Статистика ВК сообщества "Притчи. Народная мудрость."

0+
Мудрость Веков и Опыт Поколений

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

ВСТАНЬ ЗА ВЕРУ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
Прощание славянки. Кубанский казачий хор
— до мурашек по коже, комок в горле, слезы на глазах ...

ТЕКСТ ПЕСНИ

Встань за Веру, Русская земля!

Много песен мы в сердце сложили,
Воспевая родные края,
Беззаветно тебя мы любили,
Святорусская наша земля.
Высоко ты главу поднимала,
Словно солнце, твой лик воссиял,
Но ты жертвою подлости стала
Тех, кто предал тебя и продал.

И снова в поход труба нас зовёт.

Мы все встанем в строй
И все пойдем в священный бой.
И снова в поход труба нас зовёт.
Мы все встанем в строй
И все пойдем в священный бой.

Встань за Веру, Русская земля!

Ждут победы России Святые,
Отзовись, православная рать!
Где Илья твой и где твой Добрыня?
Сыновей кличет Родина-мать.
Под хоругви мы встанем все смело
Крестным ходом с молитвой пойдём,
За Российское правое дело
Кровь мы русскую честно прольём.

И снова в поход труба нас зовёт.
Мы все встанем в строй
И все пойдем в священный бой.
И снова в поход труба нас зовёт.
Мы все встанем в строй
И все пойдем в священный бой.

Встань за веру, Русская земля!

Все мы — дети Великой Державы,
Все мы помним заветы отцов,
Ради Родины, чести и славы
Не жалей ни себя, ни врагов.
Встань, Россия, из вражского плена.
Дух победы зовёт, в бой пора!
Подними боевые знамена
Ради Веры, Любви и Добра.

И снова в поход
Труба нас зовёт,
Мы все встанем в строй
И все пойдём на смертный бой.
Встань за веру Русская земля!

518 20 ER 6.9164
«Запомните: мы живем на земле не для себя!»
Протоиерей Валентин Радугин

✨ДЕД МИРОН

Дед Мирон зажег поминальную свечу у фотографии жены, присел на табурет и тяжело вздохнул...

- Вот, Танюша, неделю назад прошел сороковой день. Плохо мне без тебя.. - с горечью подумал он.. - пора мне вслед за тобой.. Что мне здесь делать? Дети взрослые. У них своя жизнь. Я им только в тягость. Ничего меня здесь не держит. Из хозяйства осталась одна курица, да и то старая, даже в суп не годится. Я ее к соседу снесу... Лето началось, тепло. Хоронить меня легче будет...

Его раздумья прервал телефонный звонок. Недовольно он взял трубку. Звонила дочь.

- Пап, завтра к тебе Сережа приедет. У него каникулы. Мальчик большой, четырнадцать лет. По хозяйству поможет. Мы вас навещать будем. Так что встречай.

- Дочь, - стушевался от неожиданной новости старик, - я, наверное, не справлюсь. У меня планы другие...

- Пап, он уже в поезде. Мы заняты. Очень нужна твоя помощь. Присмотри за ним.. - категорично заявила дочка.. - возражения не принимаются. Завтра встречай. На связи...

Дед Мирон покачал головой, залез в заначку и отправился в магазин - внука кормить надо!..

В первый день приезда Сергей оглядел небольшое, осиротевшее хозяйство деда и удивился.

- Дедуль, что у тебя двор такой заросший? Сплошной бурьян, рухлядь везде разбросана?..

- Да бабуля твоя долго болела, потом ушла. А сейчас, - дед махнул рукой, - кому это надо? Помру я скоро. Одиноко ей там без меня...

- Ладно, дед, помирай, - согласился с ним внук, - только вот помрешь, люди придут хоронить тебя, а двор в сплошном бардаке. Стыдно же!.. Порядок наведем, грядки вскопаем и помирай.

- А грядки зачем?.. - удивился дед Мирон.

- Как зачем? Посадить лук и все такое. Ты что не знаешь, как в магазинах все дорого? Похороним тебя, поминать надо?.. Если все из города тащить, никаких денег не хватит. Вот насажаем, вырастим и тогда давай с богом!...

Дед Мирон призадумался, почесал затылок. Внук был прав. Вводить детей в лишние расходы не хотелось. Делать нечего, надо немного подождать.

Работа закипела...
Через неделю двор был убран и огород приведен в порядок. Но случилось непредвиденное: Сережа заболел. Дед Мирон всполошился.

- Дедушка, очень супчика куриного, домашнего хочется, - тихо прошептал внук, - он силу придает. Вот поем и выздоравливать буду.

- Да нет у меня птицы. Одна курица старая осталась. Да какой из нее суп?.. - растерялся старик.

- А ты к соседу сходи, я с ним договорился, - чуть не выдал себя Сережа, - он обещал десяток кур и одного петуха тебе подогнать. Кстати, у него и коза есть. Мне бы молочка козьего попить надо. Очень оно целебное...

Сережа поправился быстро - свежие продукты помогли...

...Через неделю дед забеспокоился.

- Вот помру, куда скотину девать?..

- Соседу отдашь, не проблема, - хохотнул внук.

К вечеру Сережа приволок маленького и страшненького щенка.

- Болезненный какой-то, шелудивый.. - произнес дед Мирон, разглядывая нового жильца. - И что с ним будет когда помру?..

- Не бойся, дедуль, - быстро нашелся Сережа, - вылечим, откормим его. Потом пусть бегает по деревне. Добрые люди голодным не оставят.

Щенок был очень слабым. Пришлось его выхаживать, вставать и кормить даже ночью. По очереди дед Мирон и Сережа ухаживали за заморышем. Выходили. Щенок окреп, бегал по двору, гонял кур и с радостным лаем встречал хозяев. Жизнь с ним стала веселее.

К концу лета приехала дочка. Помогла собрать урожай. Всё выращенное - переработали, сложили на хранение, сделали запасы.

А незадолго перед отъездом дочь притащила беременную кошку.

- Ты зачем мне ее принесла? Она окотится скоро.. Что я с ними буду делать?.. - возмутился дед Мирон.

