#energy_news #энергетика #ВИЭ
Фонд развития ветроэнергетики ввел в эксплуатацию 478 МВт новых мощностей
Фонд развития ветроэнергетики (совместный инвестиционный фонд, созданный на паритетной основе ПАО «Фортум» и Группой «РОСНАНО») приступил к промышленной эксплуатации ветроэлектростанций в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях суммарной мощностью 478 МВт, таким образом портфель реализованных проектов Фонда в области возобновляемой энергетики превысил 1 ГВт, сообщает пресс-служба компании ПАО «Фортум». Это крупнейший одномоментный ввод ВИЭ-мощностей в истории российской энергетики.
«Структуры «Фортум» в России, включая Фонд развития ветроэнергетики, первыми преодолели уникальный для России порог, обеспечив совокупный ввод мощностей ВЭС свыше 1 ГВт. Несмотря на ограничения, вызванные пандемией COVID-19, мировой рост цен на металлы и строительные материалы, мы за 2020 и 2021 годы ввели в эксплуатацию сотни мегаватт возобновляемой энергетики в соответствии с графиком и утвержденным уровнем капитальных затрат. Взятые темпы и объемы строительства демонстрируют возможность Фонда реализовать самую амбициозную в России инвестиционную программу в области ВИЭ, которая предусматривает строительство более 3,4 ГВт к 2027 году», – комментирует Александр Чуваев, исполнительный вице-президент корпорации Fortum, глава дивизиона «Россия», генеральный директор УК «Ветроэнергетика».
За год было смонтировано 114 ветроэнергетических установок компании Vestas, а портфель реализованных проектов Фонда увеличился до 1 078 МВт. Производство и сборка основных компонентов – лопастей, башен, гондол – осуществляется в России.
Так, в Астраханской области введены в эксплуатацию сразу пять объектов ветрогенерации: Излучная ВЭС, Манланская ВЭС, Старицкая ВЭС, Холмская ВЭС и Черноярская ВЭС. На территории станций, суммарная мощность которых составляет 340 МВт.
Астраханские ВЭС стали вторым крупнейшим ветроэнергетическим кластером Фонда после кластера мощностей в Ростовского области.
В Волгоградской области в декабре началась промышленная эксплуатация Котовской ВЭС мощностью 88 МВт.
В Ростовской области Фонд развития ветроэнергетики начал промышленную эксплуатацию второй очереди Казачьей ВЭС мощностью 50 МВт.
С вводом в эксплуатацию второй очереди Казачьей ВЭС суммарная установленная мощность расположенного в Ростовской области крупнейшего ветроэнергетического кластера России увеличилась до 400 МВт.
Фонд развития ветроэнергетики создан на паритетной основе ПАО «Фортум» и Группой «РОСНАНО» с целью инвестирования в ветроэнергетику на территории России. По результатам конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, Фонд получил право на строительство 3,2 ГВт. Ветропарки должны быть введены в эксплуатацию в период до 2027 года.
Статистика ВК сообщества "Энергетика - вчера, сегодня, завтра"
Поддержать проект: 5228600597071523 (карта Сбер)
Количество постов 9 651
Частота постов 54 часа 32 минуты
ER
42.16
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
#energy_news #энергетика
ПАО «Мосэнерго» ввело в эксплуатацию самую мощную в мире теплофикационную турбину
ПАО «Мосэнерго» ввело в эксплуатацию самую мощную в мире теплофикационную турбину Т-295/335-23 производства Уральского турбинного завода, тем самым завершив реконструкцию энергоблока № 9 ТЭЦ-22.
Стоит отметить, что паровая турбина типа Т-295 не имеет аналогов: ее максимальная электрическая мощность - 335 МВт, номинальная тепловая нагрузка 1561 ГДж/ч (372,9 Гкал/ч). Достигнуты самые высокие параметры свежего пара в 565°С, при этом обеспечен повышенный ресурс оборудования - 250 тысяч часов вместо традиционных
200 тысяч.
«Обеспечить работу турбины с такими параметрами пара и требуемым ресурсом - это очень нетривиальная задача. Масштаб принципиально новых технических решений, найденных и задействованных при производстве Т-295, зашкаливает. Для изготовления деталей, которые смогли бы работать в таких «экстремальных» условиях, подобраны стали с высоким содержанием хрома. Использование новейших методов цифрового моделирования и анализа позволило увеличить КПД отдельных ступеней нового турбоагрегата до 92%, а всей установки в конденсационном режиме до 40%, это максимально достижимый уровень на сегодняшний день», - отметил председатель совета директоров АО «УТЗ» Михаил Лифшиц.
Турбина Т-295 оснащена самыми современными системами регулирования, управления, мониторинга.
Кроме этого, она подключена к интеллектуальной системе прогностики «ПРАНА» холдинга «РОТЕК». Получая информацию с датчиков турбины, «ПРАНА» сможет выявлять неисправности и предупреждать о возможных поломках оборудования за 2-3 месяца до их появления.
Турбина Т-295 разработана и изготовлена на смену вырабатывающим свой ресурс турбинам Т-250. В свое время Уральский турбинный завод изготовил 32 таких машины для электростанций крупных городов, только в Московской энергосистеме установлено 19 подобных турбин. За более чем 40 лет эксплуатации они зарекомендовали себя как надежные и эффективные машины.
