Слова 4-х имамов о вознесении Аллаха над Троном
Имам Абу Ханифа: «Тот, кто скажет: “Я не знаю, где находится мой Господь: на небе или на земле”, – впал в неверие. То же самое относится к тому, кто скажет: “Он на Троне (аль-‘Арш), но я не знаю, где находится Трон: на небе или на земле”. См. «аль-Фикъх аль-абсат» 46.
А на вопрос женщины: “Где находится Тот, Кому ты поклоняешься?”, – Абу Ханифа ответил: «Воистину, Пречистый и Всевышний Аллах находится на небе, а не на земле». Когда же один человек его спросил: “А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были» (аль-Хадид, 4)?”, – Абу Ханифа ответил: «Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», – однако ты рядом с ним не находишься». См. «аль-Асма уа ас-сыфат» 429.
Имам Малик: Джа’фар ибн ‘Абдуллах рассказывал: «Мы находились у Малика ибн Анаса, когда к нему пришел какой-то человек и спросил: «О Абу Абдуллах! Милостивый возвысился на Троне. А как Он возвысился?» Этот вопрос вызвал у Малика столь сильный гнев, как ничто другое. Он посмотрел на землю и стал разгребать ее палкой, которая была у него в руке, продолжая это делать до тех пор, пока на нём не появилась испарина, после чего, подняв голову и бросив палку, он сказал: «Спрашивать «как» неразумно! То, что Он возвысился (на Троне) известно! Вера в это обязательна! А задавать вопросы об этом – ересь (бид’а)! И я думаю, что ты приверженец нововведений!», – после чего он велел выгнать этого человека». Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 6/325-326.
Имам аш-Шафи’и: «Высказывание о Сунне, которого придерживаюсь я, а также придерживались наши сторонники из числа знатоков хадисов, которых я видел, и у которых я обучался, как например, Суфьян, Малик и другие, состоит в утверждении свидетельства, что нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха; что Всевышний Аллах находится на Своем Троне на небе, приближаясь к Своим творениям так, как пожелает; и что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо так, как пожелает». См. «Иджтима’ аль-джуйуш аль-ислямийя» 165, «Исбат сыфат аль-‘улую» 124.
Имам Ахмад: «Мы веруем, что Аллах находится на Троне так, как Он пожелал, и так, как Ему угодно, без ограничения (би-ля хадд ) и без вида, которым смогли бы охарактеризовать Его описывающие либо ограничить Его (качества). Качества Аллаха от Него и принадлежат Ему. Он таков, как Он описал Себя Сам. И взоры не могут постичь Его». См. «Дар’ та’аруд аль-‘акъль уа-ннакъль» 2/30.
———————————————————
Всевышний Аллах сказал: «Милостивый (Аллах) вознесся на Трон» (сура «Та Ха», 5).
Всевышний Аллах также сказал: «Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может заставить землю поглотить вас и тогда она заколеблется? Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может низринуть на вас ураган? Скоро вы узнаете, каково Мое предостережение!» (сура «Аль-Мульк» 16-17).
Всевышний Аллах сказал: «Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом» (сура «Гафир», аяты 36-37).
Шейх Мухаммад ибн Халил Харрас (да смилуется над ним Аллах) относительно этого аята, сказал: «Это - довод на то, что Муса сообщил несправедливому Фараону о том, что его Господь на небе. Затем Фараон пожелал найти пути, дабы прибыть туда, обманывая этим свой народ. После чего велел своему визирю Хаману построить для него башню. Затем порицая Мусу, сказал: «Воистину, я считаю его, - то есть пророка Мусу, - лжецом», - в том, что он сообщает, что его Господь на небе. Так кто теперь более похож на Фараона и ближе к нему по происхождению? Мы или же они, которые искажают очевидный смысл божественных качеств?! Поистине, Фараон обвинил во лжи пророка Мусу в том, что он сообщил, что его Господь на небе. Вот именно это говорят те, которые искажают очевидный смысл божественных качеств» (см.: «Шарх аль-Акъида аль-Уасатыйа» шейха Харраса, стр. 75).
———————————————————
Му’авия ибн аль-Хакам ас-Сулями (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды Пророк (ﷺ) спросил рабыню: «Где Аллах?». Она ответила: «На небе». Он также спросил ее: «А кто я?». Она ответила: «Ты Посланник Аллаха». Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Отпусти ее, поистине, она верующая»» (Муслим, 537. Абу Дауд, 930 и ан-Насаи, 1218).
