Статистика ВК сообщества "MİLLET! VETAN! QIRIM!"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Койдешлер корюшувы!
Ежегодная, традиционная встреча односельчан, с. Коккоз (Соколиное) Багъчасарай.
В этом году встреча пройдёт
7 августа в 10:00
в близь мечети по адресу ул. Ленина 37в. Приглашаются все желающие, приходите с семьями и фотографиями родственников и жителей села.
#haberler@milletvetanqirim

8 0 ER 0.1610
Qurban Bayramıñız hayırlı ve mubarek olsun!!!
Sizni bu acayıp künnen MİLLET! VETAN! QIRIM! teşkilâtnıñ adından , can yürekten hayırlamağa isteymız!
Allah duvalarıñıznı qabul etsin.
Hayırlı qısmetler,bahtlıq,quvançlıq bersin.
Er başlanğan işleriñizde yardım etsin, savluq ve muabetlik bersin
Yüreginız quvanç ile tolsun.
Eviñizde er vaqıt quvanç ve bereket olsun!!!
#Hayırlav@millet.vetan.qirim

3 0 ER 0.1206
Рассказы людей, видевших депортацию своими глазами
#surgunlik@millet.vetan.qirim

4 0 ER 0.0838
Немного о самых коренных и откуда они взялись.
#er_turlu@millet.vetan.qirim

2 1 ER 0.0738
Первый крымскотатарский художественный фильм Хайтарма, повествующий о депортации крымских татар 18 мая 1944 года со своей родной земли.
В центре сюжета фильма — военный лётчик-истребитель, гвардии майор, дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан.

7 0 ER 0.0838
Сегодня мы в огне, а завтра чей черед?!
© Лиля Буджурова

Художник Рустем Эминов

#surgunlik@millet.vetan.qirim

1 0 ER 0.0604
Я видел старика, вернувшегося из депортации, стоящего перед домом своим через 35 лет, со слезами на глазах. И видел глаза, со страхом смотревшие из окна…

