Голубэнька хата,
Билля нэи вишня.
Утром рано, рано
Мама с хаты выйшла.
А на двори тыхо,
Солнце ще нэ всходэ,
По трави росяной,
Дрёма ще нэ бродэ.
Тике нашей мами
Нэма часу спаты,
В голови в ней думки:
Чим нас годуваты
Нас у нэи трое:
Я и моих два брата.
Горя, лыха повна
Голубэнька хата.
Як ни бидувалы,
Як ни горювалы,
Нахваталысь лиха –
Вси повыросталы.
Вси повыросталы,
Та й поразлиталысь.
Мов ти пташенята
В гнизди нэ осталысь.
Мало наша мама
Прожила на свити,
Сылы и здоровье
Отдала нам – дитям.
И осталась хата,
Билля нэи вышняя…
Зовсим чужа жинка,
Утром з хаты выйшла.
Н. Миленькая.
На фото - Бойко Раиса Никифоровна, ст-ца Новоясенская.
Количество постов 6 413
Частота постов 26 часов 32 минуты
ER
78.80
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
А я с Кубани. У нас все так пели.
Немного аутентичных кубанских песен в ленту!
#народные_песни
#станицы
#кубанские_песни
#кубанцы
Немного аутентичных кубанских песен в ленту!
#народные_песни
#станицы
#кубанские_песни
#кубанцы
А эта мудрость, записанная на кубанском говоре, про то, что нехорошо быть злорадным.
Вспоминают участники группы.
Денис Дьяконов:
У прошлому годи прыезжалы з Костромы дальни родычи. Гостювалы у нас в станыце дви нэдили, побувалы дэ тикэ можно и шо тилькэ у нас нэ бачилы. Но особлыво дужэ им запомнывся дэнь рыбака у станыце Грывэньской. родычи нащи такого гостеприимства нэ ожидалы, а наша балачка була для них дуже удевительным открытием. Колы мы з хлопцямы балакалы, то ти сыдилы и вслушувалыся в каждэ наше слово и улыбка нэ сходыла с их лиц, потому шо и половыны нэ разумиють кацапэнькы нащи ридни. А як наши жинки борщу наворылы и гостёчкив нащих посадылы гудувать, я думав шо воны и тарилкы повылыжуть, кажуть шо такого смачного борщу ныколы ни пробувалы. Ще на базаре в станыце зустритылысь з ряженымы со свадьбы, цэ для их був шок, нахватагрохвыровалыся з нымы и горылочкы за молодих выпылы. А як уезжалы кажуть тэпэр будэмо у вас каждэ лито гостить."
Сергей Виноградов:
Если я что-то просил у бабушки, но при этом провинился, например пирожок :- Баб, дай мэни. Она отвечала:- Рука у гивни, пиды на Кубань, руку побань.
#юмор
#Краснодарский_край
#кубанцы
#кубанский_диалект.
Денис Дьяконов:
У прошлому годи прыезжалы з Костромы дальни родычи. Гостювалы у нас в станыце дви нэдили, побувалы дэ тикэ можно и шо тилькэ у нас нэ бачилы. Но особлыво дужэ им запомнывся дэнь рыбака у станыце Грывэньской. родычи нащи такого гостеприимства нэ ожидалы, а наша балачка була для них дуже удевительным открытием. Колы мы з хлопцямы балакалы, то ти сыдилы и вслушувалыся в каждэ наше слово и улыбка нэ сходыла с их лиц, потому шо и половыны нэ разумиють кацапэнькы нащи ридни. А як наши жинки борщу наворылы и гостёчкив нащих посадылы гудувать, я думав шо воны и тарилкы повылыжуть, кажуть шо такого смачного борщу ныколы ни пробувалы. Ще на базаре в станыце зустритылысь з ряженымы со свадьбы, цэ для их був шок, нахватагрохвыровалыся з нымы и горылочкы за молодих выпылы. А як уезжалы кажуть тэпэр будэмо у вас каждэ лито гостить."
