Верь в меня, мама, верь.
Я смогу. У меня получится.
Приоткрой мне тихонько дверь.
Наблюдай, твой ребенок учится.
Ходить, говорить, летать.
Пусть Души полёт во мне останется.
В пять, в семнадцать и в двадцать пять.
И когда навсегда расстанемся.
Верь в меня, мама, верь.
Я смогу. У меня получится.
Страхи оставь за дверью.
Успевай по мне сильно соскучиться.
Слушай меня. Молчи. Говори.
Наблюдай за мной. Иногда присматривай.
Ожидания все свои в огне сожги…
Просто верь, мам... У меня всё получится!
Автор Ясна Токарик
️Главное-вера и поддержка
Количество постов 3 233
Частота постов 112 часов 54 минуты
ER
22.94
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Существует много статей о воспитание.Вот самые главные моменты.
АДЕКВАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
1️⃣ НИКОГДА не отвечайте ребёнку агрессией на агрессию!
2️⃣ Про запреты. Когда вы сообщаете ребёнку о запрете, следите за тоном. Он должен быть дружеским и разъяснительным, а не повелительным. Исключите из своего лексикона фразы типа «нельзя, потому что я так сказала!», «нельзя и всё!». Говорите: «Нельзя потому, что…», объясняйте причинно-следственные связи. А лучше всего сказать, начиная с фразы: «Я не могу себе позволить, чтобы…», например – «ты перегрелся на солнце, а потом у тебя болела голова и кожа».
3️⃣ Права и правила. Ограничения, требования и границы в жизни ребёнка необходимы для его безопасности и ощущения себя в надёжной предсказуемой среде. Но этих правил не должно быть больше, чем прав ребёнка, и хорошо было бы придать правилам достаточную гибкость. Всегда есть запреты, которые не обсуждаются, они относятся к здоровью и безопасности. Но также ребёнку необходимо психологическое пространство для тренировки способности к сознательному выбору, и вопросы, которые он может решать самостоятельно. Ребёнок – полноценный член семьи, и хотя бы иногда включайте его в процесс семейного совета по поводу принятия решения, например, о какой-нибудь покупке (если это что-то доступное), уважительно выслушайте его мнение.
4️⃣ Согласованность. О содержании правил и ограничений для ребёнка должны быть осведомлены все члены семьи, которые принимают непосредственное участие в воспитании ребёнка, согласованность необходима. Требования, которые предъявляются ребёнку близкими, не должны нести противоречивый характер.
5️⃣ Соблазны и ответственность. У каждого возрастного периода есть свои задачи и ограничения. Например, ребёнку до пяти лет не может быть присуща аккуратность – это возраст «пачкания» и исследования всего окружающего. А малыш, который ползает или начинает ходить, всё тянет, переворачивает, открывает шкафчики. Это те соблазны, которые ребёнок не способен контролировать в силу своего возраста, он развивается таким способом. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, следует соразмерять собственные ожидания с возможностями ребёнка. Возьмите на себя ответственность за состояние окружающей обстановки.
Уберите в зону детской недосягаемости ценные и опасные предметы. Но не допускайте явного противоречия между родительскими требованиями и важнейшими закономерными для данного возраста потребностями.
6️⃣ Пятнадцать минут. Общайтесь со своим ребёнком с удовольствием, находите время для игр с ним. Как бы вы ни были заняты, возьмите себе за обязательное правило проводить с ребёнком 15 минут в день обязательно. Он должен знать, что это время всецело принадлежит ему! Проводить его необходимо так, как желает ребёнок, эти моменты НЕ для обучения и воспитания, а для радости, удовольствия и ощущения близости. 15 минут в день – это совсем не много для счастья и стабильности ребёнка.
7️⃣ Общение со сверстниками – это важная сфера развития ребёнка, так же, как учёба и кружки. Время для игры и дружбы должно быть встроено в график обязанностей.
8️⃣ Собственное пространство (комната или уголок) у ребёнка должны быть! Взрослым необходимо уважительно относиться к этим границам, не вторгаться туда без разрешения хозяина (вне зависимости от его возраста). Спрашивайте позволения войти.
