Шаталов В.Ф. Соцветие талантов. (Вся методика Народного учителя СССР в 2-х томах)
Часть 1. Объем - 380 стр.
Часть 2. Объем - 352 стр.
Оглавление книг можно посмотреть на прикрепленных фото.
Книга "Соцветие талантов" часть 1 и 2 - это фундаментальный богатый опыт педагога современности Шаталова В.Ф. Она поможет не только учителям, репетиторам, но и родителям в оказании помощи своим детям по изучению предметов школьной программы.
Есть учителя на уроки которых дети бегут с удовольствие, а есть... Не будем продолжать. Каждый из родителей неоднократно сталкивался с тем как учителя относятся к своему предмету и к нашим детям. Хорошо если есть деньги и вашему ребенку поставят нужную оценку. А если нет или совесть не позволяет? А чаще нужны не оценки, а знания! Вот и садится мама или папа заниматься со своим ребенком. А педагогического такта, навыков для обучения не хватает. В ход идет крик и подзатыльники.
Как научить детей решать задачи? Как помочь раскрыться природным возможностям ребят? Как установить надёжную и доверительную связь в системе оценивания знаний? Какова роль семейной педагогики на уровне начальных, средних и старших классов?
На эти и многие другие вопросы дает ответ книга В.Ф. Шаталова. Вооружив себя знаниями, вы всегда сможете грамотно и без излишней нервотрепки помочь своим детям.
Книга написана простым и доступным языком Человека с большим опытом практической работы и общепризнанной во всем мире системой обучения школьным предметам.
Это энциклопедия для родителей, учителей, которые любят свою работу и прекрасный подарок для репетиторов, которые хотят добросовестно учить и зарабатывать.
Количество постов 696
Частота постов 58 часов 6 минут
ER
114.20
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Школа Шаталова предлагает:
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2022 г. от Давыдова В.П.
Задание № 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Часть 3 (всего 4 видео урока)
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2022 г. от Давыдова В.П.
Задание № 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Часть 3 (всего 4 видео урока)
Школа Шаталова предлагает:
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2022 г. от Давыдова В.П.
Задание № 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. ПРАКТИКА решения задания.
Часть 4 (всего 4 видео урока)
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2022 г. от Давыдова В.П.
Задание № 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. ПРАКТИКА решения задания.
Часть 4 (всего 4 видео урока)
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, Народного учителя СССР
Данилович Римма Михайловна, Заслуженный учитель России
Знакомство с методикой В.Ф Шаталова состоялось в 1985 года. Работая методистом математики в Зеленоградском округе я прочла книгу В.Ф.Шаталова «Куда исчезли тройки» Эта книга в отличии от большинства тяжелых наукообразных методических пособий давала ответы, которые волновали меня и как учителя, и как методиста. Неординарность его мышления глубочайшие знания в области педагогики, психологии, дидактики, методики – все это произвело на меня неотразимое впечатление и сделало навсегда его сторонницей. В Москве и по сей день работает единственная школа-студия Шаталова, демонстрирующая невероятные результаты обучения и каждый раз собирающая детей и их родителей со всех уголков мира.
Уникальность методики Шаталова заключается, прежде всего, в том, что в результате ее применения даже слабый ученик блестяще усваивает учебный материал и успешно использует его на практике через значительный промежуток времени.
Секрет методики Шаталова и как она построена требует изучения
СЕМЬ основных ПРИНЦИПОВ обучающей методики В.Ф.Шаталова:
1. Обучение на высоком уровне сложности.
2. Бесконфликтность.
3. Быстрое движение вперед.
4. Открытые перспективы.
5. Сверх многократное повторение.
6. Ведущая роль теоретических знаний.
7. Гласность.
• Практиковать опережающее рассмотрение теории. (По В.Ф. Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический).
• Обучать крупным блоком. За один урок объяснять не одно правило или теорему, а несколько взаимосвязанных тем.
Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному. Виктор Федорович по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы идут строго одна за другой и вместо этого брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное.
Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но именно так обычно преподают в школе. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится.
Шел от целого к части и достигал наилучших результатов, так как именно дробление материала на 5 уроков (как это предусматривала программа тех лет) затрудняло восприятие, разрывало целое на отдельные фрагменты, мешало увидеть их взаимосвязь.
Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и требует большого труда. В результате образовательных экспериментов Шаталов обосновал следующее: "Учение с большим трудом повышает увлечение. Чем больше труда, тем больше успеха; успех же, в свою очередь, рождает увлечение и подвигает на новый труд".
• Передавать учащимся самую суть, чтобы внимание не рассеивалось на второстепенные детали.
Чтобы осилить сегодняшние школьные программы, нужно иметь богатырское здоровье. Но сегодня в школу приходит изначально больное поколение. Пренебрежение мерой в дозировании учебного материала ведёт к тому, что «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». И министерские реформаторы видят единственный выход в упрощении программ.
Шаталов же пошел по иному пути: он «минимизировал» учебники, «выжал из них всю воду», оставил лишь суть.
Считаю это главным в преподавании любого предмета проверенного за годы преподавания математики.
В результате удается сократить время, необходимое для изучения и усвоения программного учебного предмета, которое используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. Используя методику В.Ф. Шаталова я проходила курс математики 5-6 классов за один год (школа № 853)
Концентрированно изложенный материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, а она эффективнее механической. Опираться не на зубрёжку, а на понимание — вот основа методики Шаталова.
• Теоретический материал предлагать в виде опорных сигналов или блок-схем. Составлять их яркими и необычными, чтобы активировать зрительную память.
За один учебный день на голову учащегося обрушивается новый материал в таком объёме, который при любых способностях не может быть усвоен в 100%-ом объеме. Шаталов разработал систему опорных сигналов (ОС) и опорных конспектов (ОК), служащих ученику своеобразными «маячками» для запоминания и стимулами для разворачивания полноценного ответа. ОК короток, прост, впечатляюще оформлен (в отличие от т.н. «нормального конспекта», который чаще всего бывает длинен и непрактичен).
Особенно ОК необходим в интенсивные дни, когда много ответственных уроков или в период подготовки к экзамену.
• Повторение одного и того же материала 3-4 раза обеспечивает более эффективное запоминание при меньшей концентрации внимания учащегося.
Сколько раз надо повторить материал, прежде чем ребёнок сможет его понять, воспроизвести? Столько, сколько нужно, и в разных вариантах. Помимо повторения на этапе запоминания также необходимо использовать закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня (30 — 40%). Поэтому сначала важно контролировать ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее, и организуется отсроченный контроль.
• Не разрешать одновременно слушать и записывать. Сначала ученики слушают, а потом записывают или повторяют вслух.
Шаталов разделяет два процесса, т. е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как выполнение двух действий одновременно всегда приводит к снижению их качества. Используя этот элемент в классе на доске прикреплена табличка «Только слушай» (все мои ученики знают об этом). Обыкновенно, записывая что-то в момент объяснения материала, школьники теряют нить рассуждений, пропускают отдельные важные моменты и потому не получают единой целостной картины.
• Контролировать знания учащихся по блок-схемам. Конспекты легко воспроизводятся и дают возможность самоконтроля, взаимоконтроля с одноклассниками и со стороны родителей.
Неукоснительный принцип, которому следуют в школе Шаталова – сначала научить, потом спрашивать. И в то же время контроль за знаниями учеников так же важен, как и сам процесс обучения.
Контроль должен быть доброжелательным, соответствующим силам ученика. Возможность проверить усвоение материала всех 20 или 30 человек в классе.
а) самоконтроль – важен дома при подготовке к занятию,
б) листки взаимоконтроля – они представляют собой собрание вопросов, отражающих изученный материал. Объяснить непонятное, а затем провести итоговый опрос. Без привилегий такие консультанты не остаются: они освобождаются от следующего цикла опроса. Подготовка к опросам также проходит при активном общении и взаимопомощи.
г) контроль со стороны родителей. Методика Шаталова работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома. Важно привлечь к контролю знаний родителей. Даже не зная и не особенно понимая, что учит их ребенок, они, проверив воспроизведенный опорный конспект, могут увидеть, готов ли школьник к уроку. А вот доброжелательное отношение, интерес и поддержка мотивации со стороны родителей должны быть постоянными.
• Следовать принципу поурочного балла, то есть спрашивать каждого учащегося на каждом уроке.
