Этот день в истории.
50 лет назад, 27 августа 1972 года на Международном кинофестивале в Венеции состоялась премьера советского двухсерийного художественного фильма «…А зори здесь тихие», снятый в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким.
Сюжет
Основные события фильма происходят в 1942 году во время Великой Отечественной войны в Карелии.
У железнодорожного разъезда в тылу советских войск расквартировано два отделения взвода зенитчиков. К коменданту разъезда, старшине Федоту Васкову (бывшему разведчику, ветерану финской войны), недовольному поведением солдат (в частности, пьянством и тягой к противоположному полу), присылают непьющий контингент в лице девушек-добровольцев, многие из которых только окончили школу. Находясь в самовольной отлучке, одна из девушек, командир отделения Рита Осянина, обнаруживает в лесу двоих немцев-диверсантов. Вернувшись в расположение взвода, она докладывает об этом старшине, и тот, доложив вышестоящему руководству, получает приказ обезвредить врагов.
Старшина Федот Васков, бойцы Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич выступают на перехват гитлеровцев, возможной целью которых является Кировская железная дорога. Они устраивают засаду, но из леса выходят не двое, а шестнадцать диверсантов. Отряд Васкова вступает в неравный бой с немцами. Подкрепление не приходит — Лиза, которую Васков послал к своим, тонет в болоте. Девушки гибнут одна за другой, хоть старшина и старается беречь их, насколько возможно. В живых остаётся только один Васков. Раненый и почти безоружный, он берёт в плен оставшихся диверсантов во главе с командиром. После демобилизации Васков усыновляет сына Риты Осяниной.
Через тридцать лет Васков и его приёмный сын, ставший офицером-ракетчиком, приезжают в эти места и устанавливают мемориальную доску в районе гибели девушек-зенитчиц.
История создания
В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «…А зори здесь тихие» Бориса Васильева, которая вызвала большой резонанс в читательской среде, став одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне. В 1971 году повесть была инсценирована Юрием Любимовым в московском театре на Таганке. В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.
Натурные съёмки фильма прошли в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов и в павильонах «Мосфильма» в 1972 году.
Только актриса Ольга Остроумова успела сняться у Станислава Ростоцкого в известной картине «Доживём до понедельника» и уже была довольно популярна. Для остальных актёров в главной роли картина стала настоящим дебютом на большом экране. Двадцатишестилетний Андрей Мартынов убедительно сыграл роль старшины Федота Васкова (которому, согласно тексту книги, было 32 года) и на экране выглядел намного солиднее своих лет.
В съёмках фильма принимали активное участие студенты Петрозаводского государственного университета.
Песню туриста исполнил Владимир Ивашов.
Отличия от книги
Фильм снят очень близко к тексту книги, и отличия можно найти в незначительных деталях:
Многие реплики старшины Васкова в книге являлись его размышлениями.
В книге Рита Осянина подбила из зенитного пулемёта наблюдательный аэростат, причём ещё на фронте. В фильме же она подбила немецкий разведывательный самолёт — уже на разъезде. Кроме того, в книге в ходе боя с «мессершмиттами», также имевшего место ещё на фронте, помимо двух раненых, была и одна убитая зенитчица — «подносчица, курносая некрасивая толстуха, всегда что-то жевавшая втихомолку».
Далее в фильме происходит небольшой конфликт между помкомвзвода Кирьяновой и старшиной по поводу того, что не нужно было расстреливать парашютиста, а на следующий день майор, начальник Васкова, осматривая сбитый самолёт, предлагает представить Осянину к награде, от которой она отказывается, и спрашивает старшину: «Зачем им понадобилось ваше расположение разведывать?», — намекая на последующие события в фильме. Этого сюжетного хода в книге не было.
Лиза Бричкина по книге была родом с Брянщины, по фильму же она родом с Вологодчины, отсюда и её «окающий» говор.
В книге о гибели Гали Четвертак Рите и Жене рассказывает Васков. В фильме девушки хоронят убитую подругу, о чём впоследствии сообщают старшине.
В книге Васков захватывает в плен четверых диверсантов, а пятого, пытавшегося броситься к оружию, убивает последним патроном из нагана. В фильме же один из оставшихся четверых пытается убить Васкова, всё-таки добравшись до оружия, но старшина опережает его и убивает из автомата, который забирает у только что застреленного диверсанта, в результате чего в плен попадают только трое немцев, в том числе командир группы (в книге о пленении Васковым именно командира диверсантов не упоминается).
В книге сына Риты Осяниной звали Альбертом (Аликом), а Игорь — имя умершего в деревне перед войной сына Васкова («не уберегла маманя»). В фильме же Игорем зовут именно сына Осяниной. Кроме того, Васкова, своего приёмного отца, он называет «батя» (в книге — «тятя»).
Художественные особенности
Сцены военного времени сняты в подчёркнуто реалистичном ключе и чёрно-белой гамме, тогда как в цвете сняты сцены современности, а воспоминания и мечты девушек — в цвете и в условно-романтическом стиле.
Особые сложности возникли в связи со съёмкой эпизода в бане. В советском кинематографе того периода весьма редко допускались столь откровенные съёмки обнажённого женского тела, но режиссёр картины преследовал определённые художественные цели. Станислав Ростоцкий объяснял суть сцены актрисам, которых пришлось уговаривать раздеться перед камерой, так:
Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать.
Мечты Гали Четвертак и романс «Нет, не любил он» в исполнении Жени Комельковой являются аллюзией к популярнейшим кинокартинам тридцатых годов «Цирк» и «Бесприданница».
#Библиобус #Кино #Ростоцкий #Васильев #День_в_истории #А_зори_здесь_тихие #27августа
Источники:
Википедия
Статистика ВК сообщества "БИБЛИОБУС ВИРТУАЛЬНЫЙ. ЧИТАЛЬЦЫ ЛЮБИМЫЕ"
Приглашаем всех, кто любит книги: выбирать, читать, рассматривать, слушать...