9️⃣ Больше одного. Сколько бы у вас ни было детей, важно помнить, что каждый из них имеет право на индивидуальное внимание мамы и папы. Не говорите детям, что вы их «любите одинаково». Они близкие, но всё же разные люди, отдельные личности, им важно это слышать от родителей. Очень верится, что вы сильно их любите, но всё же как двух отдельных людей. Посыл любви к детям должен звучать не в сравнительной степени, а просто по-разному, с отличиями.
Уважение и ясность. Если уж так случилось, что вы наказали ребёнка, то было бы хорошо, если бы это был самый-самый крайний случай. И здесь есть настоятельные рекомендации: не унижайте достоинство ребёнка, наказывая его; он должен чётко понимать причину своего наказания; количество замечаний – минимально; не наказывайте в присутствии других людей; выбирая из двух зол - лучше ограничить ребёнка в чём-то хорошем, чем сделать ему плохо.
1️⃣1️⃣ Искренность. Даже если вы очень разозлились или огорчены, не лишайте ребёнка контакта с собой, не игнорируйте его, не бойкотируйте! Такая реакция травматична и разрушительна для психики ребёнка. Этого кошмара ребёнок не заслуживает НИКОГДА, что бы он ни натворил! Гораздо экологичней искренне выразить свои чувства по поводу поступка, например: «Сейчас я очень злюсь на то, что ты сделал (и описать его ошибочное действие)!». И обратная сторона медали – искренне признавайте свои ошибки, не бойтесь извиняться. Говорить в таких случаях лучше НЕ «извини меня», а «мне очень жаль, что я… (и описать своё ошибочное действие)». Ребёнку нужны не идеальные родители, а адекватные. Позволяйте ребёнку себя критиковать. Он тоже имеет полное право злиться.
1️⃣2️⃣ Я люблю тебя всегда. После любой напряжённой конфликтной ситуации или обычного высказывания своего недовольства обязательно убедительно скажите ребёнку несколько раз, что любите его несмотря ни на что. «Я злюсь, я расстроена, меня огорчил твой поступок, но я всё равно люблю тебя. Я люблю тебя, даже когда ругаю. Я люблю тебя любого, что бы ты ни сделал. Ты мне очень нужен». Обязательно разделяйте два понятия: ребёнок и его поступок. Подчёркивайте ребёнку, что вы разозлились не на него, а на его поступок – «Я разозлилась на то, что ты сделал (и опишите действие)». Старайтесь исключить из лексикона - «Я злюсь на тебя», ребёнок это слышит, как прямое обвинение, нападение, он внутренне защищается и суть остального послания не воспринимает.
1️⃣3️⃣ Здесь и сейчас. Если конфликт произошёл непосредственно перед тем, как вам необходимо расстаться с ребёнком надолго (на время сна, он уходит в сад, школу, или вы на работу), то ни в коем случае не оставляйте ситуацию в «подвешенном» состоянии, а ребёнка — со своими переживаниями наедине. Завершите разговор, проясните до конца, расставьте все точки, дайте ребёнку высказаться.
1️⃣4️⃣ Без вины. В случае, если в семье происходит разлад между родителями, ссоры, конфликты, кто-то из членов покидает семью, то психика ребёнка воспринимает эти события специфическим образом. Ребёнок подсознательно винит себя в происходящем – «папа ушёл, потому что я был плохим». Так как этот процесс глубинный, то ребёнок вряд ли станет озвучивать происходящее в его душе. В любом случае, в сложившейся ситуации ему важно объяснить, что он здесь ни при чём, лично он не имеет к этому никакого отношения, это дела взрослых и он здесь никаким образом не виноват. Это работа, которую родители должны делать как можно чаще на фоне семейного конфликта или распада семьи, просто вставлять в разные контексты и повторять как можно чаще фразы «ты ни в чём не виноват», «мы не живём вместе, но мы очень любим тебя, ты всегда будешь нашим любимым сыном, а мы твоими мамой и папой».
