Евгений Коноплёв. Статья "Классификация оппортунизмов" -
Классификация 14-ти уклонов, подрывающих способность политического действия и адекватного анализа ситуации - а также философская рефлексия над ним: критика оппортунизма как трансцендентальная практика.
"Сегодня каждый мало-мальски грамотный марксист слышал о таком понятии, как оппортунизм. Однако расхожим является способ употребления данного термина не как точно определённого научного понятия, а как ругательства, прибавляемого и к месту и не к месту, без понимания смысла. В результате подобного забалтывания закономерно возникают две противоположные ошибки: либо зачислять в оппортунисты и враги пролетариата большую часть членов общества, в особенности учёных, не ссылающихся на тексты Маркса на каждой странице; либо вовсе отказываться от различения ортодоксального марксизма и его искажений, что ведёт к повторению давно пройденных теоретических и практических ошибок, зафиксированных в самом понятии оппортунизма. Смысл последнего может быть установлен исходя из базовых различений, описывающих множество явлений, обобщаемых в данном термине, о которых речь идёт в первой части статьи — нуждающихся в свою очередь в философской рефлексии, о которой речь ведётся во второй половине текста. <...>"
Количество постов 2 309
Частота постов 195 часов 7 минут
ER
31.11
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Спиноза и политика | Сергей Ребров
В рамках современной политической философии учение голландского мыслителя Бенедикта Спинозы занимает, воистину, существенные позиции. Обосновывая радикальную имманентность существующего социума, сопротивляющегося любых формам трансцендентной власти, современные спинозисты используют концепт "множества" в качестве базовой характеристики современной массовой политики. Об актуальности (или неактуальности) Спинозы как политического мыслителя, возродившегося в сочинениях ряда теоретиков XX века, мы и поговорили в рамках данной трансляции.
В рамках современной политической философии учение голландского мыслителя Бенедикта Спинозы занимает, воистину, существенные позиции. Обосновывая радикальную имманентность существующего социума, сопротивляющегося любых формам трансцендентной власти, современные спинозисты используют концепт "множества" в качестве базовой характеристики современной массовой политики. Об актуальности (или неактуальности) Спинозы как политического мыслителя, возродившегося в сочинениях ряда теоретиков XX века, мы и поговорили в рамках данной трансляции.
О взаимном соответствии категорий фундаментальной онтологии Хайдеггера и теории деятельности Выготского
Карл Шмитт. Столкновение друзей и врагов - лекция Сергея Реброва
В рамках современных дискуссий о политическом Карл Шмитт по праву занимает особое место. Обосновывая тезис о неустранимости возможностей организованной человеческой вражды, Шмитт обрел большую популярность среди многих политических теоретиков, стремящихся адаптировать его идеи в контексте современного мира постполитики.
В рамках современных дискуссий о политическом Карл Шмитт по праву занимает особое место. Обосновывая тезис о неустранимости возможностей организованной человеческой вражды, Шмитт обрел большую популярность среди многих политических теоретиков, стремящихся адаптировать его идеи в контексте современного мира постполитики.
Евгений Коноплёв. К материалистической категоризации.
Статья о возможности материалистической системы категорий в свете истории философии, начиная с различия между концептами, категориями и экзистенциалами в метафилософии Делёза
"Для стороннего наблюдателя, не обладающего энциклопедическим кругозором, современный философский текст предстаёт огромным скоплением терминов, связанных непостижимым образом, и чей смысл скрывается в дебрях гипертекста. В самой философской, а также в публицистической литературе критика данного разрыва ведётся с двух направлений: либо необходимо упрощать философские тексты до уровня понимания самого тёмного читателя — либо вытягивать читателя на уровень современных философских обсуждений.
