Статистика ВК сообщества "Религиоведческий журнал"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

#персона@relig.journ
28 января родилась Ирина Сергеевна СВЕНЦИЦКАЯ (1929-2006), советский и российский историк-антиковед, специалист по истории раннего христианства и античности, доктор исторических наук, профессор.

В 1946 году окончила школу № 33 с серебряной медалью. Затем поступила на исторический факультет ЛГУ и окончила его с отличием. С сентября 1951 года — аспирант кафедры древней истории того же факультета. В 1954 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Земельные владения городов западной Малой Азии в III—I вв. до н. э.» После защиты диссертации переехала в Москву и с ноября 1954 года стала преподавать в Московском заочном педагогическом университете в должности ассистента. В марте 1972 года защитила докторскую диссертацию на тему «Земельные отношения в западной Малой Азии эллинистического и римского периодов». В 1993 году ей было присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ».

Автор более 180 публикаций на разные темы. Наиболее известны её работы по истории раннего христианства, в том числе научно-популярные. И. С. Свенцицкая принадлежала к советской исторической школе, допускавшей возможность историчности Иисуса как реально существовавшего религиозного проповедника (в отличие от мифологической школы). Научные интересы Свенцицкой не ограничивались историей христианства. Она опубликовала ряд работ о земельных отношениях и структуре гражданской общины в эллинистический и римский периоды. Также она, например, осуществила научное редактирование труда И. Бикермана «Государство Селевкидов» (М., 1985). Заслуживает внимания и участие Свенцицкой в написании и издании трёхтомной «Истории древнего мира» (под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1982; М., 1983; М., 1989). Ирина Сергеевна Свенцицкая была и одним из авторов известного школьного учебника по истории древнего мира для 5 класса.

229 5 ER 6.8049
#книга@relig.journ
Статакопулос Д. Византийская империя. Краткая история – М.: КоЛибри, 2020. – 320 с.

Книга видного британского византиниста посвящена истории государства, которое известно под разными названиями — Восточная Римская империя, Ромейская империя, Византийская империя или просто Византия — и существовало с 395 по 1453 г. (с перерывом в 1204–1261 гг., когда эта территория находилась под контролем крестоносцев, пока не была восстановлена Михаилом VIII Палеологом).

В каждой из первых восьми глав рассматриваются как события политической истории (в том числе вопросы Церкви и догмы), так и экономические, социальные и культурные аспекты. В девятой главе подводятся итоги и рассказывается о византийском наследии, о его проявлениях как на региональном, так и на общеевропейском уровне.

170 0 ER 4.8657
#новинка@relig.journ
Смит Х. Мировые религии. / отв. ред. А. А. Богословский. М: Эксмо, 2022. – 480 с.

«Мировые религии» профессора Хьюстона Смита — ставшее классическим знаменитое представление основных религий мира: индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, христианство, и ислам, а также наиболее примечательные примитивные религиозные традиции. Перевод выполнен по переработанному и обновленному изданию, подготовленному к 50-летию книги, с момента своего первого появления в 1958 году проданной более, чем тремя миллионами экземпляров.

Предзаказ на сайте издательства. В приложении книга на языке оригинала.

171 2 ER 4.7040
#персона@relig.journ
23 марта родился Эрих ФРОММ (1900-1980) – немецкий социолог, философ, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Мыслитель, психолог, внесший крупный вклад в философию и психологию религии. В семейной среде на Фромма оказал большое влияние иудаизм: многие представители старшего поколения были раввинами, в юные годы Фромм тоже собирался посвятить себя религиозному служению, основательно постиг ал Тору, Талмуд, культ. Окончил Гейдельбергский ун-т, где изучал социологию, психологию и получил степень доктора философии (1922). Специализируясь в психологии, прошел обучение в Берлинском психоаналитическом ин-те (окончил в 1925), закрепившем связь Фромма с фрейдизмом. После нескольких лет практики и теоретической деятельности, спасаясь от нацизма, эмигрировал в США (1933).

Учение 3. Фрейда о человеке, культуре, религии было серьезно переосмыслено Фроммом в направлении усиления роли социальных факторов, на что в большой степени оказала влияние теория К. Маркса (этому посвящен ряд работ Фромма — «Вне цепей иллюзии» и др.). Стремление реформировать психоанализ с учетом идей марксизма, экзистенциализма и некоторых других привело к тому, что Фромм стал одним из основателей неофрейдизма. С этих позиций суть религии осмыслена в работах «Психоанализ и религия » (1950), «Иметь или быть» (1976); трактовки конкретных вероучений даны в трудах «Дзэн-буддизм и психоанализ » (1960), «Догма Христа» (1963), «Вы будете как боги. Радикальная интерпретация Ветхого завета и его традиции» (1966) и др.

РЕЛИГИЮ Фромм понимал как «любую разделяемую группой систему мышления и действий, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающее объект для преданного служения». Такая трактовка основана на убеждении в универсальности религиозной потребности человека, которая представляет собой «потребность в системе ориентации и объекте для служения». Эта универсальная потребность производна, согласно Фромму, от условий человеческого существования.