1️⃣5️⃣ Чем прямее, тем лучше. Общайтесь с ребёнком на прямых посланиях, без косвенных, двойных, завуалированных фраз и намёков. Свои просьбы, обращения и объяснения формулируйте для ребёнка очень конкретно и прямо.
В восприятии ребёнка любой вопрос, не предполагающий распространённого ответа, расшифровывается как агрессия; простая констатация очевидного факта без разъяснения тоже воспринимается как агрессия. А на любою агрессию включается защитный механизм и, как следствие, ребёнок не воспринимает информацию.
1️⃣6️⃣ Самооценка. Отношение к себе у ребёнка напрямую зависит от того, что ему о нём же транслируют его родители и близкие значимые люди. Положительная самооценка – это основа психологического здоровья. Поведение, достижения, успехи ребёнка могут не вызывать гордости, но это не повод отказывать ребёнку в любви и поддержке. Более того, семья – это единственное место, где ребёнок поддержку должен получать, даже если «весь мир против него». Атмосфера принятия и доверия даст возможность открыться всем его способностям со временем.
1️⃣7️⃣ Сравнение. Сравнивать себя с другими – это нормальный элемент развития ребёнка в социальной среде. Главный посыл, который ребёнок должен слышать от родителей, когда сравнивает себя с кем-то: «Ты не хуже кого-то, ты не лучше кого-то, все люди разные и ты особенный». И полезным было бы в этот момент ещё ребёнка похвалить, подчеркнуть то, что в нём хорошо, и то, что здорово получается. Если сравниваете вы, то только с его же собственными достижениями, которые были ранее. Откажитесь навсегда от сравнительных характеристик своего ребёнка с другими людьми.
1️⃣8️⃣ Безусловное принятие. Ребёнок должен знать и даже не сомневаться в том, что родители его любят просто по факту его существования, а не за какие-то хорошие поступки или примерное поведение. Это – безусловное принятие ребёнка. Ваша любовь и принятие присутствует всегда, как воздух, вне зависимости ни от каких его действий. Вот это: «Если ты не станешь послушным, я не буду тебя любить» - жестокая и разрушительная манипуляция детской несформировавшейся психикой, и по большому счёту – это ложь, если хорошенько вдуматься. Истинная правда в том, что вы испытываете временную негативную эмоцию, а ребёнка всё равно любить не перестаёте.
1️⃣9️⃣ Похвала. Хвалите – хвалите – хвалите ребёнка, похвалы никогда не будет чрезмерно. Не упускайте ни единой возможности, чтоб похвалить за каждую мелочь, но искренне, без фальши. Обосновывайте свою похвалу, всегда поясняйте, за что хвалите. Сообщайте об успехах ребёнка в присутствии других членов семьи.
2️⃣0️⃣ Чувства. Не осуждайте и не обесценивайте чувства ребёнка, не запрещайте ему его чувства, даже если они откровенно агрессивные. Любое переживание должно найти свой выход, чтобы не стать токсичным для психики. Если ребёнок знает, что он будет принят близкими любыми со своими переживаниями, то ему не придётся делиться где-то там, где его переживание могут неправильно истолковать и всякого лишнего насоветовать.
2️⃣1️⃣ Объятия. Обнимайте, целуйте, прикасайтесь, поглаживайте своего ребёнка в любом возрасте. Обнимайте часто, много, искренне, с любовью. Объятия творят чудеса, иногда одно прикосновение заменяет тысячи слов!
🏻 Автор: Алина Адлер
АДЕКВАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
1️⃣ НИКОГДА не отвечайте ребёнку агрессией на агрессию!
2️⃣ Про запреты. Когда вы сообщаете ребёнку о запрете, следите за тоном. Он должен быть дружеским и разъяснительным, а не повелительным. Исключите из своего лексикона фразы типа «нельзя, потому что я так сказала!», «нельзя и всё!». Говорите: «Нельзя потому, что…», объясняйте причинно-следственные связи. А лучше всего сказать, начиная с фразы: «Я не могу себе позволить, чтобы…», например – «ты перегрелся на солнце, а потом у тебя болела голова и кожа».