#surgunlik@millet.vetan.qirim

5 0 ER 0.0704
…И сон — о возвращении
Всё дальше и дальше уходят от нас те страшные годы, когда дети, ещё вчера живущие в счастливом лоне семьи, на следующий день вдруг оказывались сиротами. Больше повезло тем, кто не умер от голода, тифа и малярии по дороге в «товарняке» либо в первые годы на чужбине. Безгрешные души были наречены "предателями", ведь они - частичка своего крымскотатарского народа, те, кому не довелось встретить юность в родном Крыму.
Ребие, дочери Сеттара и Урьяне, в 1944 году было 8 лет. Семья, в которой на тот момент было трое детей (Урие, Ребия и Сеитумер), жила в достатке. Говоря о себе, Ребия подмечает: «Год моего рождения был очень плодородным, родители поэтому считали меня удачливым ребенком. Если для семьи нужна была какая-то покупка, её задумывали для меня»
Как и для всех детей, дом детства для неё был чем-то чудесным и необыкновенным. Ей казалось, что можно в любое время открыть дверцы «долапа» (шкафчика), и там непременно будет янтык с картошкой или мясом. В крепком хозяйстве были и коровы, и лошадь, и несчитанное количество кур и цыплят. Так в её родной деревне Отузы Судакского района жило большинство. …Плодородная земля в живописнейшем месте - такое из памяти не сотрешь. В воспоминаниях край ее детства уносится, словно в дымке, а за ним - сорок четвертый.
17 мая мама Ребии, Урьяне, получила плохие новости из Старого Крыма: немцы, отступая, убили много местных жителей, в том числе и её дядю. В тот же день она отправилась узнать, так ли это. А вечером в дом пришел сосед со словами: «Сеттар, вставай как-нибудь (тот лежал больной на кровати) и собирайся, нас будут выселять». Сеттару Смаил-огълу это показалось немыслимым: «Ты в своем уме? Куда наше село поместится?» ...Как оказалось, место нашлось не только для жителей деревни Отузы...
Приказ собраться в течение 15 минут уже зачитан. И выполнять его пришлось детям. Самая старшая в семье, 11-летняя Урие, поняла, что, покидая дом, главное - надеть на себя и младших побольше одежды. Ребие это жутко не понравилось, и она плакала, что вынуждена выглядеть как цыганка. Взять дети смогли немного, но не забыли главного: Урие сняла со стены Коран и повесила от руки написанную священную книгу на шею Сеитумеру.
Как и во всех остальных населенных пунктах, «наказанных» свозили в район кладбища. Там они находились под прицелом в ожидании чего-то неминуемо ужасного. А неминуемым для них были разлука с Родиной и ещё много, много потерь.
Больной отец и трое детей. Их мама, оказавшаяся накануне депортации в Старом Крыму, ехала в поезде на Урал. …Ребия не отходила от дверей вагона, выискивая мамино лицо. Детское сердце не могло смириться с тем, что в такую трудную минуту рядом нет самого родного человека. И вдруг, на одной из станций, в поезде, который ехал в противоположном направлении, дочь увидела мать. Начался крик, плач, конвоиров с трудом удалось убедить дать разрешение перебраться Урьяне в поезд, направляющийся в Среднюю Азию, где находилась её семья.
Узбекистан. Первое отделение Дальверзина, Бекабадский район. Их поселили в маленькую комнату в бараке, где в каждом углу - по семье. В этих нечеловеческих условиях они прожили 7 месяцев.
Из воспоминаний Ребии: «За эти 7 месяцев умерло 118 человек из числа высланных. Многих из них пришлось хоронить моему отцу, одному из немногих мужчин среди стариков, женщин и детей. Мы выжили во многом благодаря умелым рукам отца. Два камня да несколько инструментов, которые он, вынужденно, выкрал ночью в какой-то мастерской — получился дегермен, то, благодаря чему можно было молоть зерна кукурузы, пшеницы. Местные приходили к нему как к мельнику, и нам от этого кое-что перепадало. Мы были спасены от голодной смерти».
Сеттар из рода Тасал спас своих детей и жену, но сам, единственный сын, так и не увидел могилы своей матери Себии, умершей от голода в первые годы депортации в Самарканде.
Однажды в бараке ночью Ребие приснился сон. Вдалеке —дорога, по небу летит большая белая птица. Когда она оказалась ближе, стало понятно, что это лошадь с крыльями. Она приблизилась к девочке и сказала: "Вы отсюда уедете". Наутро Урьяне-ханум растолковала сон как грядущее возвращение на Родину. Как выяснилось, этот сон действительно означал переезд, но только ещё не для всего народа в Крым, на Родину, а лишь для их семьи - в лучшие условия. Однажды Сеттар, отец Ребии, встретил на базаре женщину, которую знал ещё в Крыму. Афизе-апте Муминова работала врачом в больнице, во втором Дальверзине. Второй Дальверзин Бекабадского района являлся подсобным хозяйством Фархат-ГЭСа. Там выращивали преимущественно не хлопок, а бахчевые и фрукты. В этом совхозе от голода не умирали. Благодаря поддержке уважаемого человека — врача Афизе-апте - Сеттар и Урьяне получили работу.
Не секрет, что крымскотатарские дети, высланные из Крыма, в большинстве своем не знали русского языка. Однажды, играя с местной девочкой, Ребия услышала в свой адрес: «продажная шкура». Смысла этих слов она тогда ещё не знала, но поняла, что ей было сказано что-то гадкое. С этого момента она стала ощущать дискомфорт оттого, что ей могут сказать на малознакомом языке обидные слова. Это и стало главной причиной того, что в школу Ребия пошла на год позже сверстников. Спустя время она стала уважаемой и любимой учениками учительницей русского языка и литературы, многие из ее воспитанников впоследствии стали уважаемыми людьми, мастерами своего дела, достойными руководителями.
Честь и достоинство в семье, в которой воспитывалась Ребия, ценились превыше всего. Было ли возможно убедить таких людей, что Родиной может называться любое место, где тебе живется сытно? Возвращение в Крым — с этой каждодневной мыслью жили все в этой семье. Старшая сестра Ребии —Урие вместе со своей семьей попыталась вернуться на Родину в 1968-м, но после долгих мытарств и повторной депортации они вынуждены были поселиться в станице Тамань на Кубани. Свое право жить на Родине Ребия отстаивала в рядах участников национального движения. В кругу её общения были люди, чьи имена сегодня — легенды. Это —Джеппар Акимов, Муарем Мартынов, Осман Эбасанов и многие другие. Нам сегодня кажется наивным, что эти выдающиеся личности пытались добиться важных решений для своего народа, направляя бесконечные письма правительству Советского Союза и обращаясь к очередным съездам КПСС. … Но в те годы это были единственные приемлемые методы ненасильственной борьбы за возвращение. А любой участник национального движения даже за участие в национальных собраниях или, что ещё страшнее, за наличие печатной машинки рисковал получить срок.
Ребия Сеттарова, высланная в восьмилетнем возрасте вместе со своим народом из Крыма вернулась в Крым, но, по воле Всевышнего, не в ту деревню, где родилась. Проживает она сейчас в Сары-Су. Дорога домой, в Крым была отмечена немалыми испытаниями, каждое из которых она разделила со своим народом.

Себия Джанджакова

#surgunlik@millet.vetan.qirim

2 0 ER 0.0469
Депортация 18 мая 1944 года - не что иное, как составная часть планомерного геноцида нашего народа!

#surgunlik@millet.vetan.qirim

1 0 ER 0.0402
Подписывайтесь и будьте в курсе важных для крымских татар событий!

0 0 ER 0.0335