Религии ученый делил на а) АВТОРИТАРНЫЕ, стремящиеся к господству над личностью, и б) ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ, ориентированные на раскрытие внутренних сил и свободы человека. В работе «Забытый язык» (1951) Фромм изложил свою интерпретацию мифологии, согласно которой мифы являются особым символическим языком, выражающим общие для людей ощущения, эмоции и представления, а также фундаментальные межличностные отношения (напр., отношение к власти).

Забияко А. П. Фромм Эрих // Религиоведение / Энциклопедический словарь. — М.: Академический проект, 2006. — С. 1131-1132.

106 0 ER 2.9513
#журнал@relig.journ
Четыре номера журнала «Религиоведение» №1-№ 4 за 2021 год.

81 0 ER 2.5161
#книга@relig.journ
Подборка книг для изучающих советский атеистический дискурс на тему «Медицина и религия»

80 1 ER 2.2583
#книга@relig.journ
– Спутник атеиста / под ред. В. Титова. – М., 1959. – 544 с.
Справочник рассчитан на лекторов, пропагандистов, ведущих атеистическую пропаганду и борющихся с религиозными пережитками.

– О религии и церкви: сборник документов. – Москва: Политиздат, 1965. – 128 с.
Сборник основных документов — решений съездов Коммунистической партии, постановлений ЦК, декретов и циркуляров Советского правительства — характе­ ризует политику партии и социалистического государства по отношению к религии и церкви. В него вошли также работы (или выдержки из работ) клас­сиков марксизма-ленинизма, посвященные сущности и происхождению религии, обосновывающие отношение к ней со стороны пролетарской партии.

64 4 ER 2.0649
#анонс@relig.journ
9 ноября в 18:15 в РХГА (Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 15) собираемся в 507 аудитории, чтобы обсудить книгу Рональда Инглхарта «Religion's Sudden Decline». Вход свободный, присоединяйтесь.

О ЧЕМ КНИГА
Исследования показывают, что с 2007 количество верующих людей неуклонно падает. Автор ищет объяснение этому феномену и рассуждает, что именно секулярное общество готово предложить взамен религиозных ценностей. Рональд Инглхарт — американский социолог, руководитель проекта всемирного исследования ценностей.

КТО БУДЕТ ВЫСТУПАТЬ
Ведущий семинара — Алексей Рахманин, кандидат философских наук, преподаватель РХГА, автор учебника по религиоведению.

КОГО ЖДЕМ
Религиоведов, социологов, философов, богословов, культурологов; всех, кого интересует проблематика современной религиозности.

ЭТО БЕСПЛАТНО, ОЧНО, ТРАНСЛЯЦИЯ БУДЕТ (НО ЭТО НЕ ТОЧНО)
В 507 аудитории в 18:15, вход свободный. Если придете, захватите паспорт, при входе скажите в какую вы аудиторию.

21 3 ER 1.0549
#словарь@relig.journ
ℹ Книга является по большей части практическим руководством и состоит из трех частей. В первой, теоретической части, повествующей «о трех силах, составляющих колдовство, а именно, о дьяволе, о колдуне и о Божьем попущении, обсуждается 18 различных вопросов, касающихся проблемы колдовства (напр., вопрос 6-й разъясняет почему ведовством занимаются преимущественно женщины). Во второй части речь идет о способах околдования, о том, кому не приносит вреда колдовство и каким образом его можно снять. Здесь устанавливаются типы злодейств, совершаемых ведьмами (договор с дьяволом сексуальные отношения с бесами — инкубат и суккубат, перемещения, превращения, порча урожая и скота и т. п.) и противодействие каждому из них. Третья часть, по преимуществу юридическая, в 35 вопросах рассматривает порядок ведения процесса против ведьм, количество свидетелей, пути получения доказательств, возможность защиты от обвинения в колдовстве, обсуждаются приемы допросов, ареста, заключения и пыток ведьм. Здесь же разграничивается юрисдикция инквизиторских, епископских и светских судов, поскольку ведьмы, которые юридически не могут преследоваться инквизицией как еретики, должны передаваться двум другим судам.

В кон. XV — перв. пол. XVII вв. «Молот ведьм» был наиболее авторитетным кодексом, объединявшим представления о черной магии с доктриной о необходимости преследования ересей. Он переиздавался, по крайней мере, 13 раз до 1520 г. и еще не менее 16 изданий вышло между 1574 и 1669 гг.

56 3 ER 1.2923
#книга@relig.journ
Вещь в контексте погребального обряда: Материалы международной научной конференции / Отв. ред. С.А. Яценко, Е.В. Куприянова. – М.: РГГУ, 2020. – 271 с.

В сборнике публикуется серия докладов одноименной международной конференции, четвертой в серии проводимых в разных городах учеными бывшего СССР по различным малоизученным аспектам древних некрополей и погребальной обрядности в контексте культуры. Предлагаются новые подходы к вещам, обнаруженным в разнотипных погребениях и рядом с ними, их символике и декору, гендерной специфике, поминальным статуям, роли в могилах статусных атрибутов, жертвенных предметов, посуды и ряду других тем. Предпочтение отдавалось аналитическим материалам.

С картинками 😊

38 0 ER 1.3304