Статистика ВК сообщества "Бог Есть Любовь.Православная страничка"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО НАМ БУДЕТ НЕ ХВАТАТЬ

15 июля 2021 года в возрасте 70-ти лет умер христианин, актер и музыкант Петр Мамонов. И об этой смерти сообщили и церковные и далекие от Церкви СМИ. Почти все они пишут, что умер «артист и музыкант». Но, на самом деле, умер православный христианин. Нет, он конечно был и актером, и музыкантом. Однако умер Мамонов православным христианином. Один из первых христианских писателей, Иустин Философ, передал нам изречения Господа Иисуса Христа, не сохранившееся в Евангелии: «В чем Я найду вас, в том и буду судить» (гл. 47). А застал он раба своего Петра православным христианином. Хотя, конечно, так было не всегда.

Родился Петр Мамонов 14 апреля 1951 года, в Москве, в семье интеллигентов. Отец – инженер, мать – переводчица со скандинавских языков. Рос маленький Петя во дворе дома на Большом Каретном переулке, дом 17 – в том же дворе, где взрослел Владимир Высоцкий. Конечно, Владимир Семенович был на 13 лет старше, но, вполне вероятно, что он оказал определенное влияние на маленького Петра Мамонова. Иначе, как объяснить, что мальчика выгоняли из двух советских (!!!) школ за то, что он «устраивал цирк»?

Уже в старших классах средней школы он собрал дворовый ансамбль «Экспресс», который пытался играть The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin. Много и отлично танцевал. Пластичностью он обладал такой, что считался лучшим в Москве по этому компоненту. И если большинство его сверстников росло на «битлах», то Мамонов с ранней юности увлекся негритянской музыкой, которая во многом зиждилась на христианском фундаменте.

Хиппи, стиляга, городской «сумасшедший», бившийся о стену с разбега – это все о нем. Наборщик в типографии, корректор, заведующий отделом писем в журнале «Пионер», банщик-массажист, лифтёр, грузчик в продуктовом магазине, кочегар в котельной на теплоэлектроцентрали, переводчик английской, датской, норвежской и шведской поэзии для публикации в поэтических антологиях, и, наконец, в начале 80-х он создает свою музыкальную группу – знаменитую «Звуки Му».

• Сядь напиши стихотворение хорошее, если ты поэт. Сядь напиши статью хорошую, если ты журналист. Найди хорошее, честное, чистое, чтобы в этом ужасе маленькую щелочку света сделать. Всегда можно. (Петр Мамонов)

Долгое время пели по квартирам, на так называемых «квартирниках», которые тогда были очень популярными в Советском Союзе. Но, несмотря на это, Петр Мамонов смог очень тесно сойтись со многими знаменитостями в московской рок-тусовке. Среди его друзей мы встретим музыкантов групп «Аквариум», «Кино», «Браво», «Зоопарк», и многих-многих других. И здесь нужно сделать одну оговорку.

Дело в том, что в СССР рок – это не про «наркотики и побухать». Это попытка разорвать заколдованное колесо системы утверждавшей, что ни Бога ни души нет. Это желание не только поставить «проклятые вопросы» (ставили-то их многие), но и поиск ответа на них.

Рокеры в «совке» были особой кастой людей, которые стремились прорваться через пропаганду, через заскорузлое, узкое и тупое атеистическое мировоззрение к чему-то более высшему, светлому, настоящему. Часто они, рокеры, даже сами не понимали, насколько глубоки их поиски, насколько осмысленны, с точки зрения христианского богословия, их тексты.

Конечно, все они были людьми генетически-православными, пусть и не понимали этого. Но, к своей исконной вере, к вере своих предков еще нужно было прийти. Многие так и не смогли сделать этот самый важный и самый значимый в жизни шаг. А Петя смог.

ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ
Одна моя знакомая, глубоко верующая женщина, в 80-90-х активно вращавшаяся в среде русских рокеров, прочитав одно из первых интервью уже воцерковляющегося Петра Мамонова, сказала: «Нашел таки себя Петя. Сердечно за него рада». Я бы сказал, все-таки, по-другому – Бог нашел Петра. Вот, что произошло.

В 1990-м Петр Мамонов снялся в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз». Причем, этот актерский дебют был настолько ошеломляющим, что дебютанта даже номинировали на лучшую мужскую роль премии «Ника». Сам Лунгин, не планировавший снимать Петра именно в этой роли, сказал об актере так: «Он внёс дух свободы, он там был такой твёрдый, как гвоздь. Видно, что это очень слабый человек, ужасно слабый, но в нём есть что-то такое, что не согнёшь и не сломаешь».

Да, слабый. Но, настолько слабый, что не сломаешь. Как у апостола Павла: «Сила моя в немощи совершается».

• Видеть хорошее, цепляться за него – единственный продуктивный путь. Другой человек может многое делать не так, но в чем-то он обязательно хорош. Вот за эту ниточку и надо тянуть, а на дрянь не обращать внимания. (Петр Мамонов)

При чем, немощь-то была настолько мощная, что позже сам Мамонов говорил: «У меня был полный крах жизни. Я упёрся рогом в сорок пять лет, когда у меня и бабки были, и слава, и дети, и жена хорошая. А жить мне стало незачем». И вот тут-то все дело. Петр понимал, что жизнь должна иметь смысл. Жить надо не просто потому, что просто живется, а потому, что зачем-то это надо. Понимаете? Ведь, по большому счету в этом и разница между христианами и всеми остальными людьми. Мы живем не «просто так», даже не «для чего-то» и не для «кого-то», а «зачем-то»! Наше пребывание на земле имеет смысл. Причем, смысл этот должен носить не временный характер, а вечный. А значит, ни деньги, ни слава, ни даже «дети, ни жена хорошая» не могут полностью удовлетворить человека в его поисках настоящего смысла жизни.

Единственный ответ – Христос.

И Петр Мамонов этот ответ нашел: «Стал думать, для чего вообще жить, для чего мне эти отпущенные семьдесят – или сколько там – лет жизни. А прапрадед мой был протоиереем собора Василия Блаженного. Дай, думаю, куплю молитвословчик, посмотрю, о чём они там молятся». С тех пор Петр стал православным христианином. Причем, именно практикующим, а не только теоретиком.