Количество предметов справедливо говорит, что большая часть учеников в школе нередко за целый учебный день рта не открывает, чтобы показать свои знания. Каждый ученик имеет право (и должен) высказаться на каждом уроке – письменно или устно. Наглядность результатов обучения каждого должна быть показана в таблице. В табель, который висит на стенде, ежедневно вносятся отметки, побуждающие к повышению мотивации в обучении.
• Дать каждому учащемуся возможность улучшить свой балл. Этот принцип называется «Открытые перспективы».
Любую неудовлетворяющую ребенка отметку он вправе исправить. Причем не тогда, когда того потребует преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свой уровень.
• Поддерживать в классе атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно.
Психологический комфорт является главной предпосылкой для творческой и деятельностной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащихся.
• Гуманно относиться к ученикам и родителям.
Каждый ребенок индивидуален, и нельзя здесь подгонять всех под единый стандарт. Унижение ребенка, недопонявшего что-то или не сумевшего правильно ответить на вопрос – под запретом. «Ты можешь!» — должен напоминать учитель ученику постоянно.
Мнение преподавателя о методике:
Формула успеха обучения по Шаталову:
«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учитель должен очень четко все объяснять». В.Ф. Шаталов
В целом суть педагогической системы В. Ф. Шаталова заключается в том, чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял (4 П) свои знания в нестандартных условиях. Хороший принцип, не правда ли?
Данилович Римма Михайловна, Заслуженный учитель России
Знакомство с методикой В.Ф Шаталова состоялось в 1985 года. Работая методистом математики в Зеленоградском округе я прочла книгу В.Ф.Шаталова «Куда исчезли тройки» Эта книга в отличии от большинства тяжелых наукообразных методических пособий давала ответы, которые волновали меня и как учителя, и как методиста. Неординарность его мышления глубочайшие знания в области педагогики, психологии, дидактики, методики – все это произвело на меня неотразимое впечатление и сделало навсегда его сторонницей. В Москве и по сей день работает единственная школа-студия Шаталова, демонстрирующая невероятные результаты обучения и каждый раз собирающая детей и их родителей со всех уголков мира.
Уникальность методики Шаталова заключается, прежде всего, в том, что в результате ее применения даже слабый ученик блестяще усваивает учебный материал и успешно использует его на практике через значительный промежуток времени.
Секрет методики Шаталова и как она построена требует изучения
СЕМЬ основных ПРИНЦИПОВ обучающей методики В.Ф.Шаталова:
1. Обучение на высоком уровне сложности.
2. Бесконфликтность.
3. Быстрое движение вперед.
4. Открытые перспективы.
5. Сверх многократное повторение.
6. Ведущая роль теоретических знаний.
7. Гласность.
• Практиковать опережающее рассмотрение теории. (По В.Ф. Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический).
• Обучать крупным блоком. За один урок объяснять не одно правило или теорему, а несколько взаимосвязанных тем.
Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному. Виктор Федорович по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы идут строго одна за другой и вместо этого брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное.
Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но именно так обычно преподают в школе. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится.
Шел от целого к части и достигал наилучших результатов, так как именно дробление материала на 5 уроков (как это предусматривала программа тех лет) затрудняло восприятие, разрывало целое на отдельные фрагменты, мешало увидеть их взаимосвязь.
Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и требует большого труда. В результате образовательных экспериментов Шаталов обосновал следующее: "Учение с большим трудом повышает увлечение. Чем больше труда, тем больше успеха; успех же, в свою очередь, рождает увлечение и подвигает на новый труд".
• Передавать учащимся самую суть, чтобы внимание не рассеивалось на второстепенные детали.
Чтобы осилить сегодняшние школьные программы, нужно иметь богатырское здоровье. Но сегодня в школу приходит изначально больное поколение. Пренебрежение мерой в дозировании учебного материала ведёт к тому, что «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». И министерские реформаторы видят единственный выход в упрощении программ.
Шаталов же пошел по иному пути: он «минимизировал» учебники, «выжал из них всю воду», оставил лишь суть.
Считаю это главным в преподавании любого предмета проверенного за годы преподавания математики.
В результате удается сократить время, необходимое для изучения и усвоения программного учебного предмета, которое используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. Используя методику В.Ф. Шаталова я проходила курс математики 5-6 классов за один год (школа № 853)
Концентрированно изложенный материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, а она эффективнее механической. Опираться не на зубрёжку, а на понимание — вот основа методики Шаталова.
