Статистика ВК сообщества "Иное житие"

0+
Блог о православном монашестве, молитве, аскетике

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

«...НАЙТИ СОСТОЯНИЕ МЯГКОСТИ СЕРДЦА»
Протоиерей Сергий Баранов (Из книги «К свету»)

...Я вам еще одно понятие скажу, очень важное, чтобы вам легче было терпеть: поймите, как только у вас все зажалось, когда нерв ваш спазмировался, – постарайтесь расслабиться и делать одно и то же дело мягко. Когда кажется, что все, ты сейчас просто взорвешься от нерва, тебе хочется чашку об пол стукнуть, значит, ты в спазме находишься. Постарайтесь в это время убедить себя, что ничего не происходит, все нормально. Это приобретается опытом, чем больше вы будете находить такие нотки, способность смягчиться, расслабиться, тем больше приобретете опыт. Вам в следующий раз будет это помогать, когда вы не зажметесь, не распсихуетесь, не разозлитесь, найдете способность смягчиться, расслабиться, то увидите, что у нас еще очень много резервов, сил. В состоянии спазма, сердитости – тупик, а когда нашли состояние расслабления, начали мягко и нежно говорить: «Господи Иисусе Христе», – только обязательно мягко, с любовью, только тогда начнет все происходить. Христос тот же самый сейчас передо мной, Он не изменяется. Но одно дело, когда я вам говорю, другое дело – в кризисах, в крайних точках научиться самим ловить это состояние мягкости.

Иногда бывает такая усталость под вечер, особенно когда я куда-то еду, в дорогах, на самолетах, кажется, сейчас поклоны вообще невозможно сделать. Мы последний раз поднимались на вершину Афона, до панагии дошли, очень сильно устали, сил не было и, казалось бы, такой подъем… сейчас надо упасть и все, какие там поклоны, 100 поклонов, 1200 Иисусовых… Я нашел это состояние мягкости, сказал сам себе: «Ничего критического не происходит, я сейчас пойду и сделаю, мягко, не спеша». Отошел к кресту и поклоны сделал, и откуда-то силы взялись, оказывается, у человека есть очень большие резервы. Второе дыхание открывается тогда, когда ты внутренне откроешься в сторону мягкости, гибкости, и поклоны сделал, и молитвы выполнил, легли и спали, наверное, часа четыре всего, чтобы на рассвете уже на вершину пойти. На вершину дошли, солнышко встает над Афоном – у нас не усталость, а радость, бодрость, потому что мы мягкие, гибкие, а если бы я допустил сердитость, я бы надломился, надорвался.

Нужно иметь практику находить состояние мягкости – это и есть смирение. Когда мы смягчаемся, из спазма переходим в мягкость, нежность, то оказывается, там очень много сил. Но все это хорошо удается, когда ложится на молитву, вернее расслабления через молитву происходят, когда начинаешь говорить: «Господи Иисусе Христе» – и все, все хорошо, все встало на свои места, и можно идти дальше и делать, и делать. Но опять же это все нужно приобрести, потрудившись.

Если девочка хочет кататься, как Ирина Роднина, на коньках, это ее мечта – она сначала даже не подозревает, какой труд ей нужно к этому приложить. И та девочка, которая, во-первых, поняла, что это стоит большого труда, во-вторых, согласилась на этот труд сознательно, вот у нее будет результат. А почему ей легко терпеть? Потому что она четко понимает цель. И это не иллюзия, а конкретная цель, и она достижима. Все можно. Я вам скажу такую дерзкую мысль. Каждый из нас может стать святым, если он согласится на крест ради Господа нашего, без креста все это фальш, обман, нужно согласиться на крест, на терпение, и понять, что гибкий и мягкий вытерпит, а жесткий сломается, настройтесь на эту мягкость. И оказывается – все хорошо. Очень хорошо переходить на эту мягкость, когда ум знает сердечное место, и при искушении сразу там начинаете говорить Господу, и все хорошо.



Еще хочу повторить: внимание на молитве Иисусовой приобретается не только и не столько напряжением, сосредоточением. Очень важно изменить природу ума, из логического, образного перевести его в безо бразный, простой, который в связи со своей простотой и будет более сосредоточенным. Сосредоточенным естественно, без напряжения. В простом – просто.



Святость заключается не в количестве молитв и поклонов, а в изменении нашего сердца. Если наше сердце станет более добрым, мягким, скромным, уступчивым, это будет признаком того, что мы идем правильным путем. Если же мы делаем тысячи поклонов, а сами злые, как собаки, то они ничего не значат. Это не оправданием будет служить для нас, а осуждением.