Количество постов 79 598
Частота постов 45 минут
ER
10.42
51.21%
48.79%
84.33%
15.67%
52.31% подписчиков от 45
88.37%
2.40%
1.74%
0.36%
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Этот день в истории.
21 апреля родилась Арина Родионовна.
Ари́на Родио́новна (10 (21) апреля 1758 — 31 июля (12 августа) 1828) — крепостная, принадлежавшая семье Ганнибалов, няня Александра Сергеевича Пушкина, кормилица его старшей сестры Ольги. А. С. Пушкин на всю жизнь сохранил к ней трогательное, любящее отношение, посвятил ей стихотворения, многократно упоминал в письмах.
Родилась 10 (21) апреля 1758 год в селе Суйда Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Мать её, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев (1728—1768), были крепостными крестьянами и имели семерых детей. Арина было её домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья.
Некоторые авторы высказывают предположение, что Арина Родионовна была ижоркой или, по крайней мере, «чухонкой». По другой версии её предки происходили из белорусских земель.
Ребёнком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка графа Фёдора Алексеевича Апраксина (1733—-1789). В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Сергеевича Пушкина. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева (1756—1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино Софийского уезда (недалеко от Гатчины). После замужества стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней её детей: Ольги, затем Александра и Льва.
В 1792 году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. В 1795 году Мария Алексеевна подарила Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрино. После рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, где служила няней наряду с Ульяной Яковлевной.
В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.
Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824—1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.
После смерти Марии Алексеевны в 1818 году проживала у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в усадьбу Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии. В 1824—1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки («Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого».
Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до её смерти. Арина Родионовна — «добрая подружка бедной юности моей» — скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 31 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Пушкиной (в замужестве Павлищевой) и похоронена на Смоленском кладбище города Санкт-Петербурга. На сегодня могила утеряна; в 1977 году при входе на кладбище была установлена памятная доска.
Память об Арине Родионовне.
Горельеф Арины Родионовны (Я. П. Серяков, 1840-е); Центральный музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Памятник в Воскресенском
В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, что жили на острове, передал А. М. Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.
В 1974 году в доме Арины Родионовны в селе Кобрино открыт музей «Домик няни А. С. Пушкина».
Памятники Арине Родионовне установлены во Пскове, в Болдино, в Калужской области, в селе Воскресенское (Гатчинский район Ленинградской области).
Стихотворения.
***
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Младенчество прошло, как лёгкой сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных Муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила;
Но тот ли был твой образ, твой убор?
Как мило ты, как быстро изменилась!
Каким огнём улыбка оживилась!
Каким огнём блеснул приветный взор!
Я помню чудное мгновенье
Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под жёлтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала…
(1822)
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
(1826, незавершённое. Впервые опубликовано в 1855)
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Источники: Википедия
21 апреля родилась Арина Родионовна.
Ари́на Родио́новна (10 (21) апреля 1758 — 31 июля (12 августа) 1828) — крепостная, принадлежавшая семье Ганнибалов, няня Александра Сергеевича Пушкина, кормилица его старшей сестры Ольги. А. С. Пушкин на всю жизнь сохранил к ней трогательное, любящее отношение, посвятил ей стихотворения, многократно упоминал в письмах.
Родилась 10 (21) апреля 1758 год в селе Суйда Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Мать её, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев (1728—1768), были крепостными крестьянами и имели семерых детей. Арина было её домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья.
Некоторые авторы высказывают предположение, что Арина Родионовна была ижоркой или, по крайней мере, «чухонкой». По другой версии её предки происходили из белорусских земель.
Ребёнком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка графа Фёдора Алексеевича Апраксина (1733—-1789). В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Сергеевича Пушкина. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева (1756—1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино Софийского уезда (недалеко от Гатчины). После замужества стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней её детей: Ольги, затем Александра и Льва.
В 1792 году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. В 1795 году Мария Алексеевна подарила Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрино. После рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, где служила няней наряду с Ульяной Яковлевной.
В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.
Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824—1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.
После смерти Марии Алексеевны в 1818 году проживала у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в усадьбу Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии. В 1824—1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки («Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого».
Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до её смерти. Арина Родионовна — «добрая подружка бедной юности моей» — скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 31 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Пушкиной (в замужестве Павлищевой) и похоронена на Смоленском кладбище города Санкт-Петербурга. На сегодня могила утеряна; в 1977 году при входе на кладбище была установлена памятная доска.
Память об Арине Родионовне.
Горельеф Арины Родионовны (Я. П. Серяков, 1840-е); Центральный музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Памятник в Воскресенском
В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, что жили на острове, передал А. М. Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.
В 1974 году в доме Арины Родионовны в селе Кобрино открыт музей «Домик няни А. С. Пушкина».
Памятники Арине Родионовне установлены во Пскове, в Болдино, в Калужской области, в селе Воскресенское (Гатчинский район Ленинградской области).
Стихотворения.
***
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Младенчество прошло, как лёгкой сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных Муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила;
Но тот ли был твой образ, твой убор?
Как мило ты, как быстро изменилась!
Каким огнём улыбка оживилась!
Каким огнём блеснул приветный взор!
Я помню чудное мгновенье
Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под жёлтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала…
(1822)
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
(1826, незавершённое. Впервые опубликовано в 1855)
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Источники: Википедия
Этот день в истории.
50 лет назад, 25 августа 1972 года состоялась премьера фильма "Станционный смотритель". Автор сценария и режиссёр Сергей Соловьев.
«Станционный смотритель» (1972) — художественный телефильм, снятый по одноимённой повести Александра Пушкина.