Так, Мамонов регулярно посещал богослужения в храме, исповедовался, молился, отказался от всех проектов, носивших сомнительный характер. Замечательную характеристику Петру дал в то время директор «Нашего Радио» Михаил Козырев: «Мамонов – это такая система координат, по которой я пытаюсь выверить свой путь, чтобы достичь чуть больше свободы». И действительно, эпатажный и шокирующий публику актер и музыкант Петр Мамонов, став рабом Божиим, обрел огромную свободу, которую ему не давала ни музыка, ни алкоголь, ни наркотики, ни что-либо другое. Почему? Потому, что он познал Истину – Иисуса Христа, – и эта Истина сделала его по-настоящему свободным (Ин. 8, 32).

«ОСТРОВ» И «ЦАРЬ»
В 2006 году Петр Мамонов сыграл роль старца Анатолия в фильме Лунгина «Остров». На эту роль его благословил духовник. Впрочем то, что сделал Мамонов, не совсем было тем, что можно назвать «ролью». По словам Лунгина, «Мамонов не столько отца Анатолия играл, сколько самого себя. Когда мы снимали молитву, это был крайне интимный момент. Это не игра была – Пётр молился так, как молится ежедневно».

Перед началом работы все члены съёмочной группы побывали на приёме у патриарха Алексия. И там Петр Николаевич произнес слова, которыми можно охарактеризовать все последние годы его жизни: «если в результате просмотра фильма хотя бы один человек из десяти тысяч пойдёт в храм, значит, мы выполнили свою задачу».

И можно сказать, что свою задачу этот человек выполнил. Зрительский рейтинг фильма «Остров» во время показа по одному из ведущих российских телеканалов поднялся до 41 %, что сопоставимо только с новогодними обращениями президента России.

Уже после фильма друг Мамонова, критик Артемий Троицкий рассказал: «Пете не позавидуешь. Самое ужасное, что, когда фильм получил какое-то благословение от Русской Православной Церкви, в деревню, где он живёт, потянулись хромые, слепые, сирые и убогие – в искренней надежде, что он их вылечит. Так что Петя сейчас находится в лёгкой осаде. Может быть, это паломничество уже проходит, но ситуация тяжёлая. А с другой стороны, я не могу поставить Петру эту ситуацию в вину, потому что свою роль в фильме он сыграл честно, оттого такой иконой юродивой и стал».

Согласитесь, лучшей характеристики христианину и ждать не нужно – человек еще при жизни стал «иконой».

• Любовь — это не чувство, а действие. Не надо пылать африканскими чувствами к старухе, уступая ей место в метро. Твой поступок — тоже любовь. Любовь — это вымыть посуду вне очереди. (Петр Мамонов)

Да, пусть иконой «юродивой», но… Тем более, что подвиг юродства был всегда в Церкви самым трудным, и самым необъяснимым. Юродивых у нас мало. Так, навскидку, Андрей, Христа ради юродивый, Ксения Петербургская, Василий Блаженный, Николай Кочанов, Новгородский. Все эти люди жили по слову апостола Павла: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).

Вторым фильмом, менее популярным, стал «Царь». Он получился не таким выпуклым как «Остров», и отчасти из-за самого Петра Николаевича: «Образ царя у меня не вышел. Мелковат я для русского царя». И вот здесь, в этих словах, весь Мамонов – он ощущает себя грешником, как отец Анатолий, а не вершителем судеб, как царь Иоанн Грозный. Да и «грозным» Мамонов никогда не был. Его главная задача – научиться любить.

«Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос – бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни – любить». Он всегда подчеркивал, что «святой отличается от грешного тем, что научился любить». И вот в этом смысле, как мне кажется, ему многого удалось достичь.

РАБ БОЖИЙ ПЕТР
Петр Мамонов нужен современному христианину и Церкви. Пройдя через все «наслаждения» этого мира, через все глубины ада, через отвержение общества и презрение, через испытание славой и деньгами, он в один момент понял, что смерть – самое важное, что может случиться в жизни.

«Важно, как мы умрем! Одно дело – за правду и совсем иное – от водки», – как-то сказал Мамонов. И он умер не от коронавируса, а за правду. Удивляетесь? Не стоит. Потому, что вся его жизнь была медленным, но увереннным движением навстречу правде, ведь «если ты на самом дне, то у тебя на самом деле хорошее положение: тебе дальше некуда, кроме как наверх». И он двигался наверх. Своим примером Мамонов вдохновил очень многих.

Я лично знаю нескольких человек, которые пришли в Церковь, благодаря ему. Потому что, если Петя в Церкви, значит «там» что-то есть. И скажу честно, мне его будет очень не хватать. Нет, я конечно понимаю, что все люди смертны, и рано или поздно каждому из нас придется умирать. Но, все-таки, хотелось бы, чтобы раб Божий Петр еще пожил. Хотелось бы еще его послушать, да даже просто посмотреть на него. Однако, самое главное, хотелось бы иметь веру такую же, как у него…

• – Отец Анатолий, а умирать-то не страшно?
– Умирать? Умирать не страшно. Страшно будет пред Богом стоять. Грехи давят.
– А мне как же жить?
– Все грешники, живи, как живёшь. Только греха большого не сделай. (Петр Мамонов, «Остров»)

За последние несколько месяцев Бог забрал от нас лучших: из иерархов – митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, из священников – протоиерея Димитрия Смирнова, из мирян – Петра Мамонова. И если кто-то скажет, что это случайно – я никогда не поверю. У Бога случайностей нет. А значит, через этих людей Он показал нам, какими должны быть епископы, священники и миряне. Такими, как те, что ушли.

Потому что, только тогда Церковь будет жива.
___

Назар Головко
Союз православных журналистов

92 19 ER 6.0661
ОТДАНИЕ ПАСХИ. «ГОСПОДИ! ДАЙ НАМ НЕ ЗАБЫТЬ ЭТО!»

День Отдания праздника Пасхи совершается в среду шестой седмицы (недели). В этот день заканчивается празднование Христова Воскресения, которое продолжалось сорок дней, потому что воскресший Господь все эти сорок дней был на земле. Он являлся ученикам, Матери Божией до дня Вознесения.

День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Иисуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о Царствии Небесном.

Иногда Господь дает пасхальную благодать в последний день, на отдание и верующие собираются в храме, чтобы попрощаться с Пасхальными песнопениями до будущего года.