...когда благодать Божия приходит в сердце, с ним происходит нечто сверхъестественное. Вдруг это каменное, жесткое, жестокое сердце начинает таять, как воск, становится мягким, податливым, послушным. Такое сердце уже не нужно уговаривать: оно само сначала начинает прощать, потом терпеть, потом сочувствовать даже врагам, а потом начинает их любить.



Человек познает Бога только в состоянии молитвы, ни при чтении книг, даже Евангелия, ни при разговорах о Боге, а в состоянии внимательной сугубой молитвы. В человеке происходит изменение в осознании, а в этом измененном сознании ума и сердца человек вдруг начинает ощущать Бога, начинает Его переживать. Это переживание близости Бога настолько смягчает и умиляет сердце, что человек не может не радоваться. Он радуется, ликует, и в связи с этой радостью он всех терпит, всех прощает, становится другим, более добрым, мягким.



Делайте поклоны мягко, пусть они будут чем-то ласковым, мягким, теплом наполнены, пусть это не будет каторгой для вас... Делайте поклоны очень мягко, спокойно, в том ритме, при котором не задыхаетесь...

И вообще все, что связано с Христом, переведите через смирение в состояние радости, и все будет легко. И, наоборот, когда у монаха нет радости, все для него тяжело: поклоны тяжело, послушание тяжело, игуменья – тяжело, духовник – тяжело.

Кому тяжело, кто не приобрел этого опыта, когда встаешь, например, ночью с двух до трех на молитву – нужно найти сердечное место и поместить ум там. Мягко перетерпеть эту ломку – не хочу, тяжело, хочу спать – где-то это бывает минут 10–15, если правильно будете делать, и потом остальные 50 минут пройдут легче, чем эти 10, старайтесь не напрягаться в борьбе с этим, а наоборот, расслабиться и мягко это принять. Но самое главное – нужно поискать Христа в сердце, если ум здесь не остановишь, он будет метаться туда-сюда, и это метание вас будет разрывать на кусочки.



Настоящее, духовное понятие смирения – это не из области этикета «простите-извините», это невозмутимость духа на любую ситуацию, на самую страшную, на самую плохую остаться мягким, мирным духом. Вот это смирение, и это смирение дает счастье, это смирение дает молитву.



Самым главным навыком смирения назову искусство оставаться всегда мягким, не напряженным, не зажиматься, не входить в конфликт. Категорически неправильно, начиная борьбу, зажиматься, становиться твердым. Твердое ломается, гибкое гнется и снова встает. Навыкните, что бы ни случилось, не напрягаться, не давайте лукавому вывести вас из себя. Что бы ни случилось – мягко и невозмутимо произносите: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Конечно, это требует долгого труда преодоления себя, упражнения в терпении, но когда начнет получаться, вас несказанно обрадует результат. С вашего сердца как будто упадет камень внутреннего конфликта, сердце вздохнет полной грудью, оживет.



Высшая степень науки смирения – это встречать любую борьбу мягко, не напрягаясь. Что бы ни случилось – оставаться мягким. Мягкий человек очень многое может. Его гни, мочаль, размазывай, а он снова встаёт и встаёт. А жёсткий человек ломается. Но этот уровень долгим-долгим опытом приобретается.



Очень трудно простить, потому что наше сердце после грехопадения очень гордое, очень жесткое, и сами по себе мы не можем простить. Поэтому мы ищем Бога в молитве, в духовной жизни. И когда мы соединяемся с Богом в духовной жизни, наше сердце тает, как воск свечи. Наше сердце становится мягким, уступчивым, податливым. И тогда мы прощаем. Лишь бы только мир был, лишь бы только всё хорошо было.



Постоянство, несмотря ни на что, и есть одно из самых главных качеств смирения. То есть когда человек определился со своей целью (Бог), он не сходит с заданного пути ни при каких условиях, даже если у него 10 лет ничего не получается, но он не отчаивается, не расстраивается, не опускает руки и всё же делает и делает своё дело. Это уже огромный результат. Он научается науке смирения, т.е. быть смирным, несмотря ни на что, мирным, мягким. Это главное условие молитвы, её фундамент – смирение. Неслучайно, Господь сказал: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Нищие духом, т. е. смиренные, наследуют Царство Небесное, значит, обретут молитву, как принцип Боговидения. Можно сказать, что смирение неотделимо от состояния молитвы. Держа внимательную молитву, подвижник подобен канатоходцу: чуть вправо или влево – и ты потерял опору. Он должен быть очень чутким, гибким, мягким. Это позволяет ему не испугаться, не сорваться эмоционально. Равновесие в теле, в душе, а иначе – падение.



Не бойтесь боли, не паникуйте перед искушениями, оставайтесь мягкими, смиренными, не вставайте жесткой стеной на их пути, пропускайте их мимо себя, делая свое дело: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Может быть, это самое главное в нашей скоропреходящей жизни.



