Поздравляем наших специалистов Молчанову Ирину, Чекалину Веронику, Гуцал Анастасию и Грузинову Татьяну!
Они прошли обучение диагностической методике ADOS 2, которая является золотым стандартом в диагностике аутизма.
Тест имеет несколько модификаций, применяемых для разного возраста. При помощи этого инструмента можно диагностировать степень проявления аутизма, начиная с года.
Есть модификации для подростов и взрослых людей.
Методику применяют для уточнения диагноза, постановки целей терапевтического вмешательства, а также для исследований, так как ADOS 2 — это стандартизированный и валидизированный метод, переведённый и адаптированный для русскоязычной аудитории.
С сентября мы планируем проводить тестирование детей как по запросу родителей, так и для исследований.
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Самое важное, о чем стоит помнить во время обучения чтению — ни в коем случае не учить малыша называть букву полным названием, например, «ЭМ» или «ЭЛ».
Когда ребенок перейдет к слиянию звуков в слоги, при условии, что выучил полные названия букв, он будет читать слог не «МА», а «ЭМ-А», не «МАК», а «ЭМАКЭ». Поэтому, если малыш указывает на букву и спрашивает, как она называется, называйте букву звуком. Тогда вопрос, как перейти к чтению слогов, не станет большой проблемой.
На прилавках детских магазинов представлено множество пособий для чтения слогов. Такой вариант работы хорош, но увы, не подойдет для очень подвижных и неусидчивых малышей. Есть дети, которые не могут долго сидеть за книжкой, педагогам придется учить читать в процессе подвижных игр или манипуляций с игрушками.
Итак, рецепт простой. Для того, чтобы научить ребенка читать слоги в процессе игры, понадобятся:
малярный скотч, который будет символизировать дорогу;
несколько маркеров;
машинка - грузовик;
хорошее настроение
Наклейте малярный скотч на пол и скажите, что это дорога, по которой будет ездить машинка. Поиграйте с двумя автомобилями, которые едут по этой дороге и догоняют друг друга — один у мамы, а другой у ребенка. Когда малыш приноровится играть, скажите, что теперь у дорожки появится свой «голос», затем нарисуйте на скотче знакомый гласный звук. Для начала рекомендуем взять звук [А] и дальше [О], [У], [Э], [Ы], так как гласные буквы Е, И, Ю, Я — более сложны для составления слогов.
Теперь ваша задача — катить машину и протяжно тянуть гласный звук все время, пока она едет по дорожке. Помните, что объем речевого дыхания у малышей меньше, чем у взрослых, поэтому не делайте дорожки слишком длинными. Получилось? Отлично! Сделайте у дороги больше «поворотов», на каждом кусочке пути написав свой гласный звук, и поэкспериментируйте. Задача — сделать так, чтобы ребенок вез машинку, пропевая звук, написанный на этом отрезке дороги.
Когда ребенок будет уверенно пропевать гласные звуки и катить автомобиль, проверьте, чтобы малыш без вашей подсказки узнавал букву и называл ее. Теперь погрузите на машинку карточки с написанным согласным звуком. Для начала выбирайте буквы, название которых ребенок отлично знает. Рекомендуем начинать с согласных [В], [Ж], [З], [М], [Н], [С], [Ф], [Х], а после них переходить к остальным согласным. Это связано с тем, что перечисленные согласные произносятся более длительно, и их технически проще сливать в слог, не делая паузу между двумя звуками в слоге.
Погрузите в машину карточку с буквой и скажите, что звук [Н], например, отправляется в путешествие по дороге, но нужно ему помочь и скомандовать. Поставьте машину на «старт», укажите пальцем на карточку с согласным звуком и назовите его. После этого перевезите машину на малярную ленту и начните тянуть звук. Например, поставьте грузовик на «старт» и назовите: «Н». Переставьте машину на дорогу и тяните: «АААААА». И добавьте: «Смотри, у нас получилось НА!»
Чтобы не усложнять малышу задачу, сначала сливайте разные согласные со звуком [А]. Когда это получится, перевозите карточки с согласными по дорожкам со звуком [У] и так далее. Старайтесь постепенно увеличивать сложность задания, чтобы оно не выглядело слишком трудным, и малыш не терял интерес. Постепенно ребенок поймет, как правильно читать слоги.
