Статистика ВК сообщества "История - от древности до наших дней"

0+
Группа для всех, кто интересуется историей

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

С кем враждовала Россия в первые годы своего существования

0 0 ER 0.0439
Испания, мореплаватели из которой первыми открыли земли Нового Света, в начале Нового Времени далеко опережала своих главных конкурентов – Францию и Англию, в освоении заокеанских земель. Испанская корона уже владела обширными землями в Южной, Центральной и южной части Северной Америки, в то время как французские и английские колонии были еще весьма скромны по территории, и большинство их располагалось вдоль восточного побережья Северной Америки, по природным условиям не отличавшегося от Европы. Поначалу французы и англичане, а также, голландцы основывали лишь редкие и довольно стихийные поселения в самых глухих и не суливших никакого богатства участках карибского региона. В основном это были отчаявшиеся в лучшей доле обнищавшие переселенцы, надеявшиеся найти хоть какой-то кусок земли, позволивший бы им выжить. Такие обездоленные выходцы из Франции и Англии к XVII в. заселили некоторые крупные острова в Карибском море, в особенности Гаити. Ранее по этим островам уже проходили испанские колонизаторы, истребившие вооруженной рукой или сгубившие завезенными европейскими болезнями коренное индейское население. Но затем и многие испанские островные колонии были покинуты их обитателями, не сумевшими приспособиться к ведению хозяйства в непривычных условиях влажного тропического климата либо разорившимися, не выдержав экономической конкуренции с другими – более успешными, испанскими же колониями. Брошенные на островах домашние животные, привезенные из Европы: коровы и свиньи, одичали и в отсутствие крупных хищников размножились. Обездоленные выходцы из Франции и Англии, не умея возделывать тропические культуры (привезенные из Европы же культурные растения в тропическом климате не приживались), сделали своим основным занятием охоту на этих диких коров и свиней, мясо которых стало их основной пищей. Мясо добытых животных они готовили способом, позаимствованным у индейцев-араваков: на специальной деревянной раме, называемой «буккан». Из-за этого обычая они получили прозвище «буканьеров» (французское «boucanier»). С началом деятельности буканьеров начинается примерно 70-летний период, названный в историографии «Золотым веком пиратства».

Буканьеры, не имея на своей территории иного богатства, кроме как бродивших по островным лесам диких животных, привыкали довольствоваться в жизни самым необходимым. И все же они не умели обеспечивать себя так, как это делали исчезнувшие с островов индейцы, поэтому постоянно нуждались в одежде и огнестрельном оружии для охоты, что можно было приобрести только за деньги. Наблюдение за ростом и обогащением испанских поселений рядом, конечно, вызывало у этой островной голытьбы и чувство зависти, тем более, что Испания была враждебна их родным странам. Это побуждало их собираться в группы и совершать нападения на испанские колонии и корабли. Добычу они сбывали в более отдаленных колониях своих родных держав. В 1630 г. испанские войска смогли вытеснить буканьеров с Гаити. Вынужденные покинуть свой обжитый остров вольные охотники переселились на небольшой соседний островок Тортуга (Тортю), где основали свое боевое братство и сделали пиратство уже основным своим занятием. К ним стало присоединяться много другого продолжавшего прибывать из Франции, Англии и Нидерландов обездоленного люда. Организовавшись, буканьеры успешно смогли дать отпор испанским силам, попытавшимся вытеснить их и с Тортуги, после чего развернули настоящий террор против проходивших через этот участок моря испанских судов.