• Теоретический материал предлагать в виде опорных сигналов или блок-схем. Составлять их яркими и необычными, чтобы активировать зрительную память.
За один учебный день на голову учащегося обрушивается новый материал в таком объёме, который при любых способностях не может быть усвоен в 100%-ом объеме. Шаталов разработал систему опорных сигналов (ОС) и опорных конспектов (ОК), служащих ученику своеобразными «маячками» для запоминания и стимулами для разворачивания полноценного ответа. ОК короток, прост, впечатляюще оформлен (в отличие от т.н. «нормального конспекта», который чаще всего бывает длинен и непрактичен).
Особенно ОК необходим в интенсивные дни, когда много ответственных уроков или в период подготовки к экзамену.
• Повторение одного и того же материала 3-4 раза обеспечивает более эффективное запоминание при меньшей концентрации внимания учащегося.
Сколько раз надо повторить материал, прежде чем ребёнок сможет его понять, воспроизвести? Столько, сколько нужно, и в разных вариантах. Помимо повторения на этапе запоминания также необходимо использовать закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня (30 — 40%). Поэтому сначала важно контролировать ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее, и организуется отсроченный контроль.
• Не разрешать одновременно слушать и записывать. Сначала ученики слушают, а потом записывают или повторяют вслух.
Шаталов разделяет два процесса, т. е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как выполнение двух действий одновременно всегда приводит к снижению их качества. Используя этот элемент в классе на доске прикреплена табличка «Только слушай» (все мои ученики знают об этом). Обыкновенно, записывая что-то в момент объяснения материала, школьники теряют нить рассуждений, пропускают отдельные важные моменты и потому не получают единой целостной картины.
• Контролировать знания учащихся по блок-схемам. Конспекты легко воспроизводятся и дают возможность самоконтроля, взаимоконтроля с одноклассниками и со стороны родителей.
Неукоснительный принцип, которому следуют в школе Шаталова – сначала научить, потом спрашивать. И в то же время контроль за знаниями учеников так же важен, как и сам процесс обучения.
Контроль должен быть доброжелательным, соответствующим силам ученика. Возможность проверить усвоение материала всех 20 или 30 человек в классе.
а) самоконтроль – важен дома при подготовке к занятию,
б) листки взаимоконтроля – они представляют собой собрание вопросов, отражающих изученный материал. Объяснить непонятное, а затем провести итоговый опрос. Без привилегий такие консультанты не остаются: они освобождаются от следующего цикла опроса. Подготовка к опросам также проходит при активном общении и взаимопомощи.
г) контроль со стороны родителей. Методика Шаталова работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома. Важно привлечь к контролю знаний родителей. Даже не зная и не особенно понимая, что учит их ребенок, они, проверив воспроизведенный опорный конспект, могут увидеть, готов ли школьник к уроку. А вот доброжелательное отношение, интерес и поддержка мотивации со стороны родителей должны быть постоянными.
• Следовать принципу поурочного балла, то есть спрашивать каждого учащегося на каждом уроке.
Количество предметов справедливо говорит, что большая часть учеников в школе нередко за целый учебный день рта не открывает, чтобы показать свои знания. Каждый ученик имеет право (и должен) высказаться на каждом уроке – письменно или устно. Наглядность результатов обучения каждого должна быть показана в таблице. В табель, который висит на стенде, ежедневно вносятся отметки, побуждающие к повышению мотивации в обучении.
• Дать каждому учащемуся возможность улучшить свой балл. Этот принцип называется «Открытые перспективы».
Любую неудовлетворяющую ребенка отметку он вправе исправить. Причем не тогда, когда того потребует преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свой уровень.
• Поддерживать в классе атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно.
Психологический комфорт является главной предпосылкой для творческой и деятельностной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащихся.
• Гуманно относиться к ученикам и родителям.
Каждый ребенок индивидуален, и нельзя здесь подгонять всех под единый стандарт. Унижение ребенка, недопонявшего что-то или не сумевшего правильно ответить на вопрос – под запретом. «Ты можешь!» — должен напоминать учитель ученику постоянно.