Терпение – это уже молитва, терпение – это уже начало духовной жизни. Я бы даже сказал, фундамент духовной жизни. Все начинается с терпения, а терпение нужно приобретать. Тот, кто много терпел, тот имеет навык терпения, тот имеет искусство терпения. Поэтому, когда бывают дни неблагополучные, неблагополучные физически, неблагополучные по каким-то внешним обстоятельствам, неблагополучные по внутреннему состоянию: внутри все уныло, сконфуженно, молитва не идет, помыслы одолевают – в эти дни тогда нужно заниматься искусством терпения. Терпи и всё.

В этой теме терпения есть очень важный момент: когда вы занимаетесь терпением, ни в коем случае не напрягайтесь. Терпите мягко, терпите не напряжённо – и тогда вам легче будет перетерпеть. Вот это и есть то настоящее, глубокое, тонкое понимание смирения. Не когда мы говорим «простите», «извините», «благословите», а когда мы терпим с мягкостью, не напрягаясь, без сердитости, без разочарования. То есть сохраняйте всегда мягкое состояние. Что бы ни случилось, под ногами земля расходится – а вы всё равно оставайтесь без паники, всё равно оставайтесь мягкими, смиренными. Настоящее понятие смирения – когда человек не напрягается, а всё-таки остается мягким. Жёсткий человек – ломкий. Все жёсткое – ломкое, а мягкое – гибкое. Его согнули до самой земли, а оно опять возвратилось, как трава в поле. Сухую ветку чуть задень – она с треском ломается, а живая, гибкая, мягкая ветка... Её и туда тянет ветер, и туда клонит – она на своё место возвращается. Так же в духовной жизни: что бы ни случилось – нужно оставаться мягким. Когда нет молитвы, нет внимания, нет сил на добрые дела, у вас остаётся главное дело: оставайтесь мягкими, не напрягайтесь, не психуйте, не расстраивайтесь. Если вы сохраните мягкость этого своего состояния, то многое вернётся потом. Перетерпите – и вернутся молитва и внимание, всё вернётся, и опять радостное состояние наступит. Но почему-то Господь попускает вот эти состояния. Это для того, чтобы мы были искусными. Вот человеку, который этого не проходил, даже трудно объяснить, он даже не понимает, о чём я говорю. А человек, который проходил науку смирения, науку терпения, потом подходит и говорит: «Батюшка, я так хорошо Вас понимаю, что Вы сейчас сказали». Потому что он пережил это, у него есть это опытно, не теоретически, а опытно. Поэтому старайтесь никогда не подвергаться смущению, напряжению, отчаянию – что бы ни случилось, сохраните мягкость. Все вернётся, перетерпите – и всё вернется.



Насколько бы сильно они вас не искушали через помыслы, никогда не пугайтесь. Испуг даёт им силу владеть вами. То, чего испугались, мы помним долго, это сильно застревает в уме, в сердце. Никогда не пугайтесь, не напрягайтесь и ни в коем случае не боритесь с этими помыслами. Есть единственный путь победить помыслы: направить свои ум и сердце в сторону Христа. Оставайтесь мягкими, говорите непрестанно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). К чему вы в какой-то момент жизни прилепились, туда и лепится сердце. На чём мысль заострилась – на это реагирует сердце. Поэтому заостряйте мысль на Христе через Иисусову молитву. Надейтесь на Бога, осознавая, что Господь попустил вам эти искушения и до крайности не доведет. Смиренно говорите: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». И не думайте на эту тему, не обсуждайте её ни с кем, не носите в себе этой темы, иначе она вас замучает.



Если вы живёте духовной жизнью, и она приносит вам такие добрые изменения: вы стали более тихими, мягкими, уступчивыми, ваш ум стал более простым, несложным, ваши предложения стали короче, не как раньше, когда вы могли полчаса что то объяснять, а теперь говорите: «Да-да. Нет-нет». Если вы имеете доверие к Церкви, к духовнику. Вот тогда значит, что вы ведёте хорошую духовную жизнь



– Как можно научиться быть мягким, если по натуре своей ты жёсткий?

– Всему нужно учиться долго. Тем более, если у человека нет способностей. У одного человека с рождения есть способности, например, к спорту, у другого – к музыке, у третьего – к наукам. У каждого есть способности и неспособности. Но всё-таки, если терпеть и пробовать, то понемногу начнёт получаться. Конечно, это тяжёло, но как же быть? Было бы глупо сейчас вам говорить лозунги: «Смиряйся! Делай!» Терпите и, самое главное, – дело не бросайте. Делайте раз и два, тысячу раз, миллион раз. И понемножку всё начнёт выправляться. Только много труда надо. Человеку, мягкому от рождения, легче, а человеку жёсткому, гневливому – труднее. Но это не значит, что невозможно. Нужно делать. Другого выхода нет. Ведь трудно войти в Царствие Небесное разбойникам, блудникам, пьяницам, то есть людям развращённым, которые не могут обуздать себя ни в чём: ни в гневе, ни в разврате, ни в угождении себе. Но всё равно, хоть понемножку, но делать надо



— Батюшка, как провести грань между напряжением в духовной жизни и мягкостью в общении?