- Ну, пап.. Не бросать же ее, в самом деле. Помнишь, как мама кошек любила? У вас всегда две кошки жили. Они мышей в сарае ловили.. - возразила дочка.
Мы с Сережей уедем, ему в школу пора. На осенние каникулы он тебя навестит, как раз котята подрастут. Мы их по соседям раздадим.

...Лето пролетело быстро. Дед Мирон проводил родню, всплакнул немного на прощание. Подошел к фотографии жены, зажег поминальную свечу и сел на табурет.

- Знаешь, Танюш, - обратился он к жене, - ты не обижайся, но не могу я сейчас к тебе. Надо повременить немного. Вот Сережа скоро приедет. Да и кур кто кормить будет?.. Сосед своих всякой гадостью кормит, а я отборной пшеницей. Видела бы ты, какие они яйца несут, загляденье. Ни у кого таких нет...

Дед Мирон выглянул в окно. Возле калитки лежал подросший щенок.

- Собака у меня появилась. Я ее лечил, вымахала кобылятина. Куда ее девать? Жалко же.. Без меня пропадет.. - продолжил он.. - и Сережа наш болеет. Ему козье молоко очень помогает. Вот, думаю, козу у соседей надо купить. Приедет, подлечится...

Дед Мирон прислушался. Из комнаты послышалось мяуканье кошки.

- Тань, кажется началось... Пойду, посмотреть надо. А то вдруг котенка задавит. Вот напасть. Что мне с ними делать?.. - старик, шаркая ногами, побрел в комнату.. - вот напасть!.. Ой, уже двое...

Дед Мирон присел напротив кошки. Взял в руки котят и, улыбаясь от радости, сунул их под живот к матери.

- Ешьте, вам надо сил набираться. Подрастете, мышей ловить будете...
Автор: из сети

Художник: Михаил Щрилёв
#Проза@folk_wisdom_parables

230 21 ER 4.3851
🔹КОЛДУНЬЯ
Рассказ протоиерея Александра Торика о страшных последствиях обращения к экстрасенсам.

– Ну что, батюшка, причастилась старушка-то?
– Да уж, съездил! Старушка-то, знаешь, кто была? Сама Варвара из Дубровки. Жди от бесов покаяния!

Варвара эта – первая и знаменитейшая в наших краях ведьма. Экстрасенс по-современному. Лечит от всего, порчу снимает, наводит, сводит, гадает, предсказывает и т. д., словом, весь положенный набор. Только, в отличие от большинства современных шарлатанов, результат – почти стопроцентный, правда, и последствия тоже. – А что значит – последствия тоже?

– А вот недавний пример: Галина, продавщица – сильно пил у нее муж. Лечила она его и в диспансере, и по Довженко, и еще как-то, приезжала и ко мне сюда. Я ее спрашиваю: «Ты когда причащалась-то сама в последний раз, сколько лет назад?» А она мне: «А при чем здесь я? Муж же пьет, а не я, мне его излечить нужно! Вы скажите, сколько денег надо, чтобы вы его исцелили?» Я ей: «Муж-то твой, и скорбь, стало быть, тоже твоя, тебе же Господь эту скорбь не просто так попустил терпеть, а за твои грехи. Очистись сама от грехов, наладь с Богом правильные отношения, тогда и мужу сможешь помочь, а деньгами-то этого не купишь! Приготовься к исповеди, попостись хоть пару дней». Не захотела. Деньги заплатить проще, чем свою совесть перекапывать да жизнь исправлять. Пошла к Варваре. Та ей водичку нашептала. Выпил он той водички, и пьянство как отрезало – запаха водки терпеть не может. Галина месяц от радости плясала, на каждом углу Варвару рекламировала да попов поносила. А муж ее на хорошую работу устроился, деньги большие начал домой носить.

Но уж больно сильная жадность у него к деньгам проявилась, Галине или дочке носового платка не купит, все прячет и копит. А на третьем месяце «исцеления» выгнал он Галину с дочкой из квартиры, привел молодую и ублажает ее как королеву – работать не разрешает, подарками осыпает. Эта молодая чуть не в открытую с другими гуляет, а он того словно и не видит. Сидит теперь Галина с дочкой у матери да судьбу проклинает. Плачет, говорит, лучше бы пил, как раньше. Или вон у Ирины Мальцевой: сын от своей жены к соседке жить перешел, этажом ниже, та с полгода терпела, потом – к Варваре: верни, мол, жить без него не хочу! Варвара что-то с фотографией его поколдовала – вернулся. Как и не уходил. А через две недели в ванной на трубе повесился.

Вот тебе и последствия. Я тебе таких примеров рассказывать могу – суток не хватит. А механизм везде один: с бесами общаться – игра в одни ворота, всегда проиграешь.

-Отец Флавиан! Подожди-ка! Так что ж, эти целители и бабки силой бесовской, что ли, лечат?

А чьей же еще? Господь дар исцелений святым, и то не всем, даст за чистоту жизни, за молитвенный подвиг, за исполнение заповедей Его. А дьявол свою силу, опять же, если только Бог попустит, тем даст, кто ему, рогатому, служит, свою да чужие души губит, вон как Варвара та же. Захожу к ней в комнату, лежит на диванчике под одеяльцем маленькая старушонка, личико такое благообразненькое: «Ба-а-атюшка, помира-аю, ножки не ходят, плоохо мне, причасти меня ба-а-атюшка!» – Хорошо – говорю – а от сатаны отрекаешься?

– Нет! – как рявкнет, аж подбросило ее на кровати, глаза сверкают, трясется вся – сам, попишка, отрекайся от Распятого своего! Я и ушел. Жалко, конечно, душу человеческую, в огонь идущую, но, как говорится, вольному воля, спасенному – Царство Небесное!

#Проза@folk_wisdom_parables

373 11 ER 4.2548
💫8 СТРАСТЕЙ, КОТОРЫМ РОДИТЕЛИ УЧАТ ДЕТЕЙ

Каясь в своих многообразных прегрешениях, мы, родители, часто забываем о том, что иногда учим детей восьми смертным страстям. И даже не подозреваем об этом.