Отдание знаменуется особо торжественным богослужением, которое совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, также и песнопения Недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих двунадесятых праздников. Богослужение в этот день совершается при полном освещении храма по пасхальному чину, и вечерня, и утреня – пасхальные. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху и с великим славословием.

С этого дня православные верующие перестают приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе – Воистину Воскрес», как это было весь пасхальный период. После литургии священнослужители снимают Плащаницу с Престола и кладут ее в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Царские врата закрываются.

По традиции в этот день проходит последний в году пасхальный Крестный ход. Но каждый из нас продолжает хранить в душе радость о Воскресении Господа и Его Вознесении, а также Его слова о том, что Он будет с нами «во вся дни до скончания века». А для того, чтобы в будущей вечной блаженной жизни мы стали причастниками светлой Пасхальной радости в Царствии Небесном, ныне, в жизни земной, нам нужно добрыми делами и благочестием нести людям свет веры Христовой.

ДЕНЬ ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ

И этот день отводится также делам милосердия. Почему этот день способнее побудит нас к милостыне?

Что всего важнее: мы получили бесчисленные благодеяния: в оный попрана смерть; уничтожено проклятие; истреблена власть греха; врата адовы сокрушены; пленен Диавол: прекращена долговременная вражда; на земле водворился мир; род человеческий достиг прежнего — гораздо большего — благородства. Святой Златоуст — великий проповедник милостыни. За это собственно он и пострадал, обличая богатых!

Эта милостыня бедным, говорит он, очень часто и есть лучшая «служба» Богу и высшая красота Пасхи. Недаром предки наши в дни больших праздников посещали больницы и тюрьмы; и посещали заключенных; или посылали им дары.

Ведь на Страшном суде Господь именно об этом спросит нас: напитали ли? напоили ли? одели ли? посетили ли? Вообще, оказали ли любовь меньшим братьям Христовым? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). И место ли нам быть с Ним на трапезе Его в Царствии с Ним, — если мы не окажем милости Его братьям (Лк. 22, 30)?

Не думаю! Слово Христово — истина! И тот же святой Златоуст так настойчиво говорит о милостыне. Например:

• «…хотя у тебя много грехов, но, так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее, она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это — глас Самого Господа, что, кто сотворил единому сих меньших, тот — Мне сотворил… (Мф. 25, 40). Таким образом, сколько бы ни было У тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает Bce» (Т. 2. С. 327).

• «Бедные — врачи наших душ, благодетели и предстатели; потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Владыкою» (т. 3. С. 308).

• «…Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброю совестью, и, когда переселится отсюда, находит великую милость у Судии и услышит вместе с прочими эти блаженные слова: приидите, благoсловеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира… (Мф. 25, 34)» (Т. 4. С. 33).

• «…Не запрещаю делать богатые вклады (на храм): требую только, чтобы вы вместе с вкладами — и даже прежде них — творили милостыню. Хотя Бог приемлет и вклады, но гораздо лучше — милостыню. <…> Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а Сам Христос томится голодом?» (т. 7. С. 522).

Милостыня — важнее жертв: милостыни, а не жертвы (Ос. 6, 6; 9, 4). Она отверзает небеса: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян. 10, 4). — Апостол Павел сказал сначала о воскресении, и тотчас же о милостыни! (1 Кор.15; 16. См. толкование Златоуста).

Господи! Дай нам не забыть это!
___

По книге митрополита Вениамина Федченкова – Пасха. О праздниках и богослужениях православной церкви.

75 1 ER 4.2741
Святые отцы говорят, что это самая высокая степень молитвы — восхвалять Господа Бога.

Иерей Олег Коваленко

15 13 ER 3.6457
20 ИЮНЯ. НАЧАЛО ПЕТРОВА, ИЛИ АПОСТОЛЬСКОГО ПОСТА

Петров пост начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.
...

Позади остались восемь недель празднества. Оком души мы зрели Голгофу, светоносное Воскресение Христово и спогребались и совоскресали с Ним. Были свидетелями Его славного Вознесения – и, может быть, впервые осознали, что и нам, грешным и недостойным, в этом Вознесении даровано высокое обетование. Таинственно и непостижимо для ума, соприсутствия в Сионское горнице, мы удостоились пришествия Духа Святого, обновившего и озарившего Нетварным Божественным светом грешное и несовершенное наше естество.

После таких великих и благодатных дней, соделавшись храмами Святого Духа, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить низким порокам, чтобы душа наша и то, что мы обрели за это время таким трудом, не было осквернено ничем нечестивым. Потому Святая Церковь и призывает нас по примеру святых апостолов Петра и Павла к посту и молитве в эти дни, к внутреннему духовному деланию.

И Петров пост установлен, как и для выражения чувства благодарности за ниспослание Утешителя, так и в честь апостолов Петра и Павла, потому что через них мы сподобились многих благ, и они явились для нас делателями и учителями поста, послушания.

Воспоминая этих апостолов, мы можем почерпнуть для себя урок того, как превозмогает человек свое греховное прошлое и достигает Царства Небесного.

Разве не вероятным кажется нам, что отрекшийся от Христа затем соделался незыблемым камнем веры, а гонитель Церкви – великим благовестником любви Божией? Но Господу все возможно. Как бы ни были тяжелы наши грехи, надо уповать на неизреченное милосердие Божие.

Потому что апостолы были люди подобострастные нам, такие же, как и мы. Но верой, любовью и усердием к Богу, терпением и понуждением себя от всякого греха и беззакония, они угодили Богу и достигли вечного покоя и блаженства. И нас приглашают они следовать за собой, молясь день и ночь Богу о спасении всех нас. Они призывают нас прилепиться всем сердцем к Богу и святым Его.

Рыбак Петр закинул во глубины оскверненного грехом мира спасительный невод и повлек неисчислимое множество душ в светозарное Царствие Небесное. Делатель шатров Петр раскинул над Вселенной шатер благовествования.

Однако путь апостолов Петра и Павла к сиянию святости не был изначально прост и прям. Это был путь человеческий и ноги последователей кровоточили на этом пути.

Святые апостолы мужественно шествовали путем Христовым, перенося унижения и осмеяния, бедствия и заточения и, наконец, запечатлели свое служение мученической кончиной и воссели на Небесах в лучезарных венцах.