— Нужно приобретать собственный духовный опыт, а не жить опытом других. Чем больше мы анализируем ситуацию, чем больше себя уговариваем, убеждаем, тем хуже для нас. Это как на Крещение в прорубь окунуться. Чем больше будешь готовиться, тем сложнее будет войти. Так и в духовной жизни. Нужно просто делать и делать молитву.



– У меня сердце очень злое. И я умом понимаю, смиряюсь вроде умом, внешне, а сердце у меня просто вулкан.

– Не получится просто смиряться, не получится просто молчать. В какой-то момент оно будет у тебя взрываться. Этот вулкан будет кипеть, кипеть, доходить до критических фаз, потом будет выплескивать такую лаву, что только держись. Не получится. Если человек пытается найти сердце и держать там Иисуса Христа, его сердце становится мягким, нежным. У нас сейчас сердце внутри как камень, только бухает. Чтобы оно стало мягким, туда Христос должен придти. Я не знаю другого средства, кроме Иисусовой молитвы, кроме как направить ум в сердце и встретиться там со Христом.



«Господи, Иисусе Христе…» Возвращая ум, я стараюсь не напрягаться, не быть жестким. Мягко, смиренно, не допуская расстройства или сердитости, снова и снова: «Господи, Иисусе Христе… Господи…»

Я знаю, что должен в борьбе быть мягким, гибким. Иначе я преломлюсь. Как бы плохо ни шло, спокойно и мягко: «Господи, Иисусе Христе…» Даже со дна Ада: «Господи, Иисусе Христе…» Спокойно и смиренно…

97 0 ER 2.0590
«БОГОРОДИЧНОЕ ПРАВИЛО»
священномученика Серафима (Звездинского)

Практика повторения молитвы «Богородице Дево, радуйся...» 150 раз во время келейной или домашней молитвы начала распространяться на Руси с конца XVII века. Такой духовный подвиг брали на себя те, кто хотел особо помолиться Матери Божией, получить от Неё утешение и защиту или поблагодарить Пресвятую Деву за полученную помощь.

Формирование «Богородичного правила» происходило под влиянием популярного в то время и переписываемого от руки сборника «Звезда Пресветлая». В пятнадцати главах были собраны рассказы о чудесах, связанных с молитвой «Богородице Дево, радуйся».

Многие святые и подвижники благочестия говорили о пользе многократного повторения этой молитвы.

По завещанию преподобного Серафима Саровского, сёстры Дивеевской общины стали ежедневно обходить монастырь по канавке, по 150 раз читая «Богородице Дево, радуйся».

Ежедневно по 300 раз творил эту молитву преподобный Парфений Киевский (нач. XIX века). Глинский старец иеросхимонах Илиодор (кон. XIX века) также благословлял читать эту молитву.

Из письма старца о. Александра Гумановского (в монашестве Даниила) к духовной дочери:

Забыл я вам предложить существенный спасительный совет: читать ежедневно 150 раз "Богородице Дево", и эта молитва вас спасет. Это правило дала Сама Матерь Божия около VIII века, и его исполняли когда-то все христиане. Мы, православные, забыли о нем, и преподобный Серафим напоминает нам об этом правиле. У меня в руках рукописная книга из келии преподобного Серафима с описанием множества чудес по молитве к Богоматери, и в частности от чтения 150 раз "Богородице Дево". Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, читайте поначалу 50 раз. После каждого десятка читайте один раз "Отче наш" и "Милосердия двери отверзи нам". Кому бы ни говорил об этом правиле чудодейственном, все оставались благодарны".

❑ ❑ ❑

В XX веке чин «Богородичного правила» формируется в современном виде благодаря священномученику Серафиму (Звездинскому). Владыка ежедневно исполнял Богородичное правило, причем, исполняя его, молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Царицы Небесной.

Одному из своих духовных чад он дал схему, в которую вкладывал свое моление Пресвятой Богородице, вот она:

1-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем Рождество Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.

2-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы, Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.

3-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородице. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.

4-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем встречу Пресвятой Девы Марии, Богородицы, с праведной Елизаветой. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.

5-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем Рождество Христово. Молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.

6-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем Сретение Господне и прореченное святым Симеоном слово: "И Тебе Самой оружие пройдет душу". Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем • воздыхании причаститься Святых Тайн и провела бы душу через страшные мытарства.