Сюжет
"Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою."
(с) А.С. Пушкин
Самсон Вырин — станционный смотритель. Дуняша — его единственная дочь. Она горячо любима своим отцом. Живут они уединённо на тракте.
Однажды приезжает «молодой, стройный гусар с черными усиками». Не сказав отцу, Дуня уезжает с гусаром. Жизнь старика разрушена, да и дочь несчастна.
Трогательная проникновенная история о святости родительской любви и обманутых надеждах.
В ролях.
Николай Пастухов — Самсон Вырин
Марианна Кушнерова — Дуня
Никита Михалков — Минский, гусар
Геннадий Шумский — рассказчик, Иван Петрович Белкин
Валентина Ананьина — жена пивовара
Наталья Пярн — дама
Съёмочная группа.
Автор сценария и режиссёр: Сергей Соловьев
Оператор: Леонид Калашников
Композитор: Исаак Шварц
Художник: Александр Борисов
Монтаж: А. Абрамова
Директор фильма: Виктор Цируль
После резкой и экспрессивной экранизации горьковской пьесы «Егор Булычов и другие» телефильм «Станционный смотритель», снятый буквально на следующий год и будто по контрасту всего лишь 28-летним режиссёром Сергеем Соловьёвым по маленькой пушкинской повести, удивляет своей поэтичностью, мягкостью интонации и тем, что построен на полутонах. В его атмосферу удачно вписываются изумительные романсы Исаака Шварца на стихи Пушкина, пронизанные печалью и грустью. В «Станционном смотрителе» молодой постановщик проявил себя и как великолепный мастер изображения на экране мира природы, воплощения истинной поэзии кино.
Вместе со своим постоянным (в то время) оператором Леонидом Калашниковым он сумел дать точный и тонкий кинематографический эквивалент не только пушкинской прозы, но и поэзии, выразив их внутреннюю неуспокоенность и порыв. Эта камерная и, быть может, сентиментальная история (как казалось даже современникам Пушкина, которые не чувствовали его стилизаторского искусства и словно не отделяли подлинного автора от некоего сочинителя Ивана Белкина) становится подлинной трагедией «маленького человека». В судьбе заурядного станционного смотрителя Самсона Вырина тоже происходит внутренний слом — и он навсегда лишается своей дочери, которая была единственным смыслом его жизни.
Романсы.
В фильме звучат три романса на стихи Александра Пушкина в исполнении Валентина Ермакова:
«Я ехал к Вам» романс
«Не спрашивай, зачем»
«Дорожные жалобы»
Романс Минского. ст.: Б.Окуджава, муз.: И.Шварц
Призы и награды
1972 — Гран-при (При-Италия «За выдающиеся художественные достоинства») Венецианского фестиваля телевизионных фильмов.
1972 — главный приз «Евровидения» — «Приз Пасхального Воскресенья».
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Пушкин #Станционный_смотритель #25августа
Источники:
Википедия
50 лет назад, 25 августа 1972 года состоялась премьера фильма "Станционный смотритель". Автор сценария и режиссёр Сергей Соловьев.
«Станционный смотритель» (1972) — художественный телефильм, снятый по одноимённой повести Александра Пушкина.
Сюжет
"Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою."
(с) А.С. Пушкин
Самсон Вырин — станционный смотритель. Дуняша — его единственная дочь. Она горячо любима своим отцом. Живут они уединённо на тракте.
Однажды приезжает «молодой, стройный гусар с черными усиками». Не сказав отцу, Дуня уезжает с гусаром. Жизнь старика разрушена, да и дочь несчастна.
Трогательная проникновенная история о святости родительской любви и обманутых надеждах.
В ролях.
Николай Пастухов — Самсон Вырин
Марианна Кушнерова — Дуня
Никита Михалков — Минский, гусар
Геннадий Шумский — рассказчик, Иван Петрович Белкин
Валентина Ананьина — жена пивовара
Наталья Пярн — дама
Съёмочная группа.
Автор сценария и режиссёр: Сергей Соловьев
Оператор: Леонид Калашников
Композитор: Исаак Шварц
Художник: Александр Борисов
Монтаж: А. Абрамова
Директор фильма: Виктор Цируль
После резкой и экспрессивной экранизации горьковской пьесы «Егор Булычов и другие» телефильм «Станционный смотритель», снятый буквально на следующий год и будто по контрасту всего лишь 28-летним режиссёром Сергеем Соловьёвым по маленькой пушкинской повести, удивляет своей поэтичностью, мягкостью интонации и тем, что построен на полутонах. В его атмосферу удачно вписываются изумительные романсы Исаака Шварца на стихи Пушкина, пронизанные печалью и грустью. В «Станционном смотрителе» молодой постановщик проявил себя и как великолепный мастер изображения на экране мира природы, воплощения истинной поэзии кино.
Вместе со своим постоянным (в то время) оператором Леонидом Калашниковым он сумел дать точный и тонкий кинематографический эквивалент не только пушкинской прозы, но и поэзии, выразив их внутреннюю неуспокоенность и порыв. Эта камерная и, быть может, сентиментальная история (как казалось даже современникам Пушкина, которые не чувствовали его стилизаторского искусства и словно не отделяли подлинного автора от некоего сочинителя Ивана Белкина) становится подлинной трагедией «маленького человека». В судьбе заурядного станционного смотрителя Самсона Вырина тоже происходит внутренний слом — и он навсегда лишается своей дочери, которая была единственным смыслом его жизни.
Романсы.
В фильме звучат три романса на стихи Александра Пушкина в исполнении Валентина Ермакова:
«Я ехал к Вам» романс
«Не спрашивай, зачем»
«Дорожные жалобы»
Романс Минского. ст.: Б.Окуджава, муз.: И.Шварц
Призы и награды
1972 — Гран-при (При-Италия «За выдающиеся художественные достоинства») Венецианского фестиваля телевизионных фильмов.