Сергей Виноградов:
Если я что-то просил у бабушки, но при этом провинился, например пирожок :- Баб, дай мэни. Она отвечала:- Рука у гивни, пиды на Кубань, руку побань.
#юмор
#Краснодарский_край
#кубанцы
#кубанский_диалект.
Для чего кубанцу строить дом?
Не только для того, чтобы был там надежный тыл и теплый очаг.
Хата - это сердцевина подворья, а на подворье (на балачке "подвирье") должна водиться скотина.
В традиционную культуру славянского населения Кубани прочно вошли всевозможные верования, связанные с культом плодородия, богатства, крепкого хозяйства.
В станице Платнировской накануне строительства нового дома хозяин отправлялся “в горóдку, в глухый край” (задняя часть ограды двора), стелил тряпочку, становился на нее и на правой пятке крутился три раза. Если под пяткой оказывались шерсть или перья, то их вместе с тряпочкой закладывали “под сволока”. Верили, что в хозяйстве будет вестись скот соответствующей масти.
В Отраненском районе с потолком были связаны представления о верхе, возрастании, а, следовательно, о богатстве и плодородии, что находило отражение в соответствующих обрядовых действиях. Когда начинали делать потолок, первый валёк должна была положить хозяйка, или «хотя бы лёпнуть комочек вот такой». После настила мужчины и женщины, мазавшие потолок, должны были покудахтать, поревэть, чтобы водилась скотина и птица, устраивалось угощение.
Таким образом, из второго примера можно увидеть, что народные обряды, призванные обеспечить хороший вод скота, практиковались как до строительства хаты, так и при заключительных этапах ее строительства.
1. А.И.Зудин. Динамика представлений восточнославянского населения Кубани “воде” скота как свидетельство трансформации культурной памяти.
2. О.В. Матвеев. Возведение традиционного жилища восточнославянского населения Отрадненского района Краснодарского края
#родина
#Кубань
#традиции
#кубанский_говор
Не только для того, чтобы был там надежный тыл и теплый очаг.
Хата - это сердцевина подворья, а на подворье (на балачке "подвирье") должна водиться скотина.
В традиционную культуру славянского населения Кубани прочно вошли всевозможные верования, связанные с культом плодородия, богатства, крепкого хозяйства.
В станице Платнировской накануне строительства нового дома хозяин отправлялся “в горóдку, в глухый край” (задняя часть ограды двора), стелил тряпочку, становился на нее и на правой пятке крутился три раза. Если под пяткой оказывались шерсть или перья, то их вместе с тряпочкой закладывали “под сволока”. Верили, что в хозяйстве будет вестись скот соответствующей масти.
В Отраненском районе с потолком были связаны представления о верхе, возрастании, а, следовательно, о богатстве и плодородии, что находило отражение в соответствующих обрядовых действиях. Когда начинали делать потолок, первый валёк должна была положить хозяйка, или «хотя бы лёпнуть комочек вот такой». После настила мужчины и женщины, мазавшие потолок, должны были покудахтать, поревэть, чтобы водилась скотина и птица, устраивалось угощение.
Таким образом, из второго примера можно увидеть, что народные обряды, призванные обеспечить хороший вод скота, практиковались как до строительства хаты, так и при заключительных этапах ее строительства.
1. А.И.Зудин. Динамика представлений восточнославянского населения Кубани “воде” скота как свидетельство трансформации культурной памяти.
2. О.В. Матвеев. Возведение традиционного жилища восточнославянского населения Отрадненского района Краснодарского края
#родина
#Кубань
#традиции
#кубанский_говор
О такый станышный дзвоночок! ))
Говорят, реальное объявление в кубанской станице, написано в нулевые годы. Тогда еще достаточно носителей диалекта.
Кстати, на старой кубанской балачке слово "собака" - мужского рода. Так и балакали: "злый собака", "старый собака".
Говорят, реальное объявление в кубанской станице, написано в нулевые годы. Тогда еще достаточно носителей диалекта.