7-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем бегство Божией Матери с Богомладенцем в Египет. Молимся, чтобы Царица Небесная помогла избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.

8-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем исчезновение 12-летнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.

9-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем чудо, сотворенное в Кане галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: "Вина нет у них". Просим у Божией Матери помощи в делах и избавления от нужды.

10-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем стояние Божией Матери у креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об изгнании уныния.

11-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.

12-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Божия Матерь. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных и суетных забав и направить на стремление к горнему.

13-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Молимся: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене".

14-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.

15-й ДЕСЯТОК: Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она Господом после переселения Ее от земли на небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земли, но защищать их от всякого зла, покрывая их честным Своим омофором.

После каждого десятка владыка Серафим молился своими собственными молитвами, которых никому не открывал, так что эти молитвы знает только Господь и Царица Небесная.

Некоторые из исполняющих Богородичное правило придерживаются схемы владыки Серафима, но своих молитв не умеют возносить. Одна из монахинь возносила такие молитвы после каждого десятка:

ПОСЛЕ 1-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей, сродников и знакомых), умножь их веру и покаяние, а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.

ПОСЛЕ 2-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани, и соедини или присоедини к святой Православной Церкви заблудших рабов (имена).

ПОСЛЕ 3-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена).

ПОСЛЕ 4-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих.

ПОСЛЕ 5-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облечься.

ПОСЛЕ 6-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься святых Тайн Христовых и Сама проведи душу через страшные мытарства.

ПОСЛЕ 7-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей.

ПОСЛЕ 8-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне непрестанную молитву Иисусову.

ПОСЛЕ 9-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах моих и избави от всяких нужд и печали.

ПОСЛЕ 10-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах моих и избави от всяких нужд и печали.

ПОСЛЕ 11-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.

ПОСЛЕ 12-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.

ПОСЛЕ 13-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей, сродников и знакомых), умножь их веру и покаяние, а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.

ПОСЛЕ 14-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.

ПОСЛЕ 15-го: О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякого зла и покрой меня честным Твоим омофором.

Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. Из писем

"...Верую и исповедую, яко аз познах, как никогда еще, на совершаемом мною сейчас пути все тепло, всю защиту, весь покров чудного приветствия сего: "Богородице Дево, радуйся!.." Это воззвание в самых непроходимых местах пролагало мне углаженную дорогу с верными моими спутниками, в безвыходных обстоятельствах давало выход, располагало нерасположенных ко мне, злые сердца неоднократно умягчало, а несмягчавшиеся и обжигало, и посрамляло...

Архангельское приветствие "Богородице Дево, радуйся!.." при полной безпомощности вдруг подавало неожиданную помощь и, притом, с такой стороны, откуда и невозможно было никак ее ожидать, не говорю уже о внутреннем мире среди бурь, о внутреннем устроении при окружающем неустройстве от сего приветствия архангельского, праведно движимый гнев Божий оно от главы нашей отстраняет и самый приговор Судии-Сердцеведца отменяет.

О, великое дерзновение! О, страшное заступление! Из огня страстей изымает, со дна падения горе́ к небесам восхищает. Ограждайте же себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеною нерушимою, оградою сею неразоримою: "Богородице Дево, радуйся!.." С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем.

Если же сатана, ненавидящий нас, и запнет нас на пути нашем и сшибет нас, то и тогда, архангельское приветствие воссылая, воспрянем, восстанем добре, затемненные просветлимся, больные душой исцелимся, загрязненные грехом очистимся и убелимся, яко снег, чистотою "высшею небес и чистейшею светлостей солнечных". Мертвые, убитые страстьми, воскреснем, оживем и в восторге духа возопием: Христос воскресе! Воистину воскресе!"

79 0 ER 1.8327
ЖИВОЕ СЛОВО СТАРЦА СОФРОНИЯ
Часть 1. О хранении ума, молитве и других путях духовного преуспеяния

Схиархимандрит Софроний (Сахаров) — ученик и сотаинник преподобного Силуана Афонского, основатель Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс, Англия. В духовных беседах, которые старец проводил с братией обители, отражен духовный опыт, который он стяжал более чем за полвека монашеского подвига. В них затрагиваются вопросы православной аскетической культуры и богопознания, актуальные как для монахов, так и для всякого православного христианина.

Преподобне отче Софроние, моли Бога о нас!

105 0 ER 1.9307
«О Всемилостивая Владычице, Мати неба и земли, приими наши усердные моления и покрой нас любовью Твоею, приими и подвиг поста, совершаемый православными христианами ради имени Твоего святаго, и яви нам милость Твою, отврати от нас гнев Божий, праведно движимый на нас, сохрани нас от всех козней вражеских, и научи нас любить Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, и укрепи в нас веру, ибо ты твердое утверждение веры, и сподоби нас и в будущей жизни Тебя прославлять и взывать: Радуйся, Мати неба и земли, радуйся, обрадованная, радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго!»