1972 — главный приз «Евровидения» — «Приз Пасхального Воскресенья».
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Пушкин #Станционный_смотритель #25августа
Источники:
Википедия
Этот день в истории.
22 марта — Всемирный день водных ресурсов.
Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день водных ресурсов, или Всемирный день воды. Цель этого дня – привлечь внимание общественности к состоянию водных ресурсов, проблемам, связанным с их сохранением и рациональным использованием.
Всемирный день воды был установлен в 1993 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В России он впервые отмечался в 1995 году.
Известно, что 70% поверхности Земли покрыто водой, но почти вся она – солёная. Доля пресных водоёмов составляет около 2,5%. При этом большая часть пресной воды заперта в ледниках, льдах и вечной мерзлоте.
Ресурсы пресной воды на Земле распределяются крайне неравномерно: большая часть населения Земли проживает на преобладающе засушливой части планеты. По данным ООН, дефицит водных ресурсов затрагивает более 40% людей в мире.
К середине ХXI века численность живущих при постоянной нехватке воды может превысить четыре миллиарда человек, ведь мировые запасы пресной воды не увеличиваются, а её потребление постоянно растёт.
Россия относится к странам, наиболее обеспеченным водными ресурсами. По объёму суммарного годового речного стока наша страна занимает второе место в мире после Бразилии и лидирует по запасам пресных вод – в России сосредоточено более 20% мировых ресурсов. На территории нашей страны насчитывается почти 3 млн рек и 2,7 млн озёр. В одном только Байкале содержится 20% мировых запасов пресной воды.
Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.
Леонардо да Винчи
Вода ничего не стоит, потому что бесценна. Она служит всему миру, потому что свободна. Ее сила в мягкости, ее совершенство в простоте. У нее одно имя, но много обликов.
Плиний Старший
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.
Антуан де Сент-Экзюпери
Гагельдонк М. ван "От ручейка до океана. Водный мир нашей планеты"
Издательство: [club70273493|ЭНАС-КНИГА]
Серия: Wow!
Художник: Гагельдонк М. ван
Год выпуска: 2021
В этой познавательной книге с великолепными фотографиями собраны увлекательные сведения о водном мире нашей планеты. Что такое круговорот воды в природе? Чем отличается вода в реках и в океанах? Здесь вы найдёте истории о самых необычных и живописных реках и озёрах, о морях и океанах, об искусственных водоёмах, дамбах и гидроэлектростанциях. А еще в книге много занимательных заданий и весёлых авторских рисунков, благодаря которым новые знания легче усваиваются.
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Вода #22марта
Источники: Википедия
22 марта — Всемирный день водных ресурсов.
Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день водных ресурсов, или Всемирный день воды. Цель этого дня – привлечь внимание общественности к состоянию водных ресурсов, проблемам, связанным с их сохранением и рациональным использованием.
Всемирный день воды был установлен в 1993 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В России он впервые отмечался в 1995 году.
Известно, что 70% поверхности Земли покрыто водой, но почти вся она – солёная. Доля пресных водоёмов составляет около 2,5%. При этом большая часть пресной воды заперта в ледниках, льдах и вечной мерзлоте.
Ресурсы пресной воды на Земле распределяются крайне неравномерно: большая часть населения Земли проживает на преобладающе засушливой части планеты. По данным ООН, дефицит водных ресурсов затрагивает более 40% людей в мире.
К середине ХXI века численность живущих при постоянной нехватке воды может превысить четыре миллиарда человек, ведь мировые запасы пресной воды не увеличиваются, а её потребление постоянно растёт.
Россия относится к странам, наиболее обеспеченным водными ресурсами. По объёму суммарного годового речного стока наша страна занимает второе место в мире после Бразилии и лидирует по запасам пресных вод – в России сосредоточено более 20% мировых ресурсов. На территории нашей страны насчитывается почти 3 млн рек и 2,7 млн озёр. В одном только Байкале содержится 20% мировых запасов пресной воды.
Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.
Леонардо да Винчи
Вода ничего не стоит, потому что бесценна. Она служит всему миру, потому что свободна. Ее сила в мягкости, ее совершенство в простоте. У нее одно имя, но много обликов.
Плиний Старший
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.
Антуан де Сент-Экзюпери
Гагельдонк М. ван "От ручейка до океана. Водный мир нашей планеты"
Издательство: [club70273493|ЭНАС-КНИГА]
Серия: Wow!
Художник: Гагельдонк М. ван
Год выпуска: 2021
В этой познавательной книге с великолепными фотографиями собраны увлекательные сведения о водном мире нашей планеты. Что такое круговорот воды в природе? Чем отличается вода в реках и в океанах? Здесь вы найдёте истории о самых необычных и живописных реках и озёрах, о морях и океанах, об искусственных водоёмах, дамбах и гидроэлектростанциях. А еще в книге много занимательных заданий и весёлых авторских рисунков, благодаря которым новые знания легче усваиваются.
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Вода #22марта
Источники: Википедия
Экранизации произведений Бориса Васильева.