Да, апостолы, по пришествии Пятидесятницы, приняв Святого Духа и постившись сорок дней, просветили Светлом Христовым всю Вселенную. Мы не дерзнем даже думать о таких подвигах, но в меру отпущенных нам сил и способностей понесем этот свет хотя бы нашим близким, озарим им хотя бы маленький уголок огромного внешнего мира.

Пусть же пример святых апостолов удерживает нас от отчаяния в немощах и падениях наших.

🌾 История установления Петрова поста

Установление Петрова поста относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным. Это день окончания Петрова поста. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

🌾 Смысл Петрова поста

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает нас к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями. В эти дни и недели мы пытаемся почувствовать правильную внутреннюю иерархию своей жизни: решаем для себя, что тело должно стремиться к душе, душа — к духу. И весь человек должен быть устремлен к Богу. Пост, то есть наше добровольное воздержание, призывает нас пройти по этому пути.

Кроме того, пост объединяет людей, верующих во Христа. Вместе постясь, мы ощущаем себя членами единой Церкви, единой общины верных Спасителю и Его заповедям. Тем самым мы признаем, что все, что проповедовал Христос, — истинно. То есть пост — это не только самосовершенствование, но и наше свидетельство всему миру о том, что мы христиане.

Не каждый из нас может поститься так строго, как это предписывает Церковь, но каждый из нас может засвидетельствовать то, что он часть Церкви, — соблюдая пост в меру своих сил и со всей искренностью. Меру поста лучше всего согласовать с духовником.

🌾 Что можно есть в Петров пост

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Меру строгости поста каждый должен выбирать с учетом состояния здоровья и подготовленности к посту.

По монастырским правилам во время поста исключаются мясные и молочные продукты. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу. При этом понедельник — горячая пища без масла, среда и пятница — строгий пост (холодная пища без масла). Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом; по субботам и воскресным дням, а так же в дни памяти великого святого или храмового праздника — рыбу. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговев (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день можно вкушать рыбу. Так на праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.

Пост, как физическое лишение или ограничение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной составляющей. Духовная сторона поста состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, устремили к нему...

«Мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы обратились к Богу Живому, Который сотворил небо и землю» (Деян. 14,15).
___

По материалам сайтов 1. Воскресенский Храм в г. Вичуга;
2. Православие в Прииртышье.

75 0 ER 3.9779
ЖИЗНЬ СО ХРИСТОМ И БЕЗ ХРИСТА.
В день памяти сорока Севастийских мучеников

Праздник сорока Cевастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины в 313 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христи­анского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Их смерть была особенно славной, потому что они имели возможность избавиться от страданий. На берегу озера была растоплена баня, и каждый из них мог оставить место мучений и прибегнуть к этому спасению.

Их подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов не выдержал и предпочел безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: «И я христианин!» — и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу.

Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор.

Но бывают такие испытания, которые охватывают всю Церковь. И те гонения, которые были в древней Церкви, и те, что были в самое недавнее время, были отмечены этим — одни избирали Христа, а другие отрекались от Него. Некоторые отрекались, когда как будто были уже близки к тому, чтобы получить мученический венец. А среди людей, которые были к Церкви безразличны, и даже среди ее гонителей внезапно обретались исповедники веры.

Как происходит избрание Господом? Мы слышим в этот день в Евангелии о том, что тайна спасения каждого человека глубока, и один Сердцеведец Господь знает, кто устоит в час испытаний, а кто отречется от веры. Не имеет значения, когда человек призывается ко Господу: среди первых или среди последних. Можно в течение всей жизни быть как будто со Христом и в Церкви, а в последний час отречься от Христа. И целый народ как будто может быть с Богом, а потом отвергнуть Его, как это было с богоизбранным израильским народом.

Как таинственен Промысл Божий! Одни приходят в первый час, другие — в третий, в шестой, третьи — позднее, а некоторые, оказывается, уже тогда, когда как будто бы нет им совсем никакой надежды — в час одиннадцатый. Одних Господь призывает к Себе, когда они находятся в расцвете юности, других — в пору зрелости, третьих — когда жизнь их уже на закате. Одни могут достигнуть Господа в течение одного часа, как разбойник благоразумный, а другим недостаточно целой жизни, чтобы придти ко Христу.

В Откровении апостола Иоанна Богослова говорится о таинственном небесном граде, имеющем двенадцать врат, которые открыты всегда: и днем, и ночью (Откр. 21). Есть врата, обращенные на восток, и есть врата, обращенные на запад. Одни люди входят в этот небесный град, когда жизнь их только начинает восходить как утренняя заря, другие — когда жизнь их приближается к ночи.

Одних Господь призывает, когда они, как говорится, насыщены днями и трудами, и много успели совершить здесь на земле; других — когда они только стоят на пороге взрослой жизни, исполненные каких-то, может быть, очень благородных устремлений; а третьих — когда они еще не успели начать жить.

И всех Господь одинаково принимает вне зависимости от того, когда, в какой час, в каком возрасте призывается к Нему человек. Он ко всем сострадателен, и особенно к тем, которые никак не могут к Нему придти. К тем, которые стоят до одиннадцатого, последнего часа, как работники, которые хотят потрудиться, хотят все свои способности, таланты применить в жизни, и не находят им применения. Они никому не нужны. А может, у них и талантов никаких особенных нет, и потому никому они не нужны. Господь всегда исполнен глубокого сострадания к таким людям. И их тоже Он приглашает к Себе, и дает им Свой труд, который, как выяснится, ничем не меньше труда других людей. И мы с изумлением видим, с какой щедростью Господь одаряет всех приходящих к Нему. Одни трудились в течение целого дня, другие — всего один час, и ни зноя, ни тяготы дневной не понесли. Но всем Он дает одинаковую плату.

Нам раскрывается очень важная тайна нашей духовной жизни — что на самом деле Господь принимает не количество наших трудов, а нашу любовь. Важнее всего, каким внутренним содержанием исполнено то, что мы делаем.

Бывает, что человек приносит много на храм. И в Евангелии сказано, что «многие богатые клали много». Какой-нибудь «новый русский» или «новый нерусский» хочет пожертвовать неизвестно как приобретенные большие деньги — и возникает вопрос: может ли Церковь вообще принять его дар? А бывает, что человек — как та самая вдова, которая положила свою скудную лепту, и Господь говорит, что она больше всех принесла «ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела».