Кстати, на старой кубанской балачке слово "собака" - мужского рода. Так и балакали: "злый собака", "старый собака".
З стрихойю хата,
З скрыпом калитка.
Мамо и тату,
Начэ дви квиткы
Улыци кущи.
Сонця платочок.
Хлиб йе насущный,
Силь,огирочок.
Шо ны людына,
То-Иисусэ:
"Хочиш воды?
На!Доброго вкусу."
Гляну на нэбо.
Гляну на полэ...
Шо мини трэба
Ластивки голой?
Тамара Крячко, кубанская поэтесса.
З скрыпом калитка.
Мамо и тату,
Начэ дви квиткы
Улыци кущи.
Сонця платочок.
Хлиб йе насущный,
Силь,огирочок.
Шо ны людына,
То-Иисусэ:
"Хочиш воды?
На!Доброго вкусу."
Гляну на нэбо.
Гляну на полэ...
Шо мини трэба
Ластивки голой?
Тамара Крячко, кубанская поэтесса.
Много всего пережили мы в этой группе. Да и сейчас не лучший период. Как назло , надоедает постоянная нехватка времени для новых публикаций.
Но что всегда радовало - это то, что поддержка со стороны участников не прекращалась даже в затишья . Вот и сейчас - стоило было оживить работу группы, как посыпались ваши комментарии и уточнения, очень интересные и полезные.
Безумно приятно видеть слова поддержки нашей работе. Особенно, когда понимаешь, что группа любительская ( а какая ещё группа может получиться у небалакающего юного студента?). Ничего особенного и новаторского в группе нет. Собираем воспоминания участников и материалы, которые кто-то другой выкладывал в интернете Тем не менее факт остается фактом. Ничего подобного в социальной сети Вконтакте до сих пор не создано. "Кубанская балачка" - единственный добрый, семейный и жизнеспособный проект, в котором принимают участие 2 админа и огромное число неравнодушных подписчиков, помощников и волонтеров.
К чему это все? А к тому, что летом нашей группе исполнилось восемь лет. В 2013 году, когда вся история только начиналась, и первые наши нескладные посты замельтешили на просторах сети Вконтакте, мы мечтали о пяти тысячах человек в числе участников группе. Глядя на то, сколько балачколюбов присоединилось к нам, нетрудно предположить, что к концу года эта цифра будет достигнута. Админов группы, двух парней с кубанскими корнями, никогда друг друга не видевших в несетевой жизни, нынче совсем одолела житейская суета. Но как помните, бывали времена похуже. Вот и снова при каждом удобном моменте в группе появляются новые материалы. Промчатся два года и наша группа отметит 10-летие! Только и остается, что присвистнуть от удивления и осознания пройденного пути.
Но сейчас хочется обозначить кое-какие моменты. И касаются они того, как мы в дальнейшем все вместе будем улучшать сообщество. Итак, немного о планах и сюрпризах.
1) часто нас критикуют в том, что подача информации бывает скучной - принимаем критику и будем прилагать усилия, чтобы посты были более красочными, а наряду с ретросоставляющей, чаще, чем раньше, появлялись современные материалы по теме группы
2) попытки рекламы сообщества в других группах особым успехом не увенчались, да и финансовых ресурсов для этого не много, но по прежнему призываем делать репосты, ведь многие из вас ведут свои группы и паблики, ваша поддержка репостом просто жизненно необходима, помните об этом!
3) мы все ещё "больны" идеей встречи участников группы в реальной жизни, в каком бы городе или станице это не произошло, верим, что к десятилетнему юбилею "Кубанской балачки" эта задумка воплотится в реальность, присылайте ваши предложения и замечания админам по этому поводу.
4) не могли оставить участников без подарка ко дню рождения группы и загрузили фотоальбом "Славны были наши деды" - смотрите фотоколлекцию группы.
Восемь лет, полет нормальный, все общаемся, дружим, балакаем и "разгаварываем".
Здоровья и успехов вам, дорогие земляки!
Ваша КБ.