Вне зависимости от того, в каком направлении данную проблему будет решать общественная коммуникативная и педагогическая практика в обозримом будущем — а в данном отношении возможен целый спектр решений, который возникает вместе с самой философией в античной Греции — фиксация основных философских терминов и проблем является полезной как для восходящих, так и для нисходящих путей решения. <...>"
Статья о возможности материалистической системы категорий в свете истории философии, начиная с различия между концептами, категориями и экзистенциалами в метафилософии Делёза
"Для стороннего наблюдателя, не обладающего энциклопедическим кругозором, современный философский текст предстаёт огромным скоплением терминов, связанных непостижимым образом, и чей смысл скрывается в дебрях гипертекста. В самой философской, а также в публицистической литературе критика данного разрыва ведётся с двух направлений: либо необходимо упрощать философские тексты до уровня понимания самого тёмного читателя — либо вытягивать читателя на уровень современных философских обсуждений.
Вне зависимости от того, в каком направлении данную проблему будет решать общественная коммуникативная и педагогическая практика в обозримом будущем — а в данном отношении возможен целый спектр решений, который возникает вместе с самой философией в античной Греции — фиксация основных философских терминов и проблем является полезной как для восходящих, так и для нисходящих путей решения. <...>"
Луи Альтюссер. О материалистическом понимании политического
Как связаны материализм и политическая теория? Почему старый диалектический материализм не являлся в подлинном смысле материализмом? Как в современном мире возможен материалистический взгляд на политику, и чем здесь может помочь Макиавелли?Все данные вопросы в своё время являлись серьёзным вызовом для философской мысли Луи Альтюссера, учение которого до сих пор занимает далеко нетипичную позицию в контексте развёртывания новых материалистических онтологий, теоретики которых зачастую просто уклоняются от обсуждения политических проблем.
Каким же образом Альтюссер смог обосновать собственный вариант новой политической теории, избавленной как от экономикоцентричных иллюзий классического марксизма, так и от недостатков современного антиантропологического материализма?
Как связаны материализм и политическая теория? Почему старый диалектический материализм не являлся в подлинном смысле материализмом? Как в современном мире возможен материалистический взгляд на политику, и чем здесь может помочь Макиавелли?Все данные вопросы в своё время являлись серьёзным вызовом для философской мысли Луи Альтюссера, учение которого до сих пор занимает далеко нетипичную позицию в контексте развёртывания новых материалистических онтологий, теоретики которых зачастую просто уклоняются от обсуждения политических проблем.
Каким же образом Альтюссер смог обосновать собственный вариант новой политической теории, избавленной как от экономикоцентричных иллюзий классического марксизма, так и от недостатков современного антиантропологического материализма?
Евгений Коноплёв. "Китайская комната как псевдопроблема" -
Что не так с моделью сознания, предложенной Джоном Сёрлем в знаменитом мысленном эксперименте?
"Первая псевдопроблема из рассматриваемых носит наименование «Китайской комнаты», и была впервые сформулирована американским позитивистом Джоном Сёрлем в 1980-м году в статье «Умы, мозги и программы» (Minds, brains, and programs. Behavioral and Brain Sciences 3 (3): 417-457) с целью опровержения других, не менее схоластических рассуждений о природе сознания в области искусственного интеллекта. Содержание данной псевдопроблемы составляет следующий мысленный эксперимент: Джона Сёрля, не знающего китайский язык, некие злоумышленники посадили в комнату, в которой нет ничего, кроме ящиков с иероглифами и громадной книги, в которой даны инструкции, как и в каком порядке соединять таблички с иероглифами в ответ на те или иные их комбинации ... <...>"
Что не так с моделью сознания, предложенной Джоном Сёрлем в знаменитом мысленном эксперименте?
"Первая псевдопроблема из рассматриваемых носит наименование «Китайской комнаты», и была впервые сформулирована американским позитивистом Джоном Сёрлем в 1980-м году в статье «Умы, мозги и программы» (Minds, brains, and programs. Behavioral and Brain Sciences 3 (3): 417-457) с целью опровержения других, не менее схоластических рассуждений о природе сознания в области искусственного интеллекта. Содержание данной псевдопроблемы составляет следующий мысленный эксперимент: Джона Сёрля, не знающего китайский язык, некие злоумышленники посадили в комнату, в которой нет ничего, кроме ящиков с иероглифами и громадной книги, в которой даны инструкции, как и в каком порядке соединять таблички с иероглифами в ответ на те или иные их комбинации ... <...>"
Евгений Коноплёв. "Бескультурный национализм «Другой России»" -
Имеет ли "культурный национализм" "Другой России" отношение к русской культуре?