Когда ребенок перейдет к слиянию звуков в слоги, при условии, что выучил полные названия букв, он будет читать слог не «МА», а «ЭМ-А», не «МАК», а «ЭМАКЭ». Поэтому, если малыш указывает на букву и спрашивает, как она называется, называйте букву звуком. Тогда вопрос, как перейти к чтению слогов, не станет большой проблемой.
На прилавках детских магазинов представлено множество пособий для чтения слогов. Такой вариант работы хорош, но увы, не подойдет для очень подвижных и неусидчивых малышей. Есть дети, которые не могут долго сидеть за книжкой, педагогам придется учить читать в процессе подвижных игр или манипуляций с игрушками.
Итак, рецепт простой. Для того, чтобы научить ребенка читать слоги в процессе игры, понадобятся:
малярный скотч, который будет символизировать дорогу;
несколько маркеров;
машинка - грузовик;
хорошее настроение
Наклейте малярный скотч на пол и скажите, что это дорога, по которой будет ездить машинка. Поиграйте с двумя автомобилями, которые едут по этой дороге и догоняют друг друга — один у мамы, а другой у ребенка. Когда малыш приноровится играть, скажите, что теперь у дорожки появится свой «голос», затем нарисуйте на скотче знакомый гласный звук. Для начала рекомендуем взять звук [А] и дальше [О], [У], [Э], [Ы], так как гласные буквы Е, И, Ю, Я — более сложны для составления слогов.
Теперь ваша задача — катить машину и протяжно тянуть гласный звук все время, пока она едет по дорожке. Помните, что объем речевого дыхания у малышей меньше, чем у взрослых, поэтому не делайте дорожки слишком длинными. Получилось? Отлично! Сделайте у дороги больше «поворотов», на каждом кусочке пути написав свой гласный звук, и поэкспериментируйте. Задача — сделать так, чтобы ребенок вез машинку, пропевая звук, написанный на этом отрезке дороги.
Когда ребенок будет уверенно пропевать гласные звуки и катить автомобиль, проверьте, чтобы малыш без вашей подсказки узнавал букву и называл ее. Теперь погрузите на машинку карточки с написанным согласным звуком. Для начала выбирайте буквы, название которых ребенок отлично знает. Рекомендуем начинать с согласных [В], [Ж], [З], [М], [Н], [С], [Ф], [Х], а после них переходить к остальным согласным. Это связано с тем, что перечисленные согласные произносятся более длительно, и их технически проще сливать в слог, не делая паузу между двумя звуками в слоге.
Погрузите в машину карточку с буквой и скажите, что звук [Н], например, отправляется в путешествие по дороге, но нужно ему помочь и скомандовать. Поставьте машину на «старт», укажите пальцем на карточку с согласным звуком и назовите его. После этого перевезите машину на малярную ленту и начните тянуть звук. Например, поставьте грузовик на «старт» и назовите: «Н». Переставьте машину на дорогу и тяните: «АААААА». И добавьте: «Смотри, у нас получилось НА!»
Чтобы не усложнять малышу задачу, сначала сливайте разные согласные со звуком [А]. Когда это получится, перевозите карточки с согласными по дорожкам со звуком [У] и так далее. Старайтесь постепенно увеличивать сложность задания, чтобы оно не выглядело слишком трудным, и малыш не терял интерес. Постепенно ребенок поймет, как правильно читать слоги.
Ребенок не может запомнить предлоги. Почему?
Основные ошибки в обучении:
Ребенку показывают карточки с предлогами несколько раз, он послушно повторяет за взрослым, но ничего потом сам повторить или использовать в речи не может.
Вводят сразу несколько предлогов и ждут, что ребенок запомнит их.
Торопятся вводить новый предлог, не убедившись, что ребенок запомнил и понял предыдущий.
Пару раз показали в бытовой ситуации, что ложка лежит НА столе и остановились.
Разберем основные принципы в обучении предлогам. Есть два вида:
Простые – в, на, под, над, около, перед, за и т.д.
Сложные – из-за, из-под, и др.
Начинаем изучение с простых предлогов, потом переходим к сложным.
Самое главное правило – учим ОДИН предлог, в одном значении, например "НА коробку". Затем добавляем другие значения: "НА дом", "НА банку", "НА стул" и т.д.
Обязательно значительное количество повторений. В классической логопедии пишут о 60: то есть играя, надо создать ситуацию, в которой ребенок повторит предлог около 60 раз. Конечно, у каждого своя скорость запоминания, но лучше ориентироваться на большее количество.