Вот чем определяется жизнь человека и то, с чем он приходит к Церкви. Это так понятно: бывает, ребенок подарит любимой маме в день рождения свой неумелый рисунок — кажется, что может значить этот подарок? Но радостью просияет мать, он ей дороже всякого другого подарка. Точно так же, только еще в бесконечно большей степени, измеряется то, что мы приносим Господу.

Будем внимать этой тайне жизни, молясь за наших усопших, вспоминая наших новых мучеников Российских. Судя по Писаниям, испытания, бывшие в IV и в XX веке, еще предстоят Церкви на самом последнем повороте истории. Те испытания, когда каждый человек, вся Церковь, все человечество должны будут встать перед выбором — тем страшным выбором, который люди совершили, когда кричали: «Не Его хотим, но Варраву». Перед тем выбором, который кто-то сделал, предпочитая эти «теплые бани» — жизнь во всем ее соблазнительном разнообразии — Христу. Это будет последний выбор перед кончиной мира. Он уже происходит на наших глазах.

«Сыне, дай мне твое сердце», — говорит Господь. Кто-то может заниматься грандиозной деятельностью, как будто бы христианской, и занимать очень важное место в Церкви, а кто-то может быть никому не известным, скромно исполняя свой каждодневный долг. Но Господь испытует сердца и принимает всех не по внешнему служению, а по тому, каким духом исполнен в этом служении человек, — открывается ли он Христовой щедрости, Его безграничной, через Крест открываемой нам любви.

Сорок мучеников освящают своим подвигом всю святую Четыредесятницу. Сорок мучеников — на каждый день дается нам возможность рождаться и умирать. Умирать для греха, быть исповедниками Христовой истины и правды — теми, кто целует смерть со Христом и готов оплевать жизнь, в которой нет Христа.
___

Протоиерей Александр Шаргунов
Русская народная линия

32 1 ER 3.3259
НАДО ПРИЧАЩАТЬСЯ, ЧТОБЫ НЕ ОСЛАБЕТЬ В ПУТИ.
Протоиерей Андрей Лемешонок

Готовы ли мы сейчас к будущему веку? Нет, мы еще голодные. Человеку нужно регулярно питаться. И нам, христианам, нужно регулярно причащаться, чтобы не ослабеть в пути. А жизнь — это путь. Господь сказал о людях, которым давал пищу: «Я боюсь их отпустить, чтобы не ослабели в дороге» (см.: Мф. 15: 32). Это про нас с вами.

Причастие — это не только храм и Чаша. Причастие становится всей нашей жизнью, вся наша жизнь становится Причастием, когда человек живет с Богом. Вы придете к себе домой, и там будет продолжаться ваша Литургия — Тайная Вечеря, если у вас будет любовь, если у вас будет доброе слово к вашим близким, если у вас будет мир. Вся наша жизнь — это служение. И храм рукотворенный становится храмом нерукотворенным, весь мир — это храм Божий. А как люди оскверняют его… На природу приедешь, а там всё завалено мусором, бутылками, окурками. Вот состояние человека. А есть люди аккуратные, они всё за собой убирают, и после них чисто. Надо, чтобы после нас всегда было чисто. Не оставлять каких-то сплетен, каких-то грязных слов, не оставлять грязи, отравляющей наших близких. Если в тебе будет мир и любовь, тысячи вокруг тебя будут спасаться. А если грех — тысячи вокруг будут погибать. Можно добавить эти слова к словам преподобного Серафима Саровского.

Будем благодарить Бога за то, что мы с вами сегодня оказались на трапезе Господней, которой Он нас насытил.

47 4 ER 3.2066
ПОЧЕМУ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ ЧИТАЕТСЯ КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННАЯ МОЛИТВА ПРП. ЕФРЕМА СИРИНА? Часть 3

«Дух… любоначалия… не даждь ми».

Однажды Блаженнейший Митрополит Онуфрий в бытность на Черновицкой кафедре сказал интересную фразу примерно следующего содержания: если посмотреть в корень любого земного конфликта, то в основе его – деньги и власть. Т. е. сребролюбие и властолюбие – основная движущая сила любого конфликта от мировой войны до ссоры между двумя сотрудниками на работе. Любоначалие есть страстным желанием власти. С церковнославянского оно обозначает «любовь к началу (т. е. к власти). Оно – прямое детище первого греха гордыни, полученного в страшное наследство от святых праотцев Адама и Евы и с тех пор как генетическая раковая болезнь, передающаяся нам, их потомкам, из поколения в поколение. Языческое общество, как и современное неомодернистское общество с его утилитарными потребительскими ценностями, всячески культивирует гордыню, называя ее уникальностью личности, гениальностью или здоровым эгоизмом. Православие же, наоборот, призывает человека всеми силами с Божьей помощью бороться с себялюбием, с гордыней, признавая ее матерью всех грехов, которой питаются остальные человеческие страсти.

Каждый человек – это образ и подобие Божие. Это храм Господень со своим внутри сердечным алтарем и престолом. Но у гордеца на этом престоле не Бог, но он сам – «я». И любовь его обращена не к Всевышнему и к окружающим людям, названым в Православии, по выражению Самого Спасителя, ближним (близкими). Но любовь его обращена к себе самому. Поэтому такой человек всеми силами открыто ли, завуалированно ли, скрывая истинные намерения поступков под «моральные» благовидные «одежды» словесные, стремится к насыщению этой гордыни, к удовлетворению собственных страстей и к удовлетворению главной из них «Я – лучше других. Потому все остальные должны мне подчиняться. И в этом подчинении я нахожу и удовлетворение собственных амбиций, и наслаждение, и материальную выгоду, которая также нужна для того, чтобы питать собственные страсти». Встречаются две такие «любоначальные» души – вот вам и конфликт. Сто – вооруженное столкновение. Народы – война. Возьмем, к примеру, семьи. Почему муж и жена часто разводятся? Никто не хочет уступить. Война двух эгоизмов. Нашла коса на камень.

То же самое война между народами. И если бы не Христос, Призывающий отречься от себя (а именно от гордыни, от эгоизма) и полюбить Бога и брата своего, то люди бы давно уничтожили друг друга в гордыне да любоначалии. Поэтому мы и молим Бога, чтобы Он не дал нам духа любоначалия – убийственного, губительного, как для отдельного человека, так и для человечества.