«Очередной рейс» (1958)
«Сержанты» (1958)
«Длинный день» (1961)
«След в океане» (1964)
«Королевская регата» (1966)
«На пути в Берлин» (1969)
«А зори здесь тихие» (ТВ) (1970)
«Офицеры» (1971)
«А зори здесь тихие» (1972)
«Самый последний день» (1972)
«Иванов катер» (1972)
«Самый последний день» (телеспектакль) (1973)
«Одиночество» (ТВ) (1974)
«Аты-баты, шли солдаты…» (1976)
«Не стреляйте в белых лебедей» (1980)
«Вы чьё, старичьё?» (1982)
«Подсудимый» (1985)
«По зову сердца» (1986)
«Наездники» (1987)
«Завтра была война» (1987)
«Вы чьё, старичьё?» (1988)
«Завтра была война» (телеспектакль) (1990)
«В той области небес…» (1992)
«Я — русский солдат» (1995)
«А зори здесь тихие» (телесериал) (КНР, 2005)
«Доблесть» (там. Peranmai, Индия, 2009)
«А зори здесь тихие» (2015)
«Неопалимая купина» (2021)
Источники: Википедия
«Очередной рейс» (1958)
«Сержанты» (1958)
«Длинный день» (1961)
«След в океане» (1964)
«Королевская регата» (1966)
«На пути в Берлин» (1969)
«А зори здесь тихие» (ТВ) (1970)
«Офицеры» (1971)
«А зори здесь тихие» (1972)
«Самый последний день» (1972)
«Иванов катер» (1972)
«Самый последний день» (телеспектакль) (1973)
«Одиночество» (ТВ) (1974)
«Аты-баты, шли солдаты…» (1976)
«Не стреляйте в белых лебедей» (1980)
«Вы чьё, старичьё?» (1982)
«Подсудимый» (1985)
«По зову сердца» (1986)
«Наездники» (1987)
«Завтра была война» (1987)
«Вы чьё, старичьё?» (1988)
«Завтра была война» (телеспектакль) (1990)
«В той области небес…» (1992)
«Я — русский солдат» (1995)
«А зори здесь тихие» (телесериал) (КНР, 2005)
«Доблесть» (там. Peranmai, Индия, 2009)
«А зори здесь тихие» (2015)
«Неопалимая купина» (2021)
Источники: Википедия
Этот день в истории.
3 мая родился Сергий Радонежский.
Се́ргий Ра́донежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года или май 1322 года — 25 сентября 1392 года) — иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).
Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще). "Ангел-Хранитель России" (П. Флоренский). Письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления.
Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери.
В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: "Святая святым". Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем.
С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения.
Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания".
Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа".
С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа.
Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).
Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства.
Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью.
В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.
Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.
Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.
Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат". В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.
Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.
Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.
Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Радонежский #3мая
Источники: Википедия
3 мая родился Сергий Радонежский.
Се́ргий Ра́донежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года или май 1322 года — 25 сентября 1392 года) — иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).
Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще). "Ангел-Хранитель России" (П. Флоренский). Письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления.
Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери.
В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: "Святая святым". Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем.
С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения.
Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания".
Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа".
С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа.
Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).
Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства.
Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью.
В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.
Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.
Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.
Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат". В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.
Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.
Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.
Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Радонежский #3мая
Источники: Википедия
Этот день в истории.
16 августа родился Радий Погодин.
Ра́дий Петро́вич Пого́дин (16 августа 1925 года —1993) — известный писатель, художник, поэт, сценарист, драматург, выдающийся детский писатель, автор книг о войне и блокаде.
Р. П. Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво. В 1927 году вместе с семьёй Радий Петрович переезжает в Ленинград, отец с матерью расходятся. С 16 сентября по 6 ноября 1941 года работал слесарем в авторемонтных мастерских СЗФ.
В 1942 году был эвакуирован из Ленинграда, где пережил первую блокадную зиму, в Пермскую область. Работал монтёром и кочегаром в детском доме.
После окончания пехотного училища Погодин отправлен в действующую армию. Участвовал в освобождении левобережья Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя был направлен в 33-ю бригаду 9-го корпуса 2-й гвардейской танковой армии в разведку. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, брал Берлин. В 1945 году в звании сержанта уволен в запас.
Учился на подготовительных курсах в ЛГИ имени Г. В. Плеханова. В 1946 году стал работать в пожарной охране в Москве. Начал печататься в ведомственной многотиражке «Боевой сигнал». При обсуждении в редакции Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» выступил в защиту М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, после чего в 1946—1947 годах из-за угрозы ареста скрывался, затем вернулся в Ленинград к отцу. Успел устроиться на работу, был арестован, осужден по статье 58-10, «антисоветская пропаганда» и отбыл срок (1948—1950). Затем вернулся в Ленинград в 1950 году, в 1953 году переехал в Йошкар-Олу и начал работать на радио.
В 1954 году Погодин снова вернулся в Ленинград. В альманахе «Дружба» опубликован его первый рассказ: «Мороз», а в 1957 году издана первая книга писателя «Муравьиное масло». В 1959 году Радий Петрович Погодин был принят в СП СССР.
Широкую известность получили его рассказы для детей, рассказ «Кто согрел море» представлял СССР (наряду с рассказами В. К. Железникова, О. Донченко, М. Мревлишвили, Я. Раннапа, Х. Назира) в Сборнике рассказов писателей разных стран «Дети мира» (1962), подготовленный международной редакционной коллегией (издан в СССР в 1965 году).
Погодин умер 30 марта 1993 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
Творчество.
В произведениях Погодина критика отмечала способность передать внутреннее становление подростка — «тревожное и смутное состояние души на пороге превращения, трепетное прорастание зерна, предчувствие крыльев».
Погодин Р. "Кешка и его друзья"
Издательство: [club70273493|ЭНАС-КНИГА]
Серия: Друзья-товарищи, NEW (Энас-книга)
Художник: Володькина Е.
Год выпуска: 2022
Кешка, Сима, Толик, Мишка, Людмилка и Анечка – замечательные ребята, которые живут по соседству, во дворе одного дома. У каждого из них есть какая-нибудь удивительная способность. Неразлучные друзья вместе придумывают всевозможные проказы, так что в их дворе всегда бурлит жизнь. Они никогда не скучают сами и не дают скучать родителям и соседям. Добрая, веселая и трогательная книга известного детского писателя Радия Погодина украшена живыми, яркими иллюстрациями Елены Володькиной.
Для младшего школьного возраста.