Только после закрепления одного предлога, мы таким же образом вводим следующий и только затем проводим дифференциацию.
Порядок предлогов можете определять сами, мы же обычно начинаем с "ПОД", потом "НА", "В", "ЗА", "ОКОЛО".
Во-вторых, мы НЕ начинаем изучение предлогов на картинках! Только в игре с реальными предметами. Как гласит китайская пословица: "Скажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать – и я пойму". К детям это относится в первую очередь))
Используйте подсказки. Мы используем пиктограммы, в некоторых случаях сопровождаем жестовыми подсказками, как на видео. Каждому предлогу – своя пиктограмма и свой жест. Это облегчит ребенку их понимание и различение.
Обратите внимание: умение слышать, понимать предлоги как отношения между предметами и умение проговаривать предлоги, использовать их в речи – 2 разных навыка, важно отработать их оба!
Мы уже знакомили вас с Катюшей. В процессе работы с логопедом она начала использовать в жизни предлоги "В", "НА", "ПОД", "ЗА", называла их без ошибок. Но в какой-то момент оказалось, что если ей сказать "Положи на стол" или "Убери под кровать" и др., Катя терялась и не могла правильно выполнить действие.
Короткий тест показал, что если дать инструкцию, содержащую предлог, девочка не могла его вычленить во фразе. Поэтому логопед вернулась к этапу дифференциации предлогов на слух.
Не пропускаем этапы, закрепляем каждый предлог со всех сторон, не торопимся, пока не убедимся, что ребенок и называет, и понимает его в речи.
Основные ошибки в обучении:
Ребенку показывают карточки с предлогами несколько раз, он послушно повторяет за взрослым, но ничего потом сам повторить или использовать в речи не может.
Вводят сразу несколько предлогов и ждут, что ребенок запомнит их.
Торопятся вводить новый предлог, не убедившись, что ребенок запомнил и понял предыдущий.
Пару раз показали в бытовой ситуации, что ложка лежит НА столе и остановились.
Разберем основные принципы в обучении предлогам. Есть два вида:
Простые – в, на, под, над, около, перед, за и т.д.
Сложные – из-за, из-под, и др.
Начинаем изучение с простых предлогов, потом переходим к сложным.
Самое главное правило – учим ОДИН предлог, в одном значении, например "НА коробку". Затем добавляем другие значения: "НА дом", "НА банку", "НА стул" и т.д.
Обязательно значительное количество повторений. В классической логопедии пишут о 60: то есть играя, надо создать ситуацию, в которой ребенок повторит предлог около 60 раз. Конечно, у каждого своя скорость запоминания, но лучше ориентироваться на большее количество.
Только после закрепления одного предлога, мы таким же образом вводим следующий и только затем проводим дифференциацию.
Порядок предлогов можете определять сами, мы же обычно начинаем с "ПОД", потом "НА", "В", "ЗА", "ОКОЛО".
Во-вторых, мы НЕ начинаем изучение предлогов на картинках! Только в игре с реальными предметами. Как гласит китайская пословица: "Скажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать – и я пойму". К детям это относится в первую очередь))
Используйте подсказки. Мы используем пиктограммы, в некоторых случаях сопровождаем жестовыми подсказками, как на видео. Каждому предлогу – своя пиктограмма и свой жест. Это облегчит ребенку их понимание и различение.
Обратите внимание: умение слышать, понимать предлоги как отношения между предметами и умение проговаривать предлоги, использовать их в речи – 2 разных навыка, важно отработать их оба!
Мы уже знакомили вас с Катюшей. В процессе работы с логопедом она начала использовать в жизни предлоги "В", "НА", "ПОД", "ЗА", называла их без ошибок. Но в какой-то момент оказалось, что если ей сказать "Положи на стол" или "Убери под кровать" и др., Катя терялась и не могла правильно выполнить действие.
Короткий тест показал, что если дать инструкцию, содержащую предлог, девочка не могла его вычленить во фразе. Поэтому логопед вернулась к этапу дифференциации предлогов на слух.
Не пропускаем этапы, закрепляем каждый предлог со всех сторон, не торопимся, пока не убедимся, что ребенок и называет, и понимает его в речи.
Мы подготовили небольшой список книг для начального ознакомления с АВА-методом.
Этот список будет полезен как родителям, так и специалистам.
Сохраняйте)
1. Рон Лиф, Джон Макэкен "Идёт работа".