Архимандрит Кирилл (Павлов), из проповеди

59 0 ER 1.3993
ИНОКИНЯ

Хрустальные стрелы,
серебряные струны,
древние стены,
золотые руна.

Словно смоль, апостольник,
словно смоль.
Ты оставь за стенами
и печаль, и боль.

Мудрая игуменья
примет, словно мать.
Мертвецам оставь ты
мёртвых погребать.

А тебя ждёт пение
в нежной тишине
и цветы нетления
в солнечной стране,

только радость светлая,
только свет,
таинство заветное
и рассвет.

/Монах Салафиил (Филипьев)/
#монашеская_поэзия@inochestvo

18 0 ER 0.9141
ЖИВОЕ СЛОВО СТАРЦА СОФРОНИЯ
Часть 3. О человеке, богопознании и богоуподоблении

Архимандрит Софроний (Сахаров) — ученик и сотаинник преподобного Силуана Афонского, основатель Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс, Англия. В духовных беседах, которые о. Софроний проводил с братией обители, затрагиваются вопросы православной аскетической культуры и богопознания, актуальные как для монахов, так и для всякого православного христианина. 27 ноября 2019 года Константинопольской Православной Перковью старец был причислен к лику святых как преподобный Софроний Афонский.

Преподобне отче Софроние, моли Бога о нас!

53 0 ER 1.0783
Месяцеслов: 2 августа (20 июля ст.ст.)
Святой ПРОРОК ИЛИЯ Фесви́тянин (IX до Р.Х.) Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече!

Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

При почитании Илия Пророк наделялся разными функциями. Для монахов его жизнь являлась образцом аскетических подвигов. В императорской среде его чтили как покровителя воинской доблести. В народном восприятии Илия был покровителем стихий. Роль пророка-боговидца в божественной икономии, эсхатологические ожидания Илии как провозвестника Второго пришествия, а также различные аспекты его почитания стали причинами разнообразия иконографии.

❑ ❑ ❑

ИКОНОГРАФИЯ

Изображения Пророка Илии были так же распространены, как и образы святителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. В иконографии Илии соединены символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий в истории божественного домостроительства.

В христианском искусстве издревле были распространены не только единоличные образы пророка, но, как знаковые, получили хождение отдельные сцены из его Жития. Традиционно они сопоставляются с событиями Нового Завета:

✓ воскрешение сына сарептской вдовы (3 Цар 17. 8-24) – с воскрешением прав. Лазаря (Ин 11. 1-45);
✓ жертвоприношение на горе Кармил (3 Цар 18. 19-40) – с Сошествием Св. Духа (Деян 2. 1-13);
✓ кормление Илии ангелом в пустыне (3 Цар 17. 2-7) – с кормлением отроковицы Марии в Иерусалимском храме (Протоевангелие Иакова. Гл. 7. 2-3);
✓ милоть Илии, подхваченная пророком Елисеем (4 Цар 2. 12-13), – с передачей ключей от рая ап. Петру (Мф 16. 19) и др.

Самые излюбленные и распространенные в иконографии святого сюжеты:

✓ Пророк Илия в пустыне (вариант – кормления его вороном);
✓ огненное восхождение (вознесение) Илии (на колеснице).

Некоторые сюжеты стали восприниматься как прообразы Евхаристии (напр., пребывание Илии у потока Хораф (3 Цар 17. 2-8)), что в свою очередь обусловило их расположение в алтарной части храма.

Отражение в иконографии нашло также сопоставление в Священном Писании Пророка Илии со св. Иоанном Предтечей. Тропарь на день памяти Илии называет его «вторым Предтечей пришествия Христова»; так же как и св. Иоанн Предтеча, Илия изображается с всклокоченными волосами и бородой, отмечается сходство одежд обоих пророков, облаченных в хитон и милоть.

В искусстве Киевской Руси почитание Илии приобрело свои особенности. Характерное для древнерусской культуры сопоставление Илии с архангелом Михаилом, рано проявившееся в различных иконографических изводах, объясняется тем, что оба имеют власть над огненной и водной стихиями, а также почитаются как заступники за человеческий род на Страшном Суде.

Разнообразны также изображения Илии Пророка и надписи на его свитке в составе пророческих рядов иконостаса.

❑ ❑ ❑

ИЗБРАННЫЕ СТИХИРЫ из службы Илии Пророку:

Боже́ственный проро́че,/ ты, ревну́я по Го́споде Вседержи́тели,/ моли́твою небеса́ заключи́л еси́, рек:/ дождь и роса́ да не сни́дет на зе́млю,/ то́кмо глаго́лом уст мои́х.