3️⃣ Права и правила. Ограничения, требования и границы в жизни ребёнка необходимы для его безопасности и ощущения себя в надёжной предсказуемой среде. Но этих правил не должно быть больше, чем прав ребёнка, и хорошо было бы придать правилам достаточную гибкость. Всегда есть запреты, которые не обсуждаются, они относятся к здоровью и безопасности. Но также ребёнку необходимо психологическое пространство для тренировки способности к сознательному выбору, и вопросы, которые он может решать самостоятельно. Ребёнок – полноценный член семьи, и хотя бы иногда включайте его в процесс семейного совета по поводу принятия решения, например, о какой-нибудь покупке (если это что-то доступное), уважительно выслушайте его мнение.
4️⃣ Согласованность. О содержании правил и ограничений для ребёнка должны быть осведомлены все члены семьи, которые принимают непосредственное участие в воспитании ребёнка, согласованность необходима. Требования, которые предъявляются ребёнку близкими, не должны нести противоречивый характер.
5️⃣ Соблазны и ответственность. У каждого возрастного периода есть свои задачи и ограничения. Например, ребёнку до пяти лет не может быть присуща аккуратность – это возраст «пачкания» и исследования всего окружающего. А малыш, который ползает или начинает ходить, всё тянет, переворачивает, открывает шкафчики. Это те соблазны, которые ребёнок не способен контролировать в силу своего возраста, он развивается таким способом. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, следует соразмерять собственные ожидания с возможностями ребёнка. Возьмите на себя ответственность за состояние окружающей обстановки.
Уберите в зону детской недосягаемости ценные и опасные предметы. Но не допускайте явного противоречия между родительскими требованиями и важнейшими закономерными для данного возраста потребностями.
6️⃣ Пятнадцать минут. Общайтесь со своим ребёнком с удовольствием, находите время для игр с ним. Как бы вы ни были заняты, возьмите себе за обязательное правило проводить с ребёнком 15 минут в день обязательно. Он должен знать, что это время всецело принадлежит ему! Проводить его необходимо так, как желает ребёнок, эти моменты НЕ для обучения и воспитания, а для радости, удовольствия и ощущения близости. 15 минут в день – это совсем не много для счастья и стабильности ребёнка.
7️⃣ Общение со сверстниками – это важная сфера развития ребёнка, так же, как учёба и кружки. Время для игры и дружбы должно быть встроено в график обязанностей.
8️⃣ Собственное пространство (комната или уголок) у ребёнка должны быть! Взрослым необходимо уважительно относиться к этим границам, не вторгаться туда без разрешения хозяина (вне зависимости от его возраста). Спрашивайте позволения войти.
9️⃣ Больше одного. Сколько бы у вас ни было детей, важно помнить, что каждый из них имеет право на индивидуальное внимание мамы и папы. Не говорите детям, что вы их «любите одинаково». Они близкие, но всё же разные люди, отдельные личности, им важно это слышать от родителей. Очень верится, что вы сильно их любите, но всё же как двух отдельных людей. Посыл любви к детям должен звучать не в сравнительной степени, а просто по-разному, с отличиями.
Уважение и ясность. Если уж так случилось, что вы наказали ребёнка, то было бы хорошо, если бы это был самый-самый крайний случай. И здесь есть настоятельные рекомендации: не унижайте достоинство ребёнка, наказывая его; он должен чётко понимать причину своего наказания; количество замечаний – минимально; не наказывайте в присутствии других людей; выбирая из двух зол - лучше ограничить ребёнка в чём-то хорошем, чем сделать ему плохо.
1️⃣1️⃣ Искренность. Даже если вы очень разозлились или огорчены, не лишайте ребёнка контакта с собой, не игнорируйте его, не бойкотируйте! Такая реакция травматична и разрушительна для психики ребёнка. Этого кошмара ребёнок не заслуживает НИКОГДА, что бы он ни натворил! Гораздо экологичней искренне выразить свои чувства по поводу поступка, например: «Сейчас я очень злюсь на то, что ты сделал (и описать его ошибочное действие)!». И обратная сторона медали – искренне признавайте свои ошибки, не бойтесь извиняться. Говорить в таких случаях лучше НЕ «извини меня», а «мне очень жаль, что я… (и описать своё ошибочное действие)». Ребёнку нужны не идеальные родители, а адекватные. Позволяйте ребёнку себя критиковать. Он тоже имеет полное право злиться.