2. Макото Шибутани "Визуальный словарь АВА. Иллюстрированный справочник основных понятий прикладного анализа поведения".
3. Роберт Шрамм "Детский аутизм и АВА".
4. Ольга Мелешкевич, Юлия Эрц "Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА)".
Если вы знаете другие книги по прикладному анализу поведения, которые мы не упомянули, поделитесь в комментариях. Будем признательны за рекомендацию и ваши впечатления)
Этот список будет полезен как родителям, так и специалистам.
Сохраняйте)
1. Рон Лиф, Джон Макэкен "Идёт работа".
2. Макото Шибутани "Визуальный словарь АВА. Иллюстрированный справочник основных понятий прикладного анализа поведения".
3. Роберт Шрамм "Детский аутизм и АВА".
4. Ольга Мелешкевич, Юлия Эрц "Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА)".
Если вы знаете другие книги по прикладному анализу поведения, которые мы не упомянули, поделитесь в комментариях. Будем признательны за рекомендацию и ваши впечатления)
КАК МАМА СТАВИЛА САШЕ ЗВУК [К]
Звук К – заднеязычный. Чтобы его произнести, надо задней частью языка прикоснуться к задней части нёба. Частая ошибка – когда дети вместо [К] произносят [Т], прикасаясь передней частью языка к передней части нёба.
Такая проблема и у Саши.
Есть два способа постановки звука К.
1⃣ По подражанию.
Ребенка учат делать выдох открытым ртом. Потом этот выдох преобразуется в звук [Х]. При надавливании большим пальцем под нижнюю челюсть звук [Х] звучит все более резко, и, наконец, получается взрывной звук [К].
2⃣ Механический.
Когда ребенок произносит [Т], взрослый прижимает зондом кончик языка, не дает кончику языка подняться. Тогда ребенок поднимает заднюю часть языка, и у него получается [К].
Легко сказать, но трудно сделать, если ты не логопед!
У Саши постановка звука заняла более двух месяцев, и она еще не завершена!
Обязательно нужно научить ребенка различать на слух звуки [К] и [Т]. И затем мы пробуем разные способы механической постановки звука.
Саша с мамой испробовали много вариантов: и ложкой, и зубной щеткой, и ватной палочкой, они даже ложились на стол.
Сейчас они близки к успеху, звук [К] стал проскальзывать, но вперед и еще работа над стабильностью произнесения и автоматизации.
Звук К – заднеязычный. Чтобы его произнести, надо задней частью языка прикоснуться к задней части нёба. Частая ошибка – когда дети вместо [К] произносят [Т], прикасаясь передней частью языка к передней части нёба.
Такая проблема и у Саши.
Есть два способа постановки звука К.
1⃣ По подражанию.
Ребенка учат делать выдох открытым ртом. Потом этот выдох преобразуется в звук [Х]. При надавливании большим пальцем под нижнюю челюсть звук [Х] звучит все более резко, и, наконец, получается взрывной звук [К].
2⃣ Механический.
Когда ребенок произносит [Т], взрослый прижимает зондом кончик языка, не дает кончику языка подняться. Тогда ребенок поднимает заднюю часть языка, и у него получается [К].
Легко сказать, но трудно сделать, если ты не логопед!
У Саши постановка звука заняла более двух месяцев, и она еще не завершена!
Обязательно нужно научить ребенка различать на слух звуки [К] и [Т]. И затем мы пробуем разные способы механической постановки звука.
Саша с мамой испробовали много вариантов: и ложкой, и зубной щеткой, и ватной палочкой, они даже ложились на стол.
Сейчас они близки к успеху, звук [К] стал проскальзывать, но вперед и еще работа над стабильностью произнесения и автоматизации.
Друзья! В прошлом посте мы выяснили, что дырка на штанах специалиста не является препятствием к запуску речи у детей
Сегодня предлагаем немного поиграть. На видео логопед занимается вызыванием звука [А].
Как вы думаете, какие согласные звуки и как логопед будет вызывать с помощью звука [А]?
Пишите свои предположения в комментарии
Сегодня предлагаем немного поиграть. На видео логопед занимается вызыванием звука [А].
Как вы думаете, какие согласные звуки и как логопед будет вызывать с помощью звука [А]?
Пишите свои предположения в комментарии
Решили не ждать четверга и дать правильный ответ сегодня))
Звук [М], который лидировал в ваших вариантах — хороший вариант. Но в данном случае Анна с помощью [А] вызывает звук [Д].