Мнение преподавателя о методике:
Формула успеха обучения по Шаталову:
«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учитель должен очень четко все объяснять». В.Ф. Шаталов
В целом суть педагогической системы В. Ф. Шаталова заключается в том, чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял (4 П) свои знания в нестандартных условиях. Хороший принцип, не правда ли?
Из архивов Школы Шаталова В.Ф., Народного учителя СССР.
2011 год. Вопросы Виктору Шаталову.
2011 год. Вопросы Виктору Шаталову.
Школа Шаталова. Курс алгебры
Отзыв от ученика о занятиях Панчешного Сергея Сергеевича.
Я пришла в Школу Шаталова 7 недель назад. Эти семь недель, я думала, будут тянуться очень долго и нудно, да и вообще, я считала, что приезд сюда будет моей ошибкой. Точнее меня заставили, полчаса езды, и вот, я уже здесь.
Но с самого начала поражает обстановка. Здесь царит комфорт и спокойствие. Наш учитель, Сергей Сергеевич, очень веселый и дружелюбный. Ко всем находит подход и, более того, я не видела и не слышала, чтобы он повышал голос.
Объясняет он просто прекрасно. Если ты не понял, хоть с двадцатого раза, то он все равно еще раз объяснит, то есть не так как учителя пренебрегают, не понял, и хрен с тобой. Нет! Здесь совсем все по-другому.
Также Сергей Сергеевич отвечает на вопросы по школьной программе - геометрии или алгебре, не зависимо от того, на какой урок ты ходишь.
Я настоятельно рекомендую к посещению Школы Шаталова.
Отзыв от ученика о занятиях Панчешного Сергея Сергеевича.
Я пришла в Школу Шаталова 7 недель назад. Эти семь недель, я думала, будут тянуться очень долго и нудно, да и вообще, я считала, что приезд сюда будет моей ошибкой. Точнее меня заставили, полчаса езды, и вот, я уже здесь.
Но с самого начала поражает обстановка. Здесь царит комфорт и спокойствие. Наш учитель, Сергей Сергеевич, очень веселый и дружелюбный. Ко всем находит подход и, более того, я не видела и не слышала, чтобы он повышал голос.
Объясняет он просто прекрасно. Если ты не понял, хоть с двадцатого раза, то он все равно еще раз объяснит, то есть не так как учителя пренебрегают, не понял, и хрен с тобой. Нет! Здесь совсем все по-другому.
Также Сергей Сергеевич отвечает на вопросы по школьной программе - геометрии или алгебре, не зависимо от того, на какой урок ты ходишь.
Я настоятельно рекомендую к посещению Школы Шаталова.
Школа Шаталова.
Авторский курс Шаламовой Ольги Александровны. Группа 3-4 классов.
Отзыв.
Голубева Арина Вячеславовна, мама Ивана (3 класс, семейное обучение). Занятия у Шаламовой О.А. Февраль-март 2022 года.
Для нас занятия у Ольги Александровны оказались крайне полезными. Не только для ребенка, но и для меня. Так как наш сын на семейной форме обучения, и заниматься с ним приходится мне, то очень важным было получить методические рекомендации: КАК УЧИТЬ.
До занятий в Школе Шаталова, в результате моих доморощенных уроков у сына произошло только ознакомление со школьной программой, а Ольга Александровна УЧИТ УЧИТЬСЯ и ЗНАТЬ!
Очень рады, что есть возможность осваивать методику Шаталова и учиться у Ольги Александровны Шаламовой.
Благодарим!
Авторский курс Шаламовой Ольги Александровны. Группа 3-4 классов.
Отзыв.
Голубева Арина Вячеславовна, мама Ивана (3 класс, семейное обучение). Занятия у Шаламовой О.А. Февраль-март 2022 года.
Для нас занятия у Ольги Александровны оказались крайне полезными. Не только для ребенка, но и для меня. Так как наш сын на семейной форме обучения, и заниматься с ним приходится мне, то очень важным было получить методические рекомендации: КАК УЧИТЬ.
До занятий в Школе Шаталова, в результате моих доморощенных уроков у сына произошло только ознакомление со школьной программой, а Ольга Александровна УЧИТ УЧИТЬСЯ и ЗНАТЬ!
Очень рады, что есть возможность осваивать методику Шаталова и учиться у Ольги Александровны Шаламовой.
Благодарим!