Шейх Мухаммад ибн Халил Харрас (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Что же хотят те, кто искажает очевидный смысл божественных атрибутов, этими своими словами? Они хотят сказать, что нет вверху над небесами Господа, Кому поклоняются? Они хотят сказать, что нет над Троном Аллаха, Кому поклоняются? Так, где же Он тогда? Быть может, они будут насмехаться над нами, когда мы спросим: «Где Аллах?». Тогда как они могли забыть, что самый совершенный из людей и более знающий об их Господе, чем они, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил об этом, когда сказал рабыне: «Где Аллах?». И он при этом остался довольным ее ответом, когда та ответила ему: «Аллах вверху на небе» (см: «Шарх аль-Акъида аль-Уасатыйа» шейха Харраса, стр. 73).
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если муж позовет свою жену в постель, и она откажется, то Тот, Кто на небе, разгневается на нее, пока ее муж не станет доволен ею» (Муслим,1436).
Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (ﷺ) сказал: «Неужели вы не доверяете мне, в то время как мне доверяет Тот, Кто на небе, и мне ниспосылается откровение утром и вечером от Того, Кто находится на небе?» (аль-Бухари, 3344 и Муслим,1064).
Когда Пророк (ﷺ) в день Арафа сказал сподвижникам: «Донес ли я (до вас)?», они ответили: «Да», то тогда Посланник Аллаха (ﷺ), указав пальцем вверх на небо, сказал: «О Аллах, засвидетельствуй!»» (Муслим, 1218
———————————————————
Имам Малик ибн Анас (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Аллах на небе, а знание Его объемлет все место, и любое место не лишается Его знаний» (см.: Ахмад в «аль-‘Иляль» 1248,4783, Аль-Аджурри в «аш-Шари’а» 652-653, Ибн Батта в «аль-Ибана» 7\ 110, аль-Лялякай в «Усуль-и‘тикод» 673, Ибн ‘Абдуль-Бар в «ат-Тамхид» 7\138 и Ибн Кудама в «Исбат сыфа аль- ‘Улу» 76. Достоверность этого предания подтвердил аль-Альбани в «Мухтасар аль-‘Улу» стр.140).
Имам аш-Шафи’ (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правление (хиляфа) Абу Бакра – истина. Это решение вынес Сам Аллах, находясь на небе, и объединил сердца сподвижников Пророка (ﷺ) на этом» (см.: Ибн Кудама в «Исбат сыфа аль- ‘Улу», стр.181).
‘АбдулЛах ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Мы знаем, что наш Господь находится над семью небесами и Он отделен от Своих созданий. И мы не говорим, как говорят джахмиты: «Он (Аллах) вот здесь» - и он указал на землю» (см.: Ад-Дарими в «Рад ‘аля аль-джахмия» 162, Ибн Батта в «аль-Ибана» 7\112-113, аль-Байхаки в «аль-Асма уа ас-Сыфат»902-903» и Ибн Кудама в «Исбат сыфа аль- ‘Улу» 83. Достоверность этого предания подтвердил аль-Альбани в «Мухтасар аль-‘Улу» стр.151).
Статистика ВК сообщества "«Китаб ат-Таухид»"
«И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (Сура аз-Зарийат, аят 55)
Количество постов 69
Частота постов 1166 часов 18 минут
ER
110.64
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Суета мирской жизни заставляет человека забывать о главном – о своём месте на этой земле, что мы на ней находимся временно. Этот мир поглощает человека и обольщает его, хотя первые наши родители – Адам и Ева – были ниспосланы сюда в изгнание. Так гласит истина, о которой мы, к сожалению, редко вспоминаем. Хотя пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) постоянно наставлял человечество помнить, что мы в этом мире – временны.
Самое страшное для человека – потеря того, иного мира, то есть Рая, нашей основной Родины. Этот мир обольщает нас своими красотами, и мы начинаем возлагать на него надежды. Мы перестаем помнить о нашем Создателе и для чего мы здесь, забываем о поклонении и устремляемся за своими желаниями.
Всевышний Аллах сказал: «О люди! Воистину, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (сатана) не обольщает вас относительно Аллаха» (Коран, 35:5).
«Земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением» (Коран, 3:185).
«Отвернись же от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни. Таков предел их познаний» (Коран, 53:29-30).