Практически все звуки со Светой вызывались по пути Б — механическим способом. Это более длительный путь, нежели вызывание звуков через подражание. И сейчас, спустя 4 года, она комментирует простыми фразами и читает коротенькие стихотворения 🏻
Звук [М], который лидировал в ваших вариантах — хороший вариант. Но в данном случае Анна с помощью [А] вызывает звук [Д].
Практически все звуки со Светой вызывались по пути Б — механическим способом. Это более длительный путь, нежели вызывание звуков через подражание. И сейчас, спустя 4 года, она комментирует простыми фразами и читает коротенькие стихотворения 🏻
Ранее мы рассказывали о Свете и показывали начальный этап речевых занятий. Логопед шла со Светой по пути Б, то есть большая часть звуков вызывалась механическим способом. Это длительный путь, для которого необходимо терпение.
Сложно поверить, что эта уже взрослая малышка ещё 4 года назад не могла произвольно произнести такие звуки, как [Б], [Д], [С] и другие
Медленно и постепенно, шаг за шагом, вытаскивали каждый звук и соединяли их в слова. На данный момент у Светы хорошее эхо, она обращается фразой из двух-трех слов и учится комментировать. С логопедом ведется работа над плавностью речи, расширением номинативного и глагольного словаря.
На первом видео четырехлетний результат плотных занятий в центре с логопедом и дома. На втором — с чего все начиналось.
Сложно поверить, что эта уже взрослая малышка ещё 4 года назад не могла произвольно произнести такие звуки, как [Б], [Д], [С] и другие
Медленно и постепенно, шаг за шагом, вытаскивали каждый звук и соединяли их в слова. На данный момент у Светы хорошее эхо, она обращается фразой из двух-трех слов и учится комментировать. С логопедом ведется работа над плавностью речи, расширением номинативного и глагольного словаря.
На первом видео четырехлетний результат плотных занятий в центре с логопедом и дома. На втором — с чего все начиналось.
Любимые коллеги!
Поздравляем вас с Днем Логопеда!
В этот день хотим пожелать огромного терпения в нашем нелёгком труде обучения. Пусть все трудности будут преодолены, и все больше детей начнут говорить и радовать нас.
Успехов и побед!
Поздравляем вас с Днем Логопеда!
В этот день хотим пожелать огромного терпения в нашем нелёгком труде обучения. Пусть все трудности будут преодолены, и все больше детей начнут говорить и радовать нас.
Успехов и побед!
"Скажи ма-ма", "Скажи па-па". "Скажи!".., "Повтори!".. .
Мы сталкиваемся с тем, что родители часто используют это слово и его аналоги, когда хотят, чтобы ребенок начал повторять. Периодически это желание у них заходит настолько далеко, что вызывает у ребенка негативные эмоции — малыш начинает раздражаться, злиться, замыкаться в себе.
Игровые логопеды на занятиях действуют иначе: они не требуют от ученика сразу повторять звуки или, тем более, слова, а ищут мотивационную деятельность, которая его заинтересует.
Например, они играют в песок, насыпают его в мельницу. Логопед не торопит мальчика, не просит что-то показать или сказать, а просто дает модель. Вася делает жест и сразу получает полный стакан с песком.
В первое время мальчик отказывался участвовать в игре и просто наблюдал за действиями логопеда. Затем заинтересовался и стал делать то, что ему по силам — жест. В будущем у него подключится и звук.
А как вы справляетесь с речевым негативизмом у деток?
Мы сталкиваемся с тем, что родители часто используют это слово и его аналоги, когда хотят, чтобы ребенок начал повторять. Периодически это желание у них заходит настолько далеко, что вызывает у ребенка негативные эмоции — малыш начинает раздражаться, злиться, замыкаться в себе.
Игровые логопеды на занятиях действуют иначе: они не требуют от ученика сразу повторять звуки или, тем более, слова, а ищут мотивационную деятельность, которая его заинтересует.
Например, они играют в песок, насыпают его в мельницу. Логопед не торопит мальчика, не просит что-то показать или сказать, а просто дает модель. Вася делает жест и сразу получает полный стакан с песком.
В первое время мальчик отказывался участвовать в игре и просто наблюдал за действиями логопеда. Затем заинтересовался и стал делать то, что ему по силам — жест. В будущем у него подключится и звук.
А как вы справляетесь с речевым негативизмом у деток?