1️⃣2️⃣ Я люблю тебя всегда. После любой напряжённой конфликтной ситуации или обычного высказывания своего недовольства обязательно убедительно скажите ребёнку несколько раз, что любите его несмотря ни на что. «Я злюсь, я расстроена, меня огорчил твой поступок, но я всё равно люблю тебя. Я люблю тебя, даже когда ругаю. Я люблю тебя любого, что бы ты ни сделал. Ты мне очень нужен». Обязательно разделяйте два понятия: ребёнок и его поступок. Подчёркивайте ребёнку, что вы разозлились не на него, а на его поступок – «Я разозлилась на то, что ты сделал (и опишите действие)». Старайтесь исключить из лексикона - «Я злюсь на тебя», ребёнок это слышит, как прямое обвинение, нападение, он внутренне защищается и суть остального послания не воспринимает.
1️⃣3️⃣ Здесь и сейчас. Если конфликт произошёл непосредственно перед тем, как вам необходимо расстаться с ребёнком надолго (на время сна, он уходит в сад, школу, или вы на работу), то ни в коем случае не оставляйте ситуацию в «подвешенном» состоянии, а ребёнка — со своими переживаниями наедине. Завершите разговор, проясните до конца, расставьте все точки, дайте ребёнку высказаться.
1️⃣4️⃣ Без вины. В случае, если в семье происходит разлад между родителями, ссоры, конфликты, кто-то из членов покидает семью, то психика ребёнка воспринимает эти события специфическим образом. Ребёнок подсознательно винит себя в происходящем – «папа ушёл, потому что я был плохим». Так как этот процесс глубинный, то ребёнок вряд ли станет озвучивать происходящее в его душе. В любом случае, в сложившейся ситуации ему важно объяснить, что он здесь ни при чём, лично он не имеет к этому никакого отношения, это дела взрослых и он здесь никаким образом не виноват. Это работа, которую родители должны делать как можно чаще на фоне семейного конфликта или распада семьи, просто вставлять в разные контексты и повторять как можно чаще фразы «ты ни в чём не виноват», «мы не живём вместе, но мы очень любим тебя, ты всегда будешь нашим любимым сыном, а мы твоими мамой и папой».
1️⃣5️⃣ Чем прямее, тем лучше. Общайтесь с ребёнком на прямых посланиях, без косвенных, двойных, завуалированных фраз и намёков. Свои просьбы, обращения и объяснения формулируйте для ребёнка очень конкретно и прямо.
В восприятии ребёнка любой вопрос, не предполагающий распространённого ответа, расшифровывается как агрессия; простая констатация очевидного факта без разъяснения тоже воспринимается как агрессия. А на любою агрессию включается защитный механизм и, как следствие, ребёнок не воспринимает информацию.
1️⃣6️⃣ Самооценка. Отношение к себе у ребёнка напрямую зависит от того, что ему о нём же транслируют его родители и близкие значимые люди. Положительная самооценка – это основа психологического здоровья. Поведение, достижения, успехи ребёнка могут не вызывать гордости, но это не повод отказывать ребёнку в любви и поддержке. Более того, семья – это единственное место, где ребёнок поддержку должен получать, даже если «весь мир против него». Атмосфера принятия и доверия даст возможность открыться всем его способностям со временем.
1️⃣7️⃣ Сравнение. Сравнивать себя с другими – это нормальный элемент развития ребёнка в социальной среде. Главный посыл, который ребёнок должен слышать от родителей, когда сравнивает себя с кем-то: «Ты не хуже кого-то, ты не лучше кого-то, все люди разные и ты особенный». И полезным было бы в этот момент ещё ребёнка похвалить, подчеркнуть то, что в нём хорошо, и то, что здорово получается. Если сравниваете вы, то только с его же собственными достижениями, которые были ранее. Откажитесь навсегда от сравнительных характеристик своего ребёнка с другими людьми.