Но что всегда радовало - это то, что поддержка со стороны участников не прекращалась даже в затишья . Вот и сейчас - стоило было оживить работу группы, как посыпались ваши комментарии и уточнения, очень интересные и полезные.
Безумно приятно видеть слова поддержки нашей работе. Особенно, когда понимаешь, что группа любительская ( а какая ещё группа может получиться у небалакающего юного студента?). Ничего особенного и новаторского в группе нет. Собираем воспоминания участников и материалы, которые кто-то другой выкладывал в интернете Тем не менее факт остается фактом. Ничего подобного в социальной сети Вконтакте до сих пор не создано. "Кубанская балачка" - единственный добрый, семейный и жизнеспособный проект, в котором принимают участие 2 админа и огромное число неравнодушных подписчиков, помощников и волонтеров.
К чему это все? А к тому, что летом нашей группе исполнилось восемь лет. В 2013 году, когда вся история только начиналась, и первые наши нескладные посты замельтешили на просторах сети Вконтакте, мы мечтали о пяти тысячах человек в числе участников группе. Глядя на то, сколько балачколюбов присоединилось к нам, нетрудно предположить, что к концу года эта цифра будет достигнута. Админов группы, двух парней с кубанскими корнями, никогда друг друга не видевших в несетевой жизни, нынче совсем одолела житейская суета. Но как помните, бывали времена похуже. Вот и снова при каждом удобном моменте в группе появляются новые материалы. Промчатся два года и наша группа отметит 10-летие! Только и остается, что присвистнуть от удивления и осознания пройденного пути.
Но сейчас хочется обозначить кое-какие моменты. И касаются они того, как мы в дальнейшем все вместе будем улучшать сообщество. Итак, немного о планах и сюрпризах.
1) часто нас критикуют в том, что подача информации бывает скучной - принимаем критику и будем прилагать усилия, чтобы посты были более красочными, а наряду с ретросоставляющей, чаще, чем раньше, появлялись современные материалы по теме группы
2) попытки рекламы сообщества в других группах особым успехом не увенчались, да и финансовых ресурсов для этого не много, но по прежнему призываем делать репосты, ведь многие из вас ведут свои группы и паблики, ваша поддержка репостом просто жизненно необходима, помните об этом!
3) мы все ещё "больны" идеей встречи участников группы в реальной жизни, в каком бы городе или станице это не произошло, верим, что к десятилетнему юбилею "Кубанской балачки" эта задумка воплотится в реальность, присылайте ваши предложения и замечания админам по этому поводу.
4) не могли оставить участников без подарка ко дню рождения группы и загрузили фотоальбом "Славны были наши деды" - смотрите фотоколлекцию группы.
Восемь лет, полет нормальный, все общаемся, дружим, балакаем и "разгаварываем".
Здоровья и успехов вам, дорогие земляки!
Ваша КБ.
Поздравляем с Днем Великой Победы дорогих участников и друзей нашего интернет-сообщества кубанского говора!
Невероятный героизм, сплоченность и стойкость советского солдата позволили завоевать нашей Родине победу над самым мощным за всю ее историю врагом.
И пусть в современном брехливом и пресыщенном мире предпочитают не вспоминать о цене той Победы, для каждого кубанца память о подвигах защитников Отечества в те страшные годы священна.
Вечная память павшим, а также ушедшим от нас ветеранам и труженикам тыла.
Слава нашим дедам и прадедам, невероятными усилиями избавившим от фашистских полчищ весь мир и родную землю, подарившим нам жизнь, весну и веру в мирное будущее!
С праздником! С Днем Победы!
#Кубань
#Великая_Отечественная
#СССР
#День_Победы
Невероятный героизм, сплоченность и стойкость советского солдата позволили завоевать нашей Родине победу над самым мощным за всю ее историю врагом.
И пусть в современном брехливом и пресыщенном мире предпочитают не вспоминать о цене той Победы, для каждого кубанца память о подвигах защитников Отечества в те страшные годы священна.