Боже́ственный проро́че,/ ты моли́твою и ми́лованием/ па́ки небеса́ отверза́еши/ и дождь жа́ждущим лю́дем/ бога́тно да́руеши.

Боже́ственный проро́че,/ ты вдови́цу с сы́ном препита́л еси́/ и моли́твою горсть муки́ и чва́нец ма́сла умно́жив./ По глаго́лу Госпо́дню,/ горсть муки́ и чва́нец ма́сла не ума́лися.

Боже́ственный проро́че,/ ты моли́твою твое́ю огнь с Небесе́ свел еси́/ и царя́ уве́рил еси́ глаго́лати:/ вои́стинну Еди́н Бог,/ И́же Илие́ю пропове́даемый.

Ины стихиры:

Илия́, проро́к преди́вный,/ заре́ю ум просвети́в,/ весь бысть Боже́ствен/ и, царя́ нечести́ва суд непра́ведный зря, негоду́ет,/ те́мже и судо́м Бо́жиим отрече́ние посыла́ет на него́./ Та́кожде и цари́цу,/ я́ко неми́лостиву и златолюби́ву,/ суду́ Бо́жию предаде́./ Но моли́твами, Христе́, Твоего́ проро́ка Илии́/ спаси́ всех нас, я́ко Милосе́рд.

Доко́ле, Го́споди, путь нечести́вых спе́ется?/ проро́че, рекл еси́:/ Ты насади́л еси́, и вкорени́шася,/ и сотвори́ша плод беззако́ния,/ вои́стинну и са́ми зле погибо́ша нече́стием свои́м,/ возопию́т к Тебе́, и не услы́шиши./ Вску́ю ми показа́л еси́ нече́стие/ суде́й законопресту́пных?

И́же честно́е твое́ восхожде́ние,/ честны́й во проро́цех вели́кий Илие́,/ пра́зднующих твои́ми моли́твами/ от бед избавля́й, и скорбе́й, и лю́тых нахожде́ний:/ да всегда́ тебе́, пресла́вный проро́че,/ христоимени́тии лю́дие, почита́ем и ублажа́ем.

Проро́че, пропове́дниче Христо́в,/ престо́ла вели́чествия никогда́же отступа́еши/ и коему́ждо боля́щу при́сно предстои́ши;/ в Вы́шних служа́, вселе́нную благословля́еши,/ всю́ду прославля́емь;/ проси́ очище́ние душа́м на́шим.

17 0 ER 0.7281
#молитва@inochestvo
ПУТИ МОЛИТВЫ ИИСУСОВОЙ
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Свой путь Иисусовой молитвы я не считаю назидательным, поэтому остановлюсь на некоторых советах и предостережениях старцев, которые слышал от них или их учеников.

Надо заметить, что у каждого человека собственная индивидуальность и его духовный путь не может быть копированием и повторением пути других людей, даже подвижников. Поэтому надо выбрать свой путь, свою тропинку, учитывая опыт предыдущих поколений.

Как начать заниматься Иисусовой молитвой? Большинство старцев советуют начать с устной молитвы.

Схиархимандрит Серафим Глинский, недавно причтенный к лику святых, советует сосредотачивать свое внимание на движении губ во время молитвы.

Схиигумен Савва Печерский считал наилучшим руководством для новоначальных поучение русского инока Дорофея, книга которого «Цветник» издана в наше время на славянском и русском языках. Эту книгу очень одобрял святитель Игнатий Брянчанинов.

Инок Дорофей советует новоначальным держать внимание под кадыком, там где рождается устное слово.

Покойный архимандрит Иоанн (Маслов) советовал стараться упростить себя до состояния маленького ребенка, который просит отца и мать, с надеждой, что родители не откажут ему.

Митрополит Зиновий, в схиме Серафим (Мажуга) предупреждал, чтобы занимающийся Иисусовой молитвой не оставлял бы богослужений и чтения Псалтири. Он говорил, что только в пустыне возможно восполнить все одной Иисусовой молитвой, а среди людей необходимо питаться разнообразной духовной пищей.

Его ученик рассказывал, что когда был юношей, то решил заниматься только Иисусовой молитвой. Первое время он чувствовал себя окрыленным, но затем молитва начала иссякать, стала рассеянной и поверхностной, и в один день он обнаружил, что не имеет никакой молитвы, будто сердце его заглохло, и он никогда не знал имени Иисуса Христа.

Митрополит Зиновий назначил ему правило: два канона Иисусу Христу и Божией Матери, а также неопустительно читать утренние и вечерние молитвы, Евангелие и Псалтирь. После этого Иисусова молитва постепенно возобновилась.