Фильмография.
Сценарист:
1960 — Ребята с Канонерского
1962 — Павлуха
1963 — Полустанок
1967 — Дубравка
1970 — Шаг с крыши
1970 — Валерка, Рэмка +...
1971 — Шутите? (киноальманах, сюжеты «Вандербуль бежит за горизонт» и «Шутите?»)
1972 — Включите северное сияние
1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях
1976 — Цветы для Оли
1980 — Ожидание
1984 — Что у Сеньки было
1990 — Рок-н-ролл для принцесс
1994 — Трень-брень
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Погодин #16августа
Источники:
Википедия
16 августа родился Радий Погодин.
Ра́дий Петро́вич Пого́дин (16 августа 1925 года —1993) — известный писатель, художник, поэт, сценарист, драматург, выдающийся детский писатель, автор книг о войне и блокаде.
Р. П. Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво. В 1927 году вместе с семьёй Радий Петрович переезжает в Ленинград, отец с матерью расходятся. С 16 сентября по 6 ноября 1941 года работал слесарем в авторемонтных мастерских СЗФ.
В 1942 году был эвакуирован из Ленинграда, где пережил первую блокадную зиму, в Пермскую область. Работал монтёром и кочегаром в детском доме.
После окончания пехотного училища Погодин отправлен в действующую армию. Участвовал в освобождении левобережья Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя был направлен в 33-ю бригаду 9-го корпуса 2-й гвардейской танковой армии в разведку. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, брал Берлин. В 1945 году в звании сержанта уволен в запас.
Учился на подготовительных курсах в ЛГИ имени Г. В. Плеханова. В 1946 году стал работать в пожарной охране в Москве. Начал печататься в ведомственной многотиражке «Боевой сигнал». При обсуждении в редакции Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» выступил в защиту М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, после чего в 1946—1947 годах из-за угрозы ареста скрывался, затем вернулся в Ленинград к отцу. Успел устроиться на работу, был арестован, осужден по статье 58-10, «антисоветская пропаганда» и отбыл срок (1948—1950). Затем вернулся в Ленинград в 1950 году, в 1953 году переехал в Йошкар-Олу и начал работать на радио.
В 1954 году Погодин снова вернулся в Ленинград. В альманахе «Дружба» опубликован его первый рассказ: «Мороз», а в 1957 году издана первая книга писателя «Муравьиное масло». В 1959 году Радий Петрович Погодин был принят в СП СССР.
Широкую известность получили его рассказы для детей, рассказ «Кто согрел море» представлял СССР (наряду с рассказами В. К. Железникова, О. Донченко, М. Мревлишвили, Я. Раннапа, Х. Назира) в Сборнике рассказов писателей разных стран «Дети мира» (1962), подготовленный международной редакционной коллегией (издан в СССР в 1965 году).
Погодин умер 30 марта 1993 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
Творчество.
В произведениях Погодина критика отмечала способность передать внутреннее становление подростка — «тревожное и смутное состояние души на пороге превращения, трепетное прорастание зерна, предчувствие крыльев».
Погодин Р. "Кешка и его друзья"
Издательство: [club70273493|ЭНАС-КНИГА]
Серия: Друзья-товарищи, NEW (Энас-книга)
Художник: Володькина Е.
Год выпуска: 2022
Кешка, Сима, Толик, Мишка, Людмилка и Анечка – замечательные ребята, которые живут по соседству, во дворе одного дома. У каждого из них есть какая-нибудь удивительная способность. Неразлучные друзья вместе придумывают всевозможные проказы, так что в их дворе всегда бурлит жизнь. Они никогда не скучают сами и не дают скучать родителям и соседям. Добрая, веселая и трогательная книга известного детского писателя Радия Погодина украшена живыми, яркими иллюстрациями Елены Володькиной.
Для младшего школьного возраста.
Фильмография.
Сценарист:
1960 — Ребята с Канонерского
1962 — Павлуха
1963 — Полустанок
1967 — Дубравка
1970 — Шаг с крыши
1970 — Валерка, Рэмка +...
1971 — Шутите? (киноальманах, сюжеты «Вандербуль бежит за горизонт» и «Шутите?»)
1972 — Включите северное сияние
1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях
1976 — Цветы для Оли
1980 — Ожидание
1984 — Что у Сеньки было
1990 — Рок-н-ролл для принцесс
1994 — Трень-брень
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Погодин #16августа
Источники:
Википедия
Смотрим сказки Астрид Линдгрен)
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Линдгрен #экранизации #14ноября
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Линдгрен #экранизации #14ноября
Этот день в истории.
5 мая родился Анатолий Иванов.
Анато́лий Степа́нович Ивано́в (5 мая 1928 — 31 мая 1999) — один из крупнейших писателей-«почвенников», писавших романы на деревенскую тему. Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1979).
Анатолий Иванов родился 5 мая 1928 года в селе Шемонаиха (ныне Восточно-Казахстанская область Казахстана). Родители — Марфа Логиновна и Степан Степанович Ивановы, вышли из крестьянских семей, всю жизнь занимавшихся хлебопашеством, но в колхозе не состояли, жили в райцентре, где отец работал заведующим райотделом «Союзпечать», Марфа Логиновна занималась хозяйством.
В 1946—1950 годах Иванов учился на факультете журналистики Казахского государственного университета имени С. М. Кирова.
Творческую деятельность начал в 1948 году как журналист в газете «Прииртышская правда» (Семипалатинск), был военнослужащим, затем редактором районной газеты «Ленинское знамя» в Новосибирской области.