Буканьерское сообщество быстро взяла под свое крыло Англия, правительство которой сообразило, что из опытных стрелков, ненавидевших испанцев и не имевших никакого источника прибыли, кроме морских грабежей, можно сделать отличных каперов. Снабжаемые английскими ссудами и оружием буканьеры превратились в мощную силу, отвоевали у испанцев обратно «родной» Гаити и стали совершать морские экспедиции в дальние испанские колонии, в том числе на само американское побережье. Затем каперские грамоты буканьерам стали выдавать также Франция и Нидерланды. Известным лидером буканьеров был Франсуа л’Олоне (настоящее имя Жан-Давид Но), в 1666 г. захвативший и разграбивший испанскую колонию Маракайбо и соседний город Гибралтар на побережье современной Венесуэлы, а затем прошедший огнем и мечом по Центральной Америке, разоряя испанские и индейские селения. Правда, эта опустошительная экспедиция стала для него последней: у Дарьенского залива между современными Панамой и Колумбией буканьерский отряд был разгромлен индейцами, а сам предводитель – зажарен и съеден. Другим знаменитым буканьером был Даниэль Монбар по-прозвищу Истребитель (1645 – 1707): трудно найти испанскую колонию в карибском регионе, которая не пострадала бы от морских набегов его людей. Д. Монбар захватывал испанские города Веракрус на побережье Мексики, а в Южной Америке: Индийскую Картахену (в современной Колумбии, тогда – в вице-королевстве (высшая административно-колониальная единица Испанской империи) Новая Гранада), Порто-Кабалло, Сан-Педро (современная территория Белиза) и снова те же Гибралтар и Маракайбо. Рассказывали, что этого пиратского вождя манили в походы не столько богатая добыча, которую он захватывал, сколько вид смерти и страданий ненавидимых им испанцев. В 1707 г. он погиб при неизвестных обстоятельствах, так и не успев по-настоящему пустить в дело огромное награбленное им состояние. Неизвестно и место, где он спрятал свои несметные сокровища.

Буканьеры использовали свои охотничьи навыки при захвате судов: на небольших лодках они незаметно подходили к атакуемому кораблю, осторожно взбирались на борт и, прежде чем испанская команда успевала поднять тревогу, метким выстрелом убивали рулевого. После этого основному отряду нагнать потерявший управление корабль уже ничего не стоило. При штурме буканьерами городов тоже проявлялись их прежние привычки преимущественно сухопутных обитателей: они не нападали на город с моря, обстреливая его укрепления из бортовых орудий своих судов, а высаживались на расстоянии от него, после чего посуху заходили в менее укрепленный тыл и неожиданно обрушивались на противника.

Уклад жизни буканьеров несколько напоминал таковый у русских вольных казаков (которые, к слову сказать, тоже часто занимались пиратством, только в основном на судоходных реках, а не на море): они жили в береговых поселениях равноправными военизированными общинами, в промежутках между пиратскими походами занимаясь по традиции охотой; все дела общины, в том числе о выходе в море на разбой, решались на общих сходках. Общинный сход выбирал и главу поселения, который обычно и являлся капитаном судна. На судне тоже все важные вопросы, в том числе о нападении на испанский корабль или колонию, решало собрание команды. Добыча делилась и распределялась между участниками похода сообразно заслугам. Дополнительную долю получали инвалиды, получившие в бою тяжелые ранения. Иметь какой-то другой доход, кроме как от сбыта награбленного, для буканьера было неприемлемо. Каждый член буканьерского «братства» мог свободно пользоваться вещами других. Буканьеру считалось не к лицу заботиться о своем внешнем виде: они были одеты всегда просто и неряшливо, а также обременять себя излишним трудом: для выполнения бытовых работ каждый пират имел захваченного в плен невольника. Не подобало буканьеру и обременять себя семейными заботами: вступивший в брак пират-охотник исключался из сообщества

1 0 ER 0.0588
Счастливое советское детство не для всех: 15 старых фотографий сталинской эпохи

1 0 ER 0.0439
Положение российских войск на Западном Кавказе в конце 30-х гг. XIX в.

1 0 ER 0.0439
Про Испанскую империю - первую в истории Европы колониальную державу

1 0 ER 0.0439
Министр внутренних дел Щелоков поднял престиж советской милиции

1 0 ER 0.0439
Нарастание социального конфликта в горской среде Кавказской войны. Восстание бжедугов против своей а

1 0 ER 0.0292
Старые фото индейцев: коренные народы Америки на 22 кадрах

1 0 ER 0.0292
Юные годы и начало революционного пути И. Джугашвили (Сталина)

1 0 ER 0.0293
Отношения России и Европы перед Крымской войной 1853—1856 гг.

0 0 ER 0.0146