❌ Чревоугодие

Только вдумайтесь: практически ежедневно мы заталкиваем эту страсть нашим детям в рот, восклицая: «Доедай все и чтобы без разговоров» или «Съешь всю кашу, получишь конфетку!». Покупая всякие сладости без повода, закидывая по привычке в корзину с покупками – конфеты, чупа-чупсы, киндер-сюрпризы и прочие сладости, мы потакаем желудку и сдаем ему в рабство собственных детей. Сюда же можно отнести и кусочничество в перерывах между едой, неконтролируемый доступ детей к печенькам. А ведь чревоугодие – корень всех последующих страстей.

❌ Блуд

Кажется, что приучить ребенка к блуду может только неадекватный родитель – извращенец. Но если задуматься, если вспомнить и проанализировать моменты нашей жизни, приходит понимание, что блуд начинается с якобы невинных сцен-диалогов-ситуаций. Самое стандартное знакомство начинается с телевизора. Причем это не обязательно «фильмы для взрослых», которые и взрослым-то грех смотреть. Это может быть и совершенно банальный сериал с нелепым сюжетом, где блуд заложен в фабуле, это может быть сцена во время рекламы и т.д. Затем ребенок знакомится с блудом в собственной семье. Горе родителям, живущим в блудном сожительстве (не путать с гражданским браком), ведь их формула счастья «браки рождаются на небесах» не одобряют в “небесной канцелярии”. Но и в узаконенных браках тема блуда проявляется в разговорах взрослых о том, кто, где и с кем “живёт”, развелся, встречается… Разве это предмет для гордости и радости, когда четырехлетняя дочь «сходит с ума» от разлуки с мальчиком из-за перевода в другой садик, а мама ей при этом говорит – «забудь ты его, у тебя таких еще будет…»

❌ Сребролюбие

Мы стараемся учить детей не быть жадными. Заставляем их делиться. На время, правда. Или меняем одну жадность на другую – «Дай мальчику поиграть в машинку, а он тебе свою даст». То и дело слышишь на улице, как мамы одергивают детей, которые хотят забрать чужое. Но если совсем маленьким это простительно, т.к. они только познают мир и не понимают границ свое-чужое, то детям старше трех лет необходимо объяснять, что жадность и скупость – очерняют нашу душу. Вместо этого многие родители идут на поводу у новомодной психологии, которая говорит о том, что игрушки и вещи ребенка – это его личная собственность, и он имеет полное право не делиться ими.

А как мы мотивируем детей учиться? Окончишь четверть на пятерки – получишь самокат, или приставку, или новую сумочку, или лучше деньгами? Да, давай деньгами, копи, и в конце года купишь себе что-то большое и дорогое. А еще лучше – подарю-ка я тебе монополию, чтобы развить предпринимательские качества! Разве плохая игра? Очень даже хорошая – развивает способности разные. Подумаешь, что цель игры — «рационально используя стартовый капитал, добиться банкротства других игроков». Зато бизнесмен вырастет, деньги научится считать, вот!

❌ Гнев

Часто приходится сталкиваться с выбором «дать сдачи» или «подставить щеку». Не правы те, кто без разбора учат детей махать кулаками, воспитывая в них злобу, мстительность и агрессию. Но не правы и те, кто не прививают умение постоять за себя. Самый тяжелый случай – если ребенка учат не вмешиваться в чужие дела. Подумаешь, слабого обижают или над скромной девочкой издеваются, пройди мимо – не твое это дело. В таких ситуациях гнев как раз-таки уместен, потому что он праведный. Блаженный Диадох Фотикийский говорит: «иногда гнев приносит величайшую пользу… когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены».

❌ Печаль

«Дом стоит, свет горит. Из окна видна даль. Так откуда взялась печаль?», — поется в песне известного музыканта. А Бальзак писал: «Ничто так не пьянит, как вино страдания».

Часто мы надеваем угрюмую маску матери уныния, примеряем на себя роль этакого страдальца. Причем зачастую совершенно по незначительным поводам. Для кого-то поводом опечалиться становятся бесконечные политические распри. Если родители и старшее поколение постоянно причитают «В этой стране всё хуже некуда», «Жизнь с каждым днем всё тоскливее и тоскливее», «Непонятно, куда всё это катится». И это угрюмое лицо, безнадежные монологи изо дня в день видит и слышит ребенок. Радостнее ему от этого живется? Вряд ли. А если взрослые просто любят печалиться – тушите свет. Никакой практической пользы от мнимой печали нет, только деструктив, который ребенок примеряет на себя, и начинает печалиться, как взрослый: и крокодил у него не ловится, и кокос не растет.

Вместо того чтобы заниматься совместным творчеством, делая себя и мир лучше, родители загоняют ребенка в серый, мрачный, беспросветный угол, из которого все выглядит ужасно, как в зеркале тролля из сказки Андерсена.

Депрессия и стресс стали синонимами жизни, а ведь они – дети печали. Родители, пребывающие в постоянном стрессе, принимающие антидепрессанты, загоняют в угол себя и своих детей. Обвиняя во всем обстоятельства и окружающих, мир, природу, политиков, врачей, бабушек в церкви, тётенек на почте, милиционеров на дороге, они не хотят искать бревна в собственном глазу. А ведь именно там прячется истинная причина этого упаднического состояния души!

«Хотя печаль может быть вызвана каким-то горем, скорбью, тяжелые события не являются причиной печали, они только провоцируют её. Причина всегда в самом человеке, в том, как он воспринимает события жизни. Потому что установленный факт: депрессия не зависит от обстоятельств жизни и среды обитания, причина ее всегда не внешняя, а внутренняя»[1].

❌ Уныние

Продемонстрировать его легче всего получается у родителей: устал после работы – пошел спать раньше времени, ничего толком не сделав. Выходные пришли – наконец, посижу, телевизор посмотрю, идти куда-то лень. Убираться лень, готовить лень (закажем пиццу на дом, пойдем в кафе поедим и т.д.). Другая крайность – уныние (скука), гонящее из дому в поисках общения и развлечения. Это когда дома сидеть невозможно, родителям с детьми невыносимо в четырех стенах, скучно, и они постоянно придумывают приключения – развлечения.

Развить чувство внутренней неудовлетворенности, а впоследствии и уныние помогут следующие фразы: «У тебя не получится, ты еще маленький», «Не надо, я сама все сделаю», «Руки у тебя не из того места растут» и др.

❌ Тщеславие

О, это же необъятный простор для родительской фантазии! Сюда относятся все долгожданные победы наших детей, все рассказы об этих победах друзьям и родственникам. Хвастаемся при детях о детях.