По материалам пресс-службы АО «УТЗ»
ПАО «Мосэнерго» ввело в эксплуатацию самую мощную в мире теплофикационную турбину
ПАО «Мосэнерго» ввело в эксплуатацию самую мощную в мире теплофикационную турбину Т-295/335-23 производства Уральского турбинного завода, тем самым завершив реконструкцию энергоблока № 9 ТЭЦ-22.
Стоит отметить, что паровая турбина типа Т-295 не имеет аналогов: ее максимальная электрическая мощность - 335 МВт, номинальная тепловая нагрузка 1561 ГДж/ч (372,9 Гкал/ч). Достигнуты самые высокие параметры свежего пара в 565°С, при этом обеспечен повышенный ресурс оборудования - 250 тысяч часов вместо традиционных
200 тысяч.
«Обеспечить работу турбины с такими параметрами пара и требуемым ресурсом - это очень нетривиальная задача. Масштаб принципиально новых технических решений, найденных и задействованных при производстве Т-295, зашкаливает. Для изготовления деталей, которые смогли бы работать в таких «экстремальных» условиях, подобраны стали с высоким содержанием хрома. Использование новейших методов цифрового моделирования и анализа позволило увеличить КПД отдельных ступеней нового турбоагрегата до 92%, а всей установки в конденсационном режиме до 40%, это максимально достижимый уровень на сегодняшний день», - отметил председатель совета директоров АО «УТЗ» Михаил Лифшиц.
Турбина Т-295 оснащена самыми современными системами регулирования, управления, мониторинга.
Кроме этого, она подключена к интеллектуальной системе прогностики «ПРАНА» холдинга «РОТЕК». Получая информацию с датчиков турбины, «ПРАНА» сможет выявлять неисправности и предупреждать о возможных поломках оборудования за 2-3 месяца до их появления.
Турбина Т-295 разработана и изготовлена на смену вырабатывающим свой ресурс турбинам Т-250. В свое время Уральский турбинный завод изготовил 32 таких машины для электростанций крупных городов, только в Московской энергосистеме установлено 19 подобных турбин. За более чем 40 лет эксплуатации они зарекомендовали себя как надежные и эффективные машины.
По материалам пресс-службы АО «УТЗ»
#energy_news #энергетика
Оперативно-диспетчерское управление в российской электроэнергетике отмечает 100 лет
В 1921 году, в первые месяцы реализации Плана ГОЭЛРО, обеспечение надежной совместной работы основных энергетических объектов - шести электрических станций, рассредоточенных по большой территории Москвы и области, порядок вывода этого оборудования в ремонт и ввод в работу после ремонта стали представлять собой очевидные проблемы, решение которых лежало в организации скоординированной работы и планировании.
17 декабря 1921 года Управлением объединенных государственных электростанций Московского района (Главэлектро ВСНХ РСФСР) было разработано «Положение о мерах для координирования параллельной работы электрических станций, входящих в состав Московского районного объединения». Этот документ стал отправной точкой в создании отечественной системы оперативно-диспетчерского управления как выделенной технологической структуры со специальными функциями в составе энергосистемы.
«Положение…» обязывало каждую районную электростанции нести нагрузку, задаваемую диспетчерским графиком, составленным Районным управлением. Почасовой суточный диспетчерский график, или, по терминологии тех лет, «календарь нагрузки», составлялся таким образом, что в первую очередь грузились электростанции, сжигающие недефицитные виды топлива – торф и подмосковный уголь.
Для общей координации деятельности всех работающих параллельно станций была учреждена должность «дежурных по Объединению инженеров», в обязанности которых вменялось:
«…. - контролировать, с записью в Журнале, фактическую почасовую нагрузку каждой станции и в случае невыполнения задания немедленно выяснять причину такого отклонения.
- при невозможности выполнения станцией задания по несению нагрузки в соответствии с графиком из-за токовой перегрузки электрической сети, принять возможные меры по перераспределению нагрузки между остальными станциями
- в случае возникновения аварийной ситуации или потери генерирующего оборудования, принять меры к «ликвидации расстройства электроснабжения» и принять меры по перераспределению нагрузки между остальными станциями.…»
«Положение о мерах по координированию параллельной работы электрических станций, входящих в состав Московского Районного Объединения» и «Календарь распределения нагрузки на электрических станциях Московского объединения, работающих на местном топливе» стали основополагающими документами диспетчерского управления.
С 17 декабря 1921 года диспетчерское управление начало функционировать как особая технологическая структура, а день 17 декабря считается Днем оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
По материалам АО «СО ЕЭС».
Поздравляем коллег с праздником!
Оперативно-диспетчерское управление в российской электроэнергетике отмечает 100 лет
В 1921 году, в первые месяцы реализации Плана ГОЭЛРО, обеспечение надежной совместной работы основных энергетических объектов - шести электрических станций, рассредоточенных по большой территории Москвы и области, порядок вывода этого оборудования в ремонт и ввод в работу после ремонта стали представлять собой очевидные проблемы, решение которых лежало в организации скоординированной работы и планировании.
17 декабря 1921 года Управлением объединенных государственных электростанций Московского района (Главэлектро ВСНХ РСФСР) было разработано «Положение о мерах для координирования параллельной работы электрических станций, входящих в состав Московского районного объединения». Этот документ стал отправной точкой в создании отечественной системы оперативно-диспетчерского управления как выделенной технологической структуры со специальными функциями в составе энергосистемы.
«Положение…» обязывало каждую районную электростанции нести нагрузку, задаваемую диспетчерским графиком, составленным Районным управлением. Почасовой суточный диспетчерский график, или, по терминологии тех лет, «календарь нагрузки», составлялся таким образом, что в первую очередь грузились электростанции, сжигающие недефицитные виды топлива – торф и подмосковный уголь.
