матвей, 3 года 10 месяцев
Мама укладывает Матвея спать, даёт выпить отвар от кашля. Матвей выпил половину, больше не хочет (отвар горький).
Мама просит: «Матвей, допивай».
Матвей совершенно серьёзно отвечает: «Я больше не могу, я худею».
Дуняша, 3,5 года
Купили папе печеньки. Дуняша встречает папу со словами: «Папа, пойдём покажу, чем ты должен меня угостить!»
Мама с Дуняшей варят пельмени, два слиплись между собой. Девочка говорит: «Пельмешки целуются!»
Мама с дочкой варят гороховый суп. Дочь задумалась и говорит: «Мама,
это не гороховый суп, а горохово-картошковый суп!»
А какими высказываниями вас удивляли, радовали и ставили в тупик ваши дети?
Подборку забавных детских высказываний подготовила: Волкова Елена Александровна, учитель-логопед, нейродефектолог, педагог дошкольного образования, автор и руководитель проекта «Речь ребёнка»
Дети помогают нам смотреть на жизнь проще, интереснее и веселее.
Их взгляд на мир весьма отличается от нашего. Время от времени они выдают такие мысли, которые нам никогда бы не пришли в голову. Рассуждения детей не только обаятельны и непосредственны, но по-своему мудры и логичны.
Сегодня хочу поделиться с вами подборкой забавных детских высказываний, которые присылали мамы в проект «Речь ребёнка».
Лаврентий, 3,5 года
Мама укладывает сына спать, надевает носочки. Лаврентий отказывается:
«Это носки ходительные! А надо спательные!»
Вот так малыш определяет носки, в которых спит и в которых ходит по квартире.
Маша, 3,5 года
- Мама, давай играть в магазин? Я буду покупатель, а ты продаватель.
- Давай, только правильно не продаватель, а продавец.
- Хорошо, тогда ты будешь продавец, а я покупец.
Софья, 2 года 9 месяцев
Папа занимается с Соней английским языком. Во время очередного занятия начинает читать Соне сказку на английском языке.
- Читай про ушки! - просит Соня.
- Что? Какие ушки? - не понимает папа.
- Ну про ушки... про рушшки... по рушшки! [по-русски] - смеётся своему неожиданному каламбуру Соня.
«Мама, у нас есть три питомца: черепаха, рыбки и муха!»
Амина, 4 года 3 месяца
- Амин, не слушай взрослые разговоры!
- Как я могу не слушать, если у меня есть уши?!
Саша, 3 года
Мама: «Саша, а как будет по-английски "до свидания"?»
Саша: «Бай-бай, но я спать не буду!»
Роман, 5 лет
Идёт с мамой по парку, отстаёт, начинает хромать. Мама спрашивает, что случилось.
Отвечает: «Быстро идти не могу, споткнулся и повредил ходовую часть ноги!»
Алёна, 5 лет
Прыгает на кровати, падает на подушку, подбрасывает её со словами: «Ах ты, бодушка, тебе тоже достанется!»
Мария, 4 года 2 месяца
«Часы прострелкали, пора спать!»
Мама спрашивает дочку: «Если папа - гусь, то дети...?»
Она отвечает: «Гусенички».
Ульяна, 3 года
Мылась в ванне. Настало время выходить. Тут она посмотрела на свои пальцы и с удивлением воскликнула: «Ой! Мама! Посмотри! Мои пальчики измялись!»
Амина, 3 года 6 месяцев
Говорит маме, которая заболела ларингитом и у которой пропал голос: «Мама, почему у тебя нет звука?»
Артём, 3 года 1 месяц
Очень любит хлебцы. Папа кормит его, Артём просит очередной хлебец.
Папа: «Хорошо, дам тебе ещё один хлебец, но это будет последний».
Артём: «Хорошо, последний, но тогда два».
Папа сочиняет Артёму сказку.
Папа: «Жил-был енот в будочке».
Артём: «Вообще-то в будочке собачка живет!»
Анастасия, 2 года 9 месяцев
В садике поменяли пододеяльники на розовые. Перед сном девочка увидела новый пододеяльник и воскликнула: «Ух ты! Кто это мне такую красивую накрывательницу положил?!»
Варя, 3 года 2 месяца
«Давай накрасим синим! Это мой самый любезный цвет!»
Едет с мамой в машине. Мама ищет место для парковки и говорит: «Таааак, похоже, мест нет».
Варя в ответ: «Хм… а ты поскреби по сусекам…»
Алина, 5 лет
Двоюродный брат Илья, уплетая колбасу, спрашивает:
- Алина, ты какую колбасу любишь: докторскую или молочную?