Новшество этой страсти – снимать ролики со своими детьми на youtube, завоевывать популярность, просить лайки, а также просить детей просить лайки для увеличения числа подписчиков, прививать любовь к славе. А от тщеславия недалеко и до гордыни.

❌ Гордыня

Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим мы показываем и на собственном примере, если ведем себя соответствующим образом по отношению к ближним. Дети видят, что родители не хотят уступать друг другу, не хотят идти на примирение, гордость же не позволяет первому сделать шаг и признать свою неправоту. Дети слышат в разговорах взрослых само-возвышение над другими, чувствуют пренебрежительный тон в отношении каких-то других людей, и впитывают это в себя, считая за норму.

«Ты мой самый замечательный (умный, красивый и т.п.) ребенок на свете!» «Ты этого достоин» или «Мой ребенок выше этого» и пр.

Если это повторять регулярно вместо молитвы, ребенок будет думать, что он – пуп земли, самый-самый ее центр. Мальчики и девочки с высоким о себе мнением становятся заносчивыми, высокомерными зазнайками. А ведь родители ничего плохого не имели в виду, поддерживая на плаву их значимость и самость.

Бытовых ситуаций с перечисленными страстями – великое множество. Мы учим смертным страстям детей, передаем наши грехи им, а они – своим детям. И так будет до бесконечности, пока не будет разорван порочный круг нашими собственными усилиями в воздержании, целомудрии, нестяжании, кротости, надежде, трезвении, смирении и любви.

Художник Наталья Климова

460 0 ER 4.0728
💫 ОТСЮДА БЕЗ ЧУДА НЕ УЕЗЖАЮТ.
(Основано на реальных событиях)

Сейчас Валя счастливая мать. Ее любимому сыну Ванечке три месяца. Мы часто переписываемся, и она хвастается его достижениями – улыбнулся, перевернулся, покакал… Да-да, это тоже достижение. У кого нет детей, тому не понять. И часто плачет – радостными слезами.

– Потому что душа поёт, – объясняет она.

***

Валю я знаю лет 13-14. Мы познакомились в одном маленьком южном городке, куда я когда-то поехала отдыхать с друзьями, где встретила своего будущего мужа и где мы с ним прожили первый год после свадьбы. Мы давно уже обитаем в Москве, но время от времени я стараюсь наведываться туда с дочками – к свекрови.

Прошлым летом я тоже была там и встретила Валентину в местном храме, на всенощной. Она была «глубоко беременной», чем повергла меня в шок. Скоро объясню, почему.

Вместо того чтобы молиться, я посылала на клирос вопросительные взгляды (Валя пела в хоре) и удивлённо показывала на ее живот. А она улыбалась в ответ и беспомощно разводила руками, мол: «Ну вот так… Даже не знаю, как». В конце концов очень старенькая регент Ангелина, строго погрозив скрюченным подагрой пальцем, призвала нас к порядку.

Служба закончилась, и мы с Валентиной вместе пошли домой.

– Ты ведь знаешь, Лен, я уже и не верила, что у меня будет ребёнок, – говорила она. – Старая, думала, больная. Но на всё воля Божия. Значит, так нужно. А теперь ещё Ванечку не родила, а уже второго хочу. Девочку, сестричку ему…

Валя замолчала и нежно погладила свой огромный живот.

***

Валентина вышла замуж рано – в восемнадцать лет. За бывшего одноклассника Тёмку, двоечника и хулигана.

На самом деле не такой уж он был и хулиган. Скорее жертва своей собственной неуёмной фантазии и активности.

То на каникулах в деревне на дедовом стареньком мотоцикле, который тот берег пуще зеницы ока и любовно называл Козликом, без разрешения покатается. Потом достают из оврага переломанный, не поддающийся реконструкции «труп» Козлика и Тёмкино тело. На удивление живое и даже целое. Только в ссадинах всё. Дед, охая и хватаясь за сердце, бегал от одного к другому. А через пару недель, когда все раны у Тёмки зажили, самозабвенно драл его в сарае своим солдатским ремнём…

То решит Тёмка усовершенствовать конструкцию какой-то новогодней ракеты-фейерверка – чтобы выше взлетела. Ну, и чтобы красивее и торжественнее был салют. Немного переусердствовал с мощностью и влетала эта ракета в окно к Людмиле Васильевне. Или Люсьен, как ее все звали.

Женщина интересная, модная и в свои сорок шесть в третий раз разведённая и бездетная, она в тот момент собиралась на предновогоднее свидание к очередной жертве своих чар. Масочку для лица делала, бигуди крутила, новое платье гладила. И предвкушала романтический ужин, мерцание свечей, звон хрустальных бокалов с шампанским и восхищённые взгляды избранника в свой адрес. Вместо бокалов зазвенело разбитое оконное стекло и ослепительной красоты фейерверк случился на кухне у Люсьен. Романтическую героиню, чудом не пострадавшую, если не считать повисших на лампе бигудей, вздыбившейся, дымящейся причёски и уныло покачивающихся над глазом накладных ресниц, ещё долго отпаивали валерьянкой и водкой.

Тёмку опять самозабвенно драли. Тут же, на месте. А Люсьен прыгала вокруг, потрясая остатками причёски, и мстительно подначивала: «Так его, так… Мало тебе ещё, паршивец!».

***

Но Валя в Тёмке видела не хулигана, двоечника и паршивца. Она смотрела в его голубые глаза и понимала, что именно этот человек всегда будет рядом. И никогда её не предаст. Никогда! От этого сладко щемило в груди.

Больше всего на свете Валя боялась, что ее опять предадут. Когда ей было пять лет, от них ушёл отец. Когда исполнилось тринадцать – отчим. Мать после этого начала выпивать. Не критично, но всё равно. И в подпитии всё время повторяла «прописные истины»: «Никому нельзя верить. Все мужики – кобели и сволочи».

Тёмку Валина мать на дух не переносила. Даже на порог не пускала. Дело в том, что отчим ушёл к одной дальней родственнице Тёмкиного отца. Городок-то маленький, все всех знают. И чтобы дочь вышла замуж за кого-то из «этого проклятого рода», она допустить не могла.