Для общей координации деятельности всех работающих параллельно станций была учреждена должность «дежурных по Объединению инженеров», в обязанности которых вменялось:
«…. - контролировать, с записью в Журнале, фактическую почасовую нагрузку каждой станции и в случае невыполнения задания немедленно выяснять причину такого отклонения.
- при невозможности выполнения станцией задания по несению нагрузки в соответствии с графиком из-за токовой перегрузки электрической сети, принять возможные меры по перераспределению нагрузки между остальными станциями
- в случае возникновения аварийной ситуации или потери генерирующего оборудования, принять меры к «ликвидации расстройства электроснабжения» и принять меры по перераспределению нагрузки между остальными станциями.…»
«Положение о мерах по координированию параллельной работы электрических станций, входящих в состав Московского Районного Объединения» и «Календарь распределения нагрузки на электрических станциях Московского объединения, работающих на местном топливе» стали основополагающими документами диспетчерского управления.
С 17 декабря 1921 года диспетчерское управление начало функционировать как особая технологическая структура, а день 17 декабря считается Днем оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
По материалам АО «СО ЕЭС».
Поздравляем коллег с праздником!
#energy_news #энергетика
Введена в работу вторая цепь Кольско-Карельского транзита
Компания ПАО «Россети ФСК ЕЭС» завершила финальный этап проекта по созданию второй цепи Кольско-Карельского сетевого транзита 330 кВ Лоухи — РП Борей (Путкинский) — РП Каменный Бор (Ондский) — Петрозаводск — Тихвин-Литейный общей протяженностью более 1100 км.
Необходимость создания второй цепи связана с тем, что введенный в работу в 1980-х годах Кольско-Карельский транзит 330 кВ в одноцепном исполнении обладает недостаточной пропускной способностью. Это ограничивает использование располагаемой мощности электростанций энергосистемы Мурманской области, а также снижает надежность электроснабжения потребителей энергосистем Республики Карелия и Мурманской области.
Ввод второй цепи Кольско-Карельского транзита 330 кВ обеспечивает значительный системный эффект. В частности, увеличение пропускной способности транзита в направлении Кольская энергосистема – энергосистема г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области на 195 МВт частично решает проблему невыпускаемой мощности ГЭС энергосистемы Мурманской области и Кольской АЭС.
Ввод новых линий электропередачи 330 кВ повысил надежность электроснабжения потребителей энергосистем Республики Карелия и Мурманской области.
Помимо строительства ЛЭП, выполнены масштабные сопутствующие мероприятия, а именно – реконструкция четырех действующих центров питания 330 кВ в Мурманской и Ленинградской областях, Республике Карелия. До конца 2025 года планируется перевод распределительных пунктов 330 кВ «Каменный бор» и «Борей», подстанций 330 кВ «Петрозаводск», «Лоухи», «Княжегубская» на дистанционное управление.
Общий объем инвестиций Группы «Россети» превысил 59 млрд рублей.
По материалам ПАО «Россети ФСК ЕЭС» и АО «СО ЕЭС».
Введена в работу вторая цепь Кольско-Карельского транзита
Компания ПАО «Россети ФСК ЕЭС» завершила финальный этап проекта по созданию второй цепи Кольско-Карельского сетевого транзита 330 кВ Лоухи — РП Борей (Путкинский) — РП Каменный Бор (Ондский) — Петрозаводск — Тихвин-Литейный общей протяженностью более 1100 км.
Необходимость создания второй цепи связана с тем, что введенный в работу в 1980-х годах Кольско-Карельский транзит 330 кВ в одноцепном исполнении обладает недостаточной пропускной способностью. Это ограничивает использование располагаемой мощности электростанций энергосистемы Мурманской области, а также снижает надежность электроснабжения потребителей энергосистем Республики Карелия и Мурманской области.
Ввод второй цепи Кольско-Карельского транзита 330 кВ обеспечивает значительный системный эффект. В частности, увеличение пропускной способности транзита в направлении Кольская энергосистема – энергосистема г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области на 195 МВт частично решает проблему невыпускаемой мощности ГЭС энергосистемы Мурманской области и Кольской АЭС.
Ввод новых линий электропередачи 330 кВ повысил надежность электроснабжения потребителей энергосистем Республики Карелия и Мурманской области.
Помимо строительства ЛЭП, выполнены масштабные сопутствующие мероприятия, а именно – реконструкция четырех действующих центров питания 330 кВ в Мурманской и Ленинградской областях, Республике Карелия. До конца 2025 года планируется перевод распределительных пунктов 330 кВ «Каменный бор» и «Борей», подстанций 330 кВ «Петрозаводск», «Лоухи», «Княжегубская» на дистанционное управление.
Общий объем инвестиций Группы «Россети» превысил 59 млрд рублей.
По материалам ПАО «Россети ФСК ЕЭС» и АО «СО ЕЭС».
#energy_news #энергетика #АЭС
Старт сооружения в Якутии атомной станции малой мощности запланирован на 2024 год
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выдала АО «Русатом Оверсиз» лицензию на сооружение ядерных установок на атомных станциях в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующей организации, сообщает пресс-служба компании ГК «Росатом».
Лицензия была получена в рамках реализации проекта сооружения наземной атомной станции малой мощности (АСММ) с реакторной установкой РИТМ-200Н в поселке Усть-Куйга Усть-Янского района Республики Саха (Якутия).