В Коране Муса – Моисей, так говорил своему народу израильскому: «О мой народ! Мирская жизнь – не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью постоянного пребывания» – сура 40, аят 39.
———————————————————
Сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник».
(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) часто говорил: «Если ты дожил до вечера, не жди, (что доживёшь и) до утра, а если ты дожил до утра, не жди, (что доживёшь и) до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни – (то, что пригодится) для твоей смерти» (Этот хадис приводит аль-Бухари 6416).
———————————————————
Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заснул на циновке, а когда он встал, (оказалось, что) на боку его остались следы (от неё). Мы сказали: «О посланник Аллаха, нам надо было подстелить тебе что-нибудь!» – (на что) он сказал: «Что мне до мира этого? В мире этом я всего лишь подобен всаднику, который укрывается в тени дерева, а потом отправляется (дальше) и покидает его!» (Ахмад 1/301, Ибн Маджах 4109, ад-Дыйаъ, аль-Хаким 4/344).
———————————————————
Сообщается, что Абу-ль-‘Аббас Сахль бин Са‘д ас-Са‘иди (да будет доволен им Аллах) сказал: (Однажды) к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то человек и попросил (его): «О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за совершение которого меня полюбит Аллах и будут любить люди». В ответ ему пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отрекись от мира этого, и тебя полюбит Аллах, отрекись от (принадлежащего) людям, и тебя будут любить люди» (Ибн Маджах 4102).
———————————————————
Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) сказал: (Как-то раз) к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один человек и попросил его: «О посланник Аллаха, дай мне краткое наставление». (В ответ ему) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тебе следует полностью отказаться от (стремления завладеть тем), что принадлежит (другим) людям, и ни в коем случае (не поддаваться воздействию) жадности и всего, что служит её оправданием, ибо, поистине, (жадный всегда остаётся бедным)» (Этот хадис приводят аль-Хаким; аль-Байхаки).
Самое страшное для человека – потеря того, иного мира, то есть Рая, нашей основной Родины. Этот мир обольщает нас своими красотами, и мы начинаем возлагать на него надежды. Мы перестаем помнить о нашем Создателе и для чего мы здесь, забываем о поклонении и устремляемся за своими желаниями.
Всевышний Аллах сказал: «О люди! Воистину, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (сатана) не обольщает вас относительно Аллаха» (Коран, 35:5).
«Земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением» (Коран, 3:185).
«Отвернись же от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни. Таков предел их познаний» (Коран, 53:29-30).
В Коране Муса – Моисей, так говорил своему народу израильскому: «О мой народ! Мирская жизнь – не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью постоянного пребывания» – сура 40, аят 39.
———————————————————
Сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник».
(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) часто говорил: «Если ты дожил до вечера, не жди, (что доживёшь и) до утра, а если ты дожил до утра, не жди, (что доживёшь и) до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни – (то, что пригодится) для твоей смерти» (Этот хадис приводит аль-Бухари 6416).
———————————————————
Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заснул на циновке, а когда он встал, (оказалось, что) на боку его остались следы (от неё). Мы сказали: «О посланник Аллаха, нам надо было подстелить тебе что-нибудь!» – (на что) он сказал: «Что мне до мира этого? В мире этом я всего лишь подобен всаднику, который укрывается в тени дерева, а потом отправляется (дальше) и покидает его!» (Ахмад 1/301, Ибн Маджах 4109, ад-Дыйаъ, аль-Хаким 4/344).
———————————————————
Сообщается, что Абу-ль-‘Аббас Сахль бин Са‘д ас-Са‘иди (да будет доволен им Аллах) сказал: (Однажды) к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то человек и попросил (его): «О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за совершение которого меня полюбит Аллах и будут любить люди». В ответ ему пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отрекись от мира этого, и тебя полюбит Аллах, отрекись от (принадлежащего) людям, и тебя будут любить люди» (Ибн Маджах 4102).
———————————————————
Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) сказал: (Как-то раз) к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один человек и попросил его: «О посланник Аллаха, дай мне краткое наставление». (В ответ ему) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тебе следует полностью отказаться от (стремления завладеть тем), что принадлежит (другим) людям, и ни в коем случае (не поддаваться воздействию) жадности и всего, что служит её оправданием, ибо, поистине, (жадный всегда остаётся бедным)» (Этот хадис приводят аль-Хаким; аль-Байхаки).