Не хотели видеть «дочь сумасшедшей алкоголички» в своей семье и Тёмкины родные. Но они всё равно поженились. И приютила молодых у себя Валина старенькая бабушка Люба – очень добрая и очень верующая. Она давно ещё и привела Валю в храм.

***

Жили они хорошо. Валя пела в храме на клиросе, со временем начала преподавать в музыкальной школе. Тёмка работал в автосервисе. Тут и пригодилась его неуемная изобретательность. Мог он «из ничего» такое собрать, что опытным инженерам было не под силу. А уж какую-то там машину починить было для него вообще делом плёвым.

Правда, другие мастера ему завидовали. Потому что большинство клиентов именно к Тёмке хотели попасть. Часто – очень денежных клиентов.

«Главное, что любили они друг друга. Дышать друг без друга не могли»

Но не это главное. Главное, что любили они друг друга. Дышать друг без друга не могли. Однажды уехал Тёмка по работе на неделю, машину нужно было клиенту перегнать, так Валя с тоски заболела. С кровати встать не могла. А вернулся муж – всё как рукой сняло.

Одно было грустно. Год прошёл, другой, пятый, а детей у них все не было. А тут ещё родители… Мать Вали кричала, что это потому, что она без материнского благословения за «этого… из проклятого рода вышла». К знахарке какой-то местной ходила, чтобы «отволожить дочь-дуру». Но не подействовало.

Тёмкины родители при каждой встрече говорили: «Разведись, сынок, ну что можно ждать от дочери той пьянчужки. Не родит она тебе никого». «Доброжелателей» подсылали то к сыну, то к невестке.

– Ой, Валь, а твоего-то с Нинкой видели, – сочувственно сообщали девушке. – Говорят, она уже и беременна от него. Ох, беда-беда…

– Тём, а Валька твоя никак загуляла, – посмеивались над парнем. – С Володькой вон на празднике дуэтом романсы пели.

Но не верили они наветам. Так же жить и дышать друг без друга не могли. Настоящая любовь сильнее интриг и сплетен.
Верили друг другу и в Бога верили.

Верили и молились.

***

На обследование в столицу поехали вместе. Хотя Валентина была уверена, что дело именно в ней. Но все же надеялась. А Тёмка решил её морально поддержать и тоже пройти эти «убийственные» для мужского самолюбия процедуры.

– У вас полная непроходимость маточных труб, – сказали Вале. – Нам очень жаль.

Помимо этого, у девушки обнаружили ещё и какие-то эндокринные нарушения. И в итоге страшный для любой женщины диагноз – бесплодие.

– Я знала, знала, – рыдала Валя на Тёмкином плече. – Правильно твои говорили… Никого я тебе не рожу! Никого! Пустышка убогая!

Тёмка рассеянно гладил её по голове и стеклянными глазами смотрел в какие-то свои бумаги.

– Валюш, – пробормотал он, – Мне тоже вот сказали… Какая-то необратимая некроспермия. Все сперматозоиды мертвые. И детей у меня тоже не может быть. Никогда! Понимаешь?

Они долго плакали в обнимку.

– Валюш, а давай возьмём из детского дома? – сказал вдруг Тёмка. – Давай, а?

Валя подняла голову, всхлипнула, потерла красный нос рукой (совсем как маленькая) и неуверенно улыбнулась.

– А кого возьмём, Тём? Девочку или мальчика?

– Девочку… И мальчика… И ещё мальчика…

Через два дня они вернулись домой. А ещё через день поехали в Почаев, к Валиному духовнику – за благословением на усыновление.

– Нет, не могу я вам дать такого благословения. Не ваше это, – сказал старенький монах. И вместо этого дал Валентине какое-то особое молитвенное правило.

– Читайте, живите по-христиански, и будут у вас свои дети. Будут!

Тогда Вале с Тёмкой было по двадцать три года.

***

Шли годы…

Валентина расцвела, чуть пополнела и из девочки-тростинки превратилась в красивую, «аппетитную» женщину.

Темка возмужал, полысел. И не Тёмка уже, а Артем Степанович, уважаемый человек, хозяин лучшего в городке автосервиса.

Умер духовник, не благословивший их когда-то на усыновление и обещавшийся детей.

Валя всё читала то правило.

Им уже по сорок, а всё одни. Смирились, но так же любят друг друга, и так же Валя тоскует, когда муж уезжает.

Сорок два… Съездили в Почаев, на могилку к своему духовнику. Помолились там и решили больше правило то не читать. Не даёт Господь детей, что тут поделаешь.

На обратном пути заехали в один из женских монастырей. Постояли на службе, помолились. Собирались уже уезжать, и тут к Валентине подошла старенькая монахиня.

– Ты подожди, милая, видишь, вон икона Богородицы? Помолись Ей, помолись. И верь, главное… От нас без чуда не уезжают… Да не удивляйся ты, иди!

Валя стояла на коленях перед Богородицей и рыдала. Рассказывала ей всё. Умоляла подарить им ребёночка – не ради себя, ради любимого мужа. А потом ей стало вдруг очень спокойно…

Прошёл месяц.

– Я не знаю, что случилось. Меня не тошнило, не было плохо. Я просто почувствовала, что беременна, – вспоминает Валя. – Сделала тест – да. Врачи были в шоке все. «Это невозможно, невозможно, – кричали, – вы оба абсолютно бесплодны». А я даже не могу рассказать, что чувствовали мы. Первое потрясение – понятно. А потом… Любовь Божию… Огромную, безбрежную…

Валентина шла, гладила свой огромный живот и думала о чем-то своём.

Вдруг лицо ее преобразилось. Оно правда преобразилось. Помолодело лет на двадцать и засветилось какой-то невероятной нежностью.

Валя смотрела куда-то в сторону и улыбалась. Улыбалась так, как улыбаются влюблённые девушки, бегущие на первое свидание. Я повернула голову. К нам шёл Тёмка… Артемий Степанович. Он смотрел на Валентину, и в его глазах было то же самое. То, что было всегда, все 24 года, которые они вместе – ЛЮБОВЬ.