Для получения лицензии АО «Русатом Оверсиз» прошло необходимую проверку Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора.
«Мы достигли очередной вехи в проекте сооружения АСММ в Якутии – получили соответствующую лицензию от Ростехнадзора. Это важный шаг на пути успешной реализации проекта, окончание которого запланировано на 2028 год», - заявил Олег Сиразетдинов, вице-президент АО «Русатом Оверсиз».
В основе проекта сооружения АСММ в Якутии – референтная технология Росатома с реакторами РИТМ-200, спроектированными с учетом многолетнего опыта эксплуатации малых реакторов на судах российского атомного ледокольного флота.
Старт сооружения атомной станции малой мощности запланирован на 2024 год.
Проект строительства АСММ на базе реакторной установки РИТМ-200 в поселке Усть-Куйга Усть-Янского улуса разрабатывается в рамках заключенного в сентябре 2019 года соглашения о намерениях между Якутией и Госкорпорацией «Росатом».
РИТМ-200 — водо-водяной ядерный реактор тепловой мощностью 175 МВт, электрической - 55 МВт, разработанный в ОКБМ имени И. И. Африкантова. Предназначен для установки на ледоколах и перспективных плавучих атомных электростанциях. Изготовитель ЗиО-Подольск.
Старт сооружения в Якутии атомной станции малой мощности запланирован на 2024 год
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выдала АО «Русатом Оверсиз» лицензию на сооружение ядерных установок на атомных станциях в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующей организации, сообщает пресс-служба компании ГК «Росатом».
Лицензия была получена в рамках реализации проекта сооружения наземной атомной станции малой мощности (АСММ) с реакторной установкой РИТМ-200Н в поселке Усть-Куйга Усть-Янского района Республики Саха (Якутия).
Для получения лицензии АО «Русатом Оверсиз» прошло необходимую проверку Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора.
«Мы достигли очередной вехи в проекте сооружения АСММ в Якутии – получили соответствующую лицензию от Ростехнадзора. Это важный шаг на пути успешной реализации проекта, окончание которого запланировано на 2028 год», - заявил Олег Сиразетдинов, вице-президент АО «Русатом Оверсиз».
В основе проекта сооружения АСММ в Якутии – референтная технология Росатома с реакторами РИТМ-200, спроектированными с учетом многолетнего опыта эксплуатации малых реакторов на судах российского атомного ледокольного флота.
Старт сооружения атомной станции малой мощности запланирован на 2024 год.
Проект строительства АСММ на базе реакторной установки РИТМ-200 в поселке Усть-Куйга Усть-Янского улуса разрабатывается в рамках заключенного в сентябре 2019 года соглашения о намерениях между Якутией и Госкорпорацией «Росатом».
РИТМ-200 — водо-водяной ядерный реактор тепловой мощностью 175 МВт, электрической - 55 МВт, разработанный в ОКБМ имени И. И. Африкантова. Предназначен для установки на ледоколах и перспективных плавучих атомных электростанциях. Изготовитель ЗиО-Подольск.
#energy_news #энергетика #АЭС
В России планируют приступить к созданию АЭС с реактором четвертого поколения на сверхкритических параметрах теплоносителя
Российские специалисты в течение ближайших нескольких лет должны разработать технологии, которые со временем легли бы в основу проекта по созданию в России инновационного ядерного реактора высокой эффективности с сверхкритическими параметрами теплоносителя, необходимого для развития атомной энергетики, передает ПРАЙМ. Материалы об этом размещены в открытом доступе на официальном сайте закупок Госкорпорации «Росатом».
Основу современной атомной энергетики России и зарубежных экспортных продуктов Росатома составляют легководные реакторы ВВЭР, где вода является одновременно и теплоносителем, и замедлителем нейтронов. По мнению специалистов, технологии реакторов ВВЭР в ближней и среднесрочной перспективе будут определяющими для формирования облика отечественной атомной энергетики.
Вместе с тем в 2018 году Росатом принял новую стратегию развития российской атомной энергетики, базовым положением которой обозначен переход к конкурентоспособной двухкомпонентной энергетической системе на основе замкнутого ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ). Благодаря этому расширится воспроизводство ядерного «горючего» и существенно увеличится топливная база атомной энергетики, не требующая больших объемов добычи природного урана. Также появится возможность сокращать объемы радиоактивных отходов, остающихся после переработки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) - самые опасные радионуклиды предложено «выжигать» в реакторах на быстрых нейтронах. Так можно будет решать две ключевые проблемы нынешней атомной энергетики, связанные с ограниченностью запасов природного урана и ростом объемов ОЯТ.
В качестве основных кандидатов на роль перспективных технологий легководных реакторов для двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом рассматриваются усовершенствованные реакторы ВВЭР-С с регулированием нейтронного спектра (спектральным регулированием) и инновационные реакторные технологии ВВЭР-СКД с теплоносителем под сверхкритическим давлением. СКД-реакторы в мировом атомном сообществе отнесены к перспективным ядерным энергетическим установкам четвертого поколения.
Что касается реакторов ВВЭР-С, то они окажутся востребованы на переходном этапе формирования двухкомпонентной атомной энергетики с ЗЯТЦ. В нынешнем году было объявлено о планах Росатома разработать и построить на Кольской АЭС два энергоблока мощностью по 600 МВт с такими реакторами. А долгосрочная перспектива развития технологии ВВЭР основывается на разработке направления реакторной технологии со сверхкритическими параметрами теплоносителя.