«Дух… празднословия не даждь ми»

Почему прошение о недопущении к человеку духа празднословия преподобный Ефрем Сирин вывел в конец группы «пороки»? Мы видим, что первое прошение очень похоже на последнее. В первом прошении мы молимся о недопущении к нашим сердцам духа праздности. В последнем – духа празднословия. Эти грехи хоть и несколько разнятся, но имеют один корень – духовную лень и бессилие. Пороки уныния и любоначалия – это высшие пики грехов. Один – против Бога и себя – уныние. Здесь человек разрушает сам себя, свой душевно-телесный храм. Другой (любоначалие) – против Бога и людей, когда человек любовью к себе и гордыней разрушает мир, в котором он живет: планету, природу, общество, государство. Но преподобный Ефрем Сирин в последнем прошении группы «пороки» действительно словно бы нам снова говорит о том, что праздность и празднословие как его разновидность являются питательной средой для рождения «младенцев, которых нужно избить о камень» (см. 136-й псалом, ст. 9) сначала маленьких змеенышей мысленно-сердечных грехов, вырастающих в огромных монстров драконов пороков да страстей, поглощающих человека, становящихся его второй натурой.

Итак, чем же опасно празднословие?

Святые отцы сравнивали человека праздно говорящего с открытой дверью, выпускающей из бани пар и охлаждающей ее. Мы вспоминаем во вторую неделю Великого поста святителя Григория Паламу, который открыл с Божьей помощью догмат о Божественных нетварных энергиях. Догмат звучит следующим образом: «Бог не постигаем в сущности, но постигаем в энергиях, направленных в мир». Соответственно, эти энергии направлены в сердце человека. Там они встречаются с энергией человека, направленной к Богу. И это таинственное сочетание Божественного и человеческого является той непостижимой для ума тайной, которая названа Самим Спасителем и отцами «Царствием Небесным», «раем». Эта тайна должна рождаться таинственно. Как ребенок в утробе матери. В тишине и спокойствии, и мире. Взойдет ли зерно, посеянное на вспаханном поле, если мы превратим эту возделанную землю, к примеру, в плац для строевых упражнений солдат или в спортивную площадку, или сделаем из нее проезжую дорогу. Конечно, что-то вырастет, но уродливое и кривое.
Богообщение – это великая тайна. Святая святых, как писал об этом митрополит Антоний Сурожский. К примеру, мы знаем о святости преподобного Серафима Саровского. Мы осознаем тот высокий уровень преподобия, которого он достиг. Но знаем ли мы достаточно много о тех страшных борениях с самим собой и с бесами, которые испытывал и проводил он; о борениях и искушениях, заставивших его встать на камень на тысячу дней?! Да, мы помним, что он стоял на камне. Да, мы восхищаемся этим его подвигом. Но почему он это сделал? Что толкнуло его взойти на этот камень? Искушения и борьба с ними. И эта борьба, несомненно, благословенная Богом, переплавила его страстную и греховную душу в чистое негиблющее небесное золото.

Православие – это исихия, священное безмолвие. Путешествие внутрь себя, открытие в себе внутреннего человека. Путешествие сквозь чудовищ фантазий и монстров страстей для того, чтобы на дне души, в самом ее центре обрести Бога. Это страшное, тяжелое, невероятно болезненное путешествие, но и такое радостное, райское путешествие!

Не будем же лишать его себя. Оно – наше главное делание в жизни. Конечно, оно (желательно) должно все-таки проходить под надзором духовника или опытного священника, которому вы доверяете, к которому расположена открыться душа ваша. Ему, по возможности, следует проходить под присмотром святых отцов с помощью святоотеческой литературы. Святые отцы уже прошли этот путь и достигли святости. Они подскажут, как не сбиться с пути.

Но все остальные, даже мы, священники, скорее свидетели и в чем-то помощники в деле спасения человека, но никак не активные участники. Общение Бога и души – это Святая святых, великая тайна, касающаяся двоих – Возлюбленного (Христа) и возлюбленной (души), как стихословится в ветхозаветной Книге Песни Песней Соломона.
Но если мы извергаемся в мир потоком слов, тратим душу свою на осуждение, обсуждение, доказывание кому-то чего-то, утверждение себя в мире, ссоры и прочее, то что останется внутри?

Опустошенность…

Кто из нас не испытывал ее? Усталость от жизни и руины – и снова храм духа нужно начинать созидать заново.

Празднословие, любовь к праздным разговорам, говорит о том, что человек даже внутренне, сердечно спешит. Он может стоять на месте или сидеть, но внутренне он спешит, зациклен на этом мире, текущем и несущемся. Он стал частью этого быстронесущегося мира, живущего в тревоге, в смятении, в борении. Есть ли дело до Бога такому человеку? Для Творца у него в сердце места нет. Ведь оно переполнено, оно пузырится и кипит в нервном угаре, в страстной вожделевательной и воинственной горячке. Такое сердце съедает себя и разрывается потом ранней смертью, инсультами, инфарктами, нервными и психическими заболеваниями.

По этому поводу вспоминается один телефильм о Святой Горе Афон: монах повел съемочную группу на кладбище, и телеведущий удивился, просмотрев надписи на могильных крестах. Средний возраст умерших иноков был восемьдесят лет.

Молитва, храм, исповедь, причастие Тела и Крови Христовых, море, горы, природа и «жужжание» (как об этом говорят сами афониты) в сердце и на устах Иисусовой молитвы.

Человеку так мало нужно для счастья: начать путешествие внутрь себя к Богу!

И в молчании, тишине, пустыне Великого поста обретешь мир и безмятежность и исцеление израненной души Господом…
___

Иерей Андрей Чиженко
Портал "Православная Жизнь"

152 0 ER 4.5157
ЧТЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ. Пятница. Седмица 3-я Великого поста. (На 6-м часе: Ис. XIII, 2–13. На веч.: Быт. VIII, 4–21. Притч. X, 31 – XI, 12)

📖 Книга Исаии ( Ис.XIII, 2–13)

2 Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.
3 Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.
4 Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.
5 Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.
6 Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.
7 Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.
8 Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись.
9 Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.
10 Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.
11 Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12 сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского.
13 Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его.

📖 Бытие (Быт.VIII, 4–21)

4 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
5 Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.
6 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега 7 и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
8 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, 9 но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
10 И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.
11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
12 Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.
13 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.
14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
15 И сказал [Господь] Бог Ною: 16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; 17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; 19 все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

📖 Притчи Соломона (Притч.X, 31 – XI, 12)

31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых - развращенное.