Вечная память павшим, а также ушедшим от нас ветеранам и труженикам тыла.
Слава нашим дедам и прадедам, невероятными усилиями избавившим от фашистских полчищ весь мир и родную землю, подарившим нам жизнь, весну и веру в мирное будущее!
С праздником! С Днем Победы!
#Кубань
#Великая_Отечественная
#СССР
#День_Победы
КАК НА КУБАНИ НАЗЫВАЛИ ГУЛЯЩИХ МУЖЧИН.
По наблюдениям О. Борисовой лексический диалектизм "брында́к" был записан в следующих контекстах: "Брында́к — эт́а катор́ый нижына́тый, ни симьи́ у ниво́ нет́у." "Э́та гулящ́ий мужы́к (Ковалёва Е. С., 1941 г. р., ст-ца Кабардинская). Прыду́ на кла́дбище — мой брында́к весь в цвита́х лижы́ть". (Клавдия Ильинична, 1939 г. р., ст-ца Тверская).
Брындаком́ Клавдия Ильинична, отказавшаяся называть свою фамилию, иронически называет своего покойного мужа, жизнь с которым сложилась непросто. Он был видным мужчиной, любил хорошо одеваться, выпить, заводил романы на стороне.
В черноморской станице Гривенской бытовало слово "блудвэй" - гулящий мужчина: "Ёму нычёго ни нужно: ни жинка, ни диты! Лазэ скризь! Блудвэй проклятый" (Гривен.).
Таких слов было множество. Добавим только напоследок, что парней, которые возвращались домой с гулянок поздно, называли "шатало", "пэс/пёс биздомный", "волоцюга" и т.п.
Источники:
1. О.Г. Борисова, Л.Ю. Костина. Диалектный ландшафт Апшеронского района Краснодарского края (по материалам полевой экспедиции).
2. О.Г.Борисова. Лексика и фразеология современных кубанских говоров как макросистема: модель ее реализации.
3. Н.И. Бондарь. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества).
Фото Михаила Савина. Кубанец Виктор Кривошеев, звеньевой механизированного звена, ударник коммунистического
труда Краснодарский край 1963. Из архива журнала «Огонек».
#Краснодарский_край
#кубанский_говор
#Кубань
#русский_язык
По наблюдениям О. Борисовой лексический диалектизм "брында́к" был записан в следующих контекстах: "Брында́к — эт́а катор́ый нижына́тый, ни симьи́ у ниво́ нет́у." "Э́та гулящ́ий мужы́к (Ковалёва Е. С., 1941 г. р., ст-ца Кабардинская). Прыду́ на кла́дбище — мой брында́к весь в цвита́х лижы́ть". (Клавдия Ильинична, 1939 г. р., ст-ца Тверская).
Брындаком́ Клавдия Ильинична, отказавшаяся называть свою фамилию, иронически называет своего покойного мужа, жизнь с которым сложилась непросто. Он был видным мужчиной, любил хорошо одеваться, выпить, заводил романы на стороне.
В черноморской станице Гривенской бытовало слово "блудвэй" - гулящий мужчина: "Ёму нычёго ни нужно: ни жинка, ни диты! Лазэ скризь! Блудвэй проклятый" (Гривен.).
Таких слов было множество. Добавим только напоследок, что парней, которые возвращались домой с гулянок поздно, называли "шатало", "пэс/пёс биздомный", "волоцюга" и т.п.
Источники:
1. О.Г. Борисова, Л.Ю. Костина. Диалектный ландшафт Апшеронского района Краснодарского края (по материалам полевой экспедиции).
2. О.Г.Борисова. Лексика и фразеология современных кубанских говоров как макросистема: модель ее реализации.
3. Н.И. Бондарь. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества).
Фото Михаила Савина. Кубанец Виктор Кривошеев, звеньевой механизированного звена, ударник коммунистического
труда Краснодарский край 1963. Из архива журнала «Огонек».
#Краснодарский_край
#кубанский_говор
#Кубань
#русский_язык