По оценкам специалистов, переход на такие параметры позволит повысить КПД энергоблоков АЭС до 45%, обеспечить высокие параметры воспроизводства ядерного "горючего" в быстром спектре нейтронов и сократить удельные капитальные затраты на сооружение энергоблока, обладающего при этом и повышенными показателями безопасности.
Концепция реактора со сверхкритическими параметрами теплоносителя позволяет также использовать преимущества реализации спектрального регулирования. Конкурентоспособность технологии ВВЭР-СКД должна быть продемонстрирована в сравнении с существующими реакторными технологиями по удельным показателям капитальных, топливных и эксплуатационных затрат, в том числе за счет снижения строительных объемов и материалоемкости турбинного зала. Дополнительные преимущества могут быть получены за счет использования хорошо проработанных решений, существующих для тепловых станций на органическом топливе, уже давно работающих на закритических параметрах.
В России реакторные технологии ВВЭР-СКД получили общее условное обозначение «Супер-ВВЭР». Ранее специалисты Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и предприятий Росатома выполнили предварительные исследования по разным вариантам «Супер-ВВЭР». В 2019-2020 годах были уточнены основные характеристики базового варианта ВВЭР-СКД, среди них: тепловая мощность 1250 МВт, быстрый спектр нейтронов в активной зоне, коэффициент воспроизводства (параметр, характеризующий возможность воспроизводства ядерного «горючего» в реакторе) - не менее 1.
В рамках нынешней работы, рассчитанной до 2026 года, предстоит разработать технологии энергетического реактора со сверхкритическими параметрами теплоносителя. В частности, необходимо подготовить предложения по технологиям изготовления основного и вспомогательного оборудования реакторной установки ВВЭР-СКД, включая корпус реактора; предложения по технологиям изготовления ядерного топлива реактора ВВЭР-СКД; подготовить проектно-технологические решения для моделирования энергоблока АЭС с таким реактором и двухблочной атомной станции.
Отдельным пунктом работ обозначено создание концепции многоцелевого тестового исследовательского ядерного СКД-реактора малой мощности. Эта установка на первой (собственно тестовой) стадии эксплуатации должна обеспечить отработку режимов, актуальных для энергетического реактора ВВЭР-СКД. На второй (исследовательской) стадии эксплуатации малый реактор должен стать источником нейтронов для облучения опытных тепловыделяющих элементов, предназначенных для большого ВВЭР-СКД, и образцов конструкционных материалов для него.
Ранее для отработки режимов ВВЭР-СКД было предложено создать малый реактор мощностью 30 МВт, причем построить его на основе действующего с 1965 года в Научно-исследовательском институте атомных реакторов Росатома уникального реактора ВК-50, который сейчас готовят к выводу из эксплуатации.
Исполнителем по всему комплексу работ стал Курчатовский институт (научный руководитель проектов реакторов ВВЭР), заказчиком - оператор всех АЭС в России «Росэнергоатом».
В России планируют приступить к созданию АЭС с реактором четвертого поколения на сверхкритических параметрах теплоносителя
Российские специалисты в течение ближайших нескольких лет должны разработать технологии, которые со временем легли бы в основу проекта по созданию в России инновационного ядерного реактора высокой эффективности с сверхкритическими параметрами теплоносителя, необходимого для развития атомной энергетики, передает ПРАЙМ. Материалы об этом размещены в открытом доступе на официальном сайте закупок Госкорпорации «Росатом».
Основу современной атомной энергетики России и зарубежных экспортных продуктов Росатома составляют легководные реакторы ВВЭР, где вода является одновременно и теплоносителем, и замедлителем нейтронов. По мнению специалистов, технологии реакторов ВВЭР в ближней и среднесрочной перспективе будут определяющими для формирования облика отечественной атомной энергетики.
Вместе с тем в 2018 году Росатом принял новую стратегию развития российской атомной энергетики, базовым положением которой обозначен переход к конкурентоспособной двухкомпонентной энергетической системе на основе замкнутого ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ). Благодаря этому расширится воспроизводство ядерного «горючего» и существенно увеличится топливная база атомной энергетики, не требующая больших объемов добычи природного урана. Также появится возможность сокращать объемы радиоактивных отходов, остающихся после переработки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) - самые опасные радионуклиды предложено «выжигать» в реакторах на быстрых нейтронах. Так можно будет решать две ключевые проблемы нынешней атомной энергетики, связанные с ограниченностью запасов природного урана и ростом объемов ОЯТ.
В качестве основных кандидатов на роль перспективных технологий легководных реакторов для двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом рассматриваются усовершенствованные реакторы ВВЭР-С с регулированием нейтронного спектра (спектральным регулированием) и инновационные реакторные технологии ВВЭР-СКД с теплоносителем под сверхкритическим давлением. СКД-реакторы в мировом атомном сообществе отнесены к перспективным ядерным энергетическим установкам четвертого поколения.
Что касается реакторов ВВЭР-С, то они окажутся востребованы на переходном этапе формирования двухкомпонентной атомной энергетики с ЗЯТЦ. В нынешнем году было объявлено о планах Росатома разработать и построить на Кольской АЭС два энергоблока мощностью по 600 МВт с такими реакторами. А долгосрочная перспектива развития технологии ВВЭР основывается на разработке направления реакторной технологии со сверхкритическими параметрами теплоносителя.
По оценкам специалистов, переход на такие параметры позволит повысить КПД энергоблоков АЭС до 45%, обеспечить высокие параметры воспроизводства ядерного "горючего" в быстром спектре нейтронов и сократить удельные капитальные затраты на сооружение энергоблока, обладающего при этом и повышенными показателями безопасности.