А я смотрела на этих двух людей, которые не предали друг друга и которым Господь, несмотря на все диагнозы, послал великое чудо, и плакала…

#Проза@folk_wisdom_parables

Автор: Елена_Кучеренко

85 9 ER 2.7980
ПРИТЧА

Каждое утро старик приходил в дом престарелых кормить свою жену, которая его уже не узнавала. Его спросили: «3ачем вы приходите, ведь она даже не знает, кто вы?».

На что он ответил: «3ато я знаю, кто она».

55 7 ER 2.3307
7 СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ:
1. Гордыня.
2. Скупость.
3. Блуд.
4. Зависть.
5. Чревоугодие.
6. Гнев.
7. Лень.

ГРЕХИ ПРОТИВ СВЯТОГО ДУХА:
1. Грешить, дерзко рассчитывая на милосердие Божие.
2. Отчаиваться или сомневаться в милосердии Божием.
3. Противиться узнанной христианской истине.
4. Завидовать благодати Божией, данной ближнему.
5. Откладывать покаяние до самой смерти.

ГРЕХИ ПО СОУЧАСТИЮ:
1. Уговаривать согрешить.
2. Приказывать согрешить.
3. Позволять грех.
4. Побуждать ко греху.
5. Хвалить грех другого.
6. Сохранять безразличие, если кто-то согрешил.
7. Не бороться с грехом.
8. Помогать согрешить.
9. Оправдывать чей-либо грех.

ГРЕХИ, ВОПИЮЩИЕ К НЕБЕСНОЙ КАРЕ:
1. Сознательное человекоубийство.
2. Грех содомский (гомосексуализм, др. половые извращения).
3. Угнетение бедных, вдов и сирот.
4. Лишение платы за исполненный труд.

УСЛОВИЯ ХОРОШЕЙ ИСПОВЕДИ:
1. Испытание совести.
2. Искреннее сокрушение о грехах.
3. Твёрдое намерение исправиться.
4. Искренняя исповедь.
5. Удовлетворение за грехи Богу и ближнему.

Каждому человеку предстоит Справедливый Суд Божий.

273 9 ER 2.9838
✨НАШ ЧЕЛОВЕК

– Я вон к тому батюшке всегда на исповедь хожу.
– Да? А он что, прозорливый? Или сильный молитвенник?...
– Да не то чтобы...обыкновенный.
– Руководит?
– Да нет...чаще самой думать предоставляет...
– А чего же - именно к нему?
– Ну...не знаю. Он когда в первый раз благословил, я к руке приложилась, смотрю - рука исцарапанная, так, знаешь... характерно. Значит, кот дома есть...ну, думаю, - наш человек.

На фото Священник Вадим Мичков и его кот Персик

59 0 ER 1.9810
💫 ОТДАНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Проповедь Протоиерея Дмитрия Смирнова.

Мы вступаем в Петровский пост. Его устав не такой строгий, как у Великого и Успенского, и каждый по силе может к нему приближаться в зависимости от состояния здоровья и всяких жизненных обстоятельств.

Один брат спросил старца: «В чем должна состоять жизнь христианина?» Старец отвечал: «В том, чтобы иметь уста истинные, тело святое, сердце чистое, помысел, не блуждающий по предметам мира, псалмопение с сокрушением; в том, чтобы пребывать в молчании и ни о чем другом не думать, как только о чаянии Господа». Вот он в четырех строчках дал целую установку жизненного пути.

«Уста истинные». Непременное условие христианской жизни – никогда не врать. Потому что отец лжи – дьявол, и, когда человек врет, он отказывается от своего божественного сыновства. Наш Бог «есть путь и истина и жизнь». Поэтому всякая ложь в наших устах – это препятствие в духовной жизни. Но некоторые скажут: иногда мы бываем вынуждены врать. На самом деле, если рассмотреть внимательно, видно, что человек врет, чтобы избавить себя от каких-то неприятностей, шероховатостей, как-то себя выгородить, – то есть опять же беспокоится о своем земном существовании. Бывают ситуации, когда неохота отвечать на то, о чем тебя спрашивают. В таком случае можно прямо ответить: не скажу. Лучше поступить так, чем врать, хотя это может вызвать у людей недоумение, потому что каждый по своему властолюбию претендует на то, чтобы ему отвечали немедленно.

«Тело святое». Что это значит? Когда умирают святые угодники Божии, часто оказывается, что их нетленные, полностью или частично, тела исцеляют людей, являются источником благодати. Святые отцы объясняют это так: если взять какое-то драгоценное благовонное вещество, налить его в сосуд и потом вылить, сосуд долго еще будет пахнуть. Даже если мы вымоем его с мылом, все равно благоухание останется. Вот так же и тело становится источником исцеления, потому что при жизни оно было сосудом Святого Духа. Как достигается тело святое? Страсти, которые исходят из нашего тела – блуд, чревоугодие и желание покоя, – постоянно лишают нас Царствия Небесного. Поэтому нужно обязательно укрощать свое тело – и этому как раз служит святой пост, воздержание во всем. Надо проводить целомудренную жизнь и в чувствах, и в помыслах и все время нудить себя на труд. Нужно, конечно, и поесть, нужно и отдохнуть, а иногда так устанешь, что и полежать можно, – но чтобы это не превращалось в похоти. Все время надо понуждать себя на труд, особенно телесный. Это очень способствует духовной жизни.

«Сердце чистое». Достижение чистоты сердечной – самое главное, что требуется от христианина: очистить свое сердце от всяких страстей. Все злое происходит с нами потому, что зло рождается в нашем сердце. А рождается оно там потому, что мы люди грешные, мы изначала склонны к пороку, с самого рождения. Грудные младенцы уже имеют эту склонность, а в результате порочного воспитания и жизни в окружении порочных людей она возрастает. У младенца страсти в зачатке, как зеленые росточки, а когда он превращается в юношу, они все уже выросли в молодые, сильные деревья. И цель нашей жизни – сердце очищать. Только чистые сердцем могут узреть Бога. Поэтому сердце у нас должно быть прямое и чистое.