Схиигумения Мария (Соколова), видя, как монах читал молитву про себя по четкам, сказала, что он читает слишком быстро, пробегая пальцами по узлам четок, что такая молитва не может быть внимательной, что он пошел по легкому пути – протянуть большее количество четок, забыв о главном – соединении ума со словами молитвы.

Тот обратился за этим вопросом к митрополиту Зиновию, который посоветовал ему назначить определенное время для молитвы и молиться, не обращая внимания, сколько он прочитал молитв за это время.

Схиархимандрит Херувим, живший в селе Ахкерпи, говорил, что вначале надо стараться во время молитвы очищать ум от помыслов. Если человек будет упражняться только в этом делании (бдении над умом), то постепенно раскроется сердце и будет откликаться на слова молитвы.

Когда одного известного старца новоначальный монах спросил, где находится сердечное место, о котором писали святые, то он с гневом крикнул на него: «Куда ты лезешь!?»

Когда схиархимандрита Виталия (Сидоренко) спросили, как он достиг Иисусовой молитвы, то тот ответил: «Это так трудно, как ресницу завязать в узелок».

Некоторые старцы советовали просить Божию Матерь о даровании Иисусовой молитвы.

28 0 ER 0.8026
#молитва@inochestvo
«ПРЕКЛОНИ КОЛЕНИ!..»
Схиигумен Савва (Остапенко)

Вместе с произношением Иисусовой молитвы и воспроизведением мысленного креста необходимо пользоваться как можно чаще и коленопреклонением. Епископ Феофан наставляет: «Как хорошо творить поклоны, как хорошо стоять в струнку, не распуская лениво и беспечно членов, держа их в некоем напряжении… Обычно нам кажется, что может быть особенного в коленопреклонениях, нужны ли они? Может быть, и без них можно молиться и пребывать в добродетелях? Но как враг спасения боится коленопреклонения! Какую только хулу и сомнения к ним не наводит! Чтобы только человек не пользовался ими. Ибо, как ни странно, коленопреклонениями враг спасения – диавол – совершенно бывает обезоружен».

Самый надежный путь – смирение и нищета духовная с непрестанным произношением Иисусовой молитвы, с воспроизведением мысленного креста и с коленопреклонениями. Преклони колени, как внешне, так особенно и внутренне, со смирением и нищетой духовной, как мытарь, – все это есть пример наивысшего смирения. Потому говорит Господь; «Молитесь, да не внидете в напасть» (Лк. 22, 40).

И апостол Петр говорит: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1 Петр. 5, 8).

Враг нашего спасения, находясь в сердце человека, своей злой, коварной энергией прельщает, угнетает нас, готовя нам погибель, он старается напоить нас тем смертельным ядом, которым сам в избытке упился – именно: жить самостоятельно, без Бога; в гордости и тщеславии ставить себя выше Бога Небеснаго, хотя, по слову апостола, сам верит и трепещет, ожидая как себе, так и всем прельщенным от него людям наказания во второе славное пришествие Господа Иисуса Христа – Сына Божия.

Надо особенно не забывать, как Сам Господь наш Иисус Христос научает нас побеждать врага спасения. Он говорит: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

Поэтому обратим особое внимание и на пост, как телесный, так и духовный. Пост противоположен сласти греховной, поэтому он и называется еще – воздержанием.

Воздержание от объедения пищей, от сладострастных мыслей, желаний, вожделений, от блуда, гнева, раздражительности, злорадства, осуждения и т. п. – будет приятнейшей пищей для Бога, лучше других жертв.

Надо научиться производить в сердце такую молитвенную скорбь, такую тревогу: как бы не потерять бодрствование, молитву, чистоту, свое спасение.

Надо научиться чаще производить в сердце сокрушенное покаяние о грехах, как апостол Петр заливался слезами при каждом пении петуха, напоминающем ему о троекратной измене Учителю своему и Богу Иисусу Христу, Сыну Божию.

Надо научиться производить сердечную любовь к Богу, людям и всякой твари Божией и благодарить за все молитвой Святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все!»

Надо научиться предавать самих себя в волю Божию и молиться за других.

Да поможет нам Господь Иисус Христос получить дар духовной молитвы и дерзновение к Богу, чтоб соединиться с Богом, как поучает апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

35 0 ER 0.8624
#видеоколлекции@inochestvo
ПРЕМЬЕРА! «СХИАРХИМАНДРИТ ИЛИЙ»
Новый документальный фильм о батюшке Илии (ТК «Спас», 2021). Помолимся о здравии и долгоденствии светлого старца, духовника, молитвенника к Богу о всех нас. Многая и благая лета!

«Сила – у Бога. Господь – Хозяин».
/Схиархимандрит Илий (Ноздрин)/

41 0 ER 0.8581