Концепция реактора со сверхкритическими параметрами теплоносителя позволяет также использовать преимущества реализации спектрального регулирования. Конкурентоспособность технологии ВВЭР-СКД должна быть продемонстрирована в сравнении с существующими реакторными технологиями по удельным показателям капитальных, топливных и эксплуатационных затрат, в том числе за счет снижения строительных объемов и материалоемкости турбинного зала. Дополнительные преимущества могут быть получены за счет использования хорошо проработанных решений, существующих для тепловых станций на органическом топливе, уже давно работающих на закритических параметрах.
В России реакторные технологии ВВЭР-СКД получили общее условное обозначение «Супер-ВВЭР». Ранее специалисты Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и предприятий Росатома выполнили предварительные исследования по разным вариантам «Супер-ВВЭР». В 2019-2020 годах были уточнены основные характеристики базового варианта ВВЭР-СКД, среди них: тепловая мощность 1250 МВт, быстрый спектр нейтронов в активной зоне, коэффициент воспроизводства (параметр, характеризующий возможность воспроизводства ядерного «горючего» в реакторе) - не менее 1.
В рамках нынешней работы, рассчитанной до 2026 года, предстоит разработать технологии энергетического реактора со сверхкритическими параметрами теплоносителя. В частности, необходимо подготовить предложения по технологиям изготовления основного и вспомогательного оборудования реакторной установки ВВЭР-СКД, включая корпус реактора; предложения по технологиям изготовления ядерного топлива реактора ВВЭР-СКД; подготовить проектно-технологические решения для моделирования энергоблока АЭС с таким реактором и двухблочной атомной станции.
Отдельным пунктом работ обозначено создание концепции многоцелевого тестового исследовательского ядерного СКД-реактора малой мощности. Эта установка на первой (собственно тестовой) стадии эксплуатации должна обеспечить отработку режимов, актуальных для энергетического реактора ВВЭР-СКД. На второй (исследовательской) стадии эксплуатации малый реактор должен стать источником нейтронов для облучения опытных тепловыделяющих элементов, предназначенных для большого ВВЭР-СКД, и образцов конструкционных материалов для него.
Ранее для отработки режимов ВВЭР-СКД было предложено создать малый реактор мощностью 30 МВт, причем построить его на основе действующего с 1965 года в Научно-исследовательском институте атомных реакторов Росатома уникального реактора ВК-50, который сейчас готовят к выводу из эксплуатации.
Исполнителем по всему комплексу работ стал Курчатовский институт (научный руководитель проектов реакторов ВВЭР), заказчиком - оператор всех АЭС в России «Росэнергоатом».
#energy_news #энергетика #ВИЭ
В Калмыкии введена в эксплуатацию крупнейшая солнечная электростанция в России
1 июля 2022 года ПАО «Фортум» завершило реализацию проекта Аршанской СЭС (расположена близ Элисты), сообщает пресс-служба компании. Вторая очередь электростанции установленной мощностью 37,6 МВт начала поставку мощности на оптовый рынок (ОРЭМ). Установленная мощность Аршанской СЭС после ввода в промышленную эксплуатацию второй очереди составляет 115,6 МВт, что делает станцию крупнейшим объектом солнечной генерации в России.
При строительстве СЭС использовались фотоэлектрические модули, произведенные в России.
Аршанская СЭС – третий проект в области возобновляемой энергетики, реализованный с участием «Фортум» в Республике Калмыкии.
В декабре 2020 года в регионе начали работу две ветроэлектростанции (Салынская ВЭС и Целинская ВЭС) суммарной мощностью 199,8 МВт.
С завершением проекта строительства Аршанской СЭС суммарная мощность электростанций на базе ВИЭ в энергосистеме Калмыкии выросла до 453,1 МВт, что составляет 96 % от общей установленной мощности электростанций в регионе.
В Калмыкии введена в эксплуатацию крупнейшая солнечная электростанция в России
1 июля 2022 года ПАО «Фортум» завершило реализацию проекта Аршанской СЭС (расположена близ Элисты), сообщает пресс-служба компании. Вторая очередь электростанции установленной мощностью 37,6 МВт начала поставку мощности на оптовый рынок (ОРЭМ). Установленная мощность Аршанской СЭС после ввода в промышленную эксплуатацию второй очереди составляет 115,6 МВт, что делает станцию крупнейшим объектом солнечной генерации в России.
При строительстве СЭС использовались фотоэлектрические модули, произведенные в России.
Аршанская СЭС – третий проект в области возобновляемой энергетики, реализованный с участием «Фортум» в Республике Калмыкии.
В декабре 2020 года в регионе начали работу две ветроэлектростанции (Салынская ВЭС и Целинская ВЭС) суммарной мощностью 199,8 МВт.
С завершением проекта строительства Аршанской СЭС суммарная мощность электростанций на базе ВИЭ в энергосистеме Калмыкии выросла до 453,1 МВт, что составляет 96 % от общей установленной мощности электростанций в регионе.
#energy_news #энергетика
«Силовые машины» изготовили первую российскую тихоходную турбину для АЭС
На Ленинградском Металлическом заводе (ЛМЗ) успешно проведены испытания головного образца отечественной тихоходной турбины мощностью 1255 МВт, сообщает пресс-служба АО «Силовые машины».