1 Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.] 3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
8 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.

📚 Мысли свт. Феофана Затворника

«Нечестивый падет от нечестия своего» (Притч.11:5).

Нечестие это неправильное – отношение к Богу или полное богозабвение, к которому принадлежит и неверие в бытие Бога и Его промышление о тварях. Иные души, будучи теснимы напором подобных нечестивых мыслей, желая, однако, являть из себя исправные личности, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, назирающий, обязывающий и имеющий потребовать отчета. И что же? Не бывает на них благословения Божия, которого не взыскивают, и дело их не спеется. Совесть каждодневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только пред людьми успевают они являть себя праведными в оправдание свое, где нужно отгрызаясь и кривотолкуя факты.

Кто же добросовестен внутри, тому нечем себя оправдать. Невнимательные к себе пропускают мимо и этот внутренний разлад: внимательные же управляются с этим кое-как. О, когда бы кто-либо из них добросовестно взглянул на этот разлад и разобрал, откуда он и как его уладить! Он уладил бы потом и сам себя, и других позаботился бы направить на добрый лад.

📚 Библейские чтения дня. Комментирует протоиерей Павел Великанов. (Быт.VIII, 4–21)

Внимательного и вдумчивого читателя наполненная надеждой история возвращения ковчега на землю не может не смутить. Нет, конечно, всё замечательно, и воды схлынули, и жизнь стала постепенно возвращаться, и в ковчеге все остались живы и здоровы — но где же комплекс вины выжившего? Почему в тексте ни слова не сказано о том, что ощущал Ной как единственный оставшийся в живых из всего былого человечества, погибшего в страшных водах потопа?

Да, действительно, Библия не знает этого столь популярного в последнее время психологического комплекса. И объяснение этому — вовсе не в чёрствости и суровости нравов древних людей. Вопрос лежит в иной плоскости — не психологической, а экзистенциальной: что есть высшая, предельная ценность для данного человека? Если это — его собственная жизнь, то можно до бесконечности копаться в хитросплетениях комплексов, фобий, бессознательных установок — примерно также, как крайне озадаченный собственным здоровьем будет убивать себя в не знающей конца и края оптимизации процессов работы организма и его систем — а жизнь почему-то так и пройдёт мимо — и, как говорится, «здоровеньким умрёт!»

Но совсем другое дело, если первичная ценность — Сам Бог, и в тебе самом лишь то представляет ценность для себя самого, где именно Он находит Своё отражение и отображение, где Он, а не я, проявляет Себя так, как Он, а не я, хочет. Таким был праотец Ной, которого Бог увидел среди всего множества развратившегося человечества как единственного, в ком сохранились вера и верность. Мы не знаем, что в своём сердце переживал Ной, когда хлынули воды потопа и уничтожили всё живое на земле — но точно знаем, что первое, что он сделал, когда открылись двери ковчега — принёс благодарственную жертву Богу.

Он не бросился на землю со стоном и криками — ах, как жаль, всё пропало, сколько всего было раньше — а теперь — лишь горстка животных на всю огромную землю! Он не стал унывать от осознания того, что всё теперь надо начинать сначала — да ещё и так, чтобы ничего из принципиально важного для человечества не пропустить. Он не впал в эйфорию от сознания собственного величия и избранности. Он просто поставил жертвенник и совершил благодарение. В этом действии мы не увидим никакой саморефлексии. Ни положительной, ни отрицательной. Он всего лишь выполнил то, что был должен. Ни вины в том, что погибло человечество, ни самопревозношения от исключительности своей миссии, он не испытывает. Потому что он — не пытается создать собственный мир — по своему образу и подобию — и застрять в нём на веки. Он стремиться только к одному: быть вместе с Богом, даже тогда, когда Его решения — непонятны. Но это не значит, что они могут быть неисполнены!

Помоги же всем нам, Господи, почаще задумываться не о том, какие именно кошки скребут на душе в данную секунду, а о том, есть ли для Бога в душе хотя бы небольшое место!

📅 В этот день Святая Церковь совершает память:

Прп. Феофана исп., Сигрианского (818).

Прав. Финееса (ок. 1500 г. до Р. Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021).

Св. Александра Державина исп., пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна Плеханова, Константина Соколова пресвитеров, прмч. Владимира Волкова (1938); сщмч. Сергия Скворцова пресвитера (1943).

Лиддской нерукотворенной (на столпе) иконы Божией Матери (I).

65 4 ER 3.4674
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ

Предстоящие три дня – Троицкая родительская суббота, праздник Святой Троицы и Святого Духа – для Русской Православной Церкви являются днями усиленной молитвы о живых и о усопших, о помиловании и спасении всех нас. Поэтому так важно в эти дни быть в храмах Божьих, вместе с детьми, всеми семьями, чтобы были едины в молитве и уповании нашем в стяжании благодати Святого Духа, дарованного сначала Апостолам, а затем и всем нам, православным.

🌿 11 июня - Троицкая родительская суббота

По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской родительской субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение начинается вечерним заупокойным богослужением в пятницу вечером Парастасом - Великой панихидой. Утром - заупокойная Литургия и общая Панихида.

Преподобный Серафим Саровский сказал, что благодать Святого Причащения распространяется и на род причащающегося человека. Поэтому наши сродники – и прошлые, и будущие – ждут нашего причастия Иисусу Христу, ждут нашего приближения к Богу, а потому если любим мы их, то нельзя самовольно отворачиваться от Того, Кто есть Любовь и беспричинно отвергать Чашу спасения, протянутую нам Его рукой на Литургии. Помоги нам, Господи!

🌿 12 июня - День Святой Троицы

Троица (Пятидесятница) (греч. Pentekoste), величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви великий двунадесятый праздник.

Сошествие Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова является настолько важным событием в истории Нового Завета, что его воспоминанию посвящено два торжества — Троица и следующий за ней Духов День, или День Святого Духа.

На пятидесятый день после Пасхи апостолы и Пресвятая Богородица находились вместе, проводя время в молитве. Предание говорит, что они были в Сионской горнице, где Господь совершил Тайную вечерю, когда в третьем часу дня (девятом по современному счету) «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).

После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке.

Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.

🌿 13 июня - День Святого Духа

Как отдельный праздник День Святого Духа стал отмечаться не ранее XI века: только с этих времен он появляется в типиконах. Установление Духова дня, отдельного от Троицы, свидетельствует о желании Церкви подчеркнуть роль Духа Святого как одной из Трех Ипостасей, равно почитаемой с Богом-Отцом и Богом-Сыном.

Праздничное богослужение в День Святого Духа начинается с великой вечерни, иногда сразу после воскресной Троицкой Литургии. На вечерне поется (впервые после окончания Великого поста) молитва «Царю Небесный». Особенностью этой службы являются коленопреклоненные молитвы святого Василия Великого, совершающиеся прихожанами и священником трижды. Молитвы возносятся о здравии всех молящихся, а также об упокоении усопших. Далее служится малое повечерие, а утром понедельника — праздничная Литургия.

После праздников все верующие смогут забрать домой веточки березы, которые все эти дни находились в храме, для благоговейного использования.

65 1 ER 3.2638
ПОЧЕМУ НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ ТАК ВАЖНА ДЛЯ НАС?

Нагорная проповедь Господа нашего Иисуса Христа – квинтэссенция Его учения. Это сердцевина Божественного учения Богочеловека. Схематически Нагорную проповедь можно назвать инструкцией по спасению человека. Вся Нагорная проповедь, каждое ее предложение суть заповедь Божия. Господь нам говорит, что мы должны делать, чтобы спастись.

В ближайее воскресенье, третьего июля, читается 18-е зачало Евангелия от Матфея:

📖 «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:22–33).

Произведем краткий разбор.

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»

Физиологически 80 % информации от внешнего мира человек получает посредством зрения. Глаза – это не только зеркало души, но и дверь внутрь нас, дверь нашего сердца. Поэтому Господь и говорит, что око – это светильник для тела. И если око будет светло, то и всё тело будет светло. И, соответственно, наоборот. А как же сделать так, чтобы око было светло? Поставь на него фильтр из заповедей Божиих. Ту информацию, которая соответствует им, принимай, впускай внутрь, которая не соответствует – гони прочь.

Уроки святых отцов: не хочешь разжигаться блудной страстью, не рассматривай тело другого человека с вожделением. Уйми глаза. Не будут разжигаться они, не будет разжигаться тело.

Или, к примеру (обращаюсь к поколению 80–90-х), сколько беды тогда наделали фильмы ужасов. Когда в салонах видеопрокатов на нас – незрелых подростков – хлынула волна голливудских фильмов. Потом по несколько ночей кряду спать не могли и боялись каждого шороха. Было страшно почти до психических сдвигов. А ответ опять один же: не смотри.

Летом ты носишь темные очки? Всю жизнь надо на глазах носить фильтр из заповедей Божиих. И тогда и светильник-око будет светел, и тело твое тоже.

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».

Интересно, что многие исследователи считают, что слово «маммона» имеет арамейское происхождение. Оно произошло от слова «ма’амон» и обозначает «ценность, взятая в залог». В принципе, это слово синонимично словосочетанию «богатство». Не само богатство грех. Здесь под богатством подразумевается не только материальное богатство и финансы, но и здоровье, красота, ум и пр. Но грехом является отношение к богатству. Когда человек видит в нем не средство достижения Бога или помощи ближнему, но цель своего бытия. И тогда богатство становится не двигателем его (человека) и вверенного ему мира к Своему Создателю, но объектом вожделения и удовлетворения различных грехов да страстей. Такой человек становится рабом богатства. Почему? Потому что, видя в богатстве цель своего существования, он все силы своей души, сердца и ума направляет для его стяжания. И свою жизнь приносит в жертву богатству. Начинает служить ему.

И тогда образуется языческий культ, подобный поклонению золотому тельцу и пр. Душа человека слепнет и предается дьяволу, который пытается вести человека в ад с помощью кнута страстей.

Господь этими евангельскими словами призывает всех нас: перестаньте иметь своей целью богатство, перестаньте быть рабами его, рабами мира, рабами материи. Потому что погибнете.

И следующими стихами Иисус Христос говорит нам, как перестать быть рабами богатства.

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом».

Этот евангельский отрывок начинается словами «не заботьтесь» и оканчивается словами «не заботьтесь». Мне думается, что словосочетание «не заботьтесь» во многом синонимично словосочетанию «не суетитесь». Потому что человек, имеющий своей целью богатство, живет в отрыве от Бога. Ему не нужен Бог. И потому он не обращается к Нему. А если и обращается, то только как к некоей ненужной для себя по-настоящему и непонятной силе, которая, как средство может помочь в стяжании, в добыче богатства. А так как такому человеку не нужен Господь, то он полагается только на свои ничтожные силы для приобретения богатства. А сил-то недостает! А желания-то непомерные! А аппетиты-то ого-го! Драконовские. И страсти растут, как бронтозавры. Вот человек и мечется, суетится. Суетится для того, чтобы обладать. Но только возобладает, пощупает, попробует на зуб, это ему и надоест. И он пускается в бессмысленной погоне за чем-либо еще, пока так на бегу и не умрет. А далее ад. А почему ад? Потому что в духовном мире другие цели, которые человек не научился ставить перед собой и которые не научился достигать, преобразуя душу свою под небесный закон. Зато какие страсти, по есенинскому слову, «гнездились-то в душе»?! Гнездились и привели в ад. Потому что только ими в земной жизни и жил человек.

И Спаситель обращает внимание всего человечества на птиц небесных и лилии полевые. Почему на них? Потому что они сами ничего не делают и ничего не производят. Но их питает Господь. Он единственно Источник благ, Творец благ и Податель всех благ. И поэтому каждого Он уже питает. А ты, говорит Господь, имей в жизни одну главную цель.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Вот наша цель – Царство Божие. Бесконечный и прекрасный мир богообщения, ждущий нас. Он единственная наша цель, которую нужно ставить перед собой каждую минуту и каждую секунду своего существования. И если человек идет по этой дороге, то все необходимые материальные средства приложатся ему, потому что он исполняет правду Божию о человеке. Потому что так Господь замыслил человека, чтобы он соединился с Ним в вечном, прекрасном, непрекращающемся блаженном небесном общении и жизни в Царствии Небесном.
___

Протоиерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

47 0 ER 2.9079