"Одним из важнейших преимуществ критического мышления является то, что оно освобождает не только от ложных представлений о мире, но и от заведомо бесперспективных, бессмысленных занятий, обычно вдохновляемых теми или иными идеологиями, обозначаемых в политической теории марксизма как те или иные виды оппортунизма.
Типичным примером соединения в основном бессмысленных действий с идеологией, их оправдывающей, является идейное и организационное наследие ныне покойного писателя Эдуарда Лимонова, сегодня существующее в виде партии «Другая Россия». <...>"
Имеет ли "культурный национализм" "Другой России" отношение к русской культуре?
"Одним из важнейших преимуществ критического мышления является то, что оно освобождает не только от ложных представлений о мире, но и от заведомо бесперспективных, бессмысленных занятий, обычно вдохновляемых теми или иными идеологиями, обозначаемых в политической теории марксизма как те или иные виды оппортунизма.
Типичным примером соединения в основном бессмысленных действий с идеологией, их оправдывающей, является идейное и организационное наследие ныне покойного писателя Эдуарда Лимонова, сегодня существующее в виде партии «Другая Россия». <...>"
Евгений Коноплёв. Идеология, или о вере в людей, богов и привидения -
О месте гуманизма как веры в человека в ряду предшествующих идеологий: религии как веры в бога и магии как веры в духов
"У выдающегося итальянского художника Микеланджело есть фреска «Сотворение Адама». Зачастую используемая апологетами христианства как художественное доказательство его красоты и истинности, данная фреска содержит тонкую антирелигиозную иронию: полотнища, овевающие господа-бога и сонм ангелов складываются в контур головного мозга, ясно давая понять, что думал автор о природе и происхождении религиозных идеях. Позднее представления, дающие искажённый образ реальности, опосредованные работой головного мозга получили наименование идеологии или ложного сознания — умозрительных конструкций, которым противостоит чувственно-данная, конкретная действительность осязаемых вещей.
Но так ли достоверно противопоставление умозрительных концепций идеологии данным чувственного опыта? Не является ли фигура сотворяемого Адама в конечном итоге такой же фикцией, как бог и ангельские духи на картине Микеланджело? Наблюдение нашей собственной, социальной и исторической точки зрения позволяет поставить под сомнение эмпирическую данность общества как человеческого общества в контексте вопрошания о том, что представляет собой современная идеология, и идеология вообще? <...>"
О месте гуманизма как веры в человека в ряду предшествующих идеологий: религии как веры в бога и магии как веры в духов
"У выдающегося итальянского художника Микеланджело есть фреска «Сотворение Адама». Зачастую используемая апологетами христианства как художественное доказательство его красоты и истинности, данная фреска содержит тонкую антирелигиозную иронию: полотнища, овевающие господа-бога и сонм ангелов складываются в контур головного мозга, ясно давая понять, что думал автор о природе и происхождении религиозных идеях. Позднее представления, дающие искажённый образ реальности, опосредованные работой головного мозга получили наименование идеологии или ложного сознания — умозрительных конструкций, которым противостоит чувственно-данная, конкретная действительность осязаемых вещей.
Но так ли достоверно противопоставление умозрительных концепций идеологии данным чувственного опыта? Не является ли фигура сотворяемого Адама в конечном итоге такой же фикцией, как бог и ангельские духи на картине Микеланджело? Наблюдение нашей собственной, социальной и исторической точки зрения позволяет поставить под сомнение эмпирическую данность общества как человеческого общества в контексте вопрошания о том, что представляет собой современная идеология, и идеология вообще? <...>"