«Освоение данной технологии сделало ЛМЗ единственным в мире предприятием, изготавливающим сегодня мощные паровые турбины как в быстроходном, так и в тихоходном исполнении», - отмечается в пресс-релизе компании.
Правильность сборки и точность центровки всех элементов проточной части турбины были подтверждены в ходе проведения на стенде ЛМЗ испытаний паровой турбины вращением от валоповоротного устройства. На испытаниях присутствовали представители заказчика.
Опираясь на опыт создания мощных быстроходных паровых турбин и передовые достижения науки, «Силовые машины» в течение нескольких лет вели проект разработки и производства тихоходной турбоустановки мощностью 1255 МВт.
Специально для производства инновационного типа оборудования «Силовыми машинами» был построен и введен в эксплуатацию современный высокотехнологичный производственный комплекс по выпуску энергетического оборудования мощностью от 500 МВт, в том числе тихоходных турбоагрегатов для атомных электростанций мощностью выше 1200 МВт с возможностью расширения линейки до мощности 1800 МВт. Инвестиции в строительство и оснащение комплекса составили около 7 млрд руб.
Тихоходная турбина нового поколения мощностью 1255 МВт спроектирована и разработана сотрудниками специального конструкторского бюро ЛМЗ «Турбина» с учетом требований инновационного проекта «ВВЭР-ТОИ», а также в соответствии с требованиями и при активной поддержке государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
На сегодняшний день она считается одной из самых перспективных в мире – характеристики основных узлов позволят в будущем создать на ее базе машину, применение которой будет возможно в турбоустановке с единичной мощностью в диапазоне 1600-1800 МВт.
Ранее продуктовая линейка ЛМЗ для АЭС была представлена исключительно быстроходными турбинами максимальной мощностью 1200 МВт.
«Силовые машины» изготовили первую российскую тихоходную турбину для АЭС
На Ленинградском Металлическом заводе (ЛМЗ) успешно проведены испытания головного образца отечественной тихоходной турбины мощностью 1255 МВт, сообщает пресс-служба АО «Силовые машины».
«Освоение данной технологии сделало ЛМЗ единственным в мире предприятием, изготавливающим сегодня мощные паровые турбины как в быстроходном, так и в тихоходном исполнении», - отмечается в пресс-релизе компании.
Правильность сборки и точность центровки всех элементов проточной части турбины были подтверждены в ходе проведения на стенде ЛМЗ испытаний паровой турбины вращением от валоповоротного устройства. На испытаниях присутствовали представители заказчика.
Опираясь на опыт создания мощных быстроходных паровых турбин и передовые достижения науки, «Силовые машины» в течение нескольких лет вели проект разработки и производства тихоходной турбоустановки мощностью 1255 МВт.
Специально для производства инновационного типа оборудования «Силовыми машинами» был построен и введен в эксплуатацию современный высокотехнологичный производственный комплекс по выпуску энергетического оборудования мощностью от 500 МВт, в том числе тихоходных турбоагрегатов для атомных электростанций мощностью выше 1200 МВт с возможностью расширения линейки до мощности 1800 МВт. Инвестиции в строительство и оснащение комплекса составили около 7 млрд руб.
Тихоходная турбина нового поколения мощностью 1255 МВт спроектирована и разработана сотрудниками специального конструкторского бюро ЛМЗ «Турбина» с учетом требований инновационного проекта «ВВЭР-ТОИ», а также в соответствии с требованиями и при активной поддержке государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
На сегодняшний день она считается одной из самых перспективных в мире – характеристики основных узлов позволят в будущем создать на ее базе машину, применение которой будет возможно в турбоустановке с единичной мощностью в диапазоне 1600-1800 МВт.
Ранее продуктовая линейка ЛМЗ для АЭС была представлена исключительно быстроходными турбинами максимальной мощностью 1200 МВт.
#energy_news #энергетика #АЭС
На энергоблоке № 3 АЭС «Куданкулам» установлен корпус реактора
На энергоблоке № 3 АЭС «Куданкулам» (Республика Индия) установлен в проектное положение корпус реактора, сообщает пресс-служба ГК «Росатом».
Монтаж корпуса реактора является ключевым событием в рамках сооружения третьего энергоблока второй очереди АЭС «Куданкулам», открывающим дальнейший фронт работ по монтажу оборудования реакторной установки и позволяющим ускорить ход строительства.
Впервые при сооружении АЭС индийский заказчик провел монтаж корпуса реактора энергоблока типа ВВЭР методом Open Top. Эта технология позволяет существенно сократить сроки реализации проекта за счет оптимизации и уменьшения времени и количества монтажных операций.
В настоящее время на площадке АЭС «Куданкулам» реализуются проекты строительства энергоблоков №№ 3,4 и №№ 5,6, которые являются второй и третьей очередями соответственно. Энергоблоки сооружаются по проекту АЭС-92 с реакторной установкой типа ВВЭР-1000 (В-412).
Новые энергоблоки АЭС «Куданкулам» соответствуют самым современным требованиям МАГАТЭ в области безопасности.
Застройщик — технический заказчик объекта — «Индийская Корпорация по Атомной Энергетике». Генеральный проектировщик и поставщик оборудования — АО АСЭ.
На энергоблоке № 3 АЭС «Куданкулам» установлен корпус реактора
На энергоблоке № 3 АЭС «Куданкулам» (Республика Индия) установлен в проектное положение корпус реактора, сообщает пресс-служба ГК «Росатом».