В 1954 году в журнале «Крестьянка» был опубликован его первый рассказ «Дождь»; затем в журнале «Сибирские огни» напечатан рассказ «Алкины песни», а в 1956 году с таким же названием вышел первый сборник его рассказов. В 1958 году был опубликован его первый роман «Повитель», который принёс автору всесоюзную известность, сразу же был замечен за рубежом, переведён на болгарский, чешский, словацкий, румынский, французский и другие иностранные языки. В 1958—1964 годах он был заместителем главного редактора журнала «Сибирские огни». В конце 1960-х переехал в Москву.
А. С. Иванов умер 31 мая 1999 года.
Творчество.
В Союз писателей СССР А. С. Иванов вступил в 1958 году. Основными темами произведений А. С. Иванова является тема революции в сибирских сёлах, коллективизации и Великой Отечественной войны. Среди наиболее известных его произведений следует отметить такие произведения, как «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». По этим книгам в 1970—1980-е годы были поставлены многосерийные телефильмы, пользующиеся большой популярностью. Иванов писал, что «поставил себе целью показать, как советская действительность очищает людей от скверны капиталистических пережитков».
С 1972 года #Иванов работал главным редактором журнала «Молодая гвардия». Был одним из идейных руководителей писателей так называемого «патриотического направления».
Память.
На родине автора в городе Шемонаиха в 2009 году был установлен памятник его произведениям «Тени исчезают в полдень» и «Вечный Зов».
Мемориальная доска Анатолию Степановичу Иванову во 2-м Обыденском переулке, 12
В Новосибирске, память о А. С. Иванове увековечена в мемориальной доске на доме 38 по улице Депутатской, где он жил.
В 2001 году признан «Гражданином XX века Новосибирской области».
17 мая 2012 года мемориальная доска в память об А. С. Иванове открыта в Москве, на стене дома во 2-м Обыденском переулке, где он проживал с 1969 по 1999 год, автор — скульптор Николай Селиванов.
Премии и награды.
Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1971) — за роман «Вечный зов»
Государственная премия СССР (1979) — за сценарий телесериалу «Вечный зов» (1—12 серии)
премия Ленинского комсомола (1980) — за сценарий фильма «Отец и сын» (1979)
Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства
Премия КГБ СССР за телесериал "Вечный зов" (13-19 серии) 1983 г
Герой Социалистического Труда (1984)
орден Ленина (1984)
два ордена Трудового Красного Знамени
Почётный гражданин Усть-Каменогорска (Казахстан).
Книги.
«Алкины песни» — 1956,
роман «Повитель» — 1958,
роман «Тени исчезают в полдень» — 1963,
повесть «Жизнь на грешной земле» 1970,
роман «Вечный зов» — Кн. 1 — 1971,
роман «Вечный зов» — Кн. 2 — 1976,
«Жизнь на грешной земле» — 1971,
«Вражда» — 1980,
«Печаль полей» — 1983,
повесть «Ермак», 1985, опубл. 1993,
Сценарий минисериала «Ермак» — пять серий, (снят на Мосфильме в 1996 году)
На Дальнем Востоке 1986
Источники: Википедия
5 мая родился Анатолий Иванов.
Анато́лий Степа́нович Ивано́в (5 мая 1928 — 31 мая 1999) — один из крупнейших писателей-«почвенников», писавших романы на деревенскую тему. Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1979).
Анатолий Иванов родился 5 мая 1928 года в селе Шемонаиха (ныне Восточно-Казахстанская область Казахстана). Родители — Марфа Логиновна и Степан Степанович Ивановы, вышли из крестьянских семей, всю жизнь занимавшихся хлебопашеством, но в колхозе не состояли, жили в райцентре, где отец работал заведующим райотделом «Союзпечать», Марфа Логиновна занималась хозяйством.
В 1946—1950 годах Иванов учился на факультете журналистики Казахского государственного университета имени С. М. Кирова.
Творческую деятельность начал в 1948 году как журналист в газете «Прииртышская правда» (Семипалатинск), был военнослужащим, затем редактором районной газеты «Ленинское знамя» в Новосибирской области.
В 1954 году в журнале «Крестьянка» был опубликован его первый рассказ «Дождь»; затем в журнале «Сибирские огни» напечатан рассказ «Алкины песни», а в 1956 году с таким же названием вышел первый сборник его рассказов. В 1958 году был опубликован его первый роман «Повитель», который принёс автору всесоюзную известность, сразу же был замечен за рубежом, переведён на болгарский, чешский, словацкий, румынский, французский и другие иностранные языки. В 1958—1964 годах он был заместителем главного редактора журнала «Сибирские огни». В конце 1960-х переехал в Москву.
А. С. Иванов умер 31 мая 1999 года.
Творчество.
В Союз писателей СССР А. С. Иванов вступил в 1958 году. Основными темами произведений А. С. Иванова является тема революции в сибирских сёлах, коллективизации и Великой Отечественной войны. Среди наиболее известных его произведений следует отметить такие произведения, как «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». По этим книгам в 1970—1980-е годы были поставлены многосерийные телефильмы, пользующиеся большой популярностью. Иванов писал, что «поставил себе целью показать, как советская действительность очищает людей от скверны капиталистических пережитков».
С 1972 года #Иванов работал главным редактором журнала «Молодая гвардия». Был одним из идейных руководителей писателей так называемого «патриотического направления».
Память.
На родине автора в городе Шемонаиха в 2009 году был установлен памятник его произведениям «Тени исчезают в полдень» и «Вечный Зов».
Мемориальная доска Анатолию Степановичу Иванову во 2-м Обыденском переулке, 12
В Новосибирске, память о А. С. Иванове увековечена в мемориальной доске на доме 38 по улице Депутатской, где он жил.
В 2001 году признан «Гражданином XX века Новосибирской области».
17 мая 2012 года мемориальная доска в память об А. С. Иванове открыта в Москве, на стене дома во 2-м Обыденском переулке, где он проживал с 1969 по 1999 год, автор — скульптор Николай Селиванов.
Премии и награды.
Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1971) — за роман «Вечный зов»
Государственная премия СССР (1979) — за сценарий телесериалу «Вечный зов» (1—12 серии)
премия Ленинского комсомола (1980) — за сценарий фильма «Отец и сын» (1979)
Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства
Премия КГБ СССР за телесериал "Вечный зов" (13-19 серии) 1983 г
Герой Социалистического Труда (1984)
орден Ленина (1984)
два ордена Трудового Красного Знамени
Почётный гражданин Усть-Каменогорска (Казахстан).
Книги.
«Алкины песни» — 1956,
роман «Повитель» — 1958,
роман «Тени исчезают в полдень» — 1963,
повесть «Жизнь на грешной земле» 1970,
роман «Вечный зов» — Кн. 1 — 1971,
роман «Вечный зов» — Кн. 2 — 1976,
«Жизнь на грешной земле» — 1971,
«Вражда» — 1980,
«Печаль полей» — 1983,
повесть «Ермак», 1985, опубл. 1993,
Сценарий минисериала «Ермак» — пять серий, (снят на Мосфильме в 1996 году)
На Дальнем Востоке 1986
Источники: Википедия
Памятник Минину и Пожарскому
В самом сердце Москвы — на Красной площади — расположен памятник Минину и Пожарскому. Если быть точнее, скульптурная группа установлена перед Собором Василия Блаженного. Она посвящена Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции, и победе над Польшей в 1612 году.
История скульптуры началась в 1803 году, когда с идеей о постройке памятника выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Императору Александру идея понравилась, и он ее поддержал. Интересно, что памятник Минину и Пожарскому стал первым памятником в Москве, который установили не в честь царя, а в честь народных героев. В 1808 году скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России.
Стоит отметить, что при создании скульптур Минина и Пожарского Ивану Мартосу позировали его собственные сыновья. Мартос был сторонником классицизма, и именно поэтому герои его творения немного напоминают античных богов. Однако детали их внешности и одежды указывают на то, что Минин и Пожарский — русские. Так, например, волосы Минина пострижены в скобку, а одеяние напоминает русскую вышитую рубаху.
Создание памятника Минину и Пожарскому вызывало у людей большой интерес. После победы в войне 1812 года россияне еще больше поддержали эту идею, поскольку видели в скульптуре символ победы.
Первоначально предлагалось установить памятник в Нижнем Новгороде, где и было собрано ополчение. Но позже решили, что победа над Польшей имеет огромное значение для всей России и логичнее установить скульптуру в столице. Новгороду же был подарен мраморный обелиск.
Стоит отметить, что впервые в европейской истории памятник был отлит целиком за один раз. Для его изготовления подготовили 1100 пудов меди, которую затем плавили в течение 10 часов. Гранит для пьедестала был доставлен в Санкт-Петербург из Финляндии, а уже оттуда по воде его перевезли в Москву. В 1818 году состоялось торжественное открытие памятника при участии императора Александра и всей его семьи.
Мартос сам определил место для памятника — в центре Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (современный ГУМ).
История, однако, внесла свои коррективы — в 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного, поскольку на прежнем месте он мешал проведению демонстраций и парадов.
Сегодня памятник Минину и Пожарскому — это одна из главных достопримечательностей столицы России. Кстати, не так давно в Москве возродили традицию, идущую с конца 19 века, и в зимнее время снова стали заливать каток на Красной площади, рядом с памятником спасителям Отечества.
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #памятник_Минину_и_Пожарскому #4ноября
Источники:
Википедия
В самом сердце Москвы — на Красной площади — расположен памятник Минину и Пожарскому. Если быть точнее, скульптурная группа установлена перед Собором Василия Блаженного. Она посвящена Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции, и победе над Польшей в 1612 году.
История скульптуры началась в 1803 году, когда с идеей о постройке памятника выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Императору Александру идея понравилась, и он ее поддержал. Интересно, что памятник Минину и Пожарскому стал первым памятником в Москве, который установили не в честь царя, а в честь народных героев. В 1808 году скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России.
Стоит отметить, что при создании скульптур Минина и Пожарского Ивану Мартосу позировали его собственные сыновья. Мартос был сторонником классицизма, и именно поэтому герои его творения немного напоминают античных богов. Однако детали их внешности и одежды указывают на то, что Минин и Пожарский — русские. Так, например, волосы Минина пострижены в скобку, а одеяние напоминает русскую вышитую рубаху.
Создание памятника Минину и Пожарскому вызывало у людей большой интерес. После победы в войне 1812 года россияне еще больше поддержали эту идею, поскольку видели в скульптуре символ победы.
Первоначально предлагалось установить памятник в Нижнем Новгороде, где и было собрано ополчение. Но позже решили, что победа над Польшей имеет огромное значение для всей России и логичнее установить скульптуру в столице. Новгороду же был подарен мраморный обелиск.
Стоит отметить, что впервые в европейской истории памятник был отлит целиком за один раз. Для его изготовления подготовили 1100 пудов меди, которую затем плавили в течение 10 часов. Гранит для пьедестала был доставлен в Санкт-Петербург из Финляндии, а уже оттуда по воде его перевезли в Москву. В 1818 году состоялось торжественное открытие памятника при участии императора Александра и всей его семьи.
Мартос сам определил место для памятника — в центре Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (современный ГУМ).
История, однако, внесла свои коррективы — в 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного, поскольку на прежнем месте он мешал проведению демонстраций и парадов.
Сегодня памятник Минину и Пожарскому — это одна из главных достопримечательностей столицы России. Кстати, не так давно в Москве возродили традицию, идущую с конца 19 века, и в зимнее время снова стали заливать каток на Красной площади, рядом с памятником спасителям Отечества.
#Библиобус #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #памятник_Минину_и_Пожарскому #4ноября
Источники:
Википедия