1️⃣8️⃣ Безусловное принятие. Ребёнок должен знать и даже не сомневаться в том, что родители его любят просто по факту его существования, а не за какие-то хорошие поступки или примерное поведение. Это – безусловное принятие ребёнка. Ваша любовь и принятие присутствует всегда, как воздух, вне зависимости ни от каких его действий. Вот это: «Если ты не станешь послушным, я не буду тебя любить» - жестокая и разрушительная манипуляция детской несформировавшейся психикой, и по большому счёту – это ложь, если хорошенько вдуматься. Истинная правда в том, что вы испытываете временную негативную эмоцию, а ребёнка всё равно любить не перестаёте.
1️⃣9️⃣ Похвала. Хвалите – хвалите – хвалите ребёнка, похвалы никогда не будет чрезмерно. Не упускайте ни единой возможности, чтоб похвалить за каждую мелочь, но искренне, без фальши. Обосновывайте свою похвалу, всегда поясняйте, за что хвалите. Сообщайте об успехах ребёнка в присутствии других членов семьи.
2️⃣0️⃣ Чувства. Не осуждайте и не обесценивайте чувства ребёнка, не запрещайте ему его чувства, даже если они откровенно агрессивные. Любое переживание должно найти свой выход, чтобы не стать токсичным для психики. Если ребёнок знает, что он будет принят близкими любыми со своими переживаниями, то ему не придётся делиться где-то там, где его переживание могут неправильно истолковать и всякого лишнего насоветовать.
2️⃣1️⃣ Объятия. Обнимайте, целуйте, прикасайтесь, поглаживайте своего ребёнка в любом возрасте. Обнимайте часто, много, искренне, с любовью. Объятия творят чудеса, иногда одно прикосновение заменяет тысячи слов!
🏻 Автор: Алина Адлер
Это важно для каждой мамы!!
Меня накрывало. Меня накрывало совершеннейшей яростью к своим детям. Это когда смотришь на ребёнка и ненавидишь его, а внутри поднимается желание не то, что ударить, а натурально прибить! Нет никакого сочувствия, внутри всё отказывается понимать, что это же ребёнок и всё такое. Хочется элементарно ударить, так, чтобы ему стало больно.
И это не мысли садистки, это чувства вполне себе нормальной матери, которая ждала, с пузом разговаривала, пяточки целовала, в макушку дула и попу вытирала. Но в определённый момент сломалась. Я ведь и правда была очень любящей, жалела своих детей, носила на ручках, целовала ушибленные коленки, читала книги по детской психологии и прекрасно понимала, что кричать на детей нельзя, бить нельзя, надо принимать, понимать, контейнировать и вообще. Но потом во мне щёлкал какой-то рубильник, и меня сносило сначала обидой, потом яростью, беспомощностью и виной, что не могу с собой справиться, не умею быть взрослой и причиняю боль детям.
И у этой истории есть 2 очень толстых корня. Первый, это невнимательность к самой себе. Мы кричим и ненавидим детей только тогда, когда очень устали. И иногда эта усталость многолетняя, и копится уже давно, орать и бить посуду хотелось уже очень давно, но ты запихиваешь это желание во внутрь, а потом ребёнок роняет банан на пол и всё, красная пелена перед глазами. В этом случае мы на самом деле не нападаем, а защищаемся. Пытаемся покусать всех и вся, чтобы наконец отстали, пытаемся отстоять чистоту и порядок в доме, чтобы хоть ненадолго выдохнуть, хотим прекратить детскую истерику, чтобы перестало звенеть в ушах, и чтобы не болело внутри. Тут мы не агрессоры, а потерпевшие, загнанные в угол зверюшки, которые кусаются из ощущения собственной обречённости.
А второй корень, это какие-то убеждения о том, как должно быть и всплывающие в связи с этим чувства: «У хорошей матери дети не орут на весь магазин», поэтому если мой орёт, то я говномать, мне стыдно, поэтому я всыплю ему люлей, чтобы самой перестать испытывать дикий стыд за свою «плохость». И тут мы тоже действуем из некой невыносимости, а не из злого умысла, внутри у руля стоят какие-то «правильные» преставления, а не наши отношения с ребёнком.