Монтаж корпуса реактора является ключевым событием в рамках сооружения третьего энергоблока второй очереди АЭС «Куданкулам», открывающим дальнейший фронт работ по монтажу оборудования реакторной установки и позволяющим ускорить ход строительства.
Впервые при сооружении АЭС индийский заказчик провел монтаж корпуса реактора энергоблока типа ВВЭР методом Open Top. Эта технология позволяет существенно сократить сроки реализации проекта за счет оптимизации и уменьшения времени и количества монтажных операций.
В настоящее время на площадке АЭС «Куданкулам» реализуются проекты строительства энергоблоков №№ 3,4 и №№ 5,6, которые являются второй и третьей очередями соответственно. Энергоблоки сооружаются по проекту АЭС-92 с реакторной установкой типа ВВЭР-1000 (В-412).
Новые энергоблоки АЭС «Куданкулам» соответствуют самым современным требованиям МАГАТЭ в области безопасности.
Застройщик — технический заказчик объекта — «Индийская Корпорация по Атомной Энергетике». Генеральный проектировщик и поставщик оборудования — АО АСЭ.
#energy_news #энергетика
В России начато строительство крупнейшей в мире высокотемпературной сверхпроводящей линии электропередачи
ПАО «Россети ФСК ЕЭС» начала строительство крупнейшей в мире высокотемпературной сверхпроводящей линии электропередачи, сообщает пресс-служба компании.
Новый энерготранзит свяжет основные питающие подстанции Центрального и Адмиралтейского районов Санкт-Петербурга, где проживает более 400 тыс. человек. Проект не имеет аналогов в России и за рубежом по протяжённости – 2,5 км. Применение высокотемпературной сверхпроводящей кабельной линии постоянного тока (линии ВТСП) позволит передавать до 50 МВт мощности на среднем напряжении 20 кВ, свести к минимуму потери, повысить надёжность и качество электроснабжения потребителей.
В основу легли разработки «НТЦ Россети ФСК ЕЭС», которые Минэнерго России включило в состав отраслевого национального проекта. Строительство линии ВТСП включает несколько этапов: на территории подстанций 330 кВ «Центральная» и 110 кВ «РП-9» будут возведены здания преобразовательных устройств, саму линию проложат открытым способом в траншее под землей, также предусмотрена бестраншейная прокладка методом направленного бурения скважин. Для соединения участков кабеля применят специальные муфты, для которых будут установлены герметичные монолитные колодцы с возможностью круглогодичного доступа персонала.
Стоимость проекта, включая разработку пилотной линии ВТСП и испытания на собственном полигоне «НТЦ Россети ФСК ЕЭС», составляет 3,5 млрд рублей. Строительство будет завершено в 2023 году.
Основное отличие линии ВТСП от существующих ЛЭП – применение сверхпроводникового материала, сопротивление которого исчезает при охлаждении ниже 77 К. За счёт этого потери энергии при транспортировке сводятся практически к нулю. В состав объекта входит двухконтурная система криогенного обеспечения протяжённостью 5 км. Это также уникальный показатель, поскольку нигде в мире пока не создана аналогичная система охлаждения.
После опытной эксплуатации будет рассмотрена возможность масштабирования. Полученный опыт позволит в перспективе создавать линии ВТСП для передачи до 200-300 МВт, занимая при этом в разы меньшую территорию, чем аналогичные по пропускной способности ЛЭП.
В России начато строительство крупнейшей в мире высокотемпературной сверхпроводящей линии электропередачи
ПАО «Россети ФСК ЕЭС» начала строительство крупнейшей в мире высокотемпературной сверхпроводящей линии электропередачи, сообщает пресс-служба компании.
Новый энерготранзит свяжет основные питающие подстанции Центрального и Адмиралтейского районов Санкт-Петербурга, где проживает более 400 тыс. человек. Проект не имеет аналогов в России и за рубежом по протяжённости – 2,5 км. Применение высокотемпературной сверхпроводящей кабельной линии постоянного тока (линии ВТСП) позволит передавать до 50 МВт мощности на среднем напряжении 20 кВ, свести к минимуму потери, повысить надёжность и качество электроснабжения потребителей.
В основу легли разработки «НТЦ Россети ФСК ЕЭС», которые Минэнерго России включило в состав отраслевого национального проекта. Строительство линии ВТСП включает несколько этапов: на территории подстанций 330 кВ «Центральная» и 110 кВ «РП-9» будут возведены здания преобразовательных устройств, саму линию проложат открытым способом в траншее под землей, также предусмотрена бестраншейная прокладка методом направленного бурения скважин. Для соединения участков кабеля применят специальные муфты, для которых будут установлены герметичные монолитные колодцы с возможностью круглогодичного доступа персонала.
Стоимость проекта, включая разработку пилотной линии ВТСП и испытания на собственном полигоне «НТЦ Россети ФСК ЕЭС», составляет 3,5 млрд рублей. Строительство будет завершено в 2023 году.
Основное отличие линии ВТСП от существующих ЛЭП – применение сверхпроводникового материала, сопротивление которого исчезает при охлаждении ниже 77 К. За счёт этого потери энергии при транспортировке сводятся практически к нулю. В состав объекта входит двухконтурная система криогенного обеспечения протяжённостью 5 км. Это также уникальный показатель, поскольку нигде в мире пока не создана аналогичная система охлаждения.
После опытной эксплуатации будет рассмотрена возможность масштабирования. Полученный опыт позволит в перспективе создавать линии ВТСП для передачи до 200-300 МВт, занимая при этом в разы меньшую территорию, чем аналогичные по пропускной способности ЛЭП.