«Помысел, не блуждающий по предметам мира». Это сказано о мечтаниях. У нас есть такое дьявольское, отвратительное свойство ума – мечтать. Человек сидит, или лежит, или идет и, как это часто называется в обиходе, думает. На самом деле он никакой проблемы не решает, а просто унесся умом: вот я поеду туда, я куплю то, я достигну того – строит планы, воздушные замки, рисует себе мнимое будущее. Почему старец предостерегает от этого? Потому что когда человек душой уносится в нереальный мир, в мир иллюзий, дьявол тут как тут и начинает через эти мечтания навязывать человеку свою волю, рисует ему именно тот путь, который скорее приведет к погибели. Поэтому мечтать категорически воспрещается, если мы хотим свое сердце и свою жизнь сохранить для Бога. От всякого мечтания нужно обязательно избавляться, это страшный порок. Ничего не мудровать, не придумывать, стараться жить просто и ясно. А всякие помыслы, представления, образы надо обязательно из головы изгонять. Чтобы избавиться от мечтаний, надо поменьше слушать чувственной музыки и лучше бы вообще не читать книг, которые рисуют иллюзорные вещи. Ведь что такое книга, роман? Это несуществующий мир, в котором действуют несуществующие люди и произносят слова, которые никто никогда не произносил, – то есть все от начала до конца придумано. Один человек, автор, намечтал, а другой читает – следит умом за этими мечтаниями, и что автор хочет ему внушить, то он исподволь впитывает. Хорошо, если писатель – верующий, православный человек. А если нет? Такое чтиво очень развращает ум.

Именно поэтому так вреден телевизор: он дает огромную пищу для мечтаний, он завладевает умом, причем так властно, что каждый, кто когда-нибудь смотрел телевизор, знает, как трудно от него оторваться – он как магнитом тянет. Хотя потом ощущаешь в душе пустоту, готов сам себя проклясть: опять время потерял, опять голова болит, время убито, а что приобрел? Говорят: вот, надо узнать новости. Ну, узнал. Что это знание тебе дало? Ничего. Какая завтра погода? На градусник посмотри и увидишь. Тем более, всем известно, что пятьдесят процентов угадают, а пятьдесят – соврут. Ну выгляни в окно, сам подумай и угадай. Может быть, еще точнее получится. Так что нам надо стараться от этих привычек отстраняться, особенно постом. Может быть, за это время мы вообще от них отвыкнем – а если нет, впереди Успенский пост, еще будем отвыкать. Пост – время, когда мы откладываем всякие развлечения и живем монашеской жизнью. Это для нас очень полезно.

«Псалмопение с сокрушением». Мы живем в конце христианской эпохи, и за всю историю Церкви скопилось очень много замечательных молитв, из которых составлен наш молитвослов. У древних же отцов – а эти слова сказаны в третьем веке, то есть тысячу семьсот лет тому назад, – не было молитвослова. Тогда у монахов была одна только книга – Псалтирь. Они молились, нараспев читая псалмы, и это называлось псалмопением. Почему псалмопение с сокрушением? Многие из нас, когда молятся, начинают мечтать, уноситься умом далеко, по разным стихиям мира, что-то о себе мнить. Этот образ молитвы неправильный. Молиться надо всегда с сокрушением, с покаянием, всегда осознавая, кто мы и кто Тот, Кому мы молимся. Молиться надо так, чтобы никогда собой не любоваться, не думать, как выглядишь со стороны, не радоваться, что много прочел. У молитвы должен быть единственный плод – сокрушение сердца. Часто мы откладываем молитвослов или Псалтирь с таким чувством, что хорошо помолились. Это значит, мы помолились плохо. Потому что когда человек оценивает себя и начинает похваливать, это не есть результат доброй молитвы. Добрая молитва – та, которая кончается слезами, когда человек сокрушает свое сердце, когда чувствует, что он такой грешник, что не достоин быть половой тряпкой в бане или у входа в метро, о которую все ноги вытирают. Вот когда в результате молитвы человек приблизится к этому чувству, значит, молитва была истинная.

«Пребывать в молчании». Это для нас почти недостижимая вещь, потому что наш язык как овечий хвост и нам все время хочется поговорить. Обязательно поделиться, кому-то что-то сказать, остановить, научить, и мы всё лезем, когда нас не спрашивают. Это ужасно. Надо всегда помнить, что молчание есть благо. Только в молчании можно внимательно следить за своей душой, за помыслами, быть сосредоточенным, а слова рассеивают. Очень часто бывает, мы придем в гости или к нам придут верующие, хорошие люди, и мы с ними говорим о чем-то хорошем, даже о духовном. А потом расходимся – и чувствуем в душе пустоту. Почему так? Вроде говорили о добром и не осуждали никого, как это обычно бывает, и все равно в душе пустота: то духовное, что мы с таким трудом накапливаем, через наше пустословие уходит.

Особенно недопустимы всякие рассказы о своих мнимых добродетелях, подвигах, духовных дарованиях. Мария Ивановна ему приснилась, а он говорит, что ему Богородица явилась, никак не меньше. То есть человеку хочется побыть рядом с преподобным Сергием и Серафимом: Сергию явилась, Серафиму и мне. Поэтому когда кто-то жаждет поделиться своими видениями, значит, видение было не от Бога. Это не сто процентов, а четыреста, это точно совершенно. Потому что когда Серафиму Саровскому явилась Богородица, он никому не рассказывал. Да как же об этом можно рассказывать? Это просто невозможно. Только перед смертью, самому ближайшему человеку, да и то велел: «Об этом расскажешь, когда я умру». Вот как это бывает. А когда на каждом перекрестке рассказывают: вот, мне приснилось, – ясно, что это бес кино крутит человеку, водит его: у меня такое было видение, у меня другое было видение. Можно подумать, прямо духовный человек. Это очень просто проверить: плюнь ему в лицо. Если не рассердится, вытрется и скажет «прости» да в ножки тебе поклонится, значит, правда. Но на самом деле – нет, будет злоба, обида. Попробуй против шерсти погладь – сразу увидишь, что это за духовность такая. А Серафим Саровский, даже когда его обухом топора били, не сопротивлялся.

