Биографии поэтов серебряного века настолько обширны, богаты на события и насыщенны, что никогда не вмещаются в один пост
Потому интересные факты из жизни Владимира Маяковского, а также дела сердечные я разделила на две части
И сегодня расскажу вам о жизненном талантливейшего человека, чья жизнь оборвалась в возрасте всего 36 лет.
Рекламщик, поэт, глашатай революции - в истории нашей литературы трудно найти более яркую фигуру, чем Маяковский. На протяжении своей жизни Владимир работал во множестве творческих объединений. Изначально он собирался стать художником и даже учился живописи. А еще писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.
Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году. Его отец служил лесничим в селе Багдади, позже семья переехала в Кутаиси. Здесь будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования.
Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский ещё ребенком впервые участвовал в митингах.
Когда Владимиру было 13 лет, в 1906 году, от заражения крови умер его отец - он поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт боялся бактерий: всегда носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.
После смерти отца семья переехала в Москву.
В московской гимназии юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале.
В 1908-м Маяковского из гимназии исключили - переехавшая из Кутаиси семья жила очень бедно и не могла оплачивать обучение.
Предоставленный сам себе, бывший гимназист познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП (партию - предшественницу КПСС).
На протяжении 1908-1909 годов Маяковского трижды арестовывали: по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов и по подозрению в пособничестве побегу.
Сначала юного революционера отдавали «на поруки» матери.
А вот третий арест, связанный с побегом 13 заключённых из Московской женской каторжной тюрьмы 1 июля 1909 г., имел более серьёзные последствия - юноше пришлось 11 месяцев провести в заключении, последние 6 - в одиночной камере Бутырской тюрьмы.
Судя по автобиографии, Маяковский и в правду был связан с подготовкой побега. Тем не менее, через 11 месяцев его отпустили за недостатком улик.
Заключение в одиночной камере Маяковский позже назвал «11 бутырских месяцев». Там он писал стихи, но тетрадь с лирическими опытами отобрали охранники.
В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Также Владимир учился живописи - сменил нескольких преподавателей и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
От стихов Маяковского его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья».
Футуристы читали стихи и лекции о новой поэзии, и в конце концов, за публичные выступления Владимира Маяковского отчислили из училища.
В 1913–1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам.
Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил её на сцене и сам сыграл главную роль.
В этот же год поэт увлекся кинематографом. Причём, литератор не только писал сценарии. Он режиссировал и сыграл в 5 фильмах. Не все, к сожалению, сохранились до наших дней.
Во время Первой Мировой войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники рисовали патриотические открытки для фронта - создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.
В 1915 году Маяковский знакомится с Осипом и Лилей Брик. В своей автобиографии поэт позже отметил это событие подзаголовком «радостнейшая дата».
Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись в картине «Закованная фильмой», оба в главных ролях.
В ноябре того же года прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд, а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич.
В 1919-1921 гг. Владимир Маяковский работал в «Окнах сатиры РОСТА».
Художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты, которые нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.
С 1923 года Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко занялся коммерческой рекламой. Они создавали целые кампании для ГУМа и Моссельпрома, Резинотреста и Госиздата. Маяковский делал рисунки для плакатов и писал первые «продающие тексты». Например, Чаеуправление заказало ему набор из 15 вкладышей со стихами и рисунками - их вкладывали в пачки чая и какао.
Также Владимир писал рекламные слоганы для советских журналов: «Огонька», «Смены», «Московского пролетария», для Манежа, учебных заведений и даже музеев.
В 1923-1925 гг. Владимир Маяковский был редактором журнала «ЛЕФ». Его издавало творческое объединение «Левый фронт искусств».
В «ЛЕФе» печатали современную прозу и стихи, появлялись современные фотоработы и новаторские архитектурные проекты. В разделе «Факты» редакция рассказывала о событиях в области искусства - как правило, левого.
За три года вышло всего семь номеров «ЛЕФа». В 1925 году журнал, который не приносил дохода, закрыли. В 1927 году появился «Новый ЛЕФ». Его редактором Владимир Маяковский был до 1928 года - до того, как покинул творческое объединение.
В 1928-1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, следил за оформлением спектакля и работал с актёрами.
Критики встретили пьесы холодно. Одни видели в произведениях сатиру на бюрократию, другие - критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили вплоть до 1953 года.
Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые по неизвестным причинам не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика, его упрекали за сатиру по отношении к бюрократии.
Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его последняя возлюбленная - актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.
В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было. Такой бойкот оказался чрезвычайно обидным для поэта - выставка была критически важна для Маяковского.
Самоубийству Владимира предшествовал целый ряд неудач в личной и творческой жизни, а так же в чисто бытовых вопросах. С самого начала тридцатого года Маяковский испытывал проблемы со здоровьем, а его психическое состояние на начало апреля 1930 года оценивается как крайне шаткое.
Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. После ухода Полонской Маяковский покончил с собой.
Произошло это 14 апреля 1930 года, в Москве, на Лубянке, по адресу Лубянский проезд, д.3/6, стр.4, на четвертом этаже коммунальной квартиры, где располагалась комната-мастерская поэта. На момент смерти Маяковскому было 36 лет.
День 14 апреля для Маяковского выдался короткий. Всё случилось еще до полудня. В 8 утра Маяковский на такси заехал за Вероникой, с которой всё последнее время происходили скандалы, бурное выяснение отношений, обмен записками.
Вместе они прибыли на Лубянку, в коммуналку к Маяковскому. Там состоялся эмоциональный диалог, ненадолго прерванный приездом курьера самиздата. Всё это время на улице Полонскую ждало такси. После недолгого разговора с Маяковским Полонская выбежала из комнаты, так как спешила на репетицию в театр. Возле входной двери ее настиг звук выстрела. Маяковский скончался до приезда кареты скорой помощи.
Такова общепринятая официальная версия смерти Маяковского.
Существует ещё по меньшей мере две альтернативных версии смерти.
Предполагалось, что Маяковского застрелили сотрудники ОГПУ, либо в процессе пылких выяснений его застрелила сама Вероника Полонская. После проведённых экспертиз (некоторые из них делались спустя 80 лет с момента смерти) основной официальной версией всё же остаётся самоубийство.
Церемония прощания прошла с 15 по 17 апреля в московском клубе писателей и собрала огромное количество народа.
У Маяковского осталось двое детей: сын Глеб-Никита Антонович Лавинский (1921-1986) от Елизаветы Лавинской. И Елена Владимировна Маяковская (Хелен Патрисия Томпсон) (1926-2016) от Елизаветы Зиберт.
После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократию. Поэта почти не издавали.
Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.