- Докторскую, потому что она вылечивает.
Мама с Алиной разучивают, как «разговаривают» домашние животные. Среди прочих девочка узнала, что лошадь ржёт.
Чуть позже мама решила проверить, что запомнила дочь:
- Как лошадь разговаривает?
- Хохочет.
Алёна, 3 года
Скачет на папе верхом, как наездница, и кричит маме: «Мааам, я буду лошадистом, когда вырасту!»
Матвей, 3 года 10 месяцев
Мама укладывает Матвея спать, даёт выпить отвар от кашля. Матвей выпил половину, больше не хочет (отвар горький).
Мама просит: «Матвей, допивай».
Матвей совершенно серьёзно отвечает: «Я больше не могу, я худею».
Дуняша, 3,5 года
Купили папе печеньки. Дуняша встречает папу со словами: «Папа, пойдём покажу, чем ты должен меня угостить!»
Мама с Дуняшей варят пельмени, два слиплись между собой. Девочка говорит: «Пельмешки целуются!»
Мама с дочкой варят гороховый суп. Дочь задумалась и говорит: «Мама,
это не гороховый суп, а горохово-картошковый суп!»
А какими высказываниями вас удивляли, радовали и ставили в тупик ваши дети?
Подборку забавных детских высказываний подготовила: Волкова Елена Александровна, учитель-логопед, нейродефектолог, педагог дошкольного образования, автор и руководитель проекта «Речь ребёнка»
Пирамидка: как выбрать?
Классическая пирамидка - одна из первых развивающих игрушек, которая появляется в детской комнате малыша. Игры с пирамидкой способствуют развитию интеллекта и логического мышления, совершенствуют мелкую моторику рук, координацию движений, учат восприятию цвета, формы и размера, тренируют зрение и память.
В настоящее время существует огромный выбор игровых пособий, и пирамидку можно подобрать на любой вкус.
Чтобы выбор оказался удачным и в дальнейшем дарил только положительные эмоции детям (и их родителям☝🏻️), важны не только цвет, размер и форма пирамидки. Не менее важно, чтобы она была качественной и безопасной, а также соответствовала возрастным особенностям и возможностям ребенка.
Как же правильно выбрать пирамидку в зависимости от возраста ребёнка?
Для малышей от 9 месяцев до 1,5 лет выбирайте пирамидки с двумя-тремя насадками простых геометрических форм (колечками, квадратами и пр.) разной величины. Они должны быть одноцветными или близкими по цвету.
Для детей от 1,5 до 3 лет уже можно выбрать пирамидку с пятью-шестью контрастными деталями, резко отличающимися по размеру.
Начиная с трёхлетнего возраста ребёнку подойдут более сложные пирамидки: с семью-десятью и более деталями (причём детали могут быть похожими по цвету и близкими по размеру).
Расскажите, какие пирамидки у вас дома? Чем руководствовались при выборе конкретной пирамидки?
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, логопед-дефектолог, педагог, автор проекта «Речь ребёнка»
Классическая пирамидка - одна из первых развивающих игрушек, которая появляется в детской комнате малыша. Игры с пирамидкой способствуют развитию интеллекта и логического мышления, совершенствуют мелкую моторику рук, координацию движений, учат восприятию цвета, формы и размера, тренируют зрение и память.
В настоящее время существует огромный выбор игровых пособий, и пирамидку можно подобрать на любой вкус.
Чтобы выбор оказался удачным и в дальнейшем дарил только положительные эмоции детям (и их родителям☝🏻️), важны не только цвет, размер и форма пирамидки. Не менее важно, чтобы она была качественной и безопасной, а также соответствовала возрастным особенностям и возможностям ребенка.
Как же правильно выбрать пирамидку в зависимости от возраста ребёнка?
Для малышей от 9 месяцев до 1,5 лет выбирайте пирамидки с двумя-тремя насадками простых геометрических форм (колечками, квадратами и пр.) разной величины. Они должны быть одноцветными или близкими по цвету.
Для детей от 1,5 до 3 лет уже можно выбрать пирамидку с пятью-шестью контрастными деталями, резко отличающимися по размеру.
Начиная с трёхлетнего возраста ребёнку подойдут более сложные пирамидки: с семью-десятью и более деталями (причём детали могут быть похожими по цвету и близкими по размеру).
Расскажите, какие пирамидки у вас дома? Чем руководствовались при выборе конкретной пирамидки?
Текст подготовила: Волкова Елена Александровна, логопед-дефектолог, педагог, автор проекта «Речь ребёнка»