Очень важно иметь молчание «и ни о чем другом не думать, как только о чаянии Господа». «Чаяние» – значит «ожидание». Господь нам повелел, чтобы мы всегда были готовы встретить Небесного Жениха: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». То есть мы всегда должны быть готовы к встрече Господа, ждать, когда Господь Святый Дух нас посетит. Должны все время бдеть над своим сердцем. Нам все время надо только об этом думать: как бы так угодить Богу, чтобы Господь к нам пришел и всегда был с нами, чтобы ничем Его не оскорбить, чтобы Он никогда не отходил от нас. Вот мы сейчас трудимся, храм восстанавливаем и иногда так увлекаемся работой, общением с людьми – ведь все хорошие люди собираются, симпатичные, милые, добрые, – что это нас уводит от самого главного. А надо всегда помнить: кому мы это делаем? Самому Господу Богу. Все надо делать перед Ним, ради Него, Ему надо посвящать каждый свой жест, каждое свое дело. Апостол Павел говорил: «Едите ли, пьете ли... все делайте во славу Божию». Чтобы любое дело, нами сделанное, было ради Бога: вот, Господи, смотри, это для Тебя я тружусь. Никогда не забывать о главной цели нашего существования: зачем мы живем? Чтобы Бога прославлять и делом, и словом, и мыслью, и всей свой жизнью. Конечно, мы люди грешные, немощные, все время отвлекаемся, забываем, с кем-то поругаемся иногда, осудим – но тут же спохватись, покайся и начинай сначала, опять для Господа трудись. И так все меньше, меньше и меньше будем на мирскую суету отвлекаться и все больше Богу служить.

Еще старец сказал: «Будем заботиться о кротости». А Господь сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Кроткий человек – значит незлобивый, необидчивый, не лезущий вперед, спокойный, рассудительный. Надо стремиться к кротости, чтобы мы не были спорливые, раздражительные, настаивающие на своем, нахальные, как мирские люди. У нас так не должно быть. Мы все время должны заботиться о том, чтобы быть кроткими. Разгорячился – сразу подумай: кротость от меня ушла, это плохо, значит, я уже не Христов ученик.

«Заботиться о злострадании». Надо заботиться о том, чтобы поскорбеть за Христа. Всегда радоваться всякой скорби. Поболеть, пострадать, потрудиться, спину свою погнуть, ножки потомить, коленочки немножко к полу прижать, понудить себя. Самому стараться – не ждать, пока болезнь какая придет, а понуждать себя немножко, чуть-чуть всегда делать через силу. Немного, потому что если много будешь делать через силу, то совсем завалишься, это неразумно. Чуть-чуть нудить, прибавлять себе этого злострадания, все время ради Бога побольше делать: помолился, устал – ну еще чуть-чуть. И так во всем.

«Заботиться о долготерпении». Некоторые говорят: я молюсь уже два месяца – и ничего. Надо долго молиться – десять, двадцать лет. Надо приучать себя к терпению. Чтобы достичь христианской жизни, надо научиться терпеть долго.

«Заботиться о любви». Всякая злоба, ненависть, раздражение друг против друга, обиды – упаси Бог, это должно быть совершенно выброшено от нас. Все время надо думать: поступаю ли я с любовью? Что для меня дороже: какое-то дело или сам человек? Мы часто ради дела готовы на человека напасть, обидеть, отругать. Но все-таки человек дороже дела. И всегда надо помнить, что наше главное дело на земле – стяжать любовь, и заботиться: по любви ли я поступаю? Бывает, от других людей по отношению к нам исходит рознь, злоба. Но это Бог с ними, лишь бы от нас ничего не было. В этом состоит христианская жизнь.

И еще старец сказал: «Назначение христианина – подражать Христу». А как подражать Христу, если мы Его не знаем? Поэтому Евангелие, как я уже тысячу раз говорил и еще тысячу раз буду говорить, нам нужно знать наизусть. Не зная Евангелия, невозможно вообще жить. Оно должно быть основной нашей пищей. Мы должны читать Евангелие каждый день, хотя бы по одной главе, читать сосредоточенно, со вниманием, размышлять. Некоторые говорят: мне некогда. Главу прочесть – это сорок секунд при определенном навыке, кто медленно читает – полторы – три минуты. Уж полторы минуты из двадцати четырех часов для Господа и для спасения своей души найти можно! Как бы ни устал, как бы трудно ни было – а ты почитай, поразмысли. И вот так раз прочтешь, два, сто, тысячу раз прочтешь Евангелие – и постепенно ум твой усвоит. Конечно, кто поздно начал, тому трудней. А никто не виноват, надо было с детства в церковь ходить. Но Господь всегда поможет, если мы перед чтением Евангелия будем молиться: «Господи, помоги мне, вразуми».

И, познав Евангелие, мы узнаем жизнь Христову, узнаем Его чувства, Его слова, Его поступки. И тогда у нас всегда будет пример перед глазами. Вот какая-то ситуация – а ты не знаешь, как поступить. Задай себе вопрос: будь на моем месте Господь наш Иисус Христос, как бы Он поступил? И сразу тебе будет ответ: вот так ты должен поступить. Потому что Человек Иисус Христос, живя на земле, не совершил ни одного греха. Вот у нас какой образ. Любые самые святые люди имели какие-то изъяны, это неизбежно, все люди грешны по сравнению с Богом. Амвросий Оптинский в детстве был непослушным мальчиком. Сергий Радонежский в детстве плохо учился. У каждого какие-то были недостатки, но потом благодать Божия все восполнила. Вот так и мы должны, подражая Христу, восполнять свои немощи, приближаться к Царствию Небесному. А Петровский пост нам будет в этом помогать. Спаси, Господи.

138 6 ER 2.1011
НИКИТА МИХАЛКОВ
Киноартист, режиссёр, народный артист РСФСР

«Можно выжигать веру калёным железом, можно сажать людей в тюрьмы, убивать священников, взрывать храмы. Но история нашей Родины показывает, что православие, как основа нравственных устоев и быта России – как травка сквозь бетон – всё равно прорастёт.

Когда у тебя есть внутреннее ощущение, что ты находишься под сенью веры, которая была основополагающей силой жизни и духа для сотен поколений, живущих и живших на этой земле, тебе это должно давать энергию.

И я свято верю, что любой человек, пытаясь понять, кто он и откуда, неизбежно придёт к вере. Ведь на вопрос: «Как жить?» ты можешь получить ответ, только задав себе вопрос: «Зачем?» Не раньше. Поэтому росток веры всё равно пробьётся»

Никита Сергеевич регулярно посещает церкви, а также помогает реставрировать храмы и издавать православную литературу.

#звёзды_о_православии@folk_wisdom_parables

70 3 ER 2.0601