Так вот чтобы не орать, чтобы не хотеть удавить детей, надо постепенно учиться замечать эти вещи. Заметить, что уже давно устала, настолько, что детский голос ощущается бормашиной в мозгах. Заметить, что уже давно выдавливаешь улыбку, что грязная посуда стала важнее отношений. Почувствовать, что постоянно хочется плакать и кричать, давно хочется.
И рискнуть встретиться со своими убеждениями, поставить под сомнение свои аксиомы, проверить их на истинность, на актуальность.
Это правда, что мы тут мы взрослые, а они дети. Это правда, что мы несём ответственность за отношения с ними, что наш крик и наши удары оставят глубокие синяки на их жизни. Но для того, чтобы взять уже в свои руки ответственность за всё это, стать этим самым взрослым, надо сначала обнаружить внутри свою боль и нужду, и помочь себе.
Меня накрывало. Меня накрывало совершеннейшей яростью к своим детям. Это когда смотришь на ребёнка и ненавидишь его, а внутри поднимается желание не то, что ударить, а натурально прибить! Нет никакого сочувствия, внутри всё отказывается понимать, что это же ребёнок и всё такое. Хочется элементарно ударить, так, чтобы ему стало больно.
И это не мысли садистки, это чувства вполне себе нормальной матери, которая ждала, с пузом разговаривала, пяточки целовала, в макушку дула и попу вытирала. Но в определённый момент сломалась. Я ведь и правда была очень любящей, жалела своих детей, носила на ручках, целовала ушибленные коленки, читала книги по детской психологии и прекрасно понимала, что кричать на детей нельзя, бить нельзя, надо принимать, понимать, контейнировать и вообще. Но потом во мне щёлкал какой-то рубильник, и меня сносило сначала обидой, потом яростью, беспомощностью и виной, что не могу с собой справиться, не умею быть взрослой и причиняю боль детям.
И у этой истории есть 2 очень толстых корня. Первый, это невнимательность к самой себе. Мы кричим и ненавидим детей только тогда, когда очень устали. И иногда эта усталость многолетняя, и копится уже давно, орать и бить посуду хотелось уже очень давно, но ты запихиваешь это желание во внутрь, а потом ребёнок роняет банан на пол и всё, красная пелена перед глазами. В этом случае мы на самом деле не нападаем, а защищаемся. Пытаемся покусать всех и вся, чтобы наконец отстали, пытаемся отстоять чистоту и порядок в доме, чтобы хоть ненадолго выдохнуть, хотим прекратить детскую истерику, чтобы перестало звенеть в ушах, и чтобы не болело внутри. Тут мы не агрессоры, а потерпевшие, загнанные в угол зверюшки, которые кусаются из ощущения собственной обречённости.
А второй корень, это какие-то убеждения о том, как должно быть и всплывающие в связи с этим чувства: «У хорошей матери дети не орут на весь магазин», поэтому если мой орёт, то я говномать, мне стыдно, поэтому я всыплю ему люлей, чтобы самой перестать испытывать дикий стыд за свою «плохость». И тут мы тоже действуем из некой невыносимости, а не из злого умысла, внутри у руля стоят какие-то «правильные» преставления, а не наши отношения с ребёнком.
Так вот чтобы не орать, чтобы не хотеть удавить детей, надо постепенно учиться замечать эти вещи. Заметить, что уже давно устала, настолько, что детский голос ощущается бормашиной в мозгах. Заметить, что уже давно выдавливаешь улыбку, что грязная посуда стала важнее отношений. Почувствовать, что постоянно хочется плакать и кричать, давно хочется.
И рискнуть встретиться со своими убеждениями, поставить под сомнение свои аксиомы, проверить их на истинность, на актуальность.
Это правда, что мы тут мы взрослые, а они дети. Это правда, что мы несём ответственность за отношения с ними, что наш крик и наши удары оставят глубокие синяки на их жизни. Но для того, чтобы взять уже в свои руки ответственность за всё это, стать этим самым взрослым, надо сначала обнаружить внутри свою